Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование ритмической гимнастики на занятиях физической культурой у детей с нарушением слуха

Поиск

Использование ритмической гимнастики на занятиях физической культурой у детей с нарушением слуха

Специальность – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

 

Выполнила: студентка 5-го курса

554 группы

Матвеева Е.И

Научный руководитель: к.п.н.,

Доцент кафедры МБО ФК

Гильфанова Е.К.

 

Чита 2013 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

 

1. Анализ литературы по исследуемой проблеме………………………………..

 

1.1 Особенности психофизического развития слабослышащих детей………….

 

1.2 Особенности использования ритмической гимнастики для слабослышащих детей ……………………………………………………...

 

2. Методы и организация исследования…………………………………………..

 

2.1 Методы исследования………………………………………………………….

 

2.2 Организация исследования…………………………………………………….

 

3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение.……………….

 

3.1 Методика занятий ритмикой для слабослышащих детей …………………...

 

3.2 Обсуждение экспериментальных результатов эффективности построения педагогического эксперимента……………………………………………..

 

Введение

Актуальность исследования.

В настоящее время постоянно повышается интерес к проблеме образования слабослышащих детей. Возникает необходимость создания системы специального образования по физической культуре в России, которая приблизила бы её к цивилизованному пути решения проблем воспитания детей с физическими недостатками. В соответствии со статистикой Все­мирной организации здравоохранения, число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации в настоящее время превышает 600 000. Считается, что на 1000 нормально слышащих но­ворожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости.

Причинами, приводящими к увеличе­нию числа тугоухих и глухих детей, явля­ются: широкое применение ототоксических антибиотиков (повреждающих орган слуха, преимущественно нервов), повы­шение общего радиационного фона и уве­личение пороков развития уха, увеличе­ние числа вирусных заболеваний, алко­гольная и иная интоксикация в период бе­ременности. Развитие и формирование органа слу­ха человека начинается с первых недель внутриутробного развития и продолжает­ся в течение всего периода беременности.[40]

Слуховая функция созревает парал­лельно с формированием структур органа слуха уже во внутриутробном периоде. С 20-й недели беременности, когда внеш­няя звуковая стимуляция начинает вызы­вать изменение ритма сердцебиений пло­да, внутреннее строение и работу органа слуха можно сравнивать с таковыми у взрослых.

Новорожденные уже могут различать такие характеристики звука, как частота, интенсивность и временная последова­тельность.

В течение 1 -го месяца жизни происхо­дит дальнейшее совершенствование слу­ховой системы и выявляется врожденная приспособленность(адаптация)слуха че­ловека к восприятию речи. Поэтому счи­тается, что обучение языку начинается с момента рождения. Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребёнка. Первичный дефект анализатора поражает вторичные отклонения в развитии, которые, в свою очередь являются причиной возникновения сопутствующих патологий. Как отечественная, так и зарубежная статистика показывают, что число детей с отсутствием или понижением слуха постоянно увеличивается, а среди них растёт и число учащихся, имеющих наряду с нарушением слуха и другие отклонения в развитии. Так нарушение слуха оказывает решающее влияние на речевое и психологическое становление ребёнка: отмечается нарушение развития речевого слуха, устной речи, произношения; наблюдается задержка в интеллектуальном и физическом развитии, наступает нарушение функций нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем.[7]

Ритмическая гимнастика (ритмика) — система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Система Далькроза способствует развитию и упражнению внимания и памяти. [46]

 

Объект исследования – процесс физического воспитания детей с нарушением слуха.

Предмет исследования – методика занятий ритмической гимнастикой для детей с нарушением слуха.

Цель исследования – разработка, теоретическое и экспериментальное обоснование методики ритмической гимнастики для детей с нарушением слуха.

Задачи:

1. Проанализировать научно-методическую и учебную литературу по проблеме исследования, изучить особенности проведения занятий ритмической гимнастики для детей с нарушением слуха.

2. Разработать методику занятий ритмической гимнастики для детей с

нарушением слуха

3. Обосновать эффективность разработанной методики и её воздействие на показатели физического развития, физической подготовленности детей с нарушением слуха.


Гипотеза исследования: нами предполагалось, что предложенная методика занятий ритмической гимнастикой для детей с нарушением слуха будет способствовать улучшению физического развития детей, повышению их физической подготовленности.

Научная новизна: на теоретическом и практическом уровнях показана эффективность применения предложенной методики занятий ритмической гимнастики для детей с нарушением слуха.

