Нормативный аспект культуры речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативный аспект культуры речи



ВВЕДЕНИЕ

Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей, которым необходимо совершенствовать коммуникативные возможности. Важнейшим средством коммуникации является слово. Яркое и страстное слово во все времена, как свидетельствует история развития человеческого общества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек, обладающий риторическими навыками, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку легче установить коммуникативный контакт, а это очень важно для достижения успеха в любом деле.

Исторически сложилось так, что в нашей стране долгое время изучение русского языка было ограничено рамками средней школы. А культуре речи, как высшей ступени освоения языка, и вовсе не уделялось внимания. Количество часов, отведенных на изучение родного языка, в программе общеобразовательного учреждения в настоящее время сокращается, да и не во всех высших учебных заведениях нефилологического профиля преподается эта дисциплина. Но квалифицированным специалистом нельзя назвать человека, знания которого ограничены рамками своей специальности. В современном мире преимущество за людьми широкого кругозора и высокой культуры. А культура, в первую очередь, это грамотная и красивая речь.

Способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения – такую задачу ставит автор данного учебного пособия.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с разделом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для всех специальностей. В учебном пособии разработано содержание практических занятий, определена цель практических занятий по культуре речи, сформулированы вопросы по теоретической части дисциплины, указана учебная и справочная литература.

Основной целью практических занятий по культуре речи является формирование и дальнейшее совершенствование речевой культуры студентов.

Практические занятия предусматривают изучение следующих тем: нормативный аспект культуры речи, функциональные разновидности языка: научный, официально-деловой, публицистический стили.

Практические занятия предполагают работу:

· по обогащению словарного запаса;

· по расширению лингвистического кругозора;

· по усвоению норм литературного языка;

· по формированию коммуникативной культуры;

· по формированию навыков отбора языковых средств, в зависимости от цели и места речевого высказывания;

· по формированию навыков публичного говорения.

Структура практических занятий включает в себя:

· теоретические вопросы по изучаемым темам;

· упражнения на усвоение норм литературного языка;

· грамматический практикум;

· речевую практику;

· практику публичных выступлений.

 

 

НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

1. Нарушения норм современного литературного русского языка, пути их преодоления.

2. Правильность как качество грамотной речи.

3. Нарушения орфоэпических норм, пути их преодоления.

4. Нарушения морфологических норм, пути их преодоления.

5. Нарушения синтаксических норм, пути их преодоления.

Глагол

1. Ударение в формах прошедшего времени может стоять на основе и на окончании. Выделяются три группы слов:

а) глаголы с ударением на основе во всех формах: дуть – дул, д у ла, д у ло, д у ли; класть – клал, кл а ла, кл а ло, кл а ли и др.;

б) глаголы с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание: брать – брал, брал а, бр а ло, бр а ли; плыть – плыл, плыл а, пл ы ло, пл ы ли и т.д.;

в) глаголы с ударением на приставке во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание: зан я ть – з а нял, занял а, з а няло, з а няли; нач а ть – н а чал, начал а, н а чало, н а чали и др.

2. У кратких страдательных причастий прошедшего времени ударение в форме женского рода в одних случаях падает на окончание, в других – на приставку: а) взятый – взят а, начатый – начат а, принятый – принят а; б) в причастиях на -бранный, -дранный, -званный ударение падает на приставку: з а брана, пр о драна, пр и звана и т.п.

3. Страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов на -ировать, делятся на две группы: а) форме на - и ровать соответствует форма на - и рованный (блок и ровать – блок и рованный, заплан и ровать – заплан и рованный); б) форме на -иров а ть – форма на -ир о ванный (премиров а ть – премир о ванный, формиров а ть – формир о ванный) [12].

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите из орфоэпических словарей примеры, иллюстрирующие вариативность норм

2. Приведите примеры территориальных различий в русском литературном языке.

Рекомендуемая литература: [2, 7, 9, 15].

Практическое занятие № 2. Орфоэпическая языковая норма

Цель: закрепить орфоэпические нормы употребления языковых единиц.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятия: «язык как система», «единицы языковой системы», «языковые уровни».

2. Назовите различия между языком как системой и речью.

3. Проанализируйте функции и роль естественного национального языка.

4. Назовите из орфоэпических словарей примеры, иллюстрирующие вариативность норм.

5. Приведите примеры территориальных различий в русском литературном языке.

Задание 1. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение. Чем обусловлена постановка ударения в том или ином случае?

