Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ОПД.Ф.06 – Теория и история народной художественной культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Сущность и структура народной художественной культуры Определение понятий: «народная художественная культура», «народное художественное творчество». Народная культура – Народная художественная культура – Художественная культура – Народное искусство – Народное художественное творчество. Народное искусство – результат худ.-творческой деятельности. НХТ – это процесс продуктивной художественно-творческой деятельности. Народное творчество – это художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь. Воззрения, идеалы в создании поэзии; в музыке; театре, танце, архитектуре, изобразительном и ДПИ. Народ. тв-во – зародившиеся в глубокой древности и выражающее народное самосознание – историческая основа всей мировой худ. культуры в широком смысле включает в себя все виды непрофессионального искусства. Культура – предстает перед человеком как смысловой мир, который сплачивает людей в некоторое сообщества (нации, деятельность прод-я). Этот смысловой мир передается через поколения и определяет способ бытия и мироощущения людей. 1. НХК имеет сложную и подвижную иерархическую структуру с тенденцией к постоянной смене составляющих элементов, включает явления как материального, так и художественного порядка. 2. НХК имеет конкретно исторические формы бытования, изменяется вместе с образом жизни народа, связывается с разными социальными группами. 3. НХК – понятие собирательное, объединяющее разнопорядковые объекты. Это касается ДПИ, фольклора, худ. самодеятельности, совр. творчества. НХК – реальность, оказывающая мощное влияние на политические, экономические, социальные, духовные процессы в современном мире. В структуре народной художественной культуры должны оказаться образования, связанные как с архаическими, традиционными слоями, так и с современными формами бытового любительского и самодеятельного художественного творчества. Сегодня можно рассматривать в качестве основных подсистем народной художественной культуры такие ее слои: фольклор, неофольклор, бытовое любительское творчество, фольклоризм, художественную самодеятельность. Народная культура стала сферой художественного производства, коммерции, сферой государственных интересов. Саморазвитие НК определяет ее морфологию и структуру, на нее оказывают мощное воздействие государство и общество. Без государственного регулирования, государственной и общественной поддержки в данном случае не обойтись. Весьма трудной оказалась и материальная ситуация, в первую очередь в деятельности структур, занимающихся сохранением, развитием, пропагандой, изучением культуры: центров, музеев, домов, школ, студий фольклора и ремесел, народных традиций, научно-методических и научных структур, фондов.
2. Сущность и структура любительского творчества. Характерные черты любительской деятельности. Народное творчество независимо от его форм, видов, жанров отражает личностную потребность человека в образно – утилитарном самовыражении и развивается под ее воздействием. Личностная потребность, выступая как индивидуальный фактор, одновременно проявляется в рамках общественных интересов в развитии различных форм творческой Дея-сти. Понятие «любительское » обозначает любимую деятельность, осуществляемую только под влиянием внутренней потребности. Любительская деятельность чаще всего идентифицируется со сферой свободного времени, предоставляющего возможность "излить" душу в желаемом виде практики, которая предстает как творческая, интересная, привлекательная. Любительский смысл художественного творчества по-особому проявляется в разных исторических и социальных условиях, в разных социальных слоях и группах. Различен и уровень любительского творчества, его жанровый состав. Любительство - одна "из форм самодеятельности".
