Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Группа – теория и методика обучения и воспитания↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
[16] 1. Экологическое мировоззрение - целостное свойство личности, вбирающее в качестве составляющих компонентов интеллектуальный, эмоционально-ценностный и действенно-практические блоки. Основа его представлена эко-центрическим типом экологического сознания. 2. Комплексная и поэлементная методика диагностирования уровня сфор-мированности экологического мировоззрения включает в качестве критериев отдельные компоненты экологического мировоззрения, имеющие разные уровни развития у личности учащегося: становящийся, переходный, сформировавшийся. 3. Модель методической системы, способствующая развитию экологического мировоззрения учащихся старших классов, изучающих курс «Основы экологии», включающая концентрическую вариативную модель содержания курса, представленную системой знаний, построенных в соответствии с идеей коэволюции, предполагает вовлечение в образовательный процесс традиционных и инновационных методов и их комплексное использование, обращение к фронтальной, индивидуальной и групповой формам организации обучения с повышенным вниманием к групповой форме организации, привлечение комплекса средств обучения. 4. Условия реализации модели заключаются в учете возрастных особенностей учащихся, способствующих мировоззренческой работе, в повышении компетентности учителя, вовлечении в образовательный процесс многоуровневого средового подхода для более глубокого осмысления учащимися сущности происходящих явлений в системе «человек - окружающий мир». [17]
1. Воспитательными потенциалами процесса допрофессиональной подготовки являются: ценностные потенциалы (возможность освоения учащимися ценностей, позволяющих реализовать себя в сфере -профессиональных и экономических отношений (воспитание дисциплинированности, ответственности, добросовестности, организованности, воспитание ценности труда, социальной активности, творческого отношения к делу); социально-ориентационные потенциалы (определяют возможность к сознательному определению своей социальной позиции, сознательному выбору своего будущего, самоопределению через включение в реальную практическую деятельность, отношения со сверстниками и взрослыми); профессионально-ориентационные потенциалы (в процессе допрофессиональной подготовки учащиеся получают возможность подготовки к сознательному выбору профессии, профессиональному самоопределению); операционные потенциалы (возможность освоения способов ориентации в социальной действительности, формирование способов мышления и соответствующих способов поведения, практического решения профессиональных и организаторских задач); фасилитирующие потенциалы (предполагают возможность реализации помогающих отношений по повышению продуктивности деятельности учащегося в ситуации затруднения, формирования субъектной позиции старшеклассника по отношению к затруднению, реализацию педагогической поддержки и индивидуальной педагогической помощи через включение старшеклассника в новую деятельность, в новые отношения со сверстниками и взрослыми). 2. Модель учебно-педагогического комплекса представляет собой систему, которая строится на единстве допрофессиональной подготовки в специально-создаваемом объединении и профессионального образования в вузе и включает: иерархию целей и задач; содержание образования, конкретизированное в программах, отражающих преемственность допрофессиональной и профессиональной подготовки; совокупность методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, адекватных школьному и вузовскому уровням образования; субъектов (педагоги и воспитанники); взаимоотношения между субъектами на основе диалога; взаимодействие между всеми элементами комплекса и его образовательной средой; управление как организация этого взаимодействия. 3. Воспитание старшеклассников в условиях учебно-педагогического комплекса «Школа допрофессиональной подготовки - Университет» будет эффективным, если реализуется модель, предполагающая: обеспечение становления опыта субъективирования знаний и деятельности; организацию социально-профессиональных проб; включение старшеклассников в социально-ориентированную проектную деятельность. [18]
1. Воспитательное пространство малочисленной сельской школы обладает рядом потенциалов относительно процесса воспитания социальной активности старшеклассников: образовательными, заключающимися в возможности через учебную и внеучебную деятельность трансляции информации о сущности социальной деятельности, об эффективных способах ее осуществления; ценностными, заключающимися в возможности освоения старшеклассниками ценностей, выступающих смысловой основой социальной активности личности; - деятельностными, заключающимися в возможности организации социально-ориентированной деятельности, выступающей основой реализации социальной активности старшеклассника; - коммуникативными, заключающимися в возможности включения старшеклассников во взаимодействие в различных сообществах сельского социума. 2. Особенности воспитания социальной активности старшеклассников в воспитательном пространстве малочисленной сельской школы, которые заключаются в следующем: интенсивность процесса, обусловленная вовлеченностью большинства членов сельского социума в процесс воспитания социальной активности старшеклассника, доступностью сфер приложения социальной активности личности; целостность процесса, обусловленная единством менталитета членов сельского социума, наличием единого пространства социокультурных традиций, принимаемых жителями села; регламентированность процесса, обусловленная высокой степенью социального контроля, локальностью пространственных характеристик социума, стандартизацией социальных норм и правил. 3. Воспитание социальной активности старшеклассников в малочисленной сельской школе будет эффективным, если посредством интеграции образовательных потенциалов школы и среды создается воспитательное пространство, в рамках которого осуществляется: - обеспечение деятельного освоения старшеклассником воспитательного пространства малочисленной сельской школы; - содержательное наполнение воспитательного пространства малочисленной сельской школы событиями, побуждающими проявления социальной активности личности; - обеспечение возможности субъектного включения старшеклассника в процесс развития воспитательного пространства малочисленной сельской школы. [19]
