Глава 4. Культура древних цивилизаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Культура древних цивилизаций.



Основные понятия: анимизм, антропогенез, палеолит, «палеолитические Венеры», мезолит, неолит, неолитическая революция, табу, тотемизм; догматическая (ортодоксальная) религия, «звериный стиль», зиккурат, иероглифика, клинопись, монотеизм, оракул, ортопраксия, пантеон, политеизм; агон, агора (форум), гнома, идиот, калогататия, мусические состязания, ойкос (фамилия), полис, симпосион, эвандрия

 

Культура первобытного общества. Эпоха первобытности охватывает период от начала антропогенеза до возникновения первых цивилизаций. Признаком начала антропогенеза считается изготовление каменных орудий труда. Древнейшие из них датируются промежутком 3 - 2,5 млн. лет назад, однако изготавливали их еще не собственно люди, а австралопитековые обезьяны, которые эволюционировали в людей примерно 1,6 млн. лет назад.

Первые цивилизации появились на Ближнем Востоке в IV тыс. до н.э., однако вплоть до XIX в. уже нашей эры большая часть Земли была заселена племенами, находившимися на той или иной стадии первобытности. И лишь буквально несколько десятилетий назад исчезли последние группы людей, никак не затронутые современной цивилизацией. Так что в определенном смысле эпоха первобытности продолжалась практически вплоть до наших дней.

Еще недавно считалось само собой разумеющимся, что культура - это то, что отличает человека от животных. Сейчас этот тезис можно оспорить. Мало того, что австралопитеки, которые были пусть и продвинутыми, но все же обезьянами, могли изготавливать орудия труда, что является безусловным признаком наличия культуры, так еще ученые установили, что шимпанзе имеют 39 моделей поведения, различающихся у разных популяций и передающихся из поколения в поколение (у орангутангов таких моделей оказалось 24), что также можно назвать если не культурой, то культурным комплексом. Иными словами, пропасть между животными и людьми в культурном отношении отсутствует. Модели поведения, передающиеся через научение, из которых собственно и состоит культура, возникали медленно, постепенно. Возможно, что первые люди по их количеству не сильно превосходили современных шимпанзе.

Следует отметить, что уровень развития культуры на том или ином этапе первобытной истории никогда не находился в прямой связи с этапами биологического развития. Древнейшая форма культуры - олдувайская (3 - 1 млн. лет назад - была характерна как для австралопитеков, так и для древнейших людей; ашельская культура (1,5 - 0,1 млн. лет назад) - как для древнейших людей (архантропов), так и для неандертальцев, культура мустье (300 тыс. - 30 тыс. лет назад) - и для неандертальцев, и для современных людей. Учитывая то, что, согласно последним данным, человек современного типа (неоантроп, сапиенс) сформировался примерно 180-150 тыс. лет назад, то большую часть своей истории он пользовался технологиями, разработанными до него его предками, имевшими более примитивный мозг, и ничем по уровню развития не отличался от неандертальцев, стоявших ниже по эволюционной лестнице.

Таким образом, получается, что биологическая эволюция человека лишь создавала предпосылки для развития культуры, которыми тот начинал пользоваться далеко не сразу. Видимо, постепенно накапливавшиеся изменения в традициях, моделях поведения, культуре давали в определенный момент истории кумулятивный эффект и происходил переход на качественно новый уровень.

Большую часть своей истории человечество провело в эпохе палеолита (древнего каменного века). Он длился с того момента, когда стали изготавливаться первые каменные орудия (3 - 2,5 млн. лет назад) до окончания последнего ледникового периода в истории Земли (14-12 тыс. лет назад). Сущностной чертой палеолита как раз и являются эти значительные колебания климата, связанные с наступлением и отступлением ледников. Именно они создали экологические предпосылки для начала антропогенеза. Оледенение в умеренных широтах вызвало иссушение в тропических. Изначально обитавшие подобно шимпанзе в джунглях австралопитеки были вынуждены приспосабливаться к жизни в саванне. Одним из способов адаптации стала каменная индустрия. Оледенения вызывали понижение уровня мирового океана и образование сухопутных мостов, что позволило людям заселить все континенты Земли, кроме Антарктиды. Ледниковые периоды характеризовались существованием мегафауны, крупных животных, таких как мамонты. Хозяйственная деятельность человека была подчинена охоте на них. Их вымирание в конце последнего оледенения привело к радикальной ее трансформации, и в конечном счете, к возникновению производящего хозяйства.

