Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественные коллективные творческие дела

Поиск

Художественные коллективные творческие дела позволяют целе­направленно развивать художе­ственно-эстетический вкус у детей и взрослых, воспитывая интерес к духовной культуре и искусству, потребность в прекрасном; про­буждают желание попробовать себя в творчестве, раскрывая та­кие качества, как отзывчивость и благородство души и обогащая внутренний мир человека.

Создавая и воплощая замысел своих художественных коллективных творческих дел, где сплелись воедино драматическое творчество и поэзия, различные виды изобразительного искусства, вокал, музыка и хореография, ребя­та используют (закрепляют, расширяют и углубляют) знания, уме­ния и навыки, полученные ими на уроках чтения, литературы, изоб­разительного искусства, а также на внеклассных коллективных и индивидуальных занятиях в школе и за ее пределами.

«КОЛЬЦОВКА ПЕСЕН» - массовая игра-обозрение, участники которой, разделившись на несколько команд, поочередно (по кру­гу) исполняют песни на одну из выбранных тем.

Правила игры

Каждая команда поет только по одному куплету (и припеву), исполняя его вслед за предыдущей.

Если по вине команды наступила пауза более чем на 3-5 с или была исполнена песня не на заявленную тему, то по решению ве­дущих она выбывает из игры. Побеждает команда, которая послед­ней исполнила песню по теме.

Совещания членов команды при выборе очередной песни не должны мешать выступающим, а ведущие имеют полное право от­странить от игры команду за излишний шум.

Примерный перечень тематики игры:

«Боевые и солдатские песни», «Морская тематика», «Туристские песни», «Москва - столица», «Любимый город», «О людях разных профессий», «О дружбе», «Русские народные песни» и др.

Советы организаторам

Тему будущей игры выбирают ведущие или ее участники, прове­дя предварительно конкурс между командами на лучшее предло­жение: окончательное решение остается за советом капитанов и ве­дущих.

Чтобы не утомить участников, не следует проводить больше одного-двух туров игры.

Команды можно формировать по разным принципам: из пер­вичных коллективов (звездочек, звеньев и т. д.), представителей одного или нескольких классов, с учетом чьих-либо пожеланий (каждый выбирает своего капитана), по жребию и т. д. Количество участников в каждой команде не должно превышать 40-50 чело­век, т. к. в противном случае будет трудно провести совещание или дружно и слаженно петь.

Эта игра оказывает сильное эмоциональное воздействие, спла­чивая, воодушевляя и увлекая своих участников. Она будет умест­на на сборе и школьном вечере (например, в начале - для того, чтобы быстро войти в тему и сплотить участников, или в конце - для более удачного его завершения и своеобразной разрядки), а так­же в перерыве или по окончании любого коллективного познава­тельного, спортивного или трудового дела.

«КОНЦЕРТ-«МОЛНИЯ» - игра-обозрение, в которой участвуют несколько команд. Их задача - за короткое время, не превышаю­щее 30 мин, подготовить импровизированные коллективные вы­ступления по одной общей программе.

Программа концерта представляет собой экспромт силами со­вета капитанов команд с учетом предложений их участников.

В нее включаются несколько (3-5) обязательных для каж­дой команды жанров, таких, как например: хоровое пение, та­нец, декламация, небольшая инсценировка, вид оригинально­го жанра.

Программа может быть усложнена таким образом, чтобы объ­единить все обязательные номера в единую тему или сюжет. В результате каждая команда представит на суд зрителя что-то вроде небольшой концертной сюиты или даже спектакля. При этом, возможны варианты: когда тема (сюжет) этих выступлений для всех команд одна (один) и выбирают ее (его) сообща - советом капи­танов по предложениям команд, или когда каждая из команд вы­бирает свою собственную тему (свой сюжет).

Примерный перечень тем и сюжетов выступлений:

«Туристский поход», «Встреча Нового года», «Проводы зимы», «Праздник на корабле», «Лесной карнавал», «Бойцы на привале», «На Всемирном фестивале молодежи», «Встреча зарубежных дру­зей», «В Антарктиде» и т. д.

Порядок проведения игры-обозрения

1. Формирование команд (если решено участвовать сводными коллективами), выборы их капитанов, составление программ (пе­речня обязательных жанров и т. д.).

2. Подготовка к концерту каждой команды (время - 15-20 мин, в любом случае не более получаса).

3. Непосредственные выступления команд (каждой отводится по 5-7 мин).

Советы организаторам

Такой концерт хорошо подойдет для праздничных утренников, походных вечеров на привале, в перерыве между трудовыми опе­рациями, перед началом какого-то коллективного творческого дела (особенно, когда ожидание по каким-то причинам затягивается) и т. д.

Однако не стоит превращать его в соревнование между ко­мандами. Пусть каждое выступление приносит удовольствие и ра­дость друзьям, а концерт станет своеобразным сюрпризом для них.

Участниками концерта могут быть как постоянные коллективы, так и сводные их объединения, которые создаются различными способами: по жребию, именам участников (объединения тезок -«Вали, Али, Оли и Коли»; «Тани, Ани, Вани, Мани»; «Сережи и Люд­милы» и т. п.) или по времени года, когда они родились (напри­мер, «Зима», «Лето», «Весна», «Осень») и т. д.

Необходимо помнить, что в игре главным являются проявление каждым из ее участников творческих способностей, находчивости, остроумия и фантазии; сплочение коллектива и поддержание веселого настроения.

Хорошо было бы завершить концерт какой-то общей песней, которая была наиболее удачно исполнена во время командных выступлений.

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОНКУРСЫ - разновид­ность коллективных дел, развивающих творческие способности каждого из их участников и основанных на обмене знаниями, впе­чатлениями и интересами.

Литературно-художественные конкурсы лучше всего рассматривать как совместную деятельность друзей (в звездочках, звеньях или творческих бригадах), имеющую свой конечной целью - победу коллектива в соревновании. Вместе с тем, творческие работы (сказ­ки, рассказы, рисунки и др.), созданные в ходе подготовки к кон­курсу, должны рассматриваться всеми его участниками как общее достояние, которое будет интересно другим.

Примерный перечень литературно-художественных конкурсов:

• на лучшую сказку (на общую, заявленную всеми его участни­ками, или свободную тему);

• на лучший рассказ или сказку в картинках с подписями (на общую или свободную тему);

• на лучший коллективный рисунок (на общую или свободную тему);

• на лучшую подрисуночную подпись под одним из рисунков или их серией;

• на лучшее письмо либо лучшую подпись под фотоматериа­лом.

 

Советы организаторам

Литературно-художественные конкурсы проводят как за короткое время (час-полтора), так и за несколько дней (или неделю), пре­доставив его участникам время на подготовку.

Темы и содержание литературно-художественных работ мо­гут быть самыми разными (в зависимости от познавательных ин­тересов их авторов, событий общественно-политической жиз­ни и т. д.).

Взрослые (учителя и родители) в этом случае выступают как друзья и советчики ребят, помогая им в подготовке сюрпризов для остальных участников конкурса.

Творческую работу на конкурс можно сделать коллективно или же в форме эстафеты, передавая ее (будь то сказка, рассказ или рисунок) из рук в руки для продолжения. При этом, необходимо следить за тем, чтобы никто не остался в стороне.

Завершить конкурс лучше всего представленными на нем ра­ботами (кто-то из авторов читает свою сказку или демонстрирует рисунки, а другие отвечают на вопросы товарищей) с последую­щим коллективным обсуждением их достоинств и недостатков.

Чрезвычайно важно обратить внимание ребят как на положи­тельные стороны каждой работы, так и на их недостатки, пытаясь найти возможные пути их устранения.

Жюри конкурса, состоящее из взрослых и ребят старшего возраста, должно стараться так оценивать творческие работы, чтобы никого не обидеть. Для этого подойдут самые разные памятные призы (например, открытки), как «Самым начитанным», «За са­мый интересный сюжет», «За лучшее исполнение своего расска­за», «За лучшее представление своего рисунка», «За дружную работу» и т. п.

Члены жюри могут также порекомендовать, каким образом ис­пользовать представленные на конкурс творческие работы: с ка­кими из них познакомить малышей и их родителей, а какие послать в подарок друзьям.

«ЭСТАФЕТА ЛЮБИМЫХ ЗАНЯТИЙ» - игра-обозрение, в ходе которой каждый член коллектива по очереди рассказывает о сво­ем любимом занятии: с чего началось его увлечение, о своих по­исках, удачах и неудачах, о перспективных планах и достижениях; отвечает на вопросы и дает советы товарищам.

В числе любимых занятий могут оказаться рисование и лепка, вышивание, коллекционирование, выпиливание, выжигание по дереву и моделирование, чтение сказок и книг о путешествиях, сочинение каких-то интересных историй и решение заниматель­ных задач (ребусов, головоломок, кроссвордов и др.), выращива­ние цветов и уход за домашними животными, фотография или спорт.

Советы организаторам

Предложенную игру-обозрение лучше всего использовать на сборах-встречах небольших коллективов, чтобы она проходила в приятной, доверительной обстановке и носила непринужденный характер, когда даже очень застенчивый ребенок сможет спокой­но поделиться с другими своим самым сокровенным. Особенно успешно «Эстафета любимых занятий» проходит в гостях у друзей или родителей одного из ребят. В процессе ее проведения укреп­ляются товарищеские взаимоотношения между ребятами разного возраста.

«Эстафету любимых занятий» можно устроить не только между представителями небольших коллективов (звеньев, звездочек), двух или нескольких параллельных классов, но и между объединениями старших и младших ребят с участием взрослых, а также между свод­ными бригадами (объединениями по интересам и общим увлечени­ям), в том числе и разновозрастными (каждая бригада готовит выступление, рассказывающее о своем любимом деле).

