Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коллективные творческие делаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одной из форм организации детского досуга являются коллек- тивные творческие дела, организация которых предусматривает шесть стадий. Рассмотрим методику подготовки и проведения КТД. Первый этап — этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником — взрослым и школьником. При этом используются самые разнообраз- ные приемы поиска и выбора. Например:
1) «разведка» интересных дел. Небольшим группам ребят по- ручается «разведать», куда можно коллективно пойти, где, что проводится интересного, кого можно пригласить в гости, кто может научить чему-либо новому, интересному; 2) объявление конкурса на самое-самое-самое. Условия его просты: такого дела у нас еще не было; в нем могут участво- вать все; оно проводится не в школе и др. Конкурс может быть как коллективным, так и индивидуальным; 3) проведение анкетирования, которое может включать в себя конкретные вопросы: «Что ты предлагаешь нашему коллек- тиву?», «В каком творческом деле ты бы мог поучаствовать сам?», «Что лучше сделать, с кем, для кого, когда?» и др. Второй этап — коллективное придумывание дела. Методика планирования, сценирование, составление программы дела — все это изложено в системе коммунарской методики И.П. Иванова. На данном этапе действуют сами дети. Они ищут ответы на поставлен- ные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечи- вает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводя- щие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи. Завершается поиск выбором совета дела. Третий этап — коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участни- ка. Подготовка чаще всего идет по группам. На этом этапе важным является приглашение к участию в деле. Приемами приглашения мо- гут быть:
— красочные объявления, афиши, плакаты, рекламы, нестан- дартные по форме, сюжетные, с интригующим текстом. Объ- явление — это тоже творчество ребят; — пригласительные билеты. Это может быть большой коллек- тивный билет или персональный, может быть билет- программа, билет-букет, сюжетный билет — в виде бабочки, гриба, ягоды, листа дерева, снежинки и др.;
— пригласительные письма или открытки;
— объявление о предстоящем деле по школьному радио или создание особой группы приглашения. Четвертый этап — проведение КТД. Здесь можно выделить несколько «шагов».
1. Встреча участников и гостей дела. Вариантами встречи мо- гут быть: а) встреча-церемониал: гостей встречают цветами, хлебом- солью, заздравной песней, особым приветствием; б) сюжетная встреча: у входа в зал разыгрывается театраль- ное действие, или участники дела должны разгадать за- гадку, ответить на вопрос, выиграть лотерейный билет; в) пропуск на вечер только в карнавальном костюме, маске.
2. Организационный момент дела. Это один из важных момен- тов, который задает тон, атмосферу и особый настрой всех участников дела. Этот этап предполагает просмотр выстав- ки, коллекции, поделок, рисунков, плакатов и др. Творческие мероприятия предполагают и творческое необычное начало, которое может вызвать интерес и внимание. К приемам тако- го начала можно отнести: а) представление гостей, церемониал знакомства;
б) театрализацию; в) звуковые, световые эффекты;
г) общую песню, ритуал подъема флага, вымпела, зажжение огня и др. 3. Композиция дела (основная часть). Дело может быть сценар- ным и импровизированным. В основной части присутствует слово, образ, показ, творческая деятельность, конкурсность. Содержание и методика определяются основным видом дея- тельности, жанром избранной формы, возрастом учащихся, отобранным содержанием. 4. Занимательная часть. Она может быть рассыпана по компози- ции дела, может быть собрана в один блок. Сюда можно от- нести: общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы, аттракционы, танцы, концертные номера и выступления, сюрпризы, выступления гостей. 5. Финальная, или завершающая, часть. Она должна быть чет- кой, яркой, краткой. Здесь уместны награждения, раскрытие секретов, общая песня и др. Пятый этап — коллективное подведение итогов, анализ и оценка дела, наметка следующих дел. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или подведение итогов по микрогруппам. Подведение итогов может осуществляться и с по- мощью других средств. Например, выпуск стенгазет, творческие от- четы, заполнение анкет и др. Важно, чтобы каждый из участников умел проанализировать, оценить, высказать свое мнение по поводу проведенного дела.
