Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема 2. Культура Древнего Востока.
Обратите внимание на значение следующих слов и словосочетаний: цивилизационный подход, поливное земледелие, восточные деспотии, ойкумена, пирамиды, семь чудес света, иероглифы, клинопись, зиккурат, зороастризм, Ветхий Завет, иудаизм, варно-кастовый строй, веды, сутры, брахманизм, джайнизм, буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм
Введение
| Первым цивилизациям Земли суждено было возникнуть в субтропической полосе Старого Света, включающей север Африки Восточное Средиземноморье, и Южную Азию. Речь идет о поливных земледельческих цивилизациях Египта, Месопотамии, Индии и Китая. Их роль в сложении общечеловеческой культуры огромна. Если цивилизации Египта и Месопотамии, внеся вклад в развитие европейской и ближневосточной культуры исчезли с лица Земли, то цивилизации Индии и Китая сохранили преемственность в лице нынешних их культур. Уникальность этих цивилизаций и состоит в том, что это первые, самостоятельные примеры рождения государства, неповторимые в своей уникальности и удивительные в силе и красоте своего расцвета. Яркость их и неповторимость, независимость от линии развития европейской культуры послужили толчком к созданию, так называемого, цивилизационного подхода А.Тойнби, О.Шпенглера, Н.Гумилева. Суть этого подхода заключается в признании неповторимости цивилизаций, отсутствия единого для всего человечества единого эволюционного пути развития культуры и сравнения цивилизаций с организмами в том смысле, что подобно биологическим организмам цивилизации человечества переживают расцвет, зрелость и упадок.
Древнейшие в истории человечества цивилизации начиная с конца 4-3 тысячелетия до н.э. связаны с развитием поливного (ирригационного) земледелия в долинах крупнейших рек Северной Африки и Южной Азии – Нила (Египет), Тигра и Евфрата (Междуречье-Месопотамия), Инда и Ганга (Индия), Хуанхэ и Янцзы (Китай).
Необходимость организации труда крестьян-общинников по созданию систем искусственного поливного земледелия, с одной стороны, и богатые плодородные почвы, дававшие при обработка обильные обильные урожаи, излишки которого давали, так называемый, прибавочный продукт, способствовали быстрому выделению знати и стали ведущими факторами в складывании первых государств-цивилизаций.
В ряде случаев управление государством сосредотачивалось изначально в руках жрецов (храмовые хозяйства в Месопотамии, брахманы в Индии), в других случаях – в руках царей (фараоны в Египте, Императоры в Китае), как правило, обожествлявшихся. Кроме земледельческих работ массы крестьян-земледельцев, организованные в огромные в масштабах всего государства коллективы, были задействованы также и в грандиозном монументальном строительстве (храмы- зиккураты, городские стены в Месопотамии, храмы и пирамиды в Египте, «Великая китайская стена» в Китае и др.). Города – центры хозяйств, становятся гигантскими вместилищами-кладовыми, культовыми и ремесленными центрами, резиденциями правителей-царей. Необходимость организации, учета и контроля земледельческих и строительных работ вылилась в развитие знаний в областях астрономии, математики, геометрии, агрономии, инженерном деле, медицине. Важнейшую роль в регламентации общественной жизни играла письменность.
Существовавшие в течение тысячелетий эти, так называемые, «восточные деспотии» (деспотия – неограниченная власть наследственного правителя) сформировали особую в корне отличную от европейской этику человеческих отношений, вошедшую в состав азиатских мировых религий (буддизм, ислам, конфуцианство, индуизм и др.) и ставшую основой психологии масс населения Азии сегодня. В этой универсальной для Азии модели поведения сознание, воля и личность человека подавляемы и определены интересами семьи, общины, государства, к которым он принадлежит. Императивами (нормами) поведения отсюда становятся общественная пассивность, подчинение воле старших, восприятие мира как причины бесконечных страданий и поиск освобождения от них через личный мистический опыт познания религиозных, философских, нравственных истин и личный аскетизм в быту.
