Тема 6. Проблемы истории Русской культуры 9-начала 20 веков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Проблемы истории Русской культуры 9-начала 20 веков.



Обратите внимание на значение следующих слов и словосочетаний: язычество, кириллица, Царьград, путь из варяг в греки, православие, Третий Рим, былины, Слово о полку Игореве, Гардарика, вече, Россия, самодержавие, христианство, нетерпимость, символизм, мистицизм, соборность, юродство, Домострой, старообрядчество, дворянство, Северная Венеция, золотой век, серебрянный век русской культуры, критический реализм, революционеры.

Введение В конце 9 века было образовано древнерусское государство. На протяжении более чем десяти веков – тысячи лет – вплоть до крушения царизма в начале 20 века и образования нового социалистического государства мы рассматриваем историю России как единое, поступательное (=эволюционное) историческое движение. Условно говоря, русская культура к началу 20 века является результатом различных культурных влияний, в разное время оказавших важное воздействие на историю и культуру России. Последствия этих влияний, или иначе – эти компоненты русской культуры – мы ощущаем до сих пор. Кроме того, те исторические времена оставили немало археологических, исторических, архитектурных, эпистолярных (=письменных) и прочих памятников культуры, разобраться в смысле которых нам поможет понимание характера развития русской культуры и ее слагающих. Итак, рассмотрим вкратце основные моменты развития русской культуры 9 – начала 20 веков. В истории русской культуры можно выделить четыре этапа ее развития, условно называемых как восточнославянский-языческий, древнерусский-христианский, московский-православный, российский-имперский. Каждый из них является не просто отрезком истории культуры России, но представляет тип культуры, существовавший в определенный исторический период. С рождением нового типа старый отнюдь не исчезал, а уходил на задний план. Сегодня русскую культуру, пожалуй, невозможно помыслить иначе как многослойное культурно-историческое образование, где каждый из ее потайных слоев – остатков ушедших в прошлое типов, дает о себе знать теми или иными особенностями русского национального характера.
Восточно-славянская культура История русской культуры начинается со славян, заселивших Восточную Европу в 1-м тысячелетии н.э.. Славяне жили племенами (поляне, древляне, кривичи, северяне, вятичи, словене и др.), занимались земледелием и ремеслами, управлялись родо-племенной знатью. Древнерусская дохристианская религия – язычество – была политеистической. Обожествлялись все природные явления: такие как Солнце (Хорс, Дажьбог, Ярило), Ветер (Стрибог), Огонь (Семаргл), Гром и молния (Перун); божеством плодородия была богиня Макошь, торговли, ремесла и скотоводства – бог Велес) и др. Леса, болота были населены сказочными кикиморами, лешими, в домах жили домовые. В разных местах Руси славяне почитали также и местных божеств. Людей, проводивших культовые обряды, занимавшихся ворожьбой, гаданиями и всем, что было связано с религией, называли волхвами. До наших дней дошло немало следов язычества, отраженных в народных праздниках (день Ивана Купала, колядки, масленница и др.), художественных промыслах (языческие декоративные мотивы в вышивке, резьбе по дереву и др.), сказках (Леший, Кащей Бессмертный, Баба-Яга и др.). Немало заимствовало из язычества и христианство, пришедшее на Русь в 10 веке: не только декоративные мотивы в искусстве, но и некоторые святые и их христианские праздники имеют параллели с языческими божествами. Например, Илья Пророк, пришедший на смену Перуну, святой Власий вместо скотьего бога Велеса. Некоторые исследователи считают, что популярность на Руси Богоматери унаследована от женского божества плодородия Макоши. Наиболее развитыми были племена восточных славян, которые жили вдоль торгового пути «из варяг в греки» – от Балтийского моря по Днепру до Черного моря.
