Темы курсовых работ по теории культуры



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы курсовых работ по теории культуры



1. Идея гуманизма в творчестве деятелей эпохи Возрождения и ее значение для философии культуры.

2. «Энциклопедия» Дидро и Д' Аламбера — главный культурный памятник эпохи Просвещения.

3. Критика культуры и цивилизации в работах Ж.-Ж. Руссо.

4. И.Г. Гердер как историк культуры.

5. Критическая философия Канта как философия культуры.

6. Просвещение в трактовке Канта.

7. Полемика Канта с Руссо относительно цели и назначения культуры.

8. Учение Канта о моральной ценности культуры.

9. Шиллер о задачах культуры в деле примирения природы и свободы.

10. История культуры в трактовке немецких романтиков.

11. Понятие «иронии» в философии культуры Ф. Шлегеля.

12. Классицизм и романтизм о соотношении авторского замысла и его художественного воплощения (сравнительный анализ).

13. Ф. Шеллинг о соотношении бессознательного и сознательного в развитии природы и культуры.

14. Гегель о культуре как процессе «образования индивида».

15. Общественный труд как «субстанция» культуры (понимание культуры основоположниками марксизма).

16. Маркс о судьбе духовного производства в капиталистическом обществе.

17. Маркс о «свободном времени» как времени развития человеческой индивидуальности.

18. Методология наук о культуре в представлении неокантианцев Баденской школы (Г. Риккерт).

19. Э. Кассирер о символической природе культуры.

20. Оценка Ницше античного культурного наследия.

21. Ницше как критик христианской морали.

22. Разработка проблем герменевтики в трудах Ф. Шлейермахера и В. Дильтея.

23. Г. Зиммель о «конфликте современной культуры».

24. Судьба европейской («фаустовской») культуры в интерпретации О. Шпенглера («Закат Европы»).

25. Ортега-и-Гассет о судьбе искусства и культуры в эпоху массового общества.

26. Психоанализ как метод истолкования религии и искусства.

27. Концепция «нового гуманизма» Э. Фромма.

28. Оценка Просвещения в книге Хоркхаймера и Адорно «Диалектика Просвещения».

29. Концепция «коммуникативного разума» и ее культурфило-софский смысл в работах Ю. Хабермаса.

30. Х.-Г. Гадамер о роли «предрассудков» (традиции) в развитии культуры.

31. Диалог культур как принцип «творческой герменевтики».(М. Бахтин).

32. Проблема «осевого времени» в философии К. Ясперса.

33. Теория «социально-культурной динамики» Питирима Сорокина.

34. Концепция «культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

35. Игровая теория культуры И. Хейзинги.

36. Проблема «смерти автора» в стуктурализме (Р. Барт).

37. Понятие «эпистемы» и «дискурсивных практик» в работах М. Фуко.

38. Метод деконстукции в философии постмодернизма (Ж. Деррида).

39.«Русская идея» в понимании Вл. Соловьева.

40. Г. П. Федотов о «трагедии интеллигенции».

41. Оценка интеллигенции в сборнике «Вехи».

42. Своеобразие русской национальной культуры в изображении Ф.М. Достоевского.

43. А. Блок о культурном противостоянии России и Европы.

44. А. Белый как теоретик культурного символизма.

45. Оценка Н. Бердяевым культурной роли русского западничества и славянофильства.

46.«Свобода» и «творчество» в философии Н. Бердяева.

47. В.Ф. Эрн о двух принципах изучения культуры.

48. Концепция карнавальной культуры в работах М. Бахтина.

49. Понятие культуры в трудах русской школы семиотиков (Лотман, Топоров, Успенский и др.).

50. Д. Лихачев как историк и теоретик русской культуры.

51. Оценка марксистского наследия в области теории культуры советскими философами (М. Лившиц, Э. Ильенков, Г. Батищев, Н.С. Злобин и др.).

52. Обоснование предмета культурологии в работах Э.С. Маркаряна.

53. Системный подход в изучении культуры (по работам М.С. Кагана).

54. Философское обоснование культуры в работах М.Б. Туровского и В. В. Сильверстова.

55. Наука и культура в интерпретации М.К. Мамардашвили.

