Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сборник лекционных материалов

Поиск

Сборник лекционных материалов

Для подготовки к государственному экзамену

По социальной педагогике

(специальность «Педагогика-психология»)

Вологда 2010

 

Составители: Старший преподаватель Н.Н. Демина

К.п.н. доцент И.А. Макеева

Научный редактор: к.п.н., доцент А.Ф. Чуянов

Учебное пособие составлено на основе государственного образовательного стандарта 2-го поколения по дисциплине «Социальная педагогика».

Содержание

 

Тема 1. Возникновение и развитие социально-педагогической теории и практики.

Тема 2. Социальная педагогика как наука.

Тема 3. Принципы социальной педагогики.

Тема 4. Социализация как социально-педагогическое явление.

Тема 5. Макрофакторы социализации.

Тема 6. Мезофакторы социализации.

Тема 7. Социальное воспитание: история, сущность, содержание.

Тема 8. Семья и другие микрофакторы социализации.

Тема 9. Школа как открытая социальная система.

Тема 10. Роль детских объединений и организаций в социализации детей и подростков.

Тема 11. Методология и методы социально-педагогического исследования.

Тема 12. Специфика профессиональной деятельности в учреждениях различных типов.

Тема 13. Человек как жертва социализации.

Тема 14. Характеристика современной социально-педагогической ситуации в России: основные проблемы.

Тема 15. Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни.

Тема 16. Сущность понятий «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике.

Тема. 17. Характеристика основных сфер жизнедеятельности человека, их возможности в социализации.

Тема 18. Формирование социального опыта в воспитательных организациях.

Тема 19. Социальный педагог. Профессиональный стандарт.

Тема 20. Профессиональный портрет социального педагога.

Тема 21. Функции и социальные роли социального педагога.

Тема 22. Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности. (Социально-правовая защита детства)

Тема 23. Методы социально-педагогической деятельности.

Тема 24. Основные направления и методики организации досуговой деятельности.

Тема 25. Технология реализации социальным педагогом реабилитационной функции.

Тема 26. Технология реализации социальным педагогом диагностической функции.

Тема 27. Технология социального планирования и управления.

Тема 28. Социально-педагогическое взаимодействие в условиях системы социальных служб.

Тема 29. Методика реабилитации воспитательной предметно-пространственной среды.

Тема 30. Социально-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка-инвалида.

 

Уважаемые студенты!

Вам предлагаются учебно-методические материалы по социальной педагогике, которые позволят систематизировать и актуализировать знания основных проблем социальной педагогики, сущности социально-педагогических явлений.

Учебно-методические материалы включают базовые темы, вопросы для самоконтроля и основную литературу по проблемам социальной педагогики, технологиям социально-педагогической деятельности.

В процессе подготовки к государственному экзамену следует обратить внимание на повторение:

-терминологического аппарата;

-сущности социально-педагогических явлений;

-базовых концепций и моделей социально-педагогической деятельности;

-классификацию методов и приемов социально-педагогической деятельности.

Для эффективного усвоения материала и подготовки к экзамену воспользуйтесь следующими рекомендациями:

ü Внимательно прочитайте материал и составьте подробный план ответа;

ü Выделите основные положения и понятия;

ü Сформулируйте главные идеи, выводы;

ü Продумайте возможные примеры, иллюстрирующие теоретический материал;

ü Постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать.

При ответе на государственном экзамене необходимо изложить основные положения темы, представить тезисный обзор научных мнений, проиллюстрировать теоретические положения примерами из опыта деятельности, высказывать свое мнение о состоянии социально-педагогической теории и практики, давать оценку излагаемым фактам.

Ваш ответ должен свидетельствовать об уровне Вашей теоретической и профессиональной компетенции.

Желаем успеха!

Объяснительная записка

Данное пособие разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, отражает базовый социально-педагогический компонент знаний выпускников.

