Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмпирические методы научного познанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «эмпирическое» в переводе с греческого языка означает познание опытным путем, т.е. познание внешнего средствами чувственного восприятия. К эмпирическим методам относятся: наблюдение, беседа, сравнение, опрос, измерение.
НАБЛЮДЕНИЕ
Наблюдение, как познание на чувственном уровне, носит субъективный характер, но отражает объективную реальность. Наблюдение бывает сплошным и выборочным. Сплошное наблюдение включает фиксацию всех фактов, связанных с данным процессом. Выборочное наблюдение отражает изучение отдельных вопросов. Наблюдение может быть «изнутри» и «со стороны». Первое характеризуется тем, что наблюдатель находится внутри конкретного художественно-праздничного комплекса (праздника, обряда, свадьбы, посвящения и т.д.), второе – наблюдатель не участвует в действовании, а пассивно за ним наблюдает.
Наблюдению предъявляются следующие требования: – точное определение цели наблюдения; – тщательный отбор объектов наблюдения; – разработка подробного плана наблюдения; – фиксация результатов наблюдения. Наблюдение позволяет классифицировать факты, связи, отношения на основе заранее выбранных критериев. Но следует учитывать, что метод наблюдения имеет ограниченные возможности: – наблюдение не позволяет проникнуть в сущность процессов и явлений; – при наблюдении трудно отделить случайное от существенного; – факты, приобретенные в процессе наблюдения, в определенной степени субъективны. Для преодоления ограничений, содержащихся в методе наблюдения, он применяется в совокупности с другими методами.
БЕСЕДА КАК ЭМПИРИЧЕСКИЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ
Беседа позволяет исследователю установить живой контакт с определенной изучаемой группой, выяснить ее позицию по тем или иным вопросам. Но для этого необходимо придерживаться известных правил, к которым можно отнести: – установление доверительных отношений; – определение цели беседы; – тщательная разработка плана беседы; – продуманное ограничение круга вопросов; – корректная постановка вопросов. Ценность беседы состоит в том, что она позволяет проникнуть в сущность явлений и процессов.
СРАВНЕНИЕ
Сравнение как метод используется при сопоставлении фактов, явлений или количественных показателей. Сущность сравнения заключается в установлении сходства и различия при изучении фактов, условий, средств, факторов. Нередко сравнение сочетается с аналогией. Отличительная особенность аналогии состоит в том, что она связана с переносом свойств с одного явления на другое. При сравнении же устанавливается лишь сходство или различие между явлениями, их признаками, устанавливаются тенденции их развития. Применение метода сравнения требует придерживаться соответствующих правил: – сравниваемые признаки должны принадлежать к одному классу или соотноситься с такими же признаками разных классов; – в сравнении используются только сравнимые величины.
ОПРОС
Опрос как метод проводится с помощью открытых и закрытых анкет, которые могут быть анонимными или персонифицированными. Наиболее сложной частью является составление самого опросника. Иногда опрос применяется для сбора первичной информации.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
Контент-анализ – метод, который используется как дополнительный к перечисленным методам сбора информации. Это может быть контент-анализ сценарных разработок, из которых добывается информация по какой-либо выборке (напр., характер приемов и форм активизации зрителя, тип театрализации).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ
Особенностью теоретического знания является его обобщенность, абстрактность, системность. Теоретические знания в большей мере связаны с философскими идеями и категориями, нежели с практикой. Теоретические знания отражают сущность процессов, глубинные изменения, происходящие в них. К обобщенно-теоретическим методам познания в науке относят: – восхождение от абстрактного к конкретному; – анализ и синтез; – индукцию и дедукцию; – структурный подход; – моделирование; – историко-логический метод; – эксперимент. ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ
Под «абстрактным» в философии понимается все вообще выделенное, обособленное, существующее «само по себе», в своей независимости от всего другого, т. е. любая «сторона», аспект или часть действительного целого, любой определенный фрагмент действительности. «Абстрагироваться – мысленно отвлекаться от тех или иных сторон рассматриваемых явлений или от частных и конкретных свойств отдельных предметов» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. В качестве абстракции выступают понятия и категории, принципы и теории, выделенные признаки процессов и явлений, то есть любые обобщения есть абстракция. Конкретное выступает как чувственно-конкретное и как мысленно-конкретное. Конкретность проявляется в фактах, явлениях, процессах. «Конкретизировать – (лат. сoncretus – густой, твердый) – придавать наглядный, предметный характер, давать конкретное выражение чему-либо, уточнять» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 347). «Восхождение» означает систематическое, поступательное развертывание связей от простых к сложным и, соответственно, переход от менее сложных категорий к более сложным.
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Практически любое исследование связано с выяснением структуры, связей составляющих элементов, их состояния, что требует анализа. «Анализ – (греч. analisis – разложение, расчленение, разбор) – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 47). Анализ предполагает расчленение целого на составные части; оперирование нерасчлененным процессом или явлением не позволяет проникнуть в их сущность и управлять ими. Метод анализа связан с тремя операциями: – изоляцией выделенных элементов; – избирательной выборкой элементов для их изучения; – систематизацией элементов, исходя из цели и логики исследования. Анализ всегда связан с синтезом, который возникает как метод объединения различных теоретических посылок, идей, утверждений, обеспечивающих получение новых знаний. «Синтез – (греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей…» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Синтез позволяет: переносить знания с одного объекта на другой; по аналогии делать теоретические выводы; субординировать проблемы, определить очередность их
ИНДУКТИВНО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД
«Индукция – (лат. inductio – наведение, побуждение) – логический метод, основанный на умозаключении от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обощениям» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф.Н. Петрова. – М., 1997. – С. 269). «Дедукция – (лат. – deductio – выведение) – логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Индукция и дедукция – взаимосвязанные методы научного исследования, эффективность которых зависит от сочетания с анализом и синтезом.
СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД
Структурный подход связан всегда с системным. «Структура – (лат. Structura) – строение, устройство» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С.664). «Система – (греч. systema) – целое, составленное из частей» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 640). Изучая определенную систему, приходится ее структуировать, выделять составные компоненты, определять уровень их развития, связей, отношений и функций. Структурный подход всегда связан: – с выявлением составных элементов, входящих в систему; – с определением уровня развития этих элементов; – с установлением характера связей между элементами и другими системами; – с определением функций элементов и системы в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.235 (0.008 с.) |