Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 24. Основные направления и методики организации досуговой деятельности.

Поиск

Социальная сущность досуга.

Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, свободное время, нерабочая деятельность, рекреация.

Специалисты насчитывают более 600 форм и видов досуговых занятий, но у значительной части социально-демографических групп населения преобладают совершенно определенные стандарты, стереотипы досуговых занятий.

В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей жизни.

В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени, синоним нерабочей деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент.

Досуг в семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи – динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым социально-экономическим условиям, содержание и направленности семейной политики. Досуг в известном смысле строит семью, если он не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе.

Характерными чертами досуга является его неразрывная связь с содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями.

Таким образом, досуг – это часть социального времени личности, групп или общества в целом, которая используется для сохранения восстановления, развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и пенсионеры. Это время дает им возможность удовлетворять потребности в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе.

Современные концепции досуга и досуговой деятельности

1. Деятельностная концепция досуга, в которой досуговая деятельность в свободное от работы время рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека.

Деятельностная концепция досуга дает основание сделать несколько выводов. Досуговая деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами и желаниями. Его результатом является наслаждение самим процессом деятельности.

2. Медико-биологическая концепция – оздоровительную основу этой концепции составляет разработка механизмов лечения заболеваний или предупреждение их с помощью лечебных природных факторов, контакт с которыми, естественно, возможен лишь в нерабочее, свободное время. Целям использования досугового времени как способа оздоровления, снятия стрессов служит расширение сети исторически сложившихся и вновь открываемых курортно-рекреационных центров, как в России, так и за рубежом.

3. Отдельную группу составляют культурологические и социально-культурологические концепции досуга. Главное – содержательное наполнение свободного времени. Досуг в этих концепциях воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями.

В содержании досуга в последнее десятилетие возросло влияние возрастных и сословных субкультур подростковой, молодежной, дворянской. Каждая субкультура вносит в систему досуговых ценностей, традиций свои черты.

4. С культурологическими концепциями досуга тесно связаны экологические и природно-ориентированные концепции. Они выдвигают на первый план роль природных условий как решающего фактора полноценного досуга, использования природных компонентов.

Основу экологических концепций составляют два типа отношения человека к окружающей среде. К первому типу относится максимальная приспособленность, адаптация ребенка, взрослого к существующему вокруг природному комплексу, стремления людей сохранить природу: воздух, лесных массивов, разнообразие флоры и фауны. Сейчас сокращается реальная площадь естественно-природной среды.

Второй тип отношений – состоит в преобразовании природы в места массового отдыха в соответствии с требованиями и нуждами населения. По существу природа превращается в природно-технический комплекс со специально проложенными дорогами, оборудованными пляжами.

5. На современном этапе широкое распространение получила техноэкономическая концепция. Наличие досуговых потребностей населения, рост спроса на многочисленные виды досуговых занятий неизбежно требуют создания специальной отрасли досугового обслуживания, развития сферы досуговых услуг, индустрии отдыха и развлечений.

С точки зрения социального воспитания досуг должен решать следующие задачи:

-доставлять радость и удовольствие, развивать социальные отношения (семья, друзья, сообщества), предлагать возможности для коммуникации;

-дать возможность для реализации демократических инициатив для участия в общественной жизни;

-должен способствовать развитию собственной инициативы, самоопределению.

Принципы досуговой деятельности

1. Творческой направленности деятельности;

2. Диффернциации и индивидуализации деятельности;

3. Гедонизма;

4. Компенсации(возмещает и уравновешивает ограниченность трудовой и учебной деятельности, ограниченность жизни и общения);

Функции досуговой деятельности

1. Социокультурная – насыщение свободного времени общественно-полезной, творческой, воспитательно-ценной деятельностью.

2. Рекреационно-развлекательная - направлена на снятие напряжения, физическую и психическую разрядку.

3. Ценностно-регулятивная – формирует определенные ценности, регулирует поведение.

4. Развивающая – гармоничное развитие личности.

Таким образом, досуговая деятельность – это свободная деятельность, осуществляемая в свободное время, основана на общности интересов, инициативе, добровольности.

Социальный педагог в системе досуга (внешкольная работа в образовательном учреждении, учреждениях дополнительного образования, детских организациях, в клубах по месту жительства).

Наиболее распространенной формой организации досуга выступает клубная деятельность. Клубная работа – один из видов социальной деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально – творческой активности личности. Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, а также самодеятельности и самоуправления, учета их возрастных и социокультурных особенностей. Посещения клуба способствуют включению ребенка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми, формируют опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений; выявляют и развивают интеллектуальные, коммуникативные, экспрессивные, инструментальные способности.

Кружок – объединение любителей той или иной деятельности, во главе которой стоит профессиональный педагог или специалист по профилю кружка. Кружок всегда структурное подразделение какого-либо учреждения.

Творческая студия объединяет одаренную молодежь и несет в себе элементы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте возможности досуга в социальном воспитании.

2. Покажите на примере клуба по месту жительства содержание деятельности социального педагога.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 846; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.23 (0.011 с.)