Коллективные творческие дела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллективные творческие дела



 

Одной из форм организации детского досуга являются коллек- тивные творческие дела, организация которых предусматривает шесть стадий. Рассмотрим методику подготовки и проведения КТД.

Первый этап — этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником — взрослым и школьником. При этом используются самые разнообраз- ные приемы поиска и выбора. Например:

 

1) «разведка» интересных дел. Небольшим группам ребят по- ручается «разведать», куда можно коллективно пойти, где, что проводится интересного, кого можно пригласить в гости, кто может научить чему-либо новому, интересному;

2) объявление конкурса на самое-самое-самое. Условия его просты: такого дела у нас еще не было; в нем могут участво- вать все; оно проводится не в школе и др. Конкурс может быть как коллективным, так и индивидуальным;

3) проведение анкетирования, которое может включать в себя конкретные вопросы: «Что ты предлагаешь нашему коллек- тиву?», «В каком творческом деле ты бы мог поучаствовать сам?», «Что лучше сделать, с кем, для кого, когда?» и др.

Второй этап — коллективное придумывание дела. Методика планирования, сценирование, составление программы дела — все это изложено в системе коммунарской методики И.П. Иванова. На данном этапе действуют сами дети. Они ищут ответы на поставлен- ные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечи- вает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводя- щие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи. Завершается поиск выбором совета дела.

Третий этап — коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участни- ка. Подготовка чаще всего идет по группам. На этом этапе важным


является приглашение к участию в деле. Приемами приглашения мо- гут быть:

 

— красочные объявления, афиши, плакаты, рекламы, нестан- дартные по форме, сюжетные, с интригующим текстом. Объ- явление — это тоже творчество ребят;

— пригласительные билеты. Это может быть большой коллек- тивный билет или персональный, может быть билет- программа, билет-букет, сюжетный билет — в виде бабочки, гриба, ягоды, листа дерева, снежинки и др.;

— пригласительные письма или открытки;

 

— объявление о предстоящем деле по школьному радио или создание особой группы приглашения.

Четвертый этап — проведение КТД. Здесь можно выделить несколько «шагов».

 

1. Встреча участников и гостей дела. Вариантами встречи мо- гут быть:

а) встреча-церемониал: гостей встречают цветами, хлебом- солью, заздравной песней, особым приветствием;

б) сюжетная встреча: у входа в зал разыгрывается театраль- ное действие, или участники дела должны разгадать за- гадку, ответить на вопрос, выиграть лотерейный билет;

в) пропуск на вечер только в карнавальном костюме, маске.

 

2. Организационный момент дела. Это один из важных момен- тов, который задает тон, атмосферу и особый настрой всех участников дела. Этот этап предполагает просмотр выстав- ки, коллекции, поделок, рисунков, плакатов и др. Творческие мероприятия предполагают и творческое необычное начало, которое может вызвать интерес и внимание. К приемам тако- го начала можно отнести:

а) представление гостей, церемониал знакомства;

 

б) театрализацию;


в) звуковые, световые эффекты;

 

г) общую песню, ритуал подъема флага, вымпела, зажжение огня и др.

3. Композиция дела (основная часть). Дело может быть сценар- ным и импровизированным. В основной части присутствует слово, образ, показ, творческая деятельность, конкурсность. Содержание и методика определяются основным видом дея- тельности, жанром избранной формы, возрастом учащихся, отобранным содержанием.

4. Занимательная часть. Она может быть рассыпана по компози- ции дела, может быть собрана в один блок. Сюда можно от- нести: общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы, аттракционы, танцы, концертные номера и выступления, сюрпризы, выступления гостей.

5. Финальная, или завершающая, часть. Она должна быть чет- кой, яркой, краткой. Здесь уместны награждения, раскрытие секретов, общая песня и др.

Пятый этап — коллективное подведение итогов, анализ и оценка дела, наметка следующих дел. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или подведение итогов по микрогруппам. Подведение итогов может осуществляться и с по- мощью других средств. Например, выпуск стенгазет, творческие от- четы, заполнение анкет и др. Важно, чтобы каждый из участников умел проанализировать, оценить, высказать свое мнение по поводу проведенного дела.

Шестой этап — ближайшее последействие. Сразу же после

подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех пред- ложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Совместно с детьми учителем намечается программа последовательных дей- ствий, определяются новые дела. По своей тематике коллективные творческие дела могут быть самые различные: интеллектуально-по- знавательные, художественно-эстетические, трудовые, спортивные и др.


