Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика развития экологического мировоззрения у школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема исследования: проблема развития экологического мировоззрения у школьников. Объект исследования: процесс естественнонаучного образования учащихся в общеобразовательных учреждениях. Предмет исследования: методическая система курса «Основы экологии», обеспечивающая развитие экологического мировоззрения учащихся. Цель исследования: научно обосновать, смоделировать и проверить на практике эффективность методической системы обучения, способствующей развитию экологического мировоззрения учащихся. Методы исследования: изучение методической, педагогической, психологической, философской, специальной литературы, школьной документации по заявленной проблеме; моделирование методической системы и подбор педагогических условий для ее реализации в практике преподавания курса: «Основы экологии» в старших классах; эмпирические - организация и проведение педагогического эксперимента, включающего наблюдения, опросы, тестирование, количественные и качественные методы обработки статистической информации. Положения, вынесенные на защиту: 1. Экологическое мировоззрение - целостное свойство личности, вбирающее в качестве составляющих компонентов интеллектуальный, эмоционально-ценностный и действенно-практические блоки. Основа его представлена эко-центрическим типом экологического сознания. 2. Комплексная и поэлементная методика диагностирования уровня сфор-мированности экологического мировоззрения включает в качестве критериев отдельные компоненты экологического мировоззрения, имеющие разные уровни развития у личности учащегося: становящийся, переходный, сформировавшийся. 3. Модель методической системы, способствующая развитию экологического мировоззрения учащихся старших классов, изучающих курс «Основы экологии», включающая концентрическую вариативную модель содержания курса, представленную системой знаний, построенных в соответствии с идеей коэволюции, предполагает вовлечение в образовательный процесс традиционных и инновационных методов и их комплексное использование, обращение к фронтальной, индивидуальной и групповой формам организации обучения с повышенным вниманием к групповой форме организации, привлечение комплекса средств обучения. 4. Условия реализации модели заключаются в учете возрастных особенностей учащихся, способствующих мировоззренческой работе, в повышении компетентности учителя, вовлечении в образовательный процесс многоуровневого средового подхода для более глубокого осмысления учащимися сущности происходящих явлений в системе «человек - окружающий мир». Теоретическая значимость: приведена авторская интерпретация сущности понятия «экологическое мировоззрение»; предложена категория «природоцентрический тип экологического сознания»; предложена теоретическая модель развития экологического мировоззрения в практике преподавания естественно-научных дисциплин, включающая комплексную диагностику, а также целостную методическую систему и ряд педагогических условий, обеспечивающих ее реализацию. Практическая значимость: апробирована модель методической системы, направленной на формирование экологического мировоззрения учащихся; разработано содержание учебного курса на основе идеи коэволюции; обоснован комплекс педагогических условий для реализации методической системы; предложен комплекс учебно-методических разработок и рекомендаций по формированию экологического мировоззрения при изучении курса «Основы экологии»; разработана диагностика выявления уровня развития экологического мировоззрения, которая может быть использована в разных типах общеобразовательных учреждений. 17. Воспитание старшеклассников в условиях учебно-педагогического комплекса "Школа допрофессиональной подготовки - Университет" Проблема исследования: проблема социального воспитания старшеклассников в ходе допрофессиональной подготовки.
Объект исследования: процесс воспитания старшеклассников в учебно-педагогическом комплексе «Школа допрофессиональной подготовки - Университет». Предмет исследования: педагогические условия воспитания старшеклассников в учебно-педагогическом комплексе «Школа допрофессиональной подготовки — Университет». Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия воспитания старшеклассников в учебно-педагогическом комплексе «Школа допрофессиональной подготовки — Университет». Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам, связанным с особенностями развития личности в ранней юности, изучение и обобщение опыта организации допрофессиональной подготовки старшеклассников, опытно-экспериментальная работа, методы психолого-педагогической диагностики. Положения, вынесенные на защиту: 1. Воспитательными потенциалами процесса допрофессиональной подготовки являются: ценностные потенциалы (возможность освоения учащимися ценностей, позволяющих реализовать себя в сфере -профессиональных и экономических отношений (воспитание дисциплинированности, ответственности, добросовестности, организованности, воспитание ценности труда, социальной активности, творческого отношения к делу); социально-ориентационные потенциалы (определяют возможность к сознательному определению своей социальной позиции, сознательному выбору своего будущего, самоопределению через включение в реальную практическую деятельность, отношения со сверстниками и взрослыми); профессионально-ориентационные потенциалы (в процессе допрофессиональной подготовки учащиеся получают возможность подготовки к сознательному выбору профессии, профессиональному самоопределению); операционные потенциалы (возможность освоения способов ориентации в социальной действительности, формирование способов мышления и соответствующих способов поведения, практического решения профессиональных и организаторских задач); фасилитирующие потенциалы (предполагают возможность реализации помогающих отношений по повышению продуктивности деятельности учащегося в ситуации затруднения, формирования субъектной позиции старшеклассника по отношению к затруднению, реализацию педагогической поддержки и индивидуальной педагогической помощи через включение старшеклассника в новую деятельность, в новые отношения со сверстниками и взрослыми). 2. Модель учебно-педагогического комплекса представляет собой систему, которая строится на единстве допрофессиональной подготовки в специально-создаваемом объединении и профессионального образования в вузе и включает: иерархию целей и задач; содержание образования, конкретизированное в программах, отражающих преемственность допрофессиональной и профессиональной подготовки; совокупность методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, адекватных школьному и вузовскому уровням образования; субъектов (педагоги и воспитанники); взаимоотношения между субъектами на основе диалога; взаимодействие между всеми элементами комплекса и его образовательной средой; управление как организация этого взаимодействия. 3. Воспитание старшеклассников в условиях учебно-педагогического комплекса «Школа допрофессиональной подготовки - Университет» будет эффективным, если реализуется модель, предполагающая: обеспечение становления опыта субъективирования знаний и деятельности; организацию социально-профессиональных проб; включение старшеклассников в социально-ориентированную проектную деятельность. Теоретическая значимость: уточнена сущность социального воспитания старшеклассников в ходе допрофессиональной подготовки; определены воспитательные потенциалы процесса допрофессиональной подготовки; теоретически обоснована и экспериментально проверена модель учебно-педагогического комплекса «Школа допрофессиональной подготовки — Университет»; выявлены, обоснованы и апробированы условия осуществления воспитательного процесса в условиях учебно-педагогического комплекса «Школа допрофессиональной подготовки - Университет». Практическая значимость: определяется тем, что содержащийся в диссертации теоретический материал, апробированные методики организации воспитательного процесса в ходе допрофессиональной подготовки старшеклассников могут быть использованы в практической деятельности объединений допрофессиональной подготовки старшеклассников, в подготовке и организации научно-методических семинаров для специалистов, работающих в объединениях по допрофессиональной подготовке различного типа. Материалы исследования получили внедрение в процессе разработки деятельности Костромской областной школы социальной работы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.40 (0.007 с.) |