Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Праздничная культура как туристский ресурсСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важной составляющей туристского досуга является приподнятое, праздничное настроение. Само туристское путешествие должно восприниматься как праздник. Особенно интересными и запоминающимися оказываются для туристов те поездки, которые совпадают с празднованием тех или иных событий, характерных для посещаемой туристской дестинации. Так, многие туристы устремляются в Париж на Новый год, чтобы отпраздновать его вместе с парижанами на Елисейских полях. Туристы, специально приехавшие в Петербург летом, могут увидеть «Алые паруса» – праздник по поводу окончания школы, основанный на повести Александра Грина. И в первом, и во втором случаях праздничная культура города воспринимается как ресурс, потребляемый туристами в дестинации, посещаемой в рамках культурного туризма. Многие аналитики оценивают современный этап туризма как «эру специальных событий» и отмечают более тесную связь повторного посещения дестинации с целью посещения события, чем с целью знакомства с постоянными достопримечательностями. Это можно объяснить таким понятием, как «эмоциональная привязанность». Праздничная атмосфера события способна создавать у туриста особое эмоциональное состояние, настроение, которое будет ассоциироваться с данной дестинацией. [4 Лескова Г.А. Психология туристской среды с позиций эмоционализации семейных отношений (к постановке проблемы) // Семейный туризм: проблемы, инновации, перспективы развития [Текст] / Науч.ред. Г.А. Лескова. – СПб. 2012. с.22-32.]. Проблематика, связанная с изучением праздничной культуры, соотносится с проблемами повышения туристской привлекательности региона. Городские праздники, как и праздничная культура города в целом, являются частью его туристских ресурсов. Хорошо организованные, зрелищные праздники могут привлекать туристов, стимулируя развитие событийного внутреннего и въездного туризма. Событие дает возможность погрузиться в культуру посещаемой страны, города вне зависимости от ранга этого события и его тематики. Городской праздник или праздник улицы, спортивно-массовое событие, корпоративный праздник, устраиваемый для туристской группы перед окончанием визита или празднование какого-либо семейного события в индивидуальном туре (день рождения кого-либо из членов семьи, юбилей свадьбы и т.п.) – все они несут отпечаток культуры посещаемого города – от его истории до его гастрономических пристрастий. Атмосфера праздника, которую создает специалист по организации массовых мероприятий, способствует снятию языкового барьера, что чрезвычайно важно для сферы международного туризма. Сценарно-режиссёрская разработка, без которой не бывает праздничного события, основана на представлениях об имидже города, его традициях и строится с учетом таких особенностей, как: · культурно-исторические единицы городского пространства как целостные пространственно-поведенческие комплексы, · сущность и исторические формы городской ментальности, · возможности формирования и структурных трансформаций городского досуга на основе изучения структуры досуга различных групп горожан, факторов предпочтения различных форм досуга, · повседневная жизнь города и такие дискурсы повседневности, как бытовые модели поведения в публичном пространстве города (улицы, рестораны, кафе и т.д.),городской сленг, городской «фольклор», предметная среда, характерная для города – мир его вещей. Целью проведения массового праздника является повышение уровня комфортности личности в городской среде и эмоционализация межличностных отношений. Праздник строится на двух основных принципах: 1) ситуационный принцип. Понятие «ситуация» связано с пространством города и его временными характеристиками. Так, например, праздник «Белые ночи» проводится только в определенное время года – в июне, когда ночи в Петербурге действительно белые. 2) проблемно-коммуникативный принцип. Конструирование праздничной среды происходит в режиме коммуникации, через согласование значений, смыслов, целей, доступных для понимания определенными группами на ментальном, интеллектуально-информационном, мотивационном уровнях. Конструирование праздничной среды обязано третьему обстоятельству, связанному с культурным мифом – точнее – с литературной ситуацией: в Петербурге была написана повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи», действие которой происходит именно здесь. Такой ситуации нет, например, в Петрозаводске или Мурманске, где ночи тоже «белые». Большую роль при этом играет предварительная установка туристов на воображаемую, игровую ситуацию посещения города как праздника, на сценическое переживание. Несмотря на то, что концентрация праздничных событий в Петербурге очень высока, есть необходимость изучения проблемы их интеграции в программы культурного туризма. Одной из проблем является обеспечение города специалистами, способными высококачественно организовать и провести культурно-массовые мероприятия, построенные на глубоком понимании мировых и национальных праздничных традиций, культуры как памяти народа. Культура как память народа о его исторических традициях выделяет каждый народ в ряду других, дает возможность ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Город как совокупность разнородных элементов (его жители являются представителями разных социальных групп, национальностей, занимаются различной деятельностью, живут в разных условиях) на протяжении своей истории формирует целую палитру городских праздников, которые постепенно складываются в особую систему, составляющую праздничный календарь города. В каждом городе большую роль играют местные тематические праздники, базирующиеся на исторических событиях данного города и отражающие его специфику. Таков Петербург-Петроград-Ленинград, чья история – это серия исторических событий мирового масштаба. Однако праздничная палитра города видоизменяется во времени. Так, в советские годы канули в лету праздничные даты, связные с событиями христианской истории, вытесненные государственными праздниками с их идейно-тематическими и организационно-драматургическими основами. В настоящее время формируется новый календарь праздничных дат, которые становятся общевыходными днями, определяющими календарь рабочих и «праздных» – выходных дней современного россиянина. В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающего «не занятый», то есть это период, когда не нужно работать. Слова «праздник» и «празднование» и их эквиваленты в других языках часто употребляются в повседневной речи. Например, французский аналог – слово «fete» и испанский – «fiesta», входят в первую тысячу слов, наиболее часто употребляемых французами и испанцами. Праздник – это явление, существующее тысячелетиями в различных формах культуры. «Хлеба и зрелищ!» – знаменитый лозунг римской толпы. Именно этого народ требовал от государства. По создаваемым праздничным формам можно судить о политической, исторической и духовной жизни того или иного народа, определить идеи, интересы и стремления различных социальных слоев. Праздники занимали важное место в античной культуре и были очень разнообразны. Они связывались с земледельческим календарем, началом и окончанием работ, сменой времен года (весеннее, летнее солнцестояние), посвящались различным богам и даже историческим событиям. Античный философ Геродот считал праздники, наряду с расой и языком, третьим элементом, объединяющим людей. Празднование – это групповое, «культурно-массовое», мероприятие, которое отмечают ватагой[8]: «Празднички ватажнички, а будни одиночки». (Русская пословица). Праздник – это ограниченное по времени мероприятие: «Когда б весь год веселый праздник длился, Скучней работы стали б развлеченья; Но редки праздники – и в радость нам. Лишь необычное бывает мило. Уильям Шекспир Праздники требовали преображения всего вокруг – для них требовались необычные наряды улиц, жителей: «Кто всегда разряжен, тот никогда не наряден» (Финская пословица). Для современной западной мысли характерна позиция, провозглашающая необходимость преодоления кризиса культуры путем синтеза праздника и повседневности. Особая ценность праздника как культурного явления заключается в том, что он позволяет людям глубже понять смысл жизни, поэтому речь надо вести не о ценностях праздника как такового, а о ценностях, пронизывающих всю жизнь человека. Эти ценности в обычное время остаются скрытыми от людей и только в период праздника они проявляются, подтверждаются и актуализируются. В качестве примера можно привести международный женский день 8 Марта, когда не только актуализируется роль женщин в общественной и личной жизни каждого человека, но и история праздника, уходящая корнями в античную эпоху. Праздник – явление сложное. Он обладает определенным составом, структурой, которые и раскрывают характер и степень его бытования. Под составом праздника, или праздничным комплексом, понимаются представленные в нем компоненты, имеющие определенную смысловую нагрузку. Праздники как явления культуры, используемые в разных видах культурно-событийного туризма, могут быть связаны с разными формами бытования культуры и иметь официально-торжественный, массово-развлекательный или домашне-бытовой характер. Все три вида праздников представляют интерес для туристов и могут быть доступны для их лицезрения и участия [Келлер Э.