Специалист владеет:

-системой знаний об истории и современном состоянии социальной педагогики;

-системой знаний о сущности принципов социального воспитания, специфике формирования отношений в социуме;

-системой знаний о специфике деятельности социального педагога в учреждениях различного типа;

-системой знаний о различных сферах социально-педагогической деятельности;

-знаниями об основах социальной политики государства и социально-правовой защиты детства;

-системой знаний о содержании, формах и методах социального воспитания;

-умениями анализа и проектирования социально-педагогической деятельности;

-умениями организовывать и осуществлять социально-педагогическую деятельность в различных сферах, с индивидуальными и групповыми субъектами социального воспитания;

-инструментарием индивидуальной и групповой коммуникации, педагогического консультирования.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие вопросы, изучаемые социальной педагогикой, было раскрыты в истории социальной педагогики?

2.Какие подходы к пониманию сущности социального воспитания существовали в истории?

 

 

Социализированность.

Социализированность – это сформированность черт, задаваемых статусом человека и требуемых данным обществом.

Социализированность имеет мобильный характер. Т. Бут считает, что социальные изменения в обществе могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную (переезд из страны в страну, смена идеологии), и, возможность достичь вновь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям.

Поэтому используется такое понятие как ресоциализация – изменение ставших неадекватными норм, ценностей в соответствии с новыми социальными предписаниями.

По мнению А. Келли – социальное развитие человека есть непрерывный процесс ресоциализации.

Подходы к пониманию социализарованности:

1. Социализированность рассматривается как усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития. Этот подход А. Инкельс назвал «заглядыванием вперед», то есть изучением того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы, став взрослым, он был успешным.

2. М. Райли и Е. Томас. Еще один подход, учитывающий собственные ценностные ориентации личности. Они считают, что сложности в социализации возникают в том случае, когда ролевые ожидания не совпадают с самоэкспектациями индивида. Они считают, что необходимо в таких случаях, чтобы человек осуществлял ролевые замены или перестройку ценностных ориентаций, то есть находил соответствие между своими ценностями и выполняемыми ролями.

3. Сущность третьего подхода состоит в том, что залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающие основные элементы институциональных требований и предписаний. Социализированность должна основываться не просто на усвоении суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

Можно выделить характеристики личности, способствующие успешной социализации:

- способность к изменению своих ценностных ориентаций;

- умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям;

- ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей;

Таким образом, с точки зрения социальной педагогики, в процессе и результате социализации человек овладевает совокупностью ролевых ожиданий и представлений в различных сферах жизнедеятельности (профессиональной, семейной, социальной) и развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных установок и ценностных ориентаций, удовлетворяя и развивая свои потребности и интересы. Успешность социализации человека проявляется в балансе между адаптивностью и обособлением в обществе.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте факторы, механизмы, агенты, средства социализации на том или ином возрастном этапе.

2. Как Вы считаете, что необходимо современному человеку для успешной социализации?

 

Общество

Общество – понятие политико-социологическое, характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, профессиональные, возрастные и иные группы.

В каждом обществе складываются специфические условия социализации, они зависят от особенностей половозрастной, социальной, этнической, идеологической структур общества, от уровня его социально-экономического и культурного развития, от социально-психологического микроклимата.

1. Половая структура общества.

- количественно половая структура общества характеризуется соотношением числа мужчин и женщин. В целом в мире оно примерно равное, равенство достигается за счет большего количества мужчин в младших возрастных группах;

- качественно половая структура характеризуется с точки зрения социального статуса полов – положения в обществе, уровня образования. Качественные характеристики половой структуры общества влияют на социализацию, определяя усвоение соответствующих полоролевых экспектаций и самоэкспектаций, формирование набора стереотипов полоролевого поведения.

2. Возрастная структура общества.

Дети, подростки, взрослые, старики образуют своеобразные общества сверстников, играющие автономную роль в процессе их социализации. Показательно отношение к детям и старшему поколению («Молодым везде у нас дорога, старикам всегда у нас почет»).

