ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мероприятия по защите информации



1. Выделяется ответственный за эту работу - один из руко­водителей предприятия, который совместно со службой информации, если такая предусмотрена в организации, организует и осуществляет комплекс работ по защите ин­формации.

2. Создается комиссия из числа квалифицированных специ­алистов структурных подразделений, которая будет вы­полнять экспертные функции.

3. Членами вышеупомянутой комиссии с привлечением ру­ководителей вырабатывается первоначальный вариант перечня сведений, составляющих коммерческую тайну организации.

4. Анализируются поступившие предложения и готовится окончательный вариант перечня сведений.

5. Перечень утверждается руководителем организации и до­водится до исполнителей в полном объеме или в части, их касающейся.

 

 

Инвентаризация, ее цель и значение

 

Достоверность учетной информации обеспечивается прове­дением инвентаризации. Технически она представляет собой пе­риодическую опись имущества и обязательств организации на определенную дату с занесением ее результатов в отдельные ин­вентарные ведомости (описи).

Инвентаризация- это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению на­личия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и доку­ментально подтверждаются их наличие, состояние и правиль­ность оценки.

Инвентаризация является не только важным общехозяй­ственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Со­гласно п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете при формирова­нии учетной политики помимо рабочего плана счетов, форм пер­вичных учетных документов, правил документооборота, утверж­дается и порядок проведения инвентаризации имущества и обя­зательств организации.

Правила проведения инвентаризации определены в Методи­ческих указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95г. №49.

Инвентаризация является одним из основных элементов ме­тода бухгалтерского учета, а также методическим приемом фак­тического контроля при проведении ревизии, аудита и др. Ин­вентаризация конкретизирует понятие контроля и ревизии, рас­крывая технико-методологические аспекты их практического осуществления.

В системе приемов и способов фактического контроля ин­вентаризация занимает центральное место. Если ревизия служит важнейшей формой экономического контроля по способам его осуществления, то инвентаризация выступает важнейшим при­емом проведения ревизий и других форм контроля.

Термин «инвентаризация» происходит от латинского слова «инвентарь» (от лат. - роспись, опись) и означает опись имущества (вещественных ценностей и расчетов). Однако в настоящее время в организациях возникли другие новые объек­ты бухгалтерского учета, которые не имеют натурально-вещественной формы, но подлежат также инвентаризации. К ним относятся нематериальные активы. Инвентаризация в современных условиях имеет иной смысл, так как ей подвергаются не только вещественные ценности и расчеты, но и такие новые объекты бухгалтерского учета, как нематериальные активы, ценные бумаги, финансовые вложения в паи, займы, уставные капиталы других организаций и др.

Сущность инвентаризации состоит в том, что наличие тех или иных объектов устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета. При инвентаризации данные наличия хозяйственных средств фиксируются в инвентаризационных описях и в сличительных ведомостях сверяются с данными бухгалтерского учета с целью установления (выявления) недостач или излишков средств. Инвентаризации подергаются также дебиторские и кредиторские задолженности организации с целью установления их достоверности. При помощи инвентаризации устанавливают состояние и правильность оценки имущества в бухгалтерском учете и отчетности.

Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению материально ответственным лицом, на ответственном хранении у которого находится это имущество.

Налоговые органы вправе налагать административные штра­фы на должностных лиц организации, виновных в ведении бух­галтерского учета с нарушением установленного порядка проведения инвентаризаций.

В соответствии с п.1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств основными целями инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия имущества (как соб­ственного, так и не принадлежащего организации, но чис­лящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности, а также неучтенных объектов;

-определение фактического количества материально-про­изводственных ресурсов, использованных в процессе производства;

- сопоставление фактически полученных данных о нали­чии имущества в натуре с данными аналитического и син­тетического учета (выявление излишков и недостач);

- проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их ры­ночной стоимости и фактического физического состояния;

- проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных акти­вов, а также правил и условий хранения товарно-матери­альных ценностей, ценных бумаг, денежных средств.

Количество, порядок и сроки проведения инвентаризаций определяет руководитель организации, кроме тех случаев, когда ее проведение обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муни­ципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственного лица;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрез­вычайных ситуаций, вызванных экстремальными усло­виями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

В иных случаях инвентаризация может устанавливаться ру­ководителем, который и будет определять ее круг и сроки проведения.

В межинвентаризационный период в организациях с боль­шой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Контрольные проверки правильности проведе­ния инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводи­мые в межинвентаризационный период, осуществляются инвен­таризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

Виды инвентаризаций

 

Организация с учетом специфики своей деятельности и за­дач, которые необходимо решить в ходе инвентаризации, исполь­зует различные виды инвентаризации.

По периодичности проведенияв соответствии с учетной политикой организации различают плановую и внеплановую ин­вентаризацию.

