ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции государственного управления.



Функции государственного управления — это реальные целенаправленные, регулирующие, контролирующие и т. п. воздействия влияния на управляемые явления; это и средство оценки результата труда государственных служащих, позволяющее определить, что и какими способами, в процессе каких взаимодействий с обществом осуществляется управление социальными процессами, отношениями.

Функции исполнительной власти (государственно-административного управления) — это совокупность юридически обоснованных, закрепленных в законодательных, указных, иных правовых актах публично-управляющих воздействий субъектов государственно-административного управления, осуществляемых в административном, т.е. безусловном, бесспорном порядке.

Политические функции характеризуют ведомство как институт, осуществляющий государственную юрисдикцию и управление с правом издания нормативно-правовых актов в узаконенной сфере.

Административные функции характеризуют ведомство как институт, осуществляющий: а) функции по контролю и надзору за исполнением общеобязательных правил поведения и б) предоставляющий государственные услуги физическим и юридическим лицам.

Функции по оказанию государственных услуг понимаются как осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых при установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.

Функции административные — в этом еще одна их специфики отличие от политических,— непрерывны в исполнении. Обеспечение законов, норм, правил, порядка всецело принадлежит к безусловной необходимости, непрерывному исполнению законоустановленных функций государства. Идеалом здесь служит автоматизм принятия административных мер (скажем, пресечения правонарушения) или реализации законоустановленного правила

Любой вид управленческой деятельности предполагает осуществление универсальных управленческих функций, которые: а) реализуются на всех этапах управленческого процесса — целеполагания, принятития решений, организации их исполнения; б) требуют профессиональной управленческой квалификации (знания и опыта). Назовем их квалификационо-управленческие. К. таковым относятся: планирование, организация, регулирование, координация, контроль и анализ. Любой из этих видов есть обособившаяся, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности, продукт процесса разделения труда и специализации управления.

Стадии организационно-управленческой работы по реализации правовых актов управления.

Обеспечение процесса реализации правовых актов достигается целенаправленной организационной, регулирующей, координирующей деятельностью аппарата. Эта деятельность включает несколько стадий: информирование, познание акта; принятие решений «во исполнение»; конкретные оперативно-управленческие действия, поступки или осознанное воздержание от них; контроль, оценка эффективности мер, коррекция правового поведения.

Стадии нельзя игнорировать или нарушать их последовательность.

1. Использование правовой информации — это первое и обязательное условие реализации закона (иного нормативно-правового акта), начальная стадия организационной работы.

2. Принятие решений в соответствии с нормативным, актом — вторая стадия процесса его реализации, самостоятельный участок организационной работы. На каждом уровне управления нужны акты «во исполнение» закона, но без его дублирования. Это могут быть общерегламентирующие акты, акты местного значения, конкретные решения по реализации закона, относящегося к сфере деятельности министерства, администрации, учреждения. В числе мер могут быть, к примеру, экспресс-информация о законе, внесение изменений в положения о структурных подразделениях, новые должностные инструкции, издание приказа с выработкой мероприятий по линии всех или многих служб, конкретные поручения, инструктивные совещания и т. д.

3. Организационно-управленческие действия — третья центральная стадия процесса реализации; правовых актов. На этой стадии вносятся необходимые изменения в «набор» функций, полномочий органа, службы, структурных подразделений. Уточняется содержание Положений об органах, службах, должностных инструкций, методов управляющего воздействия (с акцентом на прогнозные оценки, стимулирование предпринимательства, самоорганизации управляемых объектах и др.).

4. Оценка эффективности реализации правовых актов — эта стадия организационной работы аппарата государственного органа как бы завершает цикл действия акта. Здесь необходимо:

—- сопоставить нормы и закон в целом с фактическими результатами в регулируемой сфере на основе статистической и; тематической формации; — выявить типичные нарушения закона. Таковыми могут быть: принятие решения вопреки норме закона; неверное толкование норм; применение части норм, а не целостности; вмешательство в компетенцию других органов, организаций; ограничения прав граждан; неиспользование норм закона; непринятие решений в соответствии с законом; ошибочное применение норм.

Выполнение закона или иного правового акта не допускает использование какого-либо одного средства. Напротив, механизм реализации акта включает комплекс необходимых средств: юридических, социально-политических, экономических, психологических, организационных. Системность реализации акта означает осуществление всех его элементов, с одной стороны, всех взаимосвязанных актов — с другой. В реализации акта должны участвовать все субъекты, предусмотренные его нормами: исполнительные органы, местное самоуправление, предприятия и учреждения, общественные объединения, СМИ, судебно-прокурорские органы, наконец, все должностные лица и граждане.

Планирование как организационно-управленческая деятельность.

Планирование связано с достижением желаемых будущих состояний, которые маловероятны без вмешательства человека (субъекта управления). Сущность (и цель) процедур планирования состоит в содействии осуществлению установленных задач экономического и социального развития и непосредственно — в обеспечении рационального осуществления субъектами планирования их прав и обязанностей, закреплении наиболее рациональных приемов плановой работы, другими словами, упорядочении реализации субъектами плановой деятельности их компетенции.

Виды планирования. По методологии процесса планирования различают: формальное планирование (когда сужается область проблемы для того, чтобы использовать количественные модели и технику оптимизации плана);

- инкрементальное планирование (используется здравый смысл, чтобы произвести незначительные модификации существующих политик.

- системное планирование — более широкий подход, который базируется на совокупности количественных и качественных методов, на поиске соединения инкрементализма, оптимального и возможного планирования с учетом множества участвующих сил и отношений между ними.

Стадии процедуры планирования.

1 Стадия предварительная (предплановая), в специальной литературе иногда именуется стадией предплановых разработок.

2. Стадия разработки планов начинается уже с момента выражения инициативы будущих исполнителей планов, направляемой государственными заказами и контрольными цифрами.

3. Стадия утверждения плана — ее следует считать заключительной стадией процесса планирования на всех уровнях. Органы общей компетенции всесторонне и окончательно рассматривают проекты планов. Именно с момента одобрения исполнительным органом власти начинается отсчет сроков доведения юридически обязательных плановых заданий до исполнителей.

4. Стадия изменения плана вызывается необходимостью приспособить утвержденный план к действительным, конъюнктурным, изменчивым условиям экономического и социального развития.

5. Стадия организации выполнения плана связана с правоприменительной политикой органов власти и управления, нормативной и организационной деятельностью администрации различных уровней управления. При этом складываются отношения по поводу определения фондов стимулирования, показателей стимулирования, нормативов образования фондов стимулирования, показателей напряженности планов, оценки напряженности планов.

6. Стадия контроля за выполнением плана — относительно самостоятельная стадия процесса планирования. Процессуальные отношения возникают по поводу контроля за выполнением плановых заданий и анализом такого выполнения; сравнения величины реальных показателей деятельности с установленным планом; фиксации результатов такого сопоставления в форме, удобной для получения данных об отклонениях от показателей, закрепленных планом; определения звена, характера, причин невыполнения.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.015 с.)