Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Типология культуры.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные понятия: тип, типологизация, критерии типологизации, традиционная культура, инновационная культура, культурный релятивизм, культурный универсализм, культурный этноцентризм, культурный космополитизм, этнос, нация, народ, этническая культура, национальная культура, региональная типологизация культуры, европоцентризм, субкультура, контркультура, массовая культура, элитарная культура, кич, мидкульт, антикультура. Проблема типологии. Типологизация как метод культурологического познания. Как реально существует культура на планете Земля, что представляет собою земной социокультурный мир? Даже поверхностные наблюдения и размышления над этими вопросами приведут нас к осознанию того, что реально социокультурный мир выступает перед нами не как нечто однородное, а как богатое многообразие, множество, самобытных уникальных культурных единиц. Они существуют порой не соприкасаясь, имеют свое пространство и свое время. Мы воспринимаем себя как носителей национальной культуры и в то же время как представителей всего человечества. Мы отождествляем себя с образцами культурной парадигмы современной нам и в то же время восхищаемся образцами и даже берем на вооружение требования и рекомендации, которые существовали в давно ушедших в прошлое культурах. Как нам ориентироваться в этом море смыслов, не ощущая его как хаос? Именно этот вопрос и поиск ответа на него и создает, выкристаллизовывает научную проблему: существует ли единство планетарного историко-культурного универсализма, предполагающего универсальное отношение человека к миру, независимо от его конкретной культурной принадлежности? Ведь, как отмечал М. Бубер: «Культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия» [2, С. 82]. Насколько оправдан культурный релятивизм- представление, согласно которому каждая культура может быть оценена только на основе ее собственных принципов, а не универсальных критериев? Эта проблема обозначается как проблема единства культур в их многообразии. Она трудно разрешима. Потому что, с одной стороны налицо общечеловеческая культура, определяющая «человечность» в человеке, а, с другой стороны, каждая из множества культур из имеющихся одновременно на земле, или разделенных временем дает собственное видение критериев человечности. Кроме того, существуют сложности в понимании самого искомого культурного единства и общности человечества. Если понимать общее как существующее наряду с единичным, вне каждой отдельной культуры, а единство трактовать как единственность, как одну общечеловеческую культуру, то, однозначно, такой общечеловеческой культуры нет. Но если общее трактовать как сходство, как совпадение каких-то основополагающих аспектов жизнедеятельности людей, как общее, существующее и проявляющееся в каждой отдельной культуре, то положительный ответ на заданный вопрос вполне правомерен. На современном этапе развития культурологического знания имеет место быть два варианта ответа на вопрос о единстве в многообразии культур. Один из них таков: не существует единой культурной истории человечества, и история с этой точки зрения представляется как смена культур, каждая из которых живет своей собственной самодостаточной, отличной и обособленной от других культур жизнью. При этом, однолинейности процесса культурной и исторической жизни нет, линии развития культур расходящиеся. Такой точки зрения придерживались Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, Э. Трёльч и др. Другая позиция основана на идее об универсальности и всемирной истории. Она подчеркивает, что в многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры. Представители этой позиции Вольтер, Монтескье, Лессинг, И.Кант, И.Гердер, В.Соловьев, К.Ясперс и др. Серьезным аргументом этой позиции является признание того, что культура есть содержание человеческой жизни и человек абсолютно везде - в Европе и Азии, на Западе и на Востоке, и всегда - в древнейшие времена и сегодня, в III-м тысячелетии, - размышляет об одном: как обустроить свою жизнь и жизнь окружающих его людей наилучшим образом. Итак, еще раз отметим: возможно говорить, не о единой общечеловеческой культуре, а о наличии общих тенденций в многообразии культур. В научной формулировке это обстоятельство звучит как единство культуры в ее многообразии. Отметим также и то, что в социокультурной практике общения носителей разных культур эта проблема оборачивается поиском причин"непонимания" и"отчужденности", проблемой надлома связи общечеловечности. И в этом ракурсе проблема единства многообразия культур и теоретически, и практически составляет основу другой проблемы - диалога культур. В общем смысле типология - классификация явлений по общности каких-либо признаков. Типологизация - это