История и теория праздничной культуры



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История и теория праздничной культуры



ПРОЕКТ

 

ФГОС ВО (версия3+)

История и теория праздничной культуры

(16 размер шрифта)

Методические указания по подготовке курсовой работы

Челябинск 2015


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Факультет театра, кино и телевидения

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

 

История и теория праздничной культуры

(16 размер шрифта)

Методические указания по подготовке курсовой работы

 

по направлению подготовки

51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников

Уровень высшего образования бакалавриат

Программа подготовки: академический бакалавриат

Профиль / Специализация «Театрализованные представления и праздники» (указывать, если есть)

Квалификация: бакалавр

 

Форма обучения: очная

срок защиты – 4 семестр

Форма обучения: заочная

срок защиты – 4 семестр

 

 

Челябинск 2015


УДК 791.6(073)

ББК 85.34я73

И90

 

Методические указания разработаны с учетом требований п.18 и 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ №1367 от 19.12.2013)

 

Автор-составитель Л. Н. Лазарева, профессор кафедры РТПП, канд. пед. наук

 

Методические рекомендации по курсовой работе как составная часть ОПОП на заседании совета факультета театра, кино и телевидения и рекомендованы к рассмотрению экспертной комиссией, протокол № 01 от 21.09.2015.

Экспертиза проведена 01.10.2015, акт № 2015/РТПП

 

Срок действия рабочей программы дисциплины продлен на:

 

Срок действия методических указаний по курсовой работе продлен на:

Учебный год Совет факультета № протокола, дата утверждения
2016-2017    
2017-2018    
2018-2019    
2019-2020    

 

И-90 История и теория праздничной культуры: методические указания по курсовой работе по направлению подготовки, уровень высшего образования, программа подготовки: профиль / специализация « режиссура театрализованных представлений и праздников», квалификация: / авт.-сост. Л.Н. Лазарева ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2015. –41 с. – (ФГОС ВО версия 3+). Методические указания по курсовой работе включают: перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в рамках подготовки курсовой работы, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы, фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по курсовой работе, перечень литературы, рекомендуемой для подготовки курсовой работы, перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», рекомендуемых для подготовки курсовой работы, методические указания для обучающихся по подготовке курсовой работы, перечень информационных технологий, используемых при подготовке и защите курсовых работ, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем, описание материально-технической базы, необходимой для подготовки и защиты курсовой работы.

 

 

© Челябинская государственная

академия культуры и искусств, 2015


Содержание

Аннотация  
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в рамках подготовки курсовой работы, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы  
2. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по курсовой работе  
2.1. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания  
2.1.1. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования  
2.1.2. Описание шкал оценивания курсовой работы  
2.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности  
2.2.1. Примерные темы курсовых работ по дисциплине «»  
2.2.2. Порядок закрепления и утверждения тем курсовых работ  
2.3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций  
3. Перечень литературы, рекомендуемой для подготовки курсовой работы  
3.1. Основная литература  
3.2. Дополнительная литература  
4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», рекомендуемых для подготовки курсовой работы  
5. Методические указания для обучающихся по подготовке курсовой работы  
5.1. Основные этапы подготовки курсовой работы  
5.2. Структура курсовой работы  
5.3. Оформление курсовой работы  
6. Перечень информационных технологий, используемых при подготовке и защите курсовых работ, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем  
7. Описание материально-технической базы, необходимой для подготовки и защиты курсовой работы  
Приложение 1. Шаблон листа «Утверждение тем курсовых работ»  
Приложение 2. Шаблон протокола заседания комиссии по защите курсовой работы  
Приложение 3. Шаблон оформления титульного листа  
Приложение 4. Шаблон оформления оглавления курсовой работы  
Приложение 5. Шаблон отзыва руководителя на курсовую работу  
Лист изменений  

 

 

