Тема 3.1. Формы культурно-досуговых программ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.1. Формы культурно-досуговых программ



1 час.

Основные термины: массовые формы социально-культурной деятельности,

концерт, конферансье, концерт народного творчества, детский концерт, театрализованный концерт, фестиваль, игровое действие, праздник, театрализованное представление, моноспектакль, презентация, шоу-программа, мюзикл, обряд.

Массовые формы социально-культурной деятельности как неотъемлемая часть праздника, торжества. Концерт и технологии его создания, требующие точной очередности по жанрам и эпизодам в программе. Создание репертуара конферансье и значимость основной сюжетной линии, которую он ведет. Подача номеров, нахождение кульминации конферанса.

Характеристики концерта, определяющие его вид: концерт народного творчества, детский концерт, театрализованный концерт.

Специфика организации концерта народного творчества, построенного на фольклорной основе. Использование устного народного творчества, искусства скоморохов, имеющие четкие жанровые методики, нашедшие воплощение в концертном эпизоде.

Детский концерт, характеризующийся дифференцированными возрастными группами участников и решающий воспитательные, развивающие и обучающие задачи.

Театрализованный, или тематический, концерт, использующий многообразие жанров и видов искусства (академический хор, народный танец и т.д.).

Фестиваль, содержащий в себе характеристики концертной программы, главной целью которой является объединение людей, связанных общими интересами, воспитательными задачами (фестивали народного творчества, фестивали кино, рок-фестивали, фестивали классической музыки и т.д.).

Игровое действие как форма моделирования социальных отношений, средство овладения различными жизненными ситуациями, как возможность обучения типам поведения.

Праздник, который строится на широком вовлечении зрителя в действие. Разновидности театрализованного праздника - театрализованное шествие, театрализованное представление, карнавал, праздник на воде, праздник авторской песни и т.д.

Моноспектакль, в программе которого все эпизоды осуществляются одним исполнителем.

Современные формы культурно-досуговых программ: презентация, шоу-программа, мюзикл. Презентация, имеющая своей задачей представление товара или услуги, истории фирмы, его производящей, развлекательную концертную программу для сотрудников и гостей фирмы. Специфика шоу – программы, объединяющей разные жанры искусства, воздействующие на зрителя с целью развлечения и отдыха.

Драматургия мюзикла, тесно связанная с драматургией эстрадного музыкального театра. Значение в мюзикле технического оснащения сценической площадки. Характеристика обрядов как совокупности установленных обычаем действий людей, связанных с общественными или бытовыми традициями. Обряд как персонифицированный личностный праздник.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы принципы размещения репертуара в концерте?

2. Как используется метод театрализации в реконструкции исторических событий?

3. Охарактеризуйте работу ночных клубов.

4. Какие вы знаете современные массовые праздники? В чем специфика их постановки?

5. Каковы особенности постановки обрядов?

Основная литература:

1. Герасимов С.В. Массовые праздники как фактор развития социального партнерства: Автореф… канд. Педаг. наук / С.В. Герасимов. – Санкт-Петербург, 2007.

2. Еременко В.С. Театрализованный массовый праздник. Основы праздничного производства / В.С. Еременко. – Кемерово, 2009.

3. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков.- М.: МГУКИ, 2007.

4. Казачёк И.А. Сценарно-режиссерские основы массовых праздников и обрядов / И.А. Казачёк. – СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2009.

5. Курбатов В.П. Сценический образ спектакля как системный объект: учеб. пособие / В.П. Курбатов.- Кемерово: Кемеровский гос. университет культуры и искусств, 2007.

 

Дополнительная литература:

1. Генкин Д.М. А. А. Возможные использования художественных выразительных средств в методике театрализации / Д.М. Генкин, А.А. Конович.- М., 1982.

2. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций /А.С. Каргин.- М., 1997.

3. Конович А.А. Театрализация как метод активизации участников массововй культурно-просветительской работы. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук.- Л., 1980.

4. Орлов О.Л. Праздничная культура России. – СПб: СПбГУКИ, 2001.

5.Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. / В.Я. Суртаев.- СПб, 2005.

 

Тема 3.2. Реализация игровых, конкурсных программ,1 час.

Основные термины: игровые технологии, конкурсная программа, смотры-конкурсы, масс-медиа средства, телевизионные игры.

Сценарно-режиссерское мастерство в досуговой деятельности. Технологии подготовки и организации массовых форм социально-культурной деятельности. Признаки, характеризующие массовые формы: содержание мероприятия; способ организации материала, род действия, акции; способы общения с людьми, организация их активности; материально-технические средства осуществления культурно-досуговых программ.

