Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции адаптивной физической культуры

Поиск

По определению Л.П. Матвеева (1984), «функции физической куль­туры это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества». Реализуются функции в процессе физкультурной деятельности, в них раскрывается истинное содержа­ние физической культуры. Являясь отражением ее сущности, функции раскрывают не только двигательную сферу человека, но и все уровни его организации — анатомо-физиологический, психологический, соци­альный, мировоззренческий, личностный (Н.И. Пономарев, 1974, 1996; Ю.М. Николаев, 1976, 1998; Б.В. Евстафьев, 1980; И.И. Сулейманов, 1981; В.М. Выдрин, 1984, 2001; В.И. Столяров, 1988 и др.).

Функции АФК вытекают из сущности адаптивной физической куль­туры, а также отображают ее структуру.

В структуре АФК все виды, ее составляющие (адаптивное физичес­кое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация и др.), находятся в неразрывной взаимосвязи, подвижны, взаимно переходят и дополняют друг друга и проявляются в единстве. Единство структурных элементов служит основанием, чтобы считать адаптивную физическую культуру целостной функциональной системой. Ядром этой системы является физическое упражнение, кото­рое выступает как системообразующий фактор, основная структурная единица АФК, средство и метод удовлетворения потребности людей в физкультурной деятельности. Исходя из философской категории взаимо­связи структуры и функции, каждому структурному элементу присуща конкретная функция: адаптивному физическому воспитанию - преиму­щественно образовательная, адаптивной двигательной рекреации — оз­доровительно-поддерживающая, адаптивному спорту — совершенство­вания, физической реабилитации — лечебно-восстановительная, креа­тивным телесно-ориентированным практикам — творческая, экстремаль­ным видам двигательной активности — престижная. При этом, являясь частью общечеловеческой культуры, АФК выполняет, в первую оче­редь, культурную функцию, включающую освоение широкого спектра ценностей, связанных с удовлетворением многообразных естественных и социальных потребностей, саморазвития и совершенствования лично­сти людей с ограниченными функциональными возможностями в целях их социализации и интеграции в общество.

Все функции АФК реализуются через деятельность: движение => двигательные действия (физические упражнения) => двигательная ак­тивность => двигательная (физкультурная) деятельность, в основе ко­торой лежат деятельностные способности занимающихся, полученные ими от природы, но ограниченные влиянием той или иной патологии. Деятельность в сфере АФК столь разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственных занятий физическими упражнениями, где осу­ществляются педагогические функции, и вступает в различные соци-


альные отношения с другими институтами, общественными явления­ми и процессами, формирующими социальные функции.

Несмотря на многочисленные исследования, проблему классифи­кации функций физической культуры нельзя считать завершенной. Де­сятки функций — внешних, внутренних, общекультурных, специфи­ческих, общих, особенных, единичных - порождают иллюзию о все­могуществе физической культуры в решении любых социальных вопро­сов: от экономики и политики до науки и религии. Во избежание разно­масштабное™ рассмотрения функций в АФК выделены группы функ­ций: педагогические, свойственные только ей и реализуемые в процессе занятий физическими упражнениями, и социальные как результат со­вместной деятельности с другими социальными институтами (учрежде­ниями соцзащиты, специального образования, медико-психолого-пе­дагогической помощи, родителями и др.) (см. рисунок). При этом выб­раны не все известные функции, а лишь те, которые имеют приоритет­ное значение для данной категории лиц.

функции адаптивной физической культуры
Педагогические функции   Социальные функции
 
Коррекционно-коменсаторная   Лечебно-восстановительная   Гуманистическая
         
Профилактическая   Профессионально-подготовительная   Социализирующая
         
Образовательная   Творческая   Интегративная
       
Развивающая   Рекреативно-оздоровительная   Коммуникативная
             
Воспитательная   Гедонистическая   Зрелищная и эстетическая
           
Ценностно-ориентационная   Спортивная и соревновательная  
                                               

функции адаптивной физической культуры


Педагогические функции

Коррекционно-компенсаторная функция АФК является ведущей для всех ее видов. Основанием для коррекции служат отклонения в физи­ческой и психической сфере, в состоянии здоровья. Как правило, кор­рекция двигательных нарушений в процессе многократного повторе­ния упражнений оказывает и развивающее воздействие, а развивающая функция всегда носит индивидуальный характер, потому ее с полным правом можно назвать коррекционно-развивающей.