С точки зрения межпоколенных отношений М. Мид выделяет общества трех типов:

1) В обществе постфигуративного типа люди, старшие по возрасту служат образцом, источником опыта, традиции предков передаются последующим поколениям.

2) В обществе кофигуративного типа моделью для людей является поведение их современников, то есть акцент переносится с прошлого на настоящее.

3) В обществе префигуративного типа не только младшие учатся у старших, сверстников, но и старшие учатся у младших. Этот тип отношений характерен для нестабильных обществ – старшее поколение переживает кризис социальной идентичности, а младшее поколение оказывается более адаптированным.

Следует иметь в виду, что в одном обществе могут присутствовать все типы межпоколенных взаимоотношений, но значимость каждого из них различна.

3. Социальная структура общества представляет собой более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп, имеющих специфические интересы, мотивации экономического и социального поведения, стиль жизни.

А.В. Мудрик выделяет в современном обществе следующие социальные страты: приспособившаяся к новым условиям старая и новая номенклатура, работники частного сектора, работники бюджетных организаций, студенчество, пенсионеры и др.

Для развития социальной структуры характерны две тенденции:

- формирование среднего класса, для которого характерна ценность труда как сферы самореализации, отношение к собственности как к ценности;

- люмпенизация общества – увеличивается число людей, для которых отчуждение от труда и собственности из источника неполноценности превращается в источник самоуважения.

Чем более однородно в социальном отношении общество, тем оно стабильнее, меньше причин для социальных конфликтов, противоречий. Чем общество дифференцированнее, тем более разнообразны и не всегда равноценны условия социализации различных слоев населения, начиная с детства.

4. Этническая структура современного российского общества сложна и разнообразна, насчитывает около 130 национальностей.

В настоящее время на территории России можно выделить несколько групп этносов:

1) Собственно русские – потомки древнерусской народности.

2) Представители титульных наций стран ближнего зарубежья (бывшие республики СССР) – узбеки, армяне и др.

3) Этносы, проживавшие на территориях, которые в разное время и разными способами (добровольно или насильственно) вошли в состав империи и стали наряду с русскими титульными народами общей для них страны – татары, якуты, башкиры и др.

4) Народы, выходцы их которых некогда осели в России. Одни это сделали на правах подданных (поляки), другие (немцы, чехи) были приглашены на жительство и т.д.

В настоящее время происходит снижение гомогенности русского и других народов.

Деформация общегражданского сознания заставляет людей искать более стабильные ориентиры, позволяющие преодолеть неуверенность в завтрашнем дне. В этой ситуации национальная принадлежность выступает как компенсаторный механизм, этнические идеи приобретают приоритетное значение по сравнению с общечеловеческими идеями.

Таким образом, общество представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов. Все эти характеристики в совокупности оказывают существенное влияние на социализацию социальной, возрастной, этнической группы и отдельного человека.

Государство – понятие политико-юридическое. Оно характеризует совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правовой аппарат, административные и финансовые органы, суд и т.д.), осуществляющих управление обществом.

Государство можно рассматривать как фактор социализации в трех аспектах:

1) оно является таковым постольку, поскольку политика, идеология, экономика и социальная практика, для него характерные, создают определенные условия жизни его граждан, их развития и самореализации.

Дети и взрослые более или менее успешно функционируют в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как декларируемые государством, так и в еще большей мере, реализуемые в социальной практике.

Как известно, они полностью никогда не совпадают, а в определенный период могут быть противоположны.

2) Государство осуществляет относительно направленную социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам.

Так, осуществляя функцию обороны и защиты своих граждан, государство разрабатывает военную доктрину. В соответствии с ней вооруженные силы формируются либо как добровольно-контрактные, либо на основе всеобщей воинской повинности, либо сочетая их.

В сфере социально-экономической политики государство устанавливает определенные минимальные и максимальные возрастные границы трудовой деятельности, принимает законы, регламентирует использование трудовых ресурсов в тех или иных отраслях промышленности, минимально необходимые условия и уровень оплаты труда в зависимости от пола, возраста (более короткий рабочий день подросткам, беременным женщинам).

В сфере национально-культурной политики государство создает правовые, организационные, материальные условия для равноправного участия всего населения во всех сферах жизни, или вводит определенные ограничения, или привилегии для отдельных этнических групп.

3) Государство осуществляет более или менее эффективную целенаправленную социализацию подрастающего поколения, создавая для этого систему воспитательных и образовательных учреждений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что позволяет отнести страну к макрофакторам социализации?

2. Проанализируйте известные Вам этнические стереотипы и их влияние на социализацию?

3. Охарактеризуйте проблемы социализации в современном обществе в связи с изменением его структуры?

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Покажите позитивные и негативные влияния мезофакторов на социализацию личности.

2. Как Вы считаете, субкультуру следует рассматривать как контркультуру или составляющую культуры?

 

 

Тема 7. Социальное воспитание: история, сущность, содержание.

Социальное воспитание – целенаправленный процесс формирования социально-значимых качеств. Осуществляется как в учреждениях, специально созданных (школа), так и в учреждениях, для которых воспитание не является основной функцией (трудовой коллектив, общественная организация).

Процесс социального воспитания можно представить в виде схемы:

- включение человека в систему жизнедеятельности воспитательной (или иной) организации, приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта, их интериоризация, то есть их усвоение, осмысление;

- экстериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики в определенное поведение.

Задача социального воспитания – создание условий для эффективной социализации.

Социальное воспитание имеет конкретно-исторический характер – его цели, содержание, формы определяются объективными факторами (социально-экономическая, политическая, идеологическая ситуация в обществе).

В тоталитарном обществе главная задача – воспитать законопослушного гражданина, для которого интересы государства, коллектива выше его личных интересов.

В демократическом обществе – воспитание свободного, самостоятельного, ответственного, активного человека.

Социальное воспитание в стабильном обществе направлено на формирование комплекса качеств, воспроизводящихся в ряде поколений.

В нестабильном обществе задачей социального воспитания становится развитие у человека двух противоположно направленных свойств – гибкости и устойчивости.

Человек должен уметь адаптироваться к меняющимся экономическим, социальным, психологическим условиям, познавать, перерабатывать и избирательно усваивать новую информацию.

В то же время, человеку необходимо иметь внутренний стержень, устойчивое ядро личности. Иначе человек не сможет успешно адаптироваться и сохранять свою целостность.

В истории социальной педагогики существовали различные подходы к пониманию сущности социального воспитания (общественное воспитание, воспитание социальных качеств и др.)

Объективно, социальное воспитание следует рассматривать как многофакторный процесс, включающий и общественное, семейное, религиозное воспитание.

Цели и содержание социального воспитания конструируются в зависимости от особенностей взаимодействия в той или иной организации, группе.

В социальном воспитании процесс взаимодействия происходит в различных цепочках, связывающих между собой тех или иных субъектов: социальный педагог – ребенок, социальный педагог – микрогруппа - ребенок, микрогруппа – ребенок и др.

Выделяют функционально-ролевое и эмоционально-межличностное взаимодействие. Первое возникает в сферах познания, деятельности, игры. Второе – в первую очередь в сфере общения.

Взаимодействие обоих видов предполагает использование различных средств: речь, жесты, тактильные средства, методики.

Содержательной основой обоих видов взаимодействия являются ценности интеллектуальные, социальные, экспрессивные, которые признаны обществом или организацией, в которой осуществляется взаимодействие.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как вы считаете, можно ли согласиться с П. Наторпом, что не существует несоциального воспитания?

2. Приведите пример взаимодействия субъектов социального воспитания?

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте позитивные возможности «открытой школы» в социализации личности.

2. Как Вы считаете, почему модель «открытой школы» наиболее эффективно может быть реализована на селе?

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте проблемы современной семьи и покажите их влияние на социализацию личности.