Практическая значимость работы заключается в разработке и внедрении методики занятий ритмической гимнастики для детей с нарушением слуха в школе интернате для глухих и слабослышащих, а также возможность применения этой методики в реабилитационных центрах, в кабинетах лечебной физической культуры.

Анализ литературы по исследуемой проблеме

 

Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д.И. Тарасов, А.Н. Наседкин, В.П. Лебедев, О.П. Токарев и др.) пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха следует разделить на три группы.

Первая группа - это причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости.

Вторая группа - факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приводящие к общей интоксикации организма матери в этот период (врожденное нарушение слуха).

Третья группа - факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное нарушение слуха). Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто поражение слуха возникает под действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в различные периоды развития ребенка. Соответственно они выделяют фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или факторы риска, создают благоприятный фон для развития глухоты или тугоухости. Манифестные факторы вызывают резкое ухудшение слуха. К числу фоновых факторов, чаще наследственного происхождения, следует отнести различные нарушения метаболизма (обмена веществ), которые ведут к постепенному накоплению шлаков в организме, неблагоприятно воздействующих на различные органы и системы, в том числе на орган слуха. Фоновыми факторами врожденного происхождения могут быть перенесенная матерью во время беременности вирусная инфекция, или неблагоприятные воздействия на плод антибиотиков, каких-либо химических веществ, или асфиксия при родах.

Эти факторы могут не привести к появлению тугоухости, но вызвать такие повреждения слухового анализатора, что последующие воздействия нового фактора (например, заболевание ребенка гриппом, ветряной оспой, паротитом) вызовут выраженное нарушение слуха.

Для выявления причин нарушений слуха в каждом конкретном случае необходимо прослеживать все наследственные факторы, которые могут обусловить появление нарушения слуха у ребенка: факторы, действовавшие в процессе беременности матери и при родах, и факторы, воздействовавшие на ребенка при его жизни.

Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего детства, насколько в этом процессе

Учитывается своеобразие психического развития, насколько систематически реализуются социально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка. Слабослышащие (тугоухие) - дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20 - 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50 - 70 дБ и больше (тугоухость второй степени). Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон слышимых звуков по высоте. У одних он почти не ограничен, у других приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возможность воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от 1000 до 4000 Гц).

Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков.

Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей. [11]

Позднооглохшие - это дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е. в 2 - 3-летнем и более позднем возрасте. Потеря слуха у таких детей бывает разная - тотальная, или близкая к глухоте, или близкая к той, что наблюдается у слабослышащих. У детей может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают, что им говорят. Это иногда ведет к полному отказу ребенка от какого-либо общения, даже к психическому заболеванию. Проблема состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и понимать устную речь. Если у него имеются достаточные остатки слуха, то это достигается с помощью слухового аппарата.

При малых остатках слуха обязательным становится восприятие речи с помощью слухового аппарата и чтения с губ говорящего. При тотальной глухоте необходимо использовать дактилологию, письменную речь и, возможно, жестовую речь глухих. При совокупности благоприятных условий воспитания и обучения позднооглохшего ребенка развитие его речи, познавательных и волевых процессов приближается к нормальному. Но в очень редких случаях преодолевается своеобразие в формировании эмоциональной сферы, личностных качеств и межличностных отношений.

У детей с нарушениями слуха всех групп возможны еще дополнительные первичные нарушения различных органов и систем. Известно несколько форм наследственного нарушения слуха, которое сочетается с поражением зрения, кожной поверхности, почек и других органов (синдром Ушера, Альстрема, Варденбурга, Альпорта, Пендреда и др.).

При врожденной глухоте или тугоухости, возникшей из-за заболевания матери в первые два месяца беременности краснухой, как правило, наблюдается также поражение зрения (катаракта) и врожденная кардиопатия (триада Грига). При этом заболевании у родившегося ребенка может наблюдаться также микроцефалия и общая мозговая недостаточность.

При гемолитической болезни новорожденных, причиной которой может быть несовместимость крови плода и матери по резус-фактору или по принадлежности их крови к разным группам, возможно нарушение слуха, которое может сочетаться: с общим поражением мозга и олигофренией, с диффузным поражением мозга, с задержкой психофизического развития, с выраженным гиперкинетическим синдромом в результате поражения подкорковых отделов мозга, с поражением ЦНС в виде спастических парезов и параличей, с легким поражением нервной системы в сочетании со слабостью лицевого нерва, косоглазием, другими глазодвигательными нарушениями и общей задержкой моторного развития. При этом нарушение слуха может быть обусловлено нарушениями функций мозговых систем, в которых должен осуществляться анализ и синтез звуковых воздействий.

