Духовность и гуманизм в открытом обществе: социально-философский анализ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовность и гуманизм в открытом обществе: социально-философский анализ



Проблема исследования: проблема духовности и гуманизма в открытом обществе.

Объект исследования: феномены духовности и гуманизма во всей многоаспектности их содержания и проявления

Предмет исследования: социально-философские основания формирования и перспективы их функционирования и развития в условиях открытого общества.

Цель исследования: на основе социально-философского анализа исследовать открытое общество как «поле» реализации феноменов духовности и гуманизма, выявить и раскрыть приоритетные направления формирования духовности как основную гуманистическую задачу открытого общества.

Методы исследования: теоретическую базу исследования составили фундаментальные и монографические труды отечественных и зарубежных исследователей, а также материалы научных и научно-практических конференций и дискуссий; применены методы системно-исторического, логико-гносеологического, социально-философского, диалектического научного анализа.

Положения, вынесенные на защиту:

1. Сущностные характеристики феноменов духовности и гуманизма в социальной философии и философской антропологии.

2. Универсальные ценности открытого общества как объективно необходимые условия функционирования феноменов духовности и гуманизма.

3. Сущностные характеристики открытого общества как «поля» реализации феноменов духовности и гуманизма.

4. Социальные механизмы формирования духовности и гуманизма в открытом обществе посредством института образования.

Теоретическая значимость:

1. Духовность и гуманизм - вполне конкретные сущностные характеристики человеческого бытия. Великий Гете утверждал, что познать себя можно только путем действия, но никогда - путем созерцания. Критерием духовности и гуманизма можно считать положение Л.Н.Толстого насколько человек способен жить «своими мыслями и чужими чувствами». В.Франкл это называет «со-бытием» - возможностью духовного сущего «соприсутствовать» иному сущему. Эта изначальная способность и есть сущность духовного существования, духовной реальности. Если перевести это положение на язык потребностей, то гуманизм будет представлен степенью преобладания потребностей «для других». Иными словами, гуманизм есть мерило духовности, объективная полезность духовной деятельности, диалектически сочетаемая с ее субъективным бескорыстием.

2. Ни сумма знаний, которой располагает человек, ни его мышление, ни сознание не исчерпывают понятий духовности и гуманизма. Сам по себе ум не только не гарантирует высоких душевных качеств человека, но зачастую услужливо предлагает сознанию весьма убедительное оправдание неблаговидных поступков. Стремление к истине, осуществляемое посредством духовной деятельности, и стремление к добру, основанное на бескорыстии, в единстве своем представляют сущностные характеристики духовности и гуманизма как феноменов человеческого бытия.

3. Философия демонстрирует как неустанные усилия человеческого духа понять тайну человеческого бытия, так и неуемные стремления «докопаться» до сути духовного в человеке. В этом своем качестве человек характеризуется двумя фундаментальными онтологическими характеристиками: способностью к самотрансценденции и способностью к самоотстранению. Первая выражается в постоянном выходе человека за пределы самого себя, в направленности его на что-то, существующее вне его. Вторая выражается в возможности человека подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Эти две способности позволяют человеку быть (не абсолютно, а в определенных пределах) самодетерминирующимся существом; механизмы этой самодетерминации принадлежат к ноэтическому измерению человека.

4. Философское обоснование объективных духовных процессов, происходящих в обществе, неразрывно связано с передачей информации и знаний от одного поколения к другому, осуществляемой через институт образования. Философия образования — та методологическая база, которая в условиях перехода науки к постнеклассической стадии развития дает возможность глубже понять и аргументированно обосновать объективный характер изменений в современной научной картине мира и методах познания действительности. Эти изменения заставляют по-новому осмыслить и объединить направленность и содержание образовательного процесса с концепцией глобального эволюционизма как стержня цивилизационного развития социума.

5. Категорический императив философии образования в условиях открытости общества — переход от индустриальной формы социальности к ее информационной (постиндустриальной) форме, призванной наиболее полно реализовать потребности развития личности преимущественно путем непрерывного самообразования и гуманистической направленности системы открытого образования.

6. Цивилизационный подход к рассмотрению проблем взаимосвязи открытости общества и открытости образования в современном социуме связан с глубинными, парадигмальными изменениями в понимании самого смысла и возможностей образования в условиях информационного общества как основы формирования и функционирования общества открытого. Здесь исключительно важно видеть как общее, так и особенное в содержании указанных выше ценностных блоков, их взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополнение.

