Этиология и патогенез психических заболеваний. Особенности у детей и подростков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этиология и патогенез психических заболеваний. Особенности у детей и подростков.



Вопросы

 

1. Этиология психических расстройств.

2. Патогенез психических расстройств.

3. Этиология психических расстройств в детском возрасте.

4. Патогенез психических расстройств в детском возрасте.

 

Список литературы

Основная литература: [7], [9], [11]

Дополнительная литература: [4],[6], [12]

 

Занятие 3

 

Симптомы психических расстройств. Особенности у детей и подростков.

Вопросы

 

1. Симптомы психических расстройств.

2. Психопатологические симптомы чувственного познания (патология ощущения, восприятия, представлений). Особенности у детей и подростков.

3. Психопатологические симптомы нарушения памяти. Особенности у детей и подростков.

4. Психопатологические симптомы нарушения мышления. Особенности у детей и подростков.

5. Психопатологические симптомы нарушения эмоций. Особенности у детей и подростков.

6. Психопатологические симптомы нарушения произвольной деятельности. Особенности у детей и подростков.

7. Психопатологические симптомы нарушения сознания. Особенности у детей и подростков.

8. Симптомы психических расстройств, встречающиеся только в детском возрасте.

 

Список литературы

Основная литература: [1],[3], [7]

Дополнительная литература: [3],[6], [9]

 

 

Занятие 4

Синдромы психических расстройств. Особенности у детей и подростков.

Вопросы

 

1. Синдромыпсихических расстройств.

2. Психотические и непсихотические психические расстройства. Особенности у детей и подростков.

3. Неврозоподобные синдромы. Особенности у детей и подростков.

4. Бредовые синдромы. Особенности у детей и подростков.

5. Галлюцинаторный синдром. Особенности у детей и подростков.

6. Аффективные синдромы. Особенности у детей и подростков.

7. Синдромы двигательно-волевых нарушений. Особенности у детей и подростков.

8. Синдромы интеллектуально-мнестических расстройств. Особенности у детей и подростков.

9. Синдромы интеллектуально-мнестических расстройств. Особенности у детей и подростков.

10. Синдромы расстройства сознания. Особенности у детей и подростков.

 

Список литературы

Основная литература: [1],[3], [7]

Дополнительная литература: [3],[6], [9]

 

Занятие 5

Психопатология умственной отсталости. Особенности у детей и подростков.

Вопросы

 

1. Классификация умственной отсталости.

2. Клиническая характеристика олигофрении и деменции.

3. Особенности психических заболеваний при умственной отсталости.

4. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности.

 

Список литературы

Основная литература: [3],[6], [12]

Дополнительная литература: [1],[9], [12]

 

Занятие 6

Эндогенные психозы. Особенности у детей и подростков.

Вопросы

 

1. Шизофрения. Этиология, патогенез, клиника, лечение. Особенности шизофрении у детей и подростков.

2. Эпилепсия. Этиология, патогенез, клиника, лечение. Особенности эпилепсии у детей и подростков.

3. Маниакально-депрессивный психоз. Этиология, патогенез, клиника, лечение. Особенности маниакальных и депрессивных расстройств у детей и подростков.

 

Список литературы

Основная литература: [4],[5], [7]

Дополнительная литература: [4],[6], [8]

 

Занятие 7

Пограничные расстройства. Особенности у детей и подростков.

Вопросы

 

1. Этиология и патогенез неврозов. Особенности у детей и подростков.

2. Этиология и патогенез расстройств личности. Особенности у детей и подростков.

3. Специфические расстройства развития речи.

4. Специфические расстройства школьных навыков.

 

Список литературы

Основная литература: [1],[3], [7]

Дополнительная литература: [9],[12]

 

Занятие 8

Симптоматические психозы. Особенности у детей и подростков.

Вопросы

 

1. Симптоматические психозы при соматических заболеваниях. Особенности у детей и подростков.

2. Симптоматические психозы при инфекционных заболеваниях. Особенности у детей и подростков.

3. Симптоматические психозы при эндокринных заболеваниях. Особенности у детей и подростков.

4. Психические нарушения при черепно-мозговых травмах. Особенности у детей и подростков.

5. Лечение и профилактика симптоматических психозов. Особенности у детей и подростков.

 

Список литературы

Основная литература: [1],[3], [7]

Дополнительная литература: [6],[9], [12]

 

Занятие 9

Лечение психических расстройств. Особенности у детей и подростков.

