Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии психического здоровья

Поиск

Предмет

По направленности психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного больного). В соответствии с этим можно выделить общую и частную клиническую психологию.

Предметом общей клинической психологии являются:

1) основные закономерности психологии больного, психологии медицинского работника, психологические особенности общения больного и врача, а также влияние психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений на состояние человека;

2) психосоматические и соматопсихические взаимовлияния;

3) индивидуальность (личность, характер и темперамент), эволюция человека, прохождение им последовательных этапов развития в процессе онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), а также эмоционально-волевые процессы;

4) вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны;

5) психогигиена (психология медицинских консультаций, семьи), в том числе психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический), психология половой жизни;

6) общая психотерапия.

Частная клиническая психология изучает конкретного больного, а именно:

1) особенности психических процессов у психических больных;

2) психику пациентов в период подготовки к хирургическим вмешательствам и в послеоперационном периоде;

3) особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.);

4) психику больных с дефектами органов слуха, зрения и т.п.;

5) особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

6) психику больных алкоголизмом и наркоманией;

7) частную психотерапию.

Б.Д. Карвасарский в качестве предмета клинической психологии выделил особенности психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации ее лечения, а также предупреждения и укрепления здоровья.

Структура

Можно выделить конкретные разделы медицинской психологии, которые находят практическое применение знаний в соответствующих клиниках: в психиатрической клинике – патопсихология; в неврологической – нейропсихология; в соматической – психосоматика.

По мнению Б.В. Зейгарник, патопсихология изучает нарушения психической деятельности, закономерности распада психики по сравнению с нормой. Она отмечает, что патопсихология оперирует понятиями общей и клинической психологии и использует психологические методы. Патопсихология работает как над проблемами общей клинической психологии (когда исследуются изменения личности психических больных и закономерности распада психики), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Объектом изучения нейропсихологии служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

Психосоматика изучает, как изменения психики влияют на возникновение соматических заболеваний.

Патопсихологию следует отличать от психопатологии. Сейчас стоит лишь отметить, что патопсихология является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии – клинико-описательный.

 

2. История зарождения и становления клинической психологии

Становление клинической психологии как одной из основных прикладных отраслей психологической науки связано с развитием как самой психологии, так и медицины, биологии, физиологии, антропологии.

Зарождение клинической психологии начинается еще с античных времен, когда психологические знания зарождались в недрах философии и естествознания.

Возникновение первых научных представлений о психике, выделение науки о душе, формирование эмпирических знаний о психических процессах и их нарушениях связано с развитием античной философии и достижениями античных врачей. Так, Алкемон Кротонский (VI в. до н. э.) впервые в истории выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозге. Гиппократ также придавал большое значение изучению мозга как органа психики. Им были разработаны учение о темпераменте и первая классификация человеческих типов. Александрийскими врачами Герофилом и Эразистратом был детально описан мозг; они обратили внимание на кору с ее извилинами, что отличало человека по умственным способностям от животных. Взаимопроникновение медицины и психологии основывается на соотношении в жизни человека биологических и социальных факторов, на связи телесных функций с психическими. Уже у Гиппократа (460-377 гг. до н. э.) мы можем встретить указание на роль адаптационных возможностей организма и на важность межличностных отношений, складывающихся между врачом и больным.

Следующим этапом развития клинической психологии являлись средние века. Это был довольно длительный период, пронизанный безудержным мистицизмом и религиозным догматизмом, гонениями на естествоиспытателей и кострами инквизиции. Вначале обучение строилось на основе античной философии и естественнонаучных достижений Гиппократа, Галена, Аристотеля. Затем знание приходит в упадок, расцветает алхимия, и вплоть до XIII в. длятся «темные» годы. Психология в средние века опирается на философию Фомы Аквинского. Развитие представлений о психике на этом этапе резко замедлилось.