Древнерусско-христианская культура В конце 9 века восточные славяне создали древнерусское государство – Киевскую Русь. Наиболее сильными городами в ней являлись Киев и Новгород – на севере и юге пути «из варяг в греки». Огромное значение в истории Руси сыграло принятие князем Владимиром христианства в 988 году. Русь смогла равноправно войти в число европейских государств, приобщиться к достижениям христианской культуры. Христианство было принято по греческому (византийскому) образцу. Византия сыграла большую роль в развитии славян. Оставаясь уцелевшей частью античной Римской империи, она в культурном отношении была наиболее развита во всем христианском мире. В 9 веке византийские монахи Кирилл и Мефодий изобрели славянский алфавит – кириллицу. Еще раньше Руси к византийскому христианству приобщилась Болгария. С принятием христианства на Руси появляются школы при церквях и монастырях, распространяется грамотность, привозятся из Византии и переводятся на древнерусский язык книги, и возникает древнерусская литература. Зарождается каменное церковное зодчество, иконопись и многое другое. На Русь приезжают ученые греки, которые стали первыми учителями русских архитекторов, художников. Возникают первые монастыри. Яркими памятниками древнерусской христианской культуры являются Софийские соборы в Новгороде и Киеве (11 век), храм Покрова на Нерли (12 век), Успенский собор во Владимире (12 век). Наиболее почитаемой русской иконой становится привезенная из Византии в 12 веке икона Владимирской богоматери. Старейший русский монастырь – основанная в 11 веке Киево-Печерская лавра. С образованием древнерусского государства и первыми общерусскими военными мероприятиями впервые возникают идеи русского единства, русского народа, общенациональной задачи объединения земли против иноземных врагов. Эти мотивы лежат в основе былин, составивших древнерусскую часть народного фольклора. Князь Владимир Красное Солнышко, богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, каждый по-своему являются выразителями этих идей. Князь Владимир Красное Солнышко (Владимир I Святой) – собиратель русских земель, государь и защитник народа. Дружинники-богатыри – посланцы разных русских земель, прибывшие на защиту южных рубежей. Среди них Илья Муромец – истинно народный (и по происхождению и по духу) герой, чуждый тщеславия и амбиций. Этими же мотивами пронизан величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Речь идет о трагически закончившемся походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря. Автор «Слова…» поразительно горько передает скорбные чувства всей русской земли, плач Ярославны, вдовы Игоря, призывает к единению Руси и благоразумию князей. Однако накануне монголо-татарского нашествия русские князья объединиться так и не смогли. В целом Русь этого периода предстает в глазах потомков огромной богатой страной со множеством процветающих городов (страной городов – «Гардарикой», как ее называли варяги-скандинавы), идущей в ногу со временем, будучи частью европейской средневековой христианской цивилизации. Развитие древнерусских городов – Киева, Новгорода, Чернигова, Владимира, Ярославля, Смоленска, Полоцка и других – означало, прежде всего, расцвет ремесел и торговли этих городов. (Интересный пример представляет собою Новгород: богатое и самостоятельно торгово-ремесленное население которого настолько было сильно, что сумело превратить город в самоуправляемую феодальную республику с полными атрибутами выборной власти – народным собранием (вече), выборными посадником и тысяцким.) К 12-13 векам в разных регионах Руси на этой основе сложились местные хозяйственные и культурные особенности. Страна в это время переживала политическую раздробленность.
Московско-православная культура Монголо-татарское иго (13-15 века) сыграло роковую роль в истории России. Коротко говоря, страна пошла по иному пути культурного (цивилизационного) развития. Моголо-татарское иго стало отправной точкой для развития совершенно иных, новых процессов: 1.Политическое лидерство перешло в руки Москвы, и новое государство было образовано усилиями, прежде всего, московских князей. Складывалось единое московское государство для обозначения которого появляется новый термин «Россия».2.Искусственно было оборвано развитие древнерусской народности и началось образование украинского, белорусского и русского (великорусского) народов. 3.Меняется отношение княжеской власти с народом – идет процесс складывания самодержавия. 4.С конца 15 века развивается процесс закрепощения крестьянства. 5.