Вопросы

 

1. Психофармакотерапия. Особенности у детей и подростков.

2. Коматозная терапия. Особенности у детей и подростков.

3. Психотерапия. Особенности у детей и подростков.

4. Социореабилитация. Особенности у детей и подростков.

 

Список литературы

Основная литература: [1],[3], [7]

Дополнительная литература: [4],[6], [12]

 

Примерные вопросы и задания для самостоятельной работы

Общая психопатология

 

1. Особенности этиологии психических заболеваний у детей

2. Особенности патогенеза психических заболеваний у детей

3. Особенности клиники психических заболеваний у детей

4. Своеобразие клинических методов изучения детей

5. Своеобразие параклинических методов изучения детей

6. Общая характеристика психопатологических синдромов, встречающихся преимущественно в детском возрасте

7. Синдром невропатии

8. Синдром раннего детского аутизма

9. Парааутистические синдромы (синдром Ретта, синдром Геллера, синдром Аспергера)

10. Гипердинамический синдром

11. Синдром детских патологических страхов

12. Синдром психического инфантилизма

13. Общая характеристика психопатологических синдромов, встречающихся преимущественно в подростковом возрасте

14. Синдром дисморфомании

15. Синдром нервной анорексии

16. Синдром гебоидности

17. Синдром метафизической интоксикации

18. Специфические расстройства речи

19. Специфические расстройства школьных навыков

20. Специфические расстройства двигательных функций

21. Расстройства социального функционирования (элективный мутизм, тикозные расстройства, синдром де ля Туретта)

22. Особенности расстройств сознания у детей.

 

Частная психопатология

 

1. Общая характеристика церебрально-органических и симптоматических психических расстройств у детей

2. Симптоматические психозы при соматических заболеваниях

3. Симптоматические психозы при инфекционных заболеваниях

4. Психические расстройства при эндокринных заболеваниях

5. Психические расстройства при энцефалитах

6. Особенности психических расстройств у детей при синдроме приобретенного иммунодефицита

7. Олигофрения, обусловленная поражением хромосомного аппарата

8. Энзимопатические формы умственной отсталости

9. Умственная отсталость, связанная с нарушениями липоидного обмена

10. Редкие формы олигофрений

11. Особенности деменции у детей

12. Дифференциальная диагностика умственной отсталости и ЗПР

13. Пограничные интеллектуальные нарушения

14. Фармакологические аддикции у детей и подростков

15. Нефармокологические аддикции у детей и подростков

16. Возрастная динамика шизофрении у детей

17. Основные психопатологические симптомы, встречающиеся при шизофрении у детей и подростков

18. Основные психопатологические синдромы, встречающиеся при шизофрении у детей и подростков

19. Особенности клиники эпилепсии у детей

20. Особенности клиники маниакально-депрессивного психоза в детском и подростковом возрасте

21. Своеобразие расстройств личности в детском и подростковом возрасте.

22. Нарушения поведения у детей и подростков.

 

Вопросы к экзамену

1 Психиатрия как наука. Психопатология как раздел психиатрии.

2 Методологические и научно-теоретические основы психиатрии.

3 Исторический аспект развития детской психиатрии

4 Особенности психических расстройств в детском возрасте

5 Связь детской психиатрии и специальной педагогики и психологии

6 Психическая болезнь и психическое здоровье

7 Этиология и патогенез психических заболеваний

8 Классификация психических и поведенческих расстройств

9 Болезнь и патологическое состояние

10 Исследование лиц с психическими расстройствами

11 Симптомы психических расстройств

12 Синдромы психических расстройств

13 Психотические и непсихотические психические расстройства

14 Симптомы и синдромы психических расстройств, встречающиеся только в детском возрасте.

15 Биологическая терапия психических расстройств. Особенности у детей.

16 Коматозная терапия психических расстройств. Особенности у детей.

17 Психотерапия психических расстройств. Особенности у детей.

18 Социореабилитация. Особенности у детей.

19 Классификация умственной отсталости

20 Клиническая характеристика олигофрении и деменции

21 Особенности психических заболеваний при умственной отсталости

22 Пограничные формы интеллектуальной недостаточности

23 Шизофрения. Этиология, патогенез, клиника, лечение. Особенности шизофрении у детей.

24 Эпилепсия. Этиология, патогенез, клиника, лечение. Особенности эпилепсии у детей.

