Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОПД.Ф.06 – Теория и история народной художественной культуры

Поиск

1. Сущность и структура народной художественной культуры Определение понятий: «народная художественная культура», «народное художественное творчество».

Народная культура – Народная художественная культура – Художественная культура – Народное искусство – Народное художественное творчество.

Народное искусство – результат худ.-творческой деятельности.

НХТ – это процесс продуктивной художественно-творческой деятельности.

Народное творчество – это художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь. Воззрения, идеалы в создании поэзии; в музыке; театре, танце, архитектуре, изобразительном и ДПИ.

Народ. тв-во – зародившиеся в глубокой древности и выражающее народное самосознание – историческая основа всей мировой худ. культуры в широком смысле включает в себя все виды непрофессионального искусства.

Культура – предстает перед человеком как смысловой мир, который сплачивает людей в некоторое сообщества (нации, деятельность прод-я). Этот смысловой мир передается через поколения и определяет способ бытия и мироощущения людей.

1. НХК имеет сложную и подвижную иерархическую структуру с тенденцией к постоянной смене составляющих элементов, включает явления как материального, так и художественного порядка.

2. НХК имеет конкретно исторические формы бытования, изменяется вместе с образом жизни народа, связывается с разными социальными группами.

3. НХК – понятие собирательное, объединяющее разнопорядковые объекты. Это касается ДПИ, фольклора, худ. самодеятельности, совр. творчества.

НХК – реальность, оказывающая мощное влияние на политические, экономические, социальные, духовные процессы в современном мире.

В структуре народной художественной культуры должны оказаться образования, связанные как с архаическими, традиционными слоями, так и с современными формами быто­вого любительского и самодеятельного художественного творчест­ва. Сегодня можно рассматривать в качестве основных подсистем народной художественной культуры такие ее слои: фольклор, неофольклор, бытовое любительское творчество, фольклоризм, художе­ственную самодеятельность.

Народная культура стала сферой художественного производства, коммерции, сферой государственных интересов. Саморазвитие НК определяет ее морфологию и структуру, на нее оказывают мощное воздействие государство и общество.

Без государственного регу­лирования, государственной и общественной поддержки в данном случае не обойтись. Весьма трудной оказалась и материальная си­туация, в первую очередь в деятельности структур, занимающихся сохранением, развитием, пропагандой, изучением культуры: цен­тров, музеев, домов, школ, студий фольклора и ремесел, народных традиций, научно-методических и научных структур, фондов.

 

2. Сущность и структура любительского творчества. Характерные черты любительской деятельности.

Народное творчество независимо от его форм, видов, жанров отражает личностную потребность человека в образно – утилитарном самовыражении и развивается под ее воздействием. Личностная потребность, выступая как индивидуальный фактор, одновременно проявляется в рамках общественных интересов в развитии различных форм творческой Дея-сти. Понятие «любительское » обозначает любимую деятельность, осу­ществляемую только под влиянием внутренней потребности. Люби­тельская деятельность чаще всего идентифицируется со сферой сво­бодного времени, предоставляющего возможность "излить" душу в желаемом виде практики, которая предстает как творческая, интересная, привлекательная. Любительский смысл художественного творчества по-особому проявляется в разных исторических и социальных условиях, в разных социальных слоях и группах. Различен и уровень люби­тельского творчества, его жанровый состав. Любительство - одна "из форм самодеятельности".

 

3. Мотивы и стимулы любительской деятельности. Роль любительства в художественной культуре общества.

Любительское творчество - форма реализации сущностных сил личности посредствам художественного непрофессионального творчества, осуществляемое индивидуально, в дружеском исемейном кругу или в рамках любительского объединения при отсутствии жесткой регламентации, как творческой, так и организованной. Это длительное увлечение, требующее затрат, нозатраты компенсируются путём морального удовлетворения. Характерная черта – непостоянная занятость.

Любительство - одна "из форм самодеятельности".

Любительское связывается со стихийностью творчества, естественностью бытового или праздничного проявления. Самодеятельное указывает на роль государственных структур в организаций творчества, его плановость, участие различных социальных институтов в предоставлении условий для развертывания тех форм творчества, которые не могут полноценно развиваться в иных условиях.

-Преимущественно художественные мотивы («интерес к данному виду искусства», «стремление стать профессионалом).