Шестой этап — ближайшее последействие. Сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех пред- ложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Совместно с детьми учителем намечается программа последовательных дей- ствий, определяются новые дела. По своей тематике коллективные творческие дела могут быть самые различные: интеллектуально-по- знавательные, художественно-эстетические, трудовые, спортивные и др. Выделим основные приемы, которые используются при подго- товке КТД:
— создание микроколлективов — это один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел; — «мозговая атака» — это обмен индивидуальными мнениями, поиск наилучших вариантов решения проблемы, создание «банка идей», т.е. набор возможных идей решения проблемы или задачи; — отбор идей — это выбор нескольких вариантов из множества возможных решений; — защита идей — это когда каждый член коллектива или микро- коллектив защищает свой вариант, подводится итог этого по- иска и в результате рождается окончательное решение.
Игра в сфере досуга
Игра — это одна из наиболее эффективных форм организации до- суговой деятельности, оказывающая на ребенка определенное про- светительское и воспитательное влияние. По утверждению С.А. Шма- кова, игра — это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житей- ских сложностей: это сфера сотрудничества, содружества, сотворче- ства детей и взрослых. Игра — это особый вид деятельности, потому что играть приятно, играть легко и весело, в игре человек проживает счастливое состояние. Наиболее важными функциями игры являются: l воспитательная функция; l развивающая функция; l функция межнациональной коммуникации; l коммуникативная функция; l диагностическая функция; l игротерапевтическая функция; l функция коррекции в игре; l развлекательная функция игры. Большинству игр присущи четыре главные черты: 1) свободная развивающая деятельность; 2) творческий, импровизационный характер этой деятельности; 3) эмоциональная приподнятость деятельности; 4) наличие прямых или косвенных правил. В педагогической литературе существуют разнообразные под- ходы к классификации игр. Наиболее полной и распространенной классификацией игр является классификация С.А. Шмакова. Он раз- делил все детские игры на следующие виды.
1. Физические и психологические игры и тренинги: а) двигательные (спортивные, подвижные, моторные); б) экстатические, экспромтные игры и развлечения; в) освобождающие игры и забавы; г) лечебные игры (игротерапия). 2. Интеллектуально-творческие игры: а) предметные забавы; б) сюжетно-интеллектуальные игры; в) дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); г) строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные игры, игры-автоматы. 3. Социальные игры: а) творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режис- серские, игры-драматизации, игры-грезы);
б) деловые игры (организационно-деятельностные, органи- зационно-коммуникативные, организационно-мысли- тельные, ролевые, имитационные). 4. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая дея- тельность). Каждой игре соответствуют свои правила и условия. Между ними есть существенные различия. Правила всегда четко очерчены, неизменны и всегда соблюдаются по отношению к данной игре. Условия произвольны, ситуационны. Участники или организаторы игры договариваются между собой относительно того, как все будет происходить. Например, сколько будет команд, сколько будет кон- курсов, как будут оцениваться результаты и др. Независимо от вида игр, условий проведения правила должны отвечать ряду требований.
1. Правила должны быть просты. Особенно важно соблюдение этого требования в массовой досуговой деятельности, когда участники не подготовлены и их состав случаен. Сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать и в результате у участников игры теряется интерес. 2. Игра должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуа- ций, когда одни участники вовлечены в процесс игры, а дру- гие оказываются в положении пассивных наблюдателей. 3. Игра должна быть интересна для всех. Это требование тесно связано с предыдущим. 4. Игра должна быть доступна для всех предполагаемых участ- ников. Более всего это требование следует соблюдать при организации и проведении подвижных игр, построенных на проявлении ловкости, быстроте физической реакции, прило- жении физических усилий. 5. Задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех. Равен- ства требует не только задание, а и способ привлечения к его выполнению. Игра для ребенка — это выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний. Ребенок в каждом возрасте видит игру по-своему и придает ей огромное значение. Опыт детских оздо- ровительных лагерей показывает, что использование игровых форм в организации праздников, во время купания и просто в свободное время поднимает настроение, снимает напряжение, уменьшает ко- личество отрицательных поступков со стороны воспитанников. В игре дети и подростки обнаруживают все свои личные каче- ства и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в про- цессе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздейство- вать на его развитие. Ни один вид деятельности так ярко и всесто- ронне не раскрывает характерные черты личности, как игра. Увлеченный игрой, воспитанник обнаруживает все стороны своего характера. Часто замкнутый ребенок в отряде совершенно по-иному проявляет себя в игре. Через игру вожатый имеет возможность сдру- жить детей, сплотить их, привить им чувство коллективизма, выра- ботать сознательную дисциплину.