Винт, герб, горб, гриб, гусь, жгут, жезл, клок, крюк, пласт, плод, пруд, стержень, торт, шест, ячмень.

Задание 2. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения.

Дерзостей, должностей, жердей, кистей, крепостей, плетей, плоскостей, повестей, проповедей, скатертей, тростей, шалостей, щелей.

Задание 3. Пользуясь словарями, расставьте ударение. Выделите слова, имеющие варианты ударения. Объясните различия между вариантами: смысловые, стилистические, равноправные. Для смысловых вариантов укажите значение каждого варианта, для стилистических – принадлежность к литературному (книжному) стилю или разговорно-просторечному, профессиональному.

1. Апостроф, асимметрия, исковые (заявления), вязанка, столяр, договор, позвонишь, ходатайство, газопровод, красивее, прикус, усугубить, маркетинг, колледж, торты, премировать, вредны, джинсовый, квартал, начал, средства, орган, запломбировать, отраслей, некролог, километр, каталог, выборов, углубить, партер, созыв, хвоя, эксперт, атлас, правы, видение, танцовщица, намерение, надолго, облита, предложить, зелена, недуг, зазвонит, добыча, украинский, диспансер, продали, квартал, забронировать, изложить, баловать, тесны, лгала, одновременно, уведомить, подростковый, иконопись, ирис, бензопровод, ракушка.

2. Премировать, бомбардировать, красивее, сироты, прожил, догмат, некролог, памятуя, свекла, черпать, угольный, феномен, искра, жалюзи, щавель, областей, атлас, шасси, упрочение, войти в избу, позвонит, каталог, много должностей, языковая система, творог, нет гриба, анализ крови, вероисповедание, задолго, нет угля, быть в чести, ржаветь, плесневеть, украинец, сваты, облегчить, менеджмент, умерший, новорожденный, положил, красивее, маркетинг, подростковые, оптовый, вынести золу, танцовщица, предложить, искра, смотреть заворожено, бледны, торты, профессоров, все замерло, плохи, принята, колледж.

3. Обеспечение, гербовые, исчерпать, годны, завсегдатай, закупорить, индустрия, казаки, валовой, жалюзи, досками, брала, откупорит, политый, туфля, скатертей, годны, изогнутый, занялся, маркировать, ломота, пролитый, облегчить, генезис, избалованный, звонит, джинсовый, вероисповедание, свекла, ходатай, феномен, хаос, премировать, мизерный, усугубить, принудить, блокировать, видение, ракушка, украинский, разбалованный, средства, туфля, пломбировать, намерение, лавровый, языковая (колбаса), кремень, коклюш, оптовый, газопровод, названый (брат), кухонный, одновременно, танцовщица.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Приведите примеры изменения орфоэпических норм литературного языка в последние десятилетия.

2. Проанализируйте роль орфоэпической нормы в современной речи.

Рекомендуемая литература: [2, 7, 9].

 

 

Практическое занятие № 3. Нарушение грамматических норм и пути

Вопросы для самоконтроля

1. Трудные случаи определения рода у имен существительных, склонение фамилий, употребление фамилий при двух лицах.

2. Особенности склонения существительных в форме Р.п.

Рекомендуемая литература: [2, 7, 9].

Практическое занятие № 4. Морфологические языковые нормы

Цель: отработать навыки применения морфологической языковой нормы: сложные случаи определения рода существительных, склонение фамилий, закрепить особенности склонения некоторых существительных.

Контрольные вопросы

1. Изменение морфологических норм литературного языка в последние десятилетия.

2. Перечислите трудные случаи определения рода у имен существительных, склонения фамилий, употребление фамилий при двух лицах.

3. Назовите особенности склонения существительных в форме Р. п.

Задание 1. Согласуйте в роде с несклоняемыми именами существительными имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени, образовав их от неопределенной формы глаголов в скобках.

Вариант 1. 1. Он дал очень коротк… интервью журналисту. 2. Повесили занавески из бел… (тюль). 3. Артисты совершили последн… в этом году турне. 4. Мой братишка – больш… недотрога, а сестренка – больш… плакса. 5. По радио передали важн… коммюнике. 6. Красив… бра (создавать) дополнительное освещение. 7. Городск… АТС (увеличить) количество абонентов. 8. Обвиняемый предъявил стопроцентн… алиби. 9. Солнечн… Баку (утопать) в зелени. 10. Она не заметила, как натерла огромн… мозоль на ноге.