Приобретенное нарушение слуха, возникшее вследствие травмы черепа, может быть связано с нарушением не только рецепторного отдела слухового анализатора, но и его проводящих путей и корковой части. Перенесенный ребенком менингит или менингоэнцефалит может вызвать нарушение слуха и привести к мозговой недостаточности большей или меньшей степени.

При некоторых формах наследственной глухоты или тугоухости, при ряде заболеваний, приводящих к поражению слуха внутриутробно, а также при различных воспалительных процессах в области среднего и внутреннего уха поражается вестибулярный аппарат.

Вместе с тем сложные, комплексные нарушения, включающие повреждение слуха и других систем, могут возникать под воздействием разных причин и в разное время. У глухих и слабослышащих детей помимо нарушений слуха могут встречаться следующие виды нарушений: нарушения деятельности вестибулярного аппарата; разные варианты нарушения зрения; минимальная мозговая дисфункция, приводящая к первичной задержке психического развития. При этом какие-либо отрицательные факторы могут прямо воздействовать на мозг, или, в другом случае, мозговая недостаточность возникает вследствие тяжелых соматических болезней: сердечно-сосудистой системы, дыхательной, выделительной и т.д., изменяющих работу мозга; обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению и др., ведущие к общему ослаблению организма; возможность глубокой социально-педагогической запущенности. (14. Запорожец А.В.)

Таким образом, ребенок с нарушением слуха имеет ряд физиологических особенностей, знание которых необходимо для организации эффективной воспитательной и развивающей работы с таким ребенком и его семьей.

Известно, что слабослышащий ребёнок при поступлении в школу-интернат отстаёт в психическом и физическом развитии от здорового ребёнка на 1-3 года. Слабослышащие дети склонны к головокружениям, повышенному артериальному давлению, нарушениям ритма сердца. У них уменьшена мышечная сила (существенно отстаёт развитие мышц пояса верхних конечностей), снижены показатели выносливости; отмечены трудности в обучении; у них чаще выявляется органическая кардиореспинаторная патология, снижение функциональных резервов кардиореспираторной системы. Слабослышащие дети младшего школьного возраста имеют ряд сопутствующих заболеваний: нарушение осанки, отставание в психомоторном развитии, дисфункции иммунной системы и др. У слабослышащих детей с рождения нарушена деятельность дыхательных мышц, участвующих в голосообразовании. Как следствие – существенное отставание в развитии мышц шеи, пояса верхней конечности, верхней части спины; степень отставания существенно зависит от степени тугоухости. У некоторых детей с пониженным слухом проявляются: эмоциональные нарушения, нарушения поведения, гиперактивность, психомоторное возбуждение, беспокойство, нервные тики, вестибулярные расстройства, нарушение речи, вредные привычки.

У слабослышащих детей преобладает тормозной тип нервной системы над возбудимым. Поскольку слабослышащие дети ограничены в возможностях овладения устной речью, наблюдаются существенные отклонения в умственном развитии.

Как указывал Л.С. Выгодский, формирование жестких стереотипов мешает переключению. Необходимо сформировать обобщённые умения, обеспечить смену приёмов при не прерывном действии, то есть создать у ребенка готовность к переключению внимания.

Развитие такого жизненно важного качества, как скорость движения у слабослышащих детей, также отстает от результатов слышащих, такого же возраста, особенно скорость двигательной реакции и одиночного движения.

Также имеется ярко выраженное отставание развития двигательной памяти и уменьшение сохранить равновесие как статически, так и динамически.

Недостатки в равновесии и деятельности вестибулярного анализатора приводят к приспособительным реакциям в статике и моторике. Имеются в виду дефекты: широкая постановка ног при ходьбе и беге, усиление плоскостопия, увеличение изогнутости позвоночника. Степень сохранности вестибулярного аппарата у школьников не всегда сопровождается устойчивостью равновесия. Однако ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равновесия является состояние вестибулярного аппарата или степень сохранности слуха, а мышечно-суставное чувство и деятельность двигательного аппарата.

