![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приемы и способы, используемые при проведении контроляСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В зависимости от формы экономического контроля используются различные приемы и способы проверок. К приемам фактического контроля относятся: 1. Инвентаризация - проверка объектов в натуре, путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета. 2. Лабораторный анализ - представляет собой выявление необходимых показателей качества тех или иных объектов контроля путем соответствующего (физического, химического или биологического) анализа в лабораторных условиях (например, определяют в лабораторных условиях качество шерсти, сахаристость сахарной свеклы, жирность молока и т.д.). 3. Экспертная оценка - применяется для выявления профессионального уровня и ценности выполняемых работ путем их фактической экспертизы. Этот прием контроля используется также для установления подлинности документов, записи, реальности и характера совершенных операций, зависимости между деянием и действующим лицом. 4. Очный опрос - фактическая проверка объектов контроля путем очного опроса соответствующих лиц, располагающих теми или иными сведениями об этих объектах. Разновидностью очного опроса служат допрос и очная ставка, применяемые судебно-следственными органами при расследовании дел о недостачах, гибели и хищении имущества. Наряду с указанными приемами для изучения предмета экономического контроля широко используются приемы и способы документального контроля: I. Чтение документов - представляет собой изучение тех или иных документов, характеризующих соответствующие объекты контроля (определение их подлинности и правильности оформления, достоверности и законности отраженных в них хозяйственных операций). 2. Счетная проверка - проверка правильности цифрового материала в документах и регистрах бухгалтерского учета. 3. Письменный запрос - представляет собой получение необходимых сведений о том или ином объекте контроля от соответствующих предприятий (организаций) и отдельных лиц путем их письменного запроса. 4. Сопоставление (сверка) документов - означает сверку сведений о том или ином объекте контроля, содержащихся в различных документах (например, сопоставление количества полученной от урожая продукции, отраженного в документах по учету выхода продукции растениеводства с количеством этой же продукции, зафиксированным в документах по их транспортировке).
5. Экономический анализ - представляет собой изучение предмета контроля путем выявления влияния фактов, обусловивших те или иные изменения в этом предмете за проверяемый период. Все перечисленные приемы и способы изучения предмета экономического контроля применяются не изолированно, а в сочетании, что позволяет достаточно полно выявить положительные и отрицательные моменты в хозяйственной деятельности проверяемых организаций и отдельных должностных лиц в целях улучшения сохранности и более эффективного использования экономических ресурсов. Метод экономического контроля - совокупность приемов и способов, обеспечивающих выявление соответствия фактического состояния экономического производства установленному порядку его организации и регулирования. В процессе функционирования финансово-хозяйственный контроль сформировал свой метод в системе прикладных экономических наук. Метод характеризуется использованием общенаучных и собственных методических приемов и способов контроля. Метод (от греч. - путь исследования) - это способ исследования, что определяет подход к объектам, которые изучаются, путь научного познания и установления истины. Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ. Анализ (от греч. - разложение) - это прием исследования, включающий изучение предмета мысленным или практическим расчленением его на составные объекты. Синтез (от греч. - сочетание, составление, совмещение) - прием изучения объекта в целостности, в взаимосвязи его частей. В контроле синтез связан с анализом, дает возможность объединить объекты, расчлененные в процессе анализа, установить связь и познать предмет как единое целое. Индукция (от лат. - наведение) - прием исследования, заключающийся в том, что общий вывод составляют на основе изучения не всех, а лишь части элементов множества, т.е. способ выведения заключений от частного к общему (например, проверку дебиторской задолженности осуществляют на первых порах по данным аналитического, а потом - синтетического учета).
