Глава 5. Эволюция европейской культуры: от Средневековья к новому времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Эволюция европейской культуры: от Средневековья к новому времени.



Основные понятия: средневековье, Возрождение, Новое время, эпоха Просвещения, религия, культура, Бог, христианство, гуманизм, ренессанс, романский стиль, готика, схоластика, душа, духовность, протестантизм, лютеранство, ислам, кальвинизм, православие, личность, антропоцентризм, пантеизм, каролингское возрождение, гелиоцентризм, искусство, наука, просветители, эмпиризм, рационализм, индульгенция, рыцарская этика, пантеизм, энциклопедисты, сциентизм, барокко, классицизм, аристократия, буржуазия, мещанство, ремесленники, натуральное хозяйство.

Основные черты и особенности культуры европейского средневековья. Средние века в истории Западной Европы охватывают более тысячелетия — с V по XVI в. С точки зрения социально-экономических отношений этот период соответствует феодализму.

В Средние века, как и в другие эпохи, на европейском континенте имели место сложные и противоречивые процессы, одним из главных результатов которых стало возникновение европейских государств. Наиболее трудным и бурным оказался этап раннего Средневековья, когда рождался новый, западный мир. Его возникновение было обусловлено распадом Западной Римской империи (V в.), что в свою очередь было вызвано ее глубоким внутренним кризисом, а также Великим переселением народов, или нашествием варварских племен. С IV по IX в. произошел переход от «римского мира» к «христианскому миру», вместе с которым возникла Западная Европа. Западный, «христианский мир» появился на свет не в результате разрушения «римского мира», а в процессе слияния римского и варварского миров, хотя он и сопровождался серьезными издержками — разрушениями, насилием и жестокостью, утратой многих важных достижений античной культуры и цивилизации. Серьезно пострадали также многие античные города: одни из них были разрушены, а другие угасли из-за упадка торговли или же в связи с изменениями направлений торговых путей.

На ранней стадии Средневековья заметно упал уровень развития многих ремесел, произошел резкий поворот в сторону аграрного производства всей экономики, в которой преобладал натуральный тип хозяйства. Определенный застой наблюдался в развитии науки и философии. В то же время в некоторых областях жизни уже на раннем этапе Средневековья имели место прогрессивные изменения. В социальном развитии главным положительным изменением стало упразднение рабства, благодаря чему было ликвидировано противоестественное положение, когда огромная часть людей, юридически и фактически, исключалась из категории людей.

Если в Античности успешно развивались теоретические знания, то Средневековье открыло больше простора для применения машин и технических изобретении. Это стало прямым следствием отмены рабства. В Античности главным источником энергии была мускульная сила рабов. Когда данный источник исчез, встал вопрос о поиске других источников. Поэтому уже в VI в. Было изобретено водное колесо, а в XII в. появляется ветряная мельница, использующая энергию ветра. Водяная и ветряная мельницы позволили выполнять самые разные виды работ: молоть зерно, поднимать воду для орошения, распиливать бревна, применять механический молот в кузнице и т.д. Изобретение рулевого колеса ускорило прогресс водного транспорта, что в свою очередь привело к революции в торговле. Развитию торговли также способствовали строительство каналов и использование шлюзов с воротами.

Положительные сдвиги происходили и в других областях культуры. Большинство из них, так или иначе, было связано схристианством, которое составляло фундамент всего уклада средневековой жизни, пронизывало все ее стороны. Оно провозгласило равенство всех людей перед Богом, что во многом способствовало устранению рабства. Античность стремилась к идеалу человека, в котором душа и тело находились бы в гармонии. Учитывая горькие уроки римского общества, в котором сложился своеобразный культ физических удовольствий и наслаждений, христианство отдало явное предпочтение душе, духовному началу в человеке. Оно призывает человека к самоограничению во всем, к добровольному аскетизму, к подавлению чувственных, физических влечений тела.

