ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ



Управление здоровьем предполагает сбор и осмысление информации (т.е. диагностику и прогнозирова­ние), принятие решения и его реализацию. Реализационный аспект деятельности валеолога — это практика формирова­ния, сохранения и укрепления здоровья индивида. Основу методологии этой практики составляет интегративный, хо­листический подход, рассматривающий человека целостным со средой и целостным внутри себя. Методики, используе­мые в валеологии, преимущественно немедикаментозные.

Первый по счету и самый важный по значимости реали­зационный аспект деятельности валеолога — это формиро­вание здоровья.

Поскольку ключевыми словами в определении здоровья являются "гармония" и "энергетическая мощность", под формированием здоровья человека понимается создание гар­моничной с высоким энергетическим потенциалом психо­соматической системы. Другими словами, это постоянное направление соматического и психического развития чело­века по пути обеспечения максимальной гармоничности и энергетической мощности его структуры.

Забота о здоровье человека начинается с доэмбрионального периода и выражается в профилактике гаметопатий и общем оздоровлении будущих родителей. Только полноцен­ная генетическая информация в гаметах матери и отца по­зволяет давать положительный прогноз здоровью будущего ребенка.

Очевидно, что максимум усилий по формированию здо­ровья должен приходиться на ранние этапы жизни, на пе­риод активного соматического формообразования и психи­ческого становления. Однако поскольку человек постоянно меняется, этот аспект подлежит контролю на протяжении всей жизни, особенно в критические периоды (половое со­зревание, климактерий и др.), когда происходит смена он­тогенетических программ, изменение гормонального стату­са и организм как система находится в неустойчивом состо­янии. От грамотной медицинской "настройки" организма в эти периоды зависит эффективность его дальнейшего функ­ционирования.

\ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВО ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД

Управление процессом формирования здоровья во внут­риутробной фазе развития требует знания особенностей этой фазы. К ним относятся:

1. Самый высокий темп формообразовательных процес­сов по сравнению с другими стадиями онтогенеза. Во время
внутриутробного периода за короткое время формируются
все структуры организма, происходит становление реактив­ности, приспособительных и восстановительных механизмов.
Для полной и правильной реализации генетической програм­мы развития при столь высоком темпе требуются условия
особой защищенности. Эти условия создает материнский
организм.

2. Из стадий воспаления на ранних этапах внутриутроб­ной жизни выражена только альтерация, пролиферация фор­мируется в позднем фетогенезе, механизмы экссудации завершают свое становление после рождения. Поэтому основ­ная патология внутриутробного периода — альтеративные процессы, вызывающие дефекты в структурных зачатках и приводящие к формированию уродств.

3. Максимум повреждаемости формирующихся тканей,
органов и систем приходится на критические периоды их
развития, когда эти структуры приобретают высокую чув­ствительность к воздействиям.

Основные критические периоды:

а) первая неделя внутриутробного периода, заканчиваю­щаяся имплантацией;

б) закладка органов, в том числе плаценты — так назы­ваемый период плацентации и большого органогенеза (3—12 нед);

в) рождение, являющееся самым сильным стрессом в
жизни человека (так называемый стресс рождения).

Большинство пороков развития формируется в период большого органогенеза. Позже могут возникать пороки в тех органах и системах, в которых еще продолжается формооб­разовательный процесс (ЦНС, половая, сердечно-сосудис­тая системы).

4. Характер повреждения плода определяется не специ­фичностью действующих факторов (действие их на ткани в принципе однотипно — токсическое либо гипоксическое), а стадией развития в момент воздействия. Нарушается разви­тие прежде всего тех органов, которые в момент поврежде­ния находятся в критическом периоде. Знание этого помогает дифференцировать врожденные пороки развития и на­следственную патологию. По мере приближения к моменту рождения чувствительность плода к повреждающим воздей­ствиям постепенно снижается.