Меняется роль христианства: если в Древней Руси оно приобщало к достижениям европейской христианской культуры, то в Московском государстве сыграло роль в культурной и политической самоизоляции и консерватизме. Наиболее полное выражение эти процессы нашли в 16-17 веках, когда Московское царство представляло собою самодержавное, православное, крепостническое государство, проводящее непримиримую, самоизоляционистскую консервативную политику. Идея абсолютной княжеской, а с 16 века – царской власти не была совершенно новой на Руси. До начала монголо-татарского нашествия предпосылки именно такой власти складывались в Северо-Восточной – Владимиро-Суздальской Руси, на территории которой и основана Москва. В отличие, например, от Новгорода князь воспринимался не как приглашенный военачальник, с чьим присутствием приходится мириться в силу необходимости, а как верховный хозяин земли и господин своему населению, основатель городов, устроитель крестьянских поселений, зачинатель всяческой жизни в крае. Это отношение к власти во времена возвышения Москвы было усилено влиянием деспотических восточных традиций монголо-татарских ханов и столь же деспотических абсолютистских традиций византийских императоров. В 15 веке московский князь Иван III женился на дочери последнего византийского императора Зое (Софье) Палеолог и перенял многие атрибуты и ритуалы царской (императорской) власти. В том числе доставшиеся от Византии двуглавый орел на гербе, скипетр и державу. Много для укрепления самодержавия было сделано Иваном IV Грозным в 16 веке. В 1547 году он принял царский титул («венчался на царство»), в течение жизни проводил жесткую, независимую от аристократии политику, предавая смертной казни заподозренных в измене бояр и дворян. После завоевания турками в конце 15 века Константинополя (столицы Византии, «Царьграда, как его называли на Руси) и Балкан Русь оказалась единственной страной свободного существования православного (греко-кафолического) христианства. Отношения с католичеством были давно разорваны и воспринимались как враждебные. Православие замкнулось в самом себе на основе идеи миссии сохранения единственно истинной веры. Сохранение ее воспринималось безусловно буквально: никаких изменений и новаций. Инокультурные влияния, даже православные греческие или украинско-белорусские воспринимались подозрительно и часто враждебно. Примечательно в этой связи, что российский первопечатник Иван Федоров (16 век) вынужден был отъехать из Москвы на Украину. В церковных кругах в конце 15 века родилось идея «Третьего Рима», ставшая доктриной Московского государства: «было два Рима (Рим и Константинополь) и оба пали, пошатнув истинную веру, Третий Рим – Москва, и четвертому не бывать». Эти особенности наложились на общий характер христианской культуры, о котором говорилось в лекции по христианской средневековой культуре. На Руси также как и в Европе христианство стало источником консерватизма, мистицизма, символизма в культуре. Отношение к миру – как к набору знаков и символов, содержащих намеки божественного замысла. Мир нереален, реальна божественная сущность, стоящая за пределами земного. Общественная жизнь во многих своих проявлениях носит знаковый характер – действия ее символичны, обрядно-театральны. Идеал православного человека – в отчаянной, полной самоотверженности и самоуничижения («человек – божья тварь», «грешник») вере, нерушимом соблюдении божьих и человеческих заповедей. Ключевые слова к пониманию этой культуры – православная христианская нетерпимость, символизм, мистицизм, соборность. Последнее – соборность – означает преобладание коллективной религиозной и светской жизни и психологии над индивидуальным существованием и сознанием. Знаковым (т.е. характерным) явлением московской православной культуры является юродство – лицедейство, притворное самоуничижение, телесное и духовное убожество как способ социально-нравственной компенсации тотальной несвободы. Столь же знаковое явление этой культуры – «Домострой» – кодекс морали и житейских правил, предназначенных для зажиточных городских кругов. Написанный в 16 веке он пронизан проповедями патриархального характера – беспрекословного подчинения властям, а в семье – главе семьи – домовладыке. Кризис московской православно-патриархальной культуры отчетливо прорисовывается в ее неспособности примирения с пробивающимися на свет тенденциями развития национально светской культуры (научных знаний, реализма в искусстве) и культурных новшеств динамично развивающейся Европы. Даже в области церковного богослужения предпринятая в середине 17 века реформа вызвала глубочайший раскол, отголоски которого (старообрядчество) дожили до наших дней. Эта эпоха оставила после себя немало замечательных памятников культуры. Именно тогда была отстроена «святая, златоглавая Русь» – кремлевские соборы, в том числе строившиеся в 15, 16 веках приглашенными итальянцами Архангельский и Успенский соборы, храм Василия Блаженного, колокольня Ивана Великого, стены Московского Кремля и множество других церквей. «Хождения за три моря» Афанасия Никитина (15 век), «царь-пушка», «царь-колокол», «шапка Мономаха» иконы и фрески Андрея Рублева и Феофана Грека (15 век), светская «парсунная» (портретная) живопись Симона Ушакова (17 век), церковная, публицистическая, сатирическая литература этого времени возглавляют список богатейшего культурного наследия Московского царства.