Дедукция (от лат. — вывод) - исследование состояния объекта в целом, а потом его составляющих, т.е. делается заключение от общего к частному. Например, проверку затрат на первых порах проводят по данным синтетического, а потом - аналитического учета. Аналогия - прием научных выводов, благодаря которому достигают познания одних объектов на основе сходства их с другими. Прием аналогии основывается на сходстве некоторых сторон различных объектов, представляет основу моделирования, которое применяется в контроле. Моделирование - прием научного познания, основывающийся на замене исследуемого объекта его аналогом, моделью, веющей важные приметы оригинала. В контроле применяют организационные модели проведения контрольного процесса - стандарты, нормативы, тарифы. Абстрагирование (от лат. - отрываю) - прием отвлечения. Методом абстрагирования переходят от конкретных объектов к общим понятиям (например, проверяют состояние трудовой дисциплины в отдельных подразделениях предприятия, абстрагируясь, строят заключения в целом по организации). Конкретизация (от лат. - густой, твердый) - исследование объектов во всей разносторонности их реальной, а не Абстрактной действительности. Системный анализ - изучение объекта исследования как совокупности элементов, которые образуют систему. Этот прием в контроле предусматривает оценку поведения объектов как системы со всеми факторами, которые влияют на его функционирование. Функционально-стоимостный анализ - изучение объектов на стадии инженерной подготовки производства, что включает проектирование и синтез сложных систем в процессе исследования их функционирования (оценка экономической эффективности технологических процессов). Контролирующие органы
Общая система контролирующих органов и организаций включает: 1. Государственные органы федерального значения: - государственного управления - Главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата РФ, Федеральная налоговая служба, Департамент финансового контроля и аудита Минфина России; - здравоохранения и обеспечения безопасных условий жизни - Государственная служба санитарно-эпидемиологического надзора РФ, Служба ветеринарного надзора РФ, Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ и др.; - труда и социального обеспечения - Государственная трудовая инспекция, Государственная жилищная инспекция. Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и другие; - финансово-кредитных отношений и страхования - Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство России, Министерство финансов РФ, Департамент финансового контроля и аудита Минфина России; - экономики, промышленности, сельского хозяйства и торговли - Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный комитет РФ по земельной политике, Государственная торговая инспекция и др.; - образования и культуры - Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ, Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ; - связи и информации - Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральная служба государственного надзора за связью.
Градация контролирующих органов по указанным сферам общественных отношений позволяет, с одной стороны, обозначить группу однородных и близких по своей направленности государственных органов, с другой - глубже понять суть и направленность каждого отдельного государственного контролирующего органа. Правда, некоторые из них по определенным основаниям, могут быть отнесены к двум, а то и трем из перечисленных сфер общественных отношений. Так как каждого из нас должен интересовать вопрос, куда расходуются те деньги, которые удерживаются с нас в виде государственных пошлин (например, за выдачу нового паспорта) и налогов: налога на доходы физических лиц, налога на имущество и т.д. Все суммы этих пошлин и налогов аккумулируются на счетах Федерального казначейства и поступают в федеральный бюджет. Затем из федерального бюджета эти средства распределяются по бюджетным учреждениям (организациям, функционирующим за счет федерального бюджета). Причем выделяются они по принципу адресности и целевого назначения. То есть при выделении средств обозначаются цели, на которые они могут быть израсходованы. Эти цели обозначаются кодами бюджетной классификации. К ним относятся в первую очередь Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН). Основной задачей созданных в 2004 г, территориальных управлений ФСФБН федерального уровня является проверка целевого и эффективного использования государственных (федеральных) бюджетных средств, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответствующий год. Ранее (до 2004 г.) порядок использования средств федерального бюджета проверялся территориальными управлениями в субъектах федерации (КРУ МФ РФ в субъектах федерации). Структура федеральных органов исполнительной власти изменена Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (далее - УП № 314). В соответствии с п. 13 УП № 314 функции Минфина России по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере переданы Федеральной службе финансово-бюджного надзора (ФСФБН). Вновь созданная ФСФБН будет осуществлять функции осуществления действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения.
Эта служба является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет надзор по контролю в бюджетно-финансовой сфере и последующий государственный финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом. Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. 2. Главное контрольное управление Президента РФ. Оно действует на основе Указа Президента РФ от 16 марта 1996 г. №.383, функциями которого являются контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти. Основные задачи этого органа: организация контроля и проверки деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и их руководителей; взаимодействие с указанными государственными органами при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов; координация деятельности федеральных контрольных и надзорных органов при осуществлении таких проверок; подготовка предложений по результатам проверок о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти; осуществление методического руководства аппаратом полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе по вышеуказанным вопросам. 3. Счетная палата РФ является по существу высшим органом государственного финансового контроля. В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания страны для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. В задачи этого органа входит: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; определение эффективности или целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального бюджета; анализ выявленных отклонений от установленных показателей в ходе исполнения федерального бюджета и подготовка предложений по их устранению; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ и иных уполномоченных финансово-кредитных учреждениях.