Таковы общие черты цивилизаций-культур Древнего Востока. Перейдем от них к частным характеристикам культуры Египта, Месопотамии, Индии и Китая, выразившимся, прежде всего, в религии, мифологии, архитектурном строительстве и изобразительном искусстве.
| Египет и Междуречье, Ближний Восток
| Египет и Междуречье (Месопотамия) стали двумя своеобразными полюсами ближневосточной ойкумены (так греки называли известную им населенную людьми часть земли), вокруг которых возникли позднее и другие государства. На ее периферии зародилась позднее и античная цивилизация, ставшая исходной точкой развития европейской культуры. Если Египет долгое время, благодаря своему географическому положению, развивался изолированно, то Междуречье и особенно его культурный центр Вавилон изначально стояли на перекрестье торговых путей на Ближнем Востоке, испытав влияние множества культур различных народов.
Древние греки, составив первые исторические описания этих стран, многому в них учились. Значительная часть ближневосточной мифологии вошла в состав Ветхого Завета иудеев. В 3 веке до н.э. благодаря завоеваниям Александра Македонского возникла эпоха эллинизма – синтеза античной и ближневосточных культур. Таковы основные пути, по которым европейской культурой в древности были усвоены некоторые их достижения.
Государство в Египте возникло в 4 тыс. до н.э. Вплоть до завоевания персами в 4 веке до н.э. историки выделяют этапы Древнего, Среднего, Нового Царства, разделяемые временами смут, неурядиц, нашествий завоевателей. Благодаря жаркому сухому климату в верхнем течении Египта и камню, употреблявшемуся в строительстве, значительная часть материальной культуры и в том числе архитектурных сооружений дошла до нас.
Наиболее известными из них являются пирамиды – гробницы фараонов (царей), ставшие одним из семи чудес света. В частности, самыми высокими были пирамиды Хеопса и Хефрена, воздвигнутые в 3 тысячелетии до н.э. Строительство пирамид было связано со стремлением фараонов обеспечить загробную жизнь. Египтяне считали, что при условии соблюдения ритуала погребения человек будет обладать вечной жизненной силой – ка (бессмертием). Важнейшим элементом ритуала погребения фараонов и знатных египтян были мумии. Помещаемые в гробницах в саркофаги (гробы), рядом с которыми ставились сосуды- канопы с внутренностями мумифицированных покойников. Перед заупокойными храмами – гробницами, пирамидами воздвигали сфинксов: каменные изображения существа с телом льва и головой человека (фараона). Сфинкс олицетворял мудрость, силу и загадочность правителя. Гробницы и храмы украшались скульптурными портретами, барельефами, иероглифическими надписями с именами покойных. Считалось, что соединение души покойного со своей мумией, статуей, портретом, прочтение ее имени обеспечат бессмертие погребенного.
У египтян было много богов, среди них – бог смерти и воскрешения Осирис, плодородия – Исиды, истины и порядка – Мат и другие. Но несомненно главными богами египтян были боги, в разных местах Египта и в разные времена олицетворявшие солнце, - Ра, Амон, Атон. В 15 веке до н.э. фараон Аменхотеп IV предпринял первую в истории человечества религиозную реформу, стремясь унифицировать религию в стране и ввести культ единственного бога – бога солнечного диска Атона. Фараон принял новое имя – «Угодный богу Атону» - Эхнатон. После его смерти все вернулось на круги своя. Фараоны Египта также были обожествлены и считались живым воплощением бога Солнца на земле.
Письменность египтян – иероглифы – имела рисуночное происхождение. Изначально рисунки-символы означали собою изображаемый предмет.
В изобразительном искусстве существовал строгий канон (правило), согласно которому фигуры людей в верхней от пояса части изображались в фас, а ноги и голова в профиль. Цвета мужского тела были красно-коричневыми, у женщин – желто-розовыми, волосы у всех черными, а одежды белыми. Для изображений были характерны линейность и декоративность композиции.
