Контроль развития и состояния здоровья детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль развития и состояния здоровья детей.



Каждый третий ребенок в Российской Федерации уже с периода новорожденности имеет различные болезни и отклонения в состоянии здоровья. Заболеваемость новорожденных в целом увеличилась за последние 5 лет на 20% и достигла 5801,8 на 10000 родившихся живыми. Серьезную озабоченность вызывает рост врожденных пороков развития. Большие проблемы отмечаются и в старших возрастных группах. Так у 70% детей школьного возраста отмечается недостаточная двигательная активность, а более половины учащихся вообще не занимаются физической культурой. В связи с этим важное значение приобретает правильное планирование и организация оздоровительно-воспитательной работы и хорошо организованная система контроля. Систематический, своевременный, объективный медико-педагогический контроль за развитием, здоровьем и поведением обеспечивает профилактику и коррекцию отклонений в развитии и здоровье каждого ребенка. Систематический контроль за состоянием здоровья и развитием детей является первым этапом диспансеризации детского населения и осуществляется врачом-педиатром как в условиях детских поликлиник, так и в детских дошкольных учреждениях.

В задачи контроля за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста входят:

Определение индивидуальных особенностей развития ребенка и изучение условий его воспитания для правильной организации внешней среды и системы профилактических мероприятий.

Раннее выявление отклонений в развитии и здоровье ребенка для организации целенаправленного оздоровления и лечения с целью профилактики формирования хронических заболеваний.

Основными методами контроля за развитием и состоянием здоровья детей являются:

- дородовые патронажи беременной женщины с целью ознакомления с социально-бытовыми условиями семьи, изучения состояния здоровья будущей матери, организации мероприятий по антенатальной профилактике;

- патронажи к новорожденному и детям первого года жизни, наблюдение за условиями воспитания ребенка в семье, организация необходимой профилактической и санитарно-просветительной работы;

- динамические наблюдения в детской поликлинике за развитием и здоровьем детей участковым педиатром и участковой медицинской сестрой; если ребенок посещает дошкольное учреждение - совместно с врачом дошкольно-школьного отделения и с медицинским персоналом этого учреждения.

В динамическом наблюдении за здоровьем детей участвуют врачи-специалисты детских поликлиник.

На 1 году жизни дети осматриваются педиатром в поликлинике в дни приема здорового ребенка 1 раз в месяц (близко к дате рождения ребенка 1-2 дня), на 2 году жизни 1 раз в квартал ( 3-5 дней), на 3 году жизни 1 раз в полгода ( 5-10 дней), затем от 4 до 7 лет 1 раз в год: в 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет ( 15 дней).

Динамическое наблюдение в указанные сроки проводится путем плановых педиатрических осмотров. Каждый педиатрический осмотр складывается из трех основных разделов:

1. Исследование состояния здоровья ребенка.

2. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья.

3. Назначение профилактических, воспитательных, оздоровительных и лечебных мероприятий.

Обследование детей вообще, а детей раннего и дошкольного возраста в особенности, требует специального подхода. Врачебное обследование здоровых детей не должно быть шаблонным, заранее невозможно указать, на какие особенности данного ребенка следует обратить внимание. Во время каждого врачебного обследования педиатр должен уточнить анамнез, проанализировать данные о перенесенных заболеваниях за прошедший период, оценить динамику массы и длины тела, реакцию на профилактические прививки, характер вскармливания и выявить жалобы на отклонения в самочувствии и поведении ребенка (из беседы с родителями, воспитателями дошкольных учреждений, по данным сестринских патронажей).

По кратности заболеваний различают не болеющих, эпизодически болеющих и часто болеющих. В настоящее время в понятие "часто болеющий" принято относить ребенка с кратностью острых заболеваний 6 и более раз а год.

Методика осмотра

При обследовании ребенка в первую очередь определяется его физическое развитие. Для этого учитываются антропометрические показатели: длина тела, масса тела, окружность груди, а у детей 1 года, и головы. Антропометрические исследования проводят детям до года ежемесячно, от 1 года до 3 лет - ежеквартально, от 3 до 7 лет - 1 раз в полугодие. В дошкольном учреждении контроль за массой тела проводится детям до 6 месяцев жизни - 1 раз в десять дней, от 6 месяцев до 1 года - 1 раз в 15 дней, от 1 года до 3 лет - 1 раз в месяц, от 3 до 7 лет - один раз в квартал.