Основу всех контрольных мероприятий Счетной палаты РФ составляют ревизии и проверки, проводимые по месту расположения проверяемых объектов. 4. Министерство экономического развития и торговли РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий разработку и реализацию государственной социально-экономической политики. Оно наделено контрольными полномочиями в области регулирования экономических процессов лицензирования отдельных видов деятельности, развития государственного сектора экономики, применения государственных цен, внешнеэкономического сотрудничества и иных направлений этой политики. С возложением на указанное министерство государственного регулирования внутренней торговли оно призвано осуществлять мониторинг внутренних цен, государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также непосредственно проводить ревизии и проверки организаций, находящихся в его ведении. В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ведение этого министерства переданы функции, ранее осуществляемые упраздненным Министерством имущественных отношений РФ. В связи с этим в его контрольные полномочия входит: разработка нормативных актов по вопросам учета, управления, распоряжения, приватизации и контроля за использованием государственного имущества; ведение учета и реестра федерального имущества, учета уставов федеральных государственных унитарных предприятий и трудовых договоров, заключенных с их руководителями; проведение инвентаризации объектов федеральной собственности и проверка их целевого использования; осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков и иного федерального имущества и др. 5. Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, налоговой и валютной политики страны и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти. Министерство, финансов РФ выполняет следующие контрольные функции: осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, координирует политику федеральных органов исполнительной власти; участвует в разработке порядка и проведения контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности; осуществляет контроль за обеспечением платежеспособности страховых организаций и надзор за их деятельностью; организует и проводит пробный надзор и государственный контроль за операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями; участвует в разработке единой политики в области аудита и организует контроль за качеством проведения аудиторских проверок; проводит ревизии. Оно занимает особое место в системе общегосударственного финансового контроля и включает следующие подразделения: департамент государственного регулирования финансового контроля, аудита и бухгалтерского учета, а также федеральные службы финансово-бюджетного надзора, страхового надзора по финансовому мониторингу. Федеральное казначейство РФ. 6. Федеральная налоговая служба представляет собой единую централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления. Задачи: контроль за соблюдением налогового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ. 7. Федеральная таможенная служба обеспечивает непосредственную реализацию задач в области таможенного дела и единообразное применение таможенного законодательства на территории всей страны. На таможенные органы возложены следующие основные функции: таможенное оформление и таможенный контроль в целях ускорения товарооборота через таможенную границу РФ; взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, проверка правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взиманию; обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров через границу; борьба с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела; ведение таможенной статистики внешней торговли, а также осуществление международного сотрудничества в этой сфере. 8. Центральный банк РФ осуществляет свои функции и полномочия независимо от других государственных органов в соответствии со ст. 75 Конституции РФ и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» от 10.07.02 г. № 86-ФЗ. Основная задача Центрального банка РФ заключается в защите и обеспечении устойчивости рубля как денежной единицы в стране, в связи с чем денежная эмиссия является исключительной прерогативой ЦБ РФ. Центральный банк РФ выполняет следующие контрольные функции: лицензирование, государственная регистрация и банковский надзор за деятельностью кредитных организаций; валютное регулирование и валютный контроль; проведение ревизий и проверокподведомственных организаций. 9. Судебные и правоохранительные органы (Верховный Суд РФ,Прокуратура РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Высший Арбитражный суд РФ) призваны обеспечить систематический контроль за соблюдением всеми звеньями экономики и отдельными лицами действующего законодательства. 10. Органы специализированного государственного контроля осуществляют проверку соблюдения всеми организациями, учреждениями и отдельными лицами действующего законодательства и установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (госавтоинспекция, Государственная санитарная инспекция и др.). Они осуществляют проверки состояния исполнения законов, выявляют факты их нарушения, виновных лиц и сумму материального ущерба, принимают меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещению причиненного материального ущерба. 