Организация охраны материнства и детства в Российской Федерации.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация охраны материнства и детства в Российской Федерации.



 

Охрана материнства и детства – приоритетное направление в здравоохранении. Охрана материнства и детства – это система государственных общественных и медицинских мероприятий, обеспечивающие рождение здорового ребенка, правильное и всестороннее развитие подрастающего поколения, предупреждение и лечение болезней женщин и детей. В соответствии с новым законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ» одним из основных приоритетов отечественного здравоохранения является охрана здоровья детей.

В конце XIX - начале XX столетия система охраны здоровья населения в России практически отсутствовала. По всем показателям доступности медицинской помощи Россия отставала от развитых европейских стран. Санитарный надзор существовал в зачаточной форме лишь в крупнейших городах. Поэтому уровень общей и в особенности младенческой смертности в России был намного выше, чем в большинстве западноевропейских стран.

Общий коэффициент смертности в конце 1890-х годов составлял примерно 35‰, тогда как в скандинавских странах он был менее 17‰, в Англии – 19‰, во Франции – 22‰, в Германии – 24‰. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении была немногим более 27 лет для мужчин и 29 лет для женщин. Современники отмечали, что высокая смертность в России по сравнению с другими странами "не может быть объяснена ни разницей в возрастном составе, ни усиленной рождаемостью, но указывает на низкое положение страны в культурно-санитарном отношении". В значительной степени общая смертность была обусловлена смертностью детей в возрасте до 5 лет, которые составляли более 55% от общего числа умерших; только младенческая смертность уносила более четверти новорожденных. Если в России до пятилетнего возраста доживало только 556 из 1000 родившихся мальчиков и 593 из 1000 родившихся девочек, то в Швеции – соответственно 830 мальчиков и 850 девочек, а в Ирландии 780 мальчиков и 800 девочек.

Международно-правовая защита материнства и детства в настоящее время базируется на положениях Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), в которой закреплено (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется также в: Европейской Социальной Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.); Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.). Нормы о защите материнства и детства содержатся в более чем тридцати международных актах (конвенциях и др. документах).

В ч.2 ст.7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...». Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Система «Охраны материнства и детства» состоит их нескольких этапов:

1. Подготовка молодежи (Закон о половом и сексуальном воспитании и т.д.);

2. Подготовка молодых семей по вопросам брака (Центры планирования семьи и т.д.);

3. Подготовка женщин к материнству (профилактика абортов, организация «Школ будущих мам» и др.);

4. Мероприятия по охране здоровья плода (наблюдение в женской консультации, дородовый отпуск, рациональное трудоустройство в период беременности пр.);

5. Мероприятия по охране здоровья новорожденного (родильные дома, детские поликлиники, патронаж новорожденных, послеродовый отпуск, отпуск по уходу за ребенком до 3 лет);

6. Мероприятия по охране здоровья детей в дошкольных учреждениях;

7. Мероприятия по охране здоровья детей в школьный период, которые включают: а) создание соответствующих гигиенических условий обучения (здание, класс, микроклимат, вентиляция, освещение, мебель, учебная нагрузка, питание и пр.), б) контроль за уровнем физического развития, в) контроль за состоянием здоровья.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила шесть групп наблюдения за состоянием здоровья детей:

· 1 группа охраны здоровья детства – до зачатия, куда включают мероприятия по охране здоровья женщин в целом, развитие медико-генетических центров.

· 2 группа – период от зачатия до родов, когда самые активные мероприятия проводятся в первые месяцы беременности.

· 3 группа – период родов, включает в себя мероприятия по безопасности родовспоможения и предупреждения осложнений в родах.

· 4 группа – период раннего детства (до 1 года) или младенчества. Мероприятия по активизации грудного вскармливания и иммунизации.

· 5 группа – период дошкольного возраста (1-7 лет), задачами которого служат рациональное питание и физическое развитие.

· 6 группа – школьный возраст, включает меры по приучению детей к оздоровительным процедурам, проведение санитарно-гигиенического обучения, пропаганду здорового образа жизни.

В Конституции РФ прописано, что Государство проявляет заботу о семье путём создания и развития широкой сети детских яслей и садов, школ-интернатов и других детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребёнка, предоставления пособий и льгот одиноким матерям и многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.

Предусматривается постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей. Запрещено использование детского труда, если он не связан с обучением или воспитанием. С учётом физиологических особенностей женского организма установлен перечень профессий, к которым женщины в интересах сохранения их здоровья не допускаются.

Для женщин установлены льготы в пенсионном обеспечении: равное с мужчиной пенсионное пособие они получают на 5 лет раньше при меньшем (на 5 лет) общем трудовом стаже.

