Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы формирования здоровьяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Управление здоровьем предполагает сбор и осмысление информации (т.е. диагностику и прогнозирование), принятие решения и его реализацию. Реализационный аспект деятельности валеолога — это практика формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида. Основу методологии этой практики составляет интегративный, холистический подход, рассматривающий человека целостным со средой и целостным внутри себя. Методики, используемые в валеологии, преимущественно немедикаментозные. Первый по счету и самый важный по значимости реализационный аспект деятельности валеолога — это формирование здоровья. Поскольку ключевыми словами в определении здоровья являются "гармония" и "энергетическая мощность", под формированием здоровья человека понимается создание гармоничной с высоким энергетическим потенциалом психосоматической системы. Другими словами, это постоянное направление соматического и психического развития человека по пути обеспечения максимальной гармоничности и энергетической мощности его структуры. Забота о здоровье человека начинается с доэмбрионального периода и выражается в профилактике гаметопатий и общем оздоровлении будущих родителей. Только полноценная генетическая информация в гаметах матери и отца позволяет давать положительный прогноз здоровью будущего ребенка. Очевидно, что максимум усилий по формированию здоровья должен приходиться на ранние этапы жизни, на период активного соматического формообразования и психического становления. Однако поскольку человек постоянно меняется, этот аспект подлежит контролю на протяжении всей жизни, особенно в критические периоды (половое созревание, климактерий и др.), когда происходит смена онтогенетических программ, изменение гормонального статуса и организм как система находится в неустойчивом состоянии. От грамотной медицинской "настройки" организма в эти периоды зависит эффективность его дальнейшего функционирования. \ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВО ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД Управление процессом формирования здоровья во внутриутробной фазе развития требует знания особенностей этой фазы. К ним относятся: 1. Самый высокий темп формообразовательных процессов по сравнению с другими стадиями онтогенеза. Во время 2. Из стадий воспаления на ранних этапах внутриутробной жизни выражена только альтерация, пролиферация формируется в позднем фетогенезе, механизмы экссудации завершают свое становление после рождения. Поэтому основная патология внутриутробного периода — альтеративные процессы, вызывающие дефекты в структурных зачатках и приводящие к формированию уродств. 3. Максимум повреждаемости формирующихся тканей, Основные критические периоды: а) первая неделя внутриутробного периода, заканчивающаяся имплантацией; б) закладка органов, в том числе плаценты — так называемый период плацентации и большого органогенеза (3—12 нед); в) рождение, являющееся самым сильным стрессом в Большинство пороков развития формируется в период большого органогенеза. Позже могут возникать пороки в тех органах и системах, в которых еще продолжается формообразовательный процесс (ЦНС, половая, сердечно-сосудистая системы). 4. Характер повреждения плода определяется не специфичностью действующих факторов (действие их на ткани в принципе однотипно — токсическое либо гипоксическое), а стадией развития в момент воздействия. Нарушается развитие прежде всего тех органов, которые в момент повреждения находятся в критическом периоде. Знание этого помогает дифференцировать врожденные пороки развития и наследственную патологию. По мере приближения к моменту рождения чувствительность плода к повреждающим воздействиям постепенно снижается. 