Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация охраны материнства и детства в Российской Федерации.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Охрана материнства и детства – приоритетное направление в здравоохранении. Охрана материнства и детства – это система государственных общественных и медицинских мероприятий, обеспечивающие рождение здорового ребенка, правильное и всестороннее развитие подрастающего поколения, предупреждение и лечение болезней женщин и детей. В соответствии с новым законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ» одним из основных приоритетов отечественного здравоохранения является охрана здоровья детей. В конце XIX - начале XX столетия система охраны здоровья населения в России практически отсутствовала. По всем показателям доступности медицинской помощи Россия отставала от развитых европейских стран. Санитарный надзор существовал в зачаточной форме лишь в крупнейших городах. Поэтому уровень общей и в особенности младенческой смертности в России был намного выше, чем в большинстве западноевропейских стран. Общий коэффициент смертности в конце 1890-х годов составлял примерно 35‰, тогда как в скандинавских странах он был менее 17‰, в Англии – 19‰, во Франции – 22‰, в Германии – 24‰. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении была немногим более 27 лет для мужчин и 29 лет для женщин. Современники отмечали, что высокая смертность в России по сравнению с другими странами "не может быть объяснена ни разницей в возрастном составе, ни усиленной рождаемостью, но указывает на низкое положение страны в культурно-санитарном отношении". В значительной степени общая смертность была обусловлена смертностью детей в возрасте до 5 лет, которые составляли более 55% от общего числа умерших; только младенческая смертность уносила более четверти новорожденных. Если в России до пятилетнего возраста доживало только 556 из 1000 родившихся мальчиков и 593 из 1000 родившихся девочек, то в Швеции – соответственно 830 мальчиков и 850 девочек, а в Ирландии 780 мальчиков и 800 девочек. Международно-правовая защита материнства и детства в настоящее время базируется на положениях Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), в которой закреплено (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется также в: Европейской Социальной Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.); Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.). Нормы о защите материнства и детства содержатся в более чем тридцати международных актах (конвенциях и др. документах). В ч.2 ст.7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...». Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Система «Охраны материнства и детства» состоит их нескольких этапов: 1. Подготовка молодежи (Закон о половом и сексуальном воспитании и т.д.); 2. Подготовка молодых семей по вопросам брака (Центры планирования семьи и т.д.); 3. Подготовка женщин к материнству (профилактика абортов, организация «Школ будущих мам» и др.); 4. Мероприятия по охране здоровья плода (наблюдение в женской консультации, дородовый отпуск, рациональное трудоустройство в период беременности пр.); 5. Мероприятия по охране здоровья новорожденного (родильные дома, детские поликлиники, патронаж новорожденных, послеродовый отпуск, отпуск по уходу за ребенком до 3 лет); 6. Мероприятия по охране здоровья детей в дошкольных учреждениях; 7. Мероприятия по охране здоровья детей в школьный период, которые включают: а) создание соответствующих гигиенических условий обучения (здание, класс, микроклимат, вентиляция, освещение, мебель, учебная нагрузка, питание и пр.), б) контроль за уровнем физического развития, в) контроль за состоянием здоровья. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила шесть групп наблюдения за состоянием здоровья детей: · 1 группа охраны здоровья детства – до зачатия, куда включают мероприятия по охране здоровья женщин в целом, развитие медико-генетических центров. · 2 группа – период от зачатия до родов, когда самые активные мероприятия проводятся в первые месяцы беременности. · 3 группа – период родов, включает в себя мероприятия по безопасности родовспоможения и предупреждения осложнений в родах. · 4 группа – период раннего детства (до 1 года) или младенчества. Мероприятия по активизации грудного вскармливания и иммунизации. · 5 группа – период дошкольного возраста (1-7 лет), задачами которого служат рациональное питание и физическое развитие. · 6 группа – школьный возраст, включает меры по приучению детей к оздоровительным процедурам, проведение санитарно-гигиенического обучения, пропаганду здорового образа жизни. В Конституции РФ прописано, что Государство проявляет заботу о семье путём создания и развития широкой сети детских яслей и садов, школ-интернатов и других детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребёнка, предоставления пособий и льгот одиноким матерям и многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье. Предусматривается постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей. Запрещено использование детского труда, если он не связан с обучением или воспитанием. С учётом физиологических особенностей женского организма установлен перечень профессий, к которым женщины в интересах сохранения их здоровья не допускаются. Для женщин установлены льготы в пенсионном обеспечении: равное с мужчиной пенсионное пособие они получают на 5 лет раньше при меньшем (на 5 лет) общем трудовом стаже. Беременные и кормящие женщины по заключению врача могут быть переведены на более лёгкую работу с сохранением среднего заработка по прежнему месту работы. Не допускается привлечение беременных женщин и кормящих матерей к сверхурочным работам, к работам в выходные дни, в ночную смену и направление их в командировки. При беременности и родах женщинам предоставляются дородовой и послеродовой отпуска. Предусматривается создание женщинам, имеющим малолетних детей, возможности работать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, по скользящему графику, а также на дому. Создаются специализированные дома отдыха для беременных женщин, для матери и ребёнка, где