25 Маниакально-депрессивный психоз. Этиология, патогенез, клиника, лечение. Особенности маниакальных и депрессивных расстройств у детей.

26 Этиология и патогенез неврозов. Особенности у детей

27 Клиника неврастении. Особенности у детей.

28 Клиника обсессивно-фобического невроза. Особенности у детей.

29 Клиника конверсионного расстройства. Особенности у детей.

30 Лечение и профилактика неврозов. Особенности у детей.

31 Симптоматические психозы при соматических заболеваниях. Особенности у детей.

32 Симптоматические психозы при инфекционных заболеваниях. Особенности у детей.

33 Симптоматические психозы при эндокринных заболеваниях. Особенности у детей.

34 Психические нарушения при черепно-мозговых травмах. Особенности у детей.

35 Лечение и профилактика симптоматических психозов.

36 Этиология и патогенез расстройств личности

37 Современная классификация расстройств личности

38 Особенности возрастной динамики расстройств личности

39 Клиника расстройств личности.

40 Лечение и профилактика расстройств личности.

 

Список литературы по курсу

 

Основная литература

1. Белопольский Ю.А.. Оленич В.Б. Педиатрия: Новейший справочник. – М., 2005. – С.218 – 402.

2. Гуровец Г.В. Психопатология детского возраста. – М., 2008

3. Детская психиатрия. / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб, 2005.

4. Дефектология. Словарь – справочник./ Авт. – сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2005.

5. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. – СПб., 2006

6. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб., 2003.

7. Клиническая психиатрия. Детский возраст./ Е.И. Скугаревская [и др.]; Под ред. проф. Е.И. Скугаревской. – Минск, 2006.

8. Макаров И.В. Лекции по детской психиатрии. – СПб., 2007

9. Марилов В.В. Общая психопатология.- М., 2002.

10. Мэш Э., Вольф. Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – СПб., 2003.

11. Психиатрия / Под ред. В.П. Самохвалова. – Ростов н/Д., 2002.

12. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. - СПб, 2003

13. Фесенко Ю.А. Пограничные нервно-психические расстройства у детей. – СПб., 2010

14. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. – М.: Академия, 2003.

15. Шац И.К. Психозы у детей. – М., 2002.

 

Дополнительная литература

1. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

2. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов / Под ред. С.Н. Бокова. В 2-х томах. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

3. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология.- Ростов н/Д.: Феникс, 1992.

4. Гавенко В.Л., Самардакова Г.А., Коростий В.И. Пропедевтика психиатрии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002

5. Демьянов Ю. Г. Диагностика психических нарушений. - СПб.,1999.

6. Кирпиченко А.А. Психиатрия.- Минск, 1996

7. Кирпиченко А.А., Гурленя А.М., Пашков А. А. Нервные и психические болезни. – Минск, 1998.

8. Основы специальной психологии. / Под ред. П.В. Кузнецовой. - М., 2002.

9. Ремшмидт. Х. Детская и подростковая психиатрия. – М., 2001.

10. Усов И.Н. Здоровый ребенок – Минск, 1994.

11. Чудновский В.С., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. - Ростов н/Д., 1997.

12. Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской психопатологии. М., 1999.

Глоссарий

Аберрации - отклонения, перестройки (хромосомные аберра­ции - структурные изменения хромосом; морфологические или физиологические аберрации - всякие отклонения от нормы в стро­ении или функции)

Абулия - нарушение воли, частичное или полное отсутствие желаний и побуждений к деятельности

Ажитация - возбуждение, двигательное беспокойство, не­престанная потребность в движении. Нередко сопровождается тревогой, страхом

Амнезия - отсутствие памяти, утрата способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания

Амнестические расстройства - расстройства памяти

Анорексия - отсутствие аппетита

Апатия - состояние, характеризующееся эмоциональной наивностью, безразличием

Арахноидит - воспаление мягких мозговых оболочек голов­ного или спинного мозга, в первую очередь паутинной. Часто раз­виваются эпилептиформные припадки, парезы конечностей, на­рушения чувствительности, головная боль.

Асинхрония – искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое психическое развитие.