2. Определите приоритетные задачи социально-педагогической деятельности с семьей.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте возможности традиций в социальном воспитании.

2. Как вы считаете, какие традиции адекватны ценностям современного общества?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как Вы считаете, какие из проблем социальной педагогики являются наиболее актуальными, требующими научной разработки?

4. На примере Вашего дипломного исследования проиллюстрируйте использованные методы.

Тема 12. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях различных типов.

Содержание, характер деятельности социального педагога определяется спецификой учреждения, его задачами, направленностью.

Учреждения социального обслуживания (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи) оказывают социальные услуги детям и семье: выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, наиболее нуждающихся в социальной поддержке; оказание материальной поддержки; осуществление социальной реабилитации; патронаж семей; надомное обслуживание; профилактика бедности; профилактическая работа с безнадзорными детьми, организация их досуга; консультирование по интересующим клиентов вопросам; информирование населения, изучение и прогнозирование социальных нужд.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры, социальные приюты) осуществляют круглосуточный прием несовершеннолетних, обеспечивают временное проживание; оказывают помощь в восстановлении социального, правового статуса; оказывают социальную, психологическую, педагогическую и иную помощь несовершеннолетним и их родителям; организуют обучение, содействуют профессиональной ориентации.

Образовательные учреждения (общего, начального профессионального образования) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь учащимся, имеющим отклонения в развитии и поведении; выявляют несовершеннолетних, семьи, находящихся в социально-опасном положении; способствуют формированию законопослушного поведения, здорового образа жизни; содействуют развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии; участвуют в разрешении потенциальных и реальных конфликтов.

Образовательные учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты) обеспечивают охрану и защиту прав детей, представляют интересы детей в различных учреждениях; осуществляют патронаж выпускников.

В учреждениях системы здравоохранения социальный педагог организует заботу о больных; осуществляет помощь в снятии стрессов; содействует оздоровлению; оказывает медико-социальные и социально-педагогические услуги.

В структуре учреждений культуры действуют службы социально – педагогической анимации и досуга, деятельность которых строится по следующим направлениям: участие в развитии социально-культурной среды; объединение и координация деятельности внешкольных, культурно-просветительных и других учреждений для решения комплексных задач по организации свободного времени данной территории, выяснения, обеспечения их культурных запросов; организация различных форм семейного отдыха, занятий физкультурой и спортом; возрождение народных традиций и культуры; обустройство среды жизнедеятельности жителей в соответствии с их социально-культурными запросами и потребностями.

Деятельность социального педагога в учреждениях пенитенциарной системы осуществляется поэтапно: 1 этап – изучается документация заключенного при поступлении; планируется социально-педагогическая работа с ним, определяются ее формы и методы; налаживаются контакты с родителями и ближайшими родственниками, оцениваются особенности их влияния, разрабатываются рекомендации по организации свиданий и возможного отпуска. 2 этап – реализуется составленная программа; оказывается помощь в адаптации; предпринимаются меры в случае возникновения конфликтов с другими воспитанниками; анализируется процесс исправления; поддерживаются отношения с семьей; поиск дополнительных контактов вне стен колонии; контролируется социально-бытовое положение заключенного. 3 этап – по отбытии наказания оценивается результат работы; организация социально-педагогического сопровождения подопечного вне колонии; оказывается поддержка в трудоустройстве.

Деятельность социального педагога осуществляется в соответствии с Положением о деятельности учреждения, его функционалом в данном учреждении.

Вопросы для самоконтроля

1. Определите приоритетные направления деятельности социального педагога в различных учреждениях.

2. Какие функции социального педагога преимущественно реализуются в образовательном учреждении и социальном приюте?

 

Факторы виктимизации.

Объективные факторы виктимизации, предопределяющие или способствующие тому, что те или иные группы или конкретные люди становятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, многочисленны и многоуровневы. К ним относятся:

1. Природно-климатические условия той или иной страны, региона, местности, поселения. Суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное, и даже пагубное влияние на физическое развитие, здоровье и психику человека.