В свою очередь палеолит делится на нижний (культуры олдувай и ашель, 3/2,5 - 03,/0,2 млн. лет назад), средний (культура мустье, 300/200 тыс. - 40/30 тыс. лет назад) и верхний (40 - 12 тыс. лет назад). Протяженность нижнего палеолита говорит о том, что развитие культуры шло очень медленно. По сути, в своих известных ученым аспектам оно сводилось к совершенствованию ручных рубил и скребков, которыми древние люди разделывали добычу. Важнейшим достижением этой эпохи было освоение навыков поддержания и использования огня.

В среднем палеолите люди научились делать наконечники для копий, что, безусловно, резко увеличило их охотничьи возможности. Была несколько усовершенствована техника получения каменных орудий, а общее количество их типов достигло 60. Возникли навыки добывания огня и изготовления одежды из шкур животных, строительства длительно используемых отдельно стоящих жилищ, при сооружении которых также использовались шкуры и кости крупных животных, что позволило людям освоить приледниковые области. К этому периоду истории человечества относятся первые свидетельства существования духовной культуры. Человек украшал себя, нанося на кожу краску, вешая на шею ожерелья из цветов и из зубов и когтей животных. На некоторые предметы наносились примитивные орнаменты из углублений и черточек. Покойников стали хоронить преднамеренно в специально выкопанных ямах, придавая телам определенную позу и ориентацию по сторонам света, кладя в могилы некоторые предметы, например, цветы. Обычно такие захоронения делались в тех же самых местах, где жили сами люди, что, видимо, говорит об их вере в то, что умершие продолжают быть членами их коллективов. Однако констатация на этом основании существования религии в среднем палеолите вряд ли возможна. Безусловно, в среднем палеолите люди уже использовали речь, но никаких данных о том, какова она была, у нас нет.

Верхний палеолит резко отличается от всех предшествующих эпох количеством и качеством орудий труда и техникой их производства. Известно более 90 типов различных орудий труда. Это скребки, ножи, резцы, наконечники топоров, копий и дротиков. Впервые стала использоваться кость, которая шла на изготовление игл, крючков, гарпунов. Из кости и дерева мастерилась основа для составных орудий: в ее пазы вставлялись каменные пластины с режущими краями. Если в процессе работы край ломался, то достаточно было заменить пластину, а не выбрасывать орудие целиком. К концу верхнего палеолита это привело к появлению т.н. микролитических орудий труда. Революционный характер имело и изобретение простейших механизмов: копьеметалки и - к концу верхнего палеолита - лука. Жилища верхнепалеолитических людей образуют уже целые поселки, подобные поселкам современных народов Крайнего Севера. В нашем регионе обнаружены несколько таких поселков около села Костенки. Их одежда, о которой мы можем судить по изображениям и некоторым археологическим находкам, также подобна традиционной одежде чукчей или эскимосов. Человек в верхнем палеолите украшал себя бусами, браслетами, диадемами, сделанными из кости.

Именно в эту эпоху появляется такое явление как искусство. причем в самых разнообразных своих проявлениях. Прежде всего это наскальные росписи. Наиболее яркие их образцы находятся в пещерах Испании и Франции. В России наскальная живопись найдена в Каповой пещере (Башкирия). Она изображает крупных животных (мамонтов, носорогов, лошадей, оленей и т.п.) и сцены охоты на них. Причем если люди показаны схематично, то реалистичности животных могут позавидовать многие художники Нового времени. Мелкая пластика представлена т.н. "палеолитическими Венерами": фигурками женщин без лиц, но с гипертрофированными признаками материнства. Однако люди того времени могли изображать человеческие лица, о чем говорят графические изображения, процарапанные на костях и каменных поверхностях. Были известны и монументальные скульптуры, изображавшие животных (медведей, львов, быков). Причем обычно часть ее высекалась из камня внутри пещер и дополнялась настоящими частями данного животного, прежде всего головой. Известны и музыкальные инструменты - костяные флейты - верхнего палеолита. Безусловно, в верхнепалеолитическом искусстве нашли отражение религиозные представления, однако с уверенностью можно лишь констатировать существование в ту эпоху тотемизма (почитания животных как предков того или иного родового коллектива).