Аспонтанность - невозможность самопроизвольной деятельности, т.е. деятельности без директивы

Астения - нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чув­ствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна

Аутизм - изменение отношения к людям, уход в себя, отгороженность от внешнего мира, потеря эмоционального контакта с окружающими

Аффект -сильноеи относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающееся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов

Аффективные расстройства - эмоциональные расстройства

Аффективные реакции - эмоциональные реакции

Биологическая терапия - лечебное воздействие на психо­патологическую симптоматику с помощью физических и хими­ческих средств. К биологической терапии относятся все разно­видности психофармакотерапии, инсулинокоматозная терапия и электросудорожная терапия

Брадипсихизм - общее замедление психической деятельно­сти больного, искажённо отражающей действительность и не под­дающейся коррекции извне

Бред персекуторный - группа форм бреда, протекающих с чувством страха, недоверия и подозрительности по отношению к окружающим

Бред сутяжничества характеризуется упорной борьбой по отстаиванию своих якобы попранных прав. Больные обращаются с жалобами во всевозможные инстанции, собирают огромное ко­личество, на их взгляд важных, документов

Бред ущерба характеризуется идеями причинения материаль­ного и реже морального ущерба больному со стороны окружающих.

Бред экспансивный - пышный бред величия нелепо грандиозного характера (идеи величия, управления миром)

Булимия - патологически усиленный, чрезмерный аппетит, прожорливость, неутолимое чувство голода

Вербальный - устный, словесный

Витальный - гибельный, роковой, смертельный или связанный с жизненно важными функциями

Геморрагия - кровотечение, кровоизлияние

Гештальтпсихологическая концепция (гештальттерапия) -метод, созданный американским психологом и психотерапевтом Перлсом под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциа­лизма, психоанализа, в частности теории Райха о физиологичес­ких проявлениях вытесненного психологического материала. Гештальттерапия возникла в русле феноменологического подхо­да, подчеркивающего необходимость осознания пациентом насто­ящего и важность непосредственного эмоционального переживания. Информацию, необходимую для терапевтического изменения, по­лучают из непосредственного поведения пациента. Феноменологи­ческий подход при данном методе противопоставляется каузальному - традиционному - подходу, при котором усилия психотерапевта направлены на поиски причин расстройств у пациента в его про­шлом

Гипергидроз – повышенная потливость

Гипермнезия - болезненное усиление памяти, ее обострение с наплывом образных воспоминаний, ярких чувственно - конкретных представлений

Гиподинамия - сниженная двигательная активность

Гипомания (гипоманиакальное состояние) -нерезко вы­раженное маниакальное состояние, характеризующееся нерезким повышением настроения, стремлением к деятельности; больные повышенно активны, нередко недостаточно контролируют свои влечения

Госпитализм - ухудшение психического состояния в связи длительным пребыванием в стационаре

Двойная ориентировка - одновременное сосуществование формально правильной и ложной ориентировки в окружающем, наблюдается на ранних этапах онейроидного помрачения сознания или при неполном развитии онейроида. В этом состоянии восприятии и сознании больного еще сохраняется правильная ориентировка в собственной личности, но уже происходит фантастическое видоизменение бреда и трактовки психических автоматизмов, вследствие чего возникает фантастическое представление об окружающем

Дебют заболевания - начало заболевания

Девиантное поведение - отклоняющееся поведение; поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам

Дегенеративный - выродившийся, перерожденный

Делинквентное поведение - отклоняющееся поведение и

крайних своих проявлениях, уголовно наказуемые действия

Депривация (лишение) - недостаточность удовлетворении каких-либо потребностей организма

Депрессия – аффективный синдром, в основе которого лежит сниженное – угнетенное, подавленное, боязливое или безразличное настроение.

Дефект психический - личностные изменения вследствие перенесенного психического заболевания

Дизбулия - извращение воли

Дизонтогенез – различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

Дизонтогенез психический - нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства и созревания структур и функций головного мозга.