Сам термин «клиническая психология» появился в 1896 году, когда американский психолог Лайтнер Уитмер (Ligthner Witmer),обучавшийся в Институте экспериментальной психологии В. Вундта, по возвращении из Лейпцига основал первую в мире психологическую клинику при университете штата Пенсильвания в США. Фактически эта клиника являлась психолого-педагогическим центром, в котором обследовались и проходили курс коррекции дети с плохой успеваемостью и другими проблемами в обучении. Примечательно то, что термин «клиническая» по отношению к деятельности своего психолого-педагогического центра был использован Л. Уитмером в узком смысле: он подразумевал под ним особый метод индивидуальной работы с проблемными детьми, в котором главенствующую роль играла диагностика их интеллектуальных способностей посредством специальных тестов. Уникальной особенностью клинико-психологического метода Л. Уитмер считал возможность его применения по отношению к любым людям — взрослым или детям, — которые отклоняются в какую-либо сторону от средних показателей психического развития, т. е. не вписываются в стандартные рамки образовательных и воспитательных программ.

Таким образом, клиническая психология по Л. Уитмеру представляла собой особую форму психодиагностики, психологического консультирования и психокоррекции, ориентированную на индивидуальные, нестандартные проявления психики ребенка и связанные с ними отклонения в поведении. В этом виде она и начала интенсивно развиваться в США, постепенно распространяясь из сферы школьного образования в область правосудия (психологические клиники стали появляться при судах, рассматривавших дела с участием несовершеннолетних) и здравоохранения (работа с умственно отсталыми детьми). С точки зрения Л. Уитмера, коррекция нарушений в поведении детей, имеющих отклонения от среднестатистических показателей психического развития, должна была заключаться в создании для них адекватной социальной среды обитания в школе и дома.

Клиническая психология, созданная Л. Уитмером, по сути стала обширной прикладной отраслью психологии, основной задачей которой было тестирование различных групп населения для решения каких-нибудь частных задач: педагогических, медицинских, военных, производственных и т. д.

На европейском континенте, в том числе — в России, термин «Клиническая психология» не имел хождения вплоть до середины XX века. Впервые это словосочетание появилось в Европе в 1946 г. в названии книги немецкого психолога В. Гельпаха (W. Hellpach), в которой он рассматривал изменения психики и поведения у больных соматическими заболеваниями. Соответственно, под клинической психологией В. Гельпах понимал только психологию соматических больных. Этот термин логично дополнял уже существовавшие в европейской науке понятия «медицинская психология», «патологическая психология» («патопсихология») и «психопатология», поскольку каждое из них отражало психологические аспекты того или иного вида клинической практики.

Так, под психопатологией понималась вспомогательная психиатрическая дисциплина, задачей которой было экспериментальное изучение нарушений психических процессов у душевнобольных.

Наряду с психопатологией в рамках общей психологии в начале XX в. возникает специфическая прикладная область знания — патологическая психология. В ее задачу входило изучение «ненормальных» проявлений психической сферы с целью лучшего познания психологии «нормальных».

Применение врачами психологических концепций для решения разных лечебных и исследовательских задач, возникающих в клинике, нашло отражение в понятии «медицинская психология».

Пионерами привлечения психологии к решению клинических вопросов и превращению ее из философской в естественнонаучную сферу знания стали французские психиатры и невропатологи: Т. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шарко и его ученики А. Бине, П. Жане и др. Клиническая психология (ее называли тогда «опытной психологией») рассматривалась ими как особое направление эмпирических исследований врача-психиатра или невропатолога, направленное на анализ вызванных болезнью, гипнозом или наркотиками изменений в психической деятельности /42/. Необходимость этих эмпирических исследований диктовалась органической парадигмой, в которой важную роль играло умение врача распознавать симптомы заболевания. В результате проведения психологических исследований врачи получали сведения о разнообразных проявлениях психической деятельности в условиях психиатрической клиники, которые можно было систематизировать и затем использовать в диагностических целях.

Долгое время клиническая (как возникшая в клинике) и общая (как часть философии) психологии представляли собой конкурирующие дисциплины. Клиническая психология ориентировалась на объективные данные, получаемые в ходе применения сначала опытов, а затем формализованных экспериментальных техник — тестов. Философски же ориентированная общая психология скептически относилась к возможности исследования психики естественнонаучными способами, считая, что душу невозможно адекватно познать без изучения субъективных переживаний и самоотчетов. Основной разделительной линией двух психологий стало понимание психики либо как функции мозга, либо как особой духовной субстанции, деятельность которой только лишь отражается в мозговых процессах. Вторым различительным критерием стало понимание психологии как преимущественно диагностической или эмпирической дисциплины.

