Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие нормы психического здоровья. Основные подходы к дихотомии «норма - патология».↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание понятия «психическое здоровье», психическое и личностное развитие, как условие психического здоровья (ПЗ). Психическое здоровье (ВОЗ) – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Критерии ПЗ: адекватное восприятие окружающей среды, осознанное совершение поступков, активность, работоспособность, целеустремлённость, способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план, ориентация на саморазвитие, целостность личности. Подходы. Традиционная медицинская модель рассматривает ПЗ как меру вероятности развития психической болезни (здоровье как отсутствие болезни) - здоровье с позиций психических нарушений и аномалий личности как отклонений от нормы. ПЗ не сводимо к состоянию душевного благополучия - субъективная самооценка. «Норма» не может быть полноценным критерием ПЗ уже потому, что это следствие культуры и традиций определенного общества, исторического периода. Психология: 60-е годы XX века - «позитивное психическое здоровье» - анализ здорового функционирования личности как позитивного процесса, обладающего самостоятельной ценностью и содержательно описываемого через понятия самореализации, самоактуализации, полноценного человеческого функционирования, стремления к смыслу. Условия ПЗ: нормальное психическое и личностное развитие. Психическое развитие - закономерный процесс развития ВПФ (социализация), результатом которого является нормальная адаптация к социуму. Л ичностное развитие - процесс развития индивидуальности (индивидуализация), результатом которой является адекватная адаптация к своему Я. Эти два процесса – социализация и индивидуализация – начинаются с рождения и, в норме, уравновешивают друг друга в силу разного вектора их направленности. Преимущественное развитие одного из них ведет к ослаблению другого. Крайними вариантами такого развития могут быть, например, конформизм и негативизм. Вопрос о критериях нормы психического развития рассмотрен достаточно полно как в отечественной, так и зарубежной психологии. Гораздо больше трудностей возникает при определении критериев нормы личностного развития, так как само понятие «личность» предполагает свойства индивидуальности. В качестве такой единицы может быть рассмотрен феномен самоидентичности - процесс переживания человеком своего Я как ему принадлежащего, то есть, переживание тождественности самому себе, своему Я. 2. Критерии психического здоровья. Гипотеза об уровнях психического здоровья (Братусь): 2 уровня проявления ПЗ: внешний (врач, психолог); внутренний ( позиции исслед-я и исслед-го, объект. и субъект.). Внешний уровень - отсутствиее проявлений заболевания – симптомов, синдромов, что составляет картину болезни. Внутренний уровень - комплекс переживаний человека, составляющих его внутреннюю картину болезни (ВКБ). Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц - критерии ПЗ: внешние критерии – адаптация, социализ-я, внутр. – индивидуализация. Критерий оценки ПЗ – адаптация - процесс и результат приспособления системы к условиям внеш. и внутр. среды. К.К. Платонов - 3 типа адаптации – физиологическую, психологическую, социально-психологическую. И.П. Павлов: каждое заболевание как нарушение взаимодействия между организмом и средой. Ж. Пиаже: адаптация - то, что обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды (между ассимиляцией и аккомодацией) ВОЗ - критерии ПЗ: чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; постоянство переживаний в однотипных ситуациях;критичность к себе и своей психической продукции;соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий; способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами; способность планировать жизнедеятельность и реализовывать планы; способность изменять способ поведения в зависимости от смены обстоятельств. Уровни ПЗ: 1) психофизиологическое (состояние и функционирование ЦНС); 2) индивидуально - психологическое (состояние и функционирование психической деятельности);3) личностное здоровье (соотношение потребностей человека с возможностями и требованиями социальной среды). Каждый уровень имеет свои критерии нормы и аномалии. Негативные изменения могут происходить как на одном, так и на двух и всех трех уровнях.Нарушения психофизиологического уровня здоровья - в форме нервных заболеваний, возникающих как в центральной нервной системе, так и в периферической (мигрень, невралгия, неврит, полиневрит и др.). Нарушения индивидуально-психологического уровня - появление психических заболеваний (расстройства восприятия, мышления, памяти, эмоций и т.