Оценка физического развития ребенка базируется на динамике основных показателей физического развития. Для детей первого года жизни особое внимание следует уделить ежемесячной динамике массы и длины тела, окружности груди и головы, а также перекресту размеров последних (в среднем в возрасте 3-4 месяцев).

В практике оценивается физическое развитие ребенка на момент обследования. Эта оценка включает в себя характеристику физического развития по соотношению тотальных размеров тела с помощью местных стандартов (шкал регрессии).

Общий уровень нервно-психического развития ребенка характеризуется уровнем развития отдельных психических функций, что отражает степень созревания центральной нервной системы. Контроль за нервно-психическим развитием детей раннего возраста проводится в следующие сроки: 1 год жизни - 1 раз в месяц, 2 год жизни - 1 раз в квартал, 3 год жизни - 2 раза в год.

Оценка нервно-психического развития ребенка осуществляется по трем параметрам: "возрасту соответствует", "отстает" или "опережает возраст".

Ведущими показателями являются:

1) моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжок и т.д.);

2) развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов и рассказывание и т.д.);

3) познавательная деятельность: количество и счет, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, знание и ощущение цвета, конструирование, воспроизведение, формирование обобщений;

4) социально-культурное развитие: культурно-гигиенические навыки, самостоятельность и трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими.
Комплексная оценка состояния здоровья детей

В условиях детских амбулаторно-поликлинических учреждений для организации диспансеризации и проведения индивидуальных оздоровительных мероприятий необходимы данные о состоянии здоровья как отдельного ребенка, так и всех наблюдаемых контингентов.

Этим целям отвечает комплексная оценка состояния здоровья ребенка по ряду критериев (признаков), на основании которых дети разделяются на 5 групп здоровья:

Первая группа объединяет контингент здоровых детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, а также детей, имеющих в соответствии с характеризуемыми признаками здоровья незначительные единичные морфологические отклонения (аномалия ногтей, мало выраженная деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние их здоровья и не требующие коррекции.

Вторую группу составляют здоровые дети, имеющие отягощенный биологический и социальный анамнез, некоторые функциональные и морфологические изменения, часто (4 и более раз в году) или длительно болеющие острыми заболеваниями, а также здоровые дети с "риском" возникновения у них хронической патологии.

Третья группа объединяет больных детей с наличием хронических заболеваний или врожденной патологии в состоянии компенсации, с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, с редкими интеркурентными заболеваниями (1-3 раза в год).

Четвертая группа - включает детей с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, выраженными признаками незрелости, с частыми, нетяжелыми по характеру течения обострениями основного заболевания, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным реконвалесцентным периодом после острых интеркурентных заболеваний.

Пятая группа включает детей, больных тяжелыми хроническими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемых по инвалидности или инвалидов. Состояние декомпенсации определяется тяжелыми морфологическими и функциональными отклонениями как патологически измененного органа, системы, так и других органов и систем.

Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья каждого индивидуума и контингента детей в целом, чем диагноз. Учет только диагнозов заболеваний, без использования других характеристик, не позволяет выделить угрожаемый контингент детей.

Объединение детей в однородные группы здоровья позволяет:

- обеспечить дифференцированное обслуживание контингентов детей с качественно разными уровнями состояния здоровья;

- осуществлять более правильное планирование работы медицинских учреждений по обслуживанию различных групп детей.

Наблюдение за детьми по группам здоровья

Дети I группы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные для профилактических осмотров здоровых детей. Врачебные назначения детям этой группы включают в себя профилактические, воспитательные и общеоздоровительные мероприятии

Дети II группы здоровья с наличием риска возникновения патологии заслуживают более пристального внимания врача-педиатра, так как профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, проведенные своевременно и целенаправленно, обладают наибольшей эффективностью по предупреждению формирования у них хронической патологии.

Сроки наблюдения за данной группой детей устанавливаются врачом индивидуально для каждого ребенка в соответствии со степенью риска в отношении формирования хронической патологии, выраженности функциональных отклонений и степени резистентности.