-Наиболее ясно выраженные мотивы самореализации («чувствую в себе способности, хочу их проявить» и т. д.).

-Предметно-созидательные мотивы («захотелось самому создавать красивые вещи», «хочется создавать своими руками что-то новое, необычное»; «применить знания на практике»).

-Рекреационные мотивы («возможность отвлечься от забот, отдохнуть» и т. п.)

-Престижные мотивы («добиться успеха, известности»).

-Мотивы, связанные с потребностью в перемене труда.

-Коммуникативные мотивы («познакомиться с новыми людьми» и т. п.).

-Процессуально-творческие мотивы («нравится сам процесс»)

Естественно, что эти группы мотивов взаимно перекрывают друг друга. В основе каждой из них лежат, по меньшей мере, три начала:

а) интерес к какому-либо виду искусства,

б) потребность в творчестве как форме самореализации;

в) потребность в содержательном проведении досуга.

Классификация любителей может быть построена на учете как мотивов участия в любительском творчестве, так и оценки ее значимости для них.

Преимущественно ориентированные на творческую деятельность как средство созидания эстетически выразительных ценностей.

-Преимущественно ориентированные на коммуникацию поводу искусства.

-Ориентированные главным образом на любительство способ содержательного проведения свободного времени, разрядки и отдыха.

-Преимущественно ориентированные, на любительство средство психологической конденсации.

-Ориентированные в основном на любительство как средство формирования положительных личностных качеств и саморазвития.

-Ориентированные по преимуществу на материально-утилитарную сторону любительских занятий.

-Ориентированные на любительство преимущественно как на вспомогательное средство решения проблем основной профессиональной деятельности.

-Преимущественно ориентированные, на любительскую деятельность как средство самовыражения и самораскрытия.

-Преимущественно ориентированные на престижность любительских занятий.

 

4. Законодательное обеспечение народной художественной культуры. Закон о культуре РФ и др. документы.

Законодательное обеспечение народной художественной культуры:

- Конституция Российской Феде­рации (статья 44);

- Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 149);

- Закон Российской Федерации от 9 ок­тября 1992 г. №3612-1 «Основы законо­дательства Российской Федерации о культуре»;

- Федераль­ный закон «О на­родных художественных промыслах»;

- Федеральный закон «Об охране окру­жающей среды»;

- Федеральный закон «О на­ционально-культурной автономии»;

-Федеральный закон «О библиотечном деле»

-Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской –Ф»

-Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»

-Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»

-Федеральный закон «О народных художественных промыслах»

-Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»

-Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

-Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

-Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»

- Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования орга­низаций культуры и искусства

- Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия

Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1
«Основы законодательства РФ о культуре»
Подписан: Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре
-обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

-создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;

-определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

-определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

 

5. Общее и отличное в характеристике традиционных форм народной художественной культуры: фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Основной особенностью фольклора является то, что он возник в древние времена, его произведения передавались из поколения к поколению. Другая его особенность – вариативность. Даже один и тот же сказитель, как бы он не старался быть точным, при каждом повторении одного и того же текста добавлял что-то свое. Еще одна особенность этого вида народного творчества – его коллективность. Каждый исполнитель наделялся правами творца.

Народное ДПТ – сложное и многогранное явление. Но все его виды объединяет сочетание практической целесообразности изделия с естественной красотой их внешнего облика. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Реальность приобретала сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми.

Сравнивая фольклор и изобразительное и декоративно-прикладное творчество, можно отметить и общее, и отличное в их характеристике. Общим является то, что эти формы народной художественной культуры возникли в глубокой древности, когда народное творчество неразрывно было связано с древнеславянской мифологией. В них неразрывно связаны и фантазия, и реальность. Мифы несли духовно-нравственные ценности: любовь к родной земле, к природе, семье, предкам. Мастерство народных художников передавалось из поколения в поколение, как и у сказителей.

Вариативность – тоже общая черта, хотя более выраженная у фольклора. Мастера изобразительного и декоративно-прикладного творчества имели свои творческие секреты.

В этом смысле их творчество тоже было коллективным, хотя есть такие виды ДПТ, как золотое шитье, когда работа создавалась именно коллективом, в прямом смысле этого слова, что не скажешь о фольклоре.