Вариант 2: 1. Избран… жюри (просмотреть) всю программу. 2. Они заключили между собой двусторонн… пари. 3. Бывш… подмастерье теперь (стать) инженером. 4. Дв… колибри привлекли внимание орнитолога. 5. В зоопарке я видел красив… (лебедь) и бойк… шимпанзе. 6. Легков… такси идет быстрее грузов…. 7. На ринге (работать) французск… рефери. 8. На испанце (быть) надет… широкопол… сомбреро. 9. Ровн… широк… шоссе (связать) поселок с городом. 10. «Тайм» (опубликовать) интересную статью.

Вариант 3: 1. Огромн… возище с сеном (застрять) на проселочной дороге. 2. Получили ценн… бандероль. 3. Нужно предусмотреть определен… (пен…) за просрочку платежей. 4. Окна закрывали современн… жалюзи. 5. Актер надел небольш… пенсне в золотой оправе. 6. Была объявлена песня «Розов… фламинго». 7. Огромн… ручища (опуститься) на плечо. 8. В ресторане (оказаться) изыскан… меню. 9. Кофе был… чуть тепл…. 10. Эсперанто был… создан… около ста лет назад.

Вариант 4: 1. Оперу «Кармен» написал… велк… Бизе. 2. Впереди показал…сь величествен… Гималаи. 3. Мода – это и удивительн… ноу-хау, и выгодно… вложение капитала. 4. Больш… зал… был… освещен…. 5. В концерте (принимать) участие (извест…) трио. 6. Сегодня РИА передал… важное сообщение. 7. Чили был… открыт… Магелланом в 1520 году. 8. Английск… МИД направил… телеграмму министру иностранных дел Македонии. 9. Нов… ставень (ставня) тихонечко закрыл… 10. Мо… импресарио настаива…, чтобы для концерта привезли нов… рояль.

Вариант 5: 1. У входа девушка оставила сво… маленьк… сабо. 2. Наряд красавицы составлял… ярк… бикини. 3. В Багдаде я учился в больш… медресе. 4. Неподалеку стоял… заброшен… ранчо. 5. Установлен… эмбарго был… нарушен…. 6. На нас смотрел… забавн… гризли. 7. Справедлив… рефери начал… отсчет. 8. Этим летом среди молодежи особенно популярн… был… регби. 9. На грядках рос(ла) заморск… кольраби. 10. Авторитетн… жюри (возглавить) известн… кутюрье [12].

 

Задание 2. Приведенные в скобках имена и фамилии поставьте в нужной форме.

1. Второе место жюри присудило учащемуся (Виктор Кравчук). 2. 20 мая исполняется 60 лет начальнику планово-экономического отдела (Борис Иванович Сорока). 3. «Фараон» – исторический фильм с участием (Барбара Брыльска). 4. В центре пьесы В. Чичкова «Интервью в Буэнос-Айресе» образы (Сальвадор Альенде и Че Гевара). 5. Похождения итальянского авантюриста ХVIII века (Казанова) послужили сюжетом для одного из кинофильмов. 6. Предисловие к сборнику карикатур написано главным редактором журнала (Елена Дик). 7. Открыта выставка графических работ (Сергей Павлович Майстренко). 8. В сентябре 1952 года толпы нью-йоркцев осаждали газетные киоски ради журнала «Лайф», где публиковалась нашумевшая повесть (Эрнест Хемингуэй) «Старик и море». 9. Вершиной мировой любовной лирики являются сонеты (Франческо Петрарка), посвященные его возлюбленной Лауре. 10. Фильм создан (Григорий Чухрай) [12].

Задание 3. Поставьте существительные в форму И. п. мн. ч.

Прожектор, директор, бухгалтер, инженер, конструктор, слесарь, кузов, договор, доктор, инструктор, лектор, пропуск, буфер, веер, егерь, профессор, повар, сторож, архитектор, бас, боцман, катер, клапан, лоцман, мичман, ордер, отпуск, рапорт, свитер, сектор, тенор, токарь, тополь, торт, цех, шофер, якорь, ястреб.

Задание 4. Поставьте существительныев форму Р. п. мн. ч.

Гектары, герцы, кочерга, грабли, грузины, белорусы, монголы, калмыки, помидоры, бананы, яблоки, абрикосы, баклажаны, вишни, блюдце, полотенце, щупальце, вишни, боты, носки, чулки, будни, валенки, вафли, верховья, колени, оладьи, нападки, низовья, облака, осетины, плечи, побережья, потемки, простыни, рельсы, ремесла, саперы, снадобья, сплетни, сумерки, таджики, туфли, турки, узбеки, устья, цапли, шаровары, эполеты, ясли.