1. Социальная инициативность - интегративное качество конкурентоспособной личности, обеспечивающее жизнеспособность, динамичность и мобильность личностного развития в интересах общества и государства. Потребность и умение реализовывать социальную инициативу, принося пользу себе и другим людям, определяют значение и ценность человека как гражданина, патриота и общественного деятеля, позволяют в процессе реальной социально значимой деятельности формировать у детей и молодежи товарищеские отношения, коллективизм, взаимную требовательность, нравственное отношение к другим людям; воспринимать общегражданские и государственные ценности. 2. Социально инициативная деятельность детей и молодежи - добровольная деятельность в интересах и на благо личности, общества и государства, направленная на конструирование новой социальной реальности, предполагающей: - на уровне взаимодействия «человек - окружающая среда»: активность и ответственность в преобразовании окружающей среды; - на уровне взаимодействия «человек - объективированные предметы практической и теоретической деятельности человека»: побуждение и способность к самостоятельным активным действиям, любознательность, творческое отношение и личностный интерес к труду; - на уровне взаимодействия «человек - человек, общество и государство»: социальное творчество и преобразование способов поведения применительно к меняющимся системе ценностей и экономическим отношениям. 3. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи - педагогический процесс, построенный на основе целенаправленно моделируемых воспитателем (учитель, руководитель общественного объединения, вожатый и т.п.) субъективных ситуаций формирования ценностного отношения к социальной инициативе как движущей силе самовоспитания личности и фактору преобразования действительности. 4. Идейной основой воспитания социальной инициативности детей и молодежи является социально-педагогическая солидарность, предусматривающая интеграцию личных, общественных и государственных интересов в ориентации личности на социально инициативную деятельность. Социально-педагогическая солидарность как идеологическая характеристика единства цели общественного развития в интересах личности, общества и государства, достигаемых педагогическими средствами, способствует продуктивному взаимодействию институтов государства и гражданского общества, оказывает позитивное влияние на формирование конкурентоспособной личности, систему человеческих отношений, культурный прогресс, жизнеспособность и динамичность всех субъектов воспитания социальной инициативности детей и молодежи. 5. Эффективность воспитания социальной инициативности детей и молодежи возможна при сбалансированном взаимодействии личности (группы), общественных и государственных институтов, являющихся обобщенными (инвариантными) субъектами воспитания. Эффективность данного взаимодействия характеризуется результативностью (качественной и количественной) проявленных детьми и молодежью социальных инициатив и их оценкой общественными и государственными институтами. 6. «Обслуживающая парадигма» воспитания социальной инициативности детей и молодежи составляет концептуальную основу государственного подхода и проявляется в создании многоуровневого, открытого, доступного, саморегулирующегося рынка инициативных программ и проектов инициативных групп детей и молодежи, с реалистическими, понятными, демократическими и прозрачными правилами получения разных форм и видов поддержки, дающего педагогической общественности дополнительные возможности ресурсного обеспечения воспитательной деятельности. 7. «Поддерживающая парадигма» воспитания социальной инициативности детей и молодежи составляет концептуальную основу общественного подхода и проявляется в стимулировании создания и деятельности инициативных общественных организаций, являющихся эффективной организационно-правовой формой воспитания социальной инициативности детей и молодежи, поскольку через нее осуществляются идеологическое обоснование и педагогическая поддержка социальной инициативы подростка, молодого человека. Члены общественной организации являются реальными или потенциальными субъектами социального партнерства государства и гражданского общества при защите интересов личности, решении её экономических, социальных и психолого-педагогических проблем. 8. Государственно-общественный подход к воспитанию социальной инициативности характеризуется как общность субъектов социального воспитания (институты государства и общества), стремящихся к согласованию целей, содержания, представления о результатах, средствах поддержки социально инициативной деятельности детей и молодежи в соответствии с потребностями и ожиданиями каждого субъекта; предполагает объединение усилий субъектов на основе единых идей, целей, ценностей и создание межсекторных структур, в которых каждый субъект выполняет свои функции с учетом стоящих перед ним задач. 9. Эффективным программно-методическим комплексом воспитания социальной инициативности детей и молодежи является общественное служение, представляющее собой особый вид общественно-педагогической практики людей разных поколений - политическое, правовое и нравственное обучение и воспитание в свободной социально инициативной деятельности.
Теоретические результаты исследований:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.92.165 (0.009 с.) |