научный метод, позволяющий систематизировать объекты на основе их обобщенной модели. Это необходимо для наиболее полного изучения объектов и их описания. Типологизация культуры, или типология культуры - это классификация культур по обобщенным признакам, определяющим неповторимость отдельных культурных единиц в рамках одного множества (или группы) и обозначение этой общности признаков как отличительной особенности конкретного культурного множества в отличие от другого множества. Следует различать типологизацию культур как метод культурно-исторического анализа и типологию как систему выделенных типовых моделей культур. Типология является результатом типологизации. В процессе типологизации культуры всегда имеет место быть идеализация, то есть создание неких идеализированных типов культуры, лишь приблизительно отражающих реальное бытие культуры. Культура и культуры представляют собой систематическую или бесструктурную местами целостность, отдельные ее типы вне связи с остальными не существуют. О сущности механизма типологизации культуры как построения идеальной абстракции, реально не существующей, а именно как абстрактной "в чистом виде" типологической модели культуры подробно рассматривает немецкий социолог Макс Вебер. В этом плане "идеальный тип" культуры М. Вебера— это не самостоятельный тип культуры, существующий наряду с другими, а гносеологическая, логико-познавательная характеристика любой культуры в ее абстрактно-теоретической идеализированной форме [3]. Типологизация культур, или построение определенной системы типов, то есть типологии культур осуществляется с помощью важнейших, исходных логико-познавательных процедур. Во-первых, как и любая классификация, типологизация культур, или упорядочивание по группам, опирается на выбор оснований, критериев классификации. Критерий типологии- то основание, которое выделяется исследователем как важнейший признак культуры или характеристика определенного рода отношений внутри нее, по которому он проводит сравнение культур или их обобщение исходя из поставленной исследовательской задачи. Причем в каждом конкретном случае построения типологии может выделяться либо одно основание, один основополагающий признак, по которому устанавливается общность культур, объединенных в один тип культуры, либо несколько сразу. Но важно, чтобы это были одни и те же основания, критерии нахождения общности для каждой культурной единицы, включенной в данное множество (тип культуры). Непосредственно основания (критерии) как общезначимые характеристики для выделения разных множеств, типов культур могут быть самыми различными. К примеру, это могут быть: этнографические (в качестве которых могут выступать быт, хозяйственный уклад, язык и др.); пространственно-географические, лежащие в основе региональной типологии культур (например, западноевропейская, латиноамериканская, дальневосточная, африканская, сибирская и т.д.); хронологическо-временные, обусловливающие выделение таких типов культур, как: культура первых людей(древняя или первобытная культура); античный тип культуры; культура Средневековья; культура Возрождения; культура Просвещения; культура Нового времени; модернистская культура; постмодерн и т. п. В качестве критериев для выделения типов культур могут выступать ценностные ориентации, приоритетность тех или иных ценностей. Именно такой признак положен в основу современной, самой обобщенной и весьма актуальной в глобализующемся мире типологии культур "Запад - Восток". Следует иметь в виду, что поскольку типизация- это гносеологический прием, позволяющий изучить культуры, то вполне может оказаться, что по одним признакам те или иные культурные единицы(самобытные культуры) будут включены в один тип культуры, а по другим основаниям - в иной. Еще одной важной логико-познавательной процедурой, определяющей типологизацию культуры является определение познавательных целей (задач) именно такого классификационного построения. Исследовательские (да и познавательно-учебные тоже) задачи диктуют набор характеристик (признаков, критериев), которые выбираются в качестве основания данной классификации культуры. Поэтому оснований для решения задач может быть сразу несколько, а значит, и критериев типологизации культур будет несколько. Приведем пример. Так, типологизация культур может осуществляться с целью выявления той роли, которую культуры играют в социальном взаимодействии. И тогда критериями становятся предписанность (следование культурному образцу); универсализм - стандартизация; специфичность - диффузность как реакция на ситуацию. В таком случае выделяют консервативный, традиционный или инновационный тип культуры. Данная типологизация позволяет увидеть как организуются в изучаемом обществе в определенном социокультурном пространстве взаимодействия, на что они ориентированы, то есть высвечивается технология взаимодействия внутри культурной целостности. К примеру, известный культуролог Э.