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте роль морфологической нормы в современной речи.

Вопросы для самоконтроля:

1. Трудные случаи определения рода у имен существительных, склонение фамилий, употребление фамилий при двух лицах.

2. Особенности склонения существительных в форме Р. п.

Рекомендуемая литература: [5, 13].

Практическое занятие № 5. Морфологические языковые нормы.

Вопросы для самоконтроля

1. Особенности склоненияпорядковых, количественных и собирательных числительных.

2. Трудные случаи склонения числительных.

Рекомендуемая литература: [5, 6, 13].

 

Практическое занятие № 6. Морфологические языковые нормы.

Образование форм прилагательного и глагола

Цель: проанализировать особенности образования форм прилагательного, глагола, местоимения, научиться редактировать текст.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие «нормативный аспект культуры речи».

2. Назовите особенности образования форм прилагательного, местоимения, глагола.

Форма прилагательного зависит от категорий рода, числа, падежа существительного, к которому оно относится. Ошибки встречаются в употреблении полной и краткой форм и при образовании сравнительной степени.

Задание 1. Образуйте краткую форму прилагательных.

Откровенный, неприкосновенный, современный, ценный, возвышенный, угнетенный, благоустроенный, искренний, низменный, болезненный, ответственный, бесчувственный, медленный, свойственный, бодрый, быстрый, смуглый, рыхлый, мокрый, щедрый, кислый, острый, светлый, теплый, хитрый, гордый.

Задание 2. Образуйте превосходную степень прилагательных.

Способный, высокий, краткий, близкий, тесный, красивый, счастливый, умный, важный, известный.

Задание 3. Поставьте глаголы в форму 1 л. ед. ч. настоящего/будущего времени. Проанализируйте, какие глаголы не имеют данных форм по фонетическим причинам, а какие по смысловым.

Мерить, лазать, победить, выздороветь, колесить, убедить, рассветать, прекратить, ездить, пылесосить, стонать, угораздить, разлететься, дудеть, вечереть, очутиться.

Задание 4. Дайте стилистическую оценку употреблению глагола одеть; если необходимо, исправьте предложения.

1. Зима одела землю снегом. 2.На мебель были одеты чехлы. 3.После завтрака он одел сына и вышел с ним на улицу. 4.Мать, больная гриппом, при кормлении грудного ребенка должна одевать марлевую повязку из четырех слоев марли. 5. Причину аварии удалось установить: наладчик Конурин неправильно одел наконечник на трубку [5].

Задание 5. Исправьте речевые недочёты. Объясните причины их появления.

Вариант 1. Наш город красивый в любое время года. Он был способный выполнить самую трудную задачу. Наш преподаватель химии кажется более образованнее. Когда он приехал в Новосибирск, он не нашёл там Кравцова. Какая-то птица села на ветку, и с неё посыпался серебряный дождь. Он посмотрел на неё задумчивыми глазами. Наиболее высочайшие здания в мире в городе Нью-Йорке. Учёные описали более пятиста языков бесписьменных народов. Обои девочки были очень хорошенькие.

Вариант 2. Белые соцветия каштана были подобные свечам на праздничных елках. Я нашёл этот справочник у меня в кабинете. Петя способен и его обязательно нужно тренировать. Аргументы Шмелева менее весомее. Учитель был очень интересным человеком и много рассказывал о его жизни. У ней совсем не было времени. Этот фильм более интереснее, чем тот, который мы смотрели вчера. Неотложная помощь была оказана семиста тридцати пяти пациентам во время эпидемии. На обеих коленях были царапины.

Вариант 3. Наш интерес к медицине вполне понятный. Женщина была очень полна, так как тяжело болела. Я видел Анатолия в своём доме много раз. Я знаю, что был обязанный это сделать, но у меня не хватило сил. Дедушка пришёл на концерт послушать выступление его внука. Весь народ боролся с захватчиками, они верили, что победа близка. Ейное предложение было неуместно. Будет более лучше, если ты выполнишь мою просьбу. Около полтора часа прошло с тех пор. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте. Среди двадцать одного студентов группы четыре были отличниками.

Вариант 4. Виталий Борисович был очень похожий на своего старшего брата. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут ещё вялее. Костя был безумно радый приезду мамы. Нина застала дворецкого у себя в комнате. Добрыня сидит на своем коне, и грива его развевается по ветру; он готов к бою. У ней не было ни кола ни двора. На ихней стоянке ярко горел костер. Самый наибольший вред наносит человеку курение. До начала экзаменов осталось всего около полтора учебного месяца. Метель не утихала в течение троих суток [7].

