Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Здоровье как социальная ценностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема исследования: здоровья как социальной ценности.
Объект исследования: здоровье как универсальная ценность.
Предмет исследования: здоровье человека и общества как социальная ценность, взаимосвязь в ней витального и социального содержания как основания для формирования научной концепции здоровья человека в современных условиях. Цель исследования: рассмотрение социально-философских проблем здоровья в их аксиологическом аспекте, исследовании сущности здоровья и тенденций в динамике его ценностных характеристик, анализе причин, приведших к "обесцениванию здоровья", и обосновании путей их устранения. Методы исследования: принципы диалектической взаимосвязи общего и частного, целого и его части; использование системно-исторического подхода и его синергетических вариантов, применительно к анализу здоровья человека и социума как открытых систем. В исследовании ряда аксиологических проблем автор использовал «теорию социальных эстафет» М.А.Розова. В своей работе автор опирался также на методы и модели генерализации знания, приемы экспликации общетеоретических положений при анализе конкретных проблем. Особое место в исследовании занимает аксиологический подход как мировоззренческая ориентация на рассмотрение здоровья как высшей ценности. Положения, вынесенные на защиту: 1. По своей социально-ценностной сущности здоровье - это универсальное благо, имеющее смысложизненное значение для людей, обеспечивающее жизнь как высшую ценность. Ценностное содержание здоровья выражается в отношении человека (общества) к своему состоянию, детерминирующему определенные ценностные ориентации и предпочтения. Особую актуальность ценностные характеристики приобретают в условиях возрастания угрозы здоровью на планетарном уровне, динамизма в развитии человеческой популяции, специфической ситуации со здоровьем, сложившейся в современной России. 2. Здоровье как индивидуальная ценность — это значимость меры возможного осуществления человеком целенаправленных и осознанных действий без ухудшения своего физического, духовного и социального состояния, без потерь в степени своей социализации. 3. Здоровье как социальная ценность - это значимость для социальной группы степени реализации смысложизненных возможностей ее членов. Социальность, как ценностная характеристика здоровья, выражает значение определенных социальных связей, места и роли человека в решении общественных задач, что обеспечивает личности достаточный уровень социальной адаптивности. 4. Существует закономерная зависимость между здоровьем общества и здоровьем индивида. В здоровом обществе гармонично формируется физическое, психическое и духовное здоровье индивидов, а наличие здоровых индивидов обеспечивает достаточный уровень общественного здоровья в экономической, социально-политической и духовной сферах. 5. На протяжении всей истории человечества здоровье рассматривалось как высшая универсальная ценность. Однако значимость физической, духовной и социальной составляющих этой ценности для общества и индивида в различные исторические эпохи была различна. Тенденция в динамике значимости названных составляющих здоровья такова: от физического через духовное к социальному. 6. В современных условиях переход от аспектного к целостному (интегральному) подходу к здоровью человека в значительной степени сдерживается преувеличением в существующих естественнонаучных и социобиоло-гических теориях какого-либо одного аспекта здоровья (физического или социокультурного), отсутствием социально-философских и методологических оснований его исследования. Преодоление фрагментарности в исследовании здоровья и его ценности возможно на пути использования философско - аксиологического метода - подхода и опоры на интегративные концепции. Такой путь формирует мировоззренческие и теоретические основы комплексной концепции ценности здоровья. 7. Гармоничность физического, психического и социального здоровья выступает одним из главных факторов личной и общественной жизни, создания высокой гуманистической культуры, рационального отношения человека к окружающей среде, формирования социальной политики государства в области сохранения и укрепления здоровья, усиления нацеленности общества на культивирование здоровья как высшей ценности. 