7. Открытое образование - это не просто очередная модель образования, каких в последнее время появилось немало, - это модель, которая накладывает свой отпечаток на все образование в целом и в принципе изменяет его содержание в обществе за счет включения функции опережения, обеспечивая упреждающую подготовку человека к переходу на стратегию открытости функционирования социальных систем. Такая прагматическая в широком философском смысле постановка вопроса позволяет сформулировать основные принципы построения образовательной системы будущего во взаимосвязи и взаимообусловленности с реальными условиями.

8. Задача гуманистически направленного открытого образования в контексте перехода на модель устойчивого цивилизационного развития состоит в переходе от репродуктивной системы обучения, предусматривающей выработку навыков по освоению определенных знаний с последующим их повторением либо в том виде, в котором они преподносятся, либо в частично модернизированном и модифицированном виде, к креативной, в которой предусматривается выработка навыков творческой, созидательной деятельности с одновременным созданием новой информации, определением метода ее обработки и структурным анализом полученных сведений, проверкой их на адекватности исходной проблеме.

9. Опыт развития системы открытого образования в различных регионах России, связанный, главным образом, с предоставлением гражданам дистанционных образовательных услуг, позволяет выделить в качестве наиболее важных следующие проблемы: низкий уровень развития материально-технической, информационной, телекоммуникационной, методической и инструментальной среды, нормативно-правовой базы дистанционного образования; самоустраненность государства от финансового участия в экспериментальных исследованиях проблем дистанционного образования; отсутствие единого понимания содержания системы дистанционного образования; недостаточный уровень подготовленности преподавательского состава к обучающей деятельности в системе дистанционного образования

10. Парадигма гуманистически направленного открытого образования предполагает и новый подход к субъектам системы образования и их взаимоотношениям. При этом: а) духовная компонента реализует функцию интеграции, объединения внутреннего мира с целью осмысления жизнедеятельности - исходя из усвоенных ценностей, лежащих в его основе, человек выбирает цели и задачи, способы и средства осуществления деятельности; б) интеллектуальная компонента обеспечивает анализ имеющейся и вновь поступающей информации в целях обеспечения социальной адаптации, адекватной конкретному социальному окружению; в) творческая компонента задает человеческую активность в направлении саморазвития, самореализации и самоактуализации и позволяет не только получать на основе имеющейся информации новое знание и адаптироваться в современном мире, но и адаптировать его (мир) в соответствии со своими потребностями творческого потенциала.

11. Без гуманистической по своей направленности государственной политики в сфере образования невозможно рассчитывать на решение задачи восстановления коренных ценностей и идеалов, обогащенных духовными приоритетами современного мира и гарантирующих полноправную способность российского социума к конвергенции и интеграции в мировую цивилизационную общность. Зрелость нации в этом смысле определяется тем, насколько ей удается лоббировать гуманистические приоритеты в высших государственных инстанциях.

Практическая значимость:

Основные практические рекомендации автора предполагают решение ряда задач и проведения следующих мероприятий: а) на уровне государственных (федеральных) исполнительных органов власти:

- совершенствование законодательной базы в целях обеспечения приоритетности функционирования институтов культуры, науки и образовательных учреждений;

- стимулирование негосударственных инвестиций в духовную сферу жизнедеятельности общества, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии культурных, научных и образовательных учреждений;

- формирование законодательной основы реализации конституционного права граждан на получение образования в условиях информационного, открытого общества;

- формирование экономической основы и финансовых механизмов функционирования и развития открытого общества и открытого образования;

- развитие информационных телекоммуникаций, обеспечение информационной безопасности и эффективной работы систем обмена информацией; б) на уровне муниципальных и местных органов власти:

- реальное юридическое, экономическое, организационное обеспечение прав человека на духовное развитие, а также гарантии всего спектра прав всех участников гуманистически направленного открытого образования;

- становление полноценных муниципальных культурных, научных и образовательных учреждений как одной из основ проявления местной демократии;

- развитие вариативного образования, направленного на развитие духовности, формирование гуманистических начал и реализацию индивидуальных интересов и способностей человека, повышение возможности выбора в области образования;

- обеспечение функционирования системы дополнительного образования и переподготовки взрослых как одной из форм возвышения духовных потребностей населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.141.44 (0.01 с.)