Контроль как функция управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль как функция управления



Сущность, роль КиР

Контроль – это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект и отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений

ревизия (от позднелат. revisio - пересмотр) - 1) проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений или должностных лиц за определенный период; основной метод финансового контроля.

Контроль на предприятии (контроллинг) включает текущий сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности фирмы от нормативных или плановых и, что более важно, — подготовку рекомендаций для принятия решения. Контроль выявляет слабые стороны предпринимательской деятельности, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций. Контроль на предприятии включается в процесс управления, установление целей, разработку бизнес планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от намеченных целей на всех этапах жизни товара: от его создания до реализации. В современных условиях при создании новых изделий, организации работы, научных исследованиях и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), получение достижений в науке и технике роль контроля будет усиливаться. Понятие «контроль в управлении» следует рассматривать в трех основных аспектах:

1) контроль как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, одна из их основных управленческих функций, т. е. контроль как деятельность; 2) контроль как завершающая стадия процесса управления, основой которой является механизм обратной связи;

3) контроль как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений, непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения. Наряду с внутренним контролем, внутрихозяйственным расчетом, созданием мер по ограничению риска и безопасности хозяйственной деятельности фирмы большое значение в финансовой и налоговой сфере в современной обстановке имеет ревизия — как инструмент контроля. Государство контролирует предприятия всех форм собственности с помощью эффективных форм финансового контроля. Объектом финансового контроля выступает как бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, так и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим определяется большая роль и значение финансового контроля как основного элемента государственного контроля и управления. Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры предприятия с государственным участием, организации полностью или частично финансируемые из бюджета, организации и предприниматели в части уплаты налогов в бюджет.

Контроль как функция управления

Управление – конкретный вид деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, это соответствующая организация работ.

Контроль является одной из функций управления. В теории управления до настоящего времени не выработана единая классификация функций управления по четко определенным признакам.

Функции управления – это часть управленческой деятельности. Они определяют формирование структуры управленческой системы. Невозможно найти один универсальный принцип классификации функций управления. Правомерные различные принципы разделения одного и того же объема управленческой деятельности возникают под влиянием не только объекта управления, но и законов, присущих самому управлению.

В настоящее время чаще называют четыре основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производятся оценка степени достижения организацией своих целей и необходимая корректировка намеченных действий. Контроль связывает воедино все функции управления, позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

Понятие «контроль в управлении» следует рассматривать в трех основных аспектах:

1) контроль как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, одна из их основных управленческих функций, т. е. контроль как деятельность;

2) контроль как завершающая стадия процесса управления, основой которой является механизм обратной связи;

3) контроль как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений, непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения.

Органы контроля

Основным государственным органом контроля является Государственная Дума, а точнее Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты которого проводят контролирующую экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам.

Счетная палата - независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие контролирующие задачи: организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов; подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса; оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов; финансовая экспертиза; контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков; реулярное представление Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические проверки и ревизии. Президентский контроль за финансами осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка. Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ, Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций - контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов. Министерство финансов РФ (Минфин) не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ. Контрольно-ревизионное управление (КРУ)и органы Федерального казначейства, осуществляют оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ, на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями.. Центральный Банк России (ЦБР) - организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности.

4. Государственный финансовый контроль – это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Главная цель государственного контроля – максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, Государственный финансовый контроль — неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы. Его цель — контроль над исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего долга, государственных резервов, осуществлением финансовых и налоговых льгот; а также контроль над своевременным и полным поступлением всех видов государственных доходов, использованием кредитных и привлеченных средств на покрытие дефицита госбюджета, своевременным финансированием затрат на социальную сферу, в том числе на оплату труда, выплаты пенсий, стипендий и других социальных выплат.