Важную роль в развитии отечественной клинической психологии сыграл А. Ф. Лазурский – организатор собственной психологической школы.

Благодаря А. Ф. Лазурскому естественный эксперимент был внедрен в клиническую практику, хотя разрабатывался им первоначально для педагогической психологии.

Наиболее разработанными в 60-х гг. ХХ в. были следующие разделы клинической психологии:

1) патопсихология, возникшая на стыке психологии, психопатологии и психиатрии (Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. Поляков и др.);

2) нейропсихология, сформировавшаяся на границе психологии, неврологии и нейрохирургии (А. Р.Л-рия, Е. Д. Хомская и др.).

Существует самостоятельная область психологического знания, имеющая свой предмет, свои методы исследования, свои теоретические и практические задачи, – клиническая психология.

В настоящее время клиническая психология является одной из наиболее популярных прикладных отраслей психологии и имеет большие перспективы развития как за рубежом, так и в России.

 

3. Дефиниции, отражающие разные аспекты клинической психологии

1) Область профессиональной деятельности психологов.

Клиническая психология направлена на охрану и укрепление здоровья населения (преодоление болезней, восстановление здоровья и социально-трудовой адаптации больных). Предметом клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов являются многообразные особенности психики человека в их отношении к здоровью и болезни. Клиническая психология участвует в решении прикладных проблем, связанных с предупреждением и возникновением заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психокоррекционными формами влияния, участвует в решении различных экспертных вопросов, в социальной и трудовой реабилитации больных людей.

2) Область психологической науки.

Клиническая психология изучает частные и общие закономерности нарушений и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития. Это область теоретической психологии, решающая фундаментальные психологические проблемы на моделях патологии психики.

 

4. Разделы (области) клинической психологии

Структурно современная клиническая психология включает два основных раздела:

1) один из них связан с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на особенности психики изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией либо детерминированных врожденными, в частности генетическими, аномалиями;

2) другой раздел клинической психологии связан с применением психологии в клинике соматических заболеваний, где основная проблема-влияние психических состояний ("факторов") на телесные процессы.

 

(1): За последние десятилетия наиболее глубокое развитие получил в клинической психологии первый раздел, что проявилось в возникновении двух новых научных дисциплин-нейропсихологии (А.Р. Лурия) и экспериментальной патопсихологии (Б.В. Зейгарник). Разработка в рамках этих научных дисциплин фундаментальных теоретических проблем-мозговая организация высших психических функций, проблема соотношения развития и распада психической деятельности и т.д. - заложила научные основы активного участия клинической психологии в решении диагностических, экспертных и реабилитационных задач.

(2): Более медленные темпы развития второго из разделов клинической психологии обусловлены, прежде всего, недостаточной научной разработкой такой фундаментальной проблемы, как проблема природы механизма связи соматических (телесных) процессов с психическими факторами. Масштабность и значимость психологических проблем в клинике соматических заболеваний диктуют необходимость резкой интенсификации изучения проблемы психосоматических взаимоотношений, организационных мероприятий по координации усилий многих специалистов, включенных в эти проблемы,- психологов, физиологов, врачей, биологов и др. Недостаточная разработанность этой фундаментальной проблемы будет сдерживать прикладные возможности психологов в этой ведущей области здравоохранения. Перспективы дальнейшего практического внедрения клинической психологии связаны в ближайшее время с усилением развития медико-психологической службы в соматических учреждениях широкого профиля, в педиатрических учреждениях, в более широком использовании психологов при решении психокоррекционных задач, задач психопрофилактики и психогигиены, в разработке основ социально-трудовой реабилитации больных, в создании системы консультативной медико-психологической помощи населению. В дальнейшем же надо быть готовым к решению еще более грандиозных задач, связанных с организацией медико-психологической службы в школах (и в других типах учебных заведений), а также на промышленных предприятиях.

 

5. Психология здоровья. Научно-организационные основы охраны психического здоровья.

Новая отрасль психологии – психология здоровья – заняла прочное место в ряду популярных направлений этой науки. В данной области психологического знания работают (по данным Д.Майерса) многие из 3500 именитых психологов медицинских школ Канады и США. Интерес их не случаен, рубеж веков ознаменован возрастанием актуальности проблемы здоровья во всех ее аспектах.