Российская-имперская культура Правление царя-реформатора Петра I Великого (1689-1725) резко изменило жизнь России. Кажется, ни в чем не считаясь с прошлым, царь силою вводит стране новые европейские порядки. Не только армия, флот, промышленность и науки устраиваются по западному образцу, но и быт высшего сословия россиян – дворянства. «Поднял Россию на дыбы» – так охарактеризовали потомки деятельность Петра I. Однако не все при внимательном рассмотрении может быть однозначно понято. Многое в поступках царя имело глубокие корни в уходящей эпохе. В том числе и само поведение Петра I – наивысшее проявление российского самодержавия. Какими бы резкими не были перемены в его правление, они имели своей целью именно усиление самодержавия как государства. И это не было чем-то новым для России. Превращение власти в самодержавие было содержанием предыдущей эпохи. Введение иностранных образцов при Петре I имело невиданный размах. Этикет, быт, художественная культура, наука и образование, военное дело были изменены коренным образом. И это коснулось, прежде всего, высшего сословия – дворянства. Со времен Петра I различия в культуре дворян и крестьян резко увеличиваются. Крестьянская (народная) культура остается прежней: патриархальной, православной, общинной. Аристократическая культура изменяет свой облик: она становится европеизированной и светской. Именно ей принадлежит высокое искусство (=профессиональное, элитное), наука и образование. Однако, несмотря на всю новизну, неизменным со средневековой древности остается принцип дворянской чести – служение царю и отечеству. Россия в результате войн и территориальных присоединений становится империей, к 1917 году это гигантская держава со множеством верноподданных народов, принадлежащих к разным культурам (вероисповеданию, социальному строю, историческому-цивилизационному прошлому). В этом имперском характере российской культуры лежат истоки общественного самовосприятия как великой нации и великого государства, играющего первые роли в мировой политике, большего интереса государства к развитию вширь (т.е. к захватам), нежели чем развития внутрь (т.е. самого общества). Братское сосуществование русского и других соседних народов в империи, терпимость к другим культурам, взаимопомощь и многие блага европейской цивилизации, которые русские принесли с собою на окраины империи, стали глубокой исторической предпосылкой к образованию уже в иных политических условиях новой общности – советского народа. Пожалуй, наиболее ярким символом и памятником культуры и истории этой эпохи является «Северная Венеция», «Северная Пальмира» – блистательный Санкт-Петербург, новая российская столица на берегах Балтики, один из красивейших городов Европы. Художественная культура (литература, изобразительное искусство, архитектура) и наука, несмотря на западноевропейское влияние, сумели найти собственное своеобразные, национальные пути развития. Именно как страна высокой собственной культуры Россия вновь после многих веков отсутствия переживала общие для многих стран поворотные моменты и вехи европейской цивилизации. XVIII век – век Просвещения, стилей барокко и классицизма в русском искусстве; век великих российских просветителей – М.В.Ломоносова, Екатерины Великой и ее врагов – революционно настроенных Новикова и Радищева. Формируется в духе Нового Времени наука. Ключевыми событиями стали открытие в 1725 году Академии Наук и в 1755 году Московского университета. Знаковой фигурой, лидером национальной научной традиции стал М.В.Ломоносов. Крупнейшие события художественной культуры 18 века - образование постоянно действующего русского театра сначала в Ярославле, а затем в Петербурге (Волков, Сумароков); становление национальной живописи – налицо преемственность замечательного портретного жанра от «парсунной» живописи 17 века. В веке девятнадцатом важнейшим явлением в российской культуре стал раскол между обществом и властью. Гром грянул, когда произошло восстание декабристов в 1825 году. Политическое бесправие, деспотизм, цензура, которые несло самодержавие, не оставляли места гражданским чувствам, свободомыслию и даже патриотизму, переполнявшим лучших представителей российского общества. В середине 19 века из Европы проникают идеи социализма. Зарождается политическая традиция революционеров-социалистов. Во второй половине века появляется марксизм. В1881 году убит царь Александр II Освободитель. Свержение политического строя становится делом жизни нескольких поколений революционеров. Борьба не на жизнь, а на смерть. Можно спорить о неизбежности революции 1917 года, но совершенно очевидны глубокие корни революционного террора в русской политической культуре. Общество пытается осмыслить место России в человеческой истории – либо как особый путь развития, особую цивилизацию (славянофильство – А.Хомяков, И. и К.Аксаковы), либо как часть европейской цивилизации (западничество – Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, революционеры). Критическое отношение к социальным порядкам, власти, неравенству, бесправию, нищете предопределило развитие художественной культуры, прежде всего, литературы и живописи. Вслед за недолгим увлечением в начале 19 века романтизмом наступает эпоха критического реализма в русской культуре. Она оказалась настолько плодотворной, что получила название «золотой век русской культуры». Мы полагаем, что именно внутренняя душевная свобода художников этой эпохи принесла такие прекрасные плоды. В этом ряду имена российских классиков А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С,Тургенева, Л.