Часто болеющие дети, а также дети, перенесшие острую пневмонию, болезнь Боткина и др., хотя и относятся ко II группе здоровья, в периоде реконвалесценции берутся под наблюдение.

Врачебные назначения детям этой группы включают в себя не только профилактические, воспитательные и общеоздоровительные, но и специальные лечебно-оздоровительные мероприятия индивидуально для каждого ребенка.

Лечебно-оздоровительные мероприятия детям II группы здоровья назначаются как педиатром, так и врачами-специалистами.

Дети III, IV, V групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей педиатра и специалистов и должны получать все необходимое лечение в зависимости от наличия той или иной патологии.

 

Программа Практических занятий по дисциплине

 

Продолжительность занятий по дисциплине «Формирование здорового образа жизни у детей» составляет 2 академических часа или 1,5 астрономических часа.

Практические занятия проводятся с привлечением следующих форм: демонстрация мультимедийных презентаций, электронных пособий по уходу за детьми, отработка мануальных навыков первоначально на муляжах (в т.ч. в Центре практических умений КГМУ), а затем в отделении у постели больного под контроле преподавателя или среднего медперсонала отделений, а затем закрепление навыков во время самостоятельной работы, деловые игры, проведение лекций-бесед с пациентами школьного возраста и родителями пациентов по тематике ЗОЖ и профилактике заболеваний у детей, заключительная конференция для всего потока студентов (по 2 лучшие творческие работы от каждой группы, а также по 2 санбюллетня).

 

ХРОНОМЕТРАЖ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

(В РЕЖИМЕ 2 ЧАСОВОГО ЗАНЯТИЯ)

Продолжи-ельность Этапы занятия
1. 5 мин Перекличка студентов
2. 10 мин Тестирование исходного уровня знаний
3. 30 мин Разбор преподавателем темы текущего занятия
4. 15 мин Демонстрация мануальных навыков преподавателем или деловые игры, решение ситуационных задач
5. 15 мин Самостоятельная работа студента в отделении или отработка мануальных навыков на муляжах
6. 10 мин Тестирование итогового уровня знаний
7. 5 мин Домашнее задание

 

План практических занятий

 

№ п/п Мо-дуль Тематика практических занятий Трудоемкость (час)
1. 1. Введение в педиатрию. Этико-деонтологические принципы деятельности медицинского работника. Роль младшего и среднего медицинского персонала в уходе и воспитании детей. 2 ч.
2. 2. Этапы физического и нервно-психического развития детей и подростков. Оценка физического развития ребенка. Антропометрия. Средства нервно-психического и физического развития детей раннего и старшего возраста. 2 ч.
3. 2. Основные методы сохранения и укрепления здоровья. Вредные привычки, факторы риска для здоровья. Влияние злоупотребления психоактивными веществами на организм ребенка и подростка и формирование зависимости. 2 ч.
4. 2. Основы здорового питания детей и подростков. Понятие о физиологических и лечебных столах детей различного возраста. Раздача пищи, помощь в кормлении детей раннего возраста, правила кормления тяжелобольных детей. 2 ч.
5. 2. Режим дня, как модель формирования здорового стиля поведения.Особенности режима дня в различных возрастных группах у детей, знакомство с основными формами воспитательной работы педагогов и медперсонала детского ЛПУ. 2 ч.
6. 2. Оздоровительное влияние факторов окружающей среды на организм человека. Знакомство с основными методами физического воспитания детей (массаж, гимнастика, занятия спортом) для различных возрастных групп и групп здоровья. 2 ч.
7. 2. Личная гигиена. Знакомство с правилами личной гигиены ребенка и персонала ЛПУ, освоение техники проведения утреннего туалета ребенка. 2 ч.
8.   Особенности ухода за детьми грудного возраста. 4 ч.
9. 3. Уход за детьми с заболеваниями кожи. Профилактика заболеваний кожи у детей. Особенности применения косметических средств и препаратов для наружной терапии у детей. 2 ч.
10. 3. Особенности ухода за лихорадящими детьми. Термометрия. Уход за больными с повышенной кровоточивостью. Профилактика заболеваний системы крови у детей. 2 ч.
11.   Двигательные режимы, наблюдение и уход за детьми с заболеваниями органов дыхания. Профилактика респираторной патологии у детей. 2 ч.
12. 3. Уход за детьми с заболеваниями сердечнососудистой системы. Профилактика сердечнососудистой патологии у детей. 2 ч.
13. 3. Уход за больными с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, почек и мочевыводящих путей. Профилактика алиментарнозависимых и гастроэнтерологических заболеваний у детей и подростков. 2 ч.
14. 3. Уход за детьми с заболеваниями мочевыводящих путей и репродуктивного тракта. Профилактика заболеваний мочеполовой сферы у детей, нарушений полового развития. 2 ч.
15. 3. Принципы оказания помощи при неотложных состояниях у детей и подростков 2 ч.
16.   Зачет. 2 ч.