История и культура Междуречья (Месопотамии) начинается с шумеров в конце 4 тыс. до н.э. Их происхождение не вполне ясно. Именно шумерам принадлежит изобретение получившей распространение на всем Ближнем Востоке клинописи – письменности на глиняных табличках. Знаки ее состоят из групп клинообразных черточек, которые выдавливались на сырой глине. Клинопись возникла как рисуночно-ребусное письмо, впоследствии превратившееся в словесно-слоговое.
В мифологии шумеров содержатся первые сведения о Великом Потопе, попавшие в переработанном виде Ветхий Завет иудеев и христиан. Один из замечательных циклов мифов посвящен Гильгамешу – полубогу-получеловеку, правителю города Урук боровшемуся с врагами своего народа.
Еще одним народом, участвовавшим в формировании культуры Месопотамии были аккадцы – население семитского происхождения. Наследником шумеро-аккадских традиций во 2 тыс. до н.э. стал город Вавилон, объединивший все области между реками Тигр и Евфрат. При одном из его царей Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт и нравы древних обитателей Междуречья. Мировоззрение их определялось необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых. Но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта.
Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш – богиня Солнца, Син – бог – Луны, Адад – бог непогоды, Иштар – богиня любви, Нергал – бог смерти, Ирра – бог войны, Вильги – бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологи обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам.
Религиозные верования древних обитателей Месопотамии отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат – высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление надстроенных друг над другом нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены, причем нижние уступы более темные, чем верхние; террасы были, как правило, озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его «жилище». Где, как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. Впрочем, эту башню использовали и для более конкретных и земных нужд: жрецы вели оттуда астрономические наблюдения.
Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Его окружала мощная и толстая стена, на которой моги свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90 м – Вавилонская башня. Озелененные террасы Вавилонской башни, известные как висячие сады Семирамиды - ассирийской царицы, жившей в 9 веке до н.э. – одно из семи чудес света.
Вавилонских архитектурных памятников дошло до нас значительно меньше, чем, например, египетских: в отличие от Египта территория Междуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Однако кирпич – материал недолговечный, и кирпичные постройки не сохранились.
В конце 2 – начале 1 тыс. до н.э. культуру Вавилонии заимствовали и в значительной мере развили ассирийцы. Ассирийское искусство исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пят копыт. Эти и другие рельефы ассирийских дворцов всегда означали прославление могущественного, грозного и беспощадного царя. Такой была и ассирийская действительность. Неслучайна поэтому особенность ассирийского искусства – беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости: сажания на кол, сдирания кожи и т.п.
На смену Вавилонии и Ассирии пришла в 6 веке до н.э. Иранская империя. Искусство Ирана, как полагают исследователи, - еще более светское и придворное, более спокойное: в нем почти нет жестокости, которая была свойственна ассирийцам. Но преемственность культур сохраняется. Важнейшим элементом изобразительного искусства здесь остается изображение животных: крылатых быков, львов, грифонов и др.
Государственной религией в Иране стал зороастризм (по имени основателя этой религии бактрийского мыслителя Заратуштры (Зороастра), жившего в 6 веке до н.э.). Это учение объясняло мир как арену борьбы двух противоположных начал – доброго, справедливого и ложного, злого. Главным божеством олицетворяющим добро, был Ахурамазде, носителем злого начала был Ангхро Майнью. Согласно зороастризму человек принимает этические решения, находясь между этими двумя силами. Важной частью зороастризма был культ огня. Учение мыслителя изложено в 17 частях Авесты, сборника канонических зороастрийских текстов.
Смена господствующей религии относится к 7 веку, когда Иран был завоеван арабами, приверженцами новой веры – ислама (эти события принадлежат уже другой эпохе – средневековью).
Особое место в древней культуре Ближнего Востока занимает древнееврейская культура. Уникальность ее заключается в той роли, которую она сыграла в становлении христианства и в сохранении евреев как этно-религиозной общности. Это едва ли не единственный этнос на Ближнев Востоке, чья государственная истории начинается в Древнем мире (на рубеже 2-1 тыс. до н.э.), доживший до наших дней. Стержнем, основным консолидирующим элементом культуры является религия иудаизм.