3. Мотивы и стимулы любительской деятельности. Роль любительства в художественной культуре общества. Любительское творчество - форма реализации сущностных сил личности посредствам художественного непрофессионального творчества, осуществляемое индивидуально, в дружеском исемейном кругу или в рамках любительского объединения при отсутствии жесткой регламентации, как творческой, так и организованной. Это длительное увлечение, требующее затрат, нозатраты компенсируются путём морального удовлетворения. Характерная черта – непостоянная занятость. Любительство - одна "из форм самодеятельности". Любительское связывается со стихийностью творчества, естественностью бытового или праздничного проявления. Самодеятельное указывает на роль государственных структур в организаций творчества, его плановость, участие различных социальных институтов в предоставлении условий для развертывания тех форм творчества, которые не могут полноценно развиваться в иных условиях. -Преимущественно художественные мотивы («интерес к данному виду искусства», «стремление стать профессионалом). -Наиболее ясно выраженные мотивы самореализации («чувствую в себе способности, хочу их проявить» и т. д.). -Предметно-созидательные мотивы («захотелось самому создавать красивые вещи», «хочется создавать своими руками что-то новое, необычное»; «применить знания на практике»). -Рекреационные мотивы («возможность отвлечься от забот, отдохнуть» и т. п.) -Престижные мотивы («добиться успеха, известности»). -Мотивы, связанные с потребностью в перемене труда. -Коммуникативные мотивы («познакомиться с новыми людьми» и т. п.). -Процессуально-творческие мотивы («нравится сам процесс») Естественно, что эти группы мотивов взаимно перекрывают друг друга. В основе каждой из них лежат, по меньшей мере, три начала: а) интерес к какому-либо виду искусства, б) потребность в творчестве как форме самореализации; в) потребность в содержательном проведении досуга. Классификация любителей может быть построена на учете как мотивов участия в любительском творчестве, так и оценки ее значимости для них. Преимущественно ориентированные на творческую деятельность как средство созидания эстетически выразительных ценностей. -Преимущественно ориентированные на коммуникацию поводу искусства. -Ориентированные главным образом на любительство способ содержательного проведения свободного времени, разрядки и отдыха. -Преимущественно ориентированные, на любительство средство психологической конденсации. -Ориентированные в основном на любительство как средство формирования положительных личностных качеств и саморазвития. -Ориентированные по преимуществу на материально-утилитарную сторону любительских занятий. -Ориентированные на любительство преимущественно как на вспомогательное средство решения проблем основной профессиональной деятельности. -Преимущественно ориентированные, на любительскую деятельность как средство самовыражения и самораскрытия. -Преимущественно ориентированные на престижность любительских занятий.
4. Законодательное обеспечение народной художественной культуры. Закон о культуре РФ и др. документы. Законодательное обеспечение народной художественной культуры: - Конституция Российской Федерации (статья 44); - Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 149); - Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; - Федеральный закон «О народных художественных промыслах»; - Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; - Федеральный закон «О национально-культурной автономии»; -Федеральный закон «О библиотечном деле» -Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской –Ф» -Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» -Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» -Федеральный закон «О народных художественных промыслах» -Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» -Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» -Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» -Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» - Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства - Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ -создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации; -определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности; -определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
5. Общее и отличное в характеристике традиционных форм народной художественной культуры: фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Основной особенностью фольклора является то, что он возник в древние времена, его произведения передавались из поколения к поколению. Другая его особенность – вариативность. Даже один и тот же сказитель, как бы он не старался быть точным, при каждом повторении одного и того же текста добавлял что-то свое. Еще одна особенность этого вида народного творчества – его коллективность. Каждый исполнитель наделялся правами творца. Народное ДПТ – сложное и многогранное явление. Но все его виды объединяет сочетание практической целесообразности изделия с естественной красотой их внешнего облика. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Реальность приобретала сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Сравнивая фольклор и изобразительное и декоративно-прикладное творчество, можно отметить и общее, и отличное в их характеристике. Общим является то, что эти формы народной художественной культуры возникли в глубокой древности, когда народное творчество неразрывно было связано с древнеславянской мифологией. В них неразрывно связаны и фантазия, и реальность. Мифы несли духовно-нравственные ценности: любовь к родной земле, к природе, семье, предкам. Мастерство народных художников передавалось из поколения в поколение, как и у сказителей. Вариативность – тоже общая черта, хотя более выраженная у фольклора. Мастера изобразительного и декоративно-прикладного творчества имели свои творческие секреты. В этом смысле их творчество тоже было коллективным, хотя есть такие виды ДПТ, как золотое шитье, когда работа создавалась именно коллективом, в прямом смысле этого слова, что не скажешь о фольклоре. Отличие приведенных форм народной культуры заключается в том что все виды ДПТ имеют практическую целесообразность, что не скажешь о фольклоре. Фольклор – часть НХК, традиционный вид искусства, сопровождающий жизнь общества. В широком смысле самодеятельное творчество народа в сфере материальной и духовной культуры. В узком - устное, музыкальное творчество народа передающееся из поколения в поколение, находящее свое воплощение в современном творчестве коллективов, ориентированных на фольклор. Декоративно - прикладное творчество - искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения интерьера, одежды и т.д. Изобразительное искусство - общее название искусств, воплощающих художественные образы на плоскости и в пространстве. Общее и отличное приведенных форм народной культуры.