Основными нравственными ценностями христианства являются вера, надежда и любовь. Они тесно связаны между собой и переходят одна в другую. Однако главной среди них выступает любовь, которая означает, прежде всего, духовную связь и любовь к Богу и которая противостоит физической и плотской любви, объявляемой греховной и низменной. В то же время христианская любовь распространяется на всех «ближних», включая тех, которые не только не отвечают взаимностью, но и проявляют ненависть и враждебность. Любовь к Богу делает веру в Него естественной, легкой и простой, не требующей каких-либо усилий. Вера означает особое состояние духа, которое не требует никаких доказательств, аргументов или фактов. Такая вера в свою очередь легко и естественно переходит в любовь к Богу. Надежда в христианстве означает идею спасения, которая является центральной во многих религиях. В числе заповедей -подавление гордыни и алчности, являющихся главными источниками зла, покаяние в содеянных грехах, смирение, терпение, непротивление злу насилием, требования не убивать, не брать чужого, не прелюбодействовать, почитать родителей и многие другие нравственные нормы и законы, соблюдение которых дает надежду на спасение от мук ада.

Одна из важных черт средневековой культуры состоит как раз в возникновении в ней вполне определенных субкультур, вызванных строгим делением общества на три сословия: духовенство, феодальную аристократию и третье сословие.

Духовенство считалось высшим сословием, в его ведении находились «дела небесные», забота о вере и духовной жизни. Именно оно, в особенности монашество, с наибольшей полнотой воплощало христианские идеалы и ценности. Вторым по значению слоем была аристократия, выступавшая главным образом в форме рыцарства. В ведении аристократии находились «дела земные», и прежде всего государственные задачи по сохранению и упрочнению мира, защите народа от притеснений, поддержанию веры и Церкви и т.д. Хотя культура этого слоя тесно связана с христианством, она существенно отличается от культуры духовенства.

Подобно монашеским, в Средние века существовали рыцарские ордена. Одной из главных задач, стоявших перед ними, была борьба за веру, которая не раз принимала форму крестовых походов. Рыцари несли и другие обязанности, в той или иной мере связанные с верой. Однако значительная часть рыцарских идеалов, норм и ценностей имела светский характер. Для рыцаря обязательными считались такие достоинства, как сила, смелость, щедрость и благородство. Он должен был стремиться к славе, совершая ради этого ратные подвиги или добиваясь успеха на рыцарских турнирах. От него требовалась также внешняя физическая красота, что расходилось с христианским пренебрежением к телу. Главными рыцарскими добродетелями были честь, верность долгу и благородная любовь к Прекрасной Даме. Любовь к Даме предполагала утонченные этические формы, однако она вовсе не была платонической, что также осуждалось Церковью и духовенством.

Низший слой средневекового общества составляло третье сословие, куда входили крестьяне, ремесленники, торговая и ростовщическая буржуазия. Культура данного сословия также обладала неповторимым своеобразием, резко отличавшим ее от культуры высших сословий. Именно в ней дольше всего сохранялись элементы варварского язычества и идолопоклонства.

Простые люди были не слишком щепетильны в соблюдении строгих христианских рамок, довольно часто смешивали «божественное» с «человеческим». Они умели искренне и беззаботно радоваться и веселиться, отдаваясь этому всей своей душой и телом.

Наряду с религией в Средние века существовали и развивались другие области духовной культуры, включая философию и науку. Высшей средневековой наукой была теология, или богословие. Именно богословие обладало истиной, которая покоилась на Божественном Откровении. Но даже в этих условиях философская мысль продвигалась вперед.

Наибольшее развитие в этот период получает натуральноеискусство, связанное с изготовлением одежды, оружия, конной упряжи и других изделий, украшенных пряжками, подвесками, узорами и орнаментом. Широкое распространение получает также миниатюра - книжные иллюстрации. В монастырях имелись специальные мастерские — «скриптории», где писались и украшались книги — богослужебные и Евангелия. Книги светского содержания были редки. Миниатюры при этом носили по преимуществу орнаментальный, а не изобразительный характер.

Наивысшего расцвета искусство раннего Средневековья достигает при Каролингах (VIII-IX вв.) (Франция), сменивших династию Меровингов. В этот период средневековое искусство активно обращается к античному наследию, последовательно преодолевая варварский характер. Потому-то это время иногда называют «каролингским возрождением». Особую роль в этом процессе играл Карл Великий. Он создал настоящий культурно-образовательный центр, назвав его Академией.