А.Орлова сгруппировала культуры по критерию функциональной роли и механизма осуществления основных форм мышления [9]. А.Е. Гленн выделяет на этой базе два типа культуры: один из них - с преобладанием абстрактных, другой— ассоциативных форм мышления. Соответственно, в первом типе культуры мы увидим доминирование универсализма, концептуализации, обобщения, генерализации, а во втором — партикуляризма-акцента на специфическом, отражении уникальных, индивидуальных, неповторимых характеристик культуры. Универсализм характеризует культуры с высокой степенью изображения неопределенности, партикуляризм — с низкой степенью неопределенности. Интересно с этой точки зрения сравнение всех форм европейского абстракционистского искусства и восточно-китайского, японского. Какие познавательные(исследовательские, в первую очередь) задачи решаются с помощью такой типологии? Она позволяет определить, как в той или иной культуре происходит выбор решения проблемы, как определяется ситуация, на основе чего отбирается информация, какого она качества. Полезна для исследователя типология культуры, в основе которой лежит социальный критерий — доминирование в той или иной культуре коллективистского или индивидуального начала. Так, в индивидуалистических культурах принято полагаться только на себя, заботиться преимущественно о себе и своей семье, акцент в таких культурах поставлен на индивидуальные достижения и инициативу, опора в жизненных реализациях исключительно на свое "я" и т.п. В коллективном типе культуры, напротив, опора делается на принадлежность к группе, индивидуальное поведение подчиняется групповому стандарту, основополагающей ориентацией в культуре является ориентация на "мы". Что дает в исследовательском отношении подобная типология? Она позволяет выявить природу социокультурных связей в конкретном обществе и его социокультурную динамику, вскрыть источник и возможности, последствия и перспективы этой динамики, уяснить социокультурную природу конфликтов и напряжений, а значит, и найти пути их преодоления через культурный диалог. Приближенно к социальному подходу в типологии культуры в поиске критериев типологизации культур примыкает и практически из него оформляется в самостоятельный научный подход подход информационно-коммуникативный. Основополагающим критерием здесь является степень зависимости каждой культуры от социокультурного контекста. По сути, это деление культур на типы по формам обмена информацией внутри них. С этой точки зрения выделяются культуры с высокой степенью зависимости от социокультурного контекста и с низкой. Причем эта степень зависимости от социокультурного контекста и формы обмена информаций могут охватывать как логико-рациональный аспект коммуникации(обмен информаций), так и психологический аспект(общение). Например, Дж. Хофстед, проводя информационно-коммуникативную типологизацию культур, делит их по степени избегания информационной неопределенности на 2 типа: культуры с высокой и с низкой степенью избегания неопределенности. Согласно Дж. Хофстеду, культуры с высокой степенью избегания информационной неопределенности в логико-информационном аспекте обладают нетерпимостью к двусмысленности, приверженностью жестким правилам, абсолютной истине, а в эмоционально-психологическом аспекте избегают конфликтов, агрессивности, отклонения считают недопустимыми, эмоционально более сдержанны. Культуры второго типа отличаются гораздо большей терпимостью к расхождению во мнениях, более высокой степенью риска, большей эмоциональностью и свободой выбора. Какие задачи позволяет решать именно такая типология? Она позволяет обнаружить точки психологического напряжения и найти регуляторы для снятия напряженности; выявить мотивы поведения, характер ожидаемой активности и т. п. Можно называть еще целый ряд других критериев и оснований, по которым осуществлялась типологизация культур в истории культурологической мысли. Так, К. Маркс дал экономико-историческую типологию культур, положив в основу классификации теорию общественно-экономических формаций, отличающихся друг от друга способами производства и системами общественных отношений. Соответственно с этим он выявил исторически сменяющие друг друга типы культур: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, буржуазно-капиталистический и будущий коммунистический [7]. В. И.