Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о психическом здоровье (личностном).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПЗ – психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. Обычно сюда относят соответствие формируемых у человека субъективных образов объективной реальности, адекватность в восприятии себя, способность концентрировать внимание не предмете, способность к удержанию информации в памяти, критичность мышления. Противоположность ПЗ – психические отклонения, психические расстройства и психические заболевания. Понятие «ПЗ» одной из первых ввела в психологию Дубровина, разграничивая тем самым категорию «психическое здоровье», имеющую отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, и «психологическое здоровье», характеризующую личность в целом, в связи с выделением специфически присущего человеку качества-духовности. Она определяет его как здоровье, которое относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. ПЗ – стабильное и адекватное функционирование психики человека, основных психических функций человека: мышления, памяти и других. Совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. (Гомосексуальность - преступление, психическая болезнь, вариант секс.адаптации). Феноменологический подход к оценке психического состояния клиента. Основные феном-ские принципы. Феноменология – описательная психология (описание наблюдаемых феноменов так, как они даются исследователю). Феноменологический метод для клинической психологии адаптировал К. Ясперс. Ориентация не на подтверждение гипотезы, а на получение максимально детальных описаний жизненных ситуаций. Вопросы: «Что Вы при этом чувствовали?», «На что это было похоже?», «Что Вы под этим понимаете?» Феноменологическим методом пользовались К.Г. Юнг, Э. Фромм, В. Франкл, Ф. Перлз и другие. При феноменологическом подходе психолог ориентируется не столько на внешние проявления психической деятельности клиента, сколько на его внутренние переживания. В фокус внимания попадают чувства, мысли, желания, фантазии, влечения клиента, особенности его отношения к себе, к другим людям, к миру в целом. Черты феноменологического метода: отрицание прямой причинной зависимости психических процессов;беспредпосылочность; описательность (без оценки); использование обыденного языка; интуитивное постижение объекта; включенность исследователя в ситуацию исследования; использование рефлексивных данных: а) самоотчеты испытуемых, исследователя; в) художественные, философские тексты, дневниковые записи, мифы и т. п.; личная ответственность за полученные результаты. Принципы: принцип беспристрастности и точности описаний; принцип контекстуальности (во времени и пространстве); принцип понимания; принцип «эпохе», т.е. воздержания от преждевременных суждений.
Диагностические принципы-альтернативы медицинской психологии. Болезнь – личность, нозос- патос, реакция- состояние- развитие. Разработан набор принципов-альтернатив. В его основании - принципы феноменологического подхода в психологии и психиатрии — каждое целостное индивидуальное психическое переживание человека (феномен) должно рассматриваться как многозначное, позволяющее понимать и объяснять его как в категориях психопатологических, так и психологических. Практически не существует психических переживаний человека, которые могут быть однозначно и априорно причислены к рангу симптомов, также как и признанными абсолютно адекватными. принципы-альтернативы: болезнь-личность, нозос-патос, реакция-состояние-развитие, психотическое-непсихотическое, экзогенное-эндогенное-психогенное, дефект-выздоровление-хронификация, адаптация-дезадаптация, негативное-позитивное, компенсация-декомпенсация, фаза-приступ-эпизод, ремиссия-рецидив-интермиссия, типичностъ-атипичность. Принцип «болезнь-личность» - либо наблюдаемый феномен является психопатологическим симптомом (признаком психической болезни), либо он является признаком личностных особенностей, например, мировоззрения человека, традиционного для его этноса, культурной или религиозной группы стереотипа поведения. Убежденность в чем-либо, которую можно представить в виде альтернативы бред-мировоззрение, бред-суеверие.(Поэтому, Бред — это ложная, непоколебимая уверенность в чем-либо, несмотря на несомненные и очевидные доказательства и свидетельства противного, если эта уверенность не присуща другим членам данной культуры или субкультуры.) Нозос-патос (болезненный процесс, динамическое, текущее образование / патологическое состояние, стойкие изменения, результат патологических процессов или порок, отклонение развития). Нозос и патос являются крайними (патологическими) вариантами различных по свое сути процессов или спектров. Так, нозос располагается в спектре здоровье-болезнь, а патос в спектре норма-патология. При этом в рамках каждого из них разнятся составные части спектра. Здоровье => Предболезнь => Психическое заб-ние => Психознепсихотического уровня (переход между непсихотическим и психотическим этапами носит качественный (скачкообразный) характер, вследствие чего «вчувствоваться в психоз» невозможно). Норма - Предпатология - Патологая К нозосу относят болезненные процессы и состояния, такие как