Начало зрелого периода Средневековья (Xв.) оказалось крайне сложным и трудным, что было вызвано вторжениями венгров, сарацинов и особенно норманнов. Поэтому складывающиеся новые государства переживали глубокий кризис и упадок. Однако к концу X в. положение постепенно нормализуется, феодальные отношения окончательно побеждают, и во всех сферах жизни, включая искусство, наблюдаются оживление и подъем. В XI-XII вв. значительно возрастает роль монастырей, которые становятся главными центрами культуры. Именно при них создаются школы, библиотеки и книжные мастерские. Монастыри выступают основными заказчиками произведений искусства. Поэтому всю культуру и искусство этих столетий иногда именуют монастырскими.

В целом же этап нового подъема искусства получил условное название «романского периода». Онприходится на XI-XII вв., хотя в Италии и Германии прихватывает и XIII в., а во Франции во второй половине XII в. уже безраздельно господствует готика. В этот период архитектура окончательно становится ведущим видом искусства — с явным преобладанием культовых, церковно-храмовых построек. Она испытывает влияние античного и византийского зодчества. Наибольшее распространение романский стиль нашел во Франции. Светская архитектура романского стиля явно уступает церковной. У нее слишком простые формы, почти нет декоративных украшений. Здесь главным типом постройки является замок-крепость, который служит одновременно и жилищем, и оборонительным убежищем для феодала-рыцаря.

В Италии прекрасным памятником романской архитектуры является соборный ансамбль в Пизе (XII-XIV вв.), знаменитая «Падающая башня». К началу XIII в. романский период средневековой культуры завершается и уступает место готическому периоду. В XIII в. город, а вместе с ним и вся культура городского бюргерства начинают играть определяющую роль в жизни средневекового общества. Научная и творческая деятельность переходит от монастырей к светским мастерским и университетам, которые существуют уже практически во всех европейских странах. Религия к этому времени начинает постепенно сдавать свои господствующие позиции. Во всех областях жизни общества возрастает роль светского, рационального начала. Не прошел этот процесс и мимо искусства, в котором возникают две важные черты — возрастание роли рационалистических элементов и усиление реалистических тенденций. Наиболее ярко данные черты проявились в архитектуре готического стиля.

Готическая архитектура представляет собой органическое единство двух составляющих — конструкции и декора. Суть готической конструкции состоит в создании особого каркаса, или скелета, обеспечивающего прочность и устойчивость здания. Если в романской архитектуре устойчивость постройки зависит от массивности стен, то в готической — от верного распределения сил тяжести.

Колыбелью готики стала Франция. Здесь она родилась во второй половине XII в., в XIII в. она достигла настоящего расцвета. Собор Парижской Богоматери (XII-XIII вв.) стал подлинным шедевром ранней готики. В Германии готика получила распространение под влиянием Франции. Одним из самых знаменитых памятников здесь является собор в Кельне (XIII-XV вв.). Английская готика также во многом продолжает французские модели. Здесь признанными шедеврами являются Вестминстерское аббатство (XIII-XVI вв.), где находится усыпальница английских королей и выдающихся людей Англии: Культура Средневековья — при всей неоднозначности ее содержания — занимает достойное место в истории мировой культуры.

Основные черты и особенности культуры европейского Возрождения. Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В похожих условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.

Расцвет культуры Возрождения приходится на XV—XVI вв. Возрождение (по-французски — Ренессанс) — не только особая эпоха, но и специфический феномен западноевропейской культуры, имеющий мировое значение.
В самом общем смысле под Возрождением принято понимать направленность культуры к воскрешению («возрождению») античности. В этой связи культура Ренессанса рассматривается как отрицание средневековья, как антитеза средневековой схоластике. Такова самая общая характеристика Ренессанса. Она позволяет выявить его отличительные черты:

— индивидуализм практический и теоретический, означающий, что в центр своего мировоззрения и жизненной практики деятели Возрождения поставили человеческую индивидуальность;

— культ светской (т.е. внецерковной) жизни с подчеркнутым стремлением к чувственным удовольствиям;