Диссимуляции - попытка сокрытия больным симптомом заболевания

Дистимия - кратковременные, длящиеся несколько часом, иногда дней расстройства настроения (гневливость, недовольство)

Дисфория - расстройство настроения, характеризующее ч напряженным злобно-тоскливым состоянием с раздражительностью, доходящей до взрывов гнева с агрессивностью

Доброкачественный - благоприятный (например, о течении заболевания)

Дромомания - непреодолимое стремление к бродяжничеству, скитаниям, постоянной перемене мест

Идеаторный - умственный, мыслительный

Иллюзии - искаженное восприятие реально существующих предметов и явлений

Императивный – повелительный

Импульсивность - болезненная форма поведения, при ко­торой действия больного совершаются в связи с непреодолимы­ми влечениями, побуждениями, протекают насильственно, авто­матизирование, не контролируются сознанием

Инволюционный - связанный с процессом обратного раз­вития, характерный для периода старения организма

Ингредиент - составная часть какого-либо сложного соеди­нения или смеси

Инкогерентность - бессвязность; наблюдается в мышлении и речи

Интактный - неповрежденный, не вовлеченный в патоло­гический процесс

Интермиссии - состояние между двумя психическими при­ступами, характеризующееся полным восстановлением психичес­кой деятельности. Характерно для аффективных психозов

Интоксикация - отравление организма ядовитыми веще­ствами, поступающими извне или образующимися в организме

Инцест - половая связь между близкими родственниками (родителями и детьми, братьями и сестрами)

Ипохондрия - необоснованное беспокойство по поводу мни­мого тяжелого или неизлечимого заболевания

Каталепсия - симптом двигательных расстройств, характери­зующийся застыванием больного в принятой им позе, даже очень неудобной, требующей значительного мышечного напряжения

Клептомания - патологическое, импульсивно возникающее влечение к воровству с непреодолимой потребностью удовлетво­рить это стремление

Когнитивный - познавательный

Компульсивное влечение - навязчивые влечения, возника­ющие вопреки разуму, воле, чувствам. Эти влечения осознаются больным как неправильные и тягостно им переживаются в связи с тем, что само возникновение их в силу своей непонятности час­то порождает у больного чувство страха

Конституция - совокупность относительно устойчивых мор­фологических и функциональных (в том числе психологических) свойств человека, обусловленная наследственностью, возрастом, а также влияниями окружающей среды, определяющая функцио­нальные способности и реактивность организма

Конфабуляции - разновидность ложных воспоминаний, «галлюцинации воспоминания». Больные сообщают о вымышлен­ных событиях, в действительности не имевших места в период, о котором идет речь

Лабильность - неустойчивость, нестабильность функци­онирования, непостоянство, колебание тех или иных проявле­ний

Ларвированная (депрессия) – депрессивный симптомокомплекс, в котором на первый план выходит та или иная малосимптомная и полиморфная, соматовегетативная симптоматика, имитирующая первичную соматическую патологию и скрывающая собственно депрессивные проявления.

Лекарственный патоморфоз - изменение клинических про­явлений заболевания под воздействием лекарственных средств (чаще стертые, невыраженные, атипичные болезненные проявления)

Летальный исход - смертельный исход

Магическое мышление-разновидность архаического мыш­ления. Характерны фантазии, суеверные представления о каких-то сверхъестественных магических силах

Манифестные состояния - период, когда проявления за­болевания наиболее выражены

Мания – аффективный синдром, основу которого составляет повышенное – веселое, благодушное, дурашливое настроение. Иногда с оттенком раздражительности или гневливости.

Мегаломанииеский бред величия характеризуется гранди­озной переоценкой больным себя, своих психических и физичес­ких возможностей, своего положения в обществе

Метаболизм - обмен веществ; совокупность процессов пре­образования веществ в организме

Метаморфопсии - искаженное зрительное восприятие раз­личных предметов, их формы, цвета, величины, пространствен­ного расположения, состояния покоя или движения

Мнестические нарушения - нарушения памяти

Мутизм - нарушение волевой сферы, проявляющееся отсут­ствием ответной и спонтанной речи при сохранении способнос­ти разговаривать и понимать обращенную к больному речь

Мышление обстоятельное (вязкое) характеризуется обсто­ятельностью, склонностью к детализации, неумением отделить основное от второстепенного, тугоподвижностью, невозможнос­тью выйти из определенного круга представлений и переключить­ся на что-то другое

Нарушения схемы тела - искаженное восприятие своего тела

Неврозы - психогенные (как правило, конфликтогенные) нервно-психические расстройства, заболевания личности, возни­кающие в результате нарушения особо значимых жизненных от­ношений человека и проявляющиеся в специфических клиничес­ких феноменах при отсутствии психотических нарушений. Для них характерны обратимость патологических нарушений незави­симо от их длительности, психогенная природа заболевания, ко­торая определяется существованием связи между клинической картиной невроза, особенностями системы отношений, присущей личности больного, и конфликтной ситуацией