5. В зависимости от силы воздействия патогенного факто­ра плод реагирует на него по-разному: а) при арезмерном воздействии — общее торможение развития, приводящее к гибели плода или появлению грубых форм патологии; б) при влиянии факторов средней силы — перезревание функцио­нальных систем плода, участвующих в компенсации нагрузки, и недоразвитие других (так называемая физиологичес­кая незрелость); в) при слабых воздействиях — "физиологи­ческий стресс", тренирующий адаптационные возможности
плода.

6. Формирование функциональной системы "мать—плод",
задачей которой является создание оптимальных условий для
развивающегося организма. При этом на развитие плода ока­зывает влияние состояние как материнского организма, так и связующего звена — плаценты. В пределах этой системы
гомологичные органы матери и плода работают по принци­пу "орган к органу" и нарушение в одном из них компенси­руется изменением функции другого. Поскольку репродук­тивная стратегия и стратегия индивидуального выживания
находятся в реципрокных отношениях, то для сохранения системных связей между матерью и плодом, сохранения так называемой доминанты беременности будущая мать должна избегать стрессов.

Факторы риска для физического развития во внутриут­робный период можно объединить в три группы:

I. Гаметопатии. При участии в оплодотворении неполно­
ценных половых клеток образуется зигота, которая чаще всего
погибает либо дает аномальный плод. Неполноценность по­ловых клеток может быть результатом наследственных де­фектов, влияния патогенных факторов окружающей среды
и нарушений в организме матери. Среди последних следует
назвать патологические изменения в яичниках, в том числе
связанные со старением; "перезревание" гамет вследствие увеличения интервала между их созреванием и оплодотворе­нием, например при снижении проходимости труб; иммун­ные влияния и др. К основным патологическим проявлени­ям при этом относятся хромосомные аномалии.

II. Патогенные факторы окружающей среды оказывают свое
воздействие на всех стадиях внутриутробного развития. Сре­ди них можно назвать недостаток кислорода, ионизирующую радиацию, нарушение питания матери, инфекционные, химические и термические агенты, лекарственные препара­ты, психоэмоциональные факторы, нарушающие адаптацию матери к беременности.

Из химичесих факторов следует указать прежде всего на следующие:

1) никотин, вызывающий спазм сосудов матки, приво­дящий в конечном счете к гипоксии и гипотрофии плода,
угнетению иммуногенеза;

2) алкоголь, вызывающий отравление, в своем крайнем
выражении проявляющееся в алкогольном синдроме плода
(задержка роста и развития, энцефалопатия, множествен­ные дисморфозы, алкогольная зависимость т.д.);

3) пестициды и некоторые лекарственные препараты.

Из биологических факторов наибольшую опасность пред­ставляют вирусы, особенно краснухи, кори, гриппа, про­никающие к плоду через неповрежденную плаценту и вызы­вающие тератогенные и мутагенные эффекты. Из заболева­ний плода, вызываемых простейшими, наиболее известен токсоплазмоз.

III. Болезни матери. Влияние состояния здоровья матери на плод может иметь неспецифические и специфические проявления. Первые связаны с формированием плацентар­ной недостаточности (первичной или вторичной), выража­ющейся в снижении всех функций плаценты, вторые — с поражением конкретных органов и систем материнского организма.

Первичная плацентарная недостаточность является след­ствием торможения развития плаценты. Основным механиз­мом ее возникновения считается генитальная патология ма­тери, а именно, недостаточность яичников и повреждения эндометрия. В последнем случае особую опасность представ­ляет травмирование чувствительных нервных окончаний (на­пример, при аборте), что приводит к разрыву рефлекторных связей между маткой и яичниками и вторичному снижению синтеза эстрогенов. Ослабление влияния гормонов яични­ков на матку нарушает подготовку трофической среды для зародыша, сам процесс имплантации, а позднее — плацентацию. Все это вызывает общую задержку развития плода, снижение его жизнеспособности.

Вторичная плацентарная недостаточность является след­ствием неполной адаптации матери к беременности, когда перестройка в нейроэндокринной, сердечно-сосудистой, выделительной и других системах ее организма не обеспечи­вает должной интенсивности кровообращения в плаценте.

Адаптационное напряжение в материнском организме при этом может проявиться гипертензией, анемией, почечной недостаточностью и т.д. (т.е. токсикозом беременных). Со сто­роны плода наблюдается гипотрофия, физиологическая не­зрелость.

