![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика ценностных ориентаций населения региона на современном этапе трансформации обществаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема исследования: Проблемы адаптации личности к меняющимся условиям внешней среды, и изменений ценностных ориентаций личности в новых социокультурных и экономических условиях.
Объект исследования: население региона (Тюмень).
Предмет исследования: ценностные ориентации населения региона.
Цель исследования: выявление взаимосвязи социальных практик и динамики ценностных ориентаций в процессе социокультурных трансформаций. Методы исследования: типологический анализ; исследования качества и уровня жизни; анализа социокультурных процессов в регионе; анализ статистических данных, включающих информацию органов государственной статистики РФ по социально - экономическому развитию регионов России. Анализ данных социологических опросов, проведенных автором самостоятельно и в составе исследовательской группы в рамках программы «Региональные конфликты» в 2002 - 2003 году в Тюменской области с объемом выборки 1312 человек. Анализ привлеченных данных социологических опросов, проведенных по программе «Региональные конфликты» в 2002 году в Нижегородской, Тульской, Ярославской области, объем выборки 400, 418 и 545 человек соответственно. Вторичный анализ данных социологических исследований по изучаемой проблеме. При обработке полученных данных был применен кластерный, факторный и графовый анализ с использованием пакета SPSS-11.5.
Положения, вынесенные на защиту: 1. Под социальными практиками понимается совокупность действий в окружающей для данного индивида социальной среде. Каждое социальное действие включает в себя поведенческие и мотивационные элементы, которые соответственно связаны с практиками действия и осмысления. Человек погружен в некоторую социальную среду, определяемую обычными практиками данного социального слоя. Обычными практиками считаются типические действия людей, с одной стороны, если и не всеобщие, то достаточно распространенные, поскольку в них вовлечена значительная часть населения. Уровень, жизни человека, качество жизни, социально-экономические и социально-политические условия существования человека в реальной повседневной деятельности сопрягаются с социальными практиками человека, которые в свою очередь оказывают влияние на ценностные ориентации;
2. Ценностные ориентации населения региона рассмотрены автором как находящиеся под воздействием факторов мезоуровня: Формирование системы факторов, влияющих на ценностные ориентации населения региона, происходит как на уровне экзогенного механизма (экономика, политика, и другие факторы, внешние по отношению к личности), так и на; уровне эндогенного механизма (особенности личности, семьи, ближайшего окружения). Изучение такого механизма позволяет оказывать корректирующее влияние на последствия проводимых в настоящее время реформ, адаптацию населения к ним. 3. Продолжающиеся процессы трансформации привели к значительному расслоению населения региона, в то же время структура населения региона в социокультурном аспекте не сформирована. Ценности населения и реализация ценностных позиций подвержены влиянию региональных особенностей качества и образа жизни. Налицо латентный характер взаимозависимости ценностных ориентаций, образа и качества жизни. В результате распада прежней советской идентичности, самопроизвольно и противоречиво начались процессы формирования больших социальных групп с различными социокультурными характеристиками. Основным критерием выделения этих групп является наличие характерных для каждой из них наборов ценностей, поведенческих стереотипов, образа и стиля жизни. 4. Выявлены социальные типы по основаниям: независимость, -патернализм, анархизм - авторитаризм, рыночные — нерыночные ориентации, коллективизм - индивидуализм; «анархический»: имеет ярко выраженное проявление индивидуализма, но в то же время не склонен придерживаться рыночных ориентаций; «традиционный (консервативный)»: склонен к патернализму и нерыночным ориентациям, коллективизму в аспекте традиционного советского мировоззрения; «модернистский»: конформизм, допускающий достижения; рыночных целей авторитарными средствами; «предприимчивый (рыночный)»: имеет наибольшую склонность к экономической свободе и индивидуализму. 5. Сетевая модель структуры ценностей населения региона была построена на основе ответов респондентов, которым предлагалось выбрать три наиболее значимые позиции из списка. Точками обозначены ценностные позиции, ребрами - пары ценностных позиций; связанных в одном упоминании. Сочетание трех ценностных позиций представлено в виде треугольника. Сетевая* модель позволила визуализировать, структуру ценностных ориентаций населения региона, выявить базовые ценности, связи между ценностными позициями.