В дыхательной системе у слабослышащих проявляются следующие отклонения: диспропорция в объеме и экскурсии грудной клетки, недостаточность жизненной емкости легких, неумение координировать дыхание с ритмом устной речи.

В процессе физического воспитания в школах для глухих детей необходимо использовать устную речь. Включение речевого материала в содержании уроков физической культуры положительно влияет на накопление и осмысление словарного запаса, связанного с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков на развитие интеллекта глухого ребенка. Формы и методы физического воспитания

За физическим воспитанием в школе-интернате отвечают в первую очередь директор, школьный врач и учитель физической культуры.

 

 

Педагогическое тестирование

Для определения уровня физической подготовленности слабослышащих детей младшего школьного возраста использовался комплекс тестов, который позволяет оценить такие показатели, как общая выносливость, гибкость, координация, скоростно-силовая выносливость, быстрота.

- Тест на гибкость (наклон туловища вперед из положения стоя (ноги прямые) путем замера линейкой расстояния от опоры до кончиков пальцев рук, опущенных вниз. Если они ниже опоры, гибкость положительная (+), если выше опоры - отрицательная (-)).

- Бег змейкой между предметами, расположенными на расстоянии между собой в один метр, общая дистанция бега – десять метров (для оценки ловкости).

- Прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно – результат фиксируется по расстоянию от места отталкивания до ближней точки касания опоры любой частью тела. Дается три попытки, засчитывается лучший результат в см.

Методы исследования показателей физического развития - антропометрия:

Антропометрическое обследование проводилось по методике В.В. Бунака (1941), с учётом методических рекомендаций для измерения различного контингента обследуемых. Измерения проводились в утренние часы в условиях медицинских кабинетов и спортзалов этих школ.

Измерения проводились стандартными инструментами. Длина тела определялась при помощи антропометра Р.Мартина. Для правильного измерения длины тела соблюдался ряд требований: измеряемый босыми ногами становился на горизонтальную площадку ростомера спиной к его вертикальной стойке со свободно опущенными руками, сдвинутыми стопами и максимально разогнутыми коленями, касаясь стойки ростомера пятью точками: пятками, голенью, ягодицами, поверхностью спины между лопатками и затылком. Такое положение необходимо придать для того, чтобы сгладить, влияние сутуловатости на величину длинны тела. Голова измеряемого устанавливалась так, чтобы нижний край границы находился в одной горизонтальной плоскости с центром наружного слухового отверстия. После придания испытуемому описанной выше позы, поперечную рейку антропометра или планку ростомера опускали на наивысшую точку головы и производили измерения с точностью до миллиметра.

Масса (вес испытуемого) измерялась при помощи медицинских десятичных весов. Взвешивание производилось без верхней одежды и обуви с точностью до 50 г.

ЧСС, уд/мин – Подсчёт производится с помощью пальпацией пульса на лучевой артерии указательным, средним и безымянным пальцами, по методу Меллорович (6-ти секундный) легко умножается на 10. Время фиксируется секундомером.

Функциональная проба Мартинэ (20 глубоких приседаний за 30 секунд). После 3-4 мин отдыха в положении сидя испытуемый измеряет ЧСС за 10 с., умножив затем полученное число на цифру шесть. Выполняется 20 приседаний за 30 секунд, т.е. в темпе одно приседание за 1,5 секунды. Сразу после выполненной нагрузки измеряется ЧСС за 6 секунд в положении стоя. Затем полученное число умножается на десять. Испытуемый по 10-секундным отрезкам времени в течение 3-х минут измеряет частоту пульса. Фиксируется (в минутах и секундах) момент, когда пульс стал равен исходному уровню. Умножая подсчитанное количество ударов на цифру шесть, обследуемый получает количество сердечных сокращений за одну минуту.

 

Таблица 1

Оценка уровня восстановления сердечно-сосудистой системы после стандартной нагрузки

Показатель Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с (время, с) Более 180 179-120 119-90 89-60 Менее 60

 

Функциональная подготовленность характеризует состояние основных систем жизнеобеспечения организма, их работоспособность (Б.Х. Ланда, 2005). К наиболее информативным величинам относятся ЧСС, артериальное давление. С их помощью рассчитывается показатель функциональной подготовленности – адаптационный потенциал (АП).

Математическая обработка материалов исследования проводилась с помощью компьютерной программы Microsoft Office Excel (Statistic).

Организация исследования

Наше исследование состояло из прохождения нескольких последовательных и взаимосвязанных между собой этапов.