Ленин выделял 2 типа культур: буржуазный и пролетарский, положив в основу их классификации классовый признак [5]. Например, весьма полезна для исследователя историческая типология. Полагая основой для типизации исторические периоды времени, в рамках которых возникали и функционировали конкретные типы культур, она выделяет каменный, медный, бронзовый и железный века развития материальной и духовной культуры человечества. Большую роль в отечественной культурологии сыграла формационно-классовая типология культур, предложенная К. Марксом. Вместе с рассмотренной выше она представляет собой линейную типологию, рассматривающую развитие культур как прогрессивное движение от некой нулевой точки и представляющую культуры в виде иерархической структуры соответственно уровню развития каждой культуры. Существует и иная типология, имеющая значительное влияние в культурологии. Ее представляют концепции замкнутых культурно- исторических типов, или локальных цивилизаций, рассматривающие каждую культуру как отдельную самоценную цивилизационную целостность, а потому предлагающие не линейное, а циклическое видение культурно-исторических процессов. Например, теории О.Шпенглера, Н.Я.Данилевского, А.Тойнби. Линейные и циклические представления о ходе истории объединены в типологии К.Ясперса. По его мнению, история, движущаяся от «осевого времени» имеет смысл и цель, при этом человечество ожидает новое «осевое время». Среди современных типологических концепций можно выделить идеи Г. Маклюена (1911-1980). Согласно Маклюену, средоточием культуры являются средства общения. Они формируют сознание людей и образ их жизни, смена средств общения меняет и образ жизни людей. На этом основании он выделил бесписьменные (дописьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные) общества и культуры. Для дописьменного общества было характерно устное общение. С помощью устной речи человек передавал жизненный опыт, она была вплетена в практическую деятельность. В этой связи само мировосприятие человека дописьменного общества определялось его слуховой способностью вкупе с другими способностями к ощущениям (осязанию). Человек здесь не осознает собственной отдельности от коллектива, а также от природной среды обитания, его представления о картине мира синкретичны, основываются на магических знаниях, ритуалистичности, мифологии. Устная речь- вид социальной памяти, присущий данной стадии культурного развития. Живая пластичная речь является доминирующим средством выражения всего и особенностей конкретных вещей и явлений. Письменные культуры начинают формироваться в IV тысячелетии до н.э. (Шумер, Древний Египет) и существуют до сих пор. В основе данного типа культуры письменность вне зависимости от конкретных языков и культурных традиций. Письменность – самый эффективный вид социальной памяти, она стимулирует развитие и распространение рационального мышления, расширение социальных связей. Изобретение книгопечатания создало линейную перспективу в восприятии мира, сделало книгу главным средством общения. Теперь не слух и осязание, а зрение является определяющим инструментом восприятия мира. Людям отныне становится доступным любое знание, развивается наука и техника. Современный этап культурного развития Маклюэн называет информационной или «экранной» культурой. Главным средством общения здесь становится не книга, а экран и мы наблюдаем некоторый возврат к дописьменному состоянию, потому что устная традиция начинает приобретать решающую роль в социальном взаимодействии. Экранная техника делает значимым слуховое и осязательное восприятие действительности. Спецификой современного этапа культурного развития является явление глобализации, возникновение глобальных сетей коммуникации и информатизации. Глобальные сети связывают людей воедино, давая возможность приобщения к любым знаниям, ко всем культурным традициям мира [6]. Итак, даже указанный перечень типологизаций показывает, что в культурологии на данный момент нет единых и однозначных критериев типологии. Это связано с трудностями методологического характера- поскольку «тип» это абстрактная конструкция, выражающая общности в многообразии объектов, типологизируя все тело культуры, мы отвлекаемся от конкретики и специфических особенностей каждой из культур, а потому несколько упрощаем рассматриваемую конкретную культуру, относя ее к определенному типу, не исчепрпывающему ее сущность целиком и нам нужна другая типология в том случае, если мы хотим рассмотреть данную культуру с другой стороны. Если говорить о самом общем, всеобъемлющем подходе к типологизации культуры являющимся «родовым» для всех остальных типологий, то в его рамках необходимо выделять виды, формы, типы и отрасли культуры. В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. Представляется интересной типология, предложенная А.