Течение нескольких тысячелетий после окончания ледникового периода на Земле сложились все те экосистемы, которые существуют и по сей день. Мегафауна везде кроме Африки вымерла, и человеку пришлось приспосабливаться к новым условиям. На большей части территории Земли начался мезолит (средний каменный век). Как люди жили в то время, каковы были их культура и общественные отношения, мы можем видеть на примере аборигенов Австралии и бушменов юга Африки. Небольшие (2-3 десятка) сообщества людей бродили в границах определенной, но весьма обширной территории в поисках пищи. Возможная их добыча была относительно небольшого размера и умела быстро бегать или летать, поэтому важнейшее значение приобрели метательные орудия охоты (лук, праща, бумеранг, духовые ружья). Подчас куда больше пищи удавалось добыть собирательством или рыбалкой.

В мезолите продолжилось совершенствование орудий труда, свойственных верхнему палеолиту. Искусство также продолжило существовать в тех же формах, что и в предшествующую эпоху. Вероятно, большое количество произведений искусства были сделаны из дерева, которое после ледникового периода стало основным строительным и поделочным материалом, но они до нас не дошли. Религиозные представления мезолита, если судить по аналогии с верованиями австралийских аборигенов, характеризовались тотемизмом и анимизмом (верой в духов, населяющих окружающий мир). Духи населяли определенные места, посещение которых было табуировано (запрещено). Мир духов был определенным образом упорядочен мифами и сказками.

В регионе Ближнего Востока как такового мезолита не было. Здесь практически сразу же после палеолита наступил неолит (новый каменный век). Главная его характеристика - переход от присваивающей экономики (охоты, собирательства, рыболовства) к производящей (земледелию и скотоводству). Случилось это благодаря исключительному стечению обстоятельств: на пространстве от Ирана до Египта и от Черного моря до Красного человек мог найти максимальное количество растений и животных, которые могли быть одомашнены, чем в каком-либо ином регионе Земли. Трудности с охотой, возникшие с окончанием ледникового периода, подвигли людей. живших здесь, к первым опытам с разведением злаковых культур (ячменя, пшеницы, полбы) и мелкого рогатого скота (коз и овец). Навыки, связанные с этой деятельностью, формировались по меркам нашего времени крайне медленно. Процесс перехода к производящей экономике, который называется неолитической революцией, занял около 5-6 тысяч лет. А на большей части территории Евразии производящие формы хозяйства распространились к IV-III тыс. до н.э. В Африке скотоводы и земледельцы стали составлять большую часть населения к началу нашей эры, в Америке - к моменту открытия ее европейцами в XV в. Австралия осталась единственным континентом, где не возникло никаких форм производящей экономики.

В ходе неолитической революции сформировалось несколько очагов одомашнивания животных и растений. Благодаря тому, что большая их часть находилась на территории Евразии, то навыки их разведения достаточно быстро распространялись по континенту, так что к началу нашей эры почти повсеместно от Скандинавии до Сахары, от Испании до Японии господствовал один и тот же набор культурных растений и одомашненных животных с некоторыми вариациями, обусловленными климатическими условиями.

Переход к производящей экономике привел к кардинальным изменениям в жизни людей. Она стала оседлой. В течение нескольких поколений, пока земля в округе не истощалась, люди жили на одном и том же месте. При благоприятных условиях, как на Ближнем Востоке, поселения могли существовать на одном и том же месте в течение тысячелетий. Например, существующий доныне город Иерихон в Палестине появился в VII тыс. до н.э. и является, таким образом. древнейшим на Земле. Жилища сооружали из глины, камня, тростника, дерева, земли. Иногда их обносили стенами, что свидетельствует об участившихся конфликтах между отдельными человеческими общностями, которые с этой эпохи можно именовать племенами. Причиной этого была резко увеличившаяся плотность населения, которая обострила борьбу за дефицитные ресурсы (воду, плодородную землю, редкие породы камня). Однако заметного социального расслоения, за исключением некоторых обществ Доколумбовой Америки, в эпоху неолита еще не было.