В любом варианте «Эстафета любимых занятий» помогает как можно лучше раскрыть интересы и способности ребят; обменяться своими увлечениями, знаниями и умениями, воспитывая у участ­ников заботливое отношение к коллективу и уважение к каждому из его членов; а также способствует самовоспитанию.

Полезна она еще и тем, что дает толчок к новым коллективным творческим делам, удовлетворяющим интересы ребят, которые проявились во время ее проведения. От нее легко перейти к та­ким познавательным коллективным творческим делам, как «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн», «Пресс-конференция», «Устный журнал» и т. д.

Взрослые (учителя, родители, вожатые) кроме общей организа­ции эстафеты могут также консультировать ребят при подготовке сборов-встреч, быть ведущими и участниками этого художествен­ного коллективного творческого дела, рассказывая о своих инте­ресах и любимых занятиях.

«ЭСТАФЕТА «РОМАШКА» - игра-обозрение, участники которой придумывают друг для друга какие-то веселые задания на импро­визацию и по очереди их выполняют. Игроки могут представлять собой небольшие коллективы (звездочки, звенья и т. п.) или сводные команды (не более 10-15 человек в каждой). В последнем случае организаторы игры должны будут заранее приготовить из бумаги или картона такое количество значков-жетонов (разных ри­сунков), сколько предполагается создать команд. Участвуя в лоте­рее, каждый игрок вытаскивает какой-либо значок, означающий его принадлежность к определенной команде.

Организаторы игры изготавливают «ромашку» - картонный круг желтого цвета диаметром 15-20 см с лепестками из белой плот­ной бумаги и булавками в основании каждого из них. Число ле­пестков должно совпадать с числом команд или быть вдвое боль­ше, если участники игры пожелают выполнить по два задания.

Затем организаторы игры выбирают (с учетом состава участни­ков) какие-либо веселые задания, помещая на каждом лепестке «ромашки» начало одного из них, например:

• Придумайте и покажите несколько сценок на тему...;

• Сочините и исполните рассказ, который бы начинался так...;

• Изобразите с помощью пантомимы следующие пословицы и поговорки....

Многоточием обозначается та часть задания, которую необхо­димо будет придумать уже во время самой игры.

Ход игры

Игра состоит из трех этапов и может длиться от одного до двух часов. Перед ее началом участники садятся в круг по командам, каждая их которых выбирает себе капитана и придумывает какое-то шутливое название. В центр образовавшегося круга ведущие кладут (на стол или стул) «ромашку» - ее лепестки (не скреплен­ные с желтой сердцевиной) обращены вверх стороной, на кото­рой нет текста.

Первый этап. По сигналу ведущих капитаны команд разбирают по лепестку (или по два), а участники каждой из них заканчивают текст задания и вписывают его вместо многоточия, оставленного организаторами. На это отводится 5-10 мин. Первый этап завер­шается тем, что капитаны вновь составляют из лепестков «ромаш­ку» в произвольном порядке, а ведущие вращают ее, чтобы изме­нить их расположение.

Второй этап. По сигналу ведущих капитаны команд берут по лепестку (или по два), и каждая команда выполняет (вместе с дру­гими, но в тайне от них) доставшееся ей задание (или два). На это дается 20-30 мин. Затем ведущие собирают команды, чтобы те сно­ва заняли свои места в круге.

Третий этап. Ведущий вручает одному из капитанов желтую сердцевину «ромашки». Капитан объявляет задание. После того, как команда его выполнит, капитан прикладывает лепесток к серд­цевине и передает эстафету другой команде. Так повторяется до тех пор, пока капитан последней из выступивших команд не вру­чит ведущим полностью составленную «ромашку». Если команды готовили по два задания, эстафету можно провести в два тура.

Советы организаторам

Необходимо помнить, что эстафета «Ромашка» - это игра, которая носит непринужденный и веселый характер, демонстрирующая на­ходчивость, фантазию и юмор, выявляя индивидуальные творческие способности ребят младшего и старшего возраста и объединяя сво­их участников в разного вида коллективном поиске и решениях.

Не стоит вводить оценку выполнения заданий в очках или бал­лах - пусть каждое выступление рассматривается участниками и оценивается ведущими как маленький и оригинальный сюрприз-подарок, приносящий всем радость.

Эта игра для всех. Не нужно бояться участия ребят разного воз­раста, т. к. решения веселых заданий тем неожиданнее и ярче, чем разнообразнее состав команд, эстафета «Ромашка» способствует сближению детей младшего и старшего возраста подобно общей игре в кругу семьи. Это - отличное средство сплочения коллекти­ва класса, преодоления разобщенности ребят и их объединения со своими учителями на классных и школьных вечерах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 3874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.74 (0.009 с.)