Резкий рост «болезней века» обусловлен высоким ритмом жизни; информационными и эмоциональными перегрузками; экологическим неблагополучием; стремительным темпом научно-технического прогресса и многими другими факторами. Современный специалист работает, как правило, в условиях дефицита времени, избытка информации, ненормированного рабочего дня, постоянного давления со стороны подчиненных и вышестоящего начальства, риска и прочих «радостях» служения делу.

Быть здоровым – это естественное стремление человека. Что же означает здоровье? На сегодняшний день существует около восьмидесяти определений здоровья. В словаре С.И.Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие».

Можно выделить четыре модели определения здоровья:

- медицинская, подчеркивающая отсутствие болезни, нормальное функционирование организма;

- биомедицинская, где главным является взаимодействие со средой, способность приспосабливаться к меняющимся условиям, субъективное ощущение здоровья;

- биосоциальная, делающая упор на работоспособность, слаженность профессиональной деятельности; социальным признакам придается приоритетное значение;

- ценностно-социальная модель, подчеркивающая моменты общения и взаимодействия людей; здоровье – ценность для человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни.

Согласно материалам ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Обычно выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и духовное.

Оставим вопросы физического здоровья медикам и физкультработникам, поговорим о тех видах, которые имеют непосредственное отношение к психологии.

Психически здоровый человек характеризуется его возможностями адаптации, социализации и индивидуализации. Эти возможности есть у каждого человека, а степень их реализации определяется социальной ситуацией, то есть теми ежедневными условиями развития человека, в которых он реализует себя, свои мысли, возможности, желания, качества. Применительно к здоровью под адаптацией понимается способность человека осознанно относиться к функциям своего организма, например, пищеварения, выделения и другим; способность регулировать свои психические процессы, то есть управлять своими мыслями, чувствами, желаниями.

Существуют пределы индивидуальной адаптации, но есть и общие для всех людей закономерности. Критерием успешной адаптации является способность человека жить в современных условиях.

Социализацию применительно к здоровью следует понимать в трех основных проявлениях:

- человек реагирует на другого человека, как на равного себе;

- человек признает существование норм в отношениях между людьми;

- человек признает необходимую меру одиночества и относительную зависимость от других людей, то есть между параметрами «одинокий» и «зависимый» существует определенная гармония.