д.). Нарушения личностного уровня - изменения направленности личности (алкоголизм, наркомания, маньяки). Гипотеза об уровнях психического здоровья (Братусь): Многоуровневость психического. Выделил личностно-смысловой, индивидуально-психологический, психофизиологический). Высшим уровнем в структуре психического здоровья является уровень личностно-смыслового здоровья, который регулирует подчинённые уровни – индивидуально-психологический и психофизиологический. Каждый из выделенных уровней имеет различные проявления, механизмы адаптации и регуляции личностью ее отношений с миром: психическое здоровье-нездоровье на каждом из уровней. ПЗ - не отсутствие симптомов заболевания, конфликтов, проблем и т. д., а зрелость, активность механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование. Понятие нормы психического здоровья. Основные подходы к дихотомии «норма - патология». Нет единого мнения о норме ПЗ. 3 группы концепций: 1) Панпсихиатрическая: все психически ненормальны, страдают психопатологическими состояниями (каждый – отклонение от нормы). Док-во: отчужденность от себя, от других, от мира вообще, конфликтность, снижение социальной поддержки, преступность, войны, угроза глобального самоуничтожения. 2) Антипсихиатрическая: отрицает правомерность вопроса о психической норме и патологии. Все психически нормальны, патологии не существует. Негативные отношения между людьми нормальны, такова природа людей. Психиатрия - лженаука, средство подавления нестандартных личностей. Психически больные люди – жертвы патогенного общества – сумасшедший - кто не согласен с предписаниями религии, государства. 3) Клиническая: разделяет психическую норму и патологию. Здоровье и болезнь - полярности, между ними - ряд клинических форм разной степени патологии. Норма и патология есть дихотомия (два противоположных полюса). Понятие ПЗ через идею нормы формируется социальным окружением, общественным устоем. В любом состоянии здоровья можно обнаружить элементы нездоровья и наоборот. Э. Крепелин: норма как разбавленная патология. З. Фрейд: «психопатология обыденной жизни». Г.С. Абрамова: уже нет деления на явно психически больных и психически здоровых. Ю.А. Александровский - пограничные психические расстройства как не резко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений. Выделил 5 групп здоровья. I - здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений. II - дети, без хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения; перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост; отставание по уровню биологического развития); дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела. III - дети, с хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии с редкими обострениями, сохраненными или компенсированными функциональными возможностями при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций. IV - дети, с хроническими заболеваниями в активной стадии и в стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможности обучения и труда ребенка. V - дети, с тяжелыми хроническими заболеваниями с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями и непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженными изменениями компенсации нарушенных функций или значительным ограничением возможностей обучения и труда. Оценку состояния здоровья детей осуществляет врач-педиатр. Клинический метод исследования. Методики клинической диагностики. Требования к ним Подбор необходимых методик осуществляется в зависимости от целей психологического обследования; индивидуальных особенностей психического, а также соматического состояния испытуемого; его возраста; профессии и уровня образования; времени и места проведения исследования. Методы исследований психических особенностей соматически больных клиническая психология заимствует у психодиагностики и общей психологии; оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Изучение клинической психологии невозможно без медицинских знаний, в частности, из области неврологии, нейрохирургии и смежных дисциплин. Методы исследования в клинической психологии позволительно разделить на три группы: 1) клиническое интервьюирование, 2) экспериментально (пато-)-психологические методы исследования, 3) оценка эффективности психокоррекционного воздействия. Клиническое интервью — это метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни пациента и структуры проблемы клиента, а также способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта психолога и клиента. Одной из основных целей клинического интервьюирования является оценка индивидуально-психологических особенностей клиента или пациента, ранжировка выявляемых особенностей по качеству, силе и тяжести, отнесение их к психологическим феноменам или к психопатологическим симптомам. Функциями интервью в клинической психологии являются: диагностическая и терапевтическая. Принципами клинического интервью являются: однозначность, точность и доступность формулировок-вопросов; адекватность, последовательность (алгоритмизованность); гибкость, беспристрастность опроса; проверяемость получаемой информации. Параклинические методы - обширный набор способов оценки деятельности головного мозга. Каждый из них представляет инструментарий какой-либо области науки. Вследствие этого освоение всех параклинических методов и способов диагностики не входит в компетенцию клинических психологов. Но умение подобрать необходимые при конкретной клинически выявленной патологии параклинические методы, обосновать необходимость их использования, верно трактовать полученные с их помощью результаты считается неотъемлемой составляющей деятельности клинического психолога Основными задачами патопсихологических методов в клинической психологии является обнаружение изменений функционирования отдельных психических функций и выявление патопсихологических синдромов. Патопсихологическая диагностика использует батарею экспериментально-психологических методик-тестов, с помощью которых возможна оценка функционирования как отдельных сфер психической деятельности, так и интегративных образований — типов темперамента, особенностей характера, личностных качеств. Выбор конкретных методов и способов патопсихологической диагностики в клинической психологии базируется на выявлении кардинальных психопатологических отклонений при различных типах психического реагирования в определенных сферах психической деятельности.
Одной из важных методологических проблем клинической психологии яаляется проблема оценки эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействий. Для этих целей БД.Карвасарским была предложена клиническая шкала, в которую предлагалось включить 4 критерия: 1) степени симптоматического улучшения; 2) степени осознания психологических механизмов болезни; 3) степени изменения нарушенных отношений личности и 4) степени улучшения социального функционирования. Наряду с клинической шкалой, для оценки эффективности пси-хокоррекционных и психотерапевтических воздействий в клинической психологии используются показатели динамики психического состояния пациентов по данным различных психологических тестов. Чаше других для этих целей используются MMPI, метод цветовых выборов Люшера. Шизофрения: типы течения Болезнь чаще начинается 15-25 лет, ее начало может быть острым или постепенным. Манифистации болезни предшествует продром (предвестник болезни) в виде тревожной растерянности, необоснованных страхов или депрессий. При диагностике шизофрении важно определить форму течения. 1)шизофрения с непрерывным течением – внутри типа можно выделить так же отдельные формы течения, определяемые степенью злокачественности процесса: параноидная и вялотекущая. 2)вялотекущая - особенности: типичные изменения выступают уже явно более медленно и не столь выраженно, продуктивные болезненные проявления проявляются, в заторможенном виде. В ряд расстройств уже входят навязчивости, истерические расстройства, некоторые случаи паранойяльных расстройств. 3)Переодическая (рекурентная) шизофрения -в виде приступов смой разнообразной продолжительности (от нескольких недель до нескольких лет). Число приступов у больных в течение их жизни различно от 1-2 до 10 и более. У некоторых больных каждый приступ провоцируется экзогенным моментом. Ремиссии отличаются высоким качеством. Отсутствие изменений личности больного после первых приступов позволяет говорить об интерремиссиях. После повторных приступов у больных возникает изменение личности: астерическими, гиперстеническими с повышением работоспособности, но с понижением творческой эффективности и легким обеднений эмоциональных проявлений. Обычно изменения после 3-4 приступа. Затем активность процесса снижается: приступы становятся все реже, изменение личности как бы застывает на одном уровне. Одной из важных особенностью больных-у них всегда есть критическое отношение к перенесенному психотическому состоянию, четко разграничивают состояние здоровья и болезни. 4)Приступообразная шизофрения. Форма характеризуется обостряющимися приступами на фоне непрерывного протекающего заболевания являющегося продуктивной и нарастающей негативной симптоматики. Приступы при этой форме шизофрении разнообразны. Характеризуются крайним полиморфизмом и неодинаковой продолжительностью. Они протекают менее остро, чем приступы рекуррентной шизофрении. В структуре большой удельный вес имеют параноидные и галлюцинаторные проявления. Иногда продуктивная симптоматика при приступообразной прогриедиентной шизофрении отмечается не только в приступе, но и в межприступный период. Возраст начала приступообразно прогредиентой шизофрении различен. Течение и формы эпилепсии Течение и исход эпилепсии весьма разнообразны. В части случаев болезненный процесс становится прогредиентным, а иногда заканчивается слабоумием. Однако существуют и относительно благоприятные варианты с длительными ремиссиями, а иногда с практическим выздоровлением. В зависимости от темпа нарастания пароксизмальной активности и углубления психических изменений выделяли медленно и остро текущие формы. медленный, подострый, комбинированный и ремиттирующий типы течения; непрерывно-прогредиентный, ремиттирующий и стабильный тип течения Тяжесть эпилептической болезни определяется взаимодействием 3 групп факторов: 1) локализацией и активностью эпилептического очага; 2) состоянием защитных и компенсаторных свойств организма, его индивидуальной и возрастной реактивностью; 3) влиянием внешнесредовых факторов. Течение болезни во многом определяется и временем ее начала, регулярностью и адекватностью антиэпилептического лечения и мер реабилитации. Большое значение для формирования клинической картины и течения болезни имеет локализация эпилептического очага. В соответствии с этим выделяются некоторые клинические формы эпилепсии — височная = «психомоторная эпилепсия» (выраженная аура,безсудорожные пароксизмы с сумеречн. состояниями), диэнцефальная (вегетативная) и др. Некоторые помимо височной и диэнцефальной, выделяют особые формы эпилепсии, к которым относят рефлекторную эпилепсию, олигоэпилепсию, латентную эпилепсию и псевдоэпилепсию. Помимо форм эпилепсии, приводимых в этой главе, существуют кожевниковская эпилепсия, миоклонус-эпилепсия, хореическая падучая эпилепсия, описанная Бехтеревым, которые по существу не имеют отношения к эпилепсии и представляют собой проявления органических поражений мозга. Рефлекторная эпилепсия — сравнительно редкая разновидность заболевания, при которой эпилептические припадки или различные виды бессудорожных пароксизмов возникают при раздражении зрительных, слуховых, обонятельных анализаторов, интерорецепторов внутренних органов (плевра, желудочно-кишечный тракт), а также периферических нервов конечностей и туловища. Олигоэпилепсия — болезнь с редкими приступами, наблюдаемыми в отдельные периоды жизни и проходящими без специальной терапии. При латентной (так называемой биоэлектрической) эпилепсии имеется определенный очаг в мозге, регистрируемый электроэнцефалографически, но отсутствуют пароксизмы. Псевдоэпилепсия понимается как неправильный диагноз на основе ошибочной трактовки клинических данных или электроэнцефалографических находок, например: синкопальных цереброваскулярных, тетанических, психогенных приступов, а в детском возрасте — респираторных судорог. Поздняя эпилепсия — это благоприятно текущий вариант болезни с нерезко выраженной прогредиентностью, возникающий у лиц старше 30 лет. Многие исследователи связывают возникновение эпилепсии в среднем или позднем возрасте с травмами, сосудистой патологией и особенно с артериальной гипертензией, дегенеративной атрофией головного мозга. Скрытая (психическая) эпилепсия давно привлекает к себе внимание психиатров. Термин «скрытая эпилепсия» В. Morel (1860) предложил для обозначения случаев эпилепсии в виде остро начинающихся и заканчивающихся кратковременных приступов психического расстройства с помрачением сознания, резким двигательным возбуждением с разрушительными тенденциями, а также яркими устрашающими галлюцинациями и бредом. Данные многих авторов свидетельствуют о том, что течение эпилепсии на разных этапах может видоизменяться. Систематическое адекватное лечение может приостановить болезненный процесс с полным или частичным восстановлением социальной адаптации больного (терапевтическая ремиссия). Стадии заболевания Дисморфоманический — преобладают мысли о собственной неполноценности, в связи с мнимой полнотой. Подавленное настроение, тревога, длительное рассматривание себя в зеркале. Первые попытки ограничивать себя в еде, поиск идеальной диеты. Аноректический — возникает на фоне стойкого голодания. Достигается снижение веса 20—30 %, что сопровождается эйфорией и ужесточением диеты, «чтобы похудеть ещё больше». При этом больной активно убеждает себя и окружающих в отсутствии у него аппетита и изнуряет себя большими физическими нагрузками. Кахектический — период необратимой дистрофии внутренних органов. Наступает через 1,5—2 года. В этот период снижение веса достигает 50 и более процентов своей массы. Данный этап, как правило, необратим. Признаки для диагноза: а) вес тела сохраняется на уровне как минимум на 15 % ниже ожидаемого; б) потеря веса вызывается самим пациентом за счёт избегания пищи, которая «полнит», и одного или более приемов из числа следующих: вызывание у себя рвоты, прием слабительных средств, чрезмерные гимнастические упражнения, использование средств, подавляющих аппетит и/или диуретиков; в) страх перед ожирением сохраняется в качестве навязчивой и/или сверхценной идеи и больной считает допустимым для себя лишь низкий вес; г) общее эндокринное расстройство, включающее ось гипоталамус-гипофиз-половые железы и проявляющееся у женщин аменореей, а у мужчин потерей полового влечения и потенции; д) при начале в препубертатном возрасте задерживается взросление (пр. прекращается рост, у девочек не развиваются грудные железы). Поведенческая психотерапия приводит к увеличению массы тела. Когнитивная психотерапия направлена на исправление искаженных когнитивных образований в виде восприятия себя толстым, определения собственной ценности исключительно в зависимости от образа собственного тела. Семейная психотерапия особенно эффективна у людей младше 18 лет. Направлена на коррекцию нарушения отношения в семье, приводящую к развитию заболевания у ребёнка. Интернет зависимость. Интерне́т-зави́симость — навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета (не психическое расстройство по медицинским критериям). но: Зависимость (наркотическая) в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё бо́льшим и бо́льшим дозам. Интернет-зависимость - нехимическая зависимость — навязчивая потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. Несмотря на отсутствие официального признания проблемы в России, интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира. В 2009 году в США появилась первая лечебница, занимающаяся исцелением «интернет-зависимости». Основные 6 типов интернет-зависимости таковы: Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, избыточность знакомых и друзей в Сети. Игровая зависимость. Навязчивая финансовая потребность (покупки в Нете). Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет. Киберсексуальная зависимость. Интернет-зависимость и проблемы в семье (подростки). Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости (ЗОЖ, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения). Возникновение Интернет-аддикции не подчиняется закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими игроками: если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается. Выводы: 1. Зависимость от Интернета, или Интернет-аддикция - реально существующий феномен. Для того, чтобы считать его заболеванием, в настоящее время недостаточно клинических данных. 2. Если Интернет-аддикция будет впоследствии признана заболеванием, то число страдающих от него будет существенно меньше, чем это представляется сейчас. Расширение симптоматики удобны на данный момент специалистам по психическому здоровью и исследователям этого феномена. 3. Ряд эффектов, считающихся проявлениями феномена зависимости от Интернета, предположительно могут получить альтернативное объяснение - например, в рамках психологической концепции "потока". 4. За проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции либо психические отклонения. 5. Феномен Интернет-аддикции постоянно видоизменяется вместе со стремительным развитием Интернета и заслуживает досконального изучения. Зависимость от наркотиков Мотивация употребления наркотиков: 1.Атарактическая – устранение эмоционального дискомфорта. 2.Гедонестическая – повышение настроения. 3.Мотивация с гиперактивацией поведения - погоня за активностью, быстротой. 4.Субмиссивная – «как все», конформизм. 5.Псевдокультурная – причастность к «традиции, культуре». Стадии течения наркомании: 1 - формируется психическая зависимость от наркотика. 2 – формируется физическая зависимость (абстинентный синдром – «ломка»). 3 – редко, из-за частой летальности 2 стадии. Нетрудоспособность из-за крайнего истощения. Интерес сужен до «добычи» наркотика. Наркома́ния — хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ. Также употребляется термин «токсикомания» — обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам. Характерно фазное течение с наличием нескольких поэтапно формирующихся синдромов: синдром изменённой реактивности, синдром психической зависимости, синдром физической зависимости, эти три синдрома объединяются в общий наркотический синдром, синдром последствий хронической наркотизации. Предрасположенность к формированию зависимости может иметь генетическую природу, связанную с наследованием структурных особенностей мозга. Основные группы наркотических веществ: Опиаты, Стимуляторы, Депрессанты, Марихуана, Психоделики, Диссоциативы, Антихолинолитики, Летучие растворители. Наиболее распространёнными видами наркомании являются токсикомания (употребление лекарственных препаратов, не рассматриваемых в качестве наркотиков, химических и растительных веществ) и употребление препаратов конопли (гашиш, марихуана). Развитие наркомании: На первой стадии возникает психическая зависимость. Она развивается уже после первого употребления. Спустя 1-2 месяца зависимость переходит в физическую (вторая стадия). После 6 месяцев регулярного употребления наркотиков наступает третья стадия, такие люди уже опасны для общества. Они не контролируют свои действия и действуют исключительно с целью добычи наркотического вещества. Психотерапия посттравмы. Одним из важных видов лечения ПТСР является психотерапия. Она направлена на коррекцию болезненных форм поведения, избавление от навязчивостей, обучение человека методикам расслабления и восстановление нормальных психических процессов. Используя другие методики такого рода, врач совместно с пациентом исследуют окружение больного с тем, чтобы определить, что может обострить симптомы ПТСР и работать над тем, чтобы снизить чувствительность к этим факторам или обучить больного навыкам владения собой. Используется психиатрами и другие психотерапевтические методики. Целью является разрешение сознательных и бессознательных конфликтов, которые были созданы в результате пережитой травмы. Кроме того человек работает над развитием чувства собственного достоинства и самоконтроля, личной ответственности. Врачи могут рекомендовать и семейную психотерапию, во время которой врач по необходимости вносит изменения во внутрисемейные отношения. 29. Судебно-психологическая экспертиза. (СПЭ) -это система психологических исследований личности и деятельности подследственного, осужденного, свидетеля и потерпевшего для уточнения сведений, помогающих следствию, суду, и перевоспитанию свидетельствуемых. Судебно-психологическая экспертиза осуществляется специалистами-психологами Основания для назначения СПЭ: 1. Обстоятельства, связанные с устойчивыми особенностями личности подследственного, потерпевшего или свидетеля. К ним относятся отклонения в умственном развитии, не связанные с душевными заболеваниями (олигофрения), и аномалии характера. 2. Обстоятельства, связанные с возрастными психологическими особенностями (старики и дети). 3. Обстоятельства, связанные с психическими состояниями лица во время совершения преступления. (Возможность появления аффекта, эмоционального всплеска и т.д.). 4. Обстоятельства, связанные с необычным поведением лица в период проведения следственного действия (явка с повинной - отказ; доверчивость - агрессия). 5. Обстоятельства, связанные с взаимодействием "человек - машина". 6. Обстоятельства, способствующие или предрасполагавшие к совершению самоубийства. Виды судебно-психологической экспертизы: Установление индивидуально-психологических особенностей личности. Экспертиза эмоциональных состояний. Экспертиза несовершеннолетних. СПЭ способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. СПЭ самоубийства. СПЭ по делам об изнасиловании. СПЭ психологических причин аварий, катастроф, ДТП, и т.д. Типы отношений к болезни. Содержание понятия «психическое здоровье», психическое и личностное развитие, как условие психического здоровья (ПЗ). Психическое здоровье (ВОЗ) – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Критерии ПЗ: адекватное восприятие окружающей среды, осознанное совершение поступков, активность, работоспособность, целеустремлённость, способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план, ориентация на саморазвитие, целостность личности. Подходы. Традиционная медицинская модель рассматривает ПЗ как меру вероятности развития психической болезни (здоровье как отсутствие болезни) - здоровье с позиций психических нарушений и аномалий личности как отклонений от нормы. ПЗ не сводимо к состоянию душевного благополучия - субъективная самооценка. «Норма» не может быть полноценным критерием ПЗ уже потому, что это следствие культуры и традиций определенного общества, исторического периода. Психология: 60-е годы XX века - «позитивное психическое здоровье» - анализ здорового функционирования личности как позитивного процесса, обладающего самостоятельной ценностью и содержательно описываемого через понятия самореализации, самоактуализации, полноценного человеческого функционирования, стремления к смыслу. Условия ПЗ: нормальное психическое и личностное развитие. Психическое развитие - закономерный процесс развития ВПФ (социализация), результатом которого является нормальная адаптация к социуму. Л ичностное развитие - процесс развития индивидуальности (индивидуализация), результатом которой является адекватная адаптация к своему Я. Эти два процесса – социализация и индивидуализация – начинаются с рождения и, в норме, уравновешивают друг друга в силу разного вектора их направленности. Преимущественное развитие одного из них ведет к ослаблению другого. Крайними вариантами такого развития могут быть, например, конформизм и негативизм. Вопрос о критериях нормы психического развития рассмотрен достаточно полно как в отечественной, так и зарубежной психологии. Гораздо больше трудностей возникает при определении критериев нормы личностного развития, так как само понятие «личность» предполагает свойства индивидуальности. В качестве такой единицы может быть рассмотрен феномен самоидентичности - процесс переживания человеком своего Я как ему принадлежащего, то есть, переживание тождественности самому себе, своему Я. 2. Критерии психического здоровья. Гипотеза об уровнях психического здоровья (Братусь): 2 уровня проявления ПЗ: внешний (врач, психолог); внутренний ( позиции исслед-я и исслед-го, объект. и субъект.). Внешний уровень - отсутствиее проявлений заболевания – симптомов, синдромов, что составляет картину болезни. Внутренний уровень - комплекс переживаний человека, составляющих его внутреннюю картину болезни (ВКБ). Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц - критерии ПЗ: внешние критерии – адаптация, социализ-я, внутр. – индивидуализация. Критерий оценки ПЗ – адаптация - процесс и результат приспособления системы к условиям внеш. и внутр. среды. К.К. Платонов - 3 типа адаптации – физиологическую, психологическую, социально-психологическую. И.П. Павлов: каждое заболевание как нарушение взаимодействия между организмом и средой. Ж. Пиаже: адаптация - то, что обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды (между ассимиляцией и аккомодацией) ВОЗ - критерии ПЗ: чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; постоянство переживаний в однотипных ситуациях;критичность к себе и своей психической продукции;соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий; способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами; способность планировать жизнедеятельность и реализовывать планы; способность изменять способ поведения в зави
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.28 (0.013 с.) |