И. Кравченко. [4]. Эта концептуальная схема и типология культуры на ее основе, по словам самого автора, нестрогая и приблизительная, но непротиворечивая и логически обоснованная. Отраслями культуры, по его мнению, следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Видами культуры следует называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры нужно относить: доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру; сельскую и городскую культуры; обыденную и специализированную культуры. Особого внимания требуют духовная и материальная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Таким образом, мы видим, что оснований для типологизации культуры существует великое множество и каждая типология осуществляется с заданной целью, решает определенные, познавательно-исследовательские задачи. Неоднозначность критериев и познавательных целей, на базе которых осуществляется типологизация культур, свидетельствует о том, что построить и дать одну единственную типологию культуры нельзя. Этим и объясняется то, что современное культурологическое знание представлено разнообразнейшими типологиями культур и демонстрирует пеструю типологическую мозаичность. Этническая и национальная типологизация культуры. На протяжении развития культурологической мысли было создано множество типологий, не являющихся исчерпывающими и завершенными, но имеющих значительное влияние на развитие знаний о культуре. Выше мы обозначили наиболее яркие и интересные типологические схемы мировой культуры. Далее рассмотрим подробно типологию, важную для целостного понимания феномена культуры. В сегодняшнем культурологическом осмыслении бурно идет обсуждение проблемы деления культур на типы по степени реализации и присутствия в них национального самосознания, воспринимаемом как стержень идентичности народов, форма выражения их самоутверждения и то, что определяет структуру современных межгосударственных отношений. В этом плане деление культур на национальные и националистические, выявление их типологических характеристик и поиск путей преодоления конфликта между ними - острейшая теоретическая и практическая проблема. Чрезмерное внимание к собственной культуре в ущерб другим чревато этноцентризмом. Этноцентризм (греч. ethnos - народ, племя, лат. centrum - центр круга, средоточие) - механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона. При этом представители одной культуры считают свою культуру центральной, а остальные культуры сравнивает со своей культурой. Поскольку уже то, что своя собственная культура целиком ставится в данном случае в мировоззренческий центр, вне зависимости от ее объективных (познаваемых в сравнении с другими) достоинств и недостатков, говорит о том, что индивид с подобными взглядами имеет установку ценить в основном собственную культуру пытаться сохранять и развивать ее преимущественным образом. Одним из ярчайших проявлений этноцентризма является европоцентризм. Европоцентризм - это такая культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации. Известны драматические исторические коллизии, связанные с подобной установкой - например, систематическое уничтожение индийской духовной культуры во времена британского владычества. В современном мире глобализации, где в единое пространство диалога вступают культуры разных носителей, актуально изучение последних и их типологизация. Рассмотрим понятия этнической и национальной культуры в исторической ретроспективе. Первоначально в основе социальной солидарности определенной группы людей лежал опыт их совместного проживания на смежных территориях (соседство) и удобство совместной хозяйственной деятельности, обороны от соседей и т. п. На базе этого со временем сложились общие черты: язык; преобладание внутренних хозяйственных и социальных(включая брачные) связей над внешними; системы мифологических (позднее - религиозных) и рациональных представлений; образ жизни, бытовой культуры, приемы и способов хозяйствования, стиль одежды, специфика культуры еды и т. п. Таким образом, постепенно формировалась родоплеменная (и межплеменная) преимущественно сельскохозяйственная культурная система, которую и следует считать этнической (этнографической) культурой данного народа в наиболее чистом виде. Под этносом понимается – исторически сложившаяся устойчивая группа людей (синонимы с различными нюансами понимания - племя, народность, нация), говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, единый уклад жизни(характер труда и быта), комплекс обычаев, традиций и отличающаяся этим от других народов.Специфика этнической культуры определяется природной средой. Со временем актуальность аспекта кровного родства (как основания идентичности) вытеснилась общностью обычаев, нравов, верований, территориально-соседской солидарностью и т. п. Возникли народности и нации -устойчивые группы людей, говорящие на одном языке, проживающие на определенной территории и признающие свое единое происхождение, единый уклад жизни, обычаи и традиции.