1 Этап - изучение теоретических основ физической культуры, частных методик адаптивной физической культуры, технологии физкультурно-спортивной деятельности, педагогики, психологии, теории и организации адаптивной физической культуры, общей патологии и тератологии, частной патологии, физической реабилитации, психопатологии, психологии болезни и инвалидности и др.

2 этап - выбор темы. Тема выпускной квалификационной работы была предложена руководителем, т.к. данная тема является актуальной на современном этапе развития общества. Для повышения эффективности физического воспитания детей с нарушением слуха используются оздоровительные средства физической культуры, как, занятия по бадминтону, сидячий волейбол, ритмическая гимнастика.

3 этап - теоретическая разработка темы. Были проанализированы многие литературные источники: учебно-методические пособия, монографии, журналы, научные статьи, тезисы, научные труды.

4 этап - формирование цели, задачи, объекта, предмета и гипотезы исследования, подбор методик. Общая цель исследования была чётко сформулирована и детализирована путём выделения частных задач. Кроме того, была выбрана и разработана конкретная методика нашего исследования.

5 этап –.

6 этап –анализ полученного материала, его осмысления и изложение. На данном этапе у нас уже была теоретическая разработка темы и материалы экспериментального исследования. Всё это предстояло оформить в единое целое. Производился анализ полученных материалов.

 

Занятие 1

Цель: познакомить с построением в шеренгу, в колонну, с ходьбой под марш и бегом под быструю музыку.

Ход занятия:

Ученики входят в класс под марш, исполняемый учителем, обходят его и строятся в шеренгу. Учитель обращает внимание детей на выравни­вание носков ног по одной линии. Затем он объясняет, как надо пере­строиться в колонну по одному (обращает внимание учеников на соблю­дение расстояния между ними).

Учитель предлагает ученикам идти друг за другом под марш, соблю­дая расстояние, затем встать в круг.

Далее он знакомит учеников с гимнастическими упражнениями.

Примерный комплекс:

И.п. — ноги вместе, руки перед грудью, согнуты в локтях. На раз (вдох) — развести руки в стороны; на два (выдох) — вернуться в и.п.

И.п. — ноги вместе, руки на поясе. На раз — руки к плечам; на два — поднять руки вверх, ладони внутрь; на три — руки к плечам; на четыре — вернуться в и.п.

И.п. — вытянутые вперед руки. Сжимать и разжимать пальцы (8 раз), бросить руки вниз.

Учитель контролирует выполнение упражнений: дыхание должно быть ровным, руки прямыми при подъеме вверх.

После разучивания движений гимнастических упражнений учитель произносит гласные звуки а, о, у на одном выдохе (сначала долгие, по­том краткие). Затем ученики произносят эти звуки. Закрепив эти умения, ученики повторяют звуки с движениями. По аналогии отрабатывают сло­ги па, по, пу.

Приступая к работе над пением и слушанием музыки, учитель предлага­ет детям сесть на стулья, расположенные перед пианино. При этом он обязательно контролирует правильную осанку учеников: сидеть ровно, руки лежат на коленях. Затем учитель поет звуки а, о, у отрывисто и слитно на нотах ДО, РЕ, МИ первой октавы, и ученики повторяют то же.

Учитель спрашивает учеников, знают ли они, какое сейчас время го­да, и предлагает им послушать песню «Осень». Можно сначала пропеть песню, затем провести беседу по ее тексту, а можно наоборот.

После этого учитель проигрывает два музыкальных отрывка: пер­вый — в умеренном темпе (марш), второй — в быстром темпе (галоп) и спрашивает учеников, что можно делать под марш (маршировать), а что — под галоп (бежать). При повторном проигрывании этих музы­кальных отрывков ученики выполняют соответствующие движения.

Затем учитель предлагает послушать тихую и громкую музыку, объяс­няя, что под тихую дети должны негромко хлопать в ладоши, а под гром­кую — громко, энергично.

В заключение занятия учитель подводит итоги и предлагает ученикам домашнее задание — выполнить рисунки к песне «Осень».

 

Занятие 2

Цель: учить изменять движения в зависимости от темпа музыки (бы­стро, медленно); строиться в шеренгу, в колонну по одному; работать над вопросительной и восклицательной интонациями, изменением высоты голоса; продолжать знакомство с песней «Осень» (муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен).