Отличия ревизии от аудита

Ревизия отличается от внутреннего и внешнего аудита по нескольким критериям: 1. По целям. Целью ревизии является выявление и оценка недостатков в работе п/п с целью их искоренения и профилактики, целью внутреннего аудита -удовлетворение потребностей администрации в рамках данного хозяйствующего органа, внешнего - выражение мнения о достоверности бух. отчетности и законности совершаемых п/п-ем хозяйственных операций для нужд третьих лиц: акционеров, инвесторов, банков, партнеров и т.п. 2. По практическим задачам. Основной практической задачей аудита, как внутреннего, так и внешнего, является улучшение финансового положение п/п. Для ревизии же это сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений. 3. По субъектам. Ревизия осуществляется по распоряжению вышестоящих или государственных органов, внешний аудит - независимым экспертом на договорной основе, внутренний - специалистами п/п-я по учету, контролю и анализу, работающим на данном п/п-и. 4. По объектам. Объект ревизионной проверки - законность совершаемых операций, сохранность имущества. Объектом внешнего аудита является система учета и отчетности, внутреннего - решение отдельных функциональных задач управления. 5. По методам. Методические приемы ревизии и аудита схожи, но используются в разных пропорциях из-за различных целей. 6. По типу проверки. При внешнем аудите чаще всего применяется выборочная проверка. Ревизия и внутреннего аудит, как правило, имеют сплошной характер. 7. По частоте проведения. Внутренний аудит проводится непрерывно, внешний аудит - периодически, ревизия - по усмотрению назначающего ее органа. 8. По характеру деятельности. Ревизия ивнутреннего аудит - это исполнительская деятельность, внешний аудит - предпринимательская. 9. По управленческим связям. При ревизии и внутренний аудите в основе взаимоотношений лежит подчиненность и подотчетность, в первом случае - перед вышестоящим органом, во втором - перед администрацией п/п-я, т.е. имеют место вертикальные связи. При внешнем аудите связи горизонтальные, аудитор и проверяемый субъект являются равноправными независимыми партнерами. 10. По результатам. Результатом ревизионной проверки является акт ревизии, передаваемый органу, назначившему проверку. Для внешнего аудита - это аудиторское заключение, имеющее юр. значение для третьих лиц. Результат внутреннего аудита - внутренние документы п/п-я для отчета перед руководством. 11. По обязательности. Внутренний аудит осуществляется добровольно, внешний - оже, если п/п-е не подлежит обязательному аудиту. Ревизия носит принудит. характер. 12. По плановости. Аудит всегда планируется, а ревизиям. носить как плановый, так и внезапный характер. 13. По ответственности. Ревизор несет ответственность перед вышестоящим органом на основании норм административного права, независимый аудитор - перед клиентом на основании норм гражданского права, внутренний аудитор - перед руководством. 14. По форме оплаты. Услуги ревизор а оплачивает орган, назначивший ревизию. Внутренний аудитор получает з/п от администрации п/п-я согласно штатному расписанию. Внешнему причитается вознаграждение от заказчика согласно договору.

Виды ревизий

Ревизии различаются по таким признакам. По признаку ревизующих органов ревизии бывают ревизии государственных органов, внутрихозяйственные ревизии и ревизии, проводимые аудиторскими фирмами. Ревизии государственных органов проводятся органами го­сударственного контроля (Счетной палатой Украины, Мини­стерством финансов Украины, Налоговой службой Украины), которые наделены контрольными правами по отно­шению к предприятиям (организациям, учреждениям) всех отраслей экономики. Внутрихозяйственные ревизии — проводятся работни­ками предприятий, которые контролируют деятельность внутренних структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности. Ревизии, проводимые аудиторскими фирмами проводят контроль за соблюдением установленных правил финансово-хозяйственной деятельности предприятия по контракту и на платной основе.

По признаку полноты проверки различают ревизии полные и частичные. Полная ревизия охватывает проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности предприятия, частичная — лишь отдельные виды деятельности или хозяйственных операций (кассовые, расчетные, товарные, производственные и т. п.). По организационному признаку ревизии бывают плановыми и внеплановыми.

Ревизии, которые проводятся за определенный период времени (одних, два или три года) и охватывают проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности (полные ревизии), считаются плановыми и предполагаются в планах проведения ревизий. К внеплановым принадлежат ревизии, которые проводятся в отдельных случаях и по разным причинам (в случае выявления недостатков, при наличии сигналов о недостатках в работе, нарушениях и злоупотреблениях, с целью контроля за качеством ревизии и т.п.).

По кругу вопросов, которые подлежат проверке, ревизии бывают сквозные и тематические, комплексные и некомплексные.