 

МОДУЛЬ 1. Система охраны здоровья детей и подростков в РФ

 

Практическое занятие №1

Введение в педиатрию. Этико-деонтологические принципы деятельности медицинского работника. Роль младшего и среднего медицинского персонала в уходе и воспитании детей.

Цель занятия

- дать понятие о месте педиатрии в системе медицинских знаний и как научно-практической дисциплине о здоровом и больном ребенке,

- дать понятие системе оказания медицинской помощи детям в РФ и РТ,

- ознакомить с основными правилами этики и деонтологии при работе с детьми и их родителями

После изучения данной темы студент должен знать:

- определение педиатрии как предмета, цели, задачи и основные разделы научно-практической дисциплины,

- основные направления деятельности врача-педиатра

- систему оказания медицинской помощи детям в РФ

В результате изучения студент должен освоить:

- основными правилами этики и деонтологии при работе с детьми и их родителями

- правила недопустимости разглашения личных сведений о пациенте (врачебная тайна)

- правила, позволяющие избежать ятрогений

Содержание занятия:

1.Введение - знакомство с кафедрой, организацией работы педиатрического стационара, правилами поведения студента в отделении стационара

2.Изучение принципов организации оказания помощи детям.

3.Изучение этико-деонтологических принципов деятельности медицинского работника.

4.Оценка роли младшего и среднего медицинского персонала в уходе и воспитании детей.

5.Экскурсия по клинической базе для знакомства с основными принципами организации детского стационара.

 

Основные понятия:

Педиатрия - (от греч. páis, род. падеж paidós — ребёнок, дитя и iatréia — лечение), медицинская дисциплина, изучающая анатомию и физиологию детского организма в различные возрастные периоды, детские болезни, их лечение и профилактику.

В единой практической науке педиатрии выделяют: профилактическую, клиническую, научную, социальную, экологическую педиатрию.

Профилактическая педиатрия — система мероприятий, способствующих предупреждению заболеваний и инвалидизации (профилактические прививки, асептики, профилактика рахита, скрининг-программы на выявление наследственных заболеваний, плановые диспансеризации и др.)

Клиническая педиатрия имеет основной задачей диагностику, лечение и этапную реабилитацию заболевшего ребёнка.

Научная педиатрия имеет задачей формулировку парадигм, которыми руководствуется на современном этапе педиатр в своей практической работе.

Социальная педиатрия рассматривает два круга проблем: 1) оптимальная организация управления здравоохранения, в том числе экономики и планирования; 2) влияние социальных факторов на здоровье детей; практика медицинской помощи, проведения профилактических мероприятий, взаимоотношений между медиками и общественными организациями, фондами; медицинское образование и воспитание населения.

Экологическая педиатрия изучает влияние природных факторов на здоровье детей; климатических, географических, а также вредных факторов окружающей среды в том или ином регионе (инсектициды, пестициды, фенол, диоксид, двуокись серы, свинец, проникающая радиация и др.).

Медицинская этика (греч. etohs — обычай, нрав, характер) - часть общей этики, рассматривает вопросы нравственности врача, включая совокупность норм его поведения и морали, чувство профессионального долга и чести, совести и достоинства.

Медицинская этика охватывает и определенные нормы поведения медицинского работника в быту, его культуру, человеколюбие, физическую и моральную чистоплотность и т. д. В целом можно сказать, что этика — это внешнее проявление внутреннего содержания человека.

Медицинская деонтология (греч. deon — должное) - принципы поведения медицинских работников, направленные на максимальное повышение пользы лечения и устранение последствий неполноценной медицинской работы. Деонтология является частью медицинской этики, медицинской морали.