Многообразие коррекционных задач позволило выделить следующие основные направления:

1) коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций (зри­тельной, слуховой, кинестетической, тактильной, вестибулярной и др.);

2) коррекция психических нарушений: внимания, памяти, речи, представлений, восприятия, эмоционально-волевой сферы, поведения, мотивации, личностных установок.

3) коррекция соматических нарушений: осанки, плоскостопия и других деформаций телосложения, дыхания, сердечно-сосудистой сис­темы и т.п.;

4) коррекция координационных способностей: согласованности дви­жений отдельных звеньев тела, точности тонкой моторики рук, ориен­тировки в пространстве, равновесия, расслабления и др.;

5) коррекция нарушений физической подготовленности — целенап­равленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств, ограничивающих двигательную активность;

6) коррекция техники основных движений (пространственных, вре­менных, динамических, ритмических характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании и т.п.).

Деление это носит теоретический характер, в практической работе таких разграничений нет. Одно упражнение одновременно может ре­шать несколько задач.

Профилактическая функция. В широком смысле профилактика в здра­воохранении рассматривается как общегосударственная задача предуп­реждения заболеваний, требующая координации информационной, просветительской работы среди населения, создания технологий ши­рокомасштабных мер оздоровления, диагностики и контроля за состо­янием здоровья и т.п.

Для всех инвалидов без исключения в целях борьбы с негативными последствиями гиподинамии профилактическая функция заключается в очевидной целесообразности всех доступных видов двигательной ак­тивности, а также гигиенических и природных факторов закаливания организма и внедрения их в повседневную жизнь. Разъяснительная ра­бота касается соблюдения двигательного режима, отдыха и рациональ­ного питания, сохранения и формирования осанки, ликвидации вред­ных привычек и др.

В условиях стационара профилактическая функция ЛФК направле­на на предупреждение осложнений, обусловленных малоподвижным


или ограниченным двигательным режимом, а также на сдерживание возможных вторичных отклонений в системах организма.

Перспективным, но малоизученным средством профилактики со­стояний фрустрации, депрессии являются экстремальные виды двига­тельной активности.

Образовательная функция в широком смысле представляет часть обра­зовательной деятельности человека, связанную с удовлетворением по­требности в специфических знаниях, умениях, навыках и качествах в об­ласти физической культуры. Это непрерывный процесс физического обра­зования личности в течение всей жизни — в семье, в учебных заведениях, лечебных учреждениях, в процессе самообразования (В.М. Выдрин, 2001).

В узком смысле образовательная функция представляет формиро­вание знаний и двигательных умений на оптимальном для жизнедея­тельности каждого человека уровне. Эта функция пронизывает вес виды АФК, но особенно ярко она выражена в адаптивном физическом вос­питании и адаптивном спорте.

Для детей с сенсорными, физическими и интеллектуальными на­рушениями — это обучение основным видам физических упражнений, освоение «школы движений» и, в первую очередь, обучение естествен­ным локомоциям: ходьбе и бегу, так как они служат основным спосо­бом перемещения и составной частью многих физических упражнений. Трудности решения образовательных задач обусловлены характером ос­новного дефекта. Так, для незрячих детей — это страх открытого про­странства, отсутствие зрительного подражания, для глухих и слабо­слышащих — ограниченность восприятия вербальных методов обуче­ния, для умственно отсталых — низкий уровень познавательных спо­собностей, для детей с поражением опорно-двигательного аппарата — неспособность сохранять равновесие и вертикальную позу.

Важной стороной учебно-познавательной деятельности детей яв­ляется не только освоение широкого диапазона умений, но и интел­лектуализация этого процесса. В качестве наиболее существенных, обес­печивающих полноценность образовательной функции адаптивного фи­зического воспитания выступают следующие теоретические сведения: знания об элементарных движениях, частях тела, суставах, с которы­ми они связаны (названия, понятия, роль в движении), о целостных движениях (бег, метания, прыжки и др.), их технике и влиянии на орга­низм, знания о телосложении, требованиях к осанке, дыханию, пита­нию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, значению дви­жения в жизни человека и самостоятельных занятиях физическими уп­ражнениями на улице и дома для сохранения и улучшения здоровья, развлечения и спортивной подготовки.

В адаптивном спорте образовательная деятельность носит полифунк­циональный характер, так как представляет собой совокупность раз­ных видов подготовки: технической, тактической, физической, воле­вой, психологической, интеллектуальной. Их освоение требует от спорт­смена не только напряженной физической деятельности, но и огром­ного объема знаний о рациональном построении индивидуальной спортивной техники и тренировочного процесса в целом, планировании нагрузки, тактике и этике спортивной борьбы, правилах соревно­ваний, динамике функционального состояния, врачебно-педагогическом контроле и т.п.

Образовательная функция адаптивного спорта реализуется не толь­ко в собственно-тренировочной и соревновательной деятельности, по­знании собственных возможностей, но и в творческом освоении широ­кого диапазона специальных знаний.

Развивающая функция. Физическое развитие человека как естествен­ный процесс изменения морфофункциональных свойств организма про­исходит независимо от воли человека и осуществляется по эволюцион­ным законам возрастного развития. Самая общая закономерность раз­вития моторики проявляется в ее неуклонном и положительном изме­нении в детские и юношеские годы и таком же неуклонном угасании в зрелом и пожилом возрасте (В.К. Бальсевич, 1988). Период жизни до 20 лет является самым активным этапом формирования жизненно важ­ных двигательных функций. Именно этот период включает инвалидов детства, детей дошкольного и школьного возраста, обучающихся в спе­циальных (коррекционных) школах, детей, находящихся длительное время в лечебных стационарах, «домашних» детей, неспособных в силу патологии посещать учебные учреждения.

У детей с нарушениями развития несформированность и отставание двигательной сферы, несовершенство управления движениями находятся в тесной зависимости от тяжести основного дефекта, нарушающего струк­туру и функции всех систем и органов. Процесс ретардации проявляется в общем ослаблении организма, быстрой утомляемости, снижении сопро­тивляемости к простудным заболеваниям, ухудшении показателей физи­ческого развития и физической подготовленности. По данным А.А. Дмит­риева (1991), Е.С. Черника (1997), дети с умственной отсталостью суще­ственно отстают от здоровых сверстников: по показателям силы основных мышечных групп туловища и конечностей на 15—30%, быстроты движе­ний — 10—15%, выносливости — 20—40%, скоростно-силовых качеств — 15—30%, подвижности в суставах — на 10—20%, что является следствием вторичных нарушений. В разном соотношении аналогичные отклонения отмечаются у детей со зрительной патологией (Л.Ф. Касаткин, 1980; В.А. Кручинин, 1987; Р.Н. Азарян, 1989; Л.Н. Ростомашвили, 1999); у глухих и слабослышащих школьников (Т.В. Панченко, 1983; Н.Г. Бай-кипа, Б.В. Сермеев, 1991; Я.А. Смекалов, 2000); у студентов-инвалидов (Г.А. Хомутов, 1999); у детей и взрослых после ампутации конечностей (С.Ф. Курдыбайло, 1993; АС. Солодков, О.В. Морозова, 1996).

Таким образом, нарушения физического развития и физической подготовленности являются закономерными для всех нозологических групп, поэтому развивающая функция АФК заключается в целенаправ­ленном воздействии на развитие мышечной силы, быстроты, ловко­сти, гибкости, выносливости, координационных способностей. Их раз­витие происходит за счет перестройки и совершенствования регуляции физиологических функций, мобилизации резервных ресурсов, активи­зации защитных сил организма, адаптации всех систем и функций орга­низма, волевых усилий.


Физические способности проявляются в конкретных движениях: многократное их повторение улучшает и качество техники двигатель­ного действия, и функции, его обеспечивающие. На практике педагоги­ческие воздействия осуществляются двумя путями: попутно — стимули­рованием способностей в процессе формирования новых двигательных умений и целенаправленно — в специально организованных занятиях с использованием усвоенных физических упражнений. Доступное и посте­пенное увеличение физической нагрузки сопровождается благоприят­ными перестройками в организме, развитием целого комплекса физи­ческих способностей, необходимых в учебной, бытовой, профессио­нальной, спортивной деятельности.

Развивающая функция реализуется во всех видах АФК. Адаптивное физическое воспитание создает начальную базу для разностороннего развития физических способностей и двигательных навыков, формиру­ет предпосылки для их дальнейшего развития. Адаптивный спорт дает возможность полнее раскрыть эти способности, испытать радость и пол­ноту жизни от владения своим телом и способности преодолевать труд­ности (Н.О. Рубцова, 2000).

Направленность занятий, выбор средств и методов, определение индивидуальной величины нагрузки зависит от конкретных задач, фи­зических возможностей и возраста занимающихся, состояния здоровья и сохранных функций, характера вторичных нарушений и медицинских противопоказаний. Например, тотально слепым и глухим силовая с боль­шими отягощениями нагрузка не противопоказана (А.В. Мухина, 2000), а для людей с остаточным зрением и слухом рекомендуется выполнять силовые упражнения с умеренной интенсивностью, не вызывающей повышения внутричерепного давления, натуживания, сотрясения тела, так как они могут усугубить основной дефект.

Воспитательная функция. На воспитание личности человека с ограни­ченными функциональными возможностями оказывает влияние среда, семья, учителя и наставники, врачи, психологи, друзья, сверстни­ки, природа, искусство, образование и т.п. (СМ. Хорош, 1989; Е.М. Мас-тюкова, 1992; А.В. Васильев, 1998 и др.).

К воспитательным функциям АФК правомерно отнести лишь те, которые являются прямым результатом педагогической деятельности на занятиях физическими упражнениями.

Цель воспитания — всестороннее гармоническое развитие личнос­ти, раскрытие ее потенциальных возможностей при суженных сенсор­ных, моторных, интеллектуальных функциях, дисгармоническом раз­витии и дезадаптации. Исходная позиция воспитания по отношению к данной категории людей — воспринимать их личностями, обладающи­ми возможностями формировать себя, осознавать свое поведение, ус­ваивать знания и строить жизнь в человеческом обществе.

Сознательность освоения знаний, тех или иных двигательных дей­ствий характеризуется тем, какой смысл они приобретают для челове­ка. Но смыслу не учат — смысл воспитывается, поэтому если ребенок (или взрослый инвалид) понял пользу и смысл физического упражне­ния для себя лично, то знания в этой области могут только усилить


воспитательный эффект, повысить мотивацию и интерес, а следова­тельно, осознанно воспринимать процесс учения.

Это важное положение имеет существенное значение для специа­листа АФК, так как определяет выбор общей дидактической линии в формировании личности, а также постановки конкретных педагогичес­ких задач, к числу которых относятся следующие:

— воспитание адекватной оценки собственных физических и психи­ческих возможностей, преодоление комплексов неуверенности, непол­ноценности;

— воспитание осознанного и активного отношения к телесному здо­ровью, систематическим занятиям физическими упражнениями;

— формирование положительной мотивации, устойчивого интереса и потребности к физкультурной деятельности;

— воспитание гуманного отношения к себе и окружающим, фор­мирование коммуникативных отношений;

— воспитание ответственности, инициативы, целеустремленности, творчества, настойчивости в преодолении трудностей;

— воспитание дисциплины, умения управлять своими эмоциями, подчиняться общим правилам и нормам социального поведения;

— формирование навыков самовоспитания: самоорганизации, само­дисциплины, самонаблюдения, самооценки, самоконтроля, само­ограничения, самовнушения, самопобуждения, саморегуляции, само­реабилитации и др.

Самовоспитание это не автономный процесс. Направляющая роль при­надлежит педагогу, хотя формы и степень педагогического руководства меняются в зависимости от меры созревания личности. Постепенно уси­ливая функции самовоспитания, педагог вовлекает в этот цроцесс уча­щихся-инвалидов, предоставляя им расширенные возможности для про­явления самостоятельности и инициативы, а затем полностью передает им свои функции. Переход от воспитания к самовоспитанию, от внешних направленных норм и требований поведения к внутренним имеет прин­ципиальное значение (Л.И. Рувинский, А.Е. Соловьева, 1982; И.С. Кон, 1984), так как самовоспитание личности в последующие годы является предпосылкой активного использования ценностей АФК, физического и духовного самоутверждения, формирования здорового стиля жизни, со­циализации и интеграции инвалидов в общество.

Ценностно-ориентационная функция. Ценности АФК связаны с осво­ением, совершенствованием, поддержанием, восстановлением, само­реализацией физических и духовных сил человека. Именно в этом един­стве деятельности реализуется культурно-духовные потребности, фор­мируются умения и навыки, способности, самовоспитание, коммуни­кативные отношения, самоопределение в обществе. Устойчивое приоб­щение к ценностям адаптивной физической культуры является залогом здоровья, жизнеспособности, формирования здорового образа жизни.

Но для каждого отдельно взятого человека имеют значение ценно­сти индивидуального существования, которые включают познание са­мого себя, отношение к физкультурной деятельности и реальное пове­дение.


Познание самого себя означает субъективную оценку своих возмож­ностей, включающую «Я-концепцию» как основу самоопределения лич­ности. Отношение к физкультурной деятельности отражает уровень по­требностей, мотивации, заинтересованности в ней. Оно может быть по­зитивным и негативным. Сдерживающими факторами являются: общая ослабленность организма, неуверенность в своих силах, физическая не­полноценность и психологический дискомфорт, депрессивные состоя­ния, боль, отсутствие знаний и привычки заниматься физическими уп­ражнениями, предпочтение другим видам деятельности (ремеслу, чте­нию, музыке). Позитивными факторами является внутренняя установка человека не на уход в болезнь и инвалидность, а наоборот — на выздо­ровление, активную полноценную жизнь (В.М. Боголюбов, 1995).

Ценностные ориентации, мотивы и потребности могут быть раз­ными: это укрепление здоровья, коррекция телосложения и физичес­кого развития, перспектива завести новые знакомства, уйти от одино­чества и замкнутого жизненного пространства, получить определен­ный статус, добиться максимальных спортивных результатов, удовлет­ворить эмоциональные и эстетические потребности, приобрести зна­ния и опыт для самостоятельных занятий.

Ценностные ориентации как отражение внутренних установок и же­ланий людей еще не гарантируют успеха, хотя и выступают как специфи­ческий объект освоения (В.П. Загороднюк, 1992; Н.И. Пономарев, 1996).

Физкультурная деятельность в сфере адаптивного физического вос­питания, адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации и физической реабилитации направлена на реализацию этих потребнос­тей и ценностных ориентации. Как в любой образовательной и культур­ной деятельности, в адаптивной физической культуре личность челове­ка, его здоровье и телесно-духовное развитие, имеющие своеобразные особенности, являются высшими ценностями.

Лечебно-восстановительная функция. Эта функция является главной в физической реабилитации. Лечебное применение физических упраж­нений основывается на педагогических, психологических и физиоло­гических закономерностях формирования движений и управления ими. Конечная цель — восстановление человека как личности, ускорение восстановительных процессов после травм, заболеваний и др., предот­вращение или уменьшение инвалидизации.

Ее достижение обеспечивается реализацией следующих положений:

— применением обоснованных методов патогенетического лечения;

— дифференциацией задач и направлений воздействий физическими упражнениями;

— ранним активным использованием восстановительного лечения;

— активным участием больного в этом процессе (М.В. Потехина, В.З. Кучеренко, 1989; А.Ф. Каптелип с соавт., 1995).

