Классификация массовых праздников. Принцип классификаций по типу праздничной ситуации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация массовых праздников. Принцип классификаций по типу праздничной ситуации.



Классификация массовых праздников. Принцип классификаций по типу праздничной ситуации.

Реферат по курсу Теория массовых праздников

Выполнила:

Осипова Мария

Группы 23 142

Проверил:

Орлов О.Л.

 

 

Санкт-Петербург

Содержание.

Введение…………………………………………………2

Что же такое массовый праздник?…………………..7

Классификация массовых праздников. Принцип классификаций по типу праздничной ситуации…………10

Список использованной литературы……………....15

Введение.

Праздники - неизменные спутники народной жизни. Праздники для нас - это возможность доставитьрадость близким!

Праздник - не календарное понятие. Праздник происходит там, где его чувствуют, где его ждут.

Праздник как феномен культуры — день или дни торжества, установленные в честь или память кого или чего-либо. В сознании человека праздник ассоциируется с «временным вступлением в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия».

Праздник — антитеза будням, обычной жизни, специфическая кратковременная форма человеческого бытия.

Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в праздниках, выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно облагораживающую. Праздник выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.

Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.

Праздники обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности и ценностные ориентации.

Праздник всегда имеет оптимистичный жизнеутверждающий характер; его содержательная сторона отличается выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей.

С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными.

Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки.

Эта система жива и сегодня.

Особое значение в праздниках приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник — некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением.

Праздник — своеобразное зеркало социальных противоречий, в нем находят свое отражение ущемление демократических форм жизни общества, забвение национальных традиций, крушение идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, обществ, сознанием и объективными реалиями действительности. Эти противоречия находят свое воплощение в комическом аспекте праздника, в его юмористических и сатирических формах. Праздник — старейшая и перспективная форма бытия культуры.

Но много вопросов остается неясными:

- разве праздник возникает на пустом месте или все-таки необходима праздничная ситуация?

- все ли праздники одинаковые, или же они имеют свою определенную классификацию?

На эти вопросы я попытаюсь ответить в своей работе.

Что же такое массовый праздник?

Праздник – это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом.

Что собирает в праздничные дни под открытым небом огромное количество людей? Что зовет их на площади и улицы городов, объединяет в многоликие группы, заставляет петь, танцевать, затевать игры?

Ф. Эн­гельс утверждал, что на народное празднество люди собираются "для вза­имного освежения житейской бодрости и юношеского веселья".

Понятие праздник ассоциируется с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным. Такое восприятие этого слова характерно как для участников торжества, так и для его организаторов. Но, несомненно, праздник — понятие сложное и комплексное, которое предполагает различные формы, варианты, цели, задачи организации и проведения праздника.

Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. В большинстве случаев - праздник есть такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Празднуют всегда что-то, согласно народной традиции, торжество без повода невозможно.

А.И. Мазаев определяет праздник следующим образом: «Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди более, чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое материальное единство и общность».

Массовый праздник имеет разновидные средства эмоционального воздей­ствия:

- Живое слово, создающие образы, речь ведущего, за­нимающая в себе важную цель, соединяющая эпизоды, поэтическое слово, имеющее сильное воздействие на зрителей,

- средства искусства (разножанровые музыкальные, художественное и документальное кино, живопись, танец от балета до народной пляски, цирковые и спортивные номера т.д...)

- Свето – эффекты, перотехника.

- Документальные выразительные средства:

Фото – видео - кинопроекция.

Звуковые фонограммы (с использованием реальных исторических записей)

Место действия и архитектурные сооружения.

Классификация массовых праздников. Принцип классификаций по типу праздничной ситуации.

Момент, когда большая масса людей празднично настроена, очевидно, можно назвать праздничной ситуацией. Успех любого, организуемого нами массового праздника зависит от того, насколько точно найдена и как реализована праздничная ситуация.

А. В. Луначарский утверждал, что для праздника нужны, «во-первых, действительный подьем масс, действительное желание их откликнуться всем сердцем на событие, которое празднуется, во-вторых, известный минимум праздничного настроения», т.е. определенная праздничная ситуация.

Таким образом, масштабность, значимость праздника всегда связана с конкретным событием, выражается в конкретной тематике.

Именно праздничная ситуация является более приемлемым принципом классификации массовых праздников, так как она складывается из нескольких характеристик, определяется комплексом основных черт массового праздника.

Одним из первых свою классификацию предложил еще в 19 веке исследователь И. М. Снегирев. Он делил праздники на подвижные и неподвижные (имеющие и не имеющие точной даты), исключительные, т.е связанные с особым событием, сельские и городские, отечественные и заимствованные. Эта классификация не имеет методической основы, однако отражает самые первые шаги науки о празднике. Содержит в себе истоки более поздних классификации.

Наиболее распространенная в 20 веке система классификации исходит из распределения праздника по временам года, сезонам, календарю.. этот принцип слишком узок и, кроме того, носит местный характер.

Очень часто праздники классифицируются по аналогии с театральными жанрами. В этом случае за основу принимаются либо сценарно-режиссерские формы его реального воплощения (массовое представление, театрализованный митинг, карнавальное шествие), либо площадка действия (площадь, парк, улица, стадион). Но эта классификация также несовершенна, ибо праздник всегда представляет собой комплекс разнообразных действий.

Мизов. Н – Болгарский исследователь, предложил принцип новой классификации праздника:

Список использованной литературы.

Классификация массовых праздников. Принцип классификаций по типу праздничной ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.009 с.)