Тема 14. Характеристика современной социально-педагогической ситуации в России: основные проблемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Характеристика современной социально-педагогической ситуации в России: основные проблемы.



В 90-е годы в России возникают новые социально – экономические, политические и социокультурные условия, среди которых выделяются плюрализм и демократизация, углубление социальных и экономических различий (появляются богатые люди (3-5%), выделяется средний класс (11%), но подавляющее число населения имеет доходы ниже прожиточного минимума), переосмысление прав, обязанностей и смысла жизни человека, акцент на потребностях и интересах семьи и индивида. В российском обществе ведется разработка новых социально – идеологических ориентиров, в соответствии с которыми создается новая система обучения и воспитания, культурно – просветительной деятельности в стране.

Усиливается роль социальных факторов в жизни общества и отдельных людей, но увеличивается число детей и взрослых, которые нуждаются в социальной защите, в оказании социально – педагогической помощи.

Современная духовно – религиозная ситуация характаризуется сложностью и противоречивостью. С одной стороны, в последние годы возрастает число верующих, с другой стороны, религиозная культура в значительной мере утрачена, исчезло понимание роли религии и церкви в обществе. Традиционные церкви теряют своих последователей, а религиозные течения иного типа – активизируются («Свидетели Иеговы», «Белое братство», виссарионовцы, муниты и т.д.).

Семья, как социальный институт переживает глубокий кризис: развиваются процессы распада семьи (в 2004 году Россия вышла на первое место в мире по числу разводов – 57% семей распадаются, около 50% - в первые 3 года), растет число незарегистрированных браков, в большинстве семей рождается по 1-2 ребенка, что ведет к сокращению численности населения, во многих семьях происходит смена гендерных ролей (мужчины теряют позиции главы семьи), семьи зачастую не справляются со своими основными функциями (воспитание осуществляется не более чем в 60% семей, теряются традиции семейного проведения досуга и т.д), растет число неблагополучных семей (основными причинами неблагополучия семей является низкая педагогическая культура родителей, пьянство, применение насилия (более 2000 детей в год погибают от семейного насилия, около 50000 детей убегают по этой причине из дома, а более 60000 родителей лишают родительских прав), растет число сирот при живых родителях (86% детей, находящихся в детских домах – социальные сироты).

Последние десятилетия характеризуются стабильным ухудшением состояния здоровья детей и подростков. К моменту окончания средней школы только 14% детей можно считать абсолютно здоровыми, 45% - имеют хронические заболевания. У 21% школьников наблюдается отставание биологического развития от паспортного возраста. За последние 10 лет наблюдается увеличение числа нарушений психического здоровья на 20%, растет число самоубийств среди подростков. До 40% выпускников имеют ограничения в выборе профессии. Растет и социальная патология - отмечается рост алкоголизма, наркомании, венерических заболеваний, причем возраст постоянно снижается. По данным на 2008 год в России зарегистрировано около 500 тысяч больных и носителей ВИЧ, по неофициальным данный таких людей более миллиона, из них 80% - молодые люди от 15 до 30 лет.

На фоне многочисленных социальных проблем, необходимо отметить и позитивные характеристики современной социально-педагогической ситуации: развитая сеть социальных учреждений, практически сформированная нормативно-правовая база социальной защиты населения, реализация социальных программ, реализуемые с 2006 года приоритетные национальные проекты: «Доступное жилье» (увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования; повышение доступности жилья; увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан), «Здоровье» (повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи; усиление профилактической направленности здравоохранения; расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи), «Развитие агропромышленного комплекса» (ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования; обеспечение доступным жильем молодых специалистов и семей на селе), «Образование» (поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования; внедрение современных образовательных технологий; создание национальных университетов и бизнес школ мирового уровня; повышение уровня воспитательной работы в школах).

В 2007 году приток капитала в Россию составил 82,3 миллиарда долларов США. Рост ВВП составил 8,1%, существенно снизились показатели инфляции. Золотовалютные резервы составили 487 млд. долларов. Россия заняла место в числе семи самых крупных экономик мира. В 2,5 раза снизилось число безработных и проживающих за чертой бедности. В стране был поставлен рекорд рождаемости за последние 25 лет.