Отличие приведенных форм народной культуры заключается в том что все виды ДПТ имеют практическую целесообразность, что не скажешь о фольклоре.

Фольклор – часть НХК, традиционный вид искусства, сопровождающий жизнь общества. В широком смысле самодеятельное творчество народа в сфере материальной и духовной культуры. В узком - устное, музыкальное творчество народа передающееся из поколения в поколение, находящее свое воплощение в современном творчестве коллективов, ориентированных на фольклор.

Декоративно - прикладное творчество - искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения интерьера, одежды и т.д.

Изобразительное искусство - общее название искусств, воплощающих художественные образы на плоскости и в пространстве.

Общее и отличное приведенных форм народной культуры.

 

6. Место и роль народного декоративно-прикладного творчества в структуре народной художественной культуры. Характеристика одного из видов декоративно-прикладного творчества или русских традиционных художественных промыслов.

Народная художественная культура – это система, имеющая структуру, состоящую из элементов, между собой взаимосвязанных. Одним из элементов является декоративно-прикладное творчество, наряду с фольклором, народным танцем, музыкой и т.п.

Народные мастера хранят традицию и развивают ее под воздействием социально-экономических и исторических условий существования этноса. Каждый предмет народного искусства отражает представления мастеров о природе, обществе и традиционной культуре (материальной и духовной), то есть ДТП несет в себе часть культуры этноса. Оно отражает мировосприятие народа. Оно также преображает действительность, повышая эстетическую ценность окружающей среды, вносит в быт одухотворенность.

 

7. Народная художественная культура и образование. Проблемы внедрения, адаптации, инноваций народной художественной культуры в систему образования. (Методики, авторские программы, предметы и т.п.).

С помощью НХК надо формировать базу личности и выработать иммунитет к плохой культуре. Такой человек становится постепенно носителем определенной национальной культуры: роль школы и системы образования велика. Образование детей проходит в учебное время (уроки с народными традициями, обрядами, обычаями)

1) традиционное искусство для всех участников

2) проблема свободного времени ребенка.

Ребенка надо вовлечь в народную деятельность, совместное творчество через него познание народного искусства получаем свое отношение к искусству, в свою очередь оно формирует отношение ко всему окружающему миру, появляются ценностные качества, эмоционально-нравственная культура, ребенок преобразует себя как личность.

Программа: «Декоративно – прикладное искусство». В ней нет обучения с начальных классов. Цель программы обеспечить в средней школе более глубокое изучение народного декоративно прикладного творчества.

Начальная школа: основные задачи предмета - дать детям начальное представление о декоративно - прикладном искусстве, красоте, жизненной силе, привить временное отношение культуре, традициями, познакомится с традиционными нормами обрядами обычаями.

Приоритет воспитывающего фактора: доброта, целеустремленность. Освоение доступно материала - формирует представление о художественном языке, изобразительном творчестве, его образно смысловом строе. Сам предмет нацелен на формирование у каждого ученика системы знаний о традициях ДПТ, так же системы умения наблюдать воспринимать и творчески воспроизводить.

Системное обучение учитывает:

1. Психофизические особенности обучаемых (интенсивность образование и развитие организма, чрезвычайная подвижность, образность, эмоциональная отзывчивость).

2. Учитывать закономерности организации обучения ДПТ в условиях школы (наглядность, повторность, образно-игровая подача, образность материала, действия имитация и подражания, совместное коллективное действие).

Авторская программа «Изучение МХК через изобразительное творчество детей».

Цель - связь ИЗО и МХК в единый эстетический цикл. Задачи: помочь развитию творческого потенциала каждого ребенка, привить любовь к искусству, способствовать развитию у ребенка эмоционального образного восприятия.

Структур а программы:

1.Этап: 1 класс - формирование художественных навыков, умений и знаний через изобразительную деятельность, приобщать к МХК.

2. Этап: 5 класс - подробное изучение видов, жанров и языка искусства, познание через творчество детей, изучения ими наследия отечественно культуры.

3. Этап: 6-7 классы - взаимодействие с историй литературой музыкой. Особенность курса: ИЗО деятельность детей. 4. Этап: 8-10 классы - факультативный курс.

