Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группа – теория и методика обучения и воспитания

Поиск

[16]

1. Экологическое мировоззрение - целостное свойство личности, вбирающее в качестве составляющих компонентов интеллектуальный, эмоционально-ценностный и действенно-практические блоки. Основа его представлена эко-центрическим типом экологического сознания.

2. Комплексная и поэлементная методика диагностирования уровня сфор-мированности экологического мировоззрения включает в качестве критериев отдельные компоненты экологического мировоззрения, имеющие разные уровни развития у личности учащегося: становящийся, переходный, сформировавшийся.

3. Модель методической системы, способствующая развитию экологического мировоззрения учащихся старших классов, изучающих курс «Основы экологии», включающая концентрическую вариативную модель содержания курса, представленную системой знаний, построенных в соответствии с идеей коэволюции, предполагает вовлечение в образовательный процесс традиционных и инновационных методов и их комплексное использование, обращение к фронтальной, индивидуальной и групповой формам организации обучения с повышенным вниманием к групповой форме организации, привлечение комплекса средств обучения.

4. Условия реализации модели заключаются в учете возрастных особенностей учащихся, способствующих мировоззренческой работе, в повышении компетентности учителя, вовлечении в образовательный процесс многоуровневого средового подхода для более глубокого осмысления учащимися сущности происходящих явлений в системе «человек - окружающий мир».

[17]

 

1. Воспитательными потенциалами процесса допрофессиональной подготовки являются: ценностные потенциалы (возможность освоения учащимися ценностей, позволяющих реализовать себя в сфере -профессиональных и экономических отношений (воспитание дисциплинированности, ответственности, добросовестности, организованности, воспитание ценности труда, социальной активности, творческого отношения к делу); социально-ориентационные потенциалы (определяют возможность к сознательному определению своей социальной позиции, сознательному выбору своего будущего, самоопределению через включение в реальную практическую деятельность, отношения со сверстниками и взрослыми); профессионально-ориентационные потенциалы (в процессе допрофессиональной подготовки учащиеся получают возможность подготовки к сознательному выбору профессии, профессиональному самоопределению); операционные потенциалы (возможность освоения способов ориентации в социальной действительности, формирование способов мышления и соответствующих способов поведения, практического решения профессиональных и организаторских задач); фасилитирующие потенциалы (предполагают возможность реализации помогающих отношений по повышению продуктивности деятельности учащегося в ситуации затруднения, формирования субъектной позиции старшеклассника по отношению к затруднению, реализацию педагогической поддержки и индивидуальной педагогической помощи через включение старшеклассника в новую деятельность, в новые отношения со сверстниками и взрослыми).

2. Модель учебно-педагогического комплекса представляет собой систему, которая строится на единстве допрофессиональной подготовки в специально-создаваемом объединении и профессионального образования в вузе и включает: иерархию целей и задач; содержание образования, конкретизированное в программах, отражающих преемственность допрофессиональной и профессиональной подготовки; совокупность методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, адекватных школьному и вузовскому уровням образования; субъектов (педагоги и воспитанники); взаимоотношения между субъектами на основе диалога; взаимодействие между всеми элементами комплекса и его образовательной средой; управление как организация этого взаимодействия.

3. Воспитание старшеклассников в условиях учебно-педагогического комплекса «Школа допрофессиональной подготовки - Университет» будет эффективным, если реализуется модель, предполагающая: обеспечение становления опыта субъективирования знаний и деятельности; организацию социально-профессиональных проб; включение старшеклассников в социально-ориентированную проектную деятельность.

[18]

 

1. Воспитательное пространство малочисленной сельской школы обладает рядом потенциалов относительно процесса воспитания социальной активности старшеклассников: образовательными, заключающимися в возможности через учебную и внеучебную деятельность трансляции информации о сущности социальной деятельности, об эффективных способах ее осуществления; ценностными, заключающимися в возможности освоения старшеклассниками ценностей, выступающих смысловой основой социальной активности личности;

- деятельностными, заключающимися в возможности организации социально-ориентированной деятельности, выступающей основой реализации социальной активности старшеклассника;

- коммуникативными, заключающимися в возможности включения старшеклассников во взаимодействие в различных сообществах сельского социума.

2. Особенности воспитания социальной активности старшеклассников в воспитательном пространстве малочисленной сельской школы, которые заключаются в следующем: интенсивность процесса, обусловленная вовлеченностью большинства членов сельского социума в процесс воспитания социальной активности старшеклассника, доступностью сфер приложения социальной активности личности; целостность процесса, обусловленная единством менталитета членов сельского социума, наличием единого пространства социокультурных традиций, принимаемых жителями села; регламентированность процесса, обусловленная высокой степенью социального контроля, локальностью пространственных характеристик социума, стандартизацией социальных норм и правил.