Иудаизм – первая, дошедшая до нас монотеистическая религия. Изначально евреи проживали в Египте под властью фараона и занимались скотоводством. В конце 2 тыс. до н.э. они совершили исход из Египта в Палестину во главе со своим легендарным вождем Моисеем, захватили территорию Палестины и перешли к оседлому земледельческому образу жизни, основав в 11 веке до н.э. израильское государство, распавшееся позднее на Израиль и Иудею. Культ верховного (но поначалу неединственного) бога израильского племенного союза Яхве (Иегова) играл роль консолидирующего механизма для еврейского народа – идеологии, ставящей в господствующее положение евреев над соседними народами, а позднее – правоверных евреев над остальными.
В своем развитии иудаизм прошел этап набизма – движения пророков, распространявших среди евреев идею единого ревнивого бога и мессии – божьего посланника, избавителя евреев от невзгод и притеснений. Возникла идея Завета – договора еврейского народа с Яхве, согласно которому в обмен на исполнение религиозного культа и заповедей им обещано было господство в Палестине. Основные положения иудаизма, в том числе кодекс религиозного поведения, космогонические представления (о происхождении мира), исторические предания, речи пророков были оформлены в канон – так называемое Пятикнижие – Тору – Библию (по греч. – книга). В них содержится огромный пласт народной мифологии, мифологии, заимствованной из соседних культур, исторических сведений по Древнему Ближнему Востоку.
После разрушения Иудеи Вавилонией в 6 веке до н.э. новое еврейское государство было восстановлено в виде храмово-городской иерусалимской общины. Этно-идентифицирующая роль иудаизма как религии богоизбранного народа была еще более усилена. Драматические события в истории еврейского народа трактовались как результаты отклонения от соблюдения Завета. Верность ему понималась в русле буквалистского следования заповедям и ритуалам богослужения (=ортодоксально).
Во времена римского владычества в среде евреев возникают многочисленные секты (ессеи, кумраниты и др.) недовольных своим социальным положением и ортодоксальной черствостью официального иудаизма, охранявшего по сути кастовое устройство общества. В их среде развивается идея мессии – спасителя. Как одна из сект возникло и христианство в первых веках нашей эры. Священные книги иудаизма вошли в состав христианского вероучения как Ветхий (старый) Завет (христианская Библия состоит и Ветхого и Нового Заветов). Единственный бог иудеев в христианстве обрел место Бога-Отца (Иегова).
| Индия
| Наиболее ранние памятники цивилизации Индии обнаружены в долине реки Инда. Здесь найдены города, существовавшие в III-II тыс. лет до н.э. Это была развитая городская культура с канализацией и водоснабжением, четкой архитектурной планировкой, искусных орудий труда из камня, меди и бронзы. Она получила название культура Мохенджо-Даро и Хараппы (по имени поселений, возле которых были найдены древние города).
Расцвет древнеиндийской культуры приходится на I тыс. до н.э. – I тыс. н.э, особенно при династиях Маурьев и Гуптов.
Социальный строй Индии, известный нам из «Законов Ману» VI в. до н.э., состоит из замкнутых общественных групп, делящихся на 4 сословия (варны, джати) и профессиональные группы (касты, всего около 3,5 тыс.). Принадлежность людей к определенным варнам и кастам определялась с рождения. Возможность перехода человека в иное социальное положения была исключена. Такой порядок получил название в науке – варно-кастовый строй. Родоплеменная аристократия образовывала касты жрецов – брахманов, воинов – кшатриев. Трудовое население входило в варны вайшьев (ремесленников, земледельцев, торговцев) и шудр - слуг, людей бесправных и лишенных собственности. Бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий составили со временем многочисленные касты «неприкасаемых». Варно-кастовый строй, возможно именно благодаря своей жесткости, сохранился вплоть до современности, во многом обусловив живучесть и преемственность индийской культуры.