Организатору детского досуга следует помнить, что игра являет- ся не только средством развлечения и отдыха, но и средством физи- ческого, нравственного и социального воспитания. К организации игр предъявляются следующие педагогические требования:
1) игра не должна включать в себя даже малейшую угрозу жиз- ни и здоровью ребенка; 2) вещи и предметы должны быть безопасны для жизни и здо- ровья ребенка; 3) игра не должна унижать достоинство ребенка;
4) участники игры должны хорошо понимать ее смысл и содер- жание, правила, операции, точное обозначение используе- мых в ней терминов, понятий; 5) игра строится с учетом физических особенностей детей, их возраста, широты кругозора; 6) организатор игры должен следить за тем, чтобы в соревнова- ниях участвовали равные по силам дети, все участники на- ходились в равных условиях, периодически менялись ролями и игровыми позициями. Наиболее простыми в организации и проведении, позволяющи- ми вовлечь в игру любую аудиторию, являются игры викторинного типа, построенные как ответы на вопросы. Принцип викторины — назвать, угадать, продолжить, перечислить. Вопросы могут быть на эрудицию, на находчивость, на сообразительность. Они могут быть на одну тему и различные по содержанию. Во всех случаях вопросы рассчитываются на средний и даже немного ниже среднего уровня эрудиции. Существует множество игр, в которых обыгрываются веселые и смешные ситуации. Это игры-розыгрыши. Здесь педагогу следует помнить о том, что никого нельзя делать объектом смеха. Вовлекая ребенка в розыгрышную ситуацию, нельзя строить ее на демонстра- ции его неловкости, несообразительности, неуклюжести. Смех, рож- даемый розыгрышем, не будет обидным лишь в тех случаях, когда он относится к нелепостям, пародийности, слабостям, абстрагиро- ванным от конкретного лица. Особый интерес в практике организации досуговой деятельно- сти подростков представляет игра-лотерея. Это вид организован- ной азартной игры, в которой призы достаются владельцам счастли- вых выигрышных билетов. Использование этого принципа вполне приемлемо как одно из развлечений во время проведения различных массовых форм досуговой деятельности. В последнее время широкое распространение получили игры, предложенные Н.Е. Щурковой. По их содержанию и назначению эти игры можно охарактеризовать как социально-психологические. Социально-психологическая игра — это всегда «здесь и сейчас», проживаемая жизнь. Любая игра носит такую характеристику, даже прятки, догонялки, лапта, ибо содержанием любой игры является столкновение физических и психологических свойств и качеств играющих, а сами играющие всегда располагаются в определенном социальном пространстве. Но социально-психологическое в тради- ционных играх все-таки выступает некоторым фоном, на котором разворачивается фабула игры. В педагогических же игровых мето- диках социально-психологическое — это объект внимания, осмыс- ления, оперирования, оценивания. А фабула — средство, помогаю-
щее иллюстрировать социально-психологическое явление, подлежа- щее осмыслению участников игры. Игровые методики, предлагаемые Н.Е. Щурковой, такие как «Волшебный стул», «Дискуссионные качели», «Час тихого чтения», «Смешинки» и др., — это методики ролевого ситуационного вос- произведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно-социального плана. Организация такого рода игр есть не что иное, как введение детей в проживание социально-духовных от- ношений к объектам жизни. Игровые методики Н.Е. Щурковой под общим названием «Собрание пестрых дел» доступны любому педа- гогу, интересны для школьников, а главное, не имеют возрастных ограничений. В них с удовольствием будут играть не только млад- шие школьники, но и подростки. Таким образом, любая игра из вышеперечисленных требует от педагога знания некоторых методических правил:
1) организуя игру детей, необходимо учитывать два целевых плана: собственно-игровую деятельность (для детей) и реше- ние определенных воспитательных задач (для педагога); 2) обдумывание структуры игры, цели, логики развития игры, правил игры, логическое ее завершение; 3) использование конкретных приемов создания и развития игровых ситуаций: демонстрирование взрослым подлинного интереса к игре, снятие напряженности, определенный алго- ритм игры, соблюдение педагогического такта; 4) педагог должен всегда иметь под рукой набор игр «на все случаи жизни».