— светский дух религии с тенденцией к язычеству. Под «светским духом религии» следует понимать то, что, оставаясь религиозными людьми (христианами), представители Возрождения стали меньше придавать значения обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив свое внимание на ее внутренней, духовной стороне. Для осмысления христианских ценностей они широко привлекали идеи, содержащиеся в дохристианских античных (т.е. языческих) религиозных учениях;

— освобождение от власти авторитетов, означавшее иное отношение к авторам и учениям, признанным средневековой схоластикой. Деятели Возрождения смело критиковали, например, Аристотеля, чего, как правило, не могли допустить себе схоластические мыслители;

— особенное внимание к прошлому, к древности. Античная греко-римская культура стала предметом самого внимательного изучения, преклонения и подражания;

— чрезвычайный вкус к искусствам.

Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху достигли высокого уровня прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа.

Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру. В этот период происходят изменения в экономической и культурной жизни. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности, развивается банковское дело, международная торговля. В это время формируется научная картина мира, зарождается экспериментальное естествознание, крупнейшими учеными эпохи Н. Коперником, Дж. Бруно, Г. Галилеем обосновывается гелиоцентрическая система. Кроме того, совершаются открытие новых земель и первые кругосветные путешествия Колумба, Магеллана.

Объединяют культуру различных европейских народов идеи гуманизма. Принцип гуманизма, т.е. высшего культурного и нравственного развития человеческих способностей, наиболее полно выражает основную направленность европейской культуры XIV-XVI вв. Идеи гуманизма захватывают все слои общества - купеческие круги, религиозные сферы, народные массы. Складывается новая светская интеллигенция. Гуманизм утверждает веру в безграничные возможности человека. Благодаря гуманистам в духовную культуру приходят свобода суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Личность, могучая и прекрасная, становится центром идеологической сферы.

Первым гимном достоинству человека стала “Божественная комедия” Данте Алигьери - произведение, соединившее в себе поэзию, философию, теологию, науку, проникнутое верой в земное предназначение человека. Младший современник Данте - Франческа Петрарка, философ и лирический поэт, считается родоначальником гуманистического движения в Италии. По мысли гуманистов, человек обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая рациональный выбор. В период расцвета гуманизма наука, поэзия, архитектура, изобразительные искусства достигли небывалого размаха. Многие властители стали покровителями искусств. Эти люди зачастую сочетали в себе черты чудовищных злодеев и тонких ценителей прекрасного; добро и зло в эпоху Возрождения переплетались самым причудливым образом.

На культуру Ренессанса оказала влияние средневековая культура с ее многолетней историей и прочными традициями, но гуманисты критиковали культуру средневековья, считая ее варварской; в эпоху Возрождения появляется огромное количество сочинений, направленных против церкви и ее служителей. В то же время, ренессанс не был полностью светской культурой. Некоторые деятели хотели примирить христианство с античностью или создать новую, единую религию, переосмыслить ее. Искусство Возрождения было своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности. Главным содержанием литературных произведений становится описание земного реального мира, человека с его переживаниями и страстями.

XV столетие явилось переломным в истории европейской культуры. Почти одновременно художники в Италии и Нидерландах обратились к изображению земного мира и стали утверждать этическую ценность и красоту человека. Реальный мир и телесная природа человека требовали достоверного изображения пространства и заполнения его фигурами и предметами. Развитие искусства в эту эпоху тесно взаимодействует с ростом научных познаний. С этого времени искусство Италии приобретает реалистическую направленность и жизнеутверждающий светский характер, составляющие важнейшую черту Возрождения.

Художники Раннего Возрождения используют античное наследие более широко и творчески. Стремление к познанию мира побуждает художников к его изучению, что способствует расширению их кругозора, освобождению искусства от узости цехового ремесла и созданию вспомогательных дисциплин. Художники этого времени открывают законы линейной перспективы. В это же время ренессансный стиль оформляется и в архитектуре, на которую оказала влияние античная, готическая и византийская культура. Совершенствуется строительная техника, архитекторы Возрождения проектируют здания и часто сами осуществляют постройку, нередко они являются и скульпторами, декораторами, живописцами.