5. В зависимости от силы воздействия патогенного фактора плод реагирует на него по-разному: а) при арезмерном воздействии — общее торможение развития, приводящее к гибели плода или появлению грубых форм патологии; б) при влиянии факторов средней силы — перезревание функциональных систем плода, участвующих в компенсации нагрузки, и недоразвитие других (так называемая физиологическая незрелость); в) при слабых воздействиях — "физиологический стресс", тренирующий адаптационные возможности 6. Формирование функциональной системы "мать—плод", Факторы риска для физического развития во внутриутробный период можно объединить в три группы: I. Гаметопатии. При участии в оплодотворении неполно II. Патогенные факторы окружающей среды оказывают свое Из химичесих факторов следует указать прежде всего на следующие: 1) никотин, вызывающий спазм сосудов матки, приводящий в конечном счете к гипоксии и гипотрофии плода, 2) алкоголь, вызывающий отравление, в своем крайнем 3) пестициды и некоторые лекарственные препараты. Из биологических факторов наибольшую опасность представляют вирусы, особенно краснухи, кори, гриппа, проникающие к плоду через неповрежденную плаценту и вызывающие тератогенные и мутагенные эффекты. Из заболеваний плода, вызываемых простейшими, наиболее известен токсоплазмоз. III. Болезни матери. Влияние состояния здоровья матери на плод может иметь неспецифические и специфические проявления. Первые связаны с формированием плацентарной недостаточности (первичной или вторичной), выражающейся в снижении всех функций плаценты, вторые — с поражением конкретных органов и систем материнского организма. Первичная плацентарная недостаточность является следствием торможения развития плаценты. Основным механизмом ее возникновения считается генитальная патология матери, а именно, недостаточность яичников и повреждения эндометрия. В последнем случае особую опасность представляет травмирование чувствительных нервных окончаний (например, при аборте), что приводит к разрыву рефлекторных связей между маткой и яичниками и вторичному снижению синтеза эстрогенов. Ослабление влияния гормонов яичников на матку нарушает подготовку трофической среды для зародыша, сам процесс имплантации, а позднее — плацентацию. Все это вызывает общую задержку развития плода, снижение его жизнеспособности. Вторичная плацентарная недостаточность является следствием неполной адаптации матери к беременности, когда перестройка в нейроэндокринной, сердечно-сосудистой, выделительной и других системах ее организма не обеспечивает должной интенсивности кровообращения в плаценте. Адаптационное напряжение в материнском организме при этом может проявиться гипертензией, анемией, почечной недостаточностью и т.д. (т.е. токсикозом беременных). Со стороны плода наблюдается гипотрофия, физиологическая незрелость. Поскольку мать и плод объединены в одну систему, то при поражении органов и систем материнского организма изменяются функции гомологичных структур у плода. Однако, в силу незрелости этих структур у плода они могут либо преждевременно тренироваться, либо, перенапрягаясь, истощаться в зависимости от падающей на них нагрузки. Так, снижение функции отдельных эндокринных желез в материнском организме вызывает у плода преждевременное компенсаторное Особый аспект нарушений в системе "мать—плод" представляет иммунный конфликт, иммунная агрессия матери по отношению к плоду как аллотрансплантату. При этом возможны прерывание беременности на любых этапах либо возникновение заболеваний у матери (поздний токсикоз беременных) и у плода (например, гемолитическая болезнь). На основании изложенного можно вывести основные принципы формирования физического здоровья человека на внутриутробном этапе развития: — профилактика гаметопатий; — оздоровление будущей матери (до "безопасного" уровня здоровья), позволяющее ей в полной мере адаптироваться к беременности и создать оптимальную среду для развития плода защита матери от патогенных влияний окружающей — отсутствие стрессов, позволяющее сохранить "доминанту беременности"; — образ жизни будущей матери, удовлетворяющий всем потребностям плода и обеспечивающий слабые тренирующие воздействия на его организм; — постоянный контроль за состоянием здоровья матери НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА К основным аспектам формирования физического здоровья ребенка можно отнести следующие. Прежде всего, это формирование оптимальной гармоничной конституции путем постоянного контроля над системогенезом и управления им. Это управление заключается в наилучшем раскрытии потенций путем соответствующих воздействий и создания условий, предупреждающих проявления патологической конституции. Отсюда вытекают высокие требования к среде обитания до и после рождения и к образу жизни ребенка. Второй аспект формирования физического здоровья — это постоянное наращивание энергетического потенциала, функционального резерва путем применения тренирующих воздействий. Третий аспект тесно связан со вторым и представляет собой неспецифическую профилактику заболеваний. Формирование исходной соматической конституции заканчивается в основном в 5—6-летнем возрасте. В