Понятия народности и нации синонимичны в политическом значении (в привязке к определенной территории), а этноса и народности в культурно-содержательном. Народ имеет самоназвание, сплачивающее людей, относящихся к нему в осознанное единое «мы». С возникновением городов и государства чистота культурного единообразия существенно трансформировалось под влиянием социальной стратификации культуры — стало происходить становление культуры новых городских сословий администраторов, воинов, ремесленников и священнослужителей. Поначалу эта культурная специфика мало отличалась от крестьянской, но - главное - у культуры появляются еще два измерения: политическое (в лице государства) и систематизированное религиозное, постепенно вытесняющее мифологическое сознание людей на периферию их социальной активности. Эта культура ранних городских цивилизаций (с III-II тысячелетий до н. э. до середины II тысячелетия н. э., т. е. эпоху Ренессанса и Реформации) в существенной мере оставалась все той же этнической (по общей совокупности культурных черт, обозначающих характер консолидации), хотя на новом этапе основания такого рода консолидации несколько видоизменяется: если раньше доминирующую роль играли интересы совместного ведения сельского хозяйства, то теперь на первое место выходят интересы военно-политические и религиозные; по большому счету, это тип сообщества по его социокультурным доминантам можно назвать политико-идеологическим. В I тыс. до н. э. возникают идеи создания универсальных империй с централизованным руководством и соответствующих им универсальных мировых религий и т. п., но все это осталось на уровне утопий (ни одна империя и ни одна религия так и не стали общемировыми), а реально в основе совместной жизни людей доминирующим являлся принцип территориально-соседской солидарности(порой, даже вопреки религиозному антагонизму), что отчасти подтверждалось существенной индифферентностью людей эпохи древних и средневековых цивилизаций к этнической принадлежности собственных соседей. Этот тип культуры, построенный на соседской солидарности, проходит существенную трансформацию с возникновением буржуазных наций и становления соответствующего национального типа культуры, в рамках которого существенно понизилась значимость сословной дифференциации общества и начали доминировать общенациональные стандарты социальной адекватности и культурной компетентности. Так складывается уже третий по ходу истории тип культуры, основанный на все том же территориальном единстве, но теперь к прежним его политико-идеологическим скрепам добавляется и национальный экономический интерес. Таким образом, национальная культура представляет собой синтетический тип культуры (с точки зрения доминирующих основ социальной солидарности), где смешиваются самые различные основания интеграции людей, но все равно в основе их организации и регуляции остается национальное государство с повышенной (по сравнению с прежними временами) стандартизированностью основных информационно-символических составляющих культуры и существенно повысившейся эффективностью трансляции культурных образцов следующему поколению, т. е. социальному воспроизводству общества. Исходным базисом национальной культуры является этническая. Она является источником народного языка (который становится в национальной культуре литературным языком). Национальная культура преумножает богатство этнической на основе письменности и образованияи воплощается в литературе и искусстве, науке и философии, социально-политическом и технологическом развитии общества. Лучшими достижениями национальной культуры являются плоды творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещенных, эрудированных людей. Однако взаимоотношения между национальной культурой в целом и этнической культурой как ее наиболее древним компонентом весьма сложны и противоречивы. Этническая культура консервирует архаичные, во многом уже не отвечающие современным условиям нормы жизни, ей чужды какие-либо перемены и новшества; национальная — полна движения и изменения, живет созиданием нового. Этническая культура тяготеет к замкнутости, страдает ксенофобией, т.е. неприязнью ко всему чужому и незнакомому; национальная, напротив, актуальна. По мере своего развития она все больше открывается для контактов с другими культурами и становится богаче, впитывая в себя их достижения. Этническая культура стремится сохранить различия между локальными, местными, свойственными отдельным группам населения особенностями быта, поведения, произношения и т.