Ход занятия:

Ученики входят в класс под марш и строятся в шеренгу. Учитель напо­минает ученикам, как они должны стоять в шеренге (носки на одной ли­нии, спина ровная), затем командует: «Встаньте в колонну»; «Встаньте в шеренгу». Он предлагает ученикам прослушать две различные мело­дии и задает вопрос: «Что вы будете делать сейчас?» В зависимости от мелодии они отвечают: «Бегать»; «Шагать».

Учитель обращает внимание учеников на то, что с остановкой музыки они должны останавливаться. Затем он показывает гимнастические уп­ражнения, разученные на предыдущем уроке, и ученики выполняют их под музыку самостоятельно.

Учитель предлагает всем ученикам произнести на одном выдохе слитно гласные а, о, у, потом слоги па, по, пу. Затем то же самое, но индивидуаль­но. Кроме того, следует произносить гласные с различной интонацией (во­просительной, восклицательной), а слог па — на звуках разной высоты.

Учитель предлагает ученикам произносить слог па в различном темпе: па, па (медленный), па, па, па (нормальный, разговорный), па, па, па, па (быстрый).

Затем он исполняет песню «Осень» и задает вопрос: «Какую песню вы услышали?» Он предлагает ученикам рассказать содержание песни по рисунку, выполненному дома.

Учитель прохлопывает ритмический рисунок первого куплета песни сам, а затем вместе с учениками. Пропев гласные звуки а, о, и в прямом и обратном порядке, он предлагает сделать то же ученикам. Обращает внимание на правильную артикуляцию в произношении звуков и на дыха­ние. Учитель проигрывает марш и объясняет, что под тихую музыку надо спокойно ходить по всей комнате, а под громкую — энергично марширо­вать на месте. Далее он предлагает ученикам провести игру (например, «Будь ловким») и знакомит с ее содержанием.

В конце занятия учитель подводит его итоги и задает вопросы, каса­ющиеся содержания игры.

 

Занятие 3

Цель: закрепить умения построения в шеренгу, в колонну, познако­мить с хороводным шагом, построением в круг, разучить песню «Осень».

Ход занятия:

Ученики входят друг за другом под марш. По прекращении музыки они останавливаются, соблюдая определенное расстояние. Учитель предлагает одному из учеников скомандовать: «Встаньте в шеренгу», «Встаньте в колонну», «Встаньте в круг». Затем он задает ученикам воп­рос: «Что вы сделали?» Они отвечают: «Мы встали в шеренгу». Необхо­димо, чтобы на последующих уроках каждый ученик побывал в роли учителя.

Ученики выполняют роль учителя и во время исполнения гимнасти­ческих упражнений, разученных на предыдущих уроках. Учитель играет на инструменте, а ученики по очереди демонстрируют под эту музыку движения. Он следит за четким выполнением упражнений и делает за­мечания.

Далее учитель закрепляет с учениками произношение звуков а, о, у движениями. Он вводит новые звуки и, э, которые произносит с движе­ниями, меняя интонацию (восклицательную и вопросительную). Учитель произносит слоги па, по, пу, пи, пэ. Ученики повторяют слоги. Произно­сить их рекомендуется на одном выдохе, меняя высоту голоса, в различ­ном темпе.

Затем учитель предлагает ученикам взяться за руки и объясняет, как правильно нужно ходить по кругу хороводным шагом (идти друг за дру­гом медленным и четким шагом).

Учитель поет хороводную песню «На горе-то калина». Ученики выпол­няют соответствующие движения.

По предложению учителя один из учеников воспроизводит движе­ния марша или бега. Остальные определяют характер музыки (музыку предлагают в зависимости от степени снижения слуха учеников). Уче­ники строятся в колонну по одному. Затем учитель проигрывает марш громко либо тихо и назначает двух ведущих, объясняя, что под гром­кую музыку (марш или галоп) дети идут за тем, кто стоит первым, а под тихую — за последним, т.е. разворачиваются в противоположную сторону.

Приступая к работе над пением, учитель обращает внимание учеников на правильную осанку при пении. Он предлагает сначала I делать вдох, а потом на одном выдохе на нотах до, ре, ми, ми, ре, до пропеть звуки а, о, и (поочередно). Желательно предоставить такую воз­можность каждому ученику.

Учитель прохлопывает ритмический рисунок песни «Осень» и задает вопрос: «Ритмический рисунок, какой песни прохлопан?» Затем он предлагает прохлопать тот же ритмический рисунок всем вместе. Ученики пропевают ритм на слоге па под аккомпанемент учителя. Далее учитель проводит игру, предложенную им на предыдущем уроке.