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте роль синтаксической языковой нормы в современном русском языке.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Образование краткой и превосходной степени прилагательного.

2. Особенности употребления глаголов в форме 1-го лица ед. ч.

Рекомендуемая литература: [5, 6, 13].

Практическое занятие № 7. Синтаксические языковые нормы.

Согласование определяемого слова и определения, подлежащего

Вопрос для самоконтроля

Согласование определяемого слова и определения, подлежащего и сказуемого, однородных подлежащих.

Рекомендуемая литература: [4, 5].

 

 

Практическое занятие № 8. Синтаксические языковые нормы

 

Цель: научиться применять синтаксическую языковую норму в случаях согласования определяемого слова и определения, подлежащего и сказуемого, однородных подлежащих.

Контрольные вопросы

Дайте характеристику видам языковых норм. Проанализируйте согласование сказуемого и подлежащего – слово или сочетание слов со значением количества, а также подлежащие – однородные члены предложения.

Задание 1. В следующих примерах согласуйте определение с определяемым словом. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

1. Я люблю конькобежный и лыжный спорт... 2. Золотая и серебряная медал... были вручены российским легкоатлетам. 3. Исследовалась работа установки в переходном и аварийном режим... 4. Строительство первой и второй очеред... было закончено в срок. 5. В той и другой команд..., казалось, господствовал культ атлетизма. 6. Затылочная и теменная кост..., расположенн... в черепной коробке, находятся рядом. 7. Сценарий был написан не стихотворным, а прозаическим текст... 8. То на северной, то на западной трибун... вспыхивали бурные аплодисменты. 9. В комнате стояли два небольш... стола, три красн... кресла и две высок... тумбочки. 10. Две лопнувш... струны издали жалобный звук. 11. За истекш.. три месяца план был перевыполнен. 12. Последн... три слова были приписаны рукой Сергея. 13. Два письма, отправленн... давно, затерялись. 14. Три прибора, изготовленн... разными фирмами, перед нами. 15. Две нов... столов... открыты в августе. 16. Три бабушкин... шали сохранились до сих пор. 17. Необыкновенн... голос и дикция актера позволили ему стать ведущим артистом театра. 18. Прочитанн... роман и повесть стали предметом из спора. 19. Молод... береза и осина склонились друг к другу. 20. В комнате стояли коричнев... комод и шкаф. 21. Мне хочется посмотреть хорош... фильм или спектакль. 22. На тарелке лежат сочн... яблоко и груша. 23. Занятия кружка будут вести опытн... хирург или терапевт. 24. В качестве гостей на конференции присутствовали представители зарубежн... медицины и биологии [12].

Задание 2. Поставьте сказуемое в нужной форме. Объясните свой выбор.

1. В конкурсе участвовал... тридцать один школьник. 2. Три скамейки стоял... у стены. 3. Два часа пробежал... незаметно. 4. Большинство произведений поэта посвящен... теме любви. 5. Сто экземпляров книги был... раскуплен... в тот же день. 6. Из всего тиража был... раскуплен... только сто экземпляров книги. 7. Множество поломанных пластмассовых стульев был... разбросан... по стадиону. 8. Множество галок сидел... на проводах. 9. Множество молодых специалистов работа...т по специальности. 10. Много молодых специалистов работа...т по специальности. 11. Мало молодых специалистов работа...т по специальности. 12. Из выпуска этого года сто два человека устроил...сь на работу. 13. Из выпуска этого года сто один человек устроил...ся на работу. 14. После окончания техникума продолжил... обучение пятнадцать выпускников. 15. Немного выпускников школ мо...т себе позволить учиться на платной основе. 16. Дождь со снегом ш... не переставая. 17. Ш... дождь со снегом. 18. По приблизительным подсчётам церковь посеща...т треть жителей Латвии. 19. Большинство произведений Куприна заканчива...тся трагично. 20. В течение трёх последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно обращал...сь в вышестоящие инстанции. 21. Ровно в шесть часов вечера прозвучал... одиннадцать выстрелов. 22. В нынешнем году в столице открыл...сь десять новых школ. 23. Три школы закрыт... и три переименован.... 24. Для этого танцевального коллектива несколько фабрик шь...т костюмы.

Задание 3. Поставьте сказуемое в нужной форме. Объясните свой выбор.

Вариант 1. 1. Большинство приехал... в четверг. 2. Только меньшинство отряда выