Понятие адаптации как основного критерия психического здоровья. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие адаптации как основного критерия психического здоровья.



Критерии ПЗ основываются на понятиях "адаптация", "социализация" и "индивидуализация" (Абрамова, Юдчиц).

Адаптация - способность человека осоз­нанно относиться к функциям своего организма (пищеварения, выделения и др.), а также его способность регулировать свои пси­хические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, же­ланиями). Пределы индивидуальной адаптации существуют, но адаптированный человек может жить в привычных для него гео­социальных условиях.
3 критерия социализации:

1. связан со способностью че­ловека реагировать на другого человека как на равного себе ("дру­гой такой же живой, как и Я"); 2. реак­ция на факт существования определенных норм в отношениях с другими и как стремление следовать им;

3. как человек переживает свою относительную зависимость от других людей. Мера одиночества – это своеобразная соотнесенность не­обходимости в независимости, уединенности от других и своего места среди своего окружения.

Индивидуализация, по К.Г. Юнгу, позволяет описывать ста­новление отношения человека к самому себе. Человек сам созда­ет в психической жизни свои качества, он осознает свою собствен­ную неповторимость как ценность и не позволяет разрушать ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивиду­альность в себе и других – один из важнейших параметров психи­ческого здоровья.

Возможности адаптации, социализации и индивидуализации имеются у каждого человека, степень их реализации зависит от соци­альной ситуации его развития, идеалов и норм дан­ного общества в данный конкретный момент. Однако можно заметить и недостаточность этих критериев для полного описания внут­ренней картины здоровья. Она в частности связана еще и с тем, что любой человек потенциально имеет возможность посмотреть на свою жизнь со стороны и оценить ее (рефлексия).

В качестве основного критерия оценки психического здоровья, по мнению ряда авторов, выступает понятие адаптации (Ю.А. Александровский, Б.Д. Карвасарский, Г.К. Ушаков, С.М. Громбах). Адаптация - процесс и результат приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды.

К.К. Платонов - 3 типа адаптации – физиологическую, психологическую, социально-психологическую. И.П. Павлов: каждое заболевание как нарушение взаимодействия между организмом и средой. Ж. Пиаже: адаптация - то, что обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды (между ассимиляцией и аккомодацией) С.М.Громбах: основной критерий полноценности адаптации – развитие интеллекта. Социально-психологическая адаптация – особая сложная система мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности (по Громбаху).

Александровский: психическая адаптация может быть представлена как результат деятельности целостной системы, активность которой обеспечивается не просто совокупностью отдельных компонентов, а их взаимодействием и содействием, порождающими новые интегративные качества, не присущие отдельным образующим системам.

Нормальная психическая адаптация является одним из критериев ПЗ. Внешним проявлением нарушения адаптации выступают симптомы и синдромы как варианты дезадаптации. Степень адаптации индивидуальна для каждого человека, зависит как от биологических, так и от социальных факторов и составляет адаптационный барьер – функционально динамическое образование, индивидуальное для каждого человека.

Внешние проявления адаптации (по Громбаху): эффективная учебная деятельность, успешность социальных контактов, эмоциональное благополучие, усвоение норм поведения.

Адаптация: биологическая (присп-е организма); социальная (к обществу); этническая (присп-е группы к обществу).

Понятие внутренних критериев психического здоровья: формирование и способы изучения.

Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц - критерии ПЗ: внешние критерии – адаптацию и социализацию, внутренние критерии – индивидуализацию.

В психологии индивидуализация - процесс вхождения в новую социальную среду, результат обострившихся противоречий между достигнутым результатом адаптации (первой фазы развития личности) и неудовлетворенной потребностью индивида в максимальной персонализации, проявляющийся в нарастании активности поиска средств и способов для обозначения своей индивидуализации и ее фиксации.

Д.И.Фельдштейн: индивидуализация – это постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта. А.В.Петровский - выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, то есть становление индивидуальности. В.И.Слободчиков- как «самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости».

Индивидуализация (Юнг), позволяет описывать ста­новление отношения человека к самому себе. Человек сам созда­ет в психической жизни свои качества, он осознает свою собствен­ную неповторимость как ценность и не позволяет разрушать ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивиду­альность в себе и других – один из важнейших параметров ПЗ.

В определении Юнга 3 момента: 1) целью этого процесса является развитие целостной личности; 2) индивидуация не может осуществиться в состоянии изоляции, она предполагает и включает коллективные взаимоотношения; 3) индивидуация подразумевает определенный уровень оппозиции по отношению к социальным нормам, не имеющим абсолютной ценности. Юнг тщательно разводит понятия индивидуации, интеграции личности и сознательности Я; сущность этого процесса заключается в том, что Самость должна избавиться от всего ложного, что есть в Персоне, и преодолеть то, что насильно навязано архетипами.

Процесс индивидуации может быть самопроизвольным или облегчаться посредством анализа, но некоторые высказывания Юнга производят неблагоприятное впечатление в том смысле, что индивидуация есть якобы нечто элитарное. Этот процесс сопряжен с некоторыми опасностями: интенсивная включенность во внутренний мир и его захватывающие образы могут привести к нарциссической поглощенности; такие проявления, как антисоциальная активность или психотический срыв, могут расцениваться в качестве закономерного результата процесса индивидуации. Хотя Юнг считал, что индивидуация является прерогативой второй половины жизни, современная аналитическая психология расценивает этот процесс иначе, относя его ко всему жизненному пути.

Понятие группы психического здоровья (Громбах).

С.М. Громбах: между здоровьем и болезнью нет резких границ, и норма ПЗ представляет собой континуум.

Градация уровня здоровья, с выделением пяти групп здоровья и четырех его основных критериев, для детей в возрасте от 3 до 17 лет.

Основывается на 4 базовых критериях: 1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний; 2) уровень функционального состояния основных систем организма; 3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям; 4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Выделил 5 групп здоровья.

I - здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.

II - дети, без хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения; перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост; отставание по уровню биологического развития); дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела.

III - дети, с хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии с редкими обострениями, сохраненными или компенсированными функциональными возможностями при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций.

IV - дети, с хроническими заболеваниями в активной стадии и в стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможности обучения и труда ребенка.

V - дети, с тяжелыми хроническими заболеваниями с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями и непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженными изменениями компенсации нарушенных функций или значительным ограничением возможностей обучения и труда.

Оценку состояния здоровья детей осуществляет врач-педиатр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.005 с.)