Группа – социология культуры, духовной жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группа – социология культуры, духовной жизни



[12]

1. Под социальными практиками понимается совокупность действий в окружающей для данного индивида социальной среде. Каждое социальное действие включает в себя поведенческие и мотивационные элементы, которые соответственно связаны с практиками действия и осмысления. Человек погружен в некоторую социальную среду, определяемую обычными практиками данного социального слоя. Обычными практиками считаются типические действия людей, с одной стороны, если и не всеобщие, то достаточно распространенные, поскольку в них вовлечена значительная часть населения. Уровень, жизни человека, качество жизни, социально-экономические и социально-политические условия существования человека в реальной повседневной деятельности сопрягаются с социальными практиками человека, которые в свою очередь оказывают влияние на ценностные ориентации;

2. Ценностные ориентации населения региона рассмотрены автором как находящиеся под воздействием факторов мезоуровня: Формирование системы факторов, влияющих на ценностные ориентации населения региона, происходит как на уровне экзогенного механизма (экономика, политика, и другие факторы, внешние по отношению к личности), так и на; уровне эндогенного механизма (особенности личности, семьи, ближайшего окружения). Изучение такого механизма позволяет оказывать корректирующее влияние на последствия проводимых в настоящее время реформ, адаптацию населения к ним.

3. Продолжающиеся процессы трансформации привели к значительному расслоению населения региона, в то же время структура населения региона в социокультурном аспекте не сформирована. Ценности населения и реализация ценностных позиций подвержены влиянию региональных особенностей качества и образа жизни. Налицо латентный характер взаимозависимости ценностных ориентаций, образа и качества жизни. В результате распада прежней советской идентичности, самопроизвольно и противоречиво начались процессы формирования больших социальных групп с различными социокультурными характеристиками. Основным критерием выделения этих групп является наличие характерных для каждой из них наборов ценностей, поведенческих стереотипов, образа и стиля жизни.

4. Выявлены социальные типы по основаниям: независимость, -патернализм, анархизм - авторитаризм, рыночные — нерыночные ориентации, коллективизм - индивидуализм; «анархический»: имеет ярко выраженное проявление индивидуализма, но в то же время не склонен придерживаться рыночных ориентаций; «традиционный (консервативный)»: склонен к патернализму и нерыночным ориентациям, коллективизму в аспекте традиционного советского мировоззрения; «модернистский»: конформизм, допускающий достижения; рыночных целей авторитарными средствами; «предприимчивый (рыночный)»: имеет наибольшую склонность к экономической свободе и индивидуализму.

5. Сетевая модель структуры ценностей населения региона была построена на основе ответов респондентов, которым предлагалось выбрать три наиболее значимые позиции из списка. Точками обозначены ценностные позиции, ребрами - пары ценностных позиций; связанных в одном упоминании. Сочетание трех ценностных позиций представлено в виде треугольника. Сетевая* модель позволила визуализировать, структуру ценностных ориентаций населения региона, выявить базовые ценности, связи между ценностными позициями.

 

[13]

1. Дана авторская трактовка понятия содержания досуга как части свободного времени личности, заполненной деятельностью, направленной на самореализацию и самоутверждение в различных формах самодеятельности.

2. Выявлено, что существенным признаком досуга является взаимозаменяемость занятий, свобода их выбора. Однако свобода здесь всегда ограничена, с одной стороны, наличием возможностей и объективных условий для саморазвития личности, а с другой, - степенью её готовности к данной деятельности. Поэтому свободная деятельность и необходимость являются сторонами диалектического процесса и сосуществуют в досуге.

3. Раскрыто противоречие между потребностью учащихся в организованном досуге и возможностью её реализации в организованных формах. Показано, что на практике преобладают неорганизованные формы досуга, что способствует самоутверждению учащихся в референтных группах, зачастую при отсутствии развития и саморазвития.

4. Исследована роль института дополнительного образования в формировании организованного досуга учащихся НПО. Показано, что в настоящее время применяемые им программы преимущественно ориентированы на развлекательную (гедонистическую), компенсаторную функции и, в меньшей степени, - на познавательную и развивающую.

5. Выделены основные объективные и субъективные факторы, детерминирующие содержание досуга учащихся НПО. К числу ведущих объективных факторов относятся: референтная группа - друзья, сверстники; СМИ; уровень материального благосостояния.- Главным субъективным фактором выступает наличие ориентации и установок учащихся на активную самореализацию и самоутверждение в свободное время.

6. На основе теоретического и эмпирического анализа разработана типология досуга учащихся НПО. Типообразующими признаками явились следующие: частота участия учащихся в определенных видах досуговой деятельности, их ориентация на эти виды деятельности и затраты времени на эти занятия. Согласно данной типологии выделены следующие три типа досуга: «культурно-творческий», «культурно-потребительский» и «рекреативный».

 

[14]

1. Для исследования процесса социализации молодежи в условиях системного социально-политического? кризиса адекватной: является методология: структурно-функционального анализа, применение которой позволяет высветить этот процесс в контексте исследования социокультурных последствий институциональных заимствований, что открывает возможности для введения в научный оборот понятия «кризисность социализации».