Выделим основные приемы, которые используются при подго- товке КТД:

 

— создание микроколлективов — это один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел;

— «мозговая атака» — это обмен индивидуальными мнениями, поиск наилучших вариантов решения проблемы, создание

«банка идей», т.е. набор возможных идей решения проблемы или задачи;

— отбор идей — это выбор нескольких вариантов из множества возможных решений;

— защита идей — это когда каждый член коллектива или микро- коллектив защищает свой вариант, подводится итог этого по- иска и в результате рождается окончательное решение.

 

Игра в сфере досуга

 

Игра — это одна из наиболее эффективных форм организации до- суговой деятельности, оказывающая на ребенка определенное про- светительское и воспитательное влияние. По утверждению С.А. Шма- кова, игра — это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житей- ских сложностей: это сфера сотрудничества, содружества, сотворче- ства детей и взрослых. Игра — это особый вид деятельности, потому что играть приятно, играть легко и весело, в игре человек проживает счастливое состояние.

Наиболее важными функциями игры являются:

l воспитательная функция;

l развивающая функция;

l функция межнациональной коммуникации;

l коммуникативная функция;

l диагностическая функция;


l игротерапевтическая функция;

l функция коррекции в игре;

l развлекательная функция игры.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1) свободная развивающая деятельность;

2) творческий, импровизационный характер этой деятельности;

3) эмоциональная приподнятость деятельности;

4) наличие прямых или косвенных правил.

В педагогической литературе существуют разнообразные под- ходы к классификации игр. Наиболее полной и распространенной классификацией игр является классификация С.А. Шмакова. Он раз- делил все детские игры на следующие виды.

 

1. Физические и психологические игры и тренинги:

а) двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

б) экстатические, экспромтные игры и развлечения;

в) освобождающие игры и забавы;

г) лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры:

а) предметные забавы;

б) сюжетно-интеллектуальные игры;

в) дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);

г) строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные игры, игры-автоматы.

3. Социальные игры:

а) творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режис- серские, игры-драматизации, игры-грезы);

б) деловые игры (организационно-деятельностные, органи- зационно-коммуникативные, организационно-мысли- тельные, ролевые, имитационные).


4. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая дея- тельность).

Каждой игре соответствуют свои правила и условия. Между ними есть существенные различия. Правила всегда четко очерчены, неизменны и всегда соблюдаются по отношению к данной игре. Условия произвольны, ситуационны. Участники или организаторы игры договариваются между собой относительно того, как все будет происходить. Например, сколько будет команд, сколько будет кон- курсов, как будут оцениваться результаты и др.

Независимо от вида игр, условий проведения правила должны отвечать ряду требований.

 

1. Правила должны быть просты. Особенно важно соблюдение этого требования в массовой досуговой деятельности, когда участники не подготовлены и их состав случаен. Сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать и в результате у участников игры теряется интерес.

2. Игра должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуа- ций, когда одни участники вовлечены в процесс игры, а дру- гие оказываются в положении пассивных наблюдателей.

3. Игра должна быть интересна для всех. Это требование тесно связано с предыдущим.

4. Игра должна быть доступна для всех предполагаемых участ- ников. Более всего это требование следует соблюдать при организации и проведении подвижных игр, построенных на проявлении ловкости, быстроте физической реакции, прило- жении физических усилий.

5. Задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех. Равен- ства требует не только задание, а и способ привлечения к его выполнению.

Игра для ребенка — это выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний. Ребенок в каждом возрасте видит игру по-своему и придает ей огромное значение. Опыт детских оздо-


ровительных лагерей показывает, что использование игровых форм в организации праздников, во время купания и просто в свободное время поднимает настроение, снимает напряжение, уменьшает ко- личество отрицательных поступков со стороны воспитанников.

В игре дети и подростки обнаруживают все свои личные каче- ства и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в про- цессе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздейство- вать на его развитие. Ни один вид деятельности так ярко и всесто- ронне не раскрывает характерные черты личности, как игра. Увлеченный игрой, воспитанник обнаруживает все стороны своего характера. Часто замкнутый ребенок в отряде совершенно по-иному проявляет себя в игре. Через игру вожатый имеет возможность сдру- жить детей, сплотить их, привить им чувство коллективизма, выра- ботать сознательную дисциплину.

