Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Культурология в системе гуманитарного знания.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ Культурология как интегративная социогуманитарная дисциплина является необходимой составляющей профессиональной подготовки специалистов практически во всех областях человеческой деятельности, поскольку поиск и принятие адекватных решений и их оптимальная реализация настоятельно требуют сегодня анализа и учета всего комплекса социокультурных факторов с необходимой рефлексией на историю их становления и развития. Курс культурологии призван дать представление о месте культурологии в современном гуманитарном знании; о сущности культуры, ее структуре, формах и основных функциях; о языках культур, роли знаков и символов в культуре; о способах порождения культурных норм, ценностей; формировать способность ориентироваться в теориях, подходах, школах, концепциях мировой и отечественной культурологии. Студент должен знать типы культуры, их динамику, особенности культуры XX в.; быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу; уметь использовать полученные навыки в своей будущей профессиональной деятельности. В рамках данного курса студенты изучают культуру как естественную целостность через призму культурного становления человека и общества. В конечном итоге культурологическое знание призвано обеспечить понимание того, что есть человек, в каком мире он живет и какими должны быть способы его коммуникаций с окружающей действительностью. Целью курса является выработка у студентов общих мировоззренческих предпосылок для понимания как своей, так и иных культур, осознания себя объектом культурного творчества. Предметом курса выступает содержание общественной жизни и деятельности людей, те смыслы, которыми наполнен для человека мир. При изучении курса важно: - разобраться в основных школах и направлениях культурологической мысли; - овладеть категориальным аппаратом дисциплины; - стремиться к глубокому пониманию сути проблем культуры в их мировоззренческом значении. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - основные концепции мировой и российской культурологии, теоретические и прикладные компоненты культурологического знания; - основные культурологические термины и понятия, такие как «тип культуры», «межкультурная коммуникация», «инкультурация», «диффузия культур», «диалог культур», «девиантная культура», «молодежная культура», «профессиональная культура»; - закономерности развития культуры, её исторические формы и типы, многообразие культур и цивилизаций в их взаимосвязи, место человека в культуре, его нравственные обязанности и культурные ценности. - особенности культурного процесса в России, её место и статус в современном мировом культурном процессе. Уметь: - использовать полученные культурологические знания для анализа культурного процесса в России, её места и роли в современном мире культуры в профессиональной деятельности, профессиональной рекламе и коммуникации, межличностном общении; - объяснить феномен культуры, самостоятельно анализировать культурологическую, социально-политическую и научную литературу, применять соответствующую терминологию; - выстраивать собственные культурные установки, морально-ценностные требования для формирования целостного мировоззрения по отношению к явлениям культуры прошлого и настоящего внутри малых групп и при коммуникации с большими группами социума. Владеть: - методами культурологических, эстетических и этических оценок явлений культуры; - способностью к деловой коммуникации в отечественной и международной профессиональной сферах с учетом приобретенного кругозора в области культуры; - диалогическим мышлением как способом отношения к культуре и обществу.
РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ. РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Хотелось бы напомнить слова академика А.Д. Сахарова, который утверждал, что «научно-технический прогресс не принесет счастья, если он не будет дополняться чрезвычайно глубокими изменениями в социальной, нравственной и культурной жизни человечества». История, как мировой, так и отечественной культуры неоднократно подкрепляла это утверждение. Необходимость широкого гуманитарного образования в формировании высоконравственной личности, ее гражданских и человеческих качеств, мировоззренческой позиции, в осознании своего места в культуре и культуры в ней неоспорима. Знание истории культуры не только расширяет кругозор человека, не только обогащает его духовно, но и помогает ориентироваться в повседневной жизни, убеждая, что общество, в центре деятельности которого находится человек, где создаются условия для его активного участия в общественной жизни, проявления способностей каждого, общество, где востребованы знания, талант и поощряется творчество, – достигает высокого уровня развития. Важно понимать, что диалог с культурой прошлого помогает осмыслить основные проблемы и тенденции современности. Сегодня мир стремительно меняется. В современном обществе с каждым десятилетием усиливаются процессы глобализации и интеграции. Общение людей разных национальностей, разных культур, разных взглядов – часть современной жизни. А это требует взаимопонимания. Культура выступает сегодня объединяющим все человечество фактором. Она разная у разных народов. Но, постигая культуру другого народа – его нравы, обычаи, традиции, быт, искусство, в котором национальное своеобразие каждого народа находит наиболее полное выражение, мы учимся понимать его. Взаимопонимание - необходимое условие выработки и реализации общих решений. Роль культуры в этом трудно переоценить. Но надо не просто узнавать все многообразие национальных, конфессиональных культур, но и научиться видеть в другой культуре, не похожей на нашу, именно другую, иную культуру, а не чужую и не враждебную. Познание культуры народов, живущих на Земле, не только будет способствовать нахождению общего языка между ними, но и поможет лучше узнать, оценить свою собственную культуру. Мы живем в созданной нами культурной среде, и часто принимаем ее как данность. При сопоставлении с культурами других народов мы ощущаем своеобразие и особенности своей культуры. Необходим диалог не только с культурой прошлого, но и диалог современных культур. Таким образом, изучение и постижение истории культуры, всего многообразия культуры современной, культуры разных стран, наций, народов, человечества в целом становится основой формирования современной цивилизации..