работающие женщины могут провести отдых вместе со своими детьми, и т. д. В молочных кухнях для грудных детей матери по рецептам врачей могут получать детское питание, причём многодетным и нуждающимся матерям оно выдаётся бесплатно. Государство берёт на себя заботу о воспитании детей, лишившихся родителей или являющихся инвалидами с детства. В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают Конституция РФ, Закон «О семье», Закон «Об образовании». В России действует президентская программа «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.94 г. № 474), издан Указ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров». В России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены в Трудовом Кодексе РФ. Женщины имеют право на искусственное оплодотворение, искусственное прерывание нежелательной беременности и даже на медицинскую стерилизацию, что урегулировано в основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Искусственное оплодотворение замужней женщины и имплантация ей эмбриона возможна при наличии письменного согласия обоих супругов, т.е. рожденный ребенок, будет считаться их общим. Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Отец имеет право на больничный лист по уходу за ребенком, частично оплачиваемый отпуск по уходу до достижения ребенком 1,5 лет. Дополнительный отпуск до 3 лет может быть использован частично или полностью матерью, отцом, бабушкой, дедушкой и другими родственниками, что включается в общий и непрерывный стаж. Государственная политика в интересах матери и ребенка является приоритетной областью деятельности органов государственной власти РФ и основана на следующих принципах: - законодательное обеспечение прав ребенка; - государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; - установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни матери и ребенка с учетом региональных различий данных показателей; - ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; - государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов матери и ребенка. Государство стремится обеспечить, чтобы ни мать, ни ребенок не был лишен своего права на доступ к средствам лечения болезней и восстановления здоровья, в частности, принимает необходимые меры: - для снижения уровня смертности младенцев и детской смертности; - для обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей первоочередное внимание уделяя развитию первичной медико-санитарной помощи; - для борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем применения легкодоступных технологий и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды; - для предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; - для обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене и санитарии среды обитания ребенка и предупреждении несчастных случаев, а также их доступа к образованию и поддержки в использовании таких знаний. На сегодня результаты проводимой государственной политики в области охраны материнства и детства достаточно эффективно работают. Так за период с1995 г. по 2008 г. наблюдается снижение смертности женщин от осложнений беременности, родов и послеродового периода практически в 2 раза и снижение младенческой смертности в 1,7 раза. Несмотря на проводимую работу по созданию службы планирования семьи, внедрению современных средств предупреждения непланируемой беременности (контрацепции), к абортам по-прежнему прибегает 50-60% беременных женщин. Каждый десятый аборт приходится на женщин моложе 19 лет. Следствием аборта являются хронические воспалительные заболевания, бесплодие, длительная нетрудоспособность женщин. Согласно данным государственного доклада о положении детей в РФ, в стране последовательно снижается уровень младенческой смертности. Ведущими причинами смерти детей на первом году жизни остаются состояния, возникающие в перинатальный период (от 28 недель беременности, включая роды и первые 7 дней жизни ребенка), и врожденные аномалии развития заболевания, тесно связанные со здоровьем матери. В возрастной группе детей от года до 14 лет на первое место выходит смерть от отравлений и травм. Растет в геометрической прогрессии число социально обусловленных заболеваний среди детей, таких как токсикомания, наркомания, алкоголизм. К числу социально обусловленных заболеваний всегда относился и туберкулез, который вновь стал проявлять себя. Эпидемическая опасность туберкулезной инфекции выражается в высокой степени инфицирования детей - свыше 1% (на отдельных территориях до 14%), что в 10 раз выше, чем в развитых странах мира. Главными причинами сложившейся ситуации явились ослабленное здоровье матерей, сокращение сроков грудного вскармливания и дефициты витаминизированного детского питания, плохая организация (или ее полное отсутствие) горячего питания в школе, далеко недостаточное и неполноценное питание в семье, значительные учебные перегрузки, негативное влияние экологии (загрязнение воздуха, воды и др.), ухудшение работы педиатрической службы и т.д. Кроме того, серьезно сказывается и отсутствие полноценного оздоровительного отдыха для детей и подростков. В целом принимаемые меры по улучшению здоровья детей не обеспечивают заметных результатов по многим причинам. Коммерциализация здравоохранения перекладывает значительную долю расходов по реализации права ребенка на сохранение и укрепление здоровья на семью. Вместе с тем у многих семей ограничены возможности пользования медицинскими услугами, санаторно-курортным лечением, оздоровительным отдыхом, занятиями физкультурой и спортом. Они занимают незначительное место в структуре потребительских расходов низкодоходных семей, так как почти все средства уходят на покупку продуктов питания. За последние 15 лет по показателям полноценности и качества питания населения Россия опускалась на 50-е место в мире. Несмотря на усилия Минздрава РФ и добросовестность медицинских работников, современная Россия не в состоянии полностью обеспечить выполнение права ребенка на сохранение и укрепление здоровья. Таким образом, ухудшающееся состояние здоровья детей – проблема, соединяющая в себе элементы экономики, демографии, культуры, образования, которая беспокоит