Из глубокой древности, вероятно не позднее конца II тыс. до н.э. происходят веды – памятники древнеиндийского устного народного творчества (эпоса), записанные на языке санскрит лишь в V-IV вв. до н.э. Веды являются бесценными памятниками индиской литературы, философии, научных знаний. Ведическая литература представлена сборниками гимнов, жертвенных формул («Ригведа», Самаведа», Яджурведа»). Вплотную к ним примыкают сутры – руководства по жертвенным ритуалам, законодательству, правилам домашней жизни. Одна из таких частей «Камасутра» – трактат об искусстве любви.
Основными памятниками эпической литературы стали «Махабхарата» и «Рамаяна», записанные на санскрите в начале н.э. Героем «Махабхараты» является мифический царь Бхарата, воюющий с врагами. Герои «Рамаяны» – Рама и «Махабхараты» – Кришна считаются воплощением Вишну – одного из важнейших божеств индуизма.
Индийская философия и религия, существовавшая в виде учений брахманизма, джайнизма, буддизма и индуизма, имеет в своей основе ведическую религию.
Развитие ведических культов привело к сложению брахманизма. В основе этого вероучения – признание страданий, людских бедствий несущественными. Весь мир – всего лишь иллюзия. Подлинная реальность – существование мирового духа (Брахмы). Жрецы-брахманы утверждали, что безропотность в труде, покорность, отсутствие зависти к знатным и богатым позволят душе умершего возродиться в телесной оболочке человека более высокого общественного положения, и наоборот. Складывается иерархия богов. Верховные среди них – Брахма (создатель Вселенной), Вишну (ее охраняющий), Шива (ее разрушающий). Брахманизм был чрезвычайно сложной в исполнении обрядов религией.
В 6 веке до н.э. в Индии зарождается буддизм, ставший в наши дни наряду с христианством и исламом одной из мировых религий. Его расцвет в Индии пришелся на V в. до н.э. — начало I тыс. н,э. Будучи тесно связанным с ведической религией и брахманизмом, буддизм подтверждал, что жизнь — зло и жить — значит страдать. Однако именно поэтому не стоит стремиться к возрождению в другом существе, поскольку это повлечет за собой новые страдания. Буддизм выступал против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни, в том числе ритуализма.
В центре буддизма — учение о «четырех благородных истинах»: страдании, его причинах, состоянии освобождения и пути к нему: Следует стремиться к идеалу — нирване — состоянию без всяких земных желаний, отказу от мира и всех жизненных привязанностей. Личность Будды («осененного истиной»), отшельника и странствующего проповедника, мифологически связывалась с поиском истинного пути к спасению, избавлению от страданий для себя и всего человечества.
Одной из самый богатых и разнообразных в истории мировой культуры стала буддийская мифология. Она обладает весьма ценным сочетанием, взаимодействием широкого спектра мифологических образов и сюжетов с глубокой философией. Велико ее влияние на литературу и искусство как в Индии, так и за ее пределами. Древние и средневековые храмы Индии, Непала, Тибета, Китая, Японии, Бирмы и других азиатских стран украшают многочисленные статуи, барельефы и иконы из буддийской мифологии.
Примерно в то же время (VI в. до н.э.) в Индии сложился джайнизм. В его религиозно-философских трактатах — сутрах — содержится учение об освобождении от уз сансары (перевоплощение душ). Достичь этого можно через три сокровища джайнизма: правильное знание (вероучение), правильное видение (истина) и правильное поведение. А практический путь к спасению лежит в строжайшем соблюдении предписаний и суровой аскезе. В конце I тыс. н.э. в результате развития ведической религий, брахманизма, процесса дальнейшей ассимиляции народных верований сформировалась одна из наиболее крупных по числу ' последователей религий мира — индуизм. В его основе лежит учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздания (карма) за добродетельное или дурное поведение; почитание верховных богов или их воплощений; соблюдение кастовых бытовых правил. Священными считаются корова, змея, лотос, река Ганг и т.п.
| Китай
| Китайская цивилизация, отсчет которой ведется с возникновения государства в долинах рек Янцзы и Хуанхэ во 2 тыс. до н.э. является одной из немногих древнейших цивилизаций, доживших до наших дней. Это значит, что на всем протяжении веков существовала непрерывная устойчивая преемственность в культурных традициях, обеспечившая «историческую живучесть» китайской нации. Геополитические потенции Китая с самым многочисленным населением в мире сделали китайскую культуру одной из мировых культур.