А. Праздничная культура Петербурга. СПб.: Невские огни, 2003.С. 60-61]. В общественном празднике торжественный компонент обычно прямо выражает идейные основы государства и служит их укреплению. Ареной общественного праздничного мероприятия являются общественные места (городские площади, парки, стадионы, общественные здания: театры, дворцы и пр.). Примерами таких общественно-праздничных мероприятий можно назвать смену караула в столицах европейских королевств – в Стокгольме, Копенгагене. Многие программы туристских посещений строятся с учетом времени, когда происходит смена караула. Одной из самых известных и популярных у туристов лондонских традиций является смена караула у королевского Букингемского дворца. Эта церемония – одна из самых красивых в Лондоне – проходит ежедневно в 11:30 с апреля до августа, в другие времена года –в то же время, но через день. Церемония ключей – это 700-летний ритуал закрытия Тауэра, выполняемый его главным стражем ровно в 21:50 каждый день. Праздничными церемониями являются королевские орудийные салюты, которые производятся в день вступления королевы на трон (6 февраля), в день рождения королевы (21 апреля), в день коронации (2 июня), в день рождения герцога Эдинбургского (10 июня). Массово-развлекательные праздники имеют различное происхождение, связанное с потехами – забавами, весельем, развлеченьями – и могут быть разнообразными по форме. Но чаще всего они имеют характер программ, включаемых в официально-торжественные праздники. Примером такого синтеза является фестиваль Темзы в Лондоне, который проходит в середине сентября и включает в себя парадное факельное шествие, ярмарки, фейерверки и концерты. Массово-развлекательные праздники часто сосуществуют с торговыми ярмарками, делая торговлю более привлекательной. Они подвержены постоянному поиску новых форм, что вызвано стремлением сделать праздничный досуг более интересным и соответствующим духу времени. Местом действия массового праздника является публичное пространство. В Петербурге такими местами были Троицкая площадь – первая площадь города, Марсово поле – Потешный луг. [6. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1988. С. 82]. Домашне-бытовые праздники протекают в сфере семейного быта, и их праздничным пространством являются соответственно – дом, семья. Формы этого вида праздника складывались в течение длительного времени. Домашне-бытовые праздники обладают этнической культурной спецификой, проявляющейся в таких элементах материальной и духовной культуры, как праздничная пища, ритуал приема гостей, застолья, проводов. [6. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1988. С. 83]. Праздничное пространство как явление культуры представляет особый интерес для туристов. Праздничное пространство является одной из составляющих культурного пространства. Праздничное пространство как преображенное пространство, обусловленное смыслом праздника, привлекательно своей праздничной атмосферой (3. С. 87). Примерами таких преобразованных пространств являются украшенные на Рождество и в новогодние дни городские улицы и площади, фасады домов, окна и двери. Праздничная атрибутика своя у каждого праздника. Безусловно, у каждого народа есть собственные традиции праздничного оформления встречи Нового года, свои типичные старинные обычаи, связанные с праздником и, конечно, свои необычные подарки, которые принято преподносить друг другу. Чем ярче выражена эта праздничность в городском ландшафте, тем выше у города шансы стать объектом туристской привлекательности. Характерными особенностями праздничного пространства являются временные рамки, ограниченные праздничным временем. На это время падает максимум покупок. Так, на время праздников главные площади европейских городов превращаются в празднично украшенное торговое пространство. В Петербурге – это площадь Искусств и площадь Островского, превращающиеся в аутлеты и спаччи (spacci di fabbrica) – торговые точки, продающие товары напрямую от производителя. Всё оформление праздничного пространства (украшения, специальные временные постройки, символические атрибуты и пр.) «работает» на праздничную атмосферу и соответствует типу праздника. Каждый праздник имеет свои сопряженные с пространством правила, свою структуру, эстетику. Это пространство создается – «сочиняется», стилизуется, украшается, наряжается. Праздничное пространство связано с игрой. И игра, и искусство, обладают общим свойством – решение предлагается не в практической, а в условной, знаковой сфере. Городская площадь, сцена театра или концертного зала, арена цирка, экран кинематографа, пространство храма, а в последние годы и торгово-развлекательного центра. Все они по форме и функциям являются обособленными, выгороженными, освященнымисобственными правилами игровыми пространствами, которые служат туристскими ресурсами. Менеджеру культурного туризма, управляющему туроператорской деятельностью в сфере событийных туров, необходимо иметь представление о существующих видах праздничных событий и их классификации. Так, например, Е.В. Николаева выделяет следующие семантические конфигурации современного городского праздника: «шествие», «народное гуляние», «ярмарка», «зрелище» и соответствующие им городские пространства праздника: улица, площадь, мост, клуб, гипермаркет. В её же классификации присутствует такой признак, как степень вовлеченности субъектов праздничного пространства: творец, зритель, участник, комментатор, летописец [Николаева Е.В. К типологии современного городского праздника (от праздника Мифа к мифу Праздника)// Праздник в пространстве современной городской культуры: Материалы Всеросс. конф. – Екатеринбург, 2009. С.44-51]. Типология городского праздника, понимаемая как классификация на основе наиболее существенных признаков, делит праздники по принципу социально-политическому на государственные и неофициальные, по принципу социокультурному: на религиозные, профессиональные; коллективные и личные; традиционные и новые – спонтанные или «насажденные»; спортивные; музыкальные, театральные; этнические; рекламные. Кроме того существует классификация на основе ранга и масштаба праздника, его массовости, зрелищности. Можно выделить праздники элитные и праздники демократичные. Примером первого типа являются Праздники Высокой моды, примером второго – массовые лыжные марафоны, такие как Birkebeinerlopet - гонки биркебейнеров – ежегодные соревнования по лыжам в Норвегии. Профессия менеджера культурного туризма предполагает его знания в области основных, включаемых в туры событий, видов и форм культурно-массовых мероприятий. Концерт (итал. concerto, лат. concertus), проходящее в закрытом помещении или на открытом воздухе – open-air (на площадях, стадионах, полях и т.п.) массовое зрелищное мероприятие с участием хореографических, эстрадных и рок-коллективов. Количество зрителей на больших концертах доходит до 500 000 человек. Этот вид мероприятий связан с демонстрацией актуальных видов культуры. Спортивный праздник – это мероприятие с использованием декораций, костюмов, спецэффектов и т.п., цель которого является рекреация человека (от лат. recreatio – восстановление). Массовый спортивный праздник кроме рекреационной функции призван выполнять воспитательную и образовательную функции. Последнее десятилетие характеризуется значительным увеличением числа проводимых спортивных соревнований и культурно-зрелищных мероприятий на стадионах и других спортивных сооружениях. Задача организаторов спортивного представления – вовлечение всех участников в ситуацию праздника, ведь процесс раскрепощения, заражения зрителя действием тоже имеют свою логику развития, свое начало и свой наивысший эмоциональный всплеск. Развитие спортивного шоу-бизнеса сегодня является перспективным направлением в деле пропаганды физической культуры, спорта, культа здоровья и культуры тела. Праздник города и улицы. День города – ежегодный праздник практически всех относительно крупных городов России, а также многих городов мира. Как правило, самый массовый по масштабу, самый большой по размаху подготовки праздник, затрагивающий всех жителей города и его гостей. В этот день проводятся праздничные мероприятия – выступления руководителей города, парады, шествия, ярмарки, праздничные