Негативные расстройства - признаки обратимого или стойкого, прогрессирующего стационарного или регрессирующего ущерба, выпадения, изъяна, дефекта того или иного психического процесса

Нивелированный - приведенный к одному уровню, со сгла­женными различиями

Нигилистический бред - бред громадности и отрицания, бред Котара - нигилистически - ипохондрический бред в сочетании с идеями громадности

Непсихотические расстройства – характеризуются адекватностью психических реакций реальности по содержанию, но часто неадекватной заостренностью по силе и частоте в связи с тем, что резко изменяется чувствительность, реактивность и поводом для реакции становятся незначащие или малозначащие ситуации

Нозологические формы - заболевания

Нозология - раздел патологии, изучающий сущность и ха­рактер течения отдельных болезней

Обсессии - разновидность навязчивых состояний, проявляю­щихся в переживаниях и действиях, не требующих для своего воз­никновения определенных ситуаций. Обсессии наблюдаются у мно­гих больных, которым обычно свойственны скрупулезность, педантизм, склонность к формализму, тревожная неуверенность в себе

Органические психические заболевания - заболевания, связанные со структурными изменениями в головном мозге (на­пример, возникшие после травм, кровоизлияний и т.д.)

Парамимии - извращение мимических выразительных про­явлений, их несоответствие эмоциям больного или переживаемой ситуации

Парапраксии - объединение всех проявлений неадекватно­сти поведения больных шизофренией по отношению к внешним раздражителям: неадекватные, манерные, импульсивные действия, негативизм, неадекватная манерность речи

Парейдолии - разновидность зрительных иллюзий. Ложные изображения возникают при иллюзорном восприятии реального объекта

Пароксизм - приступ; внезапное, острое, обычно повторяющееся кратковременное появление или усиление признаков болезни

Пароксизмальный - протекающий в виде пароксизмов

Патогенетический - связанный с патогенезом, т.е. механизмом возникновения и развития болезни

Патогномоничный - свойственный только данному заболеванию

Пиромания - непреодолимое влечение к поджогам

Позитивные расстройства - признаки патологической продукции психической деятельности, возникающие при появлении патологии

Полиморфизм - многообразие, возможность перехода от одного вида к другому

Половая идентификация - отождествление субъектом себя с определенным полом

Полярности аффекта - противоположные эмоциональные состояния (мания - депрессия)

Постпроцессуальные состояния - патологические психи­ческие изменения (эмоциональные, интеллектуальные, личност­ные) после окончания активного периода психического заболева­ния

Превентивный - предупреждающий

Преморбидный склад личности - особенности личности до развития заболевания

Пренатальный - предшествующий рождению

Препубертатный период - предшествующий периоду по­лового созревания

Прогредиентность - признак, характерный для психичес­ких заболеваний, протекающих по процессуальному типу. Может быть неуклонной, непрерывной, но наряду с этим наблюдается течение с остановками, ремиссиями

Прогрессивный паралич - поздний сифилитический пси­хоз. Возникает через 10 - 15 лет после перенесенного сифилиса. Имеет несколько форм течения. В клинической картине наблюда­ются бредовые расстройства, различные аффективные наруше­ния (мания, эйфория, дисфория и др.), деменция

Противорецидивное лечение - лечение, направленное на предотвращение рецидива (обострения) болезни

Психастенические черты - неуверенность в себе, мнитель­ность, тревожность, повышенное чувство ответственности, склон­ность к навязчивым страхам

Психический инфантилизм - особый вид остановки раз­вития личности на ювенильной ступени. Отличается неустойчи­востью настроения, плохо контролируемыми влечениями, недо­статочностью сознательной и целевой активности

Психодинамика - теоретическое формулирование механизмов (динамики) психики конкретного человека, свободной от патологии

Психотические нарушения -характеризуются грубой дезинтеграцией психики — неадекватностью психических реакций и отражательной деятельности процессам явлениям, событиям, ситуациям; наиболее грубой дезинтеграции психической деятельности соответствует ряд симптомов — так называемые формальные признаки психоза (галлюцинации, бред и т.д.)