Врачебная тайна — медицинское, правовое, социально-этическое понятие, представляющее собой запрет медицинскому работнику сообщать третьим лицам информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, результатах обследования, самом факте обращения за медицинской помощью и сведений о личной жизни, полученных при обследовании и лечении. Запрет распространяется также на всех лиц, которым эта информация стала известна в случаях, предусмотренных законодательством.

Ятрогения (др.-греч. ἰατρός — врач + др.-греч. γενεά — рождение) — изменения здоровья пациента к худшему, вызванные неосторожным действием или словом врача.

Контрольные вопросы и задания

1. Что изучает педиатрия, каковы ее цели и задачи?

2. Назовите основные разделы педиатрии

3. Что такое этика и деонтология?

4. В каких законодательных актах закреплены основные положения врачебной этики?

5. Что изучает медицинская этика и каковы ее особенности в педиатрии?

6. Что изучает медицинская деонтология и каковы ее особенности в педиатрии?

7. Какова роль младшего и среднего медицинского персонала в лечении детей?

 

МОДУЛЬ 2. Факторы, формирующие здоровье ребенка

 

Практическое занятие №2

Этапы физического и нервно-психического развития детей и подростков. Оценка физического развития ребенка. Антропометрия. Средства нервно-психического и физического развития детей раннего и старшего возраста.

Цель занятия

- Формирование новых теоретических знаний по особенностям наблюдения и контроля за физическим и нервно-психическим развитием здоровых детей, правилам антропометрических исследований в детском возрасте, особенностям воспитательной работы медперсонала в детском стационаре.

- Формирование практических умений по оценке физического и нервно-психического развития ребенка, по проведению игр и контроля поведения детей в отделении с учетом состояния их здоровья.

После изучения данной темы студент должен знать:

- основные этапы физического (ФР) и нервно-психического развития (НПР) ребенка

- правила антропометрических исследований,

- основные виды деятельности детей различного возраста,

- элементы воспитания детей (физическое, нравственное, умственное, эстетическое и т.д.)

- обязанности медперсонала по контролю деятельности и поведения ребенка

Студент должен уметь:

- взвешивать и измерять рост у ребенка любого возраста;

- измерять окружность головы, груди, измерять длину и окружность конечностей с помощью сантиметровой ленты,

- осуществлять подбор средств (игрушки, наглядные пособия, книги, аудиозаписи и т.д.) для стимуляции ФР И НПР детей различных возрастов

Содержание занятия

1.Вводная часть: контроль исходных знаний: устный опрос по вопросам для самоподготовки, инструктаж преподавателя о порядке работы в отделении, требования к внешнему виду, форме одежды и личной гигиене персонала, работающего в отделении раннего возраста.

2.Освоение методики антропометрического исследования детей различных возрастных групп;

- знакомство с формами воспитательной работы педагога и медперсонала психоневрологического отделения с детьми различных возрастов;

3. Самостоятельная работа студентов в отделении (под контролем преподавателя и персонала отделения): студенты проводят измерение роста, массы тела, окружностей тела у детей до 1 года и старше 1 года, участвуют в воспитательной работе медперсонала отделения (с использованием игрушек, ролевых игр, чтения книг, бесед и т.д.)

4.Заключительная часть: заключительный контроль, подведение итогов занятия; домашнее задание.

Основные понятия:

Физическое развитие ребенка – это совокупность морфологических и функциональных признаков организма, характеризующих процессы его роста и биологического созревания, запас физических сил.

Нервно-психическое развитие ребенка - закономерные изменения высшей нервной деятельности, в основе которых лежит овладение индивидом потребностями и способностями, необходимыми для жизни.

Антропометрия — это совокупность методов и приемов оценки морфологических особенностей человеческого тела.

Антропометрическое исследование обязательно включает в себя измерение основных антропометрических показателей (рост, масса тела, окружности грудной клетки и головы). В ряде случаев (более точная оценка состояния питания ребенка, определение биологической зрелости по антропометрическим данным) используется измерение и дополнительных антропометрических показателей. Наиболее часто определяют окружности плеча, бедра, голени, длину ноги, высоту головы и верхнего лица. Также имеет значение проведение «филиппинского теста» и определение средней точки тела.

 

Контрольные вопросы и задания:

1.Какое значение имеет функциональное состояние нервной системы детей при организации ухода и в процессе воспитания?

