Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свободное время и досуговые занятия в древнем мире

Поиск

 

Заметные перемены происходили в сообществах Древнего мира. В великих культурах этого периода — в Древнем Египте, в древней Индии, древнем Китае, в культуре Античности (Древней Греции и Древнем Риме) — возникли важнейшие предпосылки и условия для появления досуговой деятельности. В то время люди уже живут в постоянных поселениях (деревнях, городах), занима- ются земледелием, торговлей, ремеслом как ведущими направле- ниями хозяйства.

В обществах Древнего мира начала развиваться частная соб- ственность, что вело к экономическому и социальному расслоению.


Появились родовая аристократия, чиновничество, военное сословие, сформировался институт рабства и беднейших слоев свободного на- селения. Здесь интенсивно росли крупные городские поселения, где появилось множество новых занятий и профессий, в том числе свя- занных с письменностью, государственным управлением и право- вой деятельностью.

В новых условиях исчезали простые формы социального равно- правия первобытного общества. Довольно многочисленные соци- альные слои стали составлять рабы. Другие, не менее многочислен- ные слои оставались свободными, но при этом были настолько бед- ны, что постоянно трудились ради выживания. Многие сословия в городах (ремесленники, купцы, военные) не принадлежали к бедня- кам, но каждодневный труд оставался непреложным условием их жизни.

У части свободных граждан древних государств появлялся лич- ный досуг, который можно сблизить с современными формами от- дыха. Досуговые занятия начинают четко подразделяться на те, ко- торые выполняют дома, и те, которые проходят в общественном ме- сте, на городской улице. Женщины проводили свободное время в домашних условиях и использовали его на любительские занятия — занимались рукоделием, общались с родственниками, изустно пере- давали фольклор детям. Мужчины личное время проводили как дома, так и вне его — на охоте, в общественно-публичных местах, в путе- шествиях.

Многие домашние и внедомашние занятия связаны были с тра- диционными играми, спортивными состязаниями, которые требова- ли либо прямого участия человека, либо наблюдения за их ходом. Тогда же появляются настольные игры.

Самым популярным спортивным зрелищем в Древнем Риме были гонки на колесницах, которые происходили на специальной арене, так называемом цирке или ипподроме. Крупнейшим был цирк в Риме. В день обычно проходило 24 заезда, в каждом из ко- торых участвовало 12 колесниц, представлявших четыре разные команды.

Каждый заезд обычно состоял из семи кругов. Отсчет велся с помощью каких-либо вращающихся предметов, например изобра-


жений дельфинов или огромных яиц, закрепленных на столбах на возвышении центральной части арены.

Каждая команда имела своего тренера и свои отдельные конюш- ни. Сторонники каждой из команд отличались фанатичной предан- ностью, и результаты гонок, не устраивавшие большинство зрите- лей, могли вызвать беспорядки. Победители гонок становились очень богатыми и популярными людьми. Руководил такими гонка- ми какой-нибудь крупный государственный деятель или лично им- ператор, подававший знак к началу заезда, бросив белый платок со своей трибуны.

Более индивидуализированный характер досуга был характерен для представителей высших классов, которые имели возможность пользоваться услугами рабов, выполнявших функции прислуги. Люди могли выбирать занятия, согласующиеся с личными предпо- чтениями, использовать время для развлечений, путешествий, об- разования или просто ничего не делать.

Таким образом, содержание свободного времени у состоятель- ных групп во многом начинает отличаться от традиционных заня- тий, поскольку их обладатели стремились получить в свободное время новые впечатления и ощущения. Представители таких слоев задавали тон в распространении нетрадиционных досуговых заня- тий, которые требовали и времени, и средств. Тогда зародилось кол- лекционирование редких предметов, проживание летом в загород- ных виллах, прогулки на природе, творческие занятия и др.

Состоятельные слои, а также ценители становились первыми слушателями и читателями авторских произведений: авторской по- эзии, прозы, драматургии. Еще одно занятие состоятельных слоев того времени было связано с приглашением гостей на обильное уго- щение, которое могло длиться несколько дней.

Вместе с тем в культурах Древнего мира уже сформировались традиции, позволяющие объединять огромное число людей во вре- мя всеобщих праздников. Общие праздники были связаны как с ре- лигией, так и с народными календарно-трудовыми обычаями. На таких празднествах были распространены зрелищно-развлекатель- ные представления, ставшие первыми в истории массовыми меро- приятиями.