По времени проведения различают ревизии:

ПредварительныеТекущие Последующие

В зависимости от источника контрольных данных разли­чают ревизии:

Фактические Документальные Смешанные

Перечисленные виды ревизий при умелой, рациональной их организации обеспечивают сохранение средств, предупреждения фактов злоупотреблений, повышение эффективности работы субъектов предпринимательской деятельности

 

 

Предмет и методы контроля

Контроль имеет собственный предмет, отличный от предмета бухгалтерского учета и экономического анализа. Предметом контроля являются управленческая деятельность организации, хозяйственные и финансовые операции и процессы, рассматриваемые с позиции их экономической эффективности, законности, достоверности и целесообразности, обеспечения сохранности имущества субъекта хозяйствования и (или) собственника, осуществляемые субъектом контроля в лице должностного лица (исполнителя контроля). Предметом финансово-хозяйственного контроля являются процессы воспроизводства, включающие финансовые и хозяйственные операции и процессы (рисунок 2).

Как правило, в поле действия функции контроля попадают преимущественно отрицательные отклонения отдельных частей управляемого объекта от установленных критериев. В общей системе управления контролируется состояние и использование финансовых и материальных ресурсов, технологические процессы производства и реализации продукции (работ, услуг). Однако в отличие от функций анализа, где рассматриваются эти процессы взаимосвязанно, контроль во многих случаях носит локальный характер, в основном ориентирован на выявление отклонений, оказывающих негативное влияние на конечные результаты деятельности организации.

Следовательно, предметом финансово-хозяйственного контроля в современных условиях хозяйствования является планомерное и целенаправленное комплексное исследование различных сторон деятельности организации с целью всесторонней оценки результатов ее деятельности, предупреждение фактов бесхозяйственности и злоупотреблений, нецелевого и неэффективного использования финансовых средств и материальных ценностей, изыскания резервов повышения эффективности конечных результатов деятельности организации.

Метод.

метод документальной проверки, который заключается в проверке финансово-хозяйственных и иных операций, других сфер деятельности проверяемого субъекта, в том числе в оценке действий (бездействия) его должностных лиц и иных работников, по данным первичной документации, записей в учете и отчетности и др.;
метод фактической проверки, направленный на установление действительного, реального состояния какого-либо материального объекта, операции, деяния, процесса, явления или события путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и иных приемов, позволяющих получить данные (информацию) о характеристиках этого объекта, операции, деяния, процесса, явления, события и (или) их состоянии.

 

Правила проведения ревизии

Приведем краткое описание основных правил проведения ревизии.

1. Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для контролируемых лиц средства и способы проверки их действий.. Например, многие привыкли, что в ходе любой ревизии обязательно проверяют кассу. Но неожиданным для проверяющих будет внезапная проверка всех касс организации и кассовых аппаратов.

2. Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, соблюдать сроки проверки. Медлительность в ревизии в ряде случаев позволяет скрыть нарушения (оформить недостающие документы, завезти и вывезти ценности, оприходовать неучтенное и т. п.).

3. Непрерывность. Ревизоры не могут уйти из проверяемой организации на несколько дней.

4. Обоснованность. Вскрытые факты и выводы ревизии должны быть документально обоснованы, что предполагает дополнительную проверку любого факта, приводимого заинтересованными лицами в свое оправдание. Нельзя говорить об обоснованности ревизии, если игнорируются просьбы заинтересованных лиц о выполнении каких-либо ревизионных действий, в результате которых могут быть установлены важные обстоятельства, в частности, данные, оправдывающие заинтересованных лиц

5. Гласность. О проведении ревизии следует широко оповещать. Первоначально результаты ревизии обсуждаются с руководством обревизованной организации, затем о них информируют непосредственного заказчика данной работы (собственника, руководство вышестоящей организации). Правило гласности ревизии способствует устранению любой ошибки, допущенной ревизующими, и ориентирует их на объективную оценку материалов.

Ревизия качества ГП

Готовой продукцией считаются изделия, полученные в результате производственной деятельности организации и являющиеся конечным результатом производственного процесса.

Отгрузка готовой продукции оформляется товарно-транспортными накладными, требованиями на отпуск продукции, пропусками, договорами, спецификациями.

Отгрузка проводится бухгалтерскими записями в следующих регистрах:1) Главной книге; 2) журнале-ордере №11; 3) ведомости №16; 4) количественно – суммовых карточках, оборотных ведомостях.

Основными задачами ревизии готовой продукции являются:

· Выявление фактического наличия готовой продукции;

· Контроль за сохранностью готовой продукции путем сопоставления фактических и бухгалтерских данных;

· Выявление готовой продукции, частично потерявшей первоначальное качество;

· Проверка соблюдения правил и условий хранения готовой продукции;

· Контроль за соблюдением установленного порядка первичного учета готовой продукции;

· Проверка правильности отражения в балансе организации готовой продукции.

Ревизия качества готовой продукции.

Проверка должна проводиться по документам и фактическому состоянию вместе со специалистами и представителем ОТК организации. Более эффективна фактическая проверка. При выявлении фактов выпуска продукции низкого качества нужно установить период ее выпуска, количество и размер ущерба, причины и виновных лиц.

По взаимосвязанным документам можно сверить количество и реквизиты изделий, поступающих от ревизуемой организации к организации – заказчику, а также использовать материалы инвентаризаций.

Инвентаризация ГП

Инвентаризация готовой продукции – в целом не отличается от инвентаризации, проводимой на складе сырья и материалов.

На больших складах при длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения председателя инвентаризационной комиссии готовая продукция может отпускаться материально ответственными лицами в процессе инвентаризации в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную инвентаризационную опись под названием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации».

Товарно-материальные ценности, находящиеся на хранении, инвентаризируются совместно с собственными (отдельная опись).

Ревизия операций по отгрузке готовой продукции.

Необходимо в первую очередь установить следующее:

· Соблюдает ли организация действующие правила упаковки, затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест;

· Правильно ли оформляются документы на отгруженную продукцию, указываются ли все реквизиты изделий, вкладываются ли упаковочные документы, отражающие количество продукции в данном тарном месте.

Иногда для установления количества вывезенной продукции могут проверяться документы железнодорожной станции.

В процессе ревизии следует изучать рекламации и другие документы о недостачах или недовложениях готовой продукции при отпуске.

Особенно тщательно должны проверяться документы по возврату забракованных изделий.

При сопоставлении количества тары, списанной на упаковку продукции, с действительной потребностью в ней на выпуск учтенной готовой продукции можно выявить излишний расход тары.

Ревизия хоз. расходов

Ревизия подотчетных сумм тесно связана с ревизией кассовых операций и проводится чаще всего одновременно. Ревизию расчетов с подотчетными лицами целесообразно начинать с установления остатков задолженности этих лиц

на конец ревизуемого периода. Для этого проводят инвентаризацию подотчетных сумм.

Проверяется соответствие сумм, выданных подотчетным лицам из кассы организации, путем сличения данных журналов-ордеров № 1 и № 7 за каждый месяц, а также соответствие сальдо по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и данных Главной книги за каждый месяц. Сопоставляется месячный оборот по возврату подотчетных сумм в кассу в журнале-ордере № 7 с соответствующим итогом ведомости к журналу-ордеру № 1. Сопоставляются месячные обороты по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», отражающие расходы по дебету счетов 10, 26, 41 и т.п., с записями в Главной книге по дебету соответствующих счетов.

Проверяется соответствие сумм в представленных оправдательных документах и отраженных в авансовых отчетах, а также аналитических данных журнала-ордера № 7 с авансовыми отчетами за конкретный период.

Проверяются расходы на закупку материальных ценностей по оправдательным документам, свидетельствующим о фактически произведенных расходах, и правильность их заполнения. При оплате товаров, работ, услуг юридическим лицам проверяются представленные накладные, счета, товарные и кассовые чеки, приходные и расходные кассовые ордера и т.п. При оплате товаров, работ, услуг физическим лицам проверяются акты закупки с указанием в них полных сведений о физическом лице (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, паспортные данные).

Необходимо проверить, не числится ли задолженность по подотчетным суммам на конец проверяемого периода за лицами, которые на момент ревизии уволены из организации.

В случаях приобретения из подотчетных сумм материалов для хозяйственных нужд, малоценного инвентаря в небольших количествах для текущих потребностей организации проверяют, не было ли незаконных закупок материалов и инвентаря по завышенным ценам у частных лиц без накладных и товарных чеков. Если указанные ценности сразу списывались на издержки обращения, то проверяют обоснованность такого списания.

