Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Характеристика современной социально-педагогической ситуации в России: основные проблемы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 90-е годы в России возникают новые социально – экономические, политические и социокультурные условия, среди которых выделяются плюрализм и демократизация, углубление социальных и экономических различий (появляются богатые люди (3-5%), выделяется средний класс (11%), но подавляющее число населения имеет доходы ниже прожиточного минимума), переосмысление прав, обязанностей и смысла жизни человека, акцент на потребностях и интересах семьи и индивида. В российском обществе ведется разработка новых социально – идеологических ориентиров, в соответствии с которыми создается новая система обучения и воспитания, культурно – просветительной деятельности в стране. Усиливается роль социальных факторов в жизни общества и отдельных людей, но увеличивается число детей и взрослых, которые нуждаются в социальной защите, в оказании социально – педагогической помощи. Современная духовно – религиозная ситуация характаризуется сложностью и противоречивостью. С одной стороны, в последние годы возрастает число верующих, с другой стороны, религиозная культура в значительной мере утрачена, исчезло понимание роли религии и церкви в обществе. Традиционные церкви теряют своих последователей, а религиозные течения иного типа – активизируются («Свидетели Иеговы», «Белое братство», виссарионовцы, муниты и т.д.). Семья, как социальный институт переживает глубокий кризис: развиваются процессы распада семьи (в 2004 году Россия вышла на первое место в мире по числу разводов – 57% семей распадаются, около 50% - в первые 3 года), растет число незарегистрированных браков, в большинстве семей рождается по 1-2 ребенка, что ведет к сокращению численности населения, во многих семьях происходит смена гендерных ролей (мужчины теряют позиции главы семьи), семьи зачастую не справляются со своими основными функциями (воспитание осуществляется не более чем в 60% семей, теряются традиции семейного проведения досуга и т.д), растет число неблагополучных семей (основными причинами неблагополучия семей является низкая педагогическая культура родителей, пьянство, применение насилия (более 2000 детей в год погибают от семейного насилия, около 50000 детей убегают по этой причине из дома, а более 60000 родителей лишают родительских прав), растет число сирот при живых родителях (86% детей, находящихся в детских домах – социальные сироты). Последние десятилетия характеризуются стабильным ухудшением состояния здоровья детей и подростков. К моменту окончания средней школы только 14% детей можно считать абсолютно здоровыми, 45% - имеют хронические заболевания. У 21% школьников наблюдается отставание биологического развития от паспортного возраста. За последние 10 лет наблюдается увеличение числа нарушений психического здоровья на 20%, растет число самоубийств среди подростков. До 40% выпускников имеют ограничения в выборе профессии. Растет и социальная патология - отмечается рост алкоголизма, наркомании, венерических заболеваний, причем возраст постоянно снижается. По данным на 2008 год в России зарегистрировано около 500 тысяч больных и носителей ВИЧ, по неофициальным данный таких людей более миллиона, из них 80% - молодые люди от 15 до 30 лет. На фоне многочисленных социальных проблем, необходимо отметить и позитивные характеристики современной социально-педагогической ситуации: развитая сеть социальных учреждений, практически сформированная нормативно-правовая база социальной защиты населения, реализация социальных программ, реализуемые с 2006 года приоритетные национальные проекты: «Доступное жилье» (увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования; повышение доступности жилья; увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан), «Здоровье» (повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи; усиление профилактической направленности здравоохранения; расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи), «Развитие агропромышленного комплекса» (ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования; обеспечение доступным жильем молодых специалистов и семей на селе), «Образование» (поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования; внедрение современных образовательных технологий; создание национальных университетов и бизнес школ мирового уровня; повышение уровня воспитательной работы в школах). В 2007 году приток капитала в Россию составил 82,3 миллиарда долларов США. Рост ВВП составил 8,1%, существенно снизились показатели инфляции. Золотовалютные резервы составили 487 млд. долларов. Россия заняла место в числе семи самых крупных экономик мира. В 2,5 раза снизилось число безработных и проживающих за чертой бедности. В стране был поставлен рекорд рождаемости за последние 25 лет. К сожалению, начавшийся осенью 2008 года мировой финансовый кризис затронул и нашу страну. На данный момент отмечается ухудшение почти всех социально-экономических показателей: растет число безработных, уровень доходов падает, социальные программы и проекты реализуются не в полной мере (недостаточное финансирование). Из-за нехватки бюджетных средств страдает и социальная сфера. По всей стране происходят массовые сокращения социальных педагогов и специалистов по социальной работе. Как минимум, до 2011 года бюджет России будет дефицитным, а значит, положение россиян существенно не улучшится. Вопросы для самоконтроля: 1. Как повлияли экономические и политические реформы на социально – педагогическую ситуацию в России? 