Плановая инвентаризация проводится в соответствии с пла­ном контрольно-ревизионных работ органа внутрихозяйствен­ного контроля (ревизионной комиссии, внутреннего аудита) и учетной политики организации, а также тогда, когда проведение инвентаризации обязательно согласно законодательству. К пла­новым инвентаризациям относятся также и ежегодные инвента­ризации, проводимые перед составлением годового отчета.

Внеплановые (внезапные) инвентаризации (проведение ко­торых не предусмотрено в учетной политике и плане конт­рольно-ревизионных работ, а также их проведение не носит обя­зательный характер) проводятся внешними аудиторами при про­ведении аудита (обязательного или инициативного) в данной организации, внутренними ревизорами ревизионной комиссии, аудиторами аудиторской службы, инвентаризационной комисси­ей организации при выявлении фактов нарушений законности, по сигналам персонала, при обнаружении сомнительных хозяй­ственных операций и др.

В зависимости от полноты охвата имущества и обяза­тельстваорганизации различают полную и частичную инвен­таризацию.

Полная инвентаризация - это проверка в натуре всего имущества организации и ее обязательств на определенную дату. Полная инвентаризация проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при реорганизации экономического субъекта и т.д.

Частичной (выборочной) инвентаризацией является каждая отдельная проверка в натуре объектов определенных видов. Например, инвентаризация материалов на складе, инвентариза­ция денежных средств в кассе и др.

Выборочная инвентаризация наличия товарно-материальных ценностей может проводиться в случаях обнаружения нарушения порядка и сроков приведения инвентаризации, а также установле­ния фактов списания материальных ценностей по незаконным операциям или неправильно оформленным документам.

Организация самостоятельно решает вопросы проведения полной или частичной инвентаризации и отражает это в приказе по учетной политике исходя из требований действующего зако­нодательства.

По обязательности проведения различают инвентариза­цию обязательную и инициативную.

Обязательная инвентаризация проводится в обязательном по­рядке в соответствии с законодательством РФ, инициативная — по решению руководства организации.

По методу проведения выделяют натуральную и докумен­тальную инвентаризацию.

Натуральная инвентаризация состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем под­счета, взвешивания, обмера и т.д. Документальная инвентариза­ция заключается в проверке документального подтверждения на­личия объектов. ,

Подготовительная работа

 

Инвентаризации подлежат все виды имущества и финансо­вых обязательств.

Инвентаризация имущества осуществляется по каждому его наименованию и в разрезе материально ответственных лиц.

Вся работа по проведению инвентаризации возлагается на ревизионную комиссию, рабочие или постоянно действующие комиссии.

Состав инвентаризационной комиссии утверждает руководитель предприятия с включением в него представителей администрации, бухгалтерии и других специалистов (технологов, экономистов), а также могут привлекаться работники службы внутреннего аудита.

Суть работы инвентаризационной комиссии сравнение фактического наличия ценностей в натуре с данными бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации отражаются в сличительной ведомости, также в ней отражается порядок регулирования инвентаризационных разниц.

За правильное документальное оформление инвентаризации несет ответственность главный (старший) бухгалтер. Поэтому до начала инвентаризации необходима тщательная предварительная подготовительная работа:

- Инвентаризационная комиссия составляет календарный план проведения инвентаризации и распределяет работу между отдельными промежуточными группами (бригада­ми) комиссии.

- Каждая промежуточная группа (бригада) в зависимости от объекта проверки разрабатывает подробную про­грамму проведения инвентаризации конкретных объек­тов и распределяет работу между членами группы (бри­гады). В каждой группе назначается (выбирается) стар­ший (бригадир), а для инвентаризационной комиссии в целом из ее членов избирается председатель комиссии.

- Руководитель организации и главный (старший) бухгал­тер проводят инструктаж членам комиссии о целях, зада­чах и порядке проведения инвентаризации.

- Бухгалтерия организации подготавливает все необходи­мые бланки документов для проведения инвентаризации (инвентаризационные описи, сличительные ведомости, промежуточные акты и т.п.).

- К началу инвентаризации все записи и остатки по счетам в регистрах аналитического и синтетического учета дол­жны быть тщательно выверены, а все данные документов записаны в регистры.

Проверка материально-производственных ценностей, денеж­ных средств и внеоборотных активов производится по месту их хранения, обязательно в присутствии лиц, на ответственности которых находятся проверяемые ценности.

Общий порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов определен Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49, а Постановлениями Госкомстата России от 18 августа 1998 р. № 88 и от 27 марта 2000 г. № 26 утверждены унифицированные формы учета результатов инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации в организации оформляется в виде приложения к приказу об учетной политике, которое включает в себя:

- график проведения плановых и внеплановых инвентаризаций (в том числе обязательных) в отчетном году;

- даты проведения плановых инвентаризаций;

- перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации. Объектами инвентаризации выступают:

основные средства,

• нематериальные активы,

финансовые вложения,

производственные запасы,

готовая продукция,

товары,

прочие запасы,

денежные средства,

прочие финансовые активы,

кредиторская задолженность,

кредиты банков,

займы,

резервы.