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИОСОК Становление и развитие культурологического знания. 1. Бердяев, Н.А. О назначении человека [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.,1993. - С. 23. 2. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа [Текст] / Н.Я. Данилевский; сост. и ком. Ю.А. Белова; отв. ред. О. Платонов. - изд. 2-е. - М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011.- 816 с. 3. Малиновский, Б. Научная теория культуры [Текст] / Б. Малиновский; пер. И. В. Утехин. — 2-е изд. испр. — М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2005. — 184 с. 4. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура [Текст] / Э.Б. Тайлор. - М., 1989.- 573 с. 5. Тойнби, А.Дж. Постижение истории [Текст] / А.Дж. Тойнби. – М., 1991. - 736 с. 6. Ницше, Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах / Ф. Ницше. – М.: Культурная Революция. - 2005. 7. Фрейд, З. Неудовлетворенность культурой [Текст] / З. Фрейд. - М.,1990. - 176 с. 8. Хейзинга, Й. Homo Ludens. Опыты определения игрового элемента культуры [Текст] / Й. Хейзинга. - М.,1992. - 464 с. 9. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст] / О. Шпенглер. - В 2-х тт. -Айрис-Пресс, 2004. 10. Уайт, Л. Избранное: Наука о культуре [Текст] / Л. Уайт. – М., 2004. - 960 с. 11. Ясперс, К. Смысл и назначение истории [Текст] / К. Ясперс. - М.,1991. - 528 с. Типология культуры. 1. Асафьев, Б. В. Русская живопись. Мысли и думы [Текст] / Б.В. Асафьев. – М.: Республика, 2004. – 391с. 2. Бубер, М. Я и Ты [Текст] / М. Бубер // Два образа веры; пер. В.В. Рынкевича. - М., 1993. – С. 16-19. 3. Вебер, М. Избранные произведениия [Текст] / М. Вебер. - М., 1990. - 809 с. 4. Кравченко, А. И. Культурология [Текст]: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М Академический Проект, Трикста, 2003 - 496 с. 5. Ленин В. И. Полное собрание сочинений [Текст] / В.И. Ленин. - 5-е изд. - М.: Издательство политической литературы, 1967. 6. Маклюэн, М.. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего [Текст] / М. Маклюэн. - М.: Академический проект, 2005. - 496 с. 7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. тт.1-50. - М., 1955—1981. 8. Нижников, С. А. Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии [Текст]: монография / С.А. Нижников. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 168 с. 9. Орлова, Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию [Текст] / Э.А. Орлова. – М.: Издательство МГИК, 1994. – 214 с. 10. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс [Текст] / Х. Ортега-и-Гассет // Эстетика. Философия культуры. - М., 1991. – С. 309-350. 11. Bell, D. The End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties / Bell. D. - University Press, 2000.-540 с. 12. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм. – М.: АСТ, - 2014. - 288 с. ВВЕДЕНИЕ Культурология как интегративная социогуманитарная дисциплина является необходимой составляющей профессиональной подготовки специалистов практически во всех областях человеческой деятельности, поскольку поиск и принятие адекватных решений и их оптимальная реализация настоятельно требуют сегодня анализа и учета всего комплекса социокультурных факторов с необходимой рефлексией на историю их становления и развития. Курс культурологии призван дать представление о месте культурологии в современном гуманитарном знании; о сущности культуры, ее структуре, формах и основных функциях; о языках культур, роли знаков и символов в культуре; о способах порождения культурных норм, ценностей; формировать способность ориентироваться в теориях, подходах, школах, концепциях мировой и отечественной культурологии. Студент должен знать типы культуры, их динамику, особенности культуры XX в.; быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу; уметь использовать полученные навыки в своей будущей профессиональной деятельности. В рамках данного курса студенты изучают культуру как естественную целостность через призму культурного становления человека и общества. В конечном итоге культурологическое знание призвано обеспечить понимание того, что есть человек, в каком мире он живет и какими должны быть способы его коммуникаций с окружающей действительностью. Целью курса является выработка у студентов общих мировоззренческих предпосылок для понимания как своей, так и иных культур, осознания себя объектом культурного творчества. Предметом курса выступает содержание общественной жизни и деятельности людей, те смыслы, которыми наполнен для человека мир. При изучении курса важно: - разобраться в основных школах и направлениях культурологической мысли; - овладеть категориальным аппаратом дисциплины; - стремиться к глубокому пониманию сути проблем культуры в их мировоззренческом значении. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - основные концепции мировой и российской культурологии, теоретические и прикладные компоненты культурологического знания; - основные культурологические термины и понятия, такие как «тип культуры», «межкультурная коммуникация», «инкультурация», «диффузия культур», «диалог культур», «девиантная культура», «молодежная культура», «профессиональная культура»; - закономерности развития культуры, её исторические формы и типы, многообразие культур и цивилизаций в их взаимосвязи, место человека в культуре, его нравственные обязанности и культурные ценности. - особенности культурного процесса в России, её место и статус в современном мировом культурном процессе. Уметь: - использовать полученные культурологические знания для анализа культурного процесса в России, её места и роли в современном мире культуры в профессиональной деятельности, профессиональной рекламе и коммуникации, межличностном общении; - объяснить феномен культуры, самостоятельно анализировать культурологическую, социально-политическую и научную литературу, применять соответствующую терминологию; - выстраивать собственные культурные установки, морально-ценностные требования для формирования целостного мировоззрения по отношению к явлениям культуры прошлого и настоящего внутри малых групп и при коммуникации с большими группами социума. Владеть: - методами культурологических, эстетических и этических оценок явлений культуры; - способностью к деловой коммуникации в отечественной и международной профессиональной сферах с учетом приобретенного кругозора в области культуры; - диалогическим мышлением как способом отношения к культуре и обществу.
РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.215.149 (0.007 с.) |