Экологические особенности местности могут привести к образованию геопатогенных зон, в которых у некоторых групп жителей развиваются специфические заболевания и (или) которые отрицательно влияют на психику, приводя к появлению депрессивных и более тяжелых психических состояний у ряда людей. Пагубно влияют неблагоприятные условия, связанные с экологическим загрязнением – повышенным уровнем радиации, высоким уровнем шума, загазованностью и т.п.

2. Общество и государство. В любом обществе присутствуют такие типы жертв, как инвалиды и сироты, но условия их социализации и жизни могут весьма различаться в зависимости от уровня экономического развития и социальной политики государства; инвестицией в сферу социальной защиты и общественного призрения, системы социальной реабилитации, профессиональной подготовки и трудоустройства, законодательства, определяющего права сирот и инвалидов и обязанности по отношению к ним общественных и государственных институтов (органов управления, общественных фондов, производственных и коммерческих предприятий). Соответственно и статус, и субъективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных обстоятельств.

В истории различных обществ бывают катастрофы, в результате которых происходит виктимизация больших групп населения: войны, стихийные бедствия (землетрясения, наводнения); депортации целых народов или социальных групп (крымские татары в СССР, немцы в Восточной Пруссии). Эти катастрофы делают своими жертвами как тех, кто непосредственно были ими затронуты, так и оказывают влияние на виктимизацию нескольких поколений их потомков и на общество в целом (репрессированные).

3. Факторами виктимизации человека и целых групп населения могут стать специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов, в которых они живут. Большое значение имеют такие характеристики поселения и микросоциума, как экономические условия жизни населения, производственная и рекреативная инфраструктуры, социально-профессиональная и демографическая структура населения, его культурный уровень, социально-психологический климат. От этих параметров зависит наличие типов жертв неблагоприятных условий социализации в конкретном поселении и микросоциуме, количественный и демографический состав каждого типа, они же определяют категории жителей – потенциальных жертв.

4. Объективным фактором виктимизации человека может стать группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском возрасте, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциальный характер. Но и на других возрастных этапах возможную виктимизирующую роль группы сверстников не следует недооценивать.

5. Наконец, фактором виктимизации человека любого возраста, но особенно младших возрастных групп, может стать семья. В семье может формироваться определенный тип жертвы, благодаря тем механизмам социализации, которые для нее характерны – идентификация, импритинг и др.

На каждом возрастном этапе существуют опасности, столкновение с которыми может привести к тому, что человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Субъективные факторы виктимизации – индивидуальные особенности человека как на индивидном, так и на личностном уровнях. От этого зависит и субъективное восприятие себя человеком жертвой.

На индивидном уровне виктимизации человека в тех или иных обстоятельствах зависит от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющему поведению.

На личностном уровне виктимизация зависит от многих личностных характеристик. К таковым, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д. От наличия и развитости у человека этих характеристик во многом зависит то, в состоянии ли он и в какой мере противостоять и сопротивляться различным опасностям, с которыми он сталкивается, а также прямому негативному влиянию окружающих.

Так, человек неустойчивый, со слабо развитой рефлексией может стать жертвой индуцирования – прямого внушения. Примером этого является опыт вовлечения в тоталитарные секты.

Особо следует назвать такую личностную характеристику, как экстернальность – интернальность, то есть склонность человека приписывать причины, происходящего с ним внешним обстоятельством или принимать ответственность за события своей жизни на себя самого.

Немаловажно и то, каким образом личность предрасположена реагировать на невозможность реализации наиболее значимых для нее потребностей, на крушение идеалов и ценностей. От этого зависит ее способность преобразовывать свой внутренний мир, переосмысливать свое существование, обрести благодаря переоценке ценностей смысл существования в изменившихся условиях.

Субъективное восприятие человеком себя жертвой самым непосредственным образом связано и во многом определяется его личностными особенностями.