течение этого времени возможны какие-либо корректирующие влияния на процесс формирования за счет создания условий (или препятствий) для раскрытия потенций различных зародышевых листков. Как известно, из эктодермального листка развиваются кожа и часть слизистых оболочек, нервная система и органы чувств. Из мезодермы формируются опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая, выделительная и половая системы. Энтодерма дает начало пищеварительной и большинству элементов дыхательной системы. Понятно, что для эктодермального типа (астеническая конституция) целесообразна тренировка пищеварительной, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата. Последнее за счет ранней стимуляции сенсорного звена нервной системы укрепит психические функции, предотвратит развитие неврозов, столь частых у этого типа конституции. В то же время ребенку с задатками энтодермальной (близкой к пикнической) конституции следует ограничивать питание, в частности углеводами, чтобы не провоцировать излишнее жирообразование и размножение жировых клеток. Так как размножение клеток жировой ткани, согласно ряд авторов, происходит в первые 1,5—2 года жизни, регуляция пищевого режима важна именно в этом возрасте. Нельзя переоценить гомеопатические возможности в отношении тонкий коррекции слабых сторон формирующейся конституций и рекомендаций, касающихся образа жизни ребенка. Одним из важнейших моментов в формировании соматической конституции является своевременная коррекция осанки ребенка. Из древности к нам пришло представление о том, что "наше здоровье в нашем позвоночнике". Нарушение формирования позвоночника является причиной огромного количества функциональных нарушений и дистрофических поражений различных органов, болевого синдрома, астении. Возраст 6—7 лет — это критический период в жизни ребенка, когда заканчивают свое становление большинство физиологических функций. Семилетний ребенок уже имеет физические данные для обучения в школе. От него можно требовать усидчивости, ответственности, усвоения информации. У ребенка начинают проявляться признаки социализации. Этот период интенсивной перестройки требует внимательного медицинского наблюдения. Второй важный (тоже "критический") период в жизни ребенка — это период полового созревания, формирования половой конституции. Наложение формообразовательных эффектов половых гормонов на исходную соматическую конституцию вызывает временную десинхронизацию, дисгармонию в работе органов и систем. Организм как система находится при этом в неустойчивом состоянии, очень чувствителен к внешним воздействиям, что послужило причиной отнесения периода полового созревания к физиологическим "третьим состояниям" (наряду с климактерием), требующим щадящей тактики ведения. Следует помнить, что стресс замедляет как рост, так и половое созревание. Поэтому у невротизированных гипопластичных детей часта задержка полового развития. Одним из основных соматических признаков позднего полового созревания является непропорциональность междудлинными конечностями и легким, небольшим телом (так называемая евнухоидная конституция), обусловленная поздним закрытием зон роста в эпифизарных хрящах. Половые гормоны и соматотропин воздействуют реципрокно на эти зоны, и недостаточность тормозящего действия первых позволяет вторым оказывать более длительно свой стимулирующий эффект на рост конечностей. Важно, что это проявление при оценке половой конституции может служить прогностическим признаком. Как позднее начало, так и раннее завершение функции являются, как известно, проявлением ее низкого потенциала. Поскольку человек относится к незрелорождающимся млекопитающим, основным требованием к среде обитания его на ранних этапах жизни является наличие условий, позволяющих организму плавно перейти от внутриутробного периода к постнатальной жизни. К этим условиям относятся физическая защищенность ребенка и отсутствие стрессов, адекватное питание, обеспечение достаточного сна. Как видим, эти условия связаны с реализацией трофотропной (накопительной) программы организма. Значимость всех этих моментов сохраняется и на последующих этапах жизни ребенка. Особого внимания при этом заслуживает проблема питания. С помощью питания можно влиять на формирование конституции и управлять физическим и психическим здоровьем. Возможности эти связаны прежде всего с информационными воздействиями пищевых ингредиентов и их энергетической ценностью. Под информационными воздействиями подразумеваются направляющие, моделирующие метаболизм влияния вводимых с пищей гормонов, биологически активных веществ, витаминов, микроэлементов. В раннем возрасте, например, особенно важна роль йода, железа, кальция; девочкам, отстающим в половом развитии, требуется больше меди и т.