концерты. Праздник обычно заканчивается фейерверками и салютом. Праздник улицы – менее масштабный, но не менее значимый для жителей праздник. По традиции на праздник улицы приглашаются все горожане. В мероприятии принимают участие талантливые творческие группы, проходит развлекательная программа, в сопровождении игр и конкурсов. Для маленьких жителей предусмотрена детская часть праздника – с сюрпризами и подарками. Для жителей города этот праздник, семантически связанный с культурой и историей города, района, улицы, является одной из популярнейших форм проведения досуга среди значительной части населения, сочетая в себе коммуникативную, культурно-просветительную и рекреационную функции. Театрализованное представление –это сценическое эстрадно-театральное действие, объединенное единой авторской мыслью, в котором объединены все виды и жанры литературы и искусства. Мероприятие может быть посвящено историко-политическим датам, общественным праздникам, творчеству поэта, художника, известного деятеля. В зависимости от темы и задач автора могут доминировать какие-то виды искусства, изобразительные приемы. Широко распространены публицистические представления, эстрадные юмористические представления, представления-ярмарки, представления-концерты и другие. Элементом городского и уличного праздника является уличный театр - театр, спектакли которого происходят под открытым небом – на улице, площади, в парке и т. п. как правило, без оборудованиясцены. Представления уличного театра всегда носят интерактивный характер: нечеткое разделение на артистов и зрителей. Зрители часто сами вовлекаются в действие. Немаловажен момент импровизации. Виды уличного театра многообразны, что, в свою очередь, приводит к невозможности строгой классификации его форм. Близкие направления – перформанс, хепенинг, флеш-моб. Принципы представлений уличных театров близки цирковому искусству, с его яркой зрелищностью, экстремальным эмоциональным воздействием на зрителя, злободневностью. Недаром в уличных представлениях так распространена клоунада. Театрализованное шествие и парад как вид общественной акции, коллективное прохождение людей по улицам и площадям, часто сопровождается проездом декорированных машин, организацией сценических площадок, интермедией в публике и другими средствами театрализации). Парад (фр. parade, исп. parada, от лат. paro) – торжественное прохождение (торжественный марш) войск или военной техники. Проводится, как правило, в дни официальных праздников, торжеств государственного и военного значения, а также после завершения крупных военных учений. Парадами также называют торжественное прохождение различных коллективов, организаций, движений или партий.[1 ↑ Парад. Большая советская энциклопедия] Карнавал (франц. carnaval, итал. carnevale, вероятно, от лат. carrus navalis – потешная колесница, корабль праздничных процессий) – вид массового народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми. Происходит главным образом под открытым небом. Праздник связан с переодеванием, маскарадами. Все происходящее во время шествия носит подчеркнуто игровой характер, основная фигура на карнавале – шут. Он задает тон и шествию и представлению, которое затем развертывается на центральной площади города. Профессиональный праздник – это торжество, которое отмечают представители определенных социальных групп в своем собственном социальном пространстве и в отличие от других общественно-государственных дней эти дни могут быть и не выходными днями. Отмечать профессиональные праздники в России уже давно стало хорошей традицией. Профессиональные праздники, прежде всего, укрепляют командный дух в коллективе, способствуют взаимопониманию и дружеским отношениям между сотрудниками. В такие дни, руководство традиционно награждает наиболее отличившихся сотрудников своих организаций Детский праздник – событие, которое позволяет ребенку не только расслабиться, встряхнуться, но и расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь подготовкой подобных мероприятий следует ориентироваться на интересы данной возрастной группы. Праздники отличает особая зрелищность, яркость и веселость. Используют различные активные формы участия детей в мероприятии, например: конкурсы, викторины, соревнования. Фестиваль – это одна из популярнейших и интереснейших форм проведения праздника. Массовый праздник, показ достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства. Проводится как в закрытых помещениях, так и на открытом воздухе (open air). К видам фестивалей относят: кинофестивали, театральные, музыкальные, балетные фестивали, рок-фестиваль, фестиваль авторской песни, джазовый, танцевальный, фестиваль этнических культур, народного искусства, детского творчества, литературный, фестиваль психологии и духовных практик и многие другие. Фольклорный праздник –мероприятия, содержащие в себенародное художественное творчество того или иного региона: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Праздник включает коллективные гуляния, хороводы, выполнение обрядов и обычаев. Фольклорные посиделки, вечёрки, календарные праздникизрелищны и эмоционально насыщены. Аукцион – это публичная продажа различных товаров, которая производится по заранее установленным правилам. Общим для всех аукционов является принцип состязательности между покупателями. В процессе борьбы между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона, который и приобретает товар. Цирковое представление (лат. circus – круг; обычно зрители располагаются по кругу) – вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление. Также цирком называется и само специальное здание для проведения этих представлений. Основой циркового искусства считается демонстрация необычного (эксцентрика) и смешного; характерной принадлежностью современного цирка является демонстрация фокусов, пантомимы, клоунады, репризы, исключительных способностей, часто связанных с риском (шпагоглотание, огнеглотание, физическая сила, акробатика, эквилибристика, прыжки), дрессированных животных. Цирковая группа может постоянно базироваться в городе и иметь определённое здание, ранее большую роль в истории жанра играл бродячий цирк. Важным культурным процессом, который необходимо учитывать в менеджменте событийного туризма, является «деприватизация» частных праздников, «национализация» локальных праздников, кросскультурная трансмиссия иностранных праздников. Городские праздники, рассматриваются как особый тип социокультурной активности жителей и гостей в большом городе. Самым актуальным в менеджменте событий является знание типологии праздников. Особое место в системе праздничной культуры как туристского ресурса занимает народный праздник, не предполагающий сторонних наблюдателей, зрителей. Однако в современных туристских дестинациях, ориентированных на привлечение туристов, этот принцип забыт. Народный праздник превращается в гуляние, включающее посторонних наблюдателей и людей, которые впервые попали в такую атмосферу. Всех этих людей, например, туристов, гуляние втягивает, вбирает в себя. [16. Будина О.Р. Город и народные традиции русских. М.: Наука, 1989. С. 98]. Народный праздник не режиссируется, в роли режиссера выступает традиция. В гулянии существуют определенные способы увеселения, поэтому обязательными его элементами являются аттракционы, показ всяких диковинных вещей и другие зрелища. Гуляние предполагает сценариста и режиссера, то есть специальных людей, которые проектируют и осуществляют действо. В массовом гулянии турист может выступать как в качестве зрителя, так и участника. Это зависит от его знания традиций и подготовленности к участию в гулянии. Пикник является распространенным видом празднования [9], у которого может быть любой повод. Пикник как форма проведения праздника пользуется популярностью в Швеции (Рождество и Новый Год в Скансене, Праздник раков в августе). Пикнику как празднику присущи не просто неформальность, но вообще отсутствие формы. Примером пикника служат распространенное у российских туристов празднование Нового года с шампанским на обочине у дороги, ведущей во французский город Дефанс. По своей сути пикником является и участие туристов в датском рок-фестивале в Роскильде. Рядом с расположенными «в чистом поле» палатками, в перерывах между концертами рок-звезд гости рок-фестиваля денно и нощно небольшими компаниями пьют пиво, закусывая его фаст-фудом. Существуют определенные правила проведения праздников. Например, место и время чаще всего регламентируются нормативными документами, а сама подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий осуществляется специалистами-профессионалами. В последние годы при планировании массовых праздников на первый план выходит учет туристских интересов, среди которых большую роль играет интерес к «местной» – локальной, региональной или национальной праздничной традиции. Однако процессы глобализации, информатизации российского общества (доступности информации о праздничных традициях народов мира), ситуация социальной и культурной турбулентности, существующая в мультикультурном и полиэтническом российском обществе, способствовали внедрению новых – инокультурных, инославных и иноэтнических праздников, какими являются Хеллоуин, День Святого Валентина. Открытость к культурам других стран привела к появлению новых форм культурно-массовых мероприятий, связанных с молодежными субкультурами, таких, например, как флэш-моб. Эти обстоятельства следует учитывать в событийном менеджменте. [?????Николаева Е.В. К типологии современного городского праздника (от праздника Мифа к мифу Праздника)// Праздник в пространстве современной городской культуры: Материалы Всеросс. конф. – Екатеринбург, 2009. С.44-51]. Еще одна характерная особенность для массового мероприятия – это перенос сценария праздника на гиперпубличные физические пространства – стадионы, парки, улицы, площади, гипермаркеты, молы и даже мосты. Например, разводные мосты Петербурга являются «главным героем» – главным туристским ресурсом города во время белых ночей. Во время динамичных празднеств (вроде авторалли, праздников на воде) и праздничных салютов и фейерверков мосты служат «театральными» балконами. Наиболее экзотическим использованием моста в качестве сценической площадки является массовый австралийский пикник, устроенный 25 октября 2009 года в австралийском Сиднее. На мосту Харбор-бридж, закрытым в этот день для движения автотранспорта и застеленным натуральным травяным покрытием, собралось шесть тысяч австралийцев для того, чтобы позавтракать. Сегодня мы становимся свидетелями того, как общество потребления порождает и поддерживает собственные ритуалы. Исчерпав ресурсы визуального и вербального соблазна, реклама обратилась к формам непосредственного взаимодействия, отчасти напоминающим традиционные ярмарки. Например, в Санкт-Петербурге ежегодно проводятся «Праздник молока», «Праздник хлеба», «Праздник мороженого», «День сладкоежки», «Фестиваль кофе и чая» и др. В отличие от ярмарки, цель подобных мероприятий заключается не в том, чтобы непосредственно продать товар, но в том, чтобы сделать его потребление элементом праздничного опыта. С позиций прагматического маркетинга, праздник позволяет привлечь и заинтересовать своей продукцией большое число потенциальных потребителей, обеспечив себе на будущее лояльность определённого процента горожан. С позиций культурологии, можно говорить о стратегии воспитания потребителей, сопоставимой с аналогичными стратегиями в религиозных и идеологически сплочённых социумах. Тем более, что многие мероприятия позиционируются как способ семейного времяпрепровождения и большое внимание уделяется организации детских игровых площадок, конкурсов и прочих развлечений. Таким образом, практики потребления интегрируются в семейную традицию и становятся частью воспоминаний, фундирующих закрепляющих жизненный опыт индивида. Современный городской праздник принимает формы хепенинга[10], стрит-арта[11] и микса потребительских практик культуры (от философских дебатов до киносеансов или трансляции оперных спектаклей под открытым небом, от «Ночи музеев» и дефиле Высокой моды до «Ярмарки меда» и «Праздника мороженого». Все эти мероприятия могут быть использованы в событийном туризме и включены в культурные программы посещения дестинаций[12]. Главной проблемой менеджмента и маркетинга является изучение туристского спроса на эти программы. Если среди самих россиян русские исконные праздники пользуются спросом, то среди туристов широкий отклик находят лишь те праздники, которые органичны культуре посещаемой дестинации[13]. Интерес к самому наследию как результату производства культурных образцов прошлого, в современном туризме уступил место интересу к творческой деятельности с участием самих туристов.
Вопросы для самоконтроля
4. Перечислите основные принципы, на которых строится праздник. 5. Приведите примеры официально-торжественных, массово-развлекательных и домашне-бытовых мероприятий используемых в культурно-событийном туризме. 6. Перечислите новые формы культурно-массовых мероприятий, появившиеся в связи с активизацией процесса информатизации общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.134.161 (0.011 с.) |