шизофрения, биполярное аффективное расстройства (устар. — маниакально-депрессивный психоз), инволюционные, сосудистые, инфекционные и иные психозы; к патосу — в первую очередь, расстройства личности (устар. — психопатия), дефектные состояния, аномалии развития. Реакция-состояние-развитие (психическая реакция - кратковременный (не дольше 6 месяцев) ответ на какую-либо ситуацию или внешнее воздействие. Психическое состояние - стойкий психопатологический синдром без склонности к развитию или регрессу). Под психическим развитием понимается патологический процесс с внутренними закономерностями симптомообразования. Оценка ПЗ ребенка, перенесшего судорожный приступ - судорожный припадок был единственным, связанным с внешним воздействием гипертермией и следовательно - эпилептическая реакция. Сборное понятие «эпилепсия» в контексте принципа-альтернативы «реакция-состояние-развитие» феноменологически может быть представлено эпилептической реакцией, эпилептическим состоянием (болезнью) и эпилептическим развитием (изменениями личности или иными психическими расстройствами). Подобная трактовка распространяется на целый ряд психопатологических нарушений: невротические симптомы (невротическая ситуационная реакция, невроз, невротическое развитие личности), шизофрения. Клинический метод исследования. Методики клинической диагностики. Требования к ним Подбор необходимых методик осуществляется в зависимости от целей психологического обследования; индивидуальных особенностей психического, а также соматического состояния испытуемого; его возраста; профессии и уровня образования; времени и места проведения исследования. Методы исследований психических особенностей соматически больных клиническая психология заимствует у психодиагностики и общей психологии; оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Изучение клинической психологии невозможно без медицинских знаний, в частности, из области неврологии, нейрохирургии и смежных дисциплин. Методы исследования в клинической психологии позволительно разделить на три группы: 1) клиническое интервьюирование, 2) экспериментально (пато-)-психологические методы исследования, 3) оценка эффективности психокоррекционного воздействия. Клиническое интервью — это метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни пациента и структуры проблемы клиента, а также способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта психолога и клиента. Одной из основных целей клинического интервьюирования является оценка индивидуально-психологических особенностей клиента или пациента, ранжировка выявляемых особенностей по качеству, силе и тяжести, отнесение их к психологическим феноменам или к психопатологическим симптомам. Функциями интервью в клинической психологии являются: диагностическая и терапевтическая. Принципами клинического интервью являются: однозначность, точность и доступность формулировок-вопросов; адекватность, последовательность (алгоритмизованность); гибкость, беспристрастность опроса; проверяемость получаемой информации. Параклинические методы - обширный набор способов оценки деятельности головного мозга. Каждый из них представляет инструментарий какой-либо области науки. Вследствие этого освоение всех параклинических методов и способов диагностики не входит в компетенцию клинических психологов. Но умение подобрать необходимые при конкретной клинически выявленной патологии параклинические методы, обосновать необходимость их использования, верно трактовать полученные с их помощью результаты считается неотъемлемой составляющей деятельности клинического психолога Основными задачами патопсихологических методов в клинической психологии является обнаружение изменений функционирования отдельных психических функций и выявление патопсихологических синдромов. Патопсихологическая диагностика использует батарею экспериментально-психологических методик-тестов, с помощью которых возможна оценка функционирования как отдельных сфер психической деятельности, так и интегративных образований — типов темперамента, особенностей характера, личностных качеств. Выбор конкретных методов и способов патопсихологической диагностики в клинической психологии базируется на выявлении кардинальных психопатологических отклонений при различных типах психического реагирования в определенных сферах психической деятельности.
Одной из важных методологических проблем клинической психологии яаляется проблема оценки эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействий. Для этих целей БД.Карвасарским была предложена клиническая шкала, в которую предлагалось включить 4 критерия: 1) степени симптоматического улучшения; 2) степени осознания психологических механизмов болезни; 3) степени изменения нарушенных отношений личности и 4) степени улучшения социального функционирования. Наряду с клинической шкалой, для оценки эффективности пси-хокоррекционных и психотерапевтических воздействий в клинической психологии используются показатели динамики психического состояния пациентов по данным различных психологических тестов. Чаше других для этих целей используются MMPI, метод цветовых выборов Люшера.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.175.48 (0.012 с.) |