Первая половина XV века характеризуется как начало Возрождения в музыке. В это время формируется ренессансный идеал гармонии и красоты, нормы так называемого строгого стиля. В музыке, как и в других видах искусства, усиливается тенденция к изображению разнообразия мира, причем идея разнообразия сочетается со стремлением к гармонии и соразмерности всех элементов целого. Происходит переосмысление социального статуса музыки - появляется демократическая публика, широко распространяется любительское музицирование. Возрастает роль светских жанров, появляется интерес к танцевальному искусству.

В XVI веке в Италии ренессансное искусство вступило в фазу наивысшего расцвета. В это время происходит высочайший взлет искусства, основанного на традициях гуманистической культуры. И в это же время возникают новые художественные явления, выражающие крушение гуманистических идеалов, породившие маньеризм, который распространяется во многих европейских странах.

Формирование искусства Высокого Возрождения началось в конце XV века во Флоренции. Первым художником Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник-ученый, живописец, пробовавший силы и в архитектуре и скульптуре, математик, естествоиспытатель, механик, изобретатель. Другой известнейший художник Высокого Возрождения, Рафаэль, синтезировал достижения своих предшественников и создал в традициях гуманизма образ совершенного человека. В произведениях Рафаэля многое перекликается с творчеством его великих современников - Леонардо да Винчи и Микеланджело. Микеланджело в своем творчестве отразил глубокие противоречия своего времени, воплотил тревогу и предчувствие грядущих катастроф. Венецианская школа занимала в итальянском искусстве XVI в. особое место.

Литература Высокого Возрождения характеризуется расцветом героической поэмы Л. Пульчи в Италии, Л. Камоэнса - в Испании, в центре которой - человек, рожденный для великих дел. Во Франции период Высокого возрождения представлен творчеством Франсуа Рабле. В его произведении “Гаргантюа и Пантагрюэль” в народной сказочной и философско-комической форме дана всесторонняя картина общества и его героических идеалов.

В период, когда Италия вступила в высшую стадию расцвета, начинается Северное Возрождение. В искусстве Северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью. Философской основой Северного Ренессанса был пантеизм, растворявший Бога в природе и наделявший ее божественными атрибутами. Пантеисты считали, что каждый кусочек природы достоин изображения, поскольку в нем есть частица Бога. Это привело к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. В это же время возникает жанр портрета. Если в итальянском Возрождении на первый план вышла эстетическая сторона, то в северном - этическая. Немецкие художники считали, что духовная красота важнее телесной.

Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. К концу XVI в. это разочарование стало повсеместным. Кризис гуманизма вызревал постепенно, возникнув в его глубине. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных для самих гуманистов. Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение Коперника о гелиоцентрической системе. Земля перестала быть центром мироздания. Человек стал маленьким и затерялся в бесконечной вселенной.

Кризис гуманизма выразился также в создании утопий. Первые утописты Т. Мор и Т. Кампанелла были гуманистами. Утопические идеи возникли как реакция на противоречия и несообразности гуманизма, его неспособность ответить на волновавшие гуманистов вопросы. Утопией - по названию вымышленной Т. Мором страны - называют фантастическое, не имеющее корней в реальности устройство идеального общества. Появление утопий свидетельствует об утрате доверия к истории и человеческой природе. Утописты отказывают человеку в творческом начале, ограничивая его существование первичными потребностями.

В искусстве Западной Европы черты кризиса гуманизма сказались в возникновении академизма и маньеризма. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека. Уже в 20-30 гг. XVI века наряду с Возрождением в искусстве Италии возникают новые явления. Разлад гуманистических идеалов и действительности породил неверие в возможность гармонического развития личности. Ряд художников отказался от классических принципов для поиска новых средств выражения. В произведениях этих художников нарушены принципы равновесия и гармонии, свойственные искусству Высокого Возрождения. Это направление получило название маньеризма. Окончательно он сформировался к середине XVI в