В эпоху неолита существенно изменились способы обработки камня. Его стали шлифовать и сверлить, что позволяло использовать для производства орудий труда большее количество его пород. Важнейшим изобретением неолита стала керамика. Кроме чисто утилитарных целей глиняная посуда, на которую наносился орнамент или лепные украшения, стала средством выражения эстетических и религиозных представлений соответствующего племени. Начиная с неолита чаще всего именно керамика становится тем признаком, на основании которого ученые определяют этническую принадлежность тех или иных поселений и погребений.

Другим важнейшим изобретением неолита стали прядение и ткачество. Домашние животные, главным образом козы, были не только источником мяса и молока, но и шерсти, которую научились превращать в шерстяную ткань и делать из нее одежду. И в производстве керамики, и в изготовлении одежды специализировались отдельные члены домовых общин (больших семей), в то время как другие занимались земледелием и скотоводством и прочими работами. Поэтому говорить о ремесле как об отдельной отрасли хозяйства в эпоху неолита неправильно.

Существенно изменились религиозные представления. Перешедшие к земледелию народы начали исповедовать культы божеств плодородия. Как правило, за растительный мир отвечали богини, за скот - божества мужского пола. Боги чаще всего имели зооморфный (животноподобный), реже антропоморфный (человекоподобный) или смешанный характер. Но это уже не был тотемизм. Они уже не были духами предков, а могущественными существами, сотворившими человека и окружающий мир. Для богов стали специально возводиться святилища, где стояли их изображения, хранились подношения им, стены которых украшались росписями. Примером такого святилища является Чатал-Хююк (Турция).

В VII-VI тыс. до н.э. на Ближнем Востоке начинается следующая эпоха в развитии культуры - энеолит (медно-каменный век), который характеризуется появлением цветной металлургии (главным образом выплавляли и обрабатывали изделия из меди, золота и серебра). Именно мастерские металлургов были первыми специализированными ремесленными хозяйствами, и именно для этой эпохи мы можем говорить об отделении ремесла от сельского хозяйства. Изменяется характер поселений. В центре теперь всегда находится храм, характеризующийся монументальной архитектурой. Он был религиозным, хозяйственным и политическим центром целой группы селений, главное из которых по размерам и функциям превращается в настоящий город. Ремесленники, как правило, работали при храме, там же находились склады продовольствия, оружия, сырья. Служители культа (жрецы) и лица, занимавшиеся учетом распределением всего этого имущества, образовывали зачаточный аппарат управления. Войны становятся куда более интенсивными. Захваченные в плен либо приносятся в жертву, либо обращаются в рабство. Поскольку цветные металлы встречаются редко, то возникла торговля ими на дальние расстояния, которую от имени общин вели те же самые храмы, что еще больше их обогащало. Именно в эпоху энеолита появляются первые государства и цивилизации.

Культура древневосточных цивилизаций. Понятие "Древний Восток" имеет хронологические рамки с IV тыс. до н.э. по первые века н.э. Географически охватывает территорию Северной Африки, Суда и Эфиопии, Аравии, Малой Азии, Ближнего Востока, Ирана, Средней Азии, Индии, Индокитая, Китая и Кореи, т.е. все те страны и регионы, где в указанное время появлялись общества, достигшие уровня государства и цивилизации. Следует отметить, что понятие "цивилизации" весьма расплывчато и допускает весьма отличающиеся друг от друга трактовки. Наиболее очевидными и простыми признаками того, достигло ли то или иное общество уровня цивилизации, являются монументальная архитектура и письменность. И оба этих признака так или иначе связаны с наличием в нем государственности.

Древневосточные цивилизации были очень непохожи друг на друга. Можно выделить четыре круга культур, связи и взаимовлияния внутри которых превосходят связи и взаимовлияния за их пределами:

1) Египет, Нубия (современный Судан) и Эфиопия;

2) Месопотамия (современный Ирак), Сирия, Палестина, Малая Азия, Закавказье, Иран;

3) Индия, включая территории современных Пакистана, Афганистана и части Средней Азии, Индокитай; Китай и Корея.