Д 71 К 50 - получены подотчетным лицом денежные средств из кассы под отчет (отражается на момент фактического получения денежных средств из кассы);

Д 10 К 71 - приобретены материальные ценности;

Д 20, 26 К 71 - осуществлены хозяйственные расходы.

Администрации важно оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом организации, предупреждать негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы, что обуславливает необходимость в получении качественной информации о функционировании ее различных подразделений и филиалов. Контроль и ревизия помогают осуществить данные управленческие функции.

Важным условием контроля и ревизии является достоверность и своевременность получаемой информации. В достоверной информации заинтересованы администрация, сотрудники, учредители, инвесторы, поставщики, покупатели, кредиторы, страховщики. Именно это условие помогает правильно принимать решения и, что особенно актуально, принимать и вводить их достаточно быстро, что повышает эффективность управления.

Ревизия кассовых операций

Основные задачи контроля денежных средств, кассовых и банковских операций состоят в том, чтобы выявить состояние сохранности денежных средств, целесообразность и законность их использования, достоверность совершенных денежных операций, отраженных в бухгалтерском учете, соблюдение кассовой дисциплины и условий хранения денежных средств.

Для решения этих задач ревизор должен располагать необходимой информацией, источниками которой являются данные первичного учета, кассовые документы, регистры синтетического и аналитического учета. При проверке кассовых операций используют чековые книжки, журналы регистрации, приходных, расходных кассовых ордеров, кассовые книги, отчеты кассира с приложенными первичными документами, журнал-ордер № 1-ПК и анализ счета 50 «Касса» (при компьютерной обработке данных).

При проверке операций по расчетному и другим счетам в банке используют выписки счетов, открытых в учреждениях банков с приложениями первичных документов: платежных поручений, инкассовых поручений, требований, объявлений на сдачу выручки из кассы в банк, мемориальных ордеров банка и др.

В целях осуществления внутрихозяйственного контроля в сроки, установленные руководителем организации, а также при смене кассиров в организации производится ревизия (инвентаризация) кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.

Ревизия наличия денежных средств, ценных бумаг в кассе и кассовых операций начинается с инвентаризации денежной наличности в кассе. Инвентаризацию денежной наличности в кассе организации проводит ревизор в присутствии главного (старшего) бухгалтера и кассира.

При недостаче денежных средств, выявленных в результате инвентаризации, ревизор должен принять соответствующие меры. Прежде всего он обязан выяснить причины недостачи, т.е. получить объяснительную от кассира, рекомендовать руководству предприятия отстранить кассира от исполнения обязанностей, а при крупных недостачах – оформить документы в следственные органы. Выявленные излишки должны быть оприходованы с увеличением финансового результата (Дебет счета 50 «Касса» - Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»).

Проверка сохранности МЦ

Проверка сохранности и использования товарно материальных ценностей на предприятии, как правило, начинается знакомством с работой материального отдела бухгалтерии. Предметом внимания аудитора являются: состав, подчиненность и квалификация учетных кадров; перечень используемых нормативных документов; наличие графика (схемы) документооборота; обоснованность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета; наличие схем отражения на счетах хозяйственных операций с материально производственными запасами; используемые методы внутреннего контроля (инвентаризация, документирование, нормативный учет, партионный раскрой) для проверки отклонений фактического расхода материалов от норм; соблюдение сроков проведения инвентаризаций товарно материальных ценностей и порядок оформления их результатов.

Источники информации – действующие формы первичной учетной документации, в том числе:

приходные ордера;

акт о приемке материалов;

лимитно-заборные карты;

требование-накладная;

накладные на отпуск материалов на сторону;

карточки учета материалов;

акты об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений;

журналы-ордера;

ведомости;

материальные отчеты;

баланс и приложение №2 к балансу «Отчет о финансовых прибылях и убытках».