Аннотация

Код и название дисциплины по учебному плану Б1. Б13 История и теория праздничной культуры
Цель дисциплины Сформировать научные знания об институте праздника в синхронно - диахронном аспекте как уникальном знаке культуры
Задачи дисциплины заключаются в: - изучении истории и теории режиссуры, драматургии и мастерства актера; - изучении особенностей традиционной культуры народов, проживающих на Южном Урале для создания межэтнических моделей праздничной культуры; - освоении способности применять системный подход к разработке и реализации режиссерских проектов в области театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры, готовить сценарии и режиссерские экспликации, пространственное мизансценирование, режиссерские аннотации художественного и документального материала, рефераты научные доклады, публикации и библиографии по научно-исследовательским работам в области театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры; - освоении базовых сведений, связанных с региональной спецификой Волго – Уральского региона, фондом фольклорно – игровой культуры; - совершенствовании способности к осмыслению и анализу идей и явлений в современном обществе, искусстве и литературе, умения выстраивать аргументацию (как в письменной, так и в устной форме) для обоснования своей точки зрения; − формировании способности и готовности проявлять высокое профессиональное мастерство и демонстрировать уверенность во владении режиссерско-постановочной технологией, знаний исторических и современных технологических процессов при создании различных театрализованных или праздничных форм; − формировании способности и готовности находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; − развитии навыков коммуникации, свободное и уверенное использование профессиональной терминологии с целью доведения художественной информации до сознания участников художественного творчества в доступной форме.
Коды формируемых компетенций ОК-2, ОПК-11, ПК-11, ВК-4, ВК-5
Планируемые результаты обучения по дисциплине (пороговый уровень) знания: - соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры; - расширять источниковедческую базу для вхождения в информационное поле профессии; - определять общее и отличительное между двумя формами культуры: театрализованным представлением и праздником; - описывать праздничные традиции народов Урала; - отличать исторические этапы заселения Урала разными народами; умения: - перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры; - выбирать информационный материал, необходимый для первичной сценарно-режиссерской пробы (уровень этюдного наброска); - отбирать художественные средства выразительности, способствующие созданию смыслового пространства праздника; - выделять общее и особенное в праздничных календарях народов Урала; - определять основные знаковые аспекты фольклорно-игровой культуры народов Урала; навыки и (или) опыт деятельности: - определять причинную связь между историческим событием формой праздник; - ориентироваться в многомерном информационном потоке; - распознавать разные методы подготовки и проведения театрализованных форм представления и праздников; - устанавливать отношения между праздничными традициями разных народов Урала; - определять специфику региона в соответствии с этнографическими данными.
Общая трудоемкость дисциплины составляет В зачетных единицах – 8 В академических часах – 288
Разработчики Л. Н. Лазарева, профессор кафедры РТПП, канд. пед. наук


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

в рамках подготовки курсовой работы,

соотнесенных с планируемыми результатами освоения

образовательной программы

 

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) обучающийся в рамках подготовки курсовой работы должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