2. Аномия: социетальной подсистемы современного- российского; общества, вызванная системными реформами; 90-х гг., проявляется в одновременном; присутствии; противоположных ценностей; - «коммунитарности» и «субсидиарно» (в терминологии теории институциональных матриц С. Кирдиной), претендующих на генерализирующую роль во всей подсистеме. При этом ценность субсидиарности, характерная для западно-европейского и американского обществ, не обеспечена институциональными, механизмами реализации и поэтому является декларативной; а ценность коммунитарности, которая укоренена в историко-культурной традиции России, игнорируется организующими структурами общества. Эта ситуация вызывает девальвацию социально-нормативного личностного образца и определяет деградацию нормативно-регулятивных функций культуры. Социализацию в этих условиях можно определить как кризисную: она не ориентирована на нормативный образец (отсутствует тип «конформиста») и проявляется в формировании многообразия равнозначных модальных типов личности.

3. Социализация молодежи в условиях системного кризиса реализуется по двум альтернативным моделям: интегративной и дифференцирующей. При этом интеграция посредством конформистского типа поведения воспроизводит все многообразие негативных проявлений кризисного общества, поэтому конформизм (как нормативный тип поведения) преобразуется в девиантный тип — «ритуализм». Попытка интеграции молодежи посредством дифференцирующей модели, которая предполагает социальную инновацию, приводит к усилению дезинтеграционных процессов, так как в кризисных условиях инновация преобразуется в такие типы поведения, как «ретритизм» и «мятеж», ведущие к социальному и экономическому отчуждению молодежи. Обе модели социализации стихийно воспроизводят социальную аномию.

4. Сравнение западного и российского социологического дискурсов по проблемам молодежи выявляет различие подходов: западные социологи подчеркивают активистскую позицию молодежи, создающей альтернативные субкультуры как способ адаптации к социальной реальности и «инструмент» ее изменения. В современной российской социологии молодежь, рассматривается не как активный участник социальных отношений, а как социально-демографическая группа, являющаяся объектом социального воздействия, главная цель которого адаптировать ее к кардинально меняющимся социальным условиям.

5. На основе качественного анализа музыкальных текстов популярных в исследуемые периоды на Западе и в России рок-групп показано, что кризисность политической или экономической сферы общества вызывает в западной молодежной среде активную- социальную позицию, манифестирование собственного видения оптимального устройства социума, в то время как кризис социетальной сферы формирует у российской молодёжи в. качестве доминирующего состояния ощущение одиночества, невостребованности обществом, непонимания происходящего, перманентной агрессивности (желание борьбы) наряду с ощущением бессилия, невозможности победить.

 

[15]

1. Досуг выступает в качестве структурного элемента свободного времени, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из социокультурных потребностей личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи. Основной признак, отличающий время досуга от свободного времени - это возможность выбора видов деятельности исходя из своих социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений. Человек волен распоряжаться временем досуга по своему собственному усмотрению в соответствии со своими ценностными ориентациями.

2. Досуг характеризуется вариативностью структурно-функциональных характеристик, различная совокупность которых образует типы досуговой деятельности. Наиболее значимыми типами досуга выступают развивающий, развлекательный, домашний, спортивный, общественно-политический, разрушающий. Между ними существует тесное взаимопроникновение, что позволяет реализоваться основным социальным функциям досуга: компенсаторной, социализирующей, гедонистической, функции общения, творческой самореализации, развития личностных качеств. Выполнение этих функций имеет первостепенное значение в процессе создания условий, необходимых для развития и саморазвития личности.

3. Особенности социокультурного положения молодежи преломляются в ее досуге, который по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм. Ослабление влияния на становление молодежи традиционных институтов социализации в условиях реформ обусловило возрастание роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих на процесс становления личности молодого поколения. В молодежной среде происходит быстрая смена главных жизненных ценностных ориентации: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг -лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня - это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условиях сама идентификация личности молодого человека складывается под влиянием досуговых предпочтений.

4. Процесс трансформации досуговой сферы жизнедеятельности российской молодежи обусловлен как переменами в социокультурной жизни страны, так и технологическими и культурными изменениями, произошедшими в условиях глобализации. Возникли качественно новые виды досуга, характерными чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность их содержания. Основные виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле- и кинопристрастия), что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности молодого человека.

5. Роль досуга как фактора формирования особой молодежной субкультуры возрастает вследствие снижения роли традиционных институтов социализации и отсутствия скоординированной государственной политики в области молодежного досуга. Формирование субкультур процесс неизбежный, обусловленный как дифференциацией и автономизацией социальных институтов, так и вовлечением личности в различные социальные группы. Результаты социологических исследований молодежных групп показывают, что совместная деятельность воспринимается членами этих групп, прежде всего, как досуговая. Вследствие чего можно говорить о формировании молодежных субкультур, носящих досуговый характер.

6. Реформирование прежних структур управления досугом актуализирует необходимость разработки новой системы регулирования молодежного досуга, адекватной современной социокультурной ситуации. Досуг воспринимается молодежью как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Поэтому в настоящее время регулирование досуга молодежи следует направить на формирование такого типа досугового поведения, который, с одной стороны, отвечал бы потребностям общества в организации культурного досуга, содействующего развитию личности молодого человека, а с другой - социокультурным потребностям самой молодежи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.05 с.)