2.В чем заключается роль медицинской сестры в закаливании ребенка?

3.Какие мероприятия проводятся для предупреждения срывов в поведении детей?

4.В чем состоит работа по умственному воспитанию ребенка различного возраста?

5.Какие примеры игр – занятий вы можете привести для детей в возрасте 1 года, 2, 3, 4 лет?

6. Измерение роста и массы у грудных и старших детей.

7. Контроль деятельности ребенка со стороны персонала

Ситуационные задачи:

Задача 1. В приёмном покое при поступлении больного 2-х мес. необходимо провести измерение веса и роста. Каким образом и на каких приборах необходимо это сделать?

Задача 2. Ребенку 7 лет, находящемуся в стационаре с диагнозом – ацетонемическая рвота, назначено определение массы тела при выписке. На каких весах и каким образом проводится данное измерение?

Тестовые вопросы:

УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. При воспитании детей до 3-х лет используются методы

1) только физического воспитания

2) только умственного воспитания

3) только нравственного воспитания

4) только эстетического воспитания

5) все перечисленные

УКАЖИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

2. При воспитании детей раннего возраста предпочтение отдают таким средствам воспитания как

1) занятия физкультурой

2) организация игр-занятий с набором игрушек

3) формирование навыков личной гигиены и самообслуживания

4) занятия рисованием и лепкой

5) воспитательные беседы

6) занятиям гимнастикой с элементами массажа

УКАЖИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

3. Взвешивание детей старше 2-х лет проводится

1) на механических лоточных весах

2) на электронных лоточных весах

3) на рычажных медицинских весах

4) на электронных весах

УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

4. При взвешивании детей пеленку на лоточных весах меняют

1) 1 раз в день

2) 3 раза в день

3) после взвешивания каждого ребенка

УКАЖИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

5. При контроле за массой ребенка детей взвешивают, соблюдая следующие правила

1) утром

2) в середине дня

3) вечером

4) натощак

5) после еды

6) после мочеиспускания и дефекации

УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

6. Рост детей грудного возраста измеряется в положении

1) стоя

2) лежа

7. На ростомере для детей старшего возраста имеется

1) 1 шкала

2) 2 шкалы

3) 3 шкалы

8. Рост детей сидя определяется по шкале ростомера

1) правой

2) левой

УКАЖИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

9. Рабочую поверхность ростомера протирают дезинфицирующим раствором

1) после измерения роста

2) перед измерением роста и после него

3) однократно

4) двукратно с интервалом в 15 минут

5) трехкратно с интервалом в 15 минут

Ответы

         
2,3,6   1,4,6    
3,4       2,4

 

Практическое занятие №3

Основные методы сохранения и укрепления здоровья. Вредные привычки, факторы риска для здоровья. Влияние злоупотребления психоактивными веществами на организм ребенка и подростка и формирование зависимости.

Цель занятия:

- дать понятие о здоровье, его категориях,

- выделить благоприятные и неблагоприятные факторы, формирующие здоровье ребенка

- дать понятие о вредных привычках, их влиянии на здоровье ребенка на различных этапах его развития

После изучения данной темы студент должен знать:

- определение понятия «здоровье»,

- основные категории здоровья,

- факторы, формирующие здоровье ребенка

- о механизмах влияния алкоголя, наркотиков, никотина, токсических веществ на организм ребенка, при формировании зависимости

Студент должен уметь:

- убедительно и аргументировано проводить беседы о вреде курения, употребления алкоголя и наркотиков

- оформлять наглядную агитацию по профилактике вредных привычек у детей и подростков (санбюллетни, листовки и т.д.)

Содержание занятия

1.Вводная часть: контроль исходных знаний: устный опрос по вопросам для самоподготовки.

2.Демонстрация презентаций и защита рефератов по тематике занятия, выполненных студентами самостоятельно;

3. Работа студентов в отделении (под контролем преподавателя): проведение лекции-беседы с пациентами по профилактике курения, наркомании, анкетирование пациентов-подростков по данной теме.

4.Заключительная часть: заключительный контроль, подведение итогов занятия; домашнее задание.

Основные понятия:

Психоактивное вещество (ПАВ) - любое вещество, которое, при введении в организм человека может изменять восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. К таким веществам относят алкоголь, табак, наркотики, некоторые лекарства, влияющие на психическое состояние человека.