8. Здоровье конкретного общества относительно, но степень его относительности ограничена определенными пределами: объективностью функций здоровья, его зависимостью от исторической эпохи, соотношением с другими ценностями, психической организацией человека. Основными принципами научной организации деятельности по укреплению здоровья выступают: целостность, историзм, преемственность, сочетание общечеловеческого и национального, принцип главного звена и др. 9. По показателю отношения общества к индивидуальному здоровью его членов, можно утверждать, что для современной России характерно противоречие между всё большим осознанием его как высшей ценности и фактическим "обесцениванием здоровья как ценности". Это является следствием снижения социальной нацеленности политики государства, уменьшения расходов на здравоохранение, имущественной дифференциации населения и других социокультурных факторов, доля и роль которых значительно возрастает по сравнению с природными факторами. Это свидетельствует о росте влияния социальных причин на ценностное отношение к здоровью и личности, и общества. Теоретическая значимость: в диссертации представлена авторская концепция здоровья как социальной ценности. В рамках этой концепции: предложено аксиологически ориентированное понимание сущности здоровья как потенциальной совокупности биопсихосоциальных возможностей человека, реализуемых в конкретных условиях без потерь в адаптации к жизненной среде, как гармоничная совокупность физического, духовного и социального состояния человека, в которой утраты в адаптации к среде в физическом отношении могут быть компенсированы духовной и социальной его составляющими; в динамике ценности и оценке здоровья в развитии человечества выявлена закономерная тенденция последовательного перехода от доминирования физической составляющей здоровья к его социальной составляющей, зависимость этой тенденции от экономической, социально-политической и духовной жизни общества, уровня цивилизованности и социальной ориентации государства; на основе новейших достижений в области естественнонаучного знания уточнены ценностные характеристики здоровья человека, раскрыты новые аксиологические аспекты здоровья в связи с появлением современных биотехнологий, развитием геномных исследований, возможностью разных видов клонирования, свидетельствующие об актуализации социокультурных проблем ценности здоровья, его сохранения как на индивидном, социумном так и на планетарном уровнях; с позиции ценностного подхода проведен анализ существующих медицинских и социобиологических теорий (анамнестической, артритической, стрессорной, евгенической, валеологической). В качестве одной из последних рассмотрена соединительнотканная теория, показан ее интегра-тивно-синергетический характер, позволяющий с большей степенью комплексности рассматривать здоровье; выявлена и сформулирована закономерная взаимозависимость здоровья индивида и здоровья социума, при которой в здоровом обществе здоровье отдельного индивида является высшей ценностью, а уровень здоровья индивидов формирует устойчивые характеристики здоровья общества. Типологизирована система факторов, обусловливающих ценностное отношение к здоровью в физической, духовной и социальной сферах; обосновано и введено в научный оборот понятие "здоровье общества" как социальной ценности, выражающейся в таком состоянии (т.е. доминирующем способе его бытия), при котором социум наиболее полно обеспечивает реализацию биопсихосоциальных возможностей своих членов как принципа их жизнедеятельности; определены пределы относительности здоровья и факторы, обусловливающие его динамику от относительной ценности к ценности абсолютной. Эта динамика позволяет давать как сравнительные, так и прогностические оценки здоровью конкретной социальной системы, на основе которых можно определить меры по повышению его ценности; выявлены основные причины, обусловливающие отклонение современной России от тенденции повышения ценности здоровья в развитых странах (трудности в реализации социальной политики государства, социально-экономическое расслоение населения, механический перенос норм и ценностей других культур и др.) и сформулированы принципы деятельности по предотвращению его обесценивания. Практическая значимость: Анализ проблемы здоровья в новых его аспектах позволил проследить методологическую роль социально-философских принципов в определении направлений теоретического исследования в науке и формировании новых научных концепций. Это позволило конкретизировать и подтвердить положение о плодотворном взаимодействии философии и естествознания, по-новому оценить идею создания единой науки о человеке. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается также в том, что оно определяет пути решения задач синтеза биологических, медицинских и социологических концепций в построении аксиологической теории здоровья, на которую можно опираться в практике организации здравоохранения. Сформулированная в диссертации концепция и вытекающие из нее принципы методологического и теоретического характера могут служить основой для разработки политических, социальных, медицинских, а также комплексных научно-исследовательских программ в медико-экологической, медико-культурологической, медико-социологических областях, и в этом смысле быть полезной для профилактики социальных патологий. Представленная работа имеет определенное значение и как связуюmee звено между социально-философской теорией ценностей, с одной стороны, и философскими проблемами медицины, с другой. Материалы диссертации могут быть использованы в образовательных программах по философии, социологии, биологии, медицине, социальной антррпологии, культурологии и многим другим дисциплинам, в первую очередь в медицинских и социальных учебных заведениях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.100 (0.012 с.) |