Каждая организация обязана создавать постоянно действующую инвентаризационную комиссию. В нее включаются представители администрации, работники бухгалтерии, а также другие (специалисты (инженеры, экономисты, техники). В комиссию могут входить и представители службы внутреннего аудита организации или независимых аудиторских организаций.

В организационно-контрольные функции постоянно действующей комиссии входит проведение плановых, а также выборочных инвентаризаций и контрольных проверок в межинвентаризационный период.

Для проведения инвентаризации в организации могут создаваться также рабочие и разовые комиссии.

Рабочие комиссии непосредственно проводят плановые инвентаризации материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения. Они обычно создаются при большом объеме работ или территориальной разобщенности имущества для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Разовые комиссии (в каждом конкретном случае состав комиссии утверждается руководителем организации при проведении инвентаризации по мере необходимости) проводят проверки выборочные инвентаризации.

Существенное правило для всех инвентаризаций: при отсутствии хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

До проведения инвентаризации важно убедиться, что в организации четко организованы складское хозяйство и контрольно-пропускная система. Для этого инвентаризационной комиссии рекомендуется проверить следующие факты:

- осуществляется ли охрана территории организации, обо­рудованы ли помещения пожарно-охранной сигнализа­цией;

- заключены ли фактически и правильно ли оформлены до­говоры о полной индивидуальной или бригадной матери­альной ответственности с работниками, которым переда­ны ценности для сохранения и использования;

- соответствуют ли должности материально ответственных лиц утвержденному перечню должностей и работ, заме­щаемых и выполняемых работниками, с которыми орга­низацией могут заключаться письменные договоры о пол­ной материальной ответственности;

созданы ли материально ответственным лицам условия для обеспечения сохранности материальных ценностей, имеются ли закрываемые складские помещения, шкафы, сейфы, емкости для хранения ценностей;

-оснащены ли места хранения материальных ценностей необходимыми измерительными приборами;

- существует ли контроль над порядком вывоза ценностей из организации и выдачей доверенностей на их получение;

- хранятся ли товарно-материальные ценности, принадле­жащие третьим лицам, отдельно;

- назначена ли приказом руководителя постоянно действу­ющая комиссия для проверки сохранности материальных ценностей.

Перед тем как начать проверку фактического наличия иму­щества, инвентаризационная комиссия должна получить все при­ходные и расходные документы или отчеты о движении денеж­ных средств и материальных ценностей. Приходные и расходные документы материально ответственные лица сдают в бухгалте­рию под расписку, а затем документы передаются инвентариза­ционной комиссии.

22.Документальное оформление процесса и результатов инвентаризации

 

Перед проведением инвентаризации директор издает приказ о ее проведении (форма № ИНВ-22). Он регистрируется в журна­ле учета контроля за выполнением приказов о проведении ин­вентаризации (форма № ИНВ-23).

Данный приказ готовят, как правило, не менее чем за 10 дней до наступления срока проведения инвентаризации. В приказе определяют, что конкретно будет учитываться в ходе инвента­ризации, в каком порядке она должна проводиться, в какие сроки и кто входит в инвентаризационную комиссию.

После проверки фактического наличия материальных цен­ностей составляются акты инвентаризации и инвентаризацион­ные описи.

Причем основной формой первичной документации для уче­та результатов вещественной инвентаризации является инвен­таризационная опись, а для учета документальной инвентариза­ции - акт инвентаризации.

Формы инвентаризационных описей и актов инвентариза­ции утверждены постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88.

Инвентаризационные описи можно заполнять как от руки, так и с использованием компьютера. Но в любом случае они дол­жны быть заполнены четко и ясно, без помарок и подчисток. Ошибки, допущенные при заполнении инвентарных описей, исправляются во всех их экземплярах следующим образом: неправильные записи зачеркиваются одной линией и над ними проставляются правильные записи.

Исправления согласовываются со всеми членами инвентари­зационной комиссии и материально ответственными лицами и подписываются ими.

В инвентаризационных описях и актах инвентаризации не­допустимо оставлять незаполненные строки, поэтому все остав­шиеся незаполненными строки описи или акта должны быть про­черкнуты.

Инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию, где производится сравнение данных учета и данных инвентаризации. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и ма­териально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кла­довой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.

Результаты инвентаризации, а также контрольных проверок оформляются следующими документами:

- сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств – ИНВ-18;

- сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей – ИНВ-19;

- Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей;

- Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций;

- Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.

При составлении сличительных ведомостей необходимо учитывать пересортицу ТМЦ (неправильный учет товаров одного сорта в составе другого сорта), суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы. Необходимо также произвести списание потерь в пределах норм естественной убыли.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.016 с.)