Праздники
Праздник — это своеобразная форма духовного самовыражения и самообогащения ребенка. По мнению Н.И. Бочаровой, праздники можно классифициро- вать: l по игровым методам, которые могут проводиться с детьми всех возрастов; l по соревновательным методам, которые характерны для де- тей от 6 лет и старше. Разновидности: участники двух или более команд соревнуются между собой; все дети вступа- ют в противоборство с реальным или воображаемым персо- нажем; l по методам сюжетного рассказа; это одна из наиболее при- влекательных разновидностей праздника. В данном случае выполнение двигательных заданий осуществляется под сю- жетный рассказ ведущего. Все игры и упражнения объединя- ются единой темой и идеей; l по методам творческих заданий, направленных на формиро- вание творческой активности, инициативы, самостоятель- ности принятия решений (использование проблемных си- туаций и задач, заданий-головоломок, вопросов-провокаций, поисковых вопросов, метода групповой дискуссии). Этот вид праздника менее всего регламентирует деятельность детей. Кроме того, анализ литературы по данной проблеме дал возмож- ность выделить следующие виды праздников:
1) общественные праздники (День защитника Отечества, День Победы, День России и др.);
2) профессиональные праздники (День учителя, День метал- лурга, День медицинского работника и др.); 3) художественно-творческие праздники (праздник поэзии, му- зыки); 4) спортивные праздники;
5) русские народные и православные праздники (Масленица, Рождество, Пасха и др.); 6) праздники, организуемые в связи с временем года (встреча весны, день птиц, праздник урожая и др.). Праздничные слагаемые:
l замысел — это определение главной идеи праздника и спо- соба ее художественного выражения; l создание постановочного плана праздника;
l создание сценария.
Сценарий праздника — это развернутый план действий.
1. Приступая к работе над сценарием, необходимо прежде все- го иметь представление о том, для кого и с какой целью про- водится праздник, о его длительности, сколько человек мо- гут быть им охвачены, каких финансовых расходов потребу- ет его проведение и др. 2. Следующий этап работы над сценарием праздника — это его композиционное решение, т.е. построение, расположе- ние составляющих действие компонентов, установление между ними смысловой и хронологической зависимости, порядок их включения в действие. Композиционно сцена- рий может быть построен как монтаж отдельных блоков, эпизодов, каждый из которых сюжетно самостоятелен и объединен лишь местом, временем и темой. Другой вариант решения — взаимосвязь элементов единым действием, ког- да переход от одного эпизода к другому обусловлен участи- ем в предыдущем. 3. Кроме общего композиционного решения в сценарии разра- батываются и композиции каждого из входящих в него эле- ментов — конкурсов, игр, концертов, представлений, аттрак- ционов, поздравлений и др. 4. В сценарии праздника должна быть завязка, развитие дей- ствия, кульминация, которая фактически является финалом, развязкой действия, его высшей эмоциональной точкой. Для праздника в целом такой кульминационной точкой могут быть заключающий его концерт, вручение призов, фейерверк и др. Следует отметить, что подобные кульминационные точ- ки могут быть и в каждом отдельном компоненте праздника. 5. Сценарий включает в себя тексты ведущих, предпочтительно, чтобы они были стихотворными, так как поэтическая речь всегда организованна, выразительна, эмоциональна. 6. Праздник будет проведен успешно, если в нем будут заложе- ны условия для непосредственного включения в действие тех, для кого организуется данное мероприятие. При составлении плана-сценария праздника необходимо соблю- дать следующие правила:
l обеспечить постепенное возрастание физической и психиче- ской нагрузки; l предусмотреть чередование игр, соревнований с высокой фи- зической нагрузкой и эмоциональным каналом и заданий, направленных на снятие напряжения; l чередовать массовые и индивидуальные игры и задания; l предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ре- бенка с учетом его индивидуальных особенностей и возмож- ностей; l использовать знакомые и вызывающие у детей положитель- ное эмоциональное состояние игры, задания, проводимые в необычной форме, с добавлением новых атрибутов, музыки, персонажей. Таким образом, проведение праздника требует большой пред- варительной работы: постановки цели и задач праздника, эмоцио- нального настроя, четкого распределения поручений, оформления зала, сцены, где будет проходить праздник, музыкального оформле- ния, изготовления костюмов, приглашения гостей, составления про- граммы праздника и др.