Беременные и кормящие женщины по заключению врача могут быть переведены на более лёгкую работу с сохранением среднего заработка по прежнему месту работы. Не допускается привлечение беременных женщин и кормящих матерей к сверхурочным работам, к работам в выходные дни, в ночную смену и направление их в командировки. При беременности и родах женщинам предоставляются дородовой и послеродовой отпуска. Предусматривается создание женщинам, имеющим малолетних детей, возможности работать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, по скользящему графику, а также на дому. Создаются специализированные дома отдыха для беременных женщин, для матери и ребёнка, где работающие женщины могут провести отдых вместе со своими детьми, и т. д.

В молочных кухнях для грудных детей матери по рецептам врачей могут получать детское питание, причём многодетным и нуждающимся матерям оно выдаётся бесплатно.

Государство берёт на себя заботу о воспитании детей, лишившихся родителей или являющихся инвалидами с детства. В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают Конституция РФ, Закон «О семье», Закон «Об образовании». В России действует президентская программа «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.94 г. № 474), издан Указ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров». В России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены в Трудовом Кодексе РФ.

Женщины имеют право на искусственное оплодотворение, искусственное прерывание нежелательной беременности и даже на медицинскую стерилизацию, что урегулировано в основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Искусственное оплодотворение замужней женщины и имплантация ей эмбриона возможна при наличии письменного согласия обоих супругов, т.е. рожденный ребенок, будет считаться их общим.

Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Отец имеет право на больничный лист по уходу за ребенком, частично оплачиваемый отпуск по уходу до достижения ребенком 1,5 лет. Дополнительный отпуск до 3 лет может быть использован частично или полностью матерью, отцом, бабушкой, дедушкой и другими родственниками, что включается в общий и непрерывный стаж.

Государственная политика в интересах матери и ребенка является приоритетной областью деятельности органов государственной власти РФ и основана на следующих принципах:

- законодательное обеспечение прав ребенка;

- государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

- установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни матери и ребенка с учетом региональных различий данных показателей;

- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

- государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов матери и ребенка.

Государство стремится обеспечить, чтобы ни мать, ни ребенок не был лишен своего права на доступ к средствам лечения болезней и восстановления здоровья, в частности, принимает необходимые меры:

- для снижения уровня смертности младенцев и детской смертности;

- для обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей первоочередное внимание уделяя развитию первичной медико-санитарной помощи;

- для борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем применения легкодоступных технологий и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;

- для предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;

- для обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене и санитарии среды обитания ребенка и предупреждении несчастных случаев, а также их доступа к образованию и поддержки в использовании таких знаний.

На сегодня результаты проводимой государственной политики в области охраны материнства и детства достаточно эффективно работают. Так за период с1995 г. по 2008 г. наблюдается снижение смертности женщин от осложнений беременности, родов и послеродового периода практически в 2 раза и снижение младенческой смертности в 1,7 раза.

Несмотря на проводимую работу по созданию службы планирования семьи, внедрению современных средств предупреждения непланируемой беременности (контрацепции), к абортам по-прежнему прибегает 50-60% беременных женщин. Каждый десятый аборт приходится на женщин моложе 19 лет. Следствием аборта являются хронические воспалительные заболевания, бесплодие, длительная нетрудоспособность женщин.

Согласно данным государственного доклада о положении детей в РФ, в стране последовательно снижается уровень младенческой смертности. Ведущими причинами смерти детей на первом году жизни остаются состояния, возникающие в перинатальный период (от 28 недель беременности, включая роды и первые 7 дней жизни ребенка), и врожденные аномалии развития заболевания, тесно связанные со здоровьем матери.

В возрастной группе детей от года до 14 лет на первое место выходит смерть от отравлений и травм. Растет в геометрической прогрессии число социально обусловленных заболеваний среди детей, таких как токсикомания, наркомания, алкоголизм.

К числу социально обусловленных заболеваний всегда относился и туберкулез, который вновь стал проявлять себя. Эпидемическая опасность туберкулезной инфекции выражается в высокой степени инфицирования детей - свыше 1% (на отдельных территориях до 14%), что в 10 раз выше, чем в развитых странах мира. Главными причинами сложившейся ситуации явились ослабленное здоровье матерей, сокращение сроков грудного вскармливания и дефициты витаминизированного детского питания, плохая организация (или ее полное отсутствие) горячего питания в школе, далеко недостаточное и неполноценное питание в семье, значительные учебные перегрузки, негативное влияние экологии (загрязнение воздуха, воды и др.), ухудшение работы педиатрической службы и т.д. Кроме того, серьезно сказывается и отсутствие полноценного оздоровительного отдыха для детей и подростков.

В целом принимаемые меры по улучшению здоровья детей не обеспечивают заметных результатов по многим причинам. Коммерциализация здравоохранения перекладывает значительную долю расходов по реализации права ребенка на сохранение и укрепление здоровья на семью. Вместе с тем у многих семей ограничены возможности пользования медицинскими услугами, санаторно-курортным лечением, оздоровительным отдыхом, занятиями физкультурой и спортом. Они занимают незначительное место в структуре потребительских расходов низкодоходных семей, так как почти все средства уходят на покупку продуктов питания.