Различия между ними касались едва ли не всех аспектов социальной и культурной жизни: социальной структуры и государственности, искусства, религии, письменности. Однако выявить некоторые общие черты социокультурного развития древневосточных цивилизаций все же возможно.

Для Древнего Востока был свойственен это коллективизм, господство общины над индивидом. Низкий уровень развития производительных сил и необходимость в коллективных усилиях по возведению масштабных гидротехнических сооружений обусловили господство коллективных форм труда и общинной формы собственности. В ряде древневосточных стран над общиной в свою очередь господствовало деспотическое государство (Египет, Китай), в других она была автономна. Но нигде индивидуум со своими чаяниями и переживаниями не был предметом искусства, литературы и философии.

В религиозном отношении древневосточные общества были политеистическими и ортопраксическими. Люди поклонялись множеству богов одновременно. Богам были приписаны определенные функции. При этом со временем они могли меняться и одновременно одни, и те же функции могли выполнять разные боги. Боги образовывали пантеон, члены которого обычно мыслились как связанные между собою родственными узами. Взаимоотношения богов между собою, а также с людьми описывались в мифах. Однако мифы не представляли собой канонические, раз и навсегда зафиксированные тексты. Они изменялись, нередко сосуществовали в разных, противоречащих друг другу версиях. Мифологические сюжеты находили отражение в искусстве, литературе и философских сочинениях. Однако богословских произведений, которые бы толковали мифы как священные тексты, выводя из них догматы веры и этические принципы, Древний Восток не знал.

При том, что боги, в представлениях людей, населяли подземный или небесный мир, они проживали в конкретных местностях, где пользовались особым почитанием и где для них воздвигали их жилища-храмы. Статуи мыслились как тела, где живут боги. Иногда царь, покорявший враждебный город, "брал в плен" вражеского бога, увозя его статую в свою столицу. Боги мыслились существами, имеющими власть над Вселенной. Но это не мешало, например, персидским царям приносить жертвы египетским богам, если они оказывались в Египте, потому что эта земля находилась под покровительством именно египетских богов. Почитание своих богов вовсе не исключало почитания чужих. Часто в результате поглощения одних государств другими боги проигравших включались в пантеон победителей.

Ортопраксия древневосточных религий заключалась в том, что от ее приверженца требовалось лишь неукоснительно соблюдать ритуалы, связанные с жертвоприношениями, с некоторыми сакральными местами и датами. Древневосточные религии не знали понятия греха, т.е. совершения запрещенного поступка в любом месте и в любое время, но лишь ритуальной нечистоты, которая могла прогневать богов лишь в том случае, если касалась священных действий, мест или отрезков времени.

Огромную роль в древневосточных религиях играли гадательные практики. Вокруг них строился весь религиозный ритуал, включавший в себя жертвоприношения (на ранних стадиях человеческие), пиры, танцы, песнопения. Способы, которыми выясняли волю богов, было множество. В Китае наносили вопросы к богам на бараньи лопатки или черепашьи панцири, прикасались к ним раскаленным металлом и по образовавшимся трещинам читали ответ. В Вавилонии гадали по печени жертвенных животных, по звездам, толковали сны. В Египте обращались к оракулу. Практические нужды ведения аграрного календаря, а также гадания обусловили развитие астрологии, главным образом, в Месопотамии и в Китае.

Древний Восток стал родиной монотеистических и догматических религий. Прежде всего иудаизма. Согласно современным представлениям, древнееврейская религия была реформирована в VII в. до н.э., что превратило ее в действительно монотеистическую. Почитание иных божеств, чем Яхве, было запрещено. При этом сам он не мог быть изображаем ни в каком виде. поклонение другим богам, поклонение статуям, нарушение многочисленных пищевых, сексуальных и прочих табу стало рассматриваться как грех. Однако прошло еще несколько веков, прежде чем такое понимание религии окончательно утвердилось среди евреев. Оно было воспринято и христианством, возникшим как одна из иудейских сект. К догматическим религиям, то есть таким, которые провозглашали определенное вероучение единственно верным, следует отнести также зороастризм и манихейство. Это были дуалистические религии, основанные на признании благого бога и его противоположности - злого бога.