Таблица 1

Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в рамках компонентов компетенций
Пороговый (обязательный для всех студентов) Продвинутый (превышение минимальных характеристик уровня сформированности компетенции) Повышенный (максимальная сформированность компетенции)
Способность анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2) знания: соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры знания: категоризировать соотношение типа праздника с типом хозяйственно-культурной деятельности знания: рассматривать исторический тип праздника в соответствии с исторически обусловленной знаковой системой
умения: перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры умения: маркировать основные праздничные формы, появляющиеся в переходные моменты истории умения: интерпретировать принцип историзма применительно к истории праздничной культуры
навыки и (или) опыт деятельности: определять причинную связь между историческим событием формой праздника навыки и (или) опыт деятельности: анализировать причинные связи между историческим фактом и ценностями института праздника навыки и (или) опыт деятельности: проектировать новые формы праздников, опираясь на исторический опыт
Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-11) знания: расширять источниковедческую базу для вхождения в информационное поле профессии знания: анализировать информационную базу, определяя статусность каждого источника знания: совмещать и согласовывать данные разных источников
умения: выбирать информационный материал, необходимый для первичной сценарно-режиссерской пробы (уровень этюдного наброска) умения: переводить информационный материал на язык научного исследования или образную форму(уровень эпизода) умения: моделировать формы праздничной деятельности в сценарно-режиссерском проекте (уровень полноценного сценария)
навыки и (или) опыт деятельности: ориентироваться в многомерном информационном потоке навыки и (или) опыт деятельности: сравнивать информацию, полученную из разных источников навыки и (или) опыт деятельности: проектировать разнообразные формы театрализованных представлений и праздников, опираясь на источниковедческую базу
Способность ставить и решать прикладные задачи с использованием теории и практики современной режиссуры театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-11) знания: определять общее и отличительное между двумя формами культуры: театрализованным представлением и праздником знания: обобщать приемы и формы деятельности режиссера с аудиторией через методику «для» (людей) и «с» (людьми) знания: связывать проблемы формирования ценностей современного общества с содержанием и формами праздничной культуры
умения: отбирать художественные средства выразительности, способствующие созданию смыслового пространства праздника умения: исследовать причинно-следственные связи между разными символами - знаками, создающими смысловое пространство праздника умения: моделировать органичную взаимосвязь между художественным знаковыми системами и человеческим сообществом
навыки и (или) опыт деятельности: распознавать разные методы подготовки и проведения театрализованных форм представления и праздников навыки и (или) опыт деятельности: совмещать художественные приемы театрализованных представлений и праздников в современных уникальных праздничных формах навыки и (или) опыт деятельности: синтезировать выразительные средства и знаковые системы в соответствии с ценностными установками
Умение учитывать особенности традиционной культуры народов, проживающих на Южном Урале, создавать межэтнические модели праздничной культуры (ВК-4) знания: описывать праздничные традиции народов Урала знания: анализировать знаковые аспекты обрядово-праздничных действ народов Урала знания: проектировать идентичные традиции в едином праздничном пространстве  
умения: выделять общее и особенное в праздничных календарях народов Урала умения: дифференцировать структурные единицы традиционного праздничного календаря народов Урала умения: синтезировать художественные элементы разных этнических направлений в едином праздничном пространстве
навыки: устанавливать отношения между праздничными традициями разных народов Урала навыки: дифференцировать праздничные традиции народов Урала в соответствии с морфологией праздника навыки: моделировать малые и большие формы праздничной деятельности, опираясь на этнические традиции разных народов Южного Урала
Владеть базовыми сведениями, связанными с региональной спецификой Волго-Уральского региона, фондом фольклорно - игровой культуры (ВК-5) знания: отличать исторические этапы заселения Урала разными народами знания: исследовать характер духовной культуры и ее многообразия в разных этнических сообществах знания: согласовывать между собой фольклорно-этнографические данные разных народов с помощью тематического и структурного анализов
умения: определять основные знаковые аспекты фольклорно-игровой культуры народов Урала умения: объяснять место и функции конкретного знака в фольклорном произведении при опоре на историко-этнографический источник умения: синтезировать историко-этнографические и фольклорные данные в сценарно-режиссерской работе
навыки: определять специфику региона в соответствии с этнографическими данными навыки: связывать специфику праздничной и фольклорно - игровой культуры с региональными особенностями «места», «родной земли» навыки: создавать творческие проекты, базирующиеся на знаковых аспектах этноигровой культуры региона как культуры «места»

Таблица 2

Таблица 3

Оценка по номинальной шкале Описание уровней результатов обучения
Отлично – Обоснование актуальности темы с учетом развития науки и (или) практики. – Полнота и качество оценки степени разработанности темы в специальной литературе. – Поставленные цель и задач реализованы в полном объеме. – Тема раскрыта глубоко и многоаспектно. – Наличие материала, ориентированного на практическое использование (в зависимости от темы). – Полученные результаты и выводы достоверны и обоснованны. – Наличие собственных выводов по главам. – Эрудиция, использование междисциплинарных связей. – Соблюдение всех требований к структуре работы (с учетом требований, изложенных в методических указаниях). – Информационная культура (корректное цитирование опубликованных документов и электронных ресурсов). Оформление списка использованной литературы сделано с учетом требований ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Высокая степень оригинальности текста (50-70%) – Высокое качество оформления работы с учетом всех требований, изложенных в методических указаниях. – Курсовая работа сдана в установленный срок. – На защите курсовой работы выступление полностью соответствовало всем требованиям, изложенным в методических указаниях, были даны аргументированные ответы на все поставленные вопросы. Использованы информационные технологии (PowerPoint). Отсутствуют ошибки в представляемой информации.
Хорошо – Обоснование актуальности темы. – Степень разработанности темы в специальной литературе оценена недостаточно полно и качественно. – Поставленные задачи реализованы не в полном объеме. – Не в полном объеме раскрыты отдельные аспекты темы. – Полученные результаты не получили достаточного обоснования. – Выводы по главам недостаточно содержательны. – Требования к структуре работы соблюдены в целом (с учетом требований, изложенных в методических указаниях). – Информационная культура. Оформление списка использованной литературы сделано с учетом требований ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления (не все источники процитированы корректно, список использованной литературы содержит незначительные погрешности в библиографическом описании документов). – Степень оригинальности текста соответствует минимально допустимому уровню – Качество оформления работы с учетом требований, изложенных в методических указаниях, имеет отдельные недостатки. – Курсовая работа сдана с нарушением установленного срока. – На защите курсовой работы выступление в целом соответствовало всем требованиям, изложенным в методических указаниях, были даны ответы на все поставленные вопросы. Использованы информационные технологии (PowerPoint). Были допущены незначительные ошибки в представляемой информации.
Удовлетворительно – В обосновании актуальности темы учтены не все аспекты. – Отсутствует оценка степень разработанности темы в специальной литературе, использованные источники только перечислены. – Поставленные задачи реализованы не в полном объеме. – Не раскрыты отдельные аспекты темы. – Полученные результаты не получили обоснования. – Отсутствуют собственные выводы по главам – Не в полной мере соблюдены требования к структуре работы (с учетом требований, изложенных в методических указаниях) – Информационная культура. Не соблюдены требования ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления (некорректное использование источников, список использованной литературы содержит ошибки в библиографическом описании документов и расположение записей). – Степень оригинальности текста незначительно уступает минимально допустимому уровню. – Качество оформления работы с учетом требований, изложенных в методических указаниях, имеет существенные недостатки. – Курсовая работа сдана с большим нарушением установленного срока. – На защите курсовой работы выступление не соответствовало требованиям, изложенным в методических указаниях. Ответы на вопросы вызывали затруднения, они были даны только после наводящих вопросов со стороны членов комиссии. Использованы информационные технологии (PowerPoint). Были допущены незначительные ошибки в представляемой информации. Отсутствуют ошибки в представляемой информации.
Неудовлетворительно Качество и оформление курсовой работы не соответствует требованиям методических указаний по курсовой работе

