Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этико-деонтологические принципы деятельности медицинского работника. Роль младшего и среднего медицинского персонала в уходе и воспитании детей. Казанская школа педиатров.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общеизвестно, что наиболее дорогое, что есть в обществе — это дети, являющиеся связующим звеном между поколениями, между прошлым и будущим. Будущее мира в их руках. Поэтому охрана здоровья детей признана приоритетным направление внутренней политики нашего государства. Полномасштабное развитие педиатрии в России начинается в первой половине XIX века, что прямо связано с открытием детских больниц. Первая подобная больница (Николаевская в Санкт-Петербурге), открытая в 1834 году, была вторым по счету медицинским учреждением подобного рода в Европе. Но систематическая подготовка по педиатрии начинается только в 1866 году, после создания в Московском университете кафедры детских болезней под руководством Н.А. Тольского, директора детских клиник и главного врача Московской детской больницы. Три года спустя, в 1869 году, аналогичная кафедра создается при акушерской клинике Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, хотя теоретический курс читался там еще с 1827 года. А к концу XIX века в России существовало уже 5 кафедр детских болезней, два больших воспитательных дома, 15 детских больниц, детский санаторий и множество детских приютов. Важный вклад в развитие отечественной науки внесла Казанская педиатрическая школа. В 1823 г. профессор повивального искусства Казанского императорского университета Александр Егорович Лентовский (1798-1867 гг.) выделил учение о женских и детских болезнях и начал читать специальный цикл лекций детских болезней. В 1844 г. было организовано практическое преподавание студентам детских болезней. В 1875 г. на базе медицинского факультета Казанского университета была образована кафедра педиатрии. Первым руководителем этой кафедры был профессор Николай Александрович Толмачев (1823-1901 гг.) по специальности акушер. Он был инициатором открытия детской амбулатории в здании старой факультетской клиники в 1879 г. В 1893 г. в связи с ухудшением состояния здоровья Н.А.Толмачева заведовать кафедрой детских болезней университета был приглашен первый профессор-педиатр Петр Михайлович Аргутинский – Долгоруков (1850-1911 гг.), получивший педиатрическую подготовку в Петербурге под руководством одного из крупнейших педиатров того времени К.А. Раухфуса. Высокообразованный, владеющий многими иностранными языками, Петр Михайлович изучал способы определения азота в органических соединениях, анатомо-физиологические особенности детского организма (спинного мозга, почек, щитовидной железы), серотерапию скарлатины у детей, работал над выявлением ранних форм детского туберкулеза, много сил затратил на борьбу с малярией. Его учениками являются: профессора В.К. Меньшиков, Е.М. Лепский, А.Ф. Агафонов (Казань), В.Н. Воробьев (Краснодар), И.Н. Быстренин (Саратов), П.Н. Пичугин (Пермь). После смерти П.М.Аргутинского, с 1912 г. профессор Виктор Константинович Меньшиков (1874-1945 гг.) возглавил кафедру с клиникой и начал читать полный курс лекций по детским болезням с инфекциями. 7 мая 1906 года он получает звание доктора медицины, и в этом же году избирается приват-доцентом кафедры детских болезней, а в 1918 году – ординарным профессором кафедры детских болезней Университета. В программу по изучению педиатрии, составленную для студентов, В. К. Меньшиков включил и расширил темы по раннему периоду развития ребенка, вскармливанию и ранней диагностике различных заболеваний с привлечением рентгенологического и лабораторного обследования, в частности, ранней рентгенологической диагностике туберкулеза у детей. Большое внимание уделял диетическому вскармливанию детей при расстройствах питания, при острых инфекциях. Кафедра факультетской педиатрии образована в 1933 году и возглавлялась профессором Лепским Е.М., внесшим большой вклад в исследование проблем рахита и аллергии. С 1953 г. кафедрой заведовала профессор Хамидуллина А.Х., занимавшаяся вопросами аллергии. С 1955 по 1987 год под руководством ученицы Лепского Е.М. профессора Святкиной К.А. на кафедре продолжено научное направление по изучению рахита и рахитоподобных заболеваний. Прочная научно-практическая база школы явилась основой создания в дальнейшем целого ряда кафедр педиатрического факультета. Широкий комплекс разработок в области фундаментальных и прикладных медицинских проблем педиатрии позволил оформиться в настоящее время ряду крупных научных направлений. Врач-педиатр – особая профессия, суть которой состоит не только в диагностике, лечении и профилактике заболеваний у детей, но и прежде всего в осуществлении контроля за ростом и развитием ребенка, предупреждении и раннем выявлении отклонений от нормы данных параметров. Кроме того, педиатр должен обладать или развивать в себе особые личностные качества. Одним из первых на это обратил внимание С.Ф. Хотовицкий, который писал, что «кроме основательных теоретических и практических познаний, кроме надлежащей теоретической способности, кроме спокойствия и твёрдости духа, кроме справедливости и кротости в поступках, детский врач не только должен вполне ознакомиться с физиологическими и патологическими отличиями детского организма, но вместе с тем иметь особую врожденную привязанность к детям». Таким образом, выражение высокого долга, общечеловеческой гуманности в специфических условиях профессиональной деятельности, т.