Время возникновения зороастризма датируют по-разному: от X до VI в. до н.э. Однако доктринально оформленной религией, получившей статус государственной он стал только в III в. н.э. Тогда же появилось и манихейство. Сферой их распространения стали Иран, Индия и Средняя Азия. Буддизм, возникший в Индии в V в. до н.э. и впервые получивший статус государственной через двести лет, не может считаться в полной мере догматической и монотеистической религией. Буддисты допускают поклонение каким угодно богам, главное лишь выполнять те заветы, которые после себя оставил Будда, которые сводятся как к воздержанию от определенных действий, так и к правильному совершению ритуалов. Причем в ранних формах буддизма эти требования относились лишь только к монахам. От мирян было достаточно их материально поддерживать. Поэтому буддизм прекрасно сочетался в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии с другими местными религиями и культами.

Искусство в обществах Древнего Востока теснейшим образом было связано с религией. Безусловно, как и в наши дни, его произведения удовлетворяли эстетические запросы людей, служили знаками социального престижа, однако редко какие из них не отражали религиозных представлений или не несли какой-либо религиозной функции. Например, искривленные крыши китайских домов должны были оберегать их от проникновения внутрь злых духов; изображения, нанесенные краской резцом на стены храмов, гробниц и дворцов в Египте, должны были быть домом для души человека, обеспечивали ей посмертное существование. Практически все отдельно существующие от зданий предметы искусства древневосточных цивилизаций (статуи, статуэтки, украшения, шкатулки, драгоценная и расписная утварь, иллюстрированные рукописи и т.п.) были найдены в гробницах, захороненными там ради загробного благополучия их владельца. Монументальные постройки, при возведении потребовавшие огромных трудозатрат, такие как пирамиды Гизы, храм в Луксоре, зиккураты (ступенчатые храмы) в городах Месопотамии, гробница императора Цинь Ши-хуана в Китае, также были сооружены потому что того требовала религия этих обществ.

Письменность была изобретена на Древнем Востоке и почти повсеместно она имела иероглифический характер. Знаки письменности изначально представляли собой идеограммы, обозначавшие целое понятие или слово. В дальнейшем произошел переход к смешанной системе письма: иногда один знак изображал целое слово, иногда - слог, иногда - звук. Так было с египетской иероглификой, с месопотамской клинописью (называлась так по той причине, что знаки складывались из отдельных клинышков). Китайская письменность пошла по пути создания новых иероглифов из нескольких старых, исходя при этом из их значения, а не звучания. И лишь в Финикии в середине II тыс. до н.э., скорее всего на основе какого-то из вариантов клинописи, сформировалось фонетическое письмо, где каждый знак соответствовал определенному звуку. Финикийский алфавит стал предком арамейского письма, заменившего на Ближнем Востоке клинопись во второй половине I тыс. до н.э., еврейского алфавита, арабского письма, и других алфавитных систем, включая нашу.

Материальная культура древневосточных цивилизаций, их производительные силы, а значит и общественная структура и государственность, прошли длительный путь развития, который можно разделить на два этапа.

Появление первых ближневосточных цивилизаций во второй половине IV тыс. до н.э. совпало по времени с началом бронзового века. Бронза - это сплав меди с другими металлами (оловом или мышьяком), который был более прочным, чем чистая медь. Это расширило возможности по применению этого металла в различных областях (при производстве оружия, обработке камня и дерева, строительстве), а следовательно - и к росту производительности труда, а в военно-политической области - к масштабным войнам и образованию крупных региональных царств. Процесс этот, однако шел медленно: месторождения меди, мышьяка и олова были редки. Но чем больше их открывали, чем больше регионов вовлекалось в торговлю сырьем для бронзы, тем дальше распространялся пояс древних цивилизаций, охватив к концу II тыс. до н.э. Малую Азию, Кавказ, Эгейское море и южную часть Балкан. По периферии этих цивилизаций существовали общества, не достигшие уровня образования государства, но при этом процветавшие. Среди них были люди, оставившие после себя памятники древнеямной, абашевской, катакомбной и срубной археологических культур на территории Среднего Подонья. Важнейшими техническими изобретениями бронзового века являются колесный транспорт, в том числе колесницы, парусно-гребные корабли и гончарный круг. При этом, необходимо отметить, в связи с дороговизной бронзовых изделий весьма широко продолжали использоваться и каменные орудия труда, особенно в сельском хозяйстве.