К китайской культуре принадлежат многие научные и технические открытия. В Китае были изобретены бумага, компас, порох. Художественная культура Китая чрезвычайно богата. Настоящими образчиками художественного гения являются керамика, художественное литье, ювелирные изделия, мелкая скульптурная пластика. Императорские дворцово-парковые комплексы являются прекрасными достижениями в области архитектуры. Ряд сооружений Древнего Китая по праву можно отнести к «чудесам света». Таковым является Великая китайская стена, построенная для защиты о северных варваров. Ее сооружение было начато в 3 веке до н.э. при императоре Цинь Ши Хуанди. Протяженность этой стены более 4000 км. К настоящему «чуду света» можно отнести и гробницу того же императора. В ее погребальных залах была сооружена целая армия терракотовых (керамических) воинов, являвшихся точными копиями жвых солдат императора.
Уже во 2 тыс. до н.э. в Китае была изобретена иероглифическая живопись. С древних времен дошли многочисленные трактаты по философии, религии, этике, политике, медицине, литературные произведения.
В регионе Юго-Восточной Азии с самого возникновения первых государств и, пожалуй, до сегодняшнего дня, подобно некогда существовавшей Римской империи, Китай играет роль культурно-политического полюса. Столь поразительная устойчивость и неповторимость цивилизации стала возможной благодаря социально-психологическим особенностям китайской культуры, закрепленным, прежде всего, в философско-этических и религиозных учениях конфуцианства, даосизма, буддизма.
Основателем конфуцианства был проповедник Кун-Фу-Цзы (Конфуций), живший в конце 6 – начале 5 веков до н.э. Его учение стало официальной государственной идеологией с 3 века до н.э. Система его взглядов – это, прежде всего, система этических положений, формулирующих и предписывающих «идеальный социальный порядок». Такой идеал общественных отношений Конфуций видел в большой патриархальной семье. Власть в ней как и в обществе должна основываться на авторитете старших, поддержанном культом предков. Подобно отцу семейства отцами народа выступают чиновники. Подчинение им должно быть неукоснительным и беспрекословным. Управление их должно руководствоваться заботой о благе народа. Верховным отцом народа является китайский император. Его власть священна, его персона божественна.
Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял император. Общение с «мелкими божествами» было привилегией государственных чиновников, так называемого, ученого сословия». Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу: это было основным критерием при отборе их на службу, именно они – главные хранители конфуцианских заповедей. Государство и конфуцианская религия становятся единой политико-административно-идеологической системой, сутью которой было стремление закрепить старые общественные нормы, добиться полного послушания народа и почитания им верховной власти. Эта идея наложилась на издревле существовавшие в Китае идеи беспрекословного подчинения старшим и соблюдения старинных норм.
Основателем учения даосизма стал живший на рубеже 6-5 веков до н.э. мудрец Лао Цзы. Основная философская категория даосизма – это дао – закон. Весь мир, согласно, даосизму, подчинен единому закону – Дао. Дао – основа и источник всего существующего. Философский даосизм утверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека – пассивное созерцание естественного хода вещей и стремление постичь дао. Сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния. Эта теория – основной принцип даосизма. На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный даосизм. Его основу составило понятие абсолютное дао, суть которого сводилась к следующему отверждению: жизнь – это иллюзия, смерть – это возвращение к дао – истинному бессмертию души. В Китае создаются монастыри, в которых жили десятки и сотни тысяч даосских монахов.