д. Потребность в различных пищевых ингредиентах индивидуальна, соответствует типу конституции и возрасту. По мере роста и развития ребенка встают проблемы его адаптации к жизни и поэтому становится необходимым введение тренирующих воздействий, направляющих системогенез и обеспечивающих постоянное наращивание функционального резерва. Повышение уровня здоровья при этом является неспецифической профилактикой различных соматических заболеваний. Универсальным и наиболее эффективным тренирующим воздействием является движение. Движение активизирует анаболические процессы в системах, обеспечивающих эрготропную стратегию организма, т.е. стратегию напряжения, активности. Это дает прирост пластического и энергетического материала в различных мышцах за счет восстановления его с избытком после функционирования. Другими словами, двигательная активность является фактором функциональной индукции избыточного анаболизма во всех системах, связанных с функцией движения (так называемое энергетическое правило мышц скелета И.А.Аршавского). Пластический эффект может проявляться в зависимости от возраста преимущественно в количественных показателя (рост, увеличение массы мышц, тканей) либо в качественных (активизация развития, дифференцировки тканей, сопровождающаяся увеличением митохондриального аппарата в клетках). Считается, что для мышц скелета — это возраст соответственно до 7 и от 7 до 18 лет. С 7 лет интенсивный процесс дифференцировки мышц приводит к повышению их функционального резерва, бег и ходьба у ребенка приближаются к взрослому типу. Поэтому физическая тренировка как фактор гармонизации, развития и повышения энергетического потенциала организма становится особенно эффективной. Недостаточность двигательной активности приводит к неполному использованию генетических потенций, недостаточному физическому развитию, трудно восполнимому в зрелом возрасте даже путем систематической физической тренировки. Но все вышесказанное не умаляет огромного значения оптимального двигательного режима дая ребенка и в более раннем возрасте (до 7 лет). Однако в силу незрелости эфферентных систем опорно-двигательного аппарата, в этом возрасте основной эффект связывается с активизацией сенсорного звена нервной системы, способствующей развитию психики и общей гармонизации организма. Представленная динамика валеологической тактики (последовательная смена акцентов с трофо- на эрготропную направленность) обусловлена последовательностью становления вегетативных функций в онтогенезе. После рождения и в раннем возрасте ребенок ваготоничен (симпатический отдел вегетативной нервной системы завершает свое формирование позже), и, естественно, в этом возрасте актуальна реализация прежде всего трофотропной программы, координируемой парасимпатическим отделом вегетативной нервной системы. Параллельно созреванию симпатического отдела вегетативной нервной системы формируются механизмы адаптации и становится возможным направлять развитие эрготропной программы организма. Физическая активность считается универсальным адапогеном, так как она тренирует наибольшее количество органов и систем. Следующими по универсальности воздействия на организм являются гипоксия и закаливание. Закаливание холодом и теплом тренирует сенсорные системы, гармонизируя и стабилизируя функции центральных нервных структур, прежде всего центра терморегуляции. Считается, что окончательное становление терморегуляции происходит к 7-летнему возрасту. До 7 лет пластичность механизмов терморегуляции позволяет более легко, чем у взрослого человека, управлять этой функцией, "настраивать" ее. Закаливание в этом возрасте особенно эффективно и плодотворно. Основные принципы формирования физического здоровья ребенка перекликаются с основными его направлениями. К ним относятся: — обеспечение оптимальных условий жизни; — здоровый образ жизни ребенка; — грамотное формирование соматической конституции; — своевременное и адекватное применение развивающих, — специфическая и неспецифическая профилактика заболеваний. Конкретные подходы и методики, используемые при формировании физического здоровья ребенка, являются предметом изучения особого раздела — детской валеологии. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Целью формирования психического здоровья является гармоничная, мощная и устойчивая личность, способная к социальной адаптации. Во всем диапазоне валеологической деятельности на процесс формирования психики падает особая ответственность. Это связано со значением первого психического опыта в жизни человека. Набор первых опытов — это своеобразная матрица, структурирующая дальнейшую психическую жизнь индивида и определяющая в дальнейшем характер восприятия им подобных ситуаций. При этом аналогичные психотравмирующие впечатления суммируются, усиливаются и могут формировать психокомплексы. — Основные направления в практике формирования психического здоровья в принципе такие же, как и в области физического здоровья. Это: формирование оптимальной (в пределах природных данных) психической конституции за счет максимального раскрытия психического потенциала ребенка; — своевременная правильная психическая адаптация к — — своевременная профилактика психоэмоциональных стрессов, психокомплексов, неврозов.
Первые два аспекта осуществляются воспитателями и педагогами. Роль валеолога при этом — консультативная. Формирование психического здоровья начинается еще во внутриутробный период. Как свидетельствуют исследования в области глубинной психологии, плод в своем подсознании (осознаваемая часть психики формируется только после рождения) способен фиксировать все впечатления. Основной канал поступления информации при этом — кинестетический (ощущения), дополнительный — слуховой. Впечатления плода обусловлены прежде всего ощущением комфорта (либо дискомфорта) в связи со средой обитания, безопасности за свое физическое существование. Плод находится в психическом резонансе с матерью, ощущая ее психическое напряжение, отношение к себе. Этот факт, привнесенный в науку в основном чешскими и американскими исследователями, был известен в древности, и поэтому в психогигиену беременной женщины вводились такие положительные моменты, как психическое спокойствие, радостное настроение, любовь к будущему ребенку, общение с природой, занятие искусствами и др. Нежелание матери иметь ребенка, попытки избавиться от беременности формируют I перинатальную матрицу (по С.Грофу), а конфликты матери и отца во время беременности, заложенные в подсознание плода как отрицательный материал, могут в дальнейшем осложнить отношения с отцом и вообще с представителями мужского пола. Последнее может быть серьезной проблемой в будущей семейной жизни девочек. Из всех жизненных потрясений самый сильный след в психике человека оставляет стресс, связанный с процессом рождения. Роды — это первый жизненный тренинг, охватывающий основные формы реагирования живой системы на изменения внешних условий в связи с переходом в новую среду. Это тренинг терпения (связан с периодом схваток), борьба за существование (во время потуг) и встреча с новым, выход в новую среду и принятие ее (выход из родовых путей). Все это отражено в описании II—IV перинатальных матриц С.Грофа, патологическая фиксация которых в подсознании является источником психокомплексов, оказывающих существенное влияние на психическую конституцию. Ребенок, родившийся путем кесарева сечения, не имеет этого первого жизненного опыта, и поэтому менее адаптируем к среде. Данный недостаток должен восполняться путем последующего воспитания. Уменьшить "стресс рождения" можно ослаблением перепада средовых параметров при выходе ребенка из родовых путей. Интересным подходом в этом направлении являются роды в воду. Жрицы рожали в воде, тем самым осуществлялись мягкая физиологическая адаптация новорожденного к новой среде и профилактика перинатальных комплексов. Данный исторический материал, переоткрытый и научно подтвержденный в настоящее время, предстоит осмыслить официальной медицине. : Чрезвычайно важным для дальнейшего состояния психики человека является правильное ведение послеродового периода. Первые 1—1,5 ч после рождения новорожденный находится в особой эмпатической связи с матерью, ему необходим постоянный сенсорный контакт с ней. Являясь незрело-рождающимся, человек после появления на свет нуждается в мягком, согревающем, защищающем и кормящем материнском начале. Поэтому тактикой ведения этого периода является постепенность адаптации к новой жизни с частичной имитацией внутриутробного комфорта в начале нее. Обеспечение достаточного сенсорного контакта с матерью (прикосновения, поглаживания, обьятия) после рождения и в более позднем возрасте (особенно до 6 лет) избавляет