 

2.2. Типовые контрольные задания или иные материалы,

Формирования компетенций

1. Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367) и локальными актами (положениями) Академии «Об организации учебной работы» (утв. 24 февраля 2014 г.), «О промежуточной аттестации обучающихся» (утв. 30 августа 2013 г.).

2. Научное руководство курсовой работой осуществляет преподаватель выпускающей кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников. Функциями научного руководителя являются:

– определение темы;

– регулярное консультирование студента по методике подготовки курсовой работы, отбору источников;

– проверка качества структурных разделов работы и рекомендации по исправлению недостатков;

– информирование кафедры, деканата в случае неудовлетворительной работы студента;

– принятие решения о допуске (не допуске) курсовой работы к защите;

– проверка курсовой работы на объем заимствований и распечатка сформированного отчета из официально утвержденной в академии программы;

– подготовка отзыва на курсовую работу.

3. Для подготовки к промежуточной аттестации в форме публичной защиты курсовой работы рекомендуется пользоваться фондом оценочных средств:

– описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания (см. п. 2.1);

– типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта (см. п. 2.2).

4. Требования к прохождению промежуточной аттестации в форме публичной защиты курсовой работы.

4.1. Дата защиты курсовой работы вносится в расписание зачетно-экзаменационной сессии.

4.2. Студент должен предоставить курсовую работу в бумажном и электронном варианте (название файла: фамилия студента. аббревиатуру «КР». курс и год защиты (например, Иванов. КР. 2 курс. 2016) на выпускающую кафедру не позднее, чем за 10 дней до ее защиты (в случае, если работа сдана после установленного срока, оценка снижается на 1 балл). Бумажный вариант курсовой работы должен быть подписан руководителем на титульном листе (см. Приложение 3).

4.3. Лаборант кафедры регистрирует курсовую работу в журнале, а на титульном листе курсовой работы вписывает дату ее сдачи (см. Приложение 3). В целях проверки курсовой работы на объем заимствований и включения курсовой работы в электронное портфолио студента лаборант кафедры копирует файл, содержащий текст курсовой работы на компьютер кафедры.

4.4. Руководитель курсовой работы осуществляет ее проверку, в т. ч. на объем заимствований и пишет отзыв (см. Приложение 5).

4.5. Не позднее, чем за 2 дня до защиты курсовой работы студент должен познакомиться с отзывом руководителя и подготовиться к защите. Выступление должно быть кратким, четким и корректным и сопровождаться демонстрацией основных положений работы при поддержке программы PowerPoint.