Занятие 4

Цель: познакомить с построением в колонну по два; с понятием о низких и высоких звуках.

Ход занятия:

Ученики входят под марш. Учитель предлагает ученикам встать в шеренгу и выполнить построение в круг, в колонну, в шеренгу по ин­струкциям ученика (см. занятия 2—3). Затем он закрепляет у учени­ков хождение по кругу хороводным шагом без музыкального сопро­вождения. Необходимо, чтобы круг оставался правильным. Затем ют же хоровод, но с музыкальным сопровождением под пение учи­теля.

Далее учитель объясняет ученикам построение в колонну по два. В этом положении ученики проделывают гимнастические упражне­ния, разученные на предыдущих занятиях. К этим упражнениям ре­комендуется добавить одно новое, например «пружинку» (полупри­седание).

Ученикам предлагается повторить произношение гласных звуков я, о, у, и, э на одном выдохе с движениями. Далее — произносить сочетания гласных ау — уа с изменением высоты голоса. Наконец, произносить слог па в различном темпе (см. занятия 2—3).

Учитель показывает, как следует произносить звук м с движениями. Затем предлагает произнести слоги ма, мо, му, ми на одном выдохе с движениями. Каждый ученик проговаривает слоги. Затем дети прослу­шивают два музыкальных отрывка — марш и галоп.

Учитель разбирает с детьми, какова эта музыка по жанру, по ха­рактеру (марш — праздничный, торжественный; галоп — бодрый, стремительный), по динамике (тихая, громкая); что надо делать под марш, а что — под галоп или любую быструю музыку. Он объясняет, что под громкий марш следует шагать друг за другом, высоко подни­мая колени; под тихий марш — шагать тихо по всей комнате.

Приступая к работе над пением, ученики поют гласные звуки на одном выдохе (см. предыдущие занятия), слог па — слитно и отры­висто, слоги му, ми — на одной ноте на одном выдохе.

Занятие 5

Цель: учить слушать и передавать в движениях легкий характер му­зыки; улучшать качество поскока; продолжать работать над изменением высоты голоса, над слитностью произношения слов и выразительностью в стихотворном тексте.

Ход занятия

Ученики входят под марш и выполняют поскоки (руки свободны, корпус не напряжен) под музыку. Учитель изменяет ее темп (замедляет или ускоряет). Дети соответственно меняют темп своих движений. Затем строятся в колонну по три для выполнения упражнений ритмической гимнастики.

И.п. — стойка ноги врозь, ладони с переплетенными пальцами на го лове, отвести локти назад

На раз—два, поднимаясь на носки, поднять руки вверх, разворачивая ладони, потянуться; на три-четыре вернуться в и.п.

И.п. — основная стойка, руки к плечам. На раз-два полуприсед (ок­ругляя спину), соединить локти; на три-четыре вернуться в и.п. (отвести локти назад).

И.п. — ноги врозь, руки в стороны. На раз — полуприсед на лево ноге, коснуться правым носком левого колена, отвести левую руку вправо; на два — вернуться в и.п. То же в другую сторону.

И.п. — основная стойка. На раз-два полуприсед на одной ноге, поднимая другую, согнутую, вперед (округляя спину), коснуться локтями со­гнутого колена; на три-четыре отвести согнутую ногу в сторону на носок/ поднять локти в стороны вверх, предплечья вниз, лопатки соединить. То­же другой ногой.

Ученики строятся в круг. Прежде всего, они произносят изолированный гласные звуки а, о, у, и, а, слоги па, по, пу, пи, пэ на одном выдохе. Затем учитель предлагает им следующий стихотворный текст с движениями:

Учитель по слуховой работе и воспитатель уже выучили к этому занятию с учениками слова песни «Осень». Можно написать песню на плакате. Ученики поют ее в медленном темпе. Учитель следит за правильным дыханием.

После разучивания песни «Осень» учитель знакомит учеников с понятием о низких и высоких звуках, выясняя, что высокий голос — у птички, низкий — у медведя. Он показывает ученикам фланелеграф и предлагает в зависимости от высоты звука прикрепить к со­ответствующей полоске фланелеграфа силуэт птички или медведя. Затем он проводит игру, как на предыдущих занятиях, и подводит итоги занятия.

Занятия во 2 классе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.42 (0.02 с.)