Критерием успешной социализации является способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я – другие». Индивидуализация понимается как способность: а) осознавать собственную неповторимость и индивидуальность, как ценность и не позволять разрушать ее другим людям; б) сопоставлять свою индивидуальность с проявлениями индивидуальности других людей. Критерием успешной индивидуализации является способность человека относиться к самому себе и к окружающим людям как к индивидуальностям. Духовное здоровье проявляется в связи человека со всем миром и выражается в религиозных чувствах, чувстве красоты и мировой гармонии, чувстве восхищения и благоговения перед жизнью. К основным его признакам и показателям относят: а) гуманистические способы воздействия на себя и на окружающих; б) переживания постоянной радости от жизни как таковой; в) целостность внутреннего мира, которая задается системой правил и суждений, принятых для себя человекам осознанно (то, что мы называем «жизненной философией»); г) стремление к созданию новых ценностных качеств внутри изначального восприятия жизни как ценности. Состояние поиска иногда охватывает человека помимо его воли и индивидуальных усилий, но может стать частью жизненной стратегии. Такую стратегию психологи называют творческой. Наиболее плодотворные поиски в этом направлении принадлежат представителям гуманистической психологии. Так, А.Маслоу считал, что люди здоровые духовно, обладают особыми характеристиками, которые отличают их от других людей по ряду показателей. Эти люди удовлетворили свои потребности в безопасности, сопричастности, любви, уважении и самоуважении и поэтому могут стремиться к самоактуализации, то есть к свершению своей миссии, призвания, судьбы, стремления к единству своей личности. Стратегия творчества – это способ бытия, при котором человек сознательно или неосознанно занимает позицию активного творца своей жизни, опираясь на такие ценности, как любовь, красота, добро, развитие, то есть осуществляется выбор в пользу душевного и духовного здоровья. Исследователи влияния стратегии жизни на здоровье человека О.С.Васильева и Е.А.Демченко к основным принципам развития психического здоровья относят комплексность, креативность, принцип «внутреннего наблюдателя», укрепление позитивных установок. Это означает, что оздоровление должно осуществляться целостно, с учетом всех факторов, влияющих на повышение уровня здоровья. Человек прислушивается к себе, выбирает или создает свои способы оздоровления, доверяя себе и своему самоощущению. Для этой цели наиболее ценными являются приемы, направленные на расширение сферы своего Я, прояснения жизненных целей и ценностей. Исследователи отмечают, что на здоровье влияет огромное количество факторов. Основные из них – принятие ответственности за свою жизнь, самопознание как анализ себя, самопонимание и принятие себя как процесс внутренней интеграции, умение жить в настоящем моменте, осмысленность бытия, способность к эмпатическому пониманию, доверие к процессу жизни. Эмпатическое понимание с точки зрения психологии подразумевает сочувствие и сопереживание другому человеку, но не пустое как героям кинороманов, а действенное, с искренним желанием помочь, поддержать хотя бы на уровне пресловутой «жилетки». Здоровье – это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся практике отношений с окружающим миром, возможную утрату профессиональной работоспособности, а в целом – вынужденную коррекцию планов на будущее. Как очень сложный и системный феномен здоровье является предметом рассмотрения многих научных дисциплин. Одно из ведущих мест сегодня по праву принадлежит психологии здоровья. Главный акцент в этой области знаний делается не столько на самом факте уже заявившей о себе той или иной психической болезни, что традиционно входит в компетенцию клинической психологии, психиатрии и психопатологии, сколько на изначальном формировании здоровой психики и поддержке ее функционирования. Поэтому на передний план выходит профилактика здоровья, забота о здоровье ради здорового человека. Отсюда и главная тема новой отечественной науки – формирование у человека органической потребности в здоровом образе жизни и соответствующих формах его обеспечения. Конечно, психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельной области научного знания. Но следует помнить, что интерес к одной из ее проблем – проблеме психического здоровья личности – проявился со стороны ученых значительно раньше. Огромная заслуга в ее постановке и привлечении к ней внимания широкой общественности принадлежит академику В.М.Бехтереву. Сегодня мы получили глобальный учебник «Психология здоровья», вышедший в 2003 г. в Санкт-Петербурге под редакцией профессора Г.С.Никифорова. В дальнейшем будем опираться именно на него как на самый всеобъемлющий и научно достоверный. В целом ХХ в. был отмечен возрастающей ролью психологии в обеспечении здоровья, в изменении взглядов на соотношение между психикой и телом. В 1930-е гг. многие исследователи обратили внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом направлении привели к появлению новой научной области: психосоматической медицины. В 1938 г. начинает выходить журнал «Психосоматическая медицина». Через год эта область исследований трансформировалась в общество, которое сегодня называется «Американское психосоматическое общество». В течение первых 25 лет его существования трактовка заболеваний велась преимущественно с психоаналитических позиций. Психосоматическая медицина опирается главным образом на медицинские дисциплины и особенно на психиатрию. В 1960-е гг. в недрах психосоматической медицины формируются подходы и теории, предполагающие взаимосвязь психологических и социальных факторов, с одной стороны, и физиологических функций – с другой. Соответственно рассматривается влияние этой взаимосвязи на процесс развития и течения заболеваний. В итоге в начале 1970-х гг. появилась научная отрасль, направленная на изучение роли психологии в этиологии заболеваний. Она получила название поведенческой (бихевиоральной) медицины. В ее рамках было показано, что взаимосвязь между психикой и телом куда более непосредственная и всеобъемлющая, чем было принято считать прежде. Поведенческая медицина сосредоточилась не только на лечении, но и на предупреждении болезней. Помимо медицины она опирается на такие науки, как психология, педагогика, социология. В ней используются методы поведенческой терапии, модификации поведения, например, при лечении гипертонии, ожирения, наркомании. В рамках этого направления была разработана и терапевтическая техника «биологическая обратная связь», эффективность которой подтвердилась при лечении гипертонии, головной боли и других заболеваний. В 1970-х гг. был учрежден «Журнал бихевиоральной медицины» и соответствующее общество. Примерно в это же время возникает еще одна область исследований, полностью принадлежащая психологии, получившее название психология здоровья. Отделение «Психология здоровья» было открыто в Американской психологической ассоциации в 1978 г. С 1982 г. выходит журнал «Психология здоровья». Психосоматическая и поведенческая медицина, как и психология здоровья, сходятся на том, что здоровье и болезнь есть результаты взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов. Эта идея получила отражение в «биопсихосоциальной модели», предложенной в 1977 г. Д.