В адаптивном спорте лечебно-восстановительные процедуры (физио­терапия, ЛФК, массаж и др.) проводятся в случае микротравм во время или после тренировочных и соревновательных нагрузок высокой интен­сивности и продолжительности преимущественно для инвалидов с пора­жениями опорно-двигательного аппарата (легкая атлетика, баскетбол


в колясках, волейбол сидя и др.) (В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеев, 1991; В.П. Жиленкова, Е.С. Ульрих и др., 1997, 2001).

Профессионально-подготовительная функция. Актуальность этой фун­кции обусловлена тем, что по окончании учебного заведения (школы, ПТУ, техникума, вуза) перед инвалидами встает проблема занятости, конкурентоспособности на рынке труда, удовлетворения потребности в деятельности, экономической независимости (С.Н. Кавокин, 1997).

Формирование профессиональной ориентации у детей с дефектами развития начинается с раннего возраста в семье, дошкольном учреж­дении и включает:

— приобщение к доступным видам труда в игровой форме, поощре­ния интересов и склонностей ребенка, создание устойчивых социальных установок;

— коррекцию и компенсацию основного дефекта за счет использо­вания сохранных функций;

— развитие профессионально важных умений, физических и психи­ческих способностей.

В условиях учебных заведений подготовка к будущей профессии осу­ществляется мастерами производственного обучения при участии вра­чей, педагогов, психологов, родителей. Каждое специальное образова­тельное учреждение имеет производственные мастерские, набор спе­циальностей, ориентированных на конкретную нозологическую груп­пу учащихся и учебные программы. Предварительно ведется профори­ентация, психолого-физиологическая диагностика для определения про­фессиональной пригодности (Л.А Сторожева, 1992; Г.Г. Иванов, А.Б. Ми-ненко, 1997; Е.М. Старобина, 1997).

При участии большого количества специалистов в профессиональ­ной подготовке инвалидов часть ее является самостоятельным разде­лом адаптивного физического воспитания. Всю работу от составления программы до ее практической реализации осуществляет учитель физи­ческой культуры.

Для разработки профессионально-подготовительной программы необходимы следующие знания: характеристика предстоящей трудовой деятельности, основные факторы утомления, степень нервного и фи­зического напряжения, наличие монотонности (характер двигательно­го режима), рабочая поза, продолжительность рабочего дня, условия труда (шум, вибрация, температура воздуха и пр.), преимущественная направленность функциональной нагрузки (на зрение, слух, сердечно­сосудистую систему, опорно-двигательный аппарат), особенности рас­пределения внимания, возможные профзаболевания.

Такой же анализ трудовой деятельности требуется при составлении программы двигательной реабилитации и восстановления трудоспособ­ности больного по своей профессии или при переориентации на освое­ние новой специальности лицами, внезапно получившими инвалидность в результате тяжелых соматических заболеваний, ампутации конечнос­ти, потери зрения, слуха и др.

Помощь специалиста адаптивной физической культуры состоит в том, чтобы за счет целенаправленной активности максимально улучшить общее физическое состояние, помочь овладеть необходимыми формами движений, подготовить сенсорные и вегетативные системы к новым условиям труда, развить физические и психические качества, необходимые в конкретной профессиональной деятельности. В услови­ях стационара эти задачи решаются средствами лечебной физической культуры и трудотерапии.

Творческая функция заключается в раскрытии многогранных спо­собностей людей с ограниченными возможностями в разных видах физ­культурной деятельности.

Так, физическая рекреация — наиболее массовая и демократичная форма активного отдыха инвалидов — часто строится на принципах самоорганизации. Эта деятельность требует специальных знаний, вы­думки, инициативы, творчества в организации и использовании физи­ческих упражнений, модернизации оборудования, мест занятий, осво­ении территорий, удовлетворяющих двигательные и эмоционально-эс­тетические потребности разных возрастных и нозологических групп инвалидов.