Конкурсные программы
Увлекательной формой организации досуга детей и подростков являются конкурсные программы — это специально организован- ные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности. Кон- курсные программы являются одной из популярных форм органи- зации детского досуга. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Это сорев- нования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практиче- ски любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искус- ства, либо деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал, когда создаются раз- личные вещи, предметы и даже произведения искусства и литера- туры. Таким образом, все то, что человек делает головой, руками, он может делать, соревнуясь с другими людьми. Поскольку цель такого соревнования — сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию навыков. В этом и за- ключается главный педагогический смысл конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а кон- курс — это и есть момент сравнения. Конкурсные программы позволяют ребенку:
— сформировать адекватную самооценку; — развить свои волевые качества; — воспитать свой эстетический вкус; — самоопределиться в мире увлечений и профессий. Организация конкурсных программ — процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, во- просов. Все конкурсные программы подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. И не обязательно, что эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс». Они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «смотр» и др. От этого организационный алгоритм не меняется. В компакт- ной форме можно перечислить те вопросы и проблемы, которые не- избежно встанут перед организатором конкурсной программы, — это участники, задания, жюри, призы, ведущий, реквизит, техника, помещение, зрители. После того как решение принято и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:
1) придумать конкурсу яркое название;
2) сформулировать конкурсные задания;
3) разработать условия и критерии конкурса.
Особое внимание следует уделить названию конкурсной про- граммы и количеству заданий. Количество конкурсных заданий в программе зависит от вида конкурсной деятельности. Но сколько бы заданий ни было, все они должны соответствовать идее конкурс- ной программы и возрасту ребенка. Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указыва- ется название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю. После того как «Положение» составлено, работа педагога долж- на быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач:
1) объявить о предстоящем конкурсе, выбрать участников кон- курсной программы; 2) позаботиться о наличии материалов, инструментов, столов, стульев, т.е. всего того, что необходимо для проведения кон- курсной программы; 3) пригласить для оценки результатов конкурсной работы ком- петентное жюри, учитывая ряд требований: а) никогда не доверять судейство в конкурсной программе одному человеку — число членов жюри должно быть от трех до семи человек; б) никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих соб- ственного опыта в деятельности, которую предстоит оце- нить; в) никогда не полагаться на людей, лично заинтересован- ных в результате; 4) организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и ма- териальной оценке труда детей. Подготовительный этап конкурсной программы должен завер- шиться демонстрацией конечного результата деятельности. Как пра- вило, демонстрация проходит в виде выставки работ или в виде по- казательного выступления на сцене или другой специально оборудо- ванной площадке. Только в некоторых случаях результат публично не демонстрируется. Этап демонстрации результатов должен стать ярким, эмоциональным событием в жизни ребенка-конкурсанта. На финальном этапе своей работы организатор должен решить ряд организационно-содержательных проблем:
— как пригласить зрителей; — когда провести предварительный просмотр сценария; — кого пригласить ведущим конкурсной программы; — как оформить помещение; — где посадить жюри; — на чем расположить экспонаты; — какую подобрать музыку; — во что будут одеты участники; — где жюри будет обсуждать итоги; — кто будет вручать призы; — как будет проходить ритуал награждения и многое другое. Во всех конкурсных программах обнаруживается приведенный выше алгоритм организации. Соблюдение этого алгоритма, следова- ние ему является гарантией успешности проведения конкурсных программ, их высокого воспитательного эффекта. При выборе форм досуговой деятельности педагогу целесо- образно руководствоваться следующими положениями:
1) учесть воспитательные задачи, которые определены на оче- редной период работы, так как каждая форма работы должна способствовать решению этих задач; 2) определить содержание работы, основные виды деятельно- сти, в которые необходимо включить детей; 3) составить набор возможных способов реализации намечен- ных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности детей, их интересов и потребностей, материальной базы, воз- можностей педагогов и родителей и др. 4) организовать поиск форм работы на основе коллективного целеполагания; 5) в процессе поиска и выбора форм важно обеспечить непро- тиворечивость содержания и форм досуговой деятельности. Таким образом, педагог может определить набор форм работы с детьми, родителями на определенном этапе планирования в коллек- тиве. Однако каждая форма требует определения совокупности кон- кретных способов, методов и приемов управления досуговой дея- тельностью детей и подростков, что также целесообразно осущест- влять с участниками этой деятельности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.217 (0.019 с.) |