Клиника слуховых расстройств у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клиника слуховых расстройств у детей



 

Содержание программы

Раздел 1. Анатомо-физиологическое строение органа слуха

Тема 1. Предмет, задачи и содержание курса «Клиника слуховых расстройств у детей»

Предмет и задачи курса. Роль теоретических и практических знаний по предмету для специалистов-дефектологов. Взаимосвязь предмета со смежными науками: анатомией, физиологией, нейрофизиологией, невропатологией, биоакустикой, аудиологией, оториноларингологией. История развития науки о строении, функционировании и патологии слуховой системы. Основные научные направления в изучении причин и клинических проявлений слуховых нарушений. Проблемы и перспективы детской сурдоаудиологии и оториноларингологии. Физические и акустические свойства звука: сила, высота, тембр, дифракция, реверберация, интерференция, резонанс. Характеристика звуков: тональных, шумовых, речевых, неречевых. Инфразвук. Ультразвук. Распространение звука в разных средах.

Тема 2. Психоакустические характеристики слуха

Характеристика слуховой чувствительности: пороги слухового восприятия и болевых ощущений, разностный порог, адаптация и утомление органа слуха, феномен ускорения нарастания или выравнивания громкости. Изменение слуховой чувствительности в процессе онтогенеза. Частотный и динамический диапазон общего слухового и оптимального слухо-речевого восприятия. Развитие двух систем человеческого слуха: звуковысотной и речевой фонематической. Принцип гетерохронии созревания и совершенствования этих систем у детей. Нейрофизиологические механизмы восприятия речевых и неречевых сигналов у детей на разновозрастных этапах развития.

Тема 3. Строение и развитие слухового анализатора

Формирование слуховой системы в пренатальном и постнатальном онтогенезе. Критические и тератогенетические факторы развития слухового анализатора. Строение, функции и возрастные особенности наружного уха: ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанной перепонки; среднего уха: слуховой трубы, барабанной полости, сосцевидных ячеек, слуховых косточек, сосцевидного отростка, сосцевидной пещеры; внутреннего уха: преддверия, полукружных каналов, улитки.

Строение и развитие проводникового и центрального отделов слухового анализатора: спирального ганглия, кохлеарных ядер, ядра верхней оливы, задних бугров четверохолмия, внутреннего коленчатого тела, афферентных и эфферентных слуховых путей, слуховых центров коры головного мозга. Перекрест и дублирование слуховых путей как важный механизм компенсаторных возможностей слуховой системы. Проекционные и ассоциативные зоны слуховой системы, их функциональная асимметрия, особенности формирования слуховых зон коры больших полушарий у детей в онтогенезе.

Тема 4. Физиологические механизмы звукопроведения и звуковосприятия

Воздушный и костный механизмы звукопроведения, их роль в передаче звука. Воздушный путь звукопроведения. Роль барабанной перепонки, слуховых косточек и лабиринтных окон в передаче и трансформации звуков разной частоты.

Механизм звуковосприятия. Кортиев орган. Волосковые (рецепторные) клетки улитки, их строение и значение в преобразовании механических звуковых колебаний в энергию нервного импульса. Электрические явления в улитке (потенциал покоя, микрофонный и суммационный потенциалы, потенциал действия). Первичная дифференциация звуков в улитке. Основные теории звуковосприятия: Гельмгольца, «бегущей волны», телефонная и др. Роль волокон слухового нерва в проведении звуков разной частоты. Значение стволовых ядер и подкорковых центров в восприятии и анализе звуковых сигналов.

Высшие корковые центры слухового анализатора, их роль в возникновении слухового ощущения, в дифференциации неречевых и речевых звуков, в локализации источника звука.

 

Раздел 2. Патология органа слуха

Тема 1. Заболевания и патология развития слухового анализатора

Заболевания и патология развития наружного уха. Атрезия наружного слухового прохода (причины, степень снижения слуха, лечение); серная пробка (причины появления, особенности течения, профилактика, лечение); инородные тела (симптоматика, оказание помощи, профилактика); аномалии развития и повреждения барабанной перепонки (причины, профилактика, лечение); травматические повреждения ушной раковины и наружного слухового прохода (механические, химические, термические); воспалительные заболевания (перихондрит, хондрит, рожистое воспаление, отомикоз); опухоли.

Заболевания и патология развития среднего уха. Средние отиты и их классификация: по длительности заболевания – острые и хронические; по стадиям воспаления – катаральные, серозные, гнойные; по действию патогенного фактора – инфекционные, аллергические, туботиты. Причины и особенности течения заболеваний среднего уха, степень снижения слуха, лечение, профилактика, осложнения. Антрит, мастодонтит (лечение и профилактика).

Отосклероз (причины и особенности течения, профилактика и лечение). Врожденные деформации среднего уха.

Заболевания и патология развития внутреннего уха: патология развития внутреннего уха (дефекты и повреждения, причины и особенности течения в зависимости от степени нарушения, места локализации, времени воздействия вредности); воспаление внутреннего уха (причины и пути распространения инфекции во внутреннее ухо, особенности течения заболевания, осложнения и остаточные явления, профилактика и лечение).

Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров: неврит слухового нерва (причины, особенности течения у детей, последствия, профилактика и лечение); патология проводящих путей (воспалительные заболевания, повреждения, причины, особенности течения и последствия); односторонние и двусторонние повреждения слуховой области коры головного мозга (причины и особенности течения, профилактика и лечение); функциональные нарушения
слуха (причины и особенности течения, профилактика и лечение).

 

Раздел 3. Современные методы исследования и классификация слуховых нарушений

Тема 1. Современные методы исследования слуха

Основные задачи исследования слуха у детей. Субъективные методы исследования слуха: исследование слуха речью (акуметрия), исследование слуха с помощью камертонов, пороговая тональная аудиометрия, надпороговая тональная аудиометрия (метод Люшера, SISI-тест, определение уровня слухового дискомфорта, метод Фоулера, метод Лангенбека, определение слуховой адаптации, тест исчезновения тона), исследование слуха тонами низких частот, исследование слуха ультразвуком, речевая аудиометрия. Объективные методы исследования слуха: безусловно-рефлекторные методы (мигательный рефлекс Мюллера-Бехтерева, улитко-зрачковый рефлекс Хольмгрена-Шурыгина), условно-рефлекторные методы, электрофизиологические методы (импедансометрия, тимпанометрия, электрокохлеография, электроэнцефалоаудиометрия, компьютерная аудиометрия). Особенности исследования слуха у детей дошкольного возраста.

Тема 2. Классификация и характеристика стойких нарушений слуха у детей

Понятие о стойких нарушениях слуха у детей. Причины стойких слуховых нарушений врожденного и приобретенного характера. Характеристика слуха при стойких нарушениях. Виды слуховых нарушений: кондуктивные, нейросенсорные, смешанные.

Классификации стойких нарушений слуха у детей (по
Л.В. Нейману, Б.С. Преображенскому). Факторы, являющиеся основой классификации стойких нарушений слуха. Характеристика глухих детей. Характеристика слабослышащих детей.

 

Раздел 4. Современные методы реабилитации и профилактики детской глухоты и тугоухости

Тема 1. Основные лечебные и профилактические мероприятия при нарушениях слуха у детей

Медикаментозное лечение заболеваний среднего уха (воспалительных, грибковых): продувание и катетеризация слуховых труб, пневмомассаж и вибромассаж барабанной перепонки, лазеротерапия, прижигание, физиотерапия. Проведение медикаментозных мероприятий с целью улучшения кровообращения и обмена веществ во внутреннем ухе; дезинтоксикация, гипосенсибилизация, дегидратация лабиринта; стимуляция слухового анализатора, понижение возбудимости вегетативной и центральной нервной системы.

Хирургическое лечение. Показания к проведению операций. Операции при врожденных пороках развития слухового анализатора. Операции при хронических средних отитах и их осложнениях: санирующие, слухосохраняющие, слухоулучшающие (антродренаж, аттикотомия, антротомия, мастоидотомия, тимпанотомия, мирингопластика, тимпанопластика, шунтирование барабанной полости). Операции при отосклерозе, болезни Меньера. Опыт хирургического лечения детей с нейросенсорной тугоухостью.

Профилактика наследственных слуховых нарушений. Роль медико-генетического консультирования в предупреждении слуховых расстройств. Охрана здоровья женщины во время беременности.

Профилактика врожденных нарушений слуха. Предупреждение патогенных воздействий (инфекций, токсинов, лекарственных препаратов ототоксического действия, травматических повреждений) на организм плода.

Профилактика приобретенных форм тугоухости: выявление и лечение воспалительных и инфекционных заболеваний носа и носоглотки, удаление аденоидов, контроль за применением лекарств, борьба с шумом, профилактика травматизма. Значение общего состояния здоровья ребенка, правильного режима дня, роль закаливания и занятий физкультурой. Проведение профилактических и лечебных мероприятий в специализированных дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха. Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы.

Тема 2. Современные методы компенсации слуховых нарушений

Использование технических средств коррекции и компенсации: индивидуальные слуховые аппараты, звукоусиливающая аппаратура стационарного и коллективного назначения, слухоречевые тренажеры. Слухопротезирование. Электродно-имплантационное протезирование.

Развитие слухового восприятия. Задачи развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста. Условия, способствующие развитию слухового восприятия: раннее качественное слухопротезирование, учет индивидуальных возрастных и психофизических особенностей ребенка, организация систематических занятий и слуховых тренировок, организация слухоречевого режима.

Развитие и использование сохранных анализаторов. Значение зрительного восприятия устной речи детьми с нарушением слуха. Чтение с губ. Приборы, преобразующие устную речь в визуальные изображения. Значение тактильно-вибрационного восприятия. Приборы, рассчитанные на использование тактильно-вибрационного ощущения.

Планы семинарских занятий

Занятие 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.054 с.)