Для зрелого маньеризма характерно стремление отгородиться от жизни, поставить искусство выше реальности. Новый идеал изящества основан на произвольных нормах эстетического вкуса. Лишенное высокого идейного содержания, свойственного искусству Возрождения, искусство художников-маньеристов стало не только чересчур жеманным, но и холодным, маловыразительным. Во второй половине XVI века маньеризм распространился на все европейское искусство, его влиянию не поддается только венецианская школа, сохранившая верность традициям Ренессанса и его гуманистическим принципам, однако и она отказывается от героики и обращается к изображению реальных живых людей и их окружения

Большое место в венецианском искусстве занимали пейзаж, портрет, массовые сцены. Крупнейшие представители венецианской школы - Веронезе и Тинторетто. Картины Веронезе отличаются изысканностью красочных сочетаний, динамичностью и смелостью композиции, большинству из них свойственна жизнерадостность и приподнятость. Наиболее известный испанский художник второй половины XVI века - Эль Греко, чье творчество ближе к венецианской школе, стал последним крупным представителем европейского маньеризма.

Искусство Италии в XVI в. еще переживает расцвет, но во второй половине столетия художник перестает ощущать себя божественным творцом. Столкновение гуманистического идеала с реальностью вызывает глубокое разочарование. Гуманисты начали рассматривать свои представления о человеке не с точки зрения вечности, а в конкретных жизненных ситуациях, и тогда их гуманизм, претерпев радикальные изменения и превращения, стал мировоззрением совсем не ренессансного типа

Характерная черта культуры Возрождения - тесная связь науки и искусства. Художники, стремясь наиболее полно отразить все природные формы, обращаются к научному знанию. Вырабатывается новая система художественного видения мира. Художники Возрождения разрабатывают принципы линейной перспективы. Это открытие помогло расширить круг изображаемых явлений, включить в живописное пространство пейзаж, архитектуру, превратив картину в своеобразное окно в мир. Соединение ученого и художника в одной творческой личности было возможно только в эпоху Ренессанса. Титаны Возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, величайшие художники-ученые, воплотили характерные черты Ренессанса - универсальность, разносторонность, творческую одаренность. В эпоху Возрождения зарождаются и развиваются новые стили и направления, во многом определившие как расцвет современной культуры, так и дальнейшее ее развитие.

Формирование культуры Возрождения являлось, прежде всего, ответом на глубокий кризис средневековой культуры. Поэтому основными ее чертами являются антифеодальная и антиклерикальная направленность, явное преобладание светского и рационального начала над религиозным. Религия при этом не устраняется и не исчезает, она во многом сохраняет свои ведущие позиции. Но ее кризис означал кризис самого фундамента средневековой культуры.

Реформация и ее влияние на европейскую культуру. Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры и прежде всего в религии. Кризис католицизма привел к возникновению в начале 16 го века широкого движения Реформации, результатом которого стало возникновение новой разновидности христианства – протестантизма. Главной формальной причиной явилось то, что католическое духовенство не устояло перед искушением материальных благ. Церковь утопала в роскоши и богатстве, в стремлении к власти. Совершенно непотребный вид приобрела торговля индульгенциями. Т.е. отпущением грехов за деньги. Все это вызывало растущее недовольство в адрес церкви и папства. Осознанию кризисного состояния католицизма способствовала творческая деятельность Эразма Роттердамского. Необходимость реформирования христианства и церкви понимали и сами служители Культа, в результате они получили мощное движение Реформации и раскол католицизма.

Главными фигурантами Реформации являются немецкий священник Мартин Лютер и французский священник Жан Кальвин, а так же Томас Мюнцер. В Нидерландах и Англии Реформация привела к буржуазным революция. Реформация затронула не только торговлю индульгенциями, но и наиболее фундаментальные вещи в католицизме. Она выступила с лозунгом о возврате к самим источникам христианства, провела сверку Священного писания со Священным преданием, Библией и сделала вывод, что священное писание является грубым искажением изначального христианства. Рассматривая функцию церкви, сторонники Реформации приходят к мысли, что все они противоречат священному писанию. Католическая церковь делит верующих на священников и мирян. В Библии такого деления нет, напротив, там провозглашается принцип всеобщего равенства перед Богом и именно этот принцип и восстанавливает Реформация. Служители церкви не должны иметь какие-либо привилегии в отношениях с Богом.