Поскольку мать и плод объединены в одну систему, то при поражении органов и систем материнского организма изме­няются функции гомологичных структур у плода. Однако, в силу незрелости этих структур у плода они могут либо преждевременно тренироваться, либо, перенапрягаясь, истощать­ся в зависимости от падающей на них нагрузки. Так, снижение функции отдельных эндокринных желез в материнском орга­низме вызывает у плода преждевременное компенсаторное
усиление активности тех же желез, что может нарушать нор­мальный ход системогенеза. В результате новорожденное по­
томство будет иметь одновременно признаки незрелости од- '
них органов при гиперфункции других. Такая досрочная акти­визация приводит в дальнейшем к истощению преждевремен­но начавшейся функции и ее недостаточности после рожде­ния (особенно в пубертатный период). Примером подобных нарушений может быть гиперплазия инсулярного аппарата у ребенка, мать которого больна сахарным диабетом. Послед­ствиями этого являются гипогликемия, большая масса тела ребенка при рождении, ряд тератогенных проявлений в виде поражения костно-мышечной, сердечно-сосудистой систем,
ЦНС, раннее развитие сахарного диабета. Другим примером
поражения гомологичных структур (но уже другой этиологии) ,.
является большая частота пороков сердца у новорожденных, ^
матери которых страдали заболеваниями сердца. Предполагают иммунный механизм этого поражения. I

Особый аспект нарушений в системе "мать—плод" представляет иммунный конфликт, иммунная агрессия матери по отношению к плоду как аллотрансплантату. При этом возможны прерывание беременности на любых этапах либо возникновение заболеваний у матери (поздний токсикоз беременных) и у плода (например, гемолитическая бо­лезнь).

На основании изложенного можно вывести основные принципы формирования физического здоровья человека на внутриутробном этапе развития:

— профилактика гаметопатий;

— оздоровление будущей матери (до "безопасного" уров­ня здоровья), позволяющее ей в полной мере адаптировать­ся к беременности и создать оптимальную среду для разви­тия плода защита матери от патогенных влияний окружающей
среды, особенно в критические для плода периоды внутри­
утробного развития;

— отсутствие стрессов, позволяющее сохранить "доми­нанту беременности";

— образ жизни будущей матери, удовлетворяющий всем потребностям плода и обеспечивающий слабые тренирую­щие воздействия на его организм;

— постоянный контроль за состоянием здоровья матери
и профилактика возможных нарушений.

НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

К основным аспектам формирования физического здо­ровья ребенка можно отнести следующие. Прежде всего, это формирование оптимальной гармоничной конституции пу­тем постоянного контроля над системогенезом и управле­ния им. Это управление заключается в наилучшем раскры­тии потенций путем соответствующих воздействий и созда­ния условий, предупреждающих проявления патологической конституции. Отсюда вытекают высокие требования к среде обитания до и после рождения и к образу жизни ребенка.

Второй аспект формирования физического здоровья — это постоянное наращивание энергетического потенциа­ла, функционального резерва путем применения трениру­ющих воздействий. Третий аспект тесно связан со вторым и представляет собой неспецифическую профилактику за­болеваний.

Формирование исходной соматической конституции за­канчивается в основном в 5—6-летнем возрасте. В течение этого времени возможны какие-либо корректирующие вли­яния на процесс формирования за счет создания условий (или препятствий) для раскрытия потенций различных за­родышевых листков. Как известно, из эктодермального лис­тка развиваются кожа и часть слизистых оболочек, нервная система и органы чувств. Из мезодермы формируются опор­но-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая, выделитель­ная и половая системы. Энтодерма дает начало пищевари­тельной и большинству элементов дыхательной системы. Понятно, что для эктодермального типа (астеническая кон­ституция) целесообразна тренировка пищеварительной, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата. Пос­леднее за счет ранней стимуляции сенсорного звена нервной системы укрепит психические функции, предотвратит раз­витие неврозов, столь частых у этого типа конституции. В то же время ребенку с задатками энтодермальной (близкой к пикнической) конституции следует ограничивать питание, в частности углеводами, чтобы не провоцировать излишнее жирообразование и размножение жировых клеток. Так как размножение клеток жировой ткани, согласно ряд авторов, происходит в первые 1,5—2 года жизни, регуляция пищево­го режима важна именно в этом возрасте. Нельзя переоце­нить гомеопатические возможности в отношении тонкий коррекции слабых сторон формирующейся конституций и рекомендаций, касающихся образа жизни ребенка.

