Тема 21. Функции и социальные роли социального педагога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 21. Функции и социальные роли социального педагога.



Социальный педагог, оказывая педагогическую помощь, реализует следующие функции:

1. Аналитико-диагностическая функция: изучает особенности социальной микросреды, социальный статус клиента, социальные факторы и их влияние наличность; ставит «социальный диагноз», устанавливает причины отклоняющегося поведения и социального неблагополучия и т.д.

2. Прогностическая функция: программирует и прогнозирует процесс воспитания и развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания; планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа предыдущей деятельности и т.д.

3. Организационно-коммуникативная функция: способствует включению субъектов в процесс социального воспитания подрастающего поколения в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты и т.д.

4. Коррекционная функция: осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, усиливает позитивные влияния и нейтрализует негативные, осуществляет коррекцию самооценки и т.д.

5. Координационно-организационная функция: организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влияет на разумную организацию досуга; координирует деятельность всех субъектов социального воспитания, взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

6. Охранно-защитная функция: использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, содействует применению мер государственного принуждения в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей.

7. Психотерапевтическая функция: заботится о душевном равновесии ребенка, устанавливает доверительные отношения, оказывает помощь в разрешении межличностных конфликтов.

8. Социально-профилактическая функция: организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения детей и подростков, влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости, способствует социальному оздоровлению семьи.

9. Реабилитационная функция: организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц, испытывающих социально-экономические, профессиональные и прочие затруднения.

Социальные роли. Посредник: связующее звено между детьми и взрослыми, семьей и государственными службами. Адвокат: защитник интересов, законных прав человека. Помощник: помогает людям расширить их компетенцию и развить способность самим решать свои проблемы. Психотерапевт и наставник: «ведет» семью, заботясь о ее здоровье, незыблемости нравственных, общечеловеческих ценностей, своевременном разрешении проблем. Конфликтолог: предотвращает и разрешает конфликтные ситуации своих клиентов. Аниматор: побуждает человека к действию, способствует к восстановлению взаимовыгодного взаимодействия меду личностью и обществом. Эксперт: постановка социального диагноза и определение методов компетентного вмешательства. Общественный деятель: поддерживает, возглавляет и развивает социальные инициативы граждан.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте функции социального педагога.

Определите социальные роли социального педагога.

Тема 22. Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности. (Социальная защита детства)

Нестабильная экономическая обстановка, снижение жизненного уровня семьи, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования, культуры, привело к заметному ухудшению положения детей.

Если раньше (10-15 лет назад) интересы детей считались приоритетными, то сейчас государство обязуется обеспечить минимальный стандарт качества жизни детей.

Проблемы детства в РФ:

- ухудшение состояния здоровья детей (только 14% детей могут считаться относительно здоровыми, растет социальная патология, число детей-инвалидов, суицидальное поведение);

- образование и воспитание (10% детей школьного возраста нигде не обучаются, в школе дети подвергаются физическому, психическому насилию, затруднено получение образования детьми с отклонениями в развитии, растет число педагогически несостоятельных семей – низкий уровень жизни, асоциальное поведение, насилие в семье);

- несформированность правовой базы защиты детства (ряд прав детей, зафиксированных в «Конвенции о правах ребенка», не нашли отражения в законодательстве РФ, недостаточно проработана защита прав детей в бракоразводных процессах, в сфере занятости, отсутствует система ювенальной юстиции, не установлена повышенная ответственность родителей, должностных лиц за нарушение прав детей. Главное – не разработан четкий механизм реализации и защиты прав детей;

- увеличивается число детей (категорий), находящихся в социально-опасных условиях (беспризорные, дети-беженцы, жертвы вооруженных действий и конфликтов, подвергшиеся насилию и др.)

Следует отметить также недостаточность государственной статистики, неэффективность процедуры проверки результатов мероприятий по защите детства, отсутствие реального взаимодействия учреждений в сфере защиты детства.

Социальная защита детства – это целенаправленная деятельность государства, направленная на обеспечение развития личности ребенка.

Социальная защита детства может быть рассмотрена в 4 аспектах:

1. Социальная защита процесса формирования и развития личности, то есть создание условий для полноценного развития ребенка (сироты, инвалиды).

2. Социальная защита среды формирования личности (микросоциум, семья).

3. Защита прав детей.

4. Целевая социальная защита.

Объектами являются дети, семья; субъектами – государство, образовательные, медицинские, социальные и др. учреждения, должностные лица, специалисты, родители, дети.

Основные принципы социальной защиты детства: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Правовая база защиты детства: «Конвенция ООН о правах ребенка»(1989г). Отражены фундаментальные принципы: равенства, приоритета интересов детей. Ребенок провозглашается как полноценная личность, самостоятельный субъект права. Определен весь комплекс гражданских, политических, экономических, социально-культурных прав детей, установлены правовые нормы ответственности государства за их соблюдение.

Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Ее положения группируются согласно 4 основным требованиям, которые должны обеспечить право детей на выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества. Отражены права детей разных категорий.

Следовательно, Конвенция предлагает ряд существенных ориентиров для семейного и школьного воспитания, для развития системы защиты детства, семьи.

Законодательство РФ: Конституция РФ. Отраслевое законодательство: семейное, трудовое, гражданское, жилищное право. Законодательство по защите детства стало формироваться с начала 90-х гг. ХХ века, после ратификации конвенции.

В 1992 г. принят Указ президента «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации. Об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы».

В 1993 г. – Федеральная программа «Дети России»; 1998 г. – федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», в котором определены цели, принципы, субъекты защиты детства, категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охарактеризованы государственные минимальные социальные стандарты качества жизни детей, определены права в сфере профессиональной ориентации, отдых, защита прав в суде. Предусмотрено возмещение материального вреда, нанесенного ребенку. В целом данный закон имеет рамочный характер.

Основные направления социальной защиты детства отражены в «Плане по улучшению положения детей в РФ».

ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (1999) – понятие «безнадзорный, беспризорный»; принципы, инфраструктура системы профилактики (образовательные учреждения, учреждения соц. обслуживания, специализированные учреждения для несовершеннолетних, органы опеки и попечительства и др.).

Региональное законодательство в сфере защиты детства: закон ВО «Об основах организации и деятельности органов опеки и попечительства» (с изменениями на 2000 год), «Об охране семьи, материнства и детства» (2003).

Таким образом, необходима доработка правовой базы защиты детства, приведение ее в соответствие с международным законодательством, отражение всех прав детей, разработка механизма из защиты.

Основные направления работы социального педагога по защите детства: информирование, консультирование, обучение, представление интересов детей и защита их прав.

Реализация охранно-защитной функции социального педагога имеет специфику в зависимости от учреждения, в котором он работает.

В общеобразовательной школе его деятельность главным образом направлена на профилактику безнадзорности (работа с неблагополучными семьями), обеспечение реализации права на образование и сопутствующих прав каждым ребенком, представление интересов детей в конфликтных ситуациях.

В интернатных учреждениях социальный педагог занимается оформлением документов, подтверждающих правовой статус ребенка, его жизненные права, право на социальные обеспечения (пособия, алименты); патронаж выпускников; деятельность по устройству в семью.

В социальном приюте социальный педагог организует оказание экстренной комплексной помощи, способствует установлению правового статуса детей, восстановлению социальных связей.

Таким образом, социальный педагог играет большую роль в современной системе защиты детства. Он выступает в роли посредника, организатора, субъекта защиты прав детей.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте позитивные и негативные аспекты социальной защиты детства на современном этапе.

2. Раскройте сущность деятельности социального педагога по защите прав детей в различных сферах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.012 с.)