Эмпирические методы научного познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпирические методы научного познания



 

Понятие «эмпирическое» в переводе с греческого языка означает познание опытным путем, т.е. познание внешнего средствами чувственного восприятия.

К эмпирическим методам относятся: наблюдение, беседа, сравнение, опрос, измерение.

 

НАБЛЮДЕНИЕ

 

Наблюдение, как познание на чувственном уровне, носит субъективный характер, но отражает объективную реальность. Наблюдение бывает сплошным и выборочным. Сплошное наблюдение включает фиксацию всех фактов, связанных с данным процессом. Выборочное наблюдение отражает изучение отдельных вопросов. Наблюдение может быть «изнутри» и «со стороны». Первое характеризуется тем, что наблюдатель находится внутри конкретного художественно-праздничного комплекса (праздника, обряда, свадьбы, посвящения и т.д.), второе – наблюдатель не участвует в действовании, а пассивно за ним наблюдает.

 

Наблюдению предъявляются следующие требования:

– точное определение цели наблюдения;

– тщательный отбор объектов наблюдения;

– разработка подробного плана наблюдения;

– фиксация результатов наблюдения.

Наблюдение позволяет классифицировать факты, связи, отношения на основе заранее выбранных критериев. Но следует учитывать, что метод наблюдения имеет ограниченные возможности:

– наблюдение не позволяет проникнуть в сущность процессов и явлений;

– при наблюдении трудно отделить случайное от существенного;

– факты, приобретенные в процессе наблюдения, в определенной степени субъективны.

Для преодоления ограничений, содержащихся в методе наблюдения, он применяется в совокупности с другими методами.

 

БЕСЕДА КАК ЭМПИРИЧЕСКИЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ

 

Беседа позволяет исследователю установить живой контакт с определенной изучаемой группой, выяснить ее позицию по тем или иным вопросам. Но для этого необходимо придерживаться известных правил, к которым можно отнести:

– установление доверительных отношений;

– определение цели беседы;

– тщательная разработка плана беседы;

– продуманное ограничение круга вопросов;

– корректная постановка вопросов.

Ценность беседы состоит в том, что она позволяет проникнуть в сущность явлений и процессов.

 

СРАВНЕНИЕ

 

Сравнение как метод используется при сопоставлении фактов, явлений или количественных показателей.

Сущность сравнения заключается в установлении сходства и различия при изучении фактов, условий, средств, факторов.

Нередко сравнение сочетается с аналогией. Отличительная особенность аналогии состоит в том, что она связана с переносом свойств с одного явления на другое. При сравнении же устанавливается лишь сходство или различие между явлениями, их признаками, устанавливаются тенденции их развития.

Применение метода сравнения требует придерживаться соответствующих правил:

– сравниваемые признаки должны принадлежать к одному классу или соотноситься с такими же признаками разных классов;

– в сравнении используются только сравнимые величины.

 

ОПРОС

 

Опрос как метод проводится с помощью открытых и закрытых анкет, которые могут быть анонимными или персонифицированными. Наиболее сложной частью является составление самого опросника. Иногда опрос применяется для сбора первичной информации.

 

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

 

Контент-анализ – метод, который используется как дополнительный к перечисленным методам сбора информации. Это может быть контент-анализ сценарных разработок, из которых добывается информация по какой-либо выборке (напр., характер приемов и форм активизации зрителя, тип театрализации).

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

 

Особенностью теоретического знания является его обобщенность, абстрактность, системность. Теоретические знания в большей мере связаны с философскими идеями и категориями, нежели с практикой.

Теоретические знания отражают сущность процессов, глубинные изменения, происходящие в них.

К обобщенно-теоретическим методам познания в науке относят:

– восхождение от абстрактного к конкретному;

– анализ и синтез;

– индукцию и дедукцию;

– структурный подход;

– моделирование;

– историко-логический метод;

– эксперимент.

ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО

К КОНКРЕТНОМУ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

ПОЗНАНИЯ

 

Под «абстрактным» в философии понимается все вообще выделенное, обособленное, существующее «само по себе», в своей независимости от всего другого, т. е. любая «сторона», аспект или часть действительного целого, любой определенный фрагмент действительности.

«Абстрагироваться – мысленно отвлекаться от тех или иных сторон рассматриваемых явлений или от частных и конкретных свойств отдельных предметов» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред.
Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 12).

В качестве абстракции выступают понятия и категории, принципы и теории, выделенные признаки процессов и явлений, то есть любые обобщения есть абстракция.

Конкретное выступает как чувственно-конкретное и как мысленно-конкретное. Конкретность проявляется в фактах, явлениях, процессах.

«Конкретизировать – (лат. сoncretus – густой, твердый) – придавать наглядный, предметный характер, давать конкретное выражение чему-либо, уточнять» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 347).

«Восхождение» означает систематическое, поступательное развертывание связей от простых к сложным и, соответственно, переход от менее сложных категорий к более сложным.

 

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Практически любое исследование связано с выяснением структуры, связей составляющих элементов, их состояния, что требует анализа.

«Анализ – (греч. analisis – разложение, расчленение, разбор) – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 47).

Анализ предполагает расчленение целого на составные части; оперирование нерасчлененным процессом или явлением не позволяет проникнуть в их сущность и управлять ими.

Метод анализа связан с тремя операциями:

изоляцией выделенных элементов;

– избирательной выборкой элементов для их изучения;

систематизацией элементов, исходя из цели и логики

исследования.

Анализ всегда связан с синтезом, который возникает как метод объединения различных теоретических посылок, идей, утверждений, обеспечивающих получение новых знаний.

«Синтез – (греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей…» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред.
Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С.638).

Синтез позволяет:

переносить знания с одного объекта на другой;

по аналогии делать теоретические выводы;

субординировать проблемы, определить очередность их
решения.

 

ИНДУКТИВНО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД

 

«Индукция – (лат. inductio – наведение, побуждение) – логический метод, основанный на умозаключении от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обощениям» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф.Н. Петрова. – М., 1997. – С. 269).

«Дедукция – (лат. – deductio – выведение) – логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред.
Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 201).

Индукция и дедукция – взаимосвязанные методы научного исследования, эффективность которых зависит от сочетания с анализом и синтезом.

 

СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД

 

Структурный подход связан всегда с системным.

«Структура – (лат. Structura) – строение, устройство» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С.664).

«Система – (греч. systema) – целое, составленное из частей» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 640).

Изучая определенную систему, приходится ее структуировать, выделять составные компоненты, определять уровень их развития, связей, отношений и функций.

Структурный подход всегда связан:

– с выявлением составных элементов, входящих в систему;

– с определением уровня развития этих элементов;

– с установлением характера связей между элементами и другими системами;

– с определением функций элементов и системы в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.014 с.)