В протестантизме понимание Бога существенно меняется: из внешней опоры он превращается во внутреннюю опору, находящуюся в самом человеке. Божественное начало переносится внутрь человека, от него самого зависит, как и насколько он сможет воспользоваться имеющимся в нем божественным даром. Вера в Бога, по сути, выступает как вера человека в самого себя, ибо присутствие Бога переносится в него самого.

Возникший из Реформации протестантизм включает в себя несколько течений: лютеранство, кальвинизм, англиканство, пресвитерианство и баптизм. Однако они все представляют религию, которая является простой, дешевой и удобной. Именно такая религия была нужна нарождавшейся буржуазии. Она не требует больших затрат на строительство храмов и их обслуживание. Не отнимает иного времени на молитвы и других обрядов и ритуалов. Она не стесняет жизнь и поведение человека соблюдением постов, выбором пищи и т.д. Она не требует каких-либо проявлений своей веры, чтобы быть в ней праведником, достаточно иметь веру в своей душе Такая религия вполне устраивала делового человека.

Культура Нового времени в истории Западной Европы охватывает XVII-XVIII вв. XVII в. - это век между старым и новым, между феодализмом и капитализмом, между монархией и буржуазной республикой, католицизмом и протестантизмом, гуманизмом и индивидуализмом, наукой и искусством, это время формирования национальных культур.

XVII столетие стало веком науки, веком искусства. Как и наука, искусство переживает дифференциацию. Изменяются существующие жанры и возникают новые. Его обособленность становится все заметнее. Ослабляется связь с религией. Вследствие этого религиозно-мифологические сюжеты наполняются глубокой жизненностью и естественностью. Среди художников исчезают универсальные личности, характерные для эпохи Возрождения. Титаны, типа Леонардо да Винчи, уже редкость. В то же время наблюдается усиление субъективного начала в искусстве, свобода, смелость, широта взглядов на вещи. В музыке рождается опера. Музыка стала главным действующим лицом всего, происходящего на сцене.

Главными стилями в искусстве XVII в. выступают барокко и классицизм, просматривается реалистическая тенденция. Для барокко характерны динамичность, напряженность, яркость, пышность, синтез искусств, сочетание реальности и иллюзии, повышенная эмоциональность, чувственность. Это был стиль уходящего аристократизма, уходящего феодального общества, стиль католической культуры. Главными принципами являются: ясность, упорядоченность, логическая последовательность, стройность, гармония. Предметом искусства в классицизме стало возвышенное, прекрасное, героическое, благородное, нравственное, духовное богатство человека. Классицизм разделял основные положения рационализма. XVII век стал “золотым веком” театра (У. Шекспир). Настоящий расцвет переживает театр Испании (Лопе де Вега, Пьетро Кальдерон). Стиль классицизма представляет французский театр (П. Корнель, Ж. Расин, Ж.Б. Мольер). Театр этого времени продолжает жить и в современный период.

Новое время или XVII век - это время выбора, выбора научной революции, научно-технического пути развития, эпоха невиданного подъема и расцвета художественной культуры. XVII век подарил миру величайших ученых-философов, мыслителей, которые совершили интеллектуальный переворот в умах европейцев, недаром его называют «веком гениев».

Это, прежде всего, французский математик и философ Рене Декарт (1596—1650), нидерландский Бенедикт Спиноза (1632—1677) и немецкий Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716). Декарт заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения, сформулировал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Декарт считается автором теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта); ввел представление о рефлексе (дуга Декарта). Обыденное восприятие мира Декарт призывал подвергать сомнению, так как чувства могут быть обманчивы и лишь разум способен отличить истинное от мнимого. Именно разум (мышление), по убеждению ученого, служит исходной основой всякого познания. Этот вывод Декарт облек в формулу «Я мыслю, следовательно, я существую», — основной постулат рационализма — направления в теории познания, сторонниками которого выступили позже Спиноза и Лейбниц.

Согласно воззрениям Спинозы мир — закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, — единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя. Все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации. Его сочинения «Богословско-политический трактат» (1670) и «Этика» (1677) оказали огромное влияние на европейскую философию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.033 с.)