В некоторых регионах Древнего мира (Индии, Греции, Древнем Риме) появились театры и развивалась драматургия. Развивалось светское массово-зрелищное музыкальное, цирковое искусство, са- мостоятельные формы которого появлялись в разных регионах Древнего мира.

Общественные развлечения и зрелища в Древнем Риме носили название луди (игры). Существовало три вида зрелищ: театральные представления, гонки на колесницах и гладиаторские бои и травли диких зверей. Вначале эти представления происходили в одном и том же месте друг за другом, развлекая публику весь день. Однако в эпоху империи каждое из них происходило отдельно от других, ча- сто в специально построенных для этого зданиях.

Общественные сады и парки были популярными местами отды- ха и развлечений. Римляне также с удовольствием занимались бе- гом, метанием копья и борьбой и устраивали состязания. Для этого в Риме были отведены особые места, например Марсово поле. По- пулярными были развлечения, не требующие больших физических усилий. Так, римляне вычерчивали на земле клетки и играли на них в игру, подобную нашим шашкам. К числу азартных игр с монетами относилась игра «голова и корабль» — римский вариант игры «орел или решка».

Излюбленной формой досуга в городах стали зрелища, получив- шие наибольшее распространение в Риме. Самыми популярными зрелищами были гладиаторские бои и состязания в беге на колесни- цах. Гладиаторы и возницы пользовались особенным расположени- ем публики, выполняя в обществе фактически ту же роль, что по- пулярные спортсмены, артисты или певцы в наше время.

На игры все смотрели как на самое верное средство развить в человеке ловкость, грациозность и укрепить здоровье. Именно греки подарили миру одну из прекраснейших форм досуговой деятельно- сти — Олимпийские игры, принципом которых является участие, а не выигрыш.

Театральные представления вначале происходили в примитив- ных деревянных театрах, но в 55 г. до н.э. Полтей построил в Риме первый каменный театр, вмещавший до 27 тысяч зрителей. Позже такие каменные театры были построены по всей Римской империи.


Таким образом, в Древнем мире труд и развлечение дифферен- цируются, становясь самостоятельными сферами жизни человека. У представителей широких слоев они чаще тесно переплетаются с народной культурой — фольклором, народными праздниками. До- суг знати приобретает собственные формы, наполняясь новым со- держанием.

 

 

ДОСУГ В эПОхУ СрЕДНЕВЕКОВьЯ

 

В этот период продолжают существовать традиционные формы жизнедеятельности, отдыха и культуры досуга, которые свойствен- ны Древнему миру. В Средние века продолжают углубляться такие виды деятельности, которые потенциально способны динамизиро- вать общественное развитие, — философская мысль, наука, искус- ство и др.

Поначалу научно-философское наследие Древнего мира было востребовано в арабо-мусульманских странах Ближнего Востока. В досуговых занятиях мусульманского мира Ближнего Востока сме- шивались обычаи разных народов и религиозных традиций. Так, в Египте трижды отмечали новогодние праздники: весной — персид- ский, в августе — коптский, а начало мусульманского года было скользящим и переносилось каждый год.

В средневековый период в Западной Европе важнейшие стороны общественной и личной жизни, как и в арабо-мусульманском мире, приобретали духовное наполнение, строго регламентировались ре- лигией и контролировались Церковью. Так, в христианском мире жестко разграничивались дни труда и дни, свободные от работы.

В Средние века получили развитие такие фольклорные формы, как легенды, сказки, народный юмор, мифы и народное искусство в целом. Кроме того, в западном обществе того периода заметно вы- делялся досуг представителей феодально-рыцарской среды и бога- тых горожан. Досуг состоятельных горожан сводился в основном к пирам, охоте, военным тренировкам, турнирам.

Турниры в то время могли проводиться по любому поводу и без предварительного объявления. Достаточно, чтобы рыцари собра- лись и у них хватило времени на организацию одного из видов со-


стязаний. Подобные турниры проводились на равнине, в песчаной, ровной и безлесной местности. Смотреть на них приходили все, кто хотел, и первыми на эти состязания собирались женщины. К заранее объявленным турнирам готовились тщательно, бой устраивали на огороженном поле, с одной стороны которого возводили трибуны для судей и дам.

Турнирным призом были драгоценность, ловчая птица, а иногда и просто поцелуй. На турнире, который устраивал знатный вельмо- жа, был обычай преподносить подарки всем рыцарям, принявшим в нем участие: деньги, меха, породистых жеребцов, шелковые одежды и др.