6. Место и роль народного декоративно-прикладного творчества в структуре народной художественной культуры. Характеристика одного из видов декоративно-прикладного творчества или русских традиционных художественных промыслов. Народная художественная культура – это система, имеющая структуру, состоящую из элементов, между собой взаимосвязанных. Одним из элементов является декоративно-прикладное творчество, наряду с фольклором, народным танцем, музыкой и т.п. Народные мастера хранят традицию и развивают ее под воздействием социально-экономических и исторических условий существования этноса. Каждый предмет народного искусства отражает представления мастеров о природе, обществе и традиционной культуре (материальной и духовной), то есть ДТП несет в себе часть культуры этноса. Оно отражает мировосприятие народа. Оно также преображает действительность, повышая эстетическую ценность окружающей среды, вносит в быт одухотворенность.
7. Народная художественная культура и образование. Проблемы внедрения, адаптации, инноваций народной художественной культуры в систему образования. (Методики, авторские программы, предметы и т.п.). С помощью НХК надо формировать базу личности и выработать иммунитет к плохой культуре. Такой человек становится постепенно носителем определенной национальной культуры: роль школы и системы образования велика. Образование детей проходит в учебное время (уроки с народными традициями, обрядами, обычаями) 1) традиционное искусство для всех участников 2) проблема свободного времени ребенка. Ребенка надо вовлечь в народную деятельность, совместное творчество через него познание народного искусства получаем свое отношение к искусству, в свою очередь оно формирует отношение ко всему окружающему миру, появляются ценностные качества, эмоционально-нравственная культура, ребенок преобразует себя как личность. Программа: «Декоративно – прикладное искусство». В ней нет обучения с начальных классов. Цель программы обеспечить в средней школе более глубокое изучение народного декоративно прикладного творчества. Начальная школа: основные задачи предмета - дать детям начальное представление о декоративно - прикладном искусстве, красоте, жизненной силе, привить временное отношение культуре, традициями, познакомится с традиционными нормами обрядами обычаями. Приоритет воспитывающего фактора: доброта, целеустремленность. Освоение доступно материала - формирует представление о художественном языке, изобразительном творчестве, его образно смысловом строе. Сам предмет нацелен на формирование у каждого ученика системы знаний о традициях ДПТ, так же системы умения наблюдать воспринимать и творчески воспроизводить. Системное обучение учитывает: 1. Психофизические особенности обучаемых (интенсивность образование и развитие организма, чрезвычайная подвижность, образность, эмоциональная отзывчивость). 2. Учитывать закономерности организации обучения ДПТ в условиях школы (наглядность, повторность, образно-игровая подача, образность материала, действия имитация и подражания, совместное коллективное действие). Авторская программа «Изучение МХК через изобразительное творчество детей». Цель - связь ИЗО и МХК в единый эстетический цикл. Задачи: помочь развитию творческого потенциала каждого ребенка, привить любовь к искусству, способствовать развитию у ребенка эмоционального образного восприятия. Структур а программы: 1.Этап: 1 класс - формирование художественных навыков, умений и знаний через изобразительную деятельность, приобщать к МХК. 2. Этап: 5 класс - подробное изучение видов, жанров и языка искусства, познание через творчество детей, изучения ими наследия отечественно культуры. 3. Этап: 6-7 классы - взаимодействие с историй литературой музыкой. Особенность курса: ИЗО деятельность детей. 