Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции управления и управленческий цикл, их значения и сущность.

Поиск

 

Содержание управления раскрывается в его функциях, возникших в результате разделения и специализации труда в сфере управления как особого вида деятельности.

Под функциями управления следует понимать специализированные виды управленческой деятельности, выделяемые по признакам содержательной однородности выполняемой работы и их целевой направленности.

Функции управления обеспечивают в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала.

По признаку участия в организации управления различают общие, специальные и вспомогательные функции.

К общими функциями относятся функции, который являются составной частью любого процесса управления вне зависимости от особенностей организации.

Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью и цикличностью в процессе управления, поэтому общие функции можно назвать и типовыми элементами управленческого цикла.

К ним относят:

Целеполагания – процесс формирования целей.

Планирование – вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации и ее составных частей; Организация – в задачи, которой входит формирование структуры организации и обеспечение всем необходимым для нормальной деятельности;

Координация и регулирование – функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность;

Мотивация – целью, которой является активизация работы людей, работающих в организации, побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей;

Контроль – управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

Эти функции представляют собой части управленческого цикла и определяют специализацию труда. Их характерной особенностью является взаимное проникновение друг в друга.

Разделение труда в производстве обусловило появление специальных функций управления в сфере снабжения, сбыта, подготовки производства. Специальные функции управления воздействуют на отдельные стороны производства и реализуются в функциональных и целевых подсистемах системы управления, то есть, данные функции в организации выполняют отдельные структурные подразделения и должностные лица.

К специальным функциям управления также относятся:

Принятие решений – выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Основными требованиями для принятия эффективного решения является наличие адекватной и точной информации.

Коммуникации – процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми, необходимый для всех функций управления.Информация в процессе коммуникации передается для того, чтобы руководители могли принимать необходимые решения и для того, чтобы они могли выполняться.

 

 

Методология принятия управленческих решений.

Понятие управленческого решения. Типы и формы управленческих решений. Методы разработки и принятия управленческих решений. Эффективность и качество управленческого решения.

 

Управленческое решение это творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системой и анализе управленческой информации о её состоянии, направленное на достижение поставленных целей.

Объект управленческого решения— система или операция.

Субъектом управленческого решения могут быть как управляющая подсистема организационно-производственной системы, так и лицо, принимающее решение.

По характеру процесса принятия решения выделяют:

- интуитивные решения — выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен.

- решения, основанные на суждениях, — выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.

- рациональные решения.

По количеству альтернатив выделяют:

- стандартные решения — однозначный выбор, но он не имеет характер безоговорочной правильности и не вполне может соответствовать истинной причине проблемы;

- многоальтернативные решения.

- инновационные решения — выбор при отсутствии очевидных альтернатив.

По частоте принятия решений выделяют: единовременные решения — решения крупных проблем. Примером таких решений может быть решение о создании или ликвидации предприятия; циклические решения — решения проблем, имеющих известный цикл. частые решения.

По способу выражения выделяют следующие формы управленческих решений: письменные и устные, формальные и неформальные.

Успешное решение проблемы во многом зависит от соблюдения принципов, среди которых немаловажным является то, что технология разработки должна включать использование количественных и качественных методов подготовки решений, таких, как методы моделирования, системного анализа, исследования операций, «мозговой атаки», и др.

В соответствии с одной из этих классификаций совокупность методов, которые используются при разработке решений, делятся на три группы:

· интуитивные методы, применение которых становится возможным благодаря накопленному руководителем опыту и знаниям в конкретной области деятельности. Это позволяет принимать решения без аргументированных доказательств, на основе внутреннего чутья;

· методы «здравого смысла», т. е. построенные на логических суждениях, последовательных доказательствах, которые опираются на практический опыт;

· методы научно-технического подхода. Они предполагают выбор оптимального решения из вариантов, рассчитанных путем использования значительных информационных массивов, что неизбежно связано с применением современных электронно-вычислительных средств.

Механизм формирования решений – это процесс, требующий анализа и синтеза всех предшествующих элементов задачи принятия решений: описания проблемной ситуации, имеющихся времени и ресурсов, ограничений, целей.

В состав качественных показателей эффективности разработки управленческих решений могут быть включены: своевременность представления проекта решения; степень научной обоснованности решений (использование научных методов разработки, современных подходов).

 

34.Эффективность управления: понятие, критерии и показатели, методы оценки, факторы повышения эффективности управления.

Потребность в эффективном воздействии публичных органов управления на динамично развивающиеся современные сверхсложные процессы и явления обусловливает значимость и интерес со стороны общества и его структур к результативности и эффективности управления. Все чаще поднимается вопрос о способности государства, как определяющего субъекта управления, обеспечить в условиях жестко ограниченных ресурсов удовлетворение самых насущных потребностей отдельных граждан и общества в целом.

В управлении следует различать понятия результативности и эффективности.

В самом общем случае эффективность предполагает сравнение результатов функционирования системы, т.е. эффекта (результата) с ресурсами использованными на достижение этого эффекта. Необходимо заранее просчитывать эффективность управления, исходя из возможности достижения наилучших результатов по возможности в кратчайшие сроки при наименьших затратах всех видов ресурсов. Важно подчеркнуть, что речь идет не только об используемых ресурсах (материальных, трудовых, финансовых, информационных и др.), но и о сроках реализации управленческой задачи. Запаздывание сроков ее реализации ведет, подчас, вообще к нецелесообразности ее решения.

Критерий эффективности - это показатель, выражающий главную меру желаемого результата, которая учитывается при рассмотрении вариантов решения.

Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и должен характеризовать качество труда в управляющей системе, экологическую и социальную эффективность.

Критерии экономической эффективности управления многообразны и их нельзя свести к какому-то одному показателю. Можно рассмотреть для начала критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Круг этих критериев весьма обширен.

Для оценки экономической эффективности используется ряд показателей. Наиболее распространенные из них на уровне предприятия (организации) являются производительность труда, материалоемкость, фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств, окупаемость капитальных вложений и рентабельность.

В условиях формирования рыночных отношений существенно расширяются возможности действия всех факторов повышения эффективности производства. Осуществляются структурная перестройка народного хозяйства, переориентация его на потребителя; модернизация важнейших отраслей народного хозяйства - промышленности, строительства, транспорта и связи на основе высоких технологий; преодоление отставания от мирового научно-технического уровня; продуманная конверсия военного производства; переход к смешанной экономике, в которой создаются на равных правах различные формы собственности; свободное развитие всех коллективных и частных форм хозяйствования; финансовое оздоровление экономики; органичное включение страны в глобальные хозяйственные связи.

В результате этого сформируется регулируемое, цивилизованное рыночное хозяйство, которое явится действенным средством, стимулирующим рост производительности труда, повышение эффективности всего общественного производства, приумножение общественного богатства в интересах повышения благосостояния народа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.204 (0.008 с.)