4.6. В ходе защиты курсовых работ члены комиссии используют:

– лист «Утверждение тем курсовых работ»;

– описание шкалы оценивания курсовой работы;

– курсовые работы;

– отзывы руководителей;

– отчеты о проверке курсовых работ на объем заимствований.

4.7. Порядок защиты курсовой работы:

– выступление студента;

– вопросы к студенту со стороны членов комиссии и других присутствующих;

– ответное выступление студента, а также ответы на вопросы, поставленные в отзыве руководителем и заданные в ходе процедуры защиты.

4.8. Решение об оценке курсовой работы принимается на закрытом заседании комиссии, оформляется протоколом (Приложение 2) и объявляется в день проведения защиты. Критерии оценки курсовой работы см. п. 2.1.2. Описание шкалы оценивания курсовой работы.

4.9. Защищенные курсовые работы хранятся на выпускающей кафедре в течение всего срока обучения студентов. Электронная версия курсовой работы со сканированным титульным листом (на котором должны быть проставлены: дата сдачи, подпись руководителя, зав. кафедрой, дата защиты, дата защита, оценка и подпись председателя). Отзывы руководителей хранятся в номенклатуре дел кафедры (дело № 04-11)

4.10. Форма проведения текущего контроля и итоговой аттестации по курсовой работе для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере и т.п.). При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для ответа на защите курсовой работы и специалиста-помошника.

 

 

3. Перечень литературы, рекомендуемой для подготовки курсовой работы[1]

3.1. Основная литература

. Бенифанд, А. В. Праздник: сущность, история, современность: учеб пособие / А. В. Бенифанд. – Красноярск, 1986.

2. Жигульский, К. Праздник и культура / К. Жигульский. Пер. с польского. – М., 1985.

3. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление. / А. И. Жигульский. – М., 1978.

4. Лазарева, Л. Н. История и теория праздников / Л. Н. Лазарева; ЧГАКИ. – Челябинск, 2010.

5.Орлов, О. Л. Праздничная культура России / О. Л. Орлов. – СПб., 2001.

 

3.2. Дополнительная литература

1.Ануфриев, А. Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы / А. Ф. Ануфриев. – М. : Ось–89, 2002. – 112 2.Дуранов, М. Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней : монография / М. Е. Дуранов. – Челябинск, ЧГАКИ, 2002. – 276 с.

3.Научные работы: методика подготовки и оформления / авт.-сост. И. Н. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск, 2000. – 544 с.

4.Приходько, П. Т. Азбука исследовательского труда / П. Т. Приходько. – Новосибирск, 1979. – 64 с.

5.Усачева И. В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования / И. В. Усачева, И. И. Ильясова. – М., 1980. – 37 с.

 

 

Курсовой работы

 

5.1. Основные требования к выполнению курсовой работы и этапы ее подготовки

Тема курсового проекта должна быть актуальна, соответствовать в целом социально-культурной стратегии государства, интересам общественных организаций, различных обществ, компаний и частных лиц в сфере социокультурной деятельности, основываться на учете специфики современных существующих технологий культурно-досуговой деятельности.

Ведущее место в содержании и организации художественно-творческой деятельности занимают принципы приоритета общечеловеческих ценностей, демократизма, культуротворчества, гуманизации содержания празднично-культурной деятельности, диалектического единства и преемственности культурно-исторического, рационально-этнического опыта, синтеза традиций и новаций.

При написании работы должны быть показаны типы, виды, характер празднично-досуговых мероприятий, стадии их подготовки, воспитательный потенциал различных фактов культурной деятельности, возможности становления и развития личностных качеств людей, вовлеченных в конкретные досугово-культурные формы деятельности, условия выработки общественной потребности в организации социально полезных форм досуга.

Главным является не только анализ, обобщение и использование конкретного материала, а точная постановка и показ путей оптимального решения актуальных проблем художественно-творческой (празднично-досуговой) деятельности: в теории, организации, методике, управлении. Необходимо проявить умение сочетать в анализе исторические, культурологические, этнологические, социально-психологические и методические стороны исследуемого объекта.

Курсовая работа представляет собой законченную самостоятельную разработку, написанную на основе изучения студентом специальной литературы, дополнительных источников. Курсовая работа по дисциплине «История и теория праздничной культуры» имеет преимущественно научно-исследовательский характер, поэтому опора на использование научно - исследовательских методов обязательна.