8. Журналы «Народное творчество», «Клуб», «Живая старина». Общая характеристика изданий. Наиболее актуальные проблемы народной художественной культуры, публикуемые в изданиях. Их роль в решении актуальных проблем народной художественной культуры, значение в развитии и сохранении народных традиций.

Журнал «Клуб» ежемесячный общественно-политический и научно-методический журнал. Учредитель Министерство культуры СССР и ЦК ВЦСПС. Первоначальное название «Призыв» был создан в 1923г и выходил по декабрь 1925г. С 1939г объединяется с журналом «Художественная самодеятельность». 1988-1989 появилось приложение «Народное творчество». Основные рубрики: Человек культура общество. Заслуженные работники культуры (юбилейные даты). Информация и размышления, Размышление ученого, Проблемные суждения, Заметки публициста (Авторское мнение). Актуальное интервью, Экономика и культура. Культура Российского зарубежья. Практика-проблемы и решения, спорт для всех, спрашивали-отвечаем, Ремесла, Мир человека, мир увлечений, Шахматный клуб - Ферзь. Клуб афористики. На орбите фестивалей.

«Живая старина»- Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. Основан в 1899г В.И. Ламанским. До 1917 регулярно выходил в свет. Первым редактором был Н.И. толстой.Возобновление издания в 1994г. По инициативе директора Гос. Республики центра русского фольклора А.С. Каргина. Он был возрожден для преодоления кризисного явления в традиционной культуре, для сохранения наследия предков и с целью вдохнуть новую жизнь в это издание. В настоящее время редактор этого журнала является доктор филологических наук СЮ. Неклюдов. Данные издания продолжают разрабатывать темы, ставшие традиционными: «Верования и обряды», «Мифологические персонажи в фольклоре», «Язычество в народной культуре», «Региональные формы русской народной культуры», «Обрядовые ряжения» и «Музыкальный фольклор». Новая «Живая Старина» расширила проблематику: «Ритуальная традиция и современность», «Фольклор города», «Народная культура» и «Русский серебряный век», «Народная культура в деревне». Теоретические вопросы: «Слово и культура», «вещь-символ-Знак», «Судьбы фольклора», «Традиции и современность». Журнал сотрудничает с фольклористами, этнолингвистами, историками, этнографамине только в России, но и зарубеж.

Журнал «Народное тв-во» Ежемесячный, репертуарный Массовый научно-популярный, иллюстрированный журнал. Главный редактор Каргин - ученый, исследователь. Журнал был организован в 1937 всесоюзным комитетом по делам искусства и ВЦСПС (всесоюзный центр союз профессионалов), вновь возобновлен, в январе 1989г в результате разделения журнала «Клуб» и приложение «Народнее тв-во». Учредители Министерство культуры РФ, государственный республиканский центр русского фольклора Основные рубрики: «Собеседник», «Отечественный архив» (публикуются малоизв. матер, вошедшие в сокровищницу отеч. к.), «Энциклопедия «Н.Т» (включ. образцы «городского жестокого романса», матер, о русских нар. песнях (история песни, музык. обряды). «Наследие и память», «Загадки и открытия», «Житейские истории», «Были не были». «Этнографика. Наследники традиций» (12-14 лет, для младшего возр.: расск, сказски, потешки. В этой рубрике ведут практики, подлинный фольклорный материал). Жанры: обрядовые, лирические песни. ДЛИ: дерево, керамика, костюм. «Фестивали и конкурсы» (российск., междунар., регион., музыкальн., ДП. тв-ва.). «Мир увлечений. Любительские объед., самодеятельность» (не только фольклор. Муз. технич. матер.). «Говорит и показывает...(Фольклор в радиоэфире и на телеэкране) опыт региональных студий» (ср-ва масс. инф. и их обращение к фольклору, нар. верованиям, знаниям, развлеч.). «Мастера.Ремесла. Промыслы» (восстановить традиции ремесла, технологии, предлагается опыт мастеров и умельцев, проблемы возрожд.). «Выставки. Музейный зал» (специал. выступ, с анализом, посетителя выставок). «Поэтический клуб» (объед. любит, слова). «Застолье» (национ. блюда). «Книжная лавка» (компас в мире книг: библиогр., обзоры новинок в разл. изд., краткие аннотации). «Студия» (предл. методики, тексты, уроки рук., советы мастеров, авт. прогр.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.93 (0.014 с.)