На рубеже нашей эры в Китае распространяется буддизм, возникший в Индии в 6 веке до н.э. Существовало два направления в буддизме: хинаяна («малая колесница), выдвигавшая на первый план самосовершенствование человека, и махаяна («большая колесница»), проповедующая терпимость и сострадание к ближним. К 4 веку н.э. буддистская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой, объединяющей десятки тысяч буддийских храмов и монастырей. В дальнейшем буддизм, как и даосизм, уступил место конфуцианству.
|
Тема 3. Античная культура.
Обратите внимание на значение следующих слов и словосочетаний: античность, крито-микенская культура, эллинизм, Одиссея, Илиада, полисы, колонии, агон, лирика, ордер, этика, эпикурейство, стоицизм, Олимпийские игры, Законы 12 таблиц, Колизей, Пантеон, амфитеатр, гладиаторские бои, христианство, мессия, евангелия.
Понятие «Античность»
| Понятие «античная культура» охватывает культуру Древней Греции и Древнего Рима. Слова «античная», «античность» является производным от латинского слова «антик», что означает древность, предмет старины. Оно было введено в оборот в эпоху Возрождения гуманистами - археологами-любителями и коллекционерами. Поскольку в Европе находили и собирали предметы греко-римской старины, то поэтому за понятием «античность» и закрепилась культура Древних Греции и Рима.
| Исторический обзор античной культуры
| Итак, античная культура – понятие двухчастное. Исходным ее компонентом является культура Древней Греции. Она пережила несколько этапов своего развития. Ранний этап, так называемая, крито-микенская культура, охватывает конец 3 – конец 2 тысячелетия до н.э. Эта самобытная культура имела немало общего с древними культурами Египта, Восточного Средиземноморья (Финикия, Палестина), образуя с ними один цивилизационный круг. После нескольких столетий культурного упадка (11-8 века до н.э.), связанных с приходом более архаичных греческих племен (дорийцев), наступает период развития собственно античной греческой культуры. Именно в это время складываются те великие черты греческой культуры, которые определили все последующее развитие античной культуры в целом и стали началом многих традиций в философии, этике, науке, литературе и искусстве нынешней европейской культуры. Этот период разбит на ранний (7-6 века до н.э.), классический полисный (5 век до н.э.) этапы, этап кризиса греческих полисов (4 век до н.э.). Во 2-й половине 4 в. до н.э. Греция была завоевана царем культурно близкой соседней Македонии Филиппом II. Его сын Александр Македонский, величайший из полководцев древней истории, во главе греко-македонского войска покорил Египет и всю юго-западную Азию вплоть до Индии, основав грандиозную империю. Которая, впрочем, распалась после его смерти на ряд независимых государств. Это событие имело громадное культурно-историческое значение. В завоеванных греками и македонцами странах возникла ситуация синтеза греческой и местных культур Древнего Востока. Она вылилась в расцвет новой «евразийской» культуры приведенной под эгидой и влиянием греческой культуры к некоему «общему знаменателю. Эта эпоха получила название «эллинизм» («эллины» - это самоназвание греков).
Во II-I вв. до н.э. Греция и эллинистические страны Ближнего Востока были завоеваны Древним Римом. Знакомство римлян с греческой культурой произошло еще раньше во времена завоевания греческих городов-колоний на Аппенинском (Итальянском) полуострове и в Сицилии (IV-III вв. до н.э.). С этих двух актов греко-римского «знакомства» начинается новый великий синтез культур, и мы говорим об окончательном сложении античной культуры.