ребенка от страхов и последующих неврозов, прививает ему способность любить. Согласно статистике, дети, выросшие в домах малютки и испытывающие дефицит материнского тепла и ласки, в дальнейшем страдают от психологических проблем при организации собственной семьи. Дети, не имеющие ощущения физической защищенности в возрасте до 1,5—2 лет, становятся агрессивными, пытаются защитить себя сами. Чрезвычайно важно для гармоничного психического становления ребенка наличие в семье матери и отца (или, в других вариантах, старших женского и мужского начал). Любовь матери и отца к ребенку различна. Любовь матери более инстинктивная, биологически защищающая, и ребенок остро нуждается в ней примерно до 6—7-летнего возраста. Ребенок воспринимает ее как свою собственность, борется за нее, может ревновать к другим детям. Счастлив тот, в ком эти уникальные отношения на всю жизнь сформировали ощущение "тыла", наличия первичной биологической и психологической опоры, понимающего, отдающего и принимающего тебя таким, какой ты есть, материнского начала. Часто у взрослых людей встречаются жалобы на дефицит родительской любви, особенно материнской ("мама меня не любила", "любила, но не так, как бы мне хотелось"), который Любовь отца к детям более рациональна, оценочна, ее нужно заслужить. Особенно велика роль отца в критические периоды жизни ребенка, связанные с социализацией,-—это возраст 7 и 13—14 лет. По отношению к сыну и дочери роль отца и матери в семье различна. Отец является учителем, наставником для сына (информация легче передается от подобного к подобному), но воспитателем дочери. Мать — наоборот: учитель дочери и воспитатель по отношению к сыну. Четкое понимание этих ролей очень важно для формирования половой психологии ребенка. Отец, желавший иметь сына, но получивший дочь, подсознательно может направлять ее обучение в мужское русло, нанося непоправимый вред девочке. Родители должны воспринимать пол ребенка как данность и никогда не выражать своего неудовольствия. Так как общение с матерью и отцом — это первые одно и разнополые контакты, образы родителей оказывают в дальнейшем огромное влияние на выбор партнера. Женское начало в мужчине — Анима — формируется под влиянием матери, и для его удовлетворения мужчина в дальнейшем ищет женщину, похожую на мать. У женщины — наоборот: ее мужское начало формируется под влиянием отца, и поэтому избранник часто чем-то напоминает отца. Иногда при отрицательном опыте общения с родителями выборы детей могут идти по принципу "от противного". Очень важно для социальной зрелости ребенка, для подготовки к самостоятельной семейной жизни своевременно освободить его от чрезмерной привязанности к родителям; это профилактика так называемого Эдипова комплекса (привязанность сына к матери) и комплекса Электры (привязанность дочери к отцу). Психологическое становление ребенка тесно связано с половым созреванием и усвоением половых ролей, психологических черт мужчины и женщины. К пяти годам ребенок начинает понимать свою физическую принадлежность, и следует не допустить возникновения "чувства постыдности" своего тела. Поскольку сексуальные отношения — это прежде всего разговор телесных ласк, сохранение этого чувства у взрослого человека может стать основой супружеской дисгармонии. Своевременное принятие половой роли очень важно для детского сознания, оно существенно влияет на отношения с ровесниками. В возрасте 4—5 лет ребенок оценивает плюсы и минусы своего пола. К 6—7 годам девочки, будучи не всегда удовлетворены своим полом, эмоционально настраиваются очень положительно, ибо уверены, что "девочки хорошие, а мальчики плохие". Сохранение этой уверенности у взрослой женщины может вылиться в демонстративное чувство превосходства над противоположным полом. Для мальчиков самым сложным является возраст 5—6 лет, когда они напряженно и противоречиво, вплоть до невротических состояний, переживают восприятие своего пола. К 6—7 годам они более удовлетворены своим полом, чем девочки, но эмоционально половую принадлежность собственного "Я" переживают более отрицательно: "мальчики плохие — девочки хорошие". До 6-летнего возраста ребенок почти не понимает взрослой логики, главный принцип усвоения им информации — подражание. Это период детского творчества, и очень важно создать у ребенка ощущение, что его принимают и поощряют. Приобретенное ощущение затем остается на всю жизнь. Поэтому ограничения, налагаемые воспитанием, не должны подавлять, невротизировать. В