Жители средневековых городов — как зажиточные, так и бед- ные — развлекались гораздо проще, нежели хозяева рыцарских зам- ков и крупных поместий. Среди горожан были распространены до- машние праздники с разнообразными играми, музицированием. Горожане победнее предпочитали более простые занятия: рукодель- ничали, танцевали. Для досуга рядового человека того времени были характерны тяга к зрелищам, любопытство к неизвестному.

Для эпохи Средневековья было характерно острое чувство страха смерти. Образ танцующей смерти возник уже в глубокой древности; фигура смерти появляется также в танцах многих первобытных об- ществ, но именно в эпоху Средневековья образ смерти превращает- ся в символ потрясающей силы. «Танец смерти» особенно широко распространился в Европе в XIV в., в период эпидемии чумы.

Средневековый танец оставался еще во многом импровизиро- ванным действом. Народ любил хороводы, но устойчивых правил здесь не существовало. Танец был принятой формой ухаживания, исполнители сопровождали его пением, а движения в танце были самые простые.

Неотъемлемой частью повседневной жизни людей того времени была музыка, которая звучала во времена празднеств и званых вече- ров. Для свадеб и Дня святого Валентина музыка должна была соз- давать романтическую атмосферу.

В Средние века на массовых праздниках были и другие развле- чения, которые объединяли целые сословия: подвижные игры (хож- дение на ходулях, катание на качелях и др.), состязания (борьба,


перетягивание каната, метание камней и др.). Популярными были петушиные бои, участие в травле собаками привязанного быка.

Среди спортивных развлечений самыми популярными были все- возможные варианты игры в мяч. Небольшие кожаные шары, кото- рые легко ложились в руку, расшивали золотом и украшали герба- ми. Не менее знамениты были игры в шарики — каменные, метал- лические, деревянные или из драгоценной слоновой кости. Богатые вельможи приобретали шары из диковинного малахита, бирюзы, можжевельника или тяжелого самшита. Значительное место среди спортивных развлечений занимали и верховые игры, когда сочета- лись искусство управления лошадью и умение метко бросать или ловить мяч. Развлекаться мячами и шариками предпочитали на лоне природы, а вечером, когда тепло и мягкий свет наполняют человека блаженным покоем, на столиках раскладывали другие игры: тавлеи, игры-головоломки, шахматы.

На праздничных улицах и площадях всегда было множество ма- стеров, которых можно считать предшественниками современных артистов театра и цирка: жонглеров, дрессировщиков, фокусников, кукольников, шутов.

 

 

РАзВИтИЕ ДОСУГА В рОССИИ

 

Досуг русских людей в древности и в средневековый период. В дохристианский период у восточных славян существовали тради- ционные формы отдыха и богатый мифологический пласт культуры, свойственные многим языческим народам. В деревнях проходили игрища молодежи, девичьи хороводы на праздниках. Зимними вече- рами женщины собирались за прядением или рукоделием. В Киев- ской Руси при княжеском дворе устраивались пиршества за общим столом.

После принятия христианства славянами и жившими рядом с ними угрофинскими народами стали распространяться христиан- ские праздники, а также регламентироваться свободное время в со- ответствии с религиозными догматами. В Киевской и Московской Руси развивалось также такое явление, как русская святость, вырас- тающее из жизни отшельников, монахов, благочестивых людей,


оказавшее заметное влияние как на повседневную жизнь населения

России, так и на досуг простых людей.

С принятием христианства на Руси складывается явление «двух культур» — духовной и светской. Духовная культура подразумева- ла изменение мировоззрения людей, их восприятия всей жизни, а значит, и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Развитие русской культуры отразило эту особенность в духовной жизни общества, народном быту и в содержании досуга.

Именно благодаря религиозному мировоззрению в обществе за- креплялось отношение к труду не как к источнику богатства, а как к душеспасительному занятию. Церковь формировала подозритель- ное отношение не только к безделью, но и к развлечениям, утехам, пиршествам. Так же как и в средневековом западноевропейском обществе, человек должен был каждодневно присутствовать на цер- ковных службах, соблюдать обряды. В свободное время рекомендо- вались освоение духовных знаний, чтение Библии и Нового Завета, размышления, молитвы. Общественные формы досуга долгий пери- од развивались на церковно-религиозной основе.

Появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям но- вой религии. Церковь вводит жесткую регламентацию в жизнь кре- стьян, упорядочив систему календарных праздников. Церковные праздники гарантировали крестьянам право на отдых, проводя чет- кую грань между трудовой и досуговой деятельностью.