Наркомания (от греч. narke – оцепенение и mania – безумие, восторженность) – в медицине болезнь, характеризующаяся патологическим влечением к наркотикам, приводящим к тяжелым нарушениям функций организма; в психологии – потребность употреблении какого-либо лекарственного средства или химических веществ для избежания дискомфорта, возникающего при прекращении употребления, т.е. зависимость от химических веществ; в социологии – вид отклоняющегося поведения.

Наркомания, включает две формы зависимости:

Психическая зависимость – состояние организма, характеризующееся патологической потребностью в употреблении какого-либо лекарственного средства или химического вещества для избежания нарушений психики или дискомфорта, возникающих при прекращении употребления вещества, вызвавшего зависимость, но без соматических явлений абстиненции.

Физическая зависимость – состояние, характеризующееся развитием абстиненции при прекращении приема вызвавшего зависимость вещества или после введения его антагонистов.

Алкоголизм – это психическое и физическое заболевание, которое характеризуется компульсивным и неконтролируемым потреблением алкоголя, несмотря на его негативное влияние на здоровье пьющего, межличностные отношения пьющего и его социальное положение.

Токсикомания – это злоупотребление различными химическими, биологическими и лечебными препаратами, не входящими в перечень наркотических. При токсикомании развивается, в основном, психическая зависимость, реже – физическая. Наблюдаются психические и соматические расстройства и перемена личности.

Контрольные вопросы для подготовки:

1.Что такое вредные привычки?

2. Какой вред оказывает курение на организм человека?

3. Какой вред оказывает алкоголизм на организм человека?

4. Какой вред оказывает наркомания на организм человека?

5. На чем основана профилактика наркотизации населения?

 

Тестовые вопросы:

1. Назовите вредные привычки, наносящие наибольший вред здоровью детей и подростков _______, ________, ________, ________.

2. Факторы риска формирования алкогольной зависимости у детей и подростков:

1) злоупотребление алкоголем родителями

2) гипо- или гиперопека в семье

3) религиозное воспитание в семье

4) приобщение подростка к асоциальным субкультурам

3.Какой вред наносит плоду и ребенку курение беременной и кормящей матери:

1) повышение риска врожденных пороков развития

2) задержка внутриутробного развития ребенка (малый вес, рост при рождении)

3) при редком курении вреда для ребенка нет

4) риск развития патологии органов дыхания, бронхиальной астмы

Ответы

1. наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм
2. 1,2,4
3. 1,2,4

 

Практическое занятие №4

Режим дня, как модель формирования здорового стиля поведения. Особенности режима дня в различных возрастных группах у детей, знакомство с основными формами воспитательной работы педагогов и медперсонала детского ЛПУ.

Цель занятия:

- формирование новых теоретических знаний о биоритмах человека и влиянии режима дня на формирование здоровья ребенка в различных возрастных группах.

- изучить особенности режима дня в различных возрастных группах у детей, виды деятельности детей

- формирование практических умений по составлению режима дня детей различных возрастов, по проведению игр и контроля поведения детей в отделении с учетом состояния их здоровья.

После изучения данной темы студент должен знать:

- правила составления режима дня в различных возрастных группах у детей,

- основные виды деятельности детей различного возраста

- элементы воспитания детей (физическое, нравственное, умственное, эстетическое и т.д.)

Студент должен уметь:

- составлять режим дня для детей различных возрастных групп,

- объяснить учащимся значение режима дня в повседневной жизни человека, уметь составить режим дня для разных возрастных групп.

Основные понятия:

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

• режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

• время пребывания на воздухе в течение дня;

• продолжительность и кратность сна;

• продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

• свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа.

Контрольные вопросы:

1. Что такое режим дня и на чем он основан?

2. Назовите важнейшие компоненты режима дня?

3. С учетом чего составляется режим дня?

4. Что понимают под больничным режимом?

5. Какие элементы включает распорядок дня больных детей?

 

Тестовые задания:

1. К элементам режима дня грудного ребенка относятся

1) часы сна

2) часы кормлений

3) закаливание

4) часы бодрствования

5) занятия с ребенком

6) массаж

7) гимнастика



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.224 с.)