Энджелом. Его модель характерным образом отвечает на ряд вопросов. Что вызывает болезнь? Человек – сложная система, и болезнь может быть вызвана множеством факторов: а) биологическими, например, вирусы, структурные дефекты, генетика; б) психологическими, то есть представлениями, эмоциями, поведением; в) социальными, к которым относятся нормы поведения, семья референтные группы, работа, принадлежность к социальному классу, принадлежность к этнической группе и другие. Кто отвечает за болезнь? Человек не рассматривается как пассивная жертва. Осознание, например, роли поведения в возникновении болезни означает то, что на людей может быть возложена ответственность за их здоровье и болезни. Как лечить болезнь? Лечение должно быть целостным, а не касаться только отдельных биологических изменений, которые имели место при заболевании. Это может найти отражение в изменении поведения, коррекции в сфере представлений, формирования стратегии согласия с медицинскими рекомендациями. Кто ответственен за лечение? Поскольку лечат человека, а не только конкретные заболевания его организма, следовательно, пациент тоже несет ответственность за свое излечение, изменение собственных представлений и поведения. Какое взаимодействие между здоровьем и болезнью? Здоровье и болезнь – это разные полюса. На полюсе благополучия доминирующим состоянием является здоровье, на противоположном – болезнь. Приближение к этому полюсу сопровождается нарастанием деструктивных процессов, которые порождают характерные признаки, симптомы и недомогания. Люди перемещаются между этими полюсами от здоровья к болезни и наоборот. Какая связь между психикой и телом? Психика и тело взаимодействуют. Психология здоровья рассматривает психологические факторы не только как возможные последствия болезни, но и как факторы, вносящие вклад в ее этиологию. Сегодня у психологии здоровья еще очень много нерешенных проблем, но и на многие вопросы она уже отвечает. Вот, например, некоторые из них: прогнозируют ли характерные эмоции и способы реагирования на стрессогенные события восприимчивость к болезням сердца, инсульту, раку и другим болезням; как мы можем контролировать или ослаблять стресс; каким образом люди приходят к решению, что они больны; какие изменения стиля жизни могут предотвратить болезнь или содействовать здоровью. Решаются эти вопросы внутри науки исходя из различных подходов. В книге «Психология безработицы: введение в проблему» ее авторы Н.С.Глуханюк, А.И.Колобова, А.А.Печеркина дают классификацию подходов к исследованию психологического здоровья в психологии. Эволюционистский. Авторы: К.Лоренц, В.И.Вернадский, Е.А.Спиркин и другие. Здоровье здесь рассматривается как фундаментальная проблема приспособления человечества как вида к окружающей среде. Человечество рассматривается как эволюционирующий вид. Социально-ориентированный. Авторы: П.Бергер, Т.Лукман, З.Фрейд, К.Хорни, Э.Фромм. Здоровье для них – это социально-культурная переменная; его характеристики детерминированы специфическими социальными условиями, культурным контекстом, национальным образом жизни. Подчеркивается влияние цивилизации на здоровье, выявление культурного своеобразия, характеризующего явление здоровья в контексте различающихся культурно-исторических условий. Однако в рамках данного подхода социально-культурные факторы оздоровления личности остаются без рассмотрения, в отличие от социально обусловленных механизмов патогенного влияния. Диспозиционный. Авторы: В.М.Розин, М.Фуко. Здоровье рассматривается как продукт определенных диспозиций, имеющих свою логику конструирования. В рамках данного подхода осуществляется культурно-исторический и сравнительный анализ различных дискурсивных моделей и практик. Аксиологический. Авторы: А.Маслоу, А.Кемпински. Здесь здоровье – универсальная ценность, соотносящаяся с ценностными ориентациями личности и занимающая определенное положение в их иерархии. Здоровье взаимосвязано с основными (базовыми) ценностями, присущими человеку. Акмеологический. Авторы: А.А.Бодалев. Здоровье рассматривается как необходимое условие актуализации высших возможностей человеческой природы. Выделяется «микроакме здоровья» как конструкт, имеющий первостепенное значение для реализации всех видов высших возможностей. Комплексный (системный). Авторы: М.Мюррей, В Эванс, Е. Р. Калитеевская. Здоровье рассматривается как многомерный феномен, сочетающий в себе гетерогенные качественно различные компоненты и отражающие фундаментальные аспекты человеческого существования. Главное в этом подходе – комплексное изучение здоровья. Но анализ данных затруднен, так как целостность рассматривается на принципиально различных теоретических и методологических предпосылках. Нормоцентрический. Авторы: К.Ясперс, Б.С.Братусь. В данном подходе здоровье – совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида. Главное в этом подходе – отождествление с нормой. Однако он выявляет в качестве показателей здоровья только качества личности, которые содействуют выполнению социальных функций, но не охватывают весь диапазон психических явлений. Феноменологический. Авторы: В.Дильтей, Л.Бинсвангер, Р.Лэнг. Здоровье – это проявление индивидуально неповторимого способа бытия в мире. Феноменологическое описание идет на основе глубинного понимания и эмпатии. К сожалению, полученные данные при таком подходе практически не допускают научной формализации и верификации. Холистический. Авторы: Г.Олпорт, К.Роджерс, К.Г.Юнг, Э.Эриксон, С.Грофф. Здоровье рассматривается как обретаемая индивидом целостность, предполагающая личностную зрелость (Г.Олпорт, Э.Эриксон) и синтез фундаментальных противоречий человеческого существования (К.Г.Юнг). Здоровье – системное качество, характеризующее само человеческое бытие в его целостности; целостности предмета должно соответствовать целостность его научного видения.