В адаптивном спорте творчество проявляется особенно ярко в ос­воении индивидуальной спортивной техники и тактики, приспособлен­ных к дефекту, в подготовке технических средств, поиске оптимальных величин допустимой нагрузки, эффективных способов лечебно-восста­новительной и профилактической работы и др.

Однако наибольшее развитие творческая функция получает в креа­тивных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных прак­тиках.

Для школьников разных нозологических групп выбираются такие формы креативных телесно-ориентированных практик, физкультурно-оздоровительной работы, в которых они могут развить и продемонст­рировать свои максимальные способности и фантазию, характер и лич­ностные качества.

В настоящее время ведется широкий поиск новых технологий спар-тианского движения. Игротерапия, музыкотерапия, сказко- и драмоте-рапия, арттерапия, интегрирующие в себе движение и искусство, наце­лены не только на коррекцию и компенсацию нарушений и преодоле­ние дезадаптации, но и на развитие творческого, интеллектуального по­тенциала ребенка (ТА. Сергеева, 2001). Так, в системе Специального олим­пийского комитета Санкт-Петербурга в течение 10 лет действуют про­граммы Спешиал Олимпикс и Спешиал Арт, в которых участвуют сотни школьников с умственной отсталостью. Эти программы представляют собой круглогодичную подготовку и, как финал, — массовые выступле­ния в лучших залах и дворцах Санкт-Петербурга в форме фестивалей, конкурсных соревнований-праздников, гала-концертов, постановок ху­дожественных композиций, в которых дети демонстрируют спортивные достижения, одухотворенные движения с элементами искусства: музы­ки, хореографии, танца и т.п., требующие индивидуального и коллек­тивного творчества детей. Такие формы работы позволяют не только во­влечь детей с нарушениями интеллекта в систематические занятия, рас­крыть их творческие способности и таланты, показать всем людям, чего


они могут достичь, но главное — изменить общество вокруг себя, сфор­мировать новое мнение о категории умственно отсталых, сделать окру­жающих добрее (Т.А. Шамрай, 2000).

Как в любом новом направлении, все заинтересованные специали­сты, разрабатывающие его, так или иначе связаны с творческой дея­тельностью, направленной на создание новых технологий физкультур­но-оздоровительной работы, частных методик АФК, методов диагно­стики, новых и адаптированных видов спорта для инвалидов разных но­зологических групп и др.

Рекреативно-оздоровительная функция реализуется как удовлетворе­ние потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, как средство переключения на другой вид деятельности, восстановления физических и духовных сил.

Наиболее типичными формами физической рекреации являются занятия в условиях быта и семьи, учебной и трудовой деятельности, а также в сфере досуга и отдыха.

В семье, имеющей инвалида, закладывается начальный процесс гу­манизации, укрепления семейных отношений во взаимодействиях: ребе­нок-инвалид — здоровые родители, здоровый ребенок — отец или мать — инвалид. Поэтому так важны семейные и бытовые формы рекреации. К ним относятся упражнения гигиенической гимнастики в сочетании с закаливанием и «домашним» плаванием, подвижные и малоподвиж­ные игры, коррекционные и развивающие игры в условиях «домашнего стадиона», индивидуальные программы саморазвития, самореабилита­ции по видео- и аудиотрансляции и др.

В учебной и трудовой деятельности двигательная рекреация всегда носит организованный характер: вводная гимнастика, утренняя заряд­ка (в интернатах, детских домах), профилактическая гимнастика, физ­культминутки, игры на переменах (в школе), в перерывах, после рабо­ты - подвижные игры, спортивные игры по упрощенным правилам, аэробика, плавание, релаксационная пластика, упражнения на трена­жерах и др. виды физических упражнений.

В условиях досуга двигательная рекреация представляет самый широ­кий арсенал физических упражнений и форм занятий. К основным сред­ствам относятся разнообразные подвижные и спортивные игры (бадмин­тон, настольный теннис, мини-футбол, дартс, бильярд, баскетбол, в том числе в колясках, городки, шахматы, шашки и др.), плавание, купание, катание на санках, лыжах, коньках, лодках, бег «трусцой», ориентирование на местности, прогулки и туристические походы, спортивные развлечения, танцы, аттракционы, забавы, викторины в сочетании с театральными представлениями, а также физкультурные праздники типа «Веселые старты», конкурсы, спартакиады, фестивали, дни здоровья, слеты, встречи со знаменитыми спортсменами и т.п.