Организатору детского досуга следует помнить, что игра являет- ся не только средством развлечения и отдыха, но и средством физи- ческого, нравственного и социального воспитания.

К организации игр предъявляются следующие педагогические требования:

 

1) игра не должна включать в себя даже малейшую угрозу жиз- ни и здоровью ребенка;

2) вещи и предметы должны быть безопасны для жизни и здо- ровья ребенка;

3) игра не должна унижать достоинство ребенка;

 

4) участники игры должны хорошо понимать ее смысл и содер- жание, правила, операции, точное обозначение используе- мых в ней терминов, понятий;

5) игра строится с учетом физических особенностей детей, их возраста, широты кругозора;

6) организатор игры должен следить за тем, чтобы в соревнова- ниях участвовали равные по силам дети, все участники на- ходились в равных условиях, периодически менялись ролями и игровыми позициями.


Наиболее простыми в организации и проведении, позволяющи- ми вовлечь в игру любую аудиторию, являются игры викторинного типа, построенные как ответы на вопросы. Принцип викторины — назвать, угадать, продолжить, перечислить. Вопросы могут быть на эрудицию, на находчивость, на сообразительность. Они могут быть на одну тему и различные по содержанию. Во всех случаях вопросы рассчитываются на средний и даже немного ниже среднего уровня эрудиции.

Существует множество игр, в которых обыгрываются веселые и смешные ситуации. Это игры-розыгрыши. Здесь педагогу следует помнить о том, что никого нельзя делать объектом смеха. Вовлекая ребенка в розыгрышную ситуацию, нельзя строить ее на демонстра- ции его неловкости, несообразительности, неуклюжести. Смех, рож- даемый розыгрышем, не будет обидным лишь в тех случаях, когда он относится к нелепостям, пародийности, слабостям, абстрагиро- ванным от конкретного лица.

Особый интерес в практике организации досуговой деятельно- сти подростков представляет игра-лотерея. Это вид организован- ной азартной игры, в которой призы достаются владельцам счастли- вых выигрышных билетов. Использование этого принципа вполне приемлемо как одно из развлечений во время проведения различных массовых форм досуговой деятельности.

В последнее время широкое распространение получили игры, предложенные Н.Е. Щурковой. По их содержанию и назначению эти игры можно охарактеризовать как социально-психологические. Социально-психологическая игра — это всегда «здесь и сейчас», проживаемая жизнь. Любая игра носит такую характеристику, даже прятки, догонялки, лапта, ибо содержанием любой игры является столкновение физических и психологических свойств и качеств играющих, а сами играющие всегда располагаются в определенном социальном пространстве. Но социально-психологическое в тради- ционных играх все-таки выступает некоторым фоном, на котором разворачивается фабула игры. В педагогических же игровых мето- диках социально-психологическое — это объект внимания, осмыс- ления, оперирования, оценивания. А фабула — средство, помогаю-


щее иллюстрировать социально-психологическое явление, подлежа- щее осмыслению участников игры.

Игровые методики, предлагаемые Н.Е. Щурковой, такие как

«Волшебный стул», «Дискуссионные качели», «Час тихого чтения»,

«Смешинки» и др., — это методики ролевого ситуационного вос- произведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно-социального плана. Организация такого рода игр есть не что иное, как введение детей в проживание социально-духовных от- ношений к объектам жизни. Игровые методики Н.Е. Щурковой под общим названием «Собрание пестрых дел» доступны любому педа- гогу, интересны для школьников, а главное, не имеют возрастных ограничений. В них с удовольствием будут играть не только млад- шие школьники, но и подростки.

Таким образом, любая игра из вышеперечисленных требует от педагога знания некоторых методических правил:

 

1) организуя игру детей, необходимо учитывать два целевых плана: собственно-игровую деятельность (для детей) и реше- ние определенных воспитательных задач (для педагога);

2) обдумывание структуры игры, цели, логики развития игры, правил игры, логическое ее завершение;

3) использование конкретных приемов создания и развития игровых ситуаций: демонстрирование взрослым подлинного интереса к игре, снятие напряженности, определенный алго- ритм игры, соблюдение педагогического такта;

4) педагог должен всегда иметь под рукой набор игр «на все случаи жизни».

 

Праздники

 

Праздник — это своеобразная форма духовного самовыражения и самообогащения ребенка.