и вызывает объективную тревогу всего общества, всех его социальных институтов, включая, прежде всего российскую семью. Поэтому одна из важнейших и приоритетных задач настоящего времени – безотлагательное создание необходимых условий и мер для сохранения здоровья подрастающего поколения. В рамках решения данной задачи целесообразно на практике проводить работу с подрастающим поколением. В частности вести разъяснительную работу в учебных заведениях о методах контрацепции, о грамотном планировании беременности, с целью снижения количества абортов и сохранения репродуктивного здоровья молодых женщин, так как именно аборт в РФ продолжает сохранять ведущее место в регуляции рождаемости, обусловливает нарушения репродуктивного здоровья женщин, в ряде случаев приводит к летальному исходу и наносит по оценке специалистов экономический ущерб, составляющий не менее 50% от общего бюджета здравоохранения. Недаром распространенность и динамика абортов – это один из немногих показателей, по которым оценивается как в целом состояние здоровья населения, так и отношение государства к проблемам материнства и детства. Не менее важным является и проведение мероприятий направленных на снижение младенческой смертности. Неблагополучное положение с младенческой смертностью в стране во многом связано с состоянием здоровья женщин репродуктивного возраста. Практически в 50% случаев беременность сопровождают различные виды патологии: анемия, хронический пиелонефрит, сердечно-сосудистые заболевания, токсикоз второй половины беременности. За последнее десятилетие число родов, осложненных указанными заболеваниями, возросло в 2-3 раза. В связи с этим большое значение приобретает разработка комплексов лечебных-профилактических мероприятий и пропаганда здорового образа жизни не только среди женщин детородного возраста, но и всего населения нашей страны.
Лекция №3 Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка. Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений здоровья школьников.
Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Под здоровым образом жизни понимается оптимальный режим работы и отдыха, сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отсутствие пагубных привычек, любовь к людям, положительное восприятие жизни. Элементы здорового образа жизни: 1) воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; 2) безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда; 3) владение знаниями о влиянии окружающих предметов на здоровье; 4) отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя; 5) питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов; 6) физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей, закаливание; 7) гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи. На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами. Важная роль в формировании здорового образа жизни принадлежит семье. Семья – организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Главная задача семьи – выполнение родителями функций воспитателя. Воспитание подразумевает направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. В разные возрастные периоды функции семьи по воспитанию ребенка и формированию здорового образа жизни меняются, часть функций выполняется и ребенком. Так, в семье с ребенком дошкольного возраста родительские функции сводятся к выработке нового образа жизни семьи, формированию семейных традиций и т.д. У ребенка постепенно формируется привыкание к самостоятельности, выполнению требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов), проявляется интерес к товарищам, играм; стремление быть как мама и папа. В семье школьника родители воспитывают у детей интерес к научным и практическим знаниям; поддерживают увлечения ребенка. Ребенок должен стремиться к получению навыков, необходимых для школьного образования, осознанию себя как личности, которую любят и уважают. В семье с ребенком старшего школьного возраста родительские функции определяются передачей ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности, пониманию и принятию индивидуальности ребенка, доверием и уважением к нему как к уникальной личности. Ребенок формирует собственное мировоззрение, ощущение принадлежности к своему поколению, достигает эмоциональной независимости, готовится к дружбе со сверстниками противоположного пола, созданию семьи. Существуют недостатки и преимущества общественного и семейного воспитания детей. К недостаткам общественного воспитания можно отнести следующие: деловая форма общения воспитателя, эмоциональная недостаточность, наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка, обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком, сравнительная жесткость режима дня, общение с детьми одного возраста. В то же время преимуществом является наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий, целенаправленный характер воспитания и обучения детей, применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям дошкольников, понимание их духовных потребностей, разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе, возможность играть и общаться с широким кругом сверстников. Преимуществами семейного воспитания являются сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений, постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействия их на ребенка, индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку, подвижный режим дня. В то же время недостатки обусловлены отсутствием программы воспитания, наличием отрывочных представлений у родителей о воспитании, использованием родителями случайной педагогической литературы, использованием отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Выделяют три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный и попустический. При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку – стиль “подавления”. При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе. Таким образом, при правильном воспитании у детей формируются позитивные стереотипы, которые в свою очередь являются важными элементами формирования здорового образа жизни.
Лекция №4
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.128.17 (0.011 с.) |