Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Европейская культура XIX- XX вв. : основные черты и особенности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные понятия: научно-технический прогресс, модернизм, кубизм, фовизм, дадаизм, экспрессионизм, сорреализм, постмодернизм, коллаж, постиндустриальное общество.
Характерные черты европейской культуры XIX в. XIX столетие ознаменовалось мощным развитием производительных сил, окончательным объединением науки и техники. Именно в это время и было положено начало резкого научно технического скачка, определившего облик европейской цивилизации в последующем. Картину мира европейского человека задаёт преимущественно наука, потеснившая религию. Наука становится основой методологии мышления, системы образования, взглядов на мир, на человека и общество. Развитие науки в XIX веке руководствовалось принципами объективности, этической нейтральности и, в конечном итоге, можно говорить о том, что наука подошла к тому рубежу, когда нравственные ценности и цели собственно человеческой жизни стали рассматриваться как сдерживающие факторы. Ценностные ориентации новоевропейской науки, направленные на техническое освоение мира, покорение природы, обусловили небывалый технологический взлёт европейской цивилизации. Однако уже в XIX в. вера в безграничный прогресс и развитие разума как необходимое условие человеческого счастья и благоденствия заметно пошатнулась. Появляется ряд учений, протестующих против растущей рационализации всех сторон человеческой жизни. Так, если в первой половине XIX в. классическая немецкая философия в лице И. Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля в той или иной степени полагала принципиальную разумность бытия, прогрессивное целенаправленное развитие человечества, то к концу века уже явно оформляются философские течения, отказывающие разуму в возможности позитивного жизнеустройства человека и провозглашающие иррациональные формы в качестве основополагающих. В этой связи серьезные изменения происходят в искусстве, которое ознаменовалось оформлением реализма и романтизма. Реализм появился во Франции и Англии, которые дали лучшие произведения реалистической литературы. Так Виктор Гюго создал романы «Собор Парижской богоматери», «Отверженные», Чарльз Диккенс - «Домби и сына», «Тяжелые времена», Уильям Теккерей - «Ярмарку тщеславия», в которых ярко и правдиво показаны сущность и пороки общества того времени. Вторая половина XIX в. явила не менее блестящих писателей (Джон Голсуорси, Джорж Бернард Шоу, Ги де Мопассан и др.), а в последней трети века мировое значение приобрела норвежская литература (Генрих Ибсен, Кнут Гамсун и др.) Явления действительности представлены реализмом во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, — вот главный принцип реализма. Реализм проникает во все сферы искусства, в том числе и музыку, где достигает своей вершины в творчестве великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813—1901) тесно связанного с итальянским освободительным движением. В изобразительном искусстве главной чертой реализма становится постижение социального характера человека, который характеризуется изображением социальных, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующим действительности. В период утверждения реализма в театральном искусстве Франции получает развитие критический реализм, начинается преодоление пристрастия романтиков к показу только исключительных личностей. Актер Фредерик Леметр создал социальный тип, ставший в восприятии современников символом буржуазной Июльской монархии. В конце XIX в. значительное влияние на английский театр оказывает европейская реалистическая драматургия, в частности, драматургия Ибсена. Пропагандировали драматургию Б. Шоу, Д. Голсуорси, Г. Ибсена новый «Независимый театр», «Театр нового века», «Общество литературного театра», «Олд Вик» и др. Однако для многих деятелей искусства реалистическое направление перестает быть эталоном, и в принципе отрицается само реалистическое видение мира. Рождается новая, субъективная художественная реальность, отражающая внутренний мир личности. В соответствии с этой тенденцией в европейской культуре возникает новое мироощущение, для которого характерны идеализация действительности, мечтательность. Романтизм выдвигал на первый план индивидуальность и наделял ее идеальными устремлениями. Искусству и литературе романтизма были свойственны повышенный интерес к сильным личностям и страстям, к героям и контрастным, исключительным и мимолетным ситуациям. Его отличают также напряженность сюжета, красочность описаний и характеристик, вера в безграничную свободу личности, в приоритет духа перед рассудком. Типичные представители романтизма в Англии - Тернер, Байрон и Кольридж, во Франции - Гюго и Готье, в Германии - Гофман, Гейне и Новалис, в России - Жуковский и ранний Пушкин. Основные тенденции развития мировой культуры XX века. Начиная с середины XIX в. в западной