Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 20. Профессиональный портрет социального педагога.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ментальность как характеристика личности представляет собой совокупность определенных социально-психологических установок, ценностных ориентаций, особенностей восприятия и осмысления действительности, отражающих отношение человека к миру и определяющих его выбор способа поведения в повседневных жизненных ситуациях. Профессиональная ментальность социального педагога в психологических исследованиях характеризуется как комплекс глубинных, часто неосознанных и неотрефлексированных личностных особенностей человека, которые присущи представителям определенной профессии и обусловлены ею. Несмотря на то, что каждый человек – неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «социальный педагог» также должны быть общие, специфические черты. Можно выделить следующие личностные качества социального педагога: 1. Гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и др.) Определяющей здесь является система ценностей социального педагога, где альтруизм – способность делать добро другому человеку, независимо от его происхождения, веры, социального статуса, приносимой им пользы обществу, – переходит из разряда философских категорий в стойкое психологическое убеждение. Альтруистическая установка, входящая в личностные качества, часто предъявляет к социальному педагогу высокие требования – умение подняться над своими собственными желаниями и потребностями и отдать безусловный приоритет нуждам ребенка. В личностном ядре каждого человека, а особенно социального педагога, важно чувство собственного достоинства. Если нет такого чувства у профессионала, то он не заслуживает уважения и сам не сможет воспитать чувство собственного достоинства у ребенка, нуждающегося в помощи. Чувство собственного достоинства есть условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. Оно включает: чувство безопасности – принятие ответственности за собственную жизнь; чувство идентичности – принятие собственного «Я», реальная оценка себя; чувство принадлежности – закрепление себя в какой-то группе; чувство цели – определение смысла жизни, умение принимать вызовы судьбы; чувство компетентности – уверенность в собственном профессионализме. 2. Психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик). Следующая группа качеств представляет психологические характеристики личности, определяющие способность к данному виду деятельности. Для социального педагога значимы определенные требования к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению; психическим состояниям: усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как части сознания; эмоциональным (сдержанность) и волевым (настойчивость, последовательность) характеристикам. Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в трудных, кризисных ситуациях, когда требуется собранность и мобилизация всех внутренних ресурсов для решения возникшей проблемы. 3. Психоаналитические качества – самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, самоанализ своей деятельности. 4. Психолого-педагогические качества – коммуникабельность (способность быстро устанавливать контакт); эмпатийность; визуальность (внешняя привлекательность); красноречивость (умение внушать и убеждать); перцептивность (восприятие человека человеком). Ранняя диагностика этих качеств у будущего специалиста – важная составная часть его допрофессиональной подготовки. В профессиональном же образовании необходима разработка соответствующих методик развития этих качеств у студентов. Понятие профессиональной компетентности социального педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом – квалификационной характеристикой, представляющей собой обобщенные требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта. Квалификационная характеристика социального педагога была утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 г., состоит из трех частей: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Квалификационные требования». Требования к знаниям и умениям Профессиональные знания включают знание: - Нормативно-правовой базы деятельности; - Теории и истории социальной педагогики; - Методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями детей в разных социумах; - Возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное, социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение. К профессиональным умениям относятся: - Аналитические умения, предполагающие теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; - Прогностические умения, предполагающие выдвижение цели деятельности и ее задач, отбор способов осуществления деятельности, предвидение результата, учет возможных отклонений от намеченной цели, определение этапов социально-педагогической деятельности; - Проективные умения, предполагающие определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат; - Рефлексивные умения, предполагающие самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы; - Коммуникативные умения, предполагающие владение культурой межличностного общения. Третья часть квалификационной характеристики «Квалификационные требования» включает в себя механизм получения категорий и необходимые требования, которые предъявляются к социальному педагогу для получения определенной категории. Сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие профессиональные стандарты своего положения, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем своей профессии. Социальный педагог должен приложить максимум усилий, чтобы воспитать и развить самостоятельность клиента. Он должен уважать тайны клиента и не распространять информацию, полученную в ходе оказания профессиональной социальной помощи. Социальный педагог должен общаться с коллегами с уважением, вежливо, справедливо, с доверием, соблюдая деликатность. Он должен твердо придерживаться своих обязательств, данных руководящей организацией. Социальный педагог должен поддерживать и повышать значимость, этику, знания и цели своей профессии. Должен помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными населению микрорайонов, нести полную ответственность за развитие и использование профессиональных знаний. Социальный педагог должен способствовать развитию общества. Этические нормы деятельности социального педагога регламентирует «Кодекс этики». Этический кодекс социального педагога состоит из следующих разделов: облик и поведение социального педагога (облик, компетентность и профессиональное совершенство, поведение); конфиденциальность и сохранение тайны; учеба и исследовательская работа; этические обязательства социального педагога по отношению к клиентам (права и прерогативы, первостепенность интересов, конфиденциальность и сохранение тайны, гонорары); этические нормы социального педагога по отношению к своим коллегам (уважение, честность, вежливость, отношения с клиентами коллег); этические обязательства социального педагога по отношению к руководящей организации или руководителю; этические обязательства социального педагога перед своей профессией (защита чистоты, неприкосновенности профессии, работа в микрорайоне); этические обязательства социального педагога перед обществом. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы наиболее важные личностные качества социального педагога? 2. Как Вы считаете, необходима ли система допрофессионального отбора социальных педагогов?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.166 (0.011 с.) |