д.; в национальной культуре эти различия нивелируются и с развитием ее постепенно исчезают. В истории наций были периоды, когда расхождение между этнической культурой «низов» (крестьянской, «простонародной», «мужицкой») и культурой образованных слоев («высокой», «аристократической») доходило почти до разрыва и антагонизма. В России в XVIII—XIX вв. между культурой дворянской знати и культурой «простого народа» образовалась настоящая пропасть: многие представители высшей аристократии, свободно владея французским, с трудом изъяснялись по-русски; язык, нравы и обычаи настолько различались, что иному русскому дворянину легче было понять чужеземца, чем собственного крепостного. Этнический тип культуры является в существенной мере мемориальным, основанным на памяти об общем происхождении и общей истории, ему свойственны преемственность и консерватизм. Национальный же тип культуры является преимущественно актуальным, ориентированным на решение текущих социальных задач, а отчасти и прогностическим, нацеленным на достижение более или менее представляемого будущего. В современном мире важную позитивную роль может сыграть установка на культурный космополитизм (от др. -греч. κοσμοπολίτης (kosmopolites) - космополит, человек мира) - мировоззренческая и культурная установка, направленная на осмысление единства мира, универсализм, размыкающий границы национальных культур, несущая идеи взаимодействия "индивидуальной реальности" для каждого гражданина с реальным многомерным миром планеты, через переводчики, конверторы, фильтры. Региональная типологизация культуры. Восток и Запад: характерные черты и особенности. Север и Юг: характерные черты и особенности. В современной культурной ситуации очень актуальна региональная типология, разделяющая культуры по территориальному расположению на культуры Востока и Запада, Севера и Юга. Именно таким типовым делением по существенным признакам во многом можно описать конфликты и противоречия культур глобализающегося мира. В таком случае все они предстанут как противоречия между традиционными культурами Востока инновационными культурами Запада, «богатым Севером» и «бедным Югом». Понятия Восток и Запад не имеют четко определенного смысла. Зачастую под Востоком понимают Азию, а под Западом Европу и Северную Америку. Эта типология относится к региональной (в ее основе – различие климатических условий), однако культурологию в данном случае интересует не в географическое положение культур, а их сущностное различие. О чертах, отличающих культуры Запада и Востока друг от друга, можно говорить лишь с большей или меньшей долей условности, но они достаточно ярко проявляются если речь идет о смысле человеческой жизни. Не стоит забывать, что потому, что культуры условного Востока и Запада неоднородны по своему содержанию (причем восточная культура неоднородна в гораздо большей степени, чем западная, поскольку охватывает три разных культурных мира - китайский, индо-буддийский, арабо-мусульманский, в которых доминируют различные религии, тогда как культура Запада объединяется одной религией - христианством), их обобщенные характеристики приблизительны. Как правило, проблема «Восток—Запад» рассматривается и явно и скрыто преимущественно с позиций европоцентризма, полагающего, что р азличие между восточной и западной культурами усматривалось в том, что первая отстала в своем развитии от второй. В настоящее время становится ясно, что развитие культуры в различных регионах идет различными путями и Восток и Запад — это не расположенные одна поверх другой ступеньки культурного прогресса, а две мощные ветви человеческой культуры, развивающиеся одновременно, но по-разному. Различий между восточной и западной культурами достаточно много, они кардинальны. Рассмотрим обобщенно отмеченные многими исследователями культурные различия между Западом и Востоком. Для западной культуры характерно главенство идеи бытия; стремления к точному словесному выражению истин; мудрость здесь предполагает владение даром слова. Для Востока характерна идея небытия; истинное знание здесь невыразимо в словах; истинная мудрость выражается не в словах, а личным примером. Западу свойственно признание приоритета точной науки над всеми другими видами познания, опора на экспериментальные и математические методы в естествознании; разработка фундаментальных научных теорий. Востоку - опора на жизненный опыт, на данные наблюдений, интуицию, саморазвитие в плане человеческих качеств. Существенно разнится отношение к искусству на Западе и Востоке. Для первого искусство видится как сложные дифференцированные художественные формы, виды, жанры, отражающие эпоху в тематике и идейном содержании; бесконечно разнообразные и быстро сменяющие стили и течения. Для искусства второго характерна условность; символизм; декоративность; синтетичность; «вневременность» тематики; устойчивость художественных традиций. Главные отличия прослеживаются в социальной и технологической сферах. Для западных культур характерны ускоряющийся технический прогресс, высокая производительность труда, движение к постиндустриальному обществу; приоритет экономики в решении общественных проблем; потребительское отношение к природе; динамизм, активность, погоня за «благами цивилизации»; разнообразие и лабильность норм социального по
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.44.171 (0.023 с.) |