Одним из важнейших моментов в формировании сомати­ческой конституции является своевременная коррекция осан­ки ребенка. Из древности к нам пришло представление о том, что "наше здоровье в нашем позвоночнике". Наруше­ние формирования позвоночника является причиной огром­ного количества функциональных нарушений и дистрофи­ческих поражений различных органов, болевого синдрома, астении.

Возраст 6—7 лет — это критический период в жизни ре­бенка, когда заканчивают свое становление большинство фи­зиологических функций. Семилетний ребенок уже имеет фи­зические данные для обучения в школе. От него можно тре­бовать усидчивости, ответственности, усвоения информации. У ребенка начинают проявляться признаки социализации. Этот период интенсивной перестройки требует вниматель­ного медицинского наблюдения.

Второй важный (тоже "критический") период в жизни ребенка — это период полового созревания, формирования половой конституции. Наложение формообразовательных эффектов половых гормонов на исходную соматическую кон­ституцию вызывает временную десинхронизацию, дисгар­монию в работе органов и систем. Организм как система на­ходится при этом в неустойчивом состоянии, очень чувстви­телен к внешним воздействиям, что послужило причиной отнесения периода полового созревания к физиологическим "третьим состояниям" (наряду с климактерием), требующим щадящей тактики ведения. Следует помнить, что стресс за­медляет как рост, так и половое созревание. Поэтому у невротизированных гипопластичных детей часта задержка по­лового развития.

Одним из основных соматических признаков позднего полового созревания является непропорциональность меж­дудлинными конечностями и легким, небольшим телом (так называемая евнухоидная конституция), обусловленная по­здним закрытием зон роста в эпифизарных хрящах. Половые гормоны и соматотропин воздействуют реципрокно на эти зоны, и недостаточность тормозящего действия первых по­зволяет вторым оказывать более длительно свой стимулиру­ющий эффект на рост конечностей. Важно, что это проявле­ние при оценке половой конституции может служить про­гностическим признаком. Как позднее начало, так и раннее завершение функции являются, как известно, проявлением ее низкого потенциала.

Поскольку человек относится к незрелорождающимся млекопитающим, основным требованием к среде обитания его на ранних этапах жизни является наличие условий, по­зволяющих организму плавно перейти от внутриутробного периода к постнатальной жизни. К этим условиям относятся физическая защищенность ребенка и отсутствие стрессов, адекватное питание, обеспечение достаточного сна. Как ви­дим, эти условия связаны с реализацией трофотропной (на­копительной) программы организма. Значимость всех этих моментов сохраняется и на последующих этапах жизни ре­бенка.

Особого внимания при этом заслуживает проблема пита­ния. С помощью питания можно влиять на формирование конституции и управлять физическим и психическим здоро­вьем. Возможности эти связаны прежде всего с информаци­онными воздействиями пищевых ингредиентов и их энерге­тической ценностью. Под информационными воздействия­ми подразумеваются направляющие, моделирующие мета­болизм влияния вводимых с пищей гормонов, биологичес­ки активных веществ, витаминов, микроэлементов. В ран­нем возрасте, например, особенно важна роль йода, желе­за, кальция; девочкам, отстающим в половом развитии, тре­буется больше меди и т.д. Потребность в различных пищевых ингредиентах индивидуальна, соответствует типу конститу­ции и возрасту.

По мере роста и развития ребенка встают проблемы его адаптации к жизни и поэтому становится необходимым вве­дение тренирующих воздействий, направляющих системогенез и обеспечивающих постоянное наращивание функцио­нального резерва. Повышение уровня здоровья при этом яв­ляется неспецифической профилактикой различных сома­тических заболеваний.

Универсальным и наиболее эффективным тренирующим воздействием является движение. Движение активизирует ана­болические процессы в системах, обеспечивающих эрготропную стратегию организма, т.е. стратегию напряжения, ак­тивности. Это дает прирост пластического и энергетическо­го материала в различных мышцах за счет восстановления его с избытком после функционирования. Другими слова­ми, двигательная активность является фактором функцио­нальной индукции избыточного анаболизма во всех систе­мах, связанных с функцией движения (так называемое энер­гетическое правило мышц скелета И.А.Аршавского). Плас­тический эффект может проявляться в зависимости от возраста преимущественно в количественных показателя (рост, увеличение массы мышц, тканей) либо в качественных (ак­тивизация развития, дифференцировки тканей, сопровож­дающаяся увеличением митохондриального аппарата в клет­ках). Считается, что для мышц скелета — это возраст соот­ветственно до 7 и от 7 до 18 лет. С 7 лет интенсивный про­цесс дифференцировки мышц приводит к повышению их функционального резерва, бег и ходьба у ребенка прибли­жаются к взрослому типу. Поэтому физическая тренировка как фактор гармонизации, развития и повышения энерге­тического потенциала организма становится особенно эф­фективной. Недостаточность двигательной активности при­водит к неполному использованию генетических потенций, недостаточному физическому развитию, трудно восполнимому в зрелом возрасте даже путем систематической физи­ческой тренировки.

Но все вышесказанное не умаляет огромного значения оптимального двигательного режима дая ребенка и в более раннем возрасте (до 7 лет). Однако в силу незрелости эффе­рентных систем опорно-двигательного аппарата, в этом воз­расте основной эффект связывается с активизацией сенсор­ного звена нервной системы, способствующей развитию пси­хики и общей гармонизации организма.

Представленная динамика валеологической тактики (пос­ледовательная смена акцентов с трофо- на эрготропную на­правленность) обусловлена последовательностью становле­ния вегетативных функций в онтогенезе. После рождения и в раннем возрасте ребенок ваготоничен (симпатический от­дел вегетативной нервной системы завершает свое форми­рование позже), и, естественно, в этом возрасте актуальна реализация прежде всего трофотропной программы, коор­динируемой парасимпатическим отделом вегетативной нерв­ной системы. Параллельно созреванию симпатического от­дела вегетативной нервной системы формируются механиз­мы адаптации и становится возможным направлять развитие эрготропной программы организма. Физическая активность считается универсальным адапогеном, так как она тренирует наибольшее количество органов и систем. Следующими по универсальности воздей­ствия на организм являются гипоксия и закаливание. За­каливание холодом и теплом тренирует сенсорные систе­мы, гармонизируя и стабилизируя функции центральных не­рвных структур, прежде всего центра терморегуляции. Счи­тается, что окончательное становление терморегуляции про­исходит к 7-летнему возрасту. До 7 лет пластичность меха­низмов терморегуляции позволяет более легко, чем у взрос­лого человека, управлять этой функцией, "настраивать" ее. Закаливание в этом возрасте особенно эффективно и пло­дотворно.

Основные принципы формирования физического здоро­вья ребенка перекликаются с основными его направления­ми. К ним относятся:

— обеспечение оптимальных условий жизни;

— здоровый образ жизни ребенка;

— грамотное формирование соматической конституции;

— своевременное и адекватное применение развивающих,
гармонизирующих, тренирующих воздействий, обеспечива­ющих неуклонное повышение уровня здоровья;

— специфическая и неспецифическая профилактика за­болеваний.

Конкретные подходы и методики, используемые при фор­мировании физического здоровья ребенка, являются пред­метом изучения особого раздела — детской валеологии.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Целью формирования психического здоровья является гармоничная, мощная и устойчивая личность, способная к социальной адаптации. Во всем диапазоне валеологической деятельности на процесс формирования психики падает осо­бая ответственность. Это связано со значением первого пси­хического опыта в жизни человека. Набор первых опытов — это своеобразная матрица, структурирующая дальнейшую психическую жизнь индивида и определяющая в дальней­шем характер восприятия им подобных ситуаций. При этом аналогичные психотравмирующие впечатления суммируют­ся, усиливаются и могут формировать психокомплексы.