Двигательная рекреация утоляет двигательный и эмоциональный «голод» и больше всего соответствует интересам и потребностям дан­ной категории людей, так как является добровольной, доступной и естественной формой реализации своих физических возможностей, где главное не результат, а сам процесс.


В адаптивном спорте рекреативные занятия проводятся с целью вос­становления сил, разгрузки и переключения спортсмена на другие виды деятельности, интересный досуг и общение.

Общение имеет особое значение для инвалидов. Занятия часто объе­диняют детей и взрослых, здоровых и людей с различными патологи­ческими нарушениями, лиц разного уровня образования, социального положения, профессий и национальностей, что создает благоприят­ный психологический климат и условия равной личности, при этом удовлетворяется потребность в сопереживании, сопричастности к оп­ределенной группе, обществу.

Гедонистическая функция (от греч. he'done — наслаждение, удоволь­ствие; направление, возникшее в античности, утверждающее наслаж­дение как высший мотив и цель человеческого поведения) проявляется в тех видах двигательной деятельности, которые доставляют радость, восторг, ощущение счастья. Можно себе представить ребенка с ДЦП, едва передвигающегося по земле, и его ощущения себя верхом на ло­шади, свободно плавающим в бассейне или танцующим в коляске.

Л.В. Кульбах (2001) так описывает реакцию детей с ДЦП, танцую­щих в колясках: «В эмоциональном порыве они начинают лучше дви­гаться, держать голову, говорить, улучшается координация и амплиту­да движений, они светятся от счастья».

Люди с различными нарушениями и ограничениями в движении ост­рее переживают даже малейшие успехи в своих двигательных способнос­тях. Они искренне выражают свои чувства, радуются возможности хо­дить, играть, соревноваться, общаться, побеждать. Задача специалиста АФК состоит в том, чтобы создать атмосферу психологического ком­форта, доверия, доброжелательности, свободы, раскованности, дать воз­можность радоваться, получать удовольствие от физических упражнений.

Спортивная и соревновательная функция. Адаптивный спорт, актив­но развивающийся в настоящее время во всем мире, включает в себя три основные разновидности: паралимпийское, специальное олимпий­ское и сурдлимпийское движения (Всемирные игры глухих — «Тихие игры») (СП. Евсеев, 2000).

Многолетний опыт отечественной и зарубежной практики в облас­ти спорта инвалидов свидетельствует о том, что для данного контин­гента тренировочный процесс и участие в соревнованиях является дей­ственными способами физической, психической, социальной адапта­ции (Н.О. Рубцова, 1998). Учебно-тренировочный процесс рассматрива­ется как врачебно-педагогическая дисциплина, где в оптимальном со­отношении функционируют лечебные и педагогические факторы, обес­печивающие реализацию физического, интеллектуального, эмоциональ­но-психического потенциала спортсмена-инвалида, удовлетворяющие эстетические и этические потребности, стремление к физическому со­вершенству (Б.В. Сермеев, В.Г. Григоренко и др., 1991).

В спорте инвалидов выделились два направления: спорт высших до­стижений и рекреативно-оздоровительный спорт.

В первом направлении технология тренировочного процесса, пост­роение, структура и содержание педагогических воздействий строятся


на основе закономерностей срочной и долговременной адаптации орга­низма к физической нагрузке (В.Н. Платонов, 1988), принципов и зако­номерностей спортивной тренировки, разработанных в теории спорта (В.М. Дьячков, 1972; Л.П. Матвеев, 1977, 1997; М.А. Годик, 1980; Э. Майнберг, 1995).

Соревнования являются специфической функцией адаптивного спорта и занимают центральное место в жизни инвалида. Спортивное соревнование это всегда соперничество, конкурентное сопоставление реальных возможностей спортсмена (



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 7305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.47 (0.02 с.)