возрасте 6 лет ребенок начинает выходить из-под физической и психологической опеки матери, у него проявляются первые ростки социализации. В 7 лет он уже способен к усидчивой работе, его можно обучать в обычной школе, от него можно требовать ответственности за свои действия. В социальной адаптации особая роль отводится отцу. С поступлением в школу в жизнь ребенка входит учитель как воплощение социальной оценки. Формы этой оценки требуют деликатности, ребенка нельзя оскорблять и обманывать. Непонимание, незнание логики внутреннего развития и общих принципов обучения приводит к конфликтам, психотравме и появлению комплекса "недооценки учителем". Известно, что из трех каналов восприятия информации (зрительный, слуховой и кинестетический) первым формируется кинестетический, затем зрительный и в последнюю очередь аудиальный. Поэтому наибольшей любовью в млад- ших классах пользуются учителя, ориентированные на мягкую манеру поведения и сенсорный контакт. Для повышения грамотности в силу позднего становления аудиального канала дети должны не писать диктанты, а списывать тексты. Если же ребенок – прирожденный аудиалист (это обычно генетически обусловлено), то он, наоборот, плохо усваивает материал из книг (с ним нужно беседовать), не смотрит в глаза при разговоре (так как слушает), что может порождать непонимание и конфликты. Поэтому чрезвычайно важным для школьной и семейной практики является такой объем знаний, как психовалеология.
Появление в жизни ребенка фактора социальной оценки в лице учителя способствует быстрому становлению его личности. Однако к принятию самостоятельных решений ребенок способен уже с 3—4 лет, с этого возраста он активно выбирает себе среду общения. Следует учитывать, что дети, часто контактирующие со взрослыми, развиваются быстрее. Становление активной позиции по отношению к жизни, развитие в ребенке творца и умельца следует поощрять, иначе сформируется психокомплекс "незнайки и неумейки". Но, начиная с 7 лет, ребенок должен ощущать мир как то, с чем надо считаться, то, что противостоит ему, что нужно завоевать. Сопротивление среды закаляет характер, способствуя главной цели воспитания — адаптации к социальной жизни. Становление личности требует умного, авторитетного ведения. В детстве эту роль выполняет отец, в юношестве — обычно другой человек. В Японии существует понятие "долга благодарности" к такому наставнику, его считают вторым отцом. Аналогичную роль в православной традиции должны выполнять крестные мать и отец. Психическая конституция формируется примерно в возрасте до 12 лет. Адекватное поведение родителей и учителей, соответствующая организация жизненной среды, постоянные развивающие воздействия в этом возрасте способствуют оптимальному раскрытию психических потенций ребенка. Невыполнение этих требований ведет к появлению страхов и психокомплексов. Психокомплекс сопровождает человека всю жизнь, деформируя его характер и создавая множество проблем (комплексы "недолюбленно родителями", "недооценки учителями", "незнайки и неумейки"). Можно ли сформировать личность без комплексов? Нет. Ибо любое воспитание — это адаптация человека к социальной жизни, связанная с наложением определенных запретов (и соответственно подавлением некоторых собственных желаний), с подчинением "Я" общественным интересам. Каждая социальная формация требует своего набора необходимых запретов. Однако превышение "критической величины при этом ведет к отрицательным результатам, и именно этот аспект, наряду с коррекцией последствий психо-травмирующих ситуаций, является объектом внимания валеологов. В психоэмоциональном становлении ребенка выделяют два основных критических периода: возраст 6—7 лет и период полового созревания. Период полового созревания совпадает с психологической перестройкой, характеризующейся отходом ребенка от семьи и попытками проявить себя в обществе в качестве взрослого человека. Однако общество еще не воспринимает его в этом качестве. Потребность в самоутверждении обусловливает "трудность" этого возраста. Высокая психическая чувствительность ребенка при этом требует от воспитателя авторитетности, деликатных форм обращения, признания прав на симпатии и принятие самостоятельных решений. Особую опасность несет в себе оскорбление и разочарование ребенка в своем первом чувстве к представителю противоположного пола (так называемая травма первой любви). Впоследствии эта обида, подсознательно
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.21 (0.023 с.) |