В народной культуре продолжали воспроизводиться фольклор- ные формы, которые широко использовались всеми слоями населения в свободное время будней и праздников. Кроме того, существовали старые рекреационные обычаи и формы отдыха. Так, представители народных слоев русского общества предпочитали коллективные игры на открытом воздухе, а также борьбу, кулачные бои.

В эпоху Средневековья к XV в. появляются новые формы досу- гового времяпрепровождения, связанные с развитием зрелищной культуры. В городах и селениях публику развлекали песнями, тан-


цами, цирковыми номерами и шутками бродячие артисты — скомо- рохи. Более состоятельные граждане Московии могли организовать медвежью «потеху» — травлю медведей и волков собаками.

Во времена скоморохов на городских улицах, в отдаленных се- лах, а также во многих семьях можно было встретить гусельника, сказителя, которые были хранителями народного поэтического и музыкального творчества и, по существу, выполняли развивающие, интеграционные, развлекательные функции. В домашнем обиходе русские увлекались игрой в шашки, карты. Среди представителей высших слоев была распространена игра в шахматы.

Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было «затворничество» женщин, что сказывалось на их досуге. Женщина-крестьянка имела право принимать участие во всех кол- лективных праздниках и других формах общественного досуга, что определялось условиями жизни и крестьянского труда. Женщины из боярских, дворянских, купеческих семей были сильно ограничены в способах проведения досуга. Им не разрешалось принимать участие в коллективных празднествах, не допускались музыка и танцы. В лучшем случае они могли развлечься под представления шутов и скоморохов.

При царском дворе также сохранялись досуговые занятия, быто- вавшие еще в глубокой древности. Царь и знатные вельможи держа- ли «бахарей», «домрачеев» — людей, которые пели песни, расска- зывали сказки и истории об иностранных обычаях и старине. Для представлений во дворце была построена «Потешная палата».

Наблюдалось различие в проведении досуга городского и сель- ского населения. В городе раньше, чем на селе, стали меняться взгляды на ритуально-обрядовую сторону праздников. Труд ремес- ленников и торговцев не был напрямую связан с природно- климатическими условиями, и поэтому представления о связи не- которых праздников с божественными силами не имели столь важ- ного значения. Совершение обрядов все больше приобретало для городского люда характер игрового элемента, вносившего разно- образие и зрелищность в праздничное веселье.

В городах по сравнению с деревнями и селами устраивалось больше ярмарок и базаров, на которых городские жители могли по-


общаться, завязать новые знакомства, обменяться новостями. Го- родская площадь привлекала бродячих артистов, вследствие чего горожане чаще имели возможность смотреть различные уличные представления.

Все эти особенности свободного времяпрепровождения жителей села и горожан в XVI—XVII вв. свидетельствуют, что развлечения не выходили за рамки собственной культуры и развивались на базе традиций, на самодеятельной основе. Они не проводились в специ- ально оборудованных помещениях; не было также организаторов, которые целенаправленно занимались бы массовым отдыхом горо- жан. И только в XVIII—XIX вв. в городах страны предприимчивые люди начинают организовывать развлечения простых людей.

В селах и провинции вплоть до XX в. эту роль во многом вы- полняли торговые агенты-одиночки или представители торгово- ремесленных артелей — офени, коробейники. Они несли в глубинку не только городские товары повседневного спроса, но и книги, гра- вюры, народные картинки и др.

Досуг и виды занятий в петровский и послепетровский пери- од. В Киевской и Московской Руси досуг аристократии и состоя- тельных городских слоев мало чем отличался от проведения свобод- ного времени простым народом. Но социальные различия все же были, их дифференциация стала нарастать во времена Петра I, кото- рый вводил новые развлечения в дворянскую, чиновничью и воен- ную среду.

Первую попытку вытащить человека из скорлупы домашнего быта, расширить круг его интересов и контактов предпринял Петр I. Понимая, что разрушить устоявшиеся обычаи и традиции досуга не так-то легко, он пошел по пути принуждения. Появились его рас- поряжения об ассамблеях — новой форме проведения досуга дво- рян. Неотъемлемым элементом ассамблей были музыка и танцы. Важным в данной форме проведения досуга являлось присутствие женщин. Петр I буквально вырвал дворянских жен из домашнего

«заточения». Балы и маскарады с присутствием женщин стали обя- зательным элементом ассамблей. Петр I сам сочинял программы для маскарадов, шествий, зрелищ. Зрелища выполняли театраль- ную функцию.