Названные категории жертв далеко не всегда представляются в «чистом виде», часто первичные дефекты, отклонения от нормы или какие-то объективные жизненные обстоятельства (неблагополучная семья) вызывают вторичные изменения в развитии человека, формируют неадекватные или ущербные отношения к миру и к себе. Нередко происходит наложение одного признака или обстоятельства на другое (например, мигрант первого поколения часто становится алкоголиком).

Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв, имеют постоянный характер (сиротство, инвалидность); другие проявляются на определенном возрастном этапе (алкоголизм, наркомания); одни не устранимы (инвалидность), другие могут быть предотвращены или изменены (различные социальные отклонения – противоправное поведение и т.д.).

Следует учитывать, что понятие «жертва неблагоприятных условий социализации» не идентично в разных культурах, государствах и обществах.

Человек с одними и теми же характеристиками в одной культуре рассматривается как жертва обстоятельств, в другой – нет.

Жертвы социализации по-разному отражаются в праве. Так, инвалидность квалифицируется в юридических актах многих государств как объект государственной охраны и заботы, а неравенство в жизненном старте – лишь в ряде наиболее развитых государств.

По-разному воспринимаются жертвы в религиозном и общественном сознании (сирота – человек, почти повсюду заслуживающий сочувствия; бедный, – во-первых, имеет существенно различные признаки а, во-вторых, вызывает различное отношение как в обществе в целом, так и в отдельных социальных слоях населения).

Таким образом, восприятие окружающими человека как жертвы определяется обычно в сопоставлении с каноном человека и социальными нормами, существующими в конкретных этносах, регионах, социально-профессиональных и половозрастных группах, в ближайшем социальном окружении.

Вопросы для самоконтроля

1. На примере конкретных типов жертв проследите причины их появления, проблемы и возможности оказания им помощи.

2. Как представлена проблема человека – жертвы в науке?

3. Охарактеризуйте влияние национально – культурных, религиозных, правовых аспектов на конституирование различных категорий жертв.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте основные направления социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни?

2. Каковы возможности волонтерского движения в формировании здорового образа жизни?

Вопросы для самоконтроля

1. Как Вы считаете, какая из обозначенных теорий отклонений согласуется с принципом гуманизма социальной педагогики?

2. Почему в социальной педагогике рассматриваются понятия «норма» и «отклонение от нормы»?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы наиболее важные личностные качества социального педагога?

2. Как Вы считаете, необходима ли система допрофессионального отбора социальных педагогов?

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте позитивные и негативные аспекты социальной защиты детства на современном этапе.

2. Раскройте сущность деятельности социального педагога по защите прав детей в различных сферах.

Психологические методы.

1. Психодиагностические: тесты, тесты интеллекта и способностей, личностные опросники, тесты достижений, проективные тесты, рисуночные тесты, социометрия.

2. Психо-коррекционные: психогимнастика, игровая коррекция, игровая терапия, арттерапия (библиотерапия, музыкотерапия, эстетотерапия, изотерапия, куклотерапия, песочная терапия и т.д.), диагностический и обучающий эксперименты, социально-психологический тренинг, тренинг поведения.

3. Методы психологического консультирования: эмпатийное слушание, интерпретация, идентификация, фасилитация, выдвижение гипотез.

4. Методы психотерапии: суггестия (внушение), аутосуггестия (самовнушение), транзактный анализ, групповая терапия, поведенческая терапия, семейная терапия.

Методы социальной работы.

1. Методы социальной диагностики: интервью, мониторинг, социальный опрос, экспертная оценка, экспертный прогноз, биографический метод.

2. Методы социальной профилактики: превентивный метод, социальная терапия, социодрама, группа поддержки.

3. Методы социального контроля: социальный надзор, социальная опека, социально – медицинский уход, социальное обслуживание.

4. Методы социальной реабилитации: трудотерапия, статусное перемещение, групповая терапия, кризисная интервенция.

5. Социально – экономические методы: регламентирование, нормирование, инструктиров



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.207 (0.014 с.)