По мнению Н.И. Бочаровой, праздники можно классифициро- вать:


l по игровым методам, которые могут проводиться с детьми всех возрастов;

l по соревновательным методам, которые характерны для де- тей от 6 лет и старше. Разновидности: участники двух или более команд соревнуются между собой; все дети вступа- ют в противоборство с реальным или воображаемым персо- нажем;

l по методам сюжетного рассказа; это одна из наиболее при- влекательных разновидностей праздника. В данном случае выполнение двигательных заданий осуществляется под сю- жетный рассказ ведущего. Все игры и упражнения объединя- ются единой темой и идеей;

l по методам творческих заданий, направленных на формиро- вание творческой активности, инициативы, самостоятель- ности принятия решений (использование проблемных си- туаций и задач, заданий-головоломок, вопросов-провокаций, поисковых вопросов, метода групповой дискуссии). Этот вид праздника менее всего регламентирует деятельность детей.

Кроме того, анализ литературы по данной проблеме дал возмож- ность выделить следующие виды праздников:

 

1) общественные праздники (День защитника Отечества, День

Победы, День России и др.);

 

2) профессиональные праздники (День учителя, День метал- лурга, День медицинского работника и др.);

3) художественно-творческие праздники (праздник поэзии, му- зыки);

4) спортивные праздники;

 

5) русские народные и православные праздники (Масленица, Рождество, Пасха и др.);

6) праздники, организуемые в связи с временем года (встреча весны, день птиц, праздник урожая и др.).


Праздничные слагаемые:

 

l замысел — это определение главной идеи праздника и спо- соба ее художественного выражения;

l создание постановочного плана праздника;

 

l создание сценария.

 

Сценарий праздника — это развернутый план действий.

 

1. Приступая к работе над сценарием, необходимо прежде все- го иметь представление о том, для кого и с какой целью про- водится праздник, о его длительности, сколько человек мо- гут быть им охвачены, каких финансовых расходов потребу- ет его проведение и др.

2. Следующий этап работы над сценарием праздника — это его композиционное решение, т.е. построение, расположе- ние составляющих действие компонентов, установление между ними смысловой и хронологической зависимости, порядок их включения в действие. Композиционно сцена- рий может быть построен как монтаж отдельных блоков, эпизодов, каждый из которых сюжетно самостоятелен и объединен лишь местом, временем и темой. Другой вариант решения — взаимосвязь элементов единым действием, ког- да переход от одного эпизода к другому обусловлен участи- ем в предыдущем.

3. Кроме общего композиционного решения в сценарии разра- батываются и композиции каждого из входящих в него эле- ментов — конкурсов, игр, концертов, представлений, аттрак- ционов, поздравлений и др.

4. В сценарии праздника должна быть завязка, развитие дей- ствия, кульминация, которая фактически является финалом, развязкой действия, его высшей эмоциональной точкой. Для праздника в целом такой кульминационной точкой могут быть заключающий его концерт, вручение призов, фейерверк и др. Следует отметить, что подобные кульминационные точ- ки могут быть и в каждом отдельном компоненте праздника.


5. Сценарий включает в себя тексты ведущих, предпочтительно, чтобы они были стихотворными, так как поэтическая речь всегда организованна, выразительна, эмоциональна.

6. Праздник будет проведен успешно, если в нем будут заложе- ны условия для непосредственного включения в действие тех, для кого организуется данное мероприятие.

При составлении плана-сценария праздника необходимо соблю- дать следующие правила:

 

l обеспечить постепенное возрастание физической и психиче- ской нагрузки;

l предусмотреть чередование игр, соревнований с высокой фи- зической нагрузкой и эмоциональным каналом и заданий, направленных на снятие напряжения;

l чередовать массовые и индивидуальные игры и задания;

l предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ре- бенка с учетом его индивидуальных особенностей и возмож- ностей;

l использовать знакомые и вызывающие у детей положитель- ное эмоциональное состояние игры, задания, проводимые в необычной форме, с добавлением новых атрибутов, музыки, персонажей.

Таким образом, проведение праздника требует большой пред- варительной работы: постановки цели и задач праздника, эмоцио- нального настроя, четкого распределения поручений, оформления зала, сцены, где будет проходить праздник, музыкального оформле- ния, изготовления костюмов, приглашения гостей, составления про- граммы праздника и др.