культуре начинается процесс размывания классической традиции, основанной на рационализме и определявшей культурное развитие Европы начиная с времён античности. Рационалистическая картина мира и рационалистическое сознание, абсолютизировавшие роль разума, рассудочного восприятия, технического овладения природой, безусловно определили взлёты и достижения европейской цивилизации. Научная революция конца XIX начала XX вв., резкое ускорение темпов НТП, позволили существенно расширить масштабы человеческой деятельности. Однако парадокс заключается в том, что успехи науки в XX в. стояли у истоков кризиса как научного знания, так и европейской культуры в целом. Стала очевидной противоречивость научно-технического прогресса, связанная с параллельным нарастанием угрозы самоуничтожения человечества, размыванием прежних религиозных представлений, выявлением бессилия этики и гуманистических ценностей перед лицом новых цивилизационных угроз. В этой связи резко усиливается критика рационализма как фундамента европейской культуры, что в свою очередь, свидетельствовало о кризисе самосознания западной культуры. Этот мотив является определяющим в культурологической и социально-философской мысли Запада. Одним из первых состояние европейской культуры как упадническое было охарактеризовано Ф. Ницше. Обозначенный им упадок или декаданс указывал на исчерпанность жизненных сил, неспособность к плодотворному культурному творчеству и дальнейшему развитию. Истоки упадка философ связывает с тем путём, который избрала Европа, начиная с античности – путём абсолютизации разума и подавления всякой жизненной спонтанности и непосредственности. В дальнейшем христианство и его мораль усилили разрыв между разумом и жизнью, духом и плотью, однозначно заклеймив все проявления жизненной силы и воли к власти как греховные. В общественной социально-политической и философской мысли ХХ в. появляется целый спектр работ, названия которых говорят сами за себя: “Закат Европы” Освальда Шпенглера, “Конец нового времени” Романо Гвардини, “Сумерки Просвещения” Василия Розанова, “Новое Средневековье” Николая Бердяева, “Сумерки Запада” Кристофера Коукера и т.п. Таким образом “кризисное” сознание превратилось в важнейший элемент интеллектуальной рефлексии ХХ в., а сам кризис стал своего рода способом существования современной культуры Запада. Опыт двух мировых войн, отрицание гуманистических ценностей, связанное с взлетом тоталитарных идеологий, движений и диктатур, нарастание глобальных проблем современности, абсолютизация технического интеллекта – всё это породило волну отрицания ценностных ориентаций европейской культуры. Антинаучный пафос, получивший в XX в. столь развернутое обоснование в трудах европейских интеллектуалов, был неразрывно связан с критикой новоевропейской рациональности, на которой, собственно, и базируется современное научное знание. Поэтому неприятием науки в той или иной форме были отмечены и лозунги молодежного бунта конца 1960-х гг., и труды теоретиков иррационализма, и публицистика критиков культуры. Неслучайно возникновение целого ряда направлений и течений общественной мысли в той или иной степени отрицавших позитивную роль разума, науки и техники: антисицентизм, философский иррационализм, «технофобия», постмодернизм и т.д. Экологический кризис и общественно-политические потрясения выявили проблему несбалансированности европейского цивилизационного развития. Технологический интеллект западного общества, достигший в ХХ в. небывалого могущества в управлении окружающим миром, оказался не уравновешенным адекватным механизмом сдерживания экологической и социальной агрессии. Пожалуй, именно в этом и заключается суть того кризиса, который охватил в ХХ в. культуру Запада. Неприятие распространения «исчисляющего сознания» и технического подхода к человеку нашло отражение в «диагнозах» культуркритиков, говоривших о дегуманизации культуры и искусства, «смерти автора», «смерти человека», «антропологическом сне», «антропологической катастрофе». Социокультурная среда обитания современного человека определена новым постиндустриальным или информационным типом общества, для которого характерны феномены урбанизации, стандартизации производства и потребления, бюрократизации и развитием средств массовой коммуникации. Продуктом этой среды становится «массовость», возникновение «массового общества» и «человека-массы», нарастание процесса отчуждения и превращения человека в материал для разного рода экспериментов и манипуляций. Тотальное отчуждение, т.е. превращение деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему, становится характерной чертой европейского мироощущения. Трагический опыт XX в., вместивший в себя и ужасы тоталитаризма, и риск самоубийства человечества, и глобальные проблемы, отразился в современном этапе развития культурфилософской мысли, критически переоценивающей основы новоевропейской культуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.223 (0.01 с.) |