Следующим этапом был железный век. Железо стали обрабатывать уже III тыс. до н.э., но это было метеоритное железо, ценившееся едва ли не дороже золота. Добыча железа из руды была изобретена в Малой Азии в середине II тыс. К началу I тыс. до н.э. она был освоена на всем ближнем Востоке, а к его середине дошла до Западной Европы и Китая. В отличие от компонентов бронзы месторождения железа встречаются повсеместно. Это позволило железной металлургии распространиться по всей Евразии за исключением таежных и арктических областей. Железные изделия ржавели, но их дешевизна и прочность с лихвой компенсировали этот недостаток. В результате человечество на стадии железного века полностью отказалось от каменных орудий труда, а сфера применения бронзы была существенно ограничена. Резко повысилась производительность труда, что сделало труд более индивидуализированным даже в восточных обществах. Ускорилось развитие товарно-денежных отношений. В VII в. до н.э. в Лидии, одном из царств Малой Азии, впервые в истории стали чеканить монеты. Некоторые из восточных цивилизаций в следствие этого пришли в упадок. Например, Египет в I тыс. до н.э. практически все время находился под властью иноземных правителей, масштабы монументального строительства резко сократились.

Важнейшим изобретением железного века были элементы конской упряжи, сделавшие возможной верховую езду: седло и уздечка, а затем - стремена. В результате в степной зоне Евразии появился совершенно новый тип хозяйства - кочевое скотоводство. Кочевники со своими стадами перемещались в границах весьма обширной территории, периодически совершая грабительские набеги на соседние оседлые земледельческие народы, нередко устанавливая над ними свое политическое господство. Для их искусства был характерен так называемый "звериный стиль", динамично-агрессивное изображение хищников и быстроногих степных животных. Первыми кочевыми народами Евразии были киммерийцы и скифы. Курганы, в которых они хоронили свою знать, встречаются и на территории нашего региона. Железо произвело революцию и в военном деле оседлых народов. Тяжеловооруженные армии стали намного более массовыми, чем ранее. Как род войск появилась кавалерия, а успехи в развитии прикладных механических знаний привели к созданию осадных машин. Поэтому железный век на Востоке стал одновременно и веком империй, обширных государств, создававшихся силой оружия. На Ближнем Востоке такими империями были Ассирия и созданная персидскими царями держава Ахеменидов, в Индии - империя Маурьев, в Китае - империи Цинь и Хань. В рамках этих государственных образований интенсифицировался культурный обмен, унифицировались системы письменности, приводились к общему знаменателю религиозные представления, что сделало возможным появление первых мировых религий.

Культура античного мира. Античная цивилизация включает в себя общество и культуру Древней Греции и Древнего Рима, а также ряда других народов Средизменоморья, например, эструсков.

Хронологические рамки Античности: IX в. до н.э. - V в. н.э. Географически античный мир расширялся. Изначально греческие города-государства располагались по побережью Эгейского моря на Балканах и в Малой Азии и на многочисленных островах. В течение VIII-V вв. до н.э. греки колонизировали весь юг Италии и Сицилию, побережье Черного моря, где возникли ныне находящиеся на территории России города Херсонес, Пантикапей, Фанагория; отдельные греческие города-государства были основаны в Северной Африке, в Западном Средиземноморье, на Адриатике. После походов Александра Македонского 332-325 гг. до н.э. греки создали свои города в Азии вплоть до Афганистана, они составили элиту Египта и государств Ближнего Востока. Греческий язык и эстетические принципы в искусстве доминировали на пространстве от Индии до Италии вплоть до III в н.э.

Рим, который не был частью греческого мира, но постоянно испытывал его культурное влияние, изначально был небольшим латинском городом-государством в Средней Италии, находившимся в зависимости от этрусских городов-государств. В V в. до н.э. он сумел освободиться от этой зависимости, а к середине III в. до н.э. сумел подчинить себе всю Италию, включая те ее части, которые были заселены греками и этрусками. К середине I в. до н.э. Рим захватил все Средиземноморье, а в течение последующих двух веков вышел за его пределы: его власть распространялась на все Западную Европу от Атлантики до Рейна, от Британии до Гибралтара; на всю Северную Африку, на часть Ближнего Востока от Закавказья до Северной Аравии; в Восточной и Центральной Европе граница римских владений проходила по Дунаю. Просуществовавшее до V в. н.э. Римское государство было самым большим и устойчивым из всех государств Древнего мира, и стало примером для имитаций и подражаний вплоть до нашего времени.