 

Конкурсные программы

 

Увлекательной формой организации досуга детей и подростков являются конкурсные программы — это специально организован-


ные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности. Кон- курсные программы являются одной из популярных форм органи- зации детского досуга. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Это сорев- нования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практиче- ски любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искус- ства, либо деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал, когда создаются раз- личные вещи, предметы и даже произведения искусства и литера- туры. Таким образом, все то, что человек делает головой, руками, он может делать, соревнуясь с другими людьми. Поскольку цель такого соревнования — сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию навыков. В этом и за- ключается главный педагогический смысл конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а кон- курс — это и есть момент сравнения.

Конкурсные программы позволяют ребенку:

 

— сформировать адекватную самооценку;

— развить свои волевые качества;

— воспитать свой эстетический вкус;

— самоопределиться в мире увлечений и профессий. Организация конкурсных программ — процесс многоэтапный,

предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, во- просов. Все конкурсные программы подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. И не обязательно, что эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс». Они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «смотр» и др. От этого организационный алгоритм не меняется. В компакт- ной форме можно перечислить те вопросы и проблемы, которые не- избежно встанут перед организатором конкурсной программы, — это участники, задания, жюри, призы, ведущий, реквизит, техника, помещение, зрители.


После того как решение принято и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:

 

1) придумать конкурсу яркое название;

 

2) сформулировать конкурсные задания;

 

3) разработать условия и критерии конкурса.

 

Особое внимание следует уделить названию конкурсной про- граммы и количеству заданий. Количество конкурсных заданий в программе зависит от вида конкурсной деятельности. Но сколько бы заданий ни было, все они должны соответствовать идее конкурс- ной программы и возрасту ребенка. Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указыва- ется название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.

После того как «Положение» составлено, работа педагога долж- на быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач:

 

1) объявить о предстоящем конкурсе, выбрать участников кон- курсной программы;

2) позаботиться о наличии материалов, инструментов, столов, стульев, т.е. всего того, что необходимо для проведения кон- курсной программы;

3) пригласить для оценки результатов конкурсной работы ком- петентное жюри, учитывая ряд требований:

а) никогда не доверять судейство в конкурсной программе одному человеку — число членов жюри должно быть от трех до семи человек;

б) никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих соб- ственного опыта в деятельности, которую предстоит оце- нить;

в) никогда не полагаться на людей, лично заинтересован- ных в результате;


4) организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и ма- териальной оценке труда детей.

Подготовительный этап конкурсной программы должен завер- шиться демонстрацией конечного результата деятельности. Как пра- вило, демонстрация проходит в виде выставки работ или в виде по- казательного выступления на сцене или другой специально оборудо- ванной площадке. Только в некоторых случаях результат публично не демонстрируется. Этап демонстрации результатов должен стать ярким, эмоциональным событием в жизни ребенка-конкурсанта.

На финальном этапе своей работы организатор должен решить ряд организационно-содержательных проблем:

 

— как пригласить зрителей;

— когда провести предварительный просмотр сценария;

— кого пригласить ведущим конкурсной программы;

— как оформить помещение;

— где посадить жюри;

— на чем расположить экспонаты;

— какую подобрать музыку;

— во что будут одеты участники;

— где жюри будет обсуждать итоги;

— кто будет вручать призы;

— как будет проходить ритуал награждения и многое другое. Во всех конкурсных программах обнаруживается приведенный

выше алгоритм организации. Соблюдение этого алгоритма, следова- ние ему является гарантией успешности проведения конкурсных программ, их высокого воспитательного эффекта.

При выборе форм досуговой деятельности педагогу целесо- образно руководствоваться следующими положениями:

 

1) учесть воспитательные задачи, которые определены на оче- редной период работы, так как каждая форма работы должна способствовать решению этих задач;


2) определить содержание работы, основные виды деятельно- сти, в которые необходимо включить детей;

3) составить набор возможных способов реализации намечен- ных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности детей, их интересов и потребностей, материальной базы, воз- можностей педагогов и родителей и др.

4) организовать поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;

5) в процессе поиска и выбора форм важно обеспечить непро- тиворечивость содержания и форм досуговой деятельности.

Таким образом, педагог может определить набор форм работы с детьми, родителями на определенном этапе планирования в коллек- тиве. Однако каждая форма требует определения совокупности кон- кретных способов, методов и приемов управления досуговой дея- тельностью детей и подростков, что также целесообразно осущест- влять с участниками этой деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1061; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.255.225 (0.096 с.)