е. соблюдение этических и деонтологических норм является неотъемлемой частью работы врача-педиатра. Этика – учение о моральных нормах и правилах, определяющих взаимоотношения людей в семье, обществе, быту и трудовой деятельности. Деонтология – раздел общей этики, изучающий специфические критерии долга и моральных требований при исполнении профессиональных обязанностей. Медицинская этика существует десятки столетий. Еще в 1500 г. до н. э. в Древней Индии врачи, вступая в свою профессию, давали клятву. В основе многочисленных медицинских присяг, которые сегодня принимают врачи в разных странах мира, лежит «Клятва Гиппократа», известная уже около 2400 лет, «ибо в ней заключены вечные истины, которые не может изменить время». Принципы поведения врача и медицинского персонала в практической и научной деятельности рассматриваются медицинской деонтологией. В общих чертах медицинская деонтология означает свод предписаний и запретов, соблюдение которых в отличие от правовых норм регулируется совестью врача и медицинского работника. Особый характер взаимоотношений детского врача и персонала с детьми и их родителями обосновывает выделение раздела медицинской этики – педиатрической деонтологии. Принципы медицинской деонтологии закреплены в ряде международных деклараций и конвенций, прежде всего во Всеобщей декларации прав человека, которая была принята в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН и в которой принцип врачебной этики Гиппократа – о святости человеческой жизни – приобрел статус важнейшего положения международного права. Основные положения медицинской этики, изложенные в «Клятве Гиппократа» и сохраняющие актуальность в настоящее время, гласят: 1. «Non nocere!» («Не вреди!»). Всякое лечение, все действия, любые рекомендации врача должны быть направлены на благо больного, приносить ему пользу. 2. Человеческая жизнь есть безусловная ценность. 3. Врач должен уважать личную жизнь пациентов, воздерживаться от аморальных поступков. 4. Врач должен соблюдать медицинскую тайну, уважать свою профессию. В 1949 г. был принят Международный кодекс медицинской этики (Женевская декларация). Деонтологические принципы в отношении к ребенку отражены в Декларации прав ребенка (1959), Конвенции о правах ребенка (1979) и Всемирной декларации ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). Следует подчеркнуть, что медицинская этика всегда была средоточием морально-этических идеалов своей эпохи. Лучшие представители медицинской профессии открывали горизонты гуманизма в человеческой истории. Проблемы этики и деонтологии всегда находились под пристальным вниманием передовых отечественных клиницистов XVIII—XX вв. – С.Г. Зыбелина, Д.С. Самойловича, Н.И. Пирогова, В.А. Манассеина, С.П. Боткина, И.А. Кассирского, Б.В. Петровского. Человек – высшая ценность, таков принцип гуманизма и важнейший принцип медицинской этики. Более 150 лет назад один из основоположников терапии в России М.Я. Мудров ставил гуманное отношение к больному на первое место и важнейшими качествами, которые должны быть присущи настоящему врачу, называл «гуманное отношение к больному, бескорыстие, правдивость, ученость, скромность, трудолюбие, культурность, коллегиальность, участие в общественной жизни, постоянное совершенствование своих знаний и любовь к Родине». Возрастание роли этики и деонтологии в работе врача тесно связано с прогрессом науки и техники, совершенствованием специализированных видов медицинской помощи. Здесь необходимо подчеркнуть негативную сторону специализации, заключающуюся в том, что направляет врача на путь локалистического мышления, которое может превратить его в ремесленника. Использование принципов деонтологии является важнейшим условием борьбы с негативными сторонами специализации и технизации медицины. Крупнейший патолог ХХ столетия И.В. Давыдовский подчеркивал: «Врач лечит больного человека, учитывая его индивидуальность и разнообразие болезни». Основы общения детского врача с ребенком заложены в трудах замечательных педиатров – Н.Ф. Филатова, А.А. Кисель, В.И. Молчанова, Г.Н. Сперанского, М.С. Маслова, Ю.Ф. Домбровской, В.А. Леонова, И.Н. Усова и др. Уместно отметить, что 100–120 лет назад, когда объем научных сведений был во много раз меньшим, чем в настоящее время, педиатры были элитой врачебной корпорации, обладали широким кругозором и глубокими медицинскими знаниями. В наши дни перегрузка общей и профессиональной информацией столь велика, что широко образованный педиатр стал встречаться реже, появились педиатры-инфекционисты, неонатологи и др. Специалисты вынуждены сочетать знания двух и более пограничных дисциплин. Клиническая практика показывает, что проблемы и вопросы, возникающие при оказании медицинской помощи детям, носят не только сугубо медицинский, но и этический характер и присутствуют на всех уровнях системы «врач – родители – больной ребенок». Без чёткого представления об этических особенностях охраны здоровья ребенка нельзя гарантировать безопасность детей при получении ими медицинской помощи. Особое место в охране здоровья, в лечении и уходе за детьми принадлежит медицинской сестре. Она выполняет все лечебные, гигиенические и другие врачебные назначения – раздаёт лекарства, ставит компрессы, банки, клизмы, горчичники, производит инъекции; берёт у больных материал для лабораторных исследований, следит за выполнением назначенного больному режима, приёмом лекарств и др. В необходимых случаях палатная медицинская сестра оказывает неотложную медпомощь (при рвоте, обмороке, кровотечении и др.), вызывает врача и извещает его о принятых мерах. Она готовит больного к осмотру врачом, сопровождает врача во время обхода больных и помогает ему при обследовании больного. Большое значение для успешного лечения имеет осуществляемый сестрой уход за больными. Особое внимание уделяется уходу детьми раннего возраста, слабыми и тяжелыми больными, их кормлению, умыванию, смене белья, предупреждению пролежней. С помощью санитарки сестра умывает, переодевает, кормит больных, следит за их гигиеническим содержанием (стрижкой, купанием и т. д.). Очень велика роль сестры в проведении в больнице лечебно-охранительного режима; в обеспечении установленного порядка и тишины в палатах, контроля за режимом питания и за соблюдением больными назначенной диеты.
Лекция №6
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.80 (0.011 с.) |