4. Этап: 8-10 классы - факультативный курс. 8. Журналы «Народное творчество», «Клуб», «Живая старина». Общая характеристика изданий. Наиболее актуальные проблемы народной художественной культуры, публикуемые в изданиях. Их роль в решении актуальных проблем народной художественной культуры, значение в развитии и сохранении народных традиций. Журнал «Клуб» ежемесячный общественно-политический и научно-методический журнал. Учредитель Министерство культуры СССР и ЦК ВЦСПС. Первоначальное название «Призыв» был создан в 1923г и выходил по декабрь 1925г. С 1939г объединяется с журналом «Художественная самодеятельность». 1988-1989 появилось приложение «Народное творчество». Основные рубрики: Человек культура общество. Заслуженные работники культуры (юбилейные даты). Информация и размышления, Размышление ученого, Проблемные суждения, Заметки публициста (Авторское мнение). Актуальное интервью, Экономика и культура. Культура Российского зарубежья. Практика-проблемы и решения, спорт для всех, спрашивали-отвечаем, Ремесла, Мир человека, мир увлечений, Шахматный клуб - Ферзь. Клуб афористики. На орбите фестивалей. «Живая старина»- Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. Основан в 1899г В.И. Ламанским. До 1917 регулярно выходил в свет. Первым редактором был Н.И. толстой.Возобновление издания в 1994г. По инициативе директора Гос. Республики центра русского фольклора А.С. Каргина. Он был возрожден для преодоления кризисного явления в традиционной культуре, для сохранения наследия предков и с целью вдохнуть новую жизнь в это издание. В настоящее время редактор этого журнала является доктор филологических наук СЮ. Неклюдов. Данные издания продолжают разрабатывать темы, ставшие традиционными: «Верования и обряды», «Мифологические персонажи в фольклоре», «Язычество в народной культуре», «Региональные формы русской народной культуры», «Обрядовые ряжения» и «Музыкальный фольклор». Новая «Живая Старина» расширила проблематику: «Ритуальная традиция и современность», «Фольклор города», «Народная культура» и «Русский серебряный век», «Народная культура в деревне». Теоретические вопросы: «Слово и культура», «вещь-символ-Знак», «Судьбы фольклора», «Традиции и современность». Журнал сотрудничает с фольклористами, этнолингвистами, историками, этнографамине только в России, но и зарубеж. Журнал «Народное тв-во» Ежемесячный, репертуарный Массовый научно-популярный, иллюстрированный журнал. Главный редактор Каргин - ученый, исследователь. Журнал был организован в 1937 всесоюзным комитетом по делам искусства и ВЦСПС (всесоюзный центр союз профессионалов), вновь возобновлен, в январе 1989г в результате разделения журнала «Клуб» и приложение «Народнее тв-во». Учредители Министерство культуры РФ, государственный республиканский центр русского фольклора Основные рубрики: «Собеседник», «Отечественный архив» (публикуются малоизв. матер, вошедшие в сокровищницу отеч. к.), «Энциклопедия «Н.Т» (включ. образцы «городского жестокого романса», матер, о русских нар. песнях (история песни, музык. обряды). «Наследие и память», «Загадки и открытия», «Житейские истории», «Были не были». «Этнографика. Наследники традиций» (12-14 лет, для младшего возр.: расск, сказски, потешки. В этой рубрике ведут практики, подлинный фольклорный материал). Жанры: обрядовые, лирические песни. ДЛИ: дерево, керамика, костюм. «Фестивали и конкурсы» (российск., междунар., регион., музыкальн., ДП. тв-ва.). «Мир увлечений. Любительские объед., самодеятельность» (не только фольклор. Муз. технич. матер.). «Говорит и показывает...(Фольклор в радиоэфире и на телеэкране) опыт региональных студий» (ср-ва масс. инф. и их обращение к фольклору, нар. верованиям, знаниям, развлеч.). «Мастера.Ремесла. Промыслы» (восстановить традиции ремесла, технологии, предлагается опыт мастеров и умельцев, проблемы возрожд.). «Выставки. Музейный зал» (специал. выступ, с анализом, посетителя выставок). «Поэтический клуб» (объед. любит, слова). «Застолье» (национ. блюда). «Книжная лавка» (компас в мире книг: библиогр., обзоры новинок в разл. изд., краткие аннотации). «Студия» (предл. методики, тексты, уроки рук., советы мастеров, авт. прогр.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.93 (0.014 с.) |