Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика ценностных ориентаций населения региона на современном этапе трансформации обществаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема исследования: Проблемы адаптации личности к меняющимся условиям внешней среды, и изменений ценностных ориентаций личности в новых социокультурных и экономических условиях.
Объект исследования: население региона (Тюмень).
Предмет исследования: ценностные ориентации населения региона.
Цель исследования: выявление взаимосвязи социальных практик и динамики ценностных ориентаций в процессе социокультурных трансформаций. Методы исследования: типологический анализ; исследования качества и уровня жизни; анализа социокультурных процессов в регионе; анализ статистических данных, включающих информацию органов государственной статистики РФ по социально - экономическому развитию регионов России. Анализ данных социологических опросов, проведенных автором самостоятельно и в составе исследовательской группы в рамках программы «Региональные конфликты» в 2002 - 2003 году в Тюменской области с объемом выборки 1312 человек. Анализ привлеченных данных социологических опросов, проведенных по программе «Региональные конфликты» в 2002 году в Нижегородской, Тульской, Ярославской области, объем выборки 400, 418 и 545 человек соответственно. Вторичный анализ данных социологических исследований по изучаемой проблеме. При обработке полученных данных был применен кластерный, факторный и графовый анализ с использованием пакета SPSS-11.5.
Положения, вынесенные на защиту: 1. Под социальными практиками понимается совокупность действий в окружающей для данного индивида социальной среде. Каждое социальное действие включает в себя поведенческие и мотивационные элементы, которые соответственно связаны с практиками действия и осмысления. Человек погружен в некоторую социальную среду, определяемую обычными практиками данного социального слоя. Обычными практиками считаются типические действия людей, с одной стороны, если и не всеобщие, то достаточно распространенные, поскольку в них вовлечена значительная часть населения. Уровень, жизни человека, качество жизни, социально-экономические и социально-политические условия существования человека в реальной повседневной деятельности сопрягаются с социальными практиками человека, которые в свою очередь оказывают влияние на ценностные ориентации; 2. Ценностные ориентации населения региона рассмотрены автором как находящиеся под воздействием факторов мезоуровня: Формирование системы факторов, влияющих на ценностные ориентации населения региона, происходит как на уровне экзогенного механизма (экономика, политика, и другие факторы, внешние по отношению к личности), так и на; уровне эндогенного механизма (особенности личности, семьи, ближайшего окружения). Изучение такого механизма позволяет оказывать корректирующее влияние на последствия проводимых в настоящее время реформ, адаптацию населения к ним. 3. Продолжающиеся процессы трансформации привели к значительному расслоению населения региона, в то же время структура населения региона в социокультурном аспекте не сформирована. Ценности населения и реализация ценностных позиций подвержены влиянию региональных особенностей качества и образа жизни. Налицо латентный характер взаимозависимости ценностных ориентаций, образа и качества жизни. В результате распада прежней советской идентичности, самопроизвольно и противоречиво начались процессы формирования больших социальных групп с различными социокультурными характеристиками. Основным критерием выделения этих групп является наличие характерных для каждой из них наборов ценностей, поведенческих стереотипов, образа и стиля жизни. 4. Выявлены социальные типы по основаниям: независимость, -патернализм, анархизм - авторитаризм, рыночные — нерыночные ориентации, коллективизм - индивидуализм; «анархический»: имеет ярко выраженное проявление индивидуализма, но в то же время не склонен придерживаться рыночных ориентаций; «традиционный (консервативный)»: склонен к патернализму и нерыночным ориентациям, коллективизму в аспекте традиционного советского мировоззрения; «модернистский»: конформизм, допускающий достижения; рыночных целей авторитарными средствами; «предприимчивый (рыночный)»: имеет наибольшую склонность к экономической свободе и индивидуализму. 5. Сетевая модель структуры ценностей населения региона была построена на основе ответов респондентов, которым предлагалось выбрать три наиболее значимые позиции из списка. Точками обозначены ценностные позиции, ребрами - пары ценностных позиций; связанных в одном упоминании. Сочетание трех ценностных позиций представлено в виде треугольника. Сетевая* модель позволила визуализировать, структуру ценностных ориентаций населения региона, выявить базовые ценности, связи между ценностными позициями.