За последние 15 лет по показателям полноценности и качества питания населения Россия опускалась на 50-е место в мире. Несмотря на усилия Минздрава РФ и добросовестность медицинских работников, современная Россия не в состоянии полностью обеспечить выполнение права ребенка на сохранение и укрепление здоровья.

Таким образом, ухудшающееся состояние здоровья детей – проблема, соединяющая в себе элементы экономики, демографии, культуры, образования, которая беспокоит и вызывает объективную тревогу всего общества, всех его социальных институтов, включая, прежде всего российскую семью. Поэтому одна из важнейших и приоритетных задач настоящего времени – безотлагательное создание необходимых условий и мер для сохранения здоровья подрастающего поколения.

В рамках решения данной задачи целесообразно на практике проводить работу с подрастающим поколением. В частности вести разъяснительную работу в учебных заведениях о методах контрацепции, о грамотном планировании беременности, с целью снижения количества абортов и сохранения репродуктивного здоровья молодых женщин, так как именно аборт в РФ продолжает сохранять ведущее место в регуляции рождаемости, обусловливает нарушения репродуктивного здоровья женщин, в ряде случаев приводит к летальному исходу и наносит по оценке специалистов экономический ущерб, составляющий не менее 50% от общего бюджета здравоохранения. Недаром распространенность и динамика абортов – это один из немногих показателей, по которым оценивается как в целом состояние здоровья населения, так и отношение государства к проблемам материнства и детства.

Не менее важным является и проведение мероприятий направленных на снижение младенческой смертности. Неблагополучное положение с младенческой смертностью в стране во многом связано с состоянием здоровья женщин репродуктивного возраста. Практически в 50% случаев беременность сопровождают различные виды патологии: анемия, хронический пиелонефрит, сердечно-сосудистые заболевания, токсикоз второй половины беременности. За последнее десятилетие число родов, осложненных указанными заболеваниями, возросло в 2-3 раза. В связи с этим большое значение приобретает разработка комплексов лечебных-профилактических мероприятий и пропаганда здорового образа жизни не только среди женщин детородного возраста, но и всего населения нашей страны.

 

 

Лекция №3

Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка. Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений здоровья школьников.

 

Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Под здоровым образом жизни понимается оптимальный режим работы и отдыха, сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отсутствие пагубных привычек, любовь к людям, положительное восприятие жизни.

Элементы здорового образа жизни:

1) воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

2) безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда;

3) владение знаниями о влиянии окружающих предметов на здоровье;

4) отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;

5) питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

6) физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей, закаливание;

7) гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами.

Важная роль в формировании здорового образа жизни принадлежит семье. Семья – организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Главная задача семьи – выполнение родителями функций воспитателя. Воспитание подразумевает направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства.

Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

В разные возрастные периоды функции семьи по воспитанию ребенка и формированию здорового образа жизни меняются, часть функций выполняется и ребенком. Так, в семье с ребенком дошкольного возраста родительские функции сводятся к выработке нового образа жизни семьи, формированию семейных традиций и т.д. У ребенка постепенно формируется привыкание к самостоятельности, выполнению требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов), проявляется интерес к товарищам, играм; стремление быть как мама и папа.

В семье школьника родители воспитывают у детей интерес к научным и практическим знаниям; поддерживают увлечения ребенка. Ребенок должен стремиться к получению навыков, необходимых для школьного образования, осознанию себя как личности, которую любят и уважают. В семье с ребенком старшего школьного возраста родительские функции определяются передачей ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности, пониманию и принятию индивидуальности ребенка, доверием и уважением к нему как к уникальной личности. Ребенок формирует собственное мировоззрение, ощущение принадлежности к своему поколению, достигает эмоциональной независимости, готовится к дружбе со сверстниками противоположного пола, созданию семьи.

Существуют недостатки и преимущества общественного и семейного воспитания детей. К недостаткам общественного воспитания можно отнести следующие: деловая форма общения воспитателя, эмоциональная недостаточность, наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка, обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком, сравнительная жесткость режима дня, общение с детьми одного возраста. В то же время преимуществом является наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий, целенаправленный характер воспитания и обучения детей, применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям дошкольников, понимание их духовных потребностей, разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе, возможность играть и общаться с широким кругом сверстников.

Преимуществами семейного воспитания являются сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений, постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействия их на ребенка, индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку, подвижный режим дня. В то же время недостатки обусловлены отсутствием программы воспитания, наличием отрывочных представлений у родителей о воспитании, использованием родителями случайной педагогической литературы, использованием отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания.

Выделяют три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный и попустический. При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку – стиль “подавления”. При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе. Таким образом, при правильном воспитании у детей формируются позитивные стереотипы, которые в свою очередь являются важными элементами формирования здорового образа жизни.

 

Лекция №4



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.13.53 (0.014 с.)