— Основные направления в практике формирования пси­хического здоровья в принципе такие же, как и в области физического здоровья. Это: формирование оптимальной (в пределах природных дан­ных) психической конституции за счет максимального рас­крытия психического потенциала ребенка;

— своевременная правильная психическая адаптация к
социуму;

— — своевременная профилактика психоэмоциональных стрессов, психокомплексов, неврозов.

 

Первые два аспекта осуществляются воспитателями и педагогами. Роль валеолога при этом — консультативная.
Третий, профилактический аспект целиком в ведении ва­леолога.

Формирование психического здоровья начинается еще во внутриутробный период. Как свидетельствуют исследования в области глубинной психологии, плод в своем подсознании (осознаваемая часть психики формируется только после рож­дения) способен фиксировать все впечатления. Основной канал поступления информации при этом — кинестетичес­кий (ощущения), дополнительный — слуховой. Впечатления плода обусловлены прежде всего ощущением комфорта (либо дискомфорта) в связи со средой обитания, безопасности за свое физическое существование. Плод находится в психи­ческом резонансе с матерью, ощущая ее психическое на­пряжение, отношение к себе. Этот факт, привнесенный в науку в основном чешскими и американскими исследовате­лями, был известен в древности, и поэтому в психогигиену беременной женщины вводились такие положительные мо­менты, как психическое спокойствие, радостное настрое­ние, любовь к будущему ребенку, общение с природой, за­нятие искусствами и др. Нежелание матери иметь ребенка, попытки избавиться от беременности формируют I перина­тальную матрицу (по С.Грофу), а конфликты матери и отца во время беременности, заложенные в подсознание плода как отрицательный материал, могут в дальнейшем осложнить отношения с отцом и вообще с представителями мужского пола. Последнее может быть серьезной проблемой в будущей семейной жизни девочек.

Из всех жизненных потрясений самый сильный след в психике человека оставляет стресс, связанный с процессом рождения. Роды — это первый жизненный тренинг, охваты­вающий основные формы реагирования живой системы на изменения внешних условий в связи с переходом в новую среду. Это тренинг терпения (связан с периодом схваток), борьба за существование (во время потуг) и встреча с но­вым, выход в новую среду и принятие ее (выход из родовых путей). Все это отражено в описании II—IV перинатальных матриц С.Грофа, патологическая фиксация которых в под­сознании является источником психокомплексов, оказыва­ющих существенное влияние на психическую конституцию. Ребенок, родившийся путем кесарева сечения, не имеет этого первого жизненного опыта, и поэтому менее адаптируем к среде. Данный недостаток должен восполняться путем пос­ледующего воспитания.

Уменьшить "стресс рождения" можно ослаблением пе­репада средовых параметров при выходе ребенка из родовых путей. Интересным подходом в этом направлении являются роды в воду. Жрицы рожали в воде, тем самым осуществля­лись мягкая физиологическая адаптация новорожденного к новой среде и профилактика перинатальных комплексов. Дан­ный исторический материал, переоткрытый и научно под­твержденный в настоящее время, предстоит осмыслить офи­циальной медицине.

: Чрезвычайно важным для дальнейшего состояния психи­ки человека является правильное ведение послеродового пе­риода. Первые 1—1,5 ч после рождения новорожденный нахо­дится в особой эмпатической связи с матерью, ему необхо­дим постоянный сенсорный контакт с ней. Являясь незрело-рождающимся, человек после появления на свет нуждается в мягком, согревающем, защищающем и кормящем материн­ском начале. Поэтому тактикой ведения этого периода являет­ся постепенность адаптации к новой жизни с частичной имитацией внутриутробного комфорта в начале нее. Обеспече­ние достаточного сенсорного контакта с матерью (прикос­новения, поглаживания, обьятия) после рождения и в бо­лее позднем возрасте (особенно до 6 лет) избавляет ребенка от страхов и последующих неврозов, прививает ему способ­ность любить. Согласно статистике, дети, выросшие в домах малютки и испытывающие дефицит материнского тепла и ласки, в дальнейшем страдают от психологических проблем при организации собственной семьи. Дети, не имеющие ощу­щения физической защищенности в возрасте до 1,5—2 лет, становятся агрессивными, пытаются защитить себя сами.