Собственно римская история начинается с основания Рима в 713 г. до н.э. братьями Ромулом и Ремом. Долгое время римской народ испытывал этрусское политическое и культурное влияние. А также культурное влияние соседних италийских племен. До завоевания Греции Рим переживает царский (8-6 вв. до н.э.) и республиканский периоды. Если политически Рим подчинил Грецию, то в культурном отношении произошло нечто обратное: Греция завоевала Рим, о чем признался еще в 1 в. до н.э. римский поэт Гораций. Римляне без устали копировали и перенимали образцы греческой мысли, искусства, науки, так и не сумев превзойти в этих областях своих учителей. Копилку общей античной европейской культуры римляне пополнили достижениями в тех сферах, которые мало интересовали греков: юриспруденция, техника, гражданская и инженерная архитектура. С 1 века до н.э. римская история вступает в имперский этап. Величайшее значение в истории всей античности имеет зарождение в первых веках нашей эры в восточных пределах римской империи христианства. Мы полагаем, что появление и распространение этого учения стало возможным благодаря тому культурному взаимовлиянию, которое установилось еще в предыдущую эллинистическую эпоху, и которое было поддержано римлянами. В V веке н.э. одряхлевшая Западная Римская империя рухнула под натиском германских варварских племен. К тому времени христианство получило уже полное признание, и империя стала христианской. С ее гибелью заканчивается этап истории и культуры античности. Восточная Римская империя, именуемая далее как Византийская, пережила гибель Рима еще на тысячу лет, став богатейшей наследницей античных традиций. Но необратимые культурные перемены коснулись и ее, и историки рассматривают ее в контексте средневековой христианской культуры.
| Значение античной культуры
| Такова вкратце история культуры Греции и Рима. Обратимся теперь к значению этой культуры для будущего Европы и Мира. В каждую последующую эпоху европейцы видели смысл античного наследия по-разному. В средние века ценили рождение в лоне римской империи христианства. Кроме того, безусловным авторитетом пользовались работы древних философов, не противоречащие христианской этике (например, логика Аристотеля). В эпоху Возрождения и в Новое Время в центре внимания были художественные и гуманистические идеалы античности. Само слово «возрождение» подразумевало именно возрождение античных традиций. В Новейшее Время (19-20 века) историки культуры к названным смыслам добавили значение греко-римской культуры, состоящее в основании европейских философии, наук и искусств, в формировании европейского политического (демократического и республиканского) опыта, в основании собственно европейской культуры. До этого мы не вправе говорить о существовании на европейском континенте единой культуры. И наконец, величайший смысл античного наследия был найден в формировании самого типа европейского человека, человека европейской цивилизации. Истоки индивидуализма-эгоцентризма европейского человека-героя, его социальной активности, напряженной во вне себя, в общество, были рождены именно в Греции и Риме.
| Греция
| Крито-микенский или минойский период в истории Древней Греции был начат с возникновением в конце III тыс. до н.э. государства на острове Крит. Здесь в Кноссе находился огромный царский дворец, бывший одновременно и культовым и хозяйственным центром всей страны. Царь выполнял также и верховные жреческие функции и был обожествлен. Государство, таким образом, представляло собой теократию. В 1990 г. хранителем Оксфордского музея Р.Эвансом были начаты раскопки этого дворца. Дворец был позднее соотнесен с мифическим лабиринтом Минотавра – чудовищного быка, пожиравшего ежегодно 7 девушек, присылавшихся ежегодно из Афин, и убитого сыном афинского царя Тезеем. Раскопки открыли взору археологов огромный дворцовый комплекс из сотен беспорядочно настроенных помещений, расположенных в два-три этажа, имеющих тем не менее единую канализационную систему. Во дворце оказалось большое количество украшений, домашней утвари, керамических ваз; стены изобиловали богатыми фресковыми росписями. Все это красноречиво свидетельствовало о высокой художественной культуре критского государства.
В XV в. до н.э. с севера балканского полуострова на Крит пришло новое население – греки-ахейцы. Они не разрушили старую цивилизацию, а смогли воспринять ее и стать ее продолжателями. Помимо государства на Крите появились первые города-государства на Балканском полуострове – собственно в Греции. Наиболее известен из них город Микены. В отличие от раннеминойского периода эти города были укреплены. Стены состояли из огромных каменных блоков, стоящих друг на друге без всякой связки. Несколько веков спустя греки считали, что их строили гиганты-циклопы. Гробницы царей Микен имели шахтную конструкцию. Наиболее известна из них гробница легендарного царя Агамемнона, возглавлявшего поход на Трою, рас |
|