Воспитание социальной инициативности детей и молодежи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание социальной инициативности детей и молодежи



Проблема исследования: проблема воспитания социальной инициативности детей и молодежи.

 

Объект исследования: социально инициативная деятельность детей и молодежи.

 

Предмет исследования: процесс воспитания социальной инициативности детей и молодежи.

 

Цель исследования: выявить теоретические основы и разработать научно-методическое обеспечение процесса воспитания социальной инициативности детей и молодежи.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование, проектирование, анализ литературы, документов и продуктов деятельности, наблюдение, опрос (устный и письменный), метод экспертных оценок, тестирование, педагогическое и психологическое обследование, экспертиза, контент-анализ, анализ и обобщение опыта, опытно-экспериментальная работа.

Положения, вынесенные на защиту:

1. Социальная инициативность - интегративное качество конкурентоспособной личности, обеспечивающее жизнеспособность, динамичность и мобильность личностного развития в интересах общества и государства. Потребность и умение реализовывать социальную инициативу, принося пользу себе и другим людям, определяют значение и ценность человека как гражданина, патриота и общественного деятеля, позволяют в процессе реальной социально значимой деятельности формировать у детей и молодежи товарищеские отношения, коллективизм, взаимную требовательность, нравственное отношение к другим людям; воспринимать общегражданские и государственные ценности.

2. Социально инициативная деятельность детей и молодежи - добровольная деятельность в интересах и на благо личности, общества и государства, направленная на конструирование новой социальной реальности, предполагающей:

- на уровне взаимодействия «человек - окружающая среда»: активность и ответственность в преобразовании окружающей среды;

- на уровне взаимодействия «человек - объективированные предметы практической и теоретической деятельности человека»: побуждение и способность к самостоятельным активным действиям, любознательность, творческое отношение и личностный интерес к труду;

- на уровне взаимодействия «человек - человек, общество и государство»: социальное творчество и преобразование способов поведения применительно к меняющимся системе ценностей и экономическим отношениям.

3. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи - педагогический процесс, построенный на основе целенаправленно моделируемых воспитателем (учитель, руководитель общественного объединения, вожатый и т.п.) субъективных ситуаций формирования ценностного отношения к социальной инициативе как движущей силе самовоспитания личности и фактору преобразования действительности.

4. Идейной основой воспитания социальной инициативности детей и молодежи является социально-педагогическая солидарность, предусматривающая интеграцию личных, общественных и государственных интересов в ориентации личности на социально инициативную деятельность. Социально-педагогическая солидарность как идеологическая характеристика единства цели общественного развития в интересах личности, общества и государства, достигаемых педагогическими средствами, способствует продуктивному взаимодействию институтов государства и гражданского общества, оказывает позитивное влияние на формирование конкурентоспособной личности, систему человеческих отношений, культурный прогресс, жизнеспособность и динамичность всех субъектов воспитания социальной инициативности детей и молодежи.

5. Эффективность воспитания социальной инициативности детей и молодежи возможна при сбалансированном взаимодействии личности (группы), общественных и государственных институтов, являющихся обобщенными (инвариантными) субъектами воспитания. Эффективность данного взаимодействия характеризуется результативностью (качественной и количественной) проявленных детьми и молодежью социальных инициатив и их оценкой общественными и государственными институтами.

6. «Обслуживающая парадигма» воспитания социальной инициативности детей и молодежи составляет концептуальную основу государственного подхода и проявляется в создании многоуровневого, открытого, доступного, саморегулирующегося рынка инициативных программ и проектов инициативных групп детей и молодежи, с реалистическими, понятными, демократическими и прозрачными правилами получения разных форм и видов поддержки, дающего педагогической общественности дополнительные возможности ресурсного обеспечения воспитательной деятельности.