Чрезвычайно важно для гармоничного психического ста­новления ребенка наличие в семье матери и отца (или, в других вариантах, старших женского и мужского начал). Лю­бовь матери и отца к ребенку различна. Любовь матери более инстинктивная, биологически защищающая, и ребенок ос­тро нуждается в ней примерно до 6—7-летнего возраста. Ре­бенок воспринимает ее как свою собственность, борется за нее, может ревновать к другим детям. Счастлив тот, в ком эти уникальные отношения на всю жизнь сформировали ощущение "тыла", наличия первичной биологической и психо­логической опоры, понимающего, отдающего и принимаю­щего тебя таким, какой ты есть, материнского начала. Часто у взрослых людей встречаются жалобы на дефицит родительской любви, особенно материнской ("мама меня не люби­ла", "любила, но не так, как бы мне хотелось"), который
мучает их всю жизнь.

Любовь отца к детям более рациональна, оценочна, ее нужно заслужить. Особенно велика роль отца в критические периоды жизни ребенка, связанные с социализацией,-—это возраст 7 и 13—14 лет. По отношению к сыну и дочери роль отца и матери в семье различна. Отец является учителем, наставником для сына (информация легче передается от по­добного к подобному), но воспитателем дочери. Мать — на­оборот: учитель дочери и воспитатель по отношению к сыну. Четкое понимание этих ролей очень важно для формирова­ния половой психологии ребенка. Отец, желавший иметь сына, но получивший дочь, подсознательно может направ­лять ее обучение в мужское русло, нанося непоправимый вред девочке. Родители должны воспринимать пол ребенка как данность и никогда не выражать своего неудовольствия.

Так как общение с матерью и отцом — это первые одно и разнополые контакты, образы родителей оказывают в даль­нейшем огромное влияние на выбор партнера. Женское начало в мужчине — Анима — формируется под влиянием матери, и для его удовлетворения мужчина в дальнейшем ищет женщину, похожую на мать. У женщины — наоборот: ее мужское начало формируется под влиянием отца, и поэтому избранник часто чем-то напоминает отца. Иногда при отрицательном опыте общения с родителями выборы детей могут идти по принципу "от противного". Очень важ­но для социальной зрелости ребенка, для подготовки к самостоятельной семейной жизни своевременно освободить его от чрезмерной привязанности к родителям; это про­филактика так называемого Эдипова комплекса (привязан­ность сына к матери) и комплекса Электры (привязанность дочери к отцу).

Психологическое становление ребенка тесно связано с половым созреванием и усвоением половых ролей, психо­логических черт мужчины и женщины. К пяти годам ребенок начинает понимать свою физическую принадлежность, и сле­дует не допустить возникновения "чувства постыдности" сво­его тела. Поскольку сексуальные отношения — это прежде всего разговор телесных ласк, сохранение этого чувства у взрослого человека может стать основой супружеской дисгармонии. Своевременное принятие половой роли очень важно для детского сознания, оно существенно влияет на отно­шения с ровесниками.

В возрасте 4—5 лет ребенок оценивает плюсы и минусы

своего пола. К 6—7 годам девочки, будучи не всегда удов­летворены своим полом, эмоционально настраиваются очень

положительно, ибо уверены, что "девочки хорошие, а маль­чики плохие". Сохранение этой уверенности у взрослой жен­щины может вылиться в демонстративное чувство превос­ходства над противоположным полом. Для мальчиков са­мым сложным является возраст 5—6 лет, когда они напря­женно и противоречиво, вплоть до невротических состоя­ний, переживают восприятие своего пола. К 6—7 годам они более удовлетворены своим полом, чем девочки, но эмоционально половую принадлежность собственного "Я" переживают более отрицательно: "мальчики плохие — девочки хорошие".