56.«Наука о культуре» в трактовке Лесли Уайта.

57. Решение проблемы культуры в работах неофрейдистов.

58. Вклад Г. Маркузе в разработку теории культуры.

59. Историческое значение работы И. Тэна «Философия искусства».

60. Я. Бурхард как один из основоположников теории культуры.

61. Проблема культуры в понимающей социологии М. Вебера.

62. Решение проблемы культуры в «философии знания» (на примере анализа работ К. Манхейма «Диагноз нашего времени»).

63. Г. Зиммель как культуролог.

64. П. Тиллих и его работа «Историзм и его проблемы» как вклад в теорию культуры.

65. Решение проблем динамики культуры в работах А. Тойнби.

66. Понимание специфики и исторических особенностей развития русской культуры в трудах славянофилов XIX века.

67. Осмысление проблем культуры в работах западнического направления русской социально-философской мысли.

68. Современные отечественные мыслители о судьбах русской культуры.

69. Кризис культуры как топика западного интеллигентского сознания XX века.

70. Проблема универсалий культуры и ее решение в современной культурологической литературе.

71. Проблема символа и ее осмысление в работах отечественных и зарубежных авторов.

72. Миф как феномен культуры.

73. Культурная революция как проблема теоретической культурологии.

74. Феномен контркультуры.

75. Массовая культура как особый социокультурный феномен.

76. Природа и характерные черты элитарной культуры.

77. Народная культура и ее историческая судьба.

78. Духовность как проблема теории культуры.

79. Интеллигенция как субъект культуры и исторического действия.

80. Диалог культур как теоретическая проблема.

81. Преемственность культур как проблема теоретической культурологии.

82. Экранная культура: природа, условия возникновения, исторические перспективы.

83. Осмысление судеб русской культуры в рамках европейской парадигмы.

84. Модернизационные процессы в России и проблема сохранения культурной идентичности.

85. Роль средств массовой информации в сохранении и преум-ножении культурного наследия.

86. Теоретические основы анализа современной социокультур-ной ситуации.

87. Культурная экспансия как реальность и меры ее противодействию.

88. Культура и национальные образы мира (критический анализ книги Г. Гачева «Космо-Психо-Логос»).

89. Культура как творчество.

90. Структура культуры.

91. Функции культуры.

92. Типология культуры.

93. Культура и власть: проблемы взаимодействия.

94. Культура социалистической цивилизации как особый социокультурный феномен.

95. Представление о культуре и путях ее развития в концепции ноосферы В.И. Вернадского.

96. Понимание культуры и ее роли в трудах В.В. Розанова.

97. Театр как базовый элемент европейской культуры.

98. Кинематограф и его роль в формировании культуры постиндустриального общества.

99. Концепция карнавальной культуры в работах М. Бахтина.

100. Л.Н. Гумилев как один из ярких представителей неоевразийского направления русской общественно-политической мысли конца XX века.

 

Приложение 2 Тематика рефератов

 

Античность как тип культуры.

Цицерон и его время.

Категории средневековой культуры.

Ментальность средневекового человека.

Просвещение как культурно-историческая эпоха.

Руссо как идеолог Великой Французской буржуазной революции.

Руссо и европейская исповедальная традиция.

Идейные истоки культурологических воззрений Гердера.

Гердер и Кант: идейное противостояние.

Гердер и русская философская и общественно-политическая мысль.

Идейный контекст возникновения марксизма.

Гуманистический потенциал марксизма.

Культуротворчество как путь преодоления отчуждения человека.

Культурно-историческое значение общественного разделения труда.

Жизнь и судьба Зигмунда Фрейда.

Истоки неофрейдизма.

Юнг как «социальный критик».

Маркузе как идеолог «нового левого движения».

«Гуманистический психоанализ» и программа социального переустройства общества Эриха Фромма.

Психоанализ и «массовое искусство».

Социальные и гносеологические предпосылки возникновения психоанализа.

Зигмунд Фрейд и его ученики. Развитие идей классического психоанализа в работах Г. Рохейма и О. Ранка.

Идейный спор 3. Фрейда и К. Юнга и его значение для развития культурологической науки.

Отражение концептуальных установок психоанализа в современном искусстве.

Жизнь Зигмунда Фрейда как трагедия ученого.

Критика основных постулатов классического психоанализа в работах неофрейдистов (К. Хорни, Г. Адлера, Э. Фромма).

Идейный контекст появления книги О. Шпенглера «Закат Европы».

Ницше и Шпенглер: перекличка идей.

«Закат Европы» как выразительный документ осмысления современной эпохи.

Идея «конца истории» у О. Шпенглера и Ф. Фукуямы.

Трактовка кризиса культуры в работах О. Шпенглера.

Шпенглер и Данилевский: сходство и различие подходов.

Провиденциализм О. Шпенглера.

Идейный контекст появления книги «Протестантская этика и дух капитализма».

Макс Вебер как оппонент Карла Маркса.

Исследование типов рациональности в работах Макса Вебера.

Античная и средневековая демократия: специфические черты.

Город как феномен культуры.

Религиозная этика и ее роль в формировании личности человека.

Специфика гуманитарного познания (по М. Веберу).

Наука и ее место в системе культуры (по М. Веберу).

Политика как культурно-творческая деятельность (по М. Веберу) XX век как эпоха культурологии.

Социальные и гносеологические предпосылки смены лидера в гуманитарных науках в XX веке.

«Философия жизни» как отражение кризиса европейского рационализма.

Жизнь и судьба Фридриха Ницше.

Ницше как критик европейской культуры.

Проблема культурного прогресса в работах Фридриха Ницше.

Ницше и идеология национал-социализма: правда и вымысел.

Русское ницшианство.

Шопенгауэр и Ницше: старая и новая метафизика.

Ницше как гуманист.

Понятие культурно-исторического типа у Н. Данилевского (истоки и характер обоснования).

Эстетика культуры К.Н. Леонтьева (концепт культурного своеобразия у К. Леонтьева).

Концепция эволюционной монадологии Н.В. Бугаева и ее культурологические преломления (П. Флоренский, А. Белый).

Культурология B.C. Соловьева (идея «цельного знания» и «всеединства» в теоретико-культурном отношении).

Спор о культуре Вяч. Иванова и М. Гершензона («Переписка из двух углов»). Теоретико-культурологический аспект.

Теоретико-культурологические идеи Л.П. Карсавина. Концепция культурной (статической) истории.

Теоретико-культурологические идеи русского евразийства (Н.С. Трубецкой, П. Савицкий, Л. Карсавин).

«Средневековье» и «Возрождение» как культурные типы в русской культурологической мысли начала XX века.

Анализ пространственности искусства в русской культурологии 1920-х гг. (Флоренский, Габричевский, Тарабукин).

Теоретико-культурные подходы в русской семиотике 1920-30-х гг. (О. Фрейденберг и др.).

Понятие культуры в теоретико-культурологическом наследии М.М. Бахтина.

Философия культуры Я.Э. Голосовкера (культура как «имагинативный абсолют»).

Теоретико-культурологические идеи школы «диалога культур» (B.C. Библер).

Циклическая концепция этногенеза Л.Н. Гумилева. Анализ основных теоретических концептов.

Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. Основные теоретико-культурологические идеи.

Семиотическое направление в отечественной теоретико-культурологической мысли (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, и др.)

«Аполлоническое» и «дионисийское» в культурологической мысли начала XX в. и современной культурной антропологии.

Философия символических форм Э. Кассирера (теоретико-культурологический аспект).

«Коллективные представления» Э. Дюркгейма и «коллективное бессознательное» у К.Г. Юнга.

Социальная организация как модель формирования первобытных представлений в социальной культурологии М. Мосса и Э. Дюркгейма.

Проблемы первобытной цветовой классификации в культуран-тропологии В. Тернера. Спор с Э. Дюркгеймом.

Принцип партиципации и особенности первобытного мышления в концепции Л. Леви-Брюля.

Макроисторические процессы социокультурных циклов в теоретико-культурологической модели П. Сорокина.

Понятие «языкового мировидения» (В. Гумбольдт) и принцип лингвистической относительности (Сепира-Уорфа).