2. На каком основании можно утверждать, что семья как социальный институт находится в кризисе? Тема 15. Социально-педагогические аспекты формирования Оценка и тенденции состояния здоровья подрастающего поколения. Последнее десятилетие характеризуется стабильным ухудшением состояния здоровья детей и подростков. Состояние здоровья ухудшается, начиная с момента рождения, максимальные темпы роста числа болезней отмечены среди подростков. К моменту окончания общеобразовательной школы только 20% выпускников можно считать абсолютно здоровыми, 45% – имеют хронические заболевания. У 21% школьников наблюдается отставание биологического развития от паспортного возраста. За последние 10 лет наблюдается увеличение числа нарушений психического здоровья на 20%, растет число самоубийств среди подростков. До 40% выпускников имеют ограничения в выборе профессии. Быстрыми темпами растет социальная патология – алкоголизм, наркомания, венерические заболевания, причем возраст постоянно снижается. Следовательно, динамика состояния здоровья подрастающего поколения за последние 10-15 лет характеризуется неблагоприятными тенденциями, рейтинг здоровья подростков стабильно снижается. Здоровый образ жизни – это образ жизни, обеспечивающий полноценное развитие и реализацию возможностей человека, способствующий формированию активной жизненной позиции. Факторы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ): 1. Сознательное, активное участие человека в создании условий труда, учебы, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности. 2. Индивидуальный и общественный порядок жизни, способствующий сохранению здоровья (отказ от пассивных форм отдыха, вредных привычек; рациональное питание, физическая активность). 3. Формирование межличностных отношений, отличающихся взаимным уважением, поддержкой, сотрудничеством. 4. Бережное отношение к окружающей среде, воспитание сознательного отношения к природе. Школа является наиболее массовым звеном социализации детей и подростков, поэтому необходимо создавать условия для охраны и укрепления здоровья и осуществлять социально-педагогическую деятельность по формированию ЗОЖ. Деятельность социального педагога может осуществляться по следующим направлениям: 1. Профилактическая работа со здоровыми детьми (закаливание, профилактика вредных привычек, просветительская деятельность). 2. Коррекционная работа с больными детьми (помощь семье, формирование групп здоровья). 3. Социально-гигиенические мероприятия (контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм, соответствием учебных нагрузок физическому и психическому потенциалу детей, наблюдение за социально-бытовыми условиями жизни ребенка в семье). 4. Мониторинг состояния здоровья детей, информирование администрации, родителей. Социальный педагог-валеолог должен владеть знаниями о: - факторах, определяющих образ жизни людей; - ЗОЖ, его основных принципах; -биологических и социальных основах жизнеобеспечения человека; -закономерностях и этапах формирования здоровья; -факторах риска, профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью. Социальный педагог должен уметь: -создавать оптимальные условия для учебного процесса, учитывающие гигиенические нормы, критические периоды развития, возрастно-половые и индивидуальные особенности учащихся; -проводить индивидуальную и групповую работу по формированию ЗОЖ; -оценивать и корректировать методические приемы и педагогические технологии с позиции сохранения и укрепления здоровья. Социально-педагогическая деятельность должна проводится со всеми субъектами образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами. Направления и формы социально-педагогической деятельности по формированию ЗОЖ: 1. Информационно-обучающее (лектории, факультативы, кружки, конференции, занятия – практикумы, игротерапия). 2. Физкультурно-оздоровительное (зарядка, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, занятия в спортивных секциях, турпоходы). 3. Оздоровительно-досуговое (праздники, вечера, конкурсы и соревнования). Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте основные направления социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни? 2. Каковы возможности волонтерского движения в формировании здорового образа жизни?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.191 (0.007 с.) |