Теоретическая значимость: заключается в комплексности анализа динамики ценностных ориентаций населения региона и факторов, влияющих на ценностные ориентации личности,, предполагающего изучение взаимосвязанных социальных феноменов, таких как базовые ценности, социальные установки личности в социуме, поведенческие модели? в рамках нескольких этапов взаимосвязанных и взаимодополняющих исследований; выявлении роли ценностных ориентаций в продвижении и успехе реформ; использовании полученных результатов при проведении региональных научно-прикладных исследований.
Практическая значимость: состоит в получении эмпирических данных социологическими методами и возможности использования полученных результатов: 1) для предоставления информации; о ценностных ориентациях населения структурам регионального управления, политическим - партиям и общественным движениям; 2) при разработке региональных: управленческих решений на основе учета и оценки направленности динамических процессов, диагностируемых в представленной работе; 3) для прогнозирования успехов реформ на основе анализа факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций; 4) при разработке учебных курсов «Социальная информатика», «Исследование систем управления», «Математические методы и модели в социологии», «Социология». 13. Особенности организованного досуга учащихся начального профессионального образования в современной России: социологический анализ Проблема исследования: изучение досуга учащихся НПО в условиях современной России. Предмет исследования: особенности организованного досуга и потребности в нём учащихся НПО.
Объект исследования: учащиеся начального профессионального образования г. Челябинска и г. Магнитогорска.
Цель исследования: состоит в изучении противоречий организованного и неорганизованного досуга учащихся НПО, тенденций его развития.
Методы исследования: принципы социологического и системного анализа, сравнительно-исторического, культурологического подходов; анкетный опрос, полуформализованное интервью, анализ документов; проведен анализ документов, программ института дополнительного образования г. Магнитогорска и г. Челябинска.
Положения, вынесенные на защиту: 1. Дана авторская трактовка понятия содержания досуга как части свободного времени личности, заполненной деятельностью, направленной на самореализацию и самоутверждение в различных формах самодеятельности. 2. Выявлено, что существенным признаком досуга является взаимозаменяемость занятий, свобода их выбора. Однако свобода здесь всегда ограничена, с одной стороны, наличием возможностей и объективных условий для саморазвития личности, а с другой, - степенью её готовности к данной деятельности. Поэтому свободная деятельность и необходимость являются сторонами диалектического процесса и сосуществуют в досуге. 3. Раскрыто противоречие между потребностью учащихся в организованном досуге и возможностью её реализации в организованных формах. Показано, что на практике преобладают неорганизованные формы досуга, что способствует самоутверждению учащихся в референтных группах, зачастую при отсутствии развития и саморазвития.
4. Исследована роль института дополнительного образования в формировании организованного досуга учащихся НПО. Показано, что в настоящее время применяемые им программы преимущественно ориентированы на развлекательную (гедонистическую), компенсаторную функции и, в меньшей степени, - на познавательную и развивающую. 5. Выделены основные объективные и субъективные факторы, детерминирующие содержание досуга учащихся НПО. К числу ведущих объективных факторов относятся: референтная группа - друзья, сверстники; СМИ; уровень материального благосостояния.- Главным субъективным фактором выступает наличие ориентации и установок учащихся на активную самореализацию и самоутверждение в свободное время. 6. На основе теоретического и эмпирического анализа разработана типология досуга учащихся НПО. Типообразующими признаками явились следующие: частота участия учащихся в определенных видах досуговой деятельности, их ориентация на эти виды деятельности и затраты времени на эти занятия. Согласно данной типологии выделены следующие три типа досуга: «культурно-творческий», «культурно-потребительский» и «рекреативный».
Теоретическая значимость: выводы и результаты, проведенного автором исследования, могут быть использованы: для дальнейшей теоретической разработки концепции досуга и разрешения методологических проблем его конкретно-социологического исследования; для систематизации понятийного аппарата социологического анализа досуга учащейся молодежи, разработки его типологии; при разработке и чтении курсов и спецкурсов «Социология культуры», «Социология духовной жизни», «Социология досуга», «Индустрия досуга и массовая культура», «Социология образования» для студентов социологических, культурологических специальностей; для получения эмпирической информации.
Практическая значимость: выводы и результаты, проведенного автором исследования, могут быть использованы для получения эмпирической информации о досуге учащихся НПО и прогнозирования на этой основе тенденций его развития; в разработке обоснованной молодёжной политики в сфере дополнительного образования и досуга учащихся НПО.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.176.25 (0.009 с.) |