Психопатия - аномалия личности, характеризующаяся дис­гармоничностью ее психического склада. Характерны выражен­ность патологических свойств личности по степени нарушения адаптации; тотальность психопатических особенностей, опреде­ляющих весь психический облик индивида; их относительная ста­бильность, малая обратимость психических явлений

Психопатоподобные расстройства - изменения личности, напоминающие по клиническим проявлениям психопатии

Психосоматические расстройства - расстройства функций органов и систем в связи с воздействием психогенно-травмирующих факторов при определенной личностной диспозиции

Пубертатный период - период полового созревания

Пуэрильное поведение - детские черты в поведении: детскость речи, моторики, детские эмоциональные реакции. Поведение пуэрильного больного отличается от поведения ребенка сочетанием детскости с привычками, отражающими жизненный опыт взрослого

Разорванное мышление - расстройство мышления, проявляющееся неправильным, необычно парадоксальным сочетай и ем представлений. Понятия вне всякой логической связи нанизываются друг на друга, мысли текут вразброд

Раптус - приступы острого, исступленного возбуждении, вызванного чрезмерно сильным аффектом (тоски, страха)

Рациональная психотерапия -метод, в котором используется логическая способность пациента проводить сопоставление, делать выводы, доказывать их обоснованность.

Регресс – возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия).

Редукция симптомов - упрощение, угасание, исчезновение болезненных проявлений

Резидуальный - остаточный, сохранившийся после перене­сенного заболевания

Резистентность - сопротивляемость

Рекуррентный - термин, применяемый для обозначения психических заболеваний, протекающих с тенденцией повторно­го возникновения психопатологических проявлений или их уси­ления после имевших место ремиссий

Ремиссия - временное ослабление или отсутствие проявле­ний хронического заболевания

Ретардация – запаздывание или приостановка психического развития. Может быть общей (запаздывание или приостановка всего психического развития в целом) и частной (запаздывание или приостановка отдельных психических функций, компонентов психики, отдельных свойств личности).

Ретроспективный - обращенный к прошлому

Рецидив - возврат болезни, обострение заболевания

Ригидность - психопатологическое состояние, характери­зующееся недостаточной подвижностью психических процессов, нарушениями переключаемое мышления и речи, инертностью установок

Рудиментарные идеи - отрывочные, несистематизирован­ные, находящиеся на начальном этапе развития идеи (сверхцен­ные, бредовые и т.п.)

Сверхценные идеи - суждения, отличающиеся эмоциональ­ной насыщенностью и носящие стойкий, фиксированный харак­тер; не осознаются больным в качестве ложной идеи

Сенестоалгии - неопределенные болевые ощущения

Сенестопатии - крайне тягостные и неприятные, неопреде­ленные телесные ощущения, локализуемые на поверхности тела или внутренних органах и лишенные телесной основы

Сепарация - отделение, разделение на составные части

Сиблинги, сибсы - братья и сестры, но не близнецы

Синдром — строго формализованное описание закономерного сочетания симптомов, которые связаны между собой единым патогенезом и соотносятся с определенными нозологическими формами.

- // - Аспергера - симтомокомплекс в детском воз­расте, характеризующийся чрезмерной интеллектуальной дея­тельностью при известной бедности эмоций и трудностями в общении. Проявляется к трехлетнему возрасту и особенно в первые школьные годы, в дальнейшем формируется аутистическая психопатия

- // - Геллера - прогрессирующее слабоумие у детей после 3-4 лет нормального развития

- // - Котара - ипохондрический бред в сочетании с тре­вожным или меланхолическим аффектом, идеями отрицания внеш­него мира (бред громадности). Встречается при инволюционной меланхолии, шизофрении и реже при маниакально-депрессивном психозе

- // - Ретта - синдром атипичного аутизма, пока описанный только у девочек, причины которого неизвестны. За внеш­не нормальным ранним развитием следует частичная или полная потеря навыков речи наряду с замедлением роста головы. Начало между 7-м и 24-м месяцем. В последующем - нарушения движения рук, потеря тонких моторных навыков, развитие сколиоза. В исходе состояния развивается тяжелая психическая и двигатель­ная инвалидизация.

Симптом — абстрактное понятие (результат врачебного суждения или умозаключения), обозначающее строго фиксированное по форме описание признака, соотнесенного с определенной патологией. Это — терминологическое обозначение патологического признака.

Симтомокомплекс - совокупность всех симптомов, выявленных в процессе обследования конкретного больного.

Синдромокинез — раздел семиотики, изучающий динамику возникновения, развития, существования, соотношения и исчезновения структурных элементов синдрома (от момента возникновения до полного регресса).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.41.140 (0.135 с.)