К сожалению, начавшийся осенью 2008 года мировой финансовый кризис затронул и нашу страну. На данный момент отмечается ухудшение почти всех социально-экономических показателей: растет число безработных, уровень доходов падает, социальные программы и проекты реализуются не в полной мере (недостаточное финансирование). Из-за нехватки бюджетных средств страдает и социальная сфера. По всей стране происходят массовые сокращения социальных педагогов и специалистов по социальной работе.

Как минимум, до 2011 года бюджет России будет дефицитным, а значит, положение россиян существенно не улучшится.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как повлияли экономические и политические реформы на социально – педагогическую ситуацию в России?

2. На каком основании можно утверждать, что семья как социальный институт находится в кризисе?

Тема 15. Социально-педагогические аспекты формирования
здорового образа жизни

Оценка и тенденции состояния здоровья подрастающего поколения.

Последнее десятилетие характеризуется стабильным ухудшением состояния здоровья детей и подростков. Состояние здоровья ухудшается, начиная с момента рождения, максимальные темпы роста числа болезней отмечены среди подростков. К моменту окончания общеобразовательной школы только 20% выпускников можно считать абсолютно здоровыми, 45% – имеют хронические заболевания. У 21% школьников наблюдается отставание биологического развития от паспортного возраста. За последние 10 лет наблюдается увеличение числа нарушений психического здоровья на 20%, растет число самоубийств среди подростков. До 40% выпускников имеют ограничения в выборе профессии.

Быстрыми темпами растет социальная патология – алкоголизм, наркомания, венерические заболевания, причем возраст постоянно снижается.

Следовательно, динамика состояния здоровья подрастающего поколения за последние 10-15 лет характеризуется неблагоприятными тенденциями, рейтинг здоровья подростков стабильно снижается.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, обеспечивающий полноценное развитие и реализацию возможностей человека, способствующий формированию активной жизненной позиции.

Факторы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ):

1. Сознательное, активное участие человека в создании условий труда, учебы, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности.

2. Индивидуальный и общественный порядок жизни, способствующий сохранению здоровья (отказ от пассивных форм отдыха, вредных привычек; рациональное питание, физическая активность).

3. Формирование межличностных отношений, отличающихся взаимным уважением, поддержкой, сотрудничеством.

4. Бережное отношение к окружающей среде, воспитание сознательного отношения к природе.

Школа является наиболее массовым звеном социализации детей и подростков, поэтому необходимо создавать условия для охраны и укрепления здоровья и осуществлять социально-педагогическую деятельность по формированию ЗОЖ.

Деятельность социального педагога может осуществляться по следующим направлениям:

1. Профилактическая работа со здоровыми детьми (закаливание, профилактика вредных привычек, просветительская деятельность).

2. Коррекционная работа с больными детьми (помощь семье, формирование групп здоровья).

3. Социально-гигиенические мероприятия (контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм, соответствием учебных нагрузок физическому и психическому потенциалу детей, наблюдение за социально-бытовыми условиями жизни ребенка в семье).

4. Мониторинг состояния здоровья детей, информирование администрации, родителей.

Социальный педагог-валеолог должен владеть знаниями о:

- факторах, определяющих образ жизни людей;

- ЗОЖ, его основных принципах;

-биологических и социальных основах жизнеобеспечения человека;

-закономерностях и этапах формирования здоровья;

-факторах риска, профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью.

Социальный педагог должен уметь:

-создавать оптимальные условия для учебного процесса, учитывающие гигиенические нормы, критические периоды развития, возрастно-половые и индивидуальные особенности учащихся;

-проводить индивидуальную и групповую работу по формированию ЗОЖ;

-оценивать и корректировать методические приемы и педагогические технологии с позиции сохранения и укрепления здоровья.

Социально-педагогическая деятельность должна проводится со всеми субъектами образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами.

Направления и формы социально-педагогической деятельности по формированию ЗОЖ:

1. Информационно-обучающее (лектории, факультативы, кружки, конференции, занятия – практикумы, игротерапия).

2. Физкультурно-оздоровительное (зарядка, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, занятия в спортивных секциях, турпоходы).

3. Оздоровительно-досуговое (праздники, вечера, конкурсы и соревнования).

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте основные направления социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни?

2. Каковы возможности волонтерского движения в формировании здорового образа жизни?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.015 с.)