Работа над курсовой работой начинается с выбора темы и установочной консультации научного руководителя, в ходе которой определяется общая стратегия работы, намечаются цели и задачи, составляется рабочий график подготовки курсовой работы.

На основных этапах выполнения курсовой работы происходит:

Предварительное изучение темы курсовой работы. Кроме установочной консультации научного руководителя общее представление о теме курсовой работы помогут получить соответствующие разделы и рубрики учебных, справочных изданий (см. раздел 3, 4).

Выявление источников поиска по теме. Предварительно составляется список источников, которые предстоит проработать для выявления специальной литературы. Для этого нужно просмотреть список основных изданий. В дальнейшем уже в ходе изучения литературы могут оказаться полезными несамостоятельные (внутрикнижные, пристатейные и т. п.) пособия и библиографические ссылки в изданиях.

Составление рабочей картотеки. Рабочая картотека включает в себя библиографические записи источников по теме, выявленных студен­том. Библиографические описания должны обязательно соответствовать требованиям следующих стандартов:

§ ГОСТ 7.1–2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления;

§ ГОСТ Р 7.0.12-2011 Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила;

§ ГОСТ 7.80–2000 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.

В ходе подготовки курсовой работы карточки с библиографическими описа­ниями могут быть сгруппированы сначала в алфавите авторов и заглавий, затем – по главам. Целесообразно на карточках рабочей картотеки проставлять шифры книг (это облегчит в дальнейшем заказ издания в библиотеке), а также другие рабочие пометки. Окончательный отбор источников для включения в список использованной литературы обычно проводится после написания текста курсовой работы.

Изучение литературы. Изучение выявленных публикаций целесообразно начинать с изданий последних лет, освещающих проблему в целом. Это поможет увидеть изучаемую тему во всей ее глубине и многоаспектности, оценить разработанность темы в специальной литературе, а в дальнейшем – определить структуру курсовой работы. В ходе изучения литературы конспекты и рабочие записи следует делать таким образом, чтобы в дальнейшем легко можно было точно и грамотно оформить ссылку на ту или иную цитату.

Уточнение структуры курсовой работы. Составленный предварительно рабочий план на данном этапе уточняется и детализируется в соответствии с имеющимся материалом. Уточненный вариант рабочего плана должен быть согласован с научным руководителем. Более подробно о структурных элементах курсовой работы – см. пп. 5.2.

Написание текста курсовой работы. Курсоваяработа должна продемонстрировать, что студент не только овладел навыком выявления литературы по теме, сумел изучить публикации, но и умеет логически изложить их основное содержание и самостоятельно обобщить, интерпретировать материал. Наличие сформулированной собственной точки зрения на изучаемую проблему не обязательно, но приветствуется.

На использованные источники необходимо ссылаться. Следует помнить, что к цитированию нужно прибегать только тогда, когда действительно нельзя обойтись без ссылки на мнения ведущих ученых и специалистов. Цитату можно передать своими словами, если при этом не нарушается смысловая точность цитируемого произведения. Ссылка на источник в этом случае тоже необходима. При изложении дискуссионного материала особенно важна персонифицированность ссылок (например, «По мнению ведущего специалиста в области истории книжного дела, профессора И. Е. Баренбаума, … » (3, с. 25).). Дискуссионный материал желательно завершать собственными выводами, определением личной позиции по тому или иному вопросу.

Библиографические ссылки обязательно следует оформлять в виде отсылок к «Списку использованной литературы». В тексте в скобках в конце цитаты или ее изложения приводят следующие цифры: первая отсылает к номеру библиографической записи в «Списке использованной литературы», вторая – к конкретной странице или нескольким страницам цитируемой работы – напр.: [4, с. 24-25]. Если ссылка дается на несколько публикаций, то цифры разделяются точкой с запятой – напр.: [8, с. 31; 23, с. 5]. В случаях, когда в тексте упоминается несколько работ одного или разных авторов (например, при характеристике степени изученности / разработанности темы), в скобках перечисляются через точку с запятой только номера библиографических записей – напр.: [3; 12; 22; 32-34].

Редактирование текста курсовой работы. До передачи курсовой работы на проверку научному руководителю, студенту следует тщательно вычитать и отредактировать ее самостоятельно. Необходимо перечитать весь текст, проверить его с точки зрения стиля, убедительности и точности приводимых доказательств, логичности изложения материала, наличия в работе выводов по главам, правильности оформления ссылок и соответствия библиографического описания документов в «Сп



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.017 с.)