7. «Поддерживающая парадигма» воспитания социальной инициативности детей и молодежи составляет концептуальную основу общественного подхода и проявляется в стимулировании создания и деятельности инициативных общественных организаций, являющихся эффективной организационно-правовой формой воспитания социальной инициативности детей и молодежи, поскольку через нее осуществляются идеологическое обоснование и педагогическая поддержка социальной инициативы подростка, молодого человека. Члены общественной организации являются реальными или потенциальными субъектами социального партнерства государства и гражданского общества при защите интересов личности, решении её экономических, социальных и психолого-педагогических проблем.

8. Государственно-общественный подход к воспитанию социальной инициативности характеризуется как общность субъектов социального воспитания (институты государства и общества), стремящихся к согласованию целей, содержания, представления о результатах, средствах поддержки социально инициативной деятельности детей и молодежи в соответствии с потребностями и ожиданиями каждого субъекта; предполагает объединение усилий субъектов на основе единых идей, целей, ценностей и создание межсекторных структур, в которых каждый субъект выполняет свои функции с учетом стоящих перед ним задач.

9. Эффективным программно-методическим комплексом воспитания социальной инициативности детей и молодежи является общественное служение, представляющее собой особый вид общественно-педагогической практики людей разных поколений - политическое, правовое и нравственное обучение и воспитание в свободной социально инициативной деятельности.

Теоретическая значимость: Решена актуальная научная проблема - разработаны теоретические основы, средства программного и методического обеспечения, стимулирующие развитие адекватного российским социально-историческим, культурным традициям и общемировым тенденциям процесса воспитания социальной инициативности детей и молодежи.

Введенное понятие «воспитание социальной инициативности детей и молодежи» позволяет исследовать в единстве государственную и общественную составляющие управления и поддержки формирования, развития воспитательной системы, главной целевой и результативной доминантой которой являются конкретно-исторически востребованные качества личности.

Определены мотивы социально инициативной деятельности, проведена оценка их влияния на мировоззрение и отношения детей и молодежи к ценностям семьи, общества и государства, которая показала широкий спектр позитивных изменений в социальном портрете и моральном облике личности.

Обосновано целостное теоретическое положение о социальной инициативности как интегративном социально востребованном качестве личности.

Выявлено и определено педагогическое содержание актуальных понятий: социальная инициативность, социальная инициатива, межсекторное социальное партнерство, общественная организация, социальный проект, общественное служение и др.

Разработаны: типологии и классификации социальных инициатив детей и молодежи; направлений, видов, форм, уровней их государственной, общественной, межсекторной поддержки; стадийность развития общественной организации детей и молодежи.

Практическая значимость: Разработаны и используются в практике: методика контент-анализа социальных инициатив, оформленных в проект; методика организации общественного служения, предполагающая сочетание личностных, общественных и государственных интересов в инициативной благотворительной деятельности детей и молодежи; программа и методики комплексного социально-педагогического исследования изучаемого феномена в широком психолого-педагогическом контексте; предложения по организационному совершенствованию воспитательной деятельности инициативных общественных организаций детей и молодежи и образовательных учреждений; примерная программа развития общероссийской общественной организации детей и молодежи, 20 содержательных программ по направлениям культурной и воспитательной работы, частные методики, технологии, тренинги, деловые игры, сценарии мероприятий, программы лагерных смен детско-молодежного актива общественных организаций, учебные программы для курсовой подготовки лидеров и организаторов общественного движения, экспериментально проверенные и внедренные в массовую практику.

Результаты диссертационного исследования послужили основанием для подготовки и издания авторских монографий, учебных и методических пособий, дающих ориентиры практической деятельности педагогам, лидерам общественных объединений детей и молодежи, специалистам органов управления образованием и молодежной политикой на локальном, региональном и федеральном уровнях, которые также используются в учебном процессе педагогических вузов и университетов.

Результаты исследования способствуют совершенствованию воспитательной деятельности институтов гражданского общества и учреждений социальной сферы различного ведомственного подчинения, могут послужить материалом для создания моделей детско-молодежных общественных объединений, их взаимодействия с образовательными учреждениями.

Часть 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.007 с.)