Теоретическая значимость: заключается в комплексности анализа динамики ценностных ориентаций населения региона и факторов, влияющих на ценностные ориентации личности,, предполагающего изучение взаимосвязанных социальных феноменов, таких как базовые ценности, социальные установки личности в социуме, поведенческие модели? в рамках нескольких этапов взаимосвязанных и взаимодополняющих исследований; выявлении роли ценностных ориентаций в продвижении и успехе реформ; использовании полученных результатов при проведении региональных научно-прикладных исследований.
Практическая значимость: состоит в получении эмпирических данных социологическими методами и возможности использования полученных результатов: 1) для предоставления информации; о ценностных ориентациях населения структурам регионального управления, политическим - партиям и общественным движениям; 2) при разработке региональных: управленческих решений на основе учета и оценки направленности динамических процессов, диагностируемых в представленной работе; 3) для прогнозирования успехов реформ на основе анализа факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций; 4) при разработке учебных курсов «Социальная информатика», «Исследование систем управления», «Математические методы и модели в социологии», «Социология». 13. Особенности организованного досуга учащихся начального профессионального образования в современной России: социологический анализ Проблема исследования: изучение досуга учащихся НПО в условиях современной России. Предмет исследования: особенности организованного досуга и потребности в нём учащихся НПО.
Объект исследования: учащиеся начального профессионального образования г. Челябинска и г. Магнитогорска.
Цель исследования: состоит в изучении противоречий организованного и неорганизованного досуга учащихся НПО, тенденций его развития.
Методы исследования: принципы социологического и системного анализа, сравнительно-исторического, культурологического подходов; анкетный опрос, полуформализованное интервью, анализ документов; проведен анализ документов, программ института дополнительного образования г. Магнитогорска и г. Челябинска.
Положения, вынесенные на защиту: 1. Дана авторская трактовка понятия содержания досуга как части свободного времени личности, заполненной деятельностью, направленной на самореализацию и самоутверждение в различных формах самодеятельности. 2. Выявлено, что существенным признаком досуга является взаимозаменяемость занятий, свобода их выбора. Однако свобода здесь всегда ограничена, с одной стороны, наличием возможностей и объективных условий для саморазвития личности, а с другой, - степенью её готовности к данной деятельности. Поэтому свободная деятельность и необходимость являются сторонами диалектического процесса и сосуществуют в досуге. 3. Раскрыто противоречие между потребностью учащихся в организованном досуге и возможностью её реализации в организованных формах. Показано, что на практике преобладают неорганизованные формы досуга, что способствует самоутверждению учащихся в референтных группах, зачастую при отсутствии развития и саморазвития. 4. Исследована роль института дополнительного образования в формировании организованного досуга учащихся НПО. Показано, что в настоящее время применяемые им программы преимущественно ориентированы на развлекательную (гедонистическую), компенсаторную функции и, в меньшей степени, - на познавательную и развивающую. 5. Выделены основные объективные и субъективные факторы, детерминирующие содержание досуга учащихся НПО. К числу ведущих объективных факторов относятся: референтная группа - друзья, сверстники; СМИ; уровень материального благосостояния.- Главным субъективным фактором выступает наличие ориентации и установок учащихся на активную самореализацию и самоутверждение в свободное время. 6. На основе теоретического и эмпирического анализа разработана типология досуга учащихся НПО. Типообразующими признаками явились следующие: частота участия учащихся в определенных видах досуговой деятельности, их ориентация на эти виды деятельности и затраты времени на эти занятия. Согласно данной типологии выделены следующие три типа досуга: «культурно-творческий», «культурно-потребительский» и «рекреативный».
Теоретическая значимость: выводы и результаты, проведенного автором исследования, могут быть использованы: для дальнейшей теоретической разработки концепции досуга и разрешения методологических проблем его конкретно-социологического исследования; для систематизации понятийного аппарата социологического анализа досуга учащейся молодежи, разработки его типологии; при разработке и чтении курсов и спецкурсов «Социология культуры», «Социология духовной жизни», «Социология досуга», «Индустрия досуга и массовая культура», «Социология образования» для студентов социологических, культурологических специальностей; для получения эмпирической информации.
Практическая значимость: выводы и результаты, проведенного автором исследования, могут быть использованы для получения эмпирической информации о досуге учащихся НПО и прогнозирования на этой основе тенденций его развития; в разработке обоснованной молодёжной политики в сфере дополнительного образования и досуга учащихся НПО.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.67.0 (0.007 с.) |