В.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского, художников-передвижников – И.Е.Репина, И.Н.Крамского, В.Г.Перова, В.И.Сурикова и других. Эти традиции развивались и в театральной культуре. Ее расцвет связан с именами М.С.Щепкина, П.А.Стрепетова, М.Н.Ермоловой, В.И,Немировича-Данченко, К.С.Станиславского, Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова, А.П.Павловой и многих других. Столь же блистательное развитие получила русская музыкальная культура. Имена ее классиков – М.И.Глинка, П.И.Чайковский, композиторы «могучей кучки» М.П.Мусоргский, М.А.Балакирев, Н.А.Римский-Корсаков, Ц.А.Кюи, А.П.Бородин и другие. Помимо оперного жанра развиваются церковная музыка, романс. Отмена крепостного права в 1861 году, развитие промышленности, реформа образования, развитие высшего образования привели в конце 19 – начале 20 века к расцвету русской науки. Здесь можно много говорить о научном прорыве Д.И.Менделеева в химии, И.П.Павлова в биологии, изобретателя радио А.С.Попова в физике, теоретике космонавтики К.Э.Циолковсогом; историках В.О.Ключевском, О.М.Соловьеве и многих многих других славных именах. Меняется лицо общества – социально активной, образованной части населения. Оно более не только дворянское, но и разночинное (буржуазно-демократическое). К концу века и в нем зарождаются явления, характерные для западной-европейской цивилизации – массовая культура и декаданс – явления индустриального общества. Совершенно новое отношение к своей роли появляется в художественной элите: потеря интереса к массовой публике – зрителям, читателям, покупателям, неспособным оценить высокое искусство по достоинству, оборачивается замыканием искусства на самом себе («искусство для искусства»). На деле это привело к утрате интереса к реализму и к увлечению символизмом, мистицизмом, эстетикой форм, наиболее всего проявившихся в поэзии (А.Белый, В.Брюсов, А.Блок, А.Ахматова, Н.Гумилев, К.Бальмонт, В.Хлебников и другие). Этот, по сути, кризис художественной культуры привел к новым творческим поискам, время которых (конец 19 – начало 20 века) само по себе оказалось взлетом – «серебряным веком русской культуры». Ее развитие было искусственно прервано революцией 1917-1921 годов и приходом к власти большевиков. Началось строительство новой цивилизации – коммунизма. В жертву были принесены многие судьбы и достижения культуры. Но во многих линиях преемственность российской культуры сохранилась. В том числе и в основе нового строя лежали тенденции, гораздо раньше зародившиеся на русской почве: коллективизм в сознании и жизни русского крестьянства, авторитарная власть и сильная государственность, индустриализация, социалистические идеи равенства, справедливого распределения. Но это уже совсем другая история…  

Примечания.

Барокко – главенствующий стиль в европейском искусстве конца 16 – середины 18 вв., в России – 2-й половины 18 в. Для изобразительного искусства барокко характерны пышность, грандиозность, патетизм, динамика композиции, сильные контрасты масштабов и ритмов, света и тени, роскошная пластика фасадов, декоративность. В литературе – стремление к контрастам, экзальтации, драматизму, гротеску. Пример постройки в стиле барокко – Зимний, Летний Дворцы, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге и пригородах архитектора Б.Растрелли.

Классицизм – стиль в европейском искусстве 17 – начала 19 вв., в России – середины 18 – начала 19 вв. Стиль классицизма, основанный на идеях рационализма, стремился к выражению возвышенных, героических и нравственных идеалов, созданию ясных, органичных образов. Одна из важных черт – обращение к образам и формам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. В литературе характерно противопоставление формальной гармони стихии чувств, изображение душевных конфликтов перед необходимостью нравственного выбора. В архитектуре – статичные формы, логичность композиции, законы симметрии. Пример постройки в стиле классицизма – здание Генерального Штаба на Дворцовой Площади в Санкт-Петербурге.

Романтизм – идейно-художественное направление в науке, литературе и искусстве Европы и России. Расцвет его приходится на 20-30 –е гг. 19 в. Основа романтического искусства – мучительный разлад идеала и социальной действительности. Романтические герои подвержены меланхолии, душевной тоске, «мировой скорби», или же характеризуются возвышенными устремлениями, трепетностью, мечтательностью, желанием создать совершенный мир. Представители романтического движения проявляли интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры народов.
Тема 7. Западная культура 20 века.

Обратите внимание на значение следующих слов и словосочетаний: глобализация, кризисы, модернизация, европоцентризм, мировые войны, потребительская этика, массовое общество, массовая культура, декаданс, шоу-культура, новизна, постиндустриальное и информационное общества, демократия, научно-технический прогресс, наука.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.022 с.)