3. Воспитание социальной активности старшеклассников в малочисленной сельской школе будет эффективным, если посредством интеграции образовательных потенциалов школы и среды создается воспитательное пространство, в рамках которого осуществляется:

- обеспечение деятельного освоения старшеклассником воспитательного пространства малочисленной сельской школы;

- содержательное наполнение воспитательного пространства малочисленной сельской школы событиями, побуждающими проявления социальной активности личности;

- обеспечение возможности субъектного включения старшеклассника в процесс развития воспитательного пространства малочисленной сельской школы.

[19]

 

1. Социальная инициативность - интегративное качество конкурентоспособной личности, обеспечивающее жизнеспособность, динамичность и мобильность личностного развития в интересах общества и государства. Потребность и умение реализовывать социальную инициативу, принося пользу себе и другим людям, определяют значение и ценность человека как гражданина, патриота и общественного деятеля, позволяют в процессе реальной социально значимой деятельности формировать у детей и молодежи товарищеские отношения, коллективизм, взаимную требовательность, нравственное отношение к другим людям; воспринимать общегражданские и государственные ценности.

2. Социально инициативная деятельность детей и молодежи - добровольная деятельность в интересах и на благо личности, общества и государства, направленная на конструирование новой социальной реальности, предполагающей:

- на уровне взаимодействия «человек - окружающая среда»: активность и ответственность в преобразовании окружающей среды;

- на уровне взаимодействия «человек - объективированные предметы практической и теоретической деятельности человека»: побуждение и способность к самостоятельным активным действиям, любознательность, творческое отношение и личностный интерес к труду;

- на уровне взаимодействия «человек - человек, общество и государство»: социальное творчество и преобразование способов поведения применительно к меняющимся системе ценностей и экономическим отношениям.

3. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи - педагогический процесс, построенный на основе целенаправленно моделируемых воспитателем (учитель, руководитель общественного объединения, вожатый и т.п.) субъективных ситуаций формирования ценностного отношения к социальной инициативе как движущей силе самовоспитания личности и фактору преобразования действительности.

4. Идейной основой воспитания социальной инициативности детей и молодежи является социально-педагогическая солидарность, предусматривающая интеграцию личных, общественных и государственных интересов в ориентации личности на социально инициативную деятельность. Социально-педагогическая солидарность как идеологическая характеристика единства цели общественного развития в интересах личности, общества и государства, достигаемых педагогическими средствами, способствует продуктивному взаимодействию институтов государства и гражданского общества, оказывает позитивное влияние на формирование конкурентоспособной личности, систему человеческих отношений, культурный прогресс, жизнеспособность и динамичность всех субъектов воспитания социальной инициативности детей и молодежи.

5. Эффективность воспитания социальной инициативности детей и молодежи возможна при сбалансированном взаимодействии личности (группы), общественных и государственных институтов, являющихся обобщенными (инвариантными) субъектами воспитания. Эффективность данного взаимодействия характеризуется результативностью (качественной и количественной) проявленных детьми и молодежью социальных инициатив и их оценкой общественными и государственными институтами.

6. «Обслуживающая парадигма» воспитания социальной инициативности детей и молодежи составляет концептуальную основу государственного подхода и проявляется в создании многоуровневого, открытого, доступного, саморегулирующегося рынка инициативных программ и проектов инициативных групп детей и молодежи, с реалистическими, понятными, демократическими и прозрачными правилами получения разных форм и видов поддержки, дающего педагогической общественности дополнительные возможности ресурсного обеспечения воспитательной деятельности.

7. «Поддерживающая парадигма» воспитания социальной инициативности детей и молодежи составляет концептуальную основу общественного подхода и проявляется в стимулировании создания и деятельности инициативных общественных организаций, являющихся эффективной организационно-правовой формой воспитания социальной инициативности детей и молодежи, поскольку через нее осуществляются идеологическое обоснование и педагогическая поддержка социальной инициативы подростка, молодого человека. Члены общественной организации являются реальными или потенциальными субъектами социального партнерства государства и гражданского общества при защите интересов личности, решении её экономических, социальных и психолого-педагогических проблем.

8. Государственно-общественный подход к воспитанию социальной инициативности характеризуется как общность субъектов социального воспитания (институты государства и общества), стремящихся к согласованию целей, содержания, представления о результатах, средствах поддержки социально инициативной деятельности детей и молодежи в соответствии с потребностями и ожиданиями каждого субъекта; предполагает объединение усилий субъектов на основе единых идей, целей, ценностей и создание межсекторных структур, в которых каждый субъект выполняет свои функции с учетом стоящих перед ним задач.

9. Эффективным программно-методическим комплексом воспитания социальной инициативности детей и молодежи является общественное служение, представляющее собой особый вид общественно-педагогической практики людей разных поколений - политическое, правовое и нравственное обучение и воспитание в свободной социально инициативной деятельности.

 

Теоретические результаты исследований:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.92.165 (0.009 с.)