Петровский период был во многом переломным по отношению к содержанию свободного времени. И хотя все новации этого перио- да не осмысливались в связи с таким понятием, как «досуг», по сво- ей сути они были таковыми. Первым шагом в этом направлении было стремление ограничить влияние церковников. Наряду с молеб- ном, колокольным звоном и крестным ходом — так испокон веков на Руси отмечали военные победы — Петр I ввел торжественные шествия победившей армии через триумфальные арки, с пушечной пальбой и фейерверками.

Возникают гражданские библиотеки, которые рассматриваются как важные для просвещения учреждения. Первая бесплатная библи- отека общественного пользования была учреждена в 1714 г. Пе- тром I в Петербурге. В год открытия в ней насчитывалось 2000 книг. По свидетельству иностранцев библиотека была одной из ведущих в Европе. Петром I положено начало существования еще двух учреж- дений, приобщавших человека к знаниям и вовлекавших его в мир- ские дела. Одним из этих учреждений был публичный естественно- исторический музей. Как форма просветительной работы музеи на- чали зарождаться лишь во второй половине XIX в.

В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Дворянская среда стала более «от- крытой» для заимствования новых форм досуга, возникали и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.

С конца XVIII в. в России стали возникать чисто клубные фор- мы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 г. в Петербур- ге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дво- ряне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, обще- ния, развлечений для представителей дворянских кругов.

Дворянская среда легко осваивала моду на все заграничное. Для знати по особым проектам стали строиться каменные особняки и сельские усадьбы. Для обслуживания знати в стране появляются за- рубежные специалисты по личным услугам: доктора, парикмахеры, модистки и др.

Семейный досуг проводили лишь в узкосословном кругу. Вме- сте с тем появляются дворянские клубы, рождаются любительские


творческие занятия (живопись, организация театра, исполнение светской музыки и др.), коллекционирование, благотворительная деятельность. Состоятельные дворяне получают возможность про- водить немало времени в заграничных путешествиях, лечиться на зарубежных курортах. Дворянская молодежь выезжает для получе- ния образования в университеты Западной Европы.

Досуговые занятия у среднеобеспеченных и бедных слоев на- селения. Широкие слои населения Российской империи свободное время посвящали традиционным занятиям, нацеленным не на от- дых, а на удовлетворение бытовых нужд, поддержание здоровья и гигиены, на воспитание детей.

Жизненные потребности русских крестьян, городского мещан- ства со средним и низким достатком, бедных ремесленников и тор- говцев удовлетворялись во многом самообслуживанием на основе традиций и народных занятий.

Крестьяне, бедные горожане во многих случаях сами шили для себя одежду или прибегали к услугам знакомых швей. Самостоя- тельно строили жилье, изготовляли хозяйственный инвентарь, дела- ли нехитрые украшения. К XIX в. на основе этих хозяйственных занятий в некоторых районах страны появились народные ремесла и промыслы.

Под народными промыслами понимаются те направления хозяйственно-вспомогательной деятельности народов дореволюци- онной России, связанные с ремеслами и бытовым обслуживанием крестьян, жителей разных национальных территорий, крупных, средних и малых городов. Для беднейших слоев промыслы стали делом, к которому обращались в свободное от основного занятия время и которое рассматривалось в качестве источника дополни- тельного заработка.

Наиболее распространенными видами русских народных про- мыслов стали плотницкая резьба по дереву, ручное узорное вяза- ние, вышивка, набойка на ткани, роспись посуды, создание детских игрушек.

В городах развивались виды промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков: холмогорская резьба по ко- сти, великоустюжское чернение серебра и др. В помещичьих ма-


стерских создавались особо изысканные виды вышивки. В мужских монастырях традиционно культивировались ремесла: кузнечное, столярное, плотницкое, ювелирное дело, иконопись. В женских мо- настырях занимались художественной вышивкой, плетением или вязанием кружева, шитьем.

На основе народных промыслов нередко создавались произве- дения искусства, которые высоко ценились знатоками. Уже в XX в. народные ремесла и промыслы стали развиваться с учетом рыноч- ного спроса. Их товарная продукция в конце концов превратилась в важный компонент досуговой деятельности разных групп насе- ления. Изделия промыслов можно было встретить в играх детей как украшение в частных домах, в личных коллекциях и музейных фондах.

Досуг в советский период. Сфера досуга и свободного времени стала радикально меняться в советский период, когда она преврати- лась в объект государственного регулирования и культурной поли- тики, в то время как этнонациональные традиции, религиозные ме- ханизмы развития досуга были отодвинуты на второй план.

Быт, досуг, а также оздоровительная и досуговая сфера экономи- ки советского периода развивались при отсутствии полноценного рынка. Государственно-партийные органы регулировали финанси- рование и организацию культурных учреждений, процессы в искус- стве и досуговой практике населения, внедряли новые формы от- дыха, отслеживая их массовую эффективность.

В 1950-е годы получили распространение такие формы досуга, как тематические вечера, вечера-встречи, вечера-чествования, уст- ные журналы, воскресные чтения и др.

Новым явлением стало развитие любительского движения (клубы любителей музыки, поэзии, кино, туризма, природы, фотографии и др.). К работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Появились первые студенческие театры с оригинальными ре- жиссерскими решениями. Большое распространение в то время по- лучили агитбригады, появились первые эстрадные коллективы, орке- стры народных инструментов, спортивно-художественные кружки, ансамбли бального танца, эстрадно-цирковые ансамбли; расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного искусства.


Активизировалась работа по проведению массовых праздников и дней, посвященных профессиям. Продолжалась традиция празд- ников, связанных с этапами трудовой деятельности (праздник вес- ны, праздник урожая и др.). Увеличился контингент, посещающий театры, библиотеки, кинотеатры, музеи.

Большую роль в организации досуговой деятельности играли комсомольские и профсоюзные организации. На предприятиях дей- ствовали спортивные секции и клубы здоровья, устраивались кон- церты и вечера отдыха. Развивалась работа по месту жительства, особенно в городах. Для зрелищных мероприятий использовались площадки у дома. Для детей во дворах создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности.

В советский период наше общество приблизилось к тем видам досуговой деятельности, которые характерны для индустриального общества, только не на рыночной, а на государственно-плановой основе. Наряду с платным потреблением услуг существовало «бес- платное потребление», в финансировании которого семейные бюд- жеты населения, как правило, не принимали прямого участия. Фи- нансирование осуществлялось за счет общественных фондов, кото- рые создавались путем государственного перераспределения доходов и материальных средств. Этот вид потребления включал в себя медицинское обслуживание, образование, потребление бес- платных услуг культурных учреждений и др. Существовало льгот- ное потребление — потребление, частично оплачиваемое населени- ем: услуги детских оздоровительных учреждений, домов отдыха, санаториев, туристических организаций и др.

На территории страны сложилась единая информационная со- циокультурная и рекреационная инфраструктура. В крупных, сред- них, малых городах действовала сеть культурного обслуживания с театрами, кинотеатрами, концертными залами, музеями, клубами. Хуже обстояло с культурным обслуживанием жителей села. Лишь в крупные села выезжали профессиональные или самодеятельные художественно-творческие коллективы.

У разных групп населения, представителей этнических и регио- нальных сообществ существовали общие признаки жизни: опти- мальное соотношение между объемом труда и отдыха, сходные


виды культурно-досуговых занятий, общие мировоззренческие ре- гуляторы деятельности.

Вместе с тем жизненный стандарт и качество обслуживания ши- роких слоев населения в повседневной практике и на отдыхе едва ли можно считать удовлетворительным: услуги не отличались разно- образием, а качество досугового сервиса имело тенденцию к сниже- нию. Так, запросы среднеобеспеченной семьи путешествовать и раз- влекаться росли быстрее, чем возможности удовлетворить их в рам- ках господствовавшей системы обслуживания.

В 1970—80-е годы, несмотря на возрастающую тенденцию к

«одомашниванию» досуга, широкое распространение получила не- организованная самодеятельность, особенно в молодежной среде. Появились уличные подростково-молодежные компании, молодеж- ные вечеринки, подпольные рок-группы. Набрали силу молодежные неформальные объединения: хиппи, панки, рокеры, брейкеры и др.

В 1980-е годы в стране ощущалась нарастающая потребность в современных досуговых занятиях, но их развитие сознательно сдер- живалось. Особенно остро стоял вопрос о доступности аудиовизу- альных форм досуга, многих видов туризма, включая зарубежный, игровой деятельности, в том числе азартных, компьютерных игр, ночных клубов, баров и др. Назрела необходимость перемен в основных областях жизнедеятельности, прежде всего в сфере эко- номики и труда, в информационно-культурной сфере, в сфере быта и отдыха.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 19753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.237.228 (0.013 с.)