2. Государственные органы регионального значения (субъектов Российской Федерации и местного самоуправления) - относятся такие органы, которые не являются структурными подразделениями федеральных органов, а формируются и функционируют на уровне субъектов федерации и местного самоуправления. 3. Негосударственные контролирующие организации: - союзы потребителей; - профессиональные союзы; - аудиторские организации; - негосударственные организации по экспертизе и сертификации качества товаров и услуг; - общественные объединения. 4. Международные контролирующие организации - это исполнительные структуры Организации Объединенных Наций и Европейского союза (МАК - Международный авиационный комитет, МСО - Международная организация по стандартам, МСЭ - Международный союз электросвязи). Полномочия контролирующих органов: осуществлять лицензирование, иметь доступ к объектам контроля и обследовать их, запрашивать и получать необходимые для контроля документы, материалы и сведения, вызывать должностных лиц и иных граждан, получать от них объяснения, использовать помощь специалистов, давать предписания о устранении нарушений, приостанавливать действие лицензии, запрещать реализацию товаров либо оказание услуг, принимать меры для привлечения виновных в правонарушениях лиц к установленной законом ответственности, в том числе передавать соответствующие материалы в правоохранительные органы. Полномочия контролирующих органов являются составной частью правого механизма осуществления контроля. Механизм контроля включает в себя систему мер, позволяющих контролирующим органам: - получать необходимые сведения о лицах и организациях, занимающихся подконтрольной деятельностью, о самой деятельности и ее результатах; - выявлять отклонения от установленных правил и требований относительно субъектов, порядка осуществления и результатов деятельности; - принимать - меры по пресечению нарушений указанных правил и требований, восстановлению нарушенных прав и удовлетворению законных интересов лиц, организаций, государства, когда им причинен вред неправомерными действиями; - принимать меры для привлечения к ответственности лиц и организации, виновных в нарушениях установленных правил и требований. Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, исчерпывающий перечень которых обычно содержится в нормативном акте, регулирующем его деятельность. Необходимо отметить, что в отличие от аудита и бухгалтерского учета в области контроля еще не сложилась система нормативного регулирования. Несмотря на это, можно наблюдать определенную систематизацию нормативного регулирования, характерную прежде всего для отдельных видов контроля. Важное место среди законодательных актов занимают кодексы: Гражданский кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Таможенный кодекс РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях; Трудовой кодекс РФ; Земельный кодекс РФ. 8. Основное содержание финансового контроля
Финансовый контроль - одна из форм управления финансами, особая сфера контроля, обусловленная формированием и использованием финансовых ресурсов во всех структурных подразделах экономики государства. Он предусматривает проверку хозяйственных и финансовых операций относительно их законности, экономической целесообразности и достижения положительных конечных результатов работы. Сферой финансового контроля являются хозяйственные операции, осуществляемые с использованием денег, а в отдельных случаях и без них (например, бартерные соглашения). Финансовый контроль охватывает такие показатели: выручка от реализации продукции и прочие поступления, основные виды затрат, состояние оборотных средств, активов и пассивов 6аланса, рентабельность, финансовое состояние и платежеспособность предприятия, расчеты с бюджетом и кредитными учреждениями, дебиторскую и кредиторскую задолженность и т.п. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, финансовый контроль - это контроль над законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов. В качестве предмета финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровнях отраслей, регионов и страны в целом. Объектами финансового контроля являются те конкретные организации, предприятия, органы управления, хозяйственная деятельность которых непосредственно обусловила указанные процессы. Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы. Основным содержанием финансового контроля в условиях рынка являются: • обеспечение качества и эффективности финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов субъектов хозяйствования и управления государства в целом и его граждан; • проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами; • проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств); • проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями; • выявление внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех сферах производства; • устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины - обязательного для всех организаций и должностных лиц порядка ведения финансового учета и отчетности, соблюдения установленных норм и правил. В случае их выявления в установленном порядке принимаются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам. Результатом финансового контроля являются документальные материалы (акты, отчеты, справки, заключения), которые отражают достоверность информации о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, вскрытые в процессе контроля отклонения от принятых стандартов, нарушения установленных норм и правил.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.248.61 (0.018 с.) |