Процесс формирования античной цивилизации по времени совпал с наступлением железного века. По сравнению с дорогостоящей бронзой новый металл был срав­нительно дешев и поэтому более доступен рядовым общинникам. С помощью железных орудий труда греческий или римский земледелец, используя труд своих домочадцев, а затем и рабов, мог самостоятельно расчистить и возделать твердую почву предгорий, получая при этом довольно высокие урожаи. В результате практически отпала необходимость в хозяйственной кооперации семей для выполнения трудоемких сельскохозяйственных работ. К тому же, в отличие от большинства «речных» цивилизаций Древнего Востока, на Балканском полуострове и в Италии земледелие издревле развивалось без искусственного орошения. Здесь не было нужды в создании трудоемких ирригационных систем, по­стоянно требовавших больших коллективных работ, и в силу это­го способствовавших длительному сохранению общинного устрой­ства, а значит, и возвышающегося над ним организующего начала в виде централизованного деспотического государства. Так складывались условия для развития небольшого индивидуального крестьянского хозяйства («ойкоса» в Греции, «фамилии» в Италии), основанного на частной инициа­тиве. Освобождение человека от пут общинных связей и жестких традиционных норм поведения в конце концов закладывает внутренние предпосылки для формированию типа ак­тивной творческой личности.

Наступление железного века ознаменовалось подлинной револю­цией в военном деле, имевшей далеко идущие социальные последст­вия. В древности положение человека в обществе во многом определялось его местом в боевом строю. Однако на рубеже VIII - VII вв. до н. э. в военном деле древних греков (а чуть позже и римлян) происходят принципиально важные изме­нения. Использование вместо бронзы железа позволило сущест­венно усовершенствовать, а главное многократно удешевить снаряже­ние воина. Например, в Афинах начала VI в. до н.э. оно стоило 30 се­ребряных драхм при годовом доходе мелкого землевладельца не ме­нее, чем в 200 драхм. Теперь практически каждый имущий грек мог приобрести такой доспех и занять подобающее ему место в боевом строю. Им стала греческая фаланга - плотный строй тяжеловоо­руженных воинов-гоплитов, сражающихся плечом к плечу, щитом к щиту. Фаланга пришла на смену аристократическим колес­ницам и коннице, которая отныне играла лишь вспомогательную роль. В этом смысле железо оказало своего рода демократизирующее воздействие на формирующееся античное общество и культуру.

Отличительной чертой античного общества было то, что оно состояло из общин граждан (у греков они назывались полисами, у римлян - civitates). Это были города-государства, а в более поздний период - во времена эллинистических монархий и Римской империи - самоуправляющиеся муниципальные общины. Полисные отношения накладывали неиз­гладимый отпечаток на формирующиеся городские структуры. Уже в самых ранних представлениях греков о полисе проглядывает явная связь между его богами-покровителями, живыми гражданами и мерт­выми. В реальной структуре полисного пространства ей соответство­вали святилище, агора, некрополь. С VIII в. до н.э. погребения выно­сятся за пределы городских стен, вокруг них начинает формироваться обширный некрополь (букв. «город мертвых»). С утверждением граж­данской общины на смену древней беспорядочной застройке архаиче­ского полиса рано или поздно приходит более регулярная планировка, Доведенная до совершенства в V в. до н. э. Гипподамом в восстанов­ленном по его проекту Милете.

Если на Древнем Востоке в центре города обычно располагался дворец верховного правителя или храмо­вый комплекс, где проживали жрецы, то в Элладе главным средоточи­ем новой общественной жизни стала городская площадь - агора(в Риме - форум). На агоре собирались народные собрания, решавшие все важнейшие вопросы полисной жизни, но здесь же обычно находился и глав­ный городской рынок, где горожане приобретали съестные припасы и Ремесленные изделия. Здесь же по праздникам устраивались атлетические и мусические состязания. На



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.132 с.)