До 6-летнего возраста ребенок почти не понимает взрос­лой логики, главный принцип усвоения им информации — подражание. Это период детского творчества, и очень важно создать у ребенка ощущение, что его принимают и поощря­ют. Приобретенное ощущение затем остается на всю жизнь. Поэтому ограничения, налагаемые воспитанием, не долж­ны подавлять, невротизировать.

В возрасте 6 лет ребенок начинает выходить из-под физи­ческой и психологической опеки матери, у него проявляют­ся первые ростки социализации. В 7 лет он уже способен к усидчивой работе, его можно обучать в обычной школе, от него можно требовать ответственности за свои действия. В социальной адаптации особая роль отводится отцу.

С поступлением в школу в жизнь ребенка входит учитель как воплощение социальной оценки. Формы этой оценки требуют деликатности, ребенка нельзя оскорблять и обма­нывать. Непонимание, незнание логики внутреннего раз­вития и общих принципов обучения приводит к конфлик­там, психотравме и появлению комплекса "недооценки учи­телем".

Известно, что из трех каналов восприятия информации (зрительный, слуховой и кинестетический) первым форми­руется кинестетический, затем зрительный и в последнюю очередь аудиальный. Поэтому наибольшей любовью в млад-

ших классах пользуются учителя, ориентированные на мягкую манеру поведения и сенсорный контакт. Для повыше­ния грамотности в силу позднего становления аудиального канала дети должны не писать диктанты, а списывать тексты. Если же ребенок – прирожденный аудиалист (это обычно генетически обусловлено), то он, наоборот, плохо усваивает материал из книг (с ним нужно беседовать), не смотрит в глаза при разговоре (так как слушает), что может порождать непонимание и конфликты. Поэтому чрезвычайно важным для школьной и семейной практики является такой объем знаний, как психовалеология.

 

Появление в жизни ребенка фактора социальной оцен­ки в лице учителя способствует быстрому становлению его личности. Однако к принятию самостоятельных решений ребенок способен уже с 3—4 лет, с этого возраста он ак­тивно выбирает себе среду общения. Следует учитывать, что дети, часто контактирующие со взрослыми, развива­ются быстрее. Становление активной позиции по отноше­нию к жизни, развитие в ребенке творца и умельца следу­ет поощрять, иначе сформируется психокомплекс "незнай­ки и неумейки".

Но, начиная с 7 лет, ребенок должен ощущать мир как то, с чем надо считаться, то, что противостоит ему, что нужно завоевать. Сопротивление среды закаляет характер, способствуя главной цели воспитания — адаптации к соци­альной жизни.

Становление личности требует умного, авторитетного ведения. В детстве эту роль выполняет отец, в юношестве — обычно другой человек. В Японии существует понятие "долга благодарности" к такому наставнику, его считают вторым отцом. Аналогичную роль в православной традиции долж­ны выполнять крестные мать и отец.

Психическая конституция формируется примерно в воз­расте до 12 лет. Адекватное поведение родителей и учителей, соответствующая организация жизненной среды, постоян­ные развивающие воздействия в этом возрасте способствуют оптимальному раскрытию психических потенций ребенка. Не­выполнение этих требований ведет к появлению страхов и психокомплексов. Психокомплекс сопровождает человека всю жизнь, деформируя его характер и создавая множество про­блем (комплексы "недолюбленно родителями", "недо­оценки учителями", "незнайки и неумейки").

Можно ли сформировать личность без комплексов? Нет. Ибо любое воспитание — это адаптация человека к социаль­ной жизни, связанная с наложением определенных запре­тов (и соответственно подавлением некоторых собственных желаний), с подчинением "Я" общественным интересам. Каждая социальная формация требует своего набора необ­ходимых запретов. Однако превышение "критической величины при этом ведет к отрицательным результатам, и имен­но этот аспект, наряду с коррекцией последствий психо-травмирующих ситуаций, является объектом внимания валеологов.

В психоэмоциональном становлении ребенка выделяют два основных критических периода: возраст 6—7 лет и период полового созревания.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.21.182 (0.023 с.)