Типы служб психического здоровья!!!

6. Категория психического здоровья. Понятие психической "нормы"

Каждый человек считает, что знает, что такое «норма». Отметим, что понятие «психическая норма» не совпадает с понятием «здоровье», предложенным Всемирной организацией здравоохранения, как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Благополучно могут чувствовать себя больные, находящиеся в состоянии эйфории и пользующиеся в то же время всем спектром медицинских и социальных услуг.

Попробуем выделить основные показатели психической нормы.

• По своим интересам, склонностям, поведению не выделяется из общего социума.

• Вполне приспособлен, полностью адаптирован к жизни в обществе: семье, работе, других сферах общения.

• Поведение и характер в течение зрелой жизни не меняются, а развитие в детском и подростковом возрасте протекает соответственно принятым стандартам. Старится он также по известным закономерностям, и личностные черты при этом сохраняются.

Вы можете спросить: а как же недавние рассуждения о принадлежности к норме матери Терезы и Чикатило; Лермонтова и некоего алкоголика; Наполеона и «отрешенного» Сутина? Об этом мы будем говорить, когда приступим к описанию акцентуации. Тогда же коснемся и гениальных личностей.

Психиатрам нечасто приходится иметь дело с людьми, полностью соответствующими понятию «нормы», но все-таки приходится (иначе зачем же касаться этого вопроса в книге о психиатрии, пусть и научно-популярной?).

Душевно здоровые люди попадают в сферу внимания психиатров, когда рассматриваются вопросы ответственности за содеянное преступление (вменяемость). При этом некоторые из них стараются выглядеть в глазах окружающих больными (проявляется редкий феномен «симуляции»; заметим, кстати, что это совершенно безнадежная уловка). Освидетельствование психиатров требуется, когда рассматриваются вопросы о пригодности к несению воинской службы (вопрос очень болезненный: из страха перед армией симуляция проявляется чаще, а родители призывников запасаются всякого рода справками). Наконец, бывает, что в ненормальности и сумасшествии обвиняют душевно здоровых людей, чье поведение не соответствует стандартам окружающего социума. Иногда в таких случаях речь идет о загадочных пока для читателя акцентуациях, но иногда извращены понятия самого социума (например, семьи, где у одного из членов проявляются нестандартные для нее увлечения или религиозность), тогда, врачам приходится прибегать к разъяснительной работе.

Методы нейропсихоло



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.25 (0.016 с.)