Ключевые слова культуры. Концептуальные основы психологии культуры в трактовке А. Вежбицкой.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.. 5

Глава 1 Возникновение идеи культуры в философской и исторической мысли Античности 18

1.1. Рождение представления о «мире человека». 18

1.2. Римские мыслители о культуре. 23

Глава 2 Представления о культуре во времена европейского Средневековья.. 38

Глава 3 Понимание культуры в трудах мыслителей европейского Возрождения.. 48

3.1. Петрарка и его вклад в осмысление феномена культуры.. 54

3.2. Культурологические идеи в трудах М. Монтеня и его современников. 60

Глава 4 Культурологическая проблематика в трудах представителей европейской общественной мысли Нового времени.. 72

4.1. Трактовка культуры в трудах Ф. Бэкона.. 75

4.2. Т. Гоббс о культуре и государстве. 80

4.3. Культурологические воззрения Дж. Локка.. 88

4.4. Дж. Вико как один из основоположников теории культуры.. 95

Глава 5 Культурологические воззрения представителей европейского Просвещения.. 103

5.1. Осмысление проблемы культуры в работах Ж.-Ж. Руссо.. 104

5.2. Понимание цивилизации и культуры в трудах В. Р. де Мирабо.. 110

5.3. И.Г. Гердер и его теория культуры.. 111

Глава 6 Разработка проблем культуры в трудах европейских мыслителей конца XVIII — первой половины XIX вв. 124

6.1. Культурологические идеи в трудах И. Канта.. 127

6.2. Представления о культуре в трансцендентальном идеализме Шеллинга.. 135

6.3. Гегель о сущности, структуре и истории культуры.. 144

6.4. Вклад представителей романтизма в развитие культурологической теории.. 158

Глава 7 Представления о культуре в трудах западных мыслителей второй половины XIX в. 167

7.1. Понимание культуры в классическом марксизме. 168

7.2. Понимание культуры в трудах неокантианцев. 179

7.3. Трактовки культуры в классическом психоанализе и в аналитической психологии.. 190

7.4. Осмысление проблемы культуры представителями антропологической науки.. 215

Глава 8 Исследование проблемы культуры в западной общественной мысли XX в. 227

8.1. Понимание культуры в «философии жизни». 229

8.2. Трактовка культуры в «понимающей социологии». 271

8.3. Понимание культуры в «социологии знания». 283

8.4. Идея культуры в неофрейдизме. 292

8.5. Теория культуры А.Д. Тойнби.. 300

8.6. Понимание культуры в трудах И. Хейзинги.. 317

8.7. Представления А. Швейцера о культуре и ее судьбе. 327

Глава 9 Теоретические проблемы культурологии в трудах отечественных мыслителей конца XIX — начала XX вв. 347

9.1. Понимание культуры в работах А.С. Хомякова.. 350

9.2. Культурологическая концепция Н.Я. Данилевского.. 353

9.3. Культурологические воззрения К.Н. Леонтьева.. 361

9.4. Концепция культуры Н.А. Бердяева.. 372

9.5. Понимание культуры в работах И.А. Ильина.. 386

9.6. Теория культурных суперсистем П.А. Сорокина.. 392

Глава 10 Теоретические основы современной культурологии в трудах отечественных ученых советского и постсоветского периодов.. 409

Приложение 1. 431

Приложение 2 Тематика рефератов.. 434

 

 

Учебное пособие

 

Шендрик Анатолий Иванович

 

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Оригинал-макет Н.В. Спасской

Оформление художника В.А. Лебедева

 

 

Лицензия серия ИД № 03562 от 19.12.2000 г.

Подписано в печать 14.11.2001. Формат 60х88 1/16

Усл. печ. л. 32,5. Уч.-изд. л. 29,0

Тираж 20000 экз. (1-й завод - 5000). Заказ 2722

 

 

000 «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА»

Генеральный директор В.Н. Закаидзе

123298, Москва, ул. Ирины Левченко, 1

Тел. (095) 194-00-15. Тел/факс (095) 194-00-14

www.unity-dana.ru E-mail: unity@msm.ru

 

Отпечатано во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати»

432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.91 (0.019 с.)