Аудитору следует убедиться в наличии оформленных договоров с материально ответственными лицами, журналов регистрации приходно расходных документов, приказов об утверждении состава инвентаризационных комиссий и ознакомиться с порядком проведения инвентаризаций.
Сохранность сырья и материалов зависит от условий хранения, поэтому следующим этапом контроля является проверка состояния складского хозяйства на предприятии. Аудитор выясняет число и размещение складских помещений, их емкость, специализацию, проверяет условия для хранения ценностей, обеспеченность пожарно охранной сигнализацией, весоизмерительным оборудованием, тарой и т.д.
После этого целесообразно провести тестирование по специальной анкете и определить, какую следует проводить инвентаризацию материально производственных запасов – полную или частичную, а также осуществить сплошную документальную проверку отдельных направлений движения ценностей или ограничиться выборочной.

Ревизия сохранности ОС

Основными целями проверки основных средств и нематериальных активов являются проверка законности и правильности:

операций поступления, перемещения и выбытия основных средств и нематериальных активов;

определения первоначальной стоимости объектов основных средств и нематериальных активов;

своевременности начисления, включения в издержки производства и использования амортизационных отчислений основных средств и нематериальных активов;

отражения на счетах бухгалтерского учета операций по движению основных средств и нематериальных активов.

Осуществляется также проверка наличия неиспользуемого оборудования, его состояния, условий хранения и принятых мер по его реализации или передаче другим организациям; сохранности основных средств и нематериальных активов; наличия излишних основных средств; эффективности использования основных средств и нематериальных активов.

Источники информации:

баланс и приложения к нему;

журналы-ордера №№ 8, 10, 10/1, 11, 12, 13, 15, 16;

разработочные таблицы №№ 7, 10 к журналам-ордерам №№ 13, 15;

акты (накладные) приемки-передачи основных средств;

акты приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов;

акты на списание основных средств;

акты на списание автотранспортных средств;

инвентарные карточки учета основных средств;

акты о приемке оборудования;

акты о приемке-передачи оборудования в монтаж;

акты о выявленных дефектах оборудования;

договоры купли-продажи, поставки и дарения;

приказ (распоряжение) об учетной политике предприятия;

другие учетные регистры, вытекающие из особенностей организации учета в проверяемой организации.

По результатам проверки условий сохранности основных средств делаются соответствующие выводы, в зависимости от которых даются необходимые рекомендации.

Выборочная проверка документального оформления учета основных средств. Ревизионная комиссия (ревизор) оценивает соблюдение правил ведения картотеки или инвентарных книг. В ходе ревизии записи в карточках учета основных средств сверяются с данными первичных учетных документов. Записи в инвентарных карточках сопоставляются с данными технических паспортов.

Ревизия операций выбытия ОС

Источники информации:

баланс и приложения к нему;

журналы-ордера №№ 8, 10, 10/1, 11, 12, 13, 15, 16;

разработочные таблицы №№ 7, 10 к журналам-ордерам №№ 13, 15;

акты (накладные) приемки-передачи основных средств;

акты приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов;

акты на списание основных средств;

акты на списание автотранспортных средств;

инвентарные карточки учета основных средств;

акты о приемке оборудования;

акты о приемке-передачи оборудования в монтаж;

акты о выявленных дефектах оборудования;

договоры купли-продажи, поставки и дарения;

приказ (распоряжение) об учетной политике предприятия;

другие учетные регистры, вытекающие из особенностей организации учета в проверяемой организации.

Контроль выбытия основных средств состоит из проверки операций по списанию. Проводится анализ списания основных средств в плане их оценки.

Списание в учете с баланса должно проводиться в сумме фактической оценки основного средства, числящейся в инвентарной карточке. Контролируется порядок списания расходов по ликвидации основного средства.

Если списываемый объект полностью не амортизирован, то его остаточная стоимость будет равна балансовой за минусом суммы начисленного износа. Контролируют порядок операций по выбытию объектов основных средств согласно действующему законодательству.

По итогам ревизии проводится анализ выбытия основных средств и оформляются выводы ревизора об экономической целесообразности выбытия, правильности отражения операций по выбытию основных средств. Эти выводы отражаются в заключительных материалах ревизии.

В бухгалтерском учете выбытие основных средств отражается следующими проводка-ми:

Д 01 — К 01 — перенесена на отдельный субсчет первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств;

Д 02 — К 01 — списана сумма начисленной амортизации;

Д 91–2 — К 01 — списана остаточная стоимость объекта основных средств;

Д 62 — К 91–1 — предъявлен счет покупателю объекта основных средств;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.157 с.)