Реализация художественно-педагогических задач в культурно-досуговых программах. Особенности режиссуры информационно-развлекательных, художественно-публицистических, игровых, конкурсно-игровых, и др. программ. Масс-медиа в культурно-досуговой программе.

Основные проблемы сценарно-режиссерских разработок культурно-досуговых программ. Современность и наследие прошлого. Создание сценария: от этюда к театрализованному празднику. Принципы художественного и документального использования материала. Монтажный лист культурно-досуговой программы. Методика поиска и отбора художественных и документальных средств в культурно-досуговой программе. Принципы инсценирования документального материала, стиха, песни (иллюстрация, ассоциация, сюжет) в культурно-досуговой программе. Постановочная работа режиссера с художником, композитором, балетмейстером и др.

Игровой метод. Конкурсная программа как художественно-педагогическое явление. Смотры-конкурсы как способы реализации творческого и умственного потенциала участников. Специфика телевизионных игр. Возрастные особенности игровых и конкурсных программ. Замысел игровых программ. Реквизит в игровой программе.

Молодежные, корпоративные вечеринки, балы, особенности их организации и педагогические задачи. Современные формы и жанры культурно-досуговых программ: конкурсные игры, кабаре, варьете, ночные клубы, промоутерская деятельность, выставка – продажа и т.п.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности реализации игровыхтехнологий?

2. Как строятся игровые шоу-программы на телевидении?

3. Каковы принципы инсценирования песни в праздничной игровой программе?

4. Как сочетается современность и наследие прошлого в игровой деятельности?

5. Какие игры используются в культурно-досуговой программе?

 

Основная литература:

1. Федеральная целевая программа Культура России (2012-2018 гг.). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 186. http://fcpkultura.ru/new.php?id=9.

2. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков.- М.: МГУКИ, 2007.

3. Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов вузов культуры и искусств / Л.С. Жаркова.- М.: МГУКИ, 2010

4. Казачёк И.А. Сценарно-режиссерские основы массовых праздников и обрядов / И.А. Казачёк. – СПб: Изд-во СПбГУКИ, 2009.

5. Суртаев В.Я. Ценностные ориентации молодежи в социокультурном пространстве / В.Я. Суртаев.- СПб: СПб ГУКИ, 2010.

 

Дополнительная литература:

1.Акимов Н.П. О режиссуре. Театральное наследие / Н.П. Акимов - М., 1978

2. Генкин Д.М. Организация и методика художественно-массовой работы / Д.М. Генкин. - М.: Просвещение, 1987.

3. 3ахава Б.Е. Мастерство актера и режиссера / Б.Е. Захава. – М.: Советская Россия, 1964.

4. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников: Учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств / О.И. Марков. - Краснодар: КГУКИ, 2004.

5. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов-на-Дону, 2001.

Тема 3.3. Особенности реализации сценарно-режиссерских разработок физкультурно-спортивных праздников,1 час.

Основные термины: физкультурно-спортивные праздники, олимпиады, спортивные учреждения, сфера туризма, медиа-рынок.

Цели и задачи физкультурно-спортивных праздников, олимпиад. Их актуализация в современных условиях. Прикладной характер физкультурно-спортивной деятельности в области досуга, искусства Применение сценарно-режиссерских технологий в физкультурно-спортивной деятельности. Оказание сценарно-режиссерской помощи в деятельности спортивных учреждений, организации соревнований, олимпиад. Практические и методические рекомендации сценаристу и режиссеру при составлении программ психологического содействия социальной адаптации людей. Спортивные семейные вечера, специфика их постановки. Использование парком культуры и отдыха живой природы (флоры и фауны), открытых площадок для физической культуры, спорта, игр и развлечений, игровых автоматов, видеотеки, аттракционов, театрализованных зрелищ. Привлечение внимания посетителей парков, к положительному примеру социального поведения, к развитию физической культуры, культуры здоровья и общения.

Реализация сценарно-режиссерских технологий в физкультурно-спортивных учреждениях, в сфере туризма. Влияние технологий масс-медиа на формирование ценностных ориентаций людей. Проникновение наиболее развитых сфер мирового медиа-рынка (рынка звукозаписи, производства фильмов, книгоиздания) в сценарную культуру режиссера.

Контрольные вопросы:

  1. Какие сценарно-режиссерские технологии применяются в физкультурно-спортивной деятельности?
  2. Каковы особенности режиссуры физкультурно-спортивных праздников?
  3. Как живая природа используется парком культуры и отдыха в физкультурно-спортивной деятельности?
  4. Какова специфика работы режиссера в сфере туризма, организации физкультурно-спортивных программ?
  5. Какие медиасредства использует режиссер в физкультурно-спортивных программах?

Основная литература:

1. Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность: педагогические ресурсы /А.С. Ковальчук. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011.

2. Стрельцов Ю.А. Педагогика досуга: Учеб. пособие / Ю.А.Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова.- М.: МГУКИ, 2008.

3. Суртаев В.Я. Ценностные ориентации молодежи в социокультурном пространстве / В.Я. Суртаев.- СПб: СПб ГУКИ, 2010.

4. Шевченко М. Я рисую успех и здоровье. Арттерапия для всех. / М. Шевченко. – СПб.: ПИТЕР, 2007.

5. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник / Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2007.

Дополнительная литература:

1.Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник /Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.- М., 2004.

2.Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР.- М.: Наука, 1990.

3. Марков О.И. Сценарные технологии / О.И. Марков.- Краснодар, 2004.

4.Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. / Под ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов, 2004.

5.Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов-на-Дону, 2001.

 

Тема 3.4. Театрализация как творческий метод режиссуры социально-культурной деятельности,1 час.

Основные термины: театрализация,модное дефиле, показ авангардного искусства, театрализованные постановки танцоров, поисково-исследовательская работа сценариста, сценарная культура режиссера.

Специфика театрализации как творческого метода режиссуры социально-культурнойдеятельности. Использование театрализации на занятиях самодеятельного художественного творчества и любительского движения. Создание режиссером-педагогом условий для развития способностей личности, приобщая ее к различным видам духовной, творческой деятельности. Сценарно-режиссерские компоненты учебно-воспитательного процесса в коллективах художественного народного творчества. Специфика режиссуры культурно-досуговых программ в социальной работе.

Сценарно-режиссерские технологии организации концертных выступлений музыкальных групп, отдельных исполнителей, модных дефиле, показов авангардного искусства, цирковых номеров, феерических театрализованных постановок танцоров-профессионалов и т.д.

Использование театрализации на занятиях художественно-творческих студий, школ, центров эстетического воспитания и творчества. Применение метода театрализации в реконструкции исторических событий. Их воспитательная и познавательная ценность.

Поисково-исследовательская работа сценариста по изучению культуры региона. Технологии изучения, сохранения, восстановления, освоения и использования культурных ценностей, культурного наследия региона – важное условие формирования сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников.

 

Контрольные вопросы:

1. Какова познавательная и воспитательная ценность использования режиссером метода театрализации в социально-культурнойдеятельности?

2. Назовите сценарно-режиссерские технологии театрализованных постановок танцоров?

3. Каковы особенности использования метода театрализации в учебно-воспитательном процессе коллективов художественного творчества?

4. Назовите методы исследования культурного наследия региона и их использование в труде сценариста-режиссера.

5. Как используется метод театрализации в реконструкции исторических событий?

 

Основная литература:

1. Ариарский М.А. Прикладная культурология на службе развития личности /М.А. Ариарский, Г.П. Бутиков // Педагогика. – 2001.- №2

2. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков.- М.: МГУКИ, 2007.

3. Курбатов В.П. Сценический образ спектакля как системный объект: учеб. пособие / В.П. Курбатов.- Кемерово: Кемеровский гос. университет культуры и искусств, 2007.

4. Паренчук Т.Н. Праздничная культура современной России в контексте урбанизации: Автореф…канд. Культурологии / Т.Н. Паренчук. – Кемерово, 2008.

5. Тихоновская Г.С. Сценарно-режиссерские технологии создания культурно-досуговых программ /Г.С. Тихоновская.- М.: Изд. Дом МГУКИ, 2010.

 

Дополнительная литература:

1. Акимов Н.П. О режиссуре. Театральное наследие / Н.П. Акимов - М., 1978.

2.Демин Л.М. Взаимодействие культур и проблема взаимных культурных влияний: Учеб. пособ./Л.М. Демин - М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1999.

3.Культурно-досуговая деятельность./ Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова.- М., 1998.

4.Марков О.И. Сценарные технологии / О.И. Марков.- Краснодар, 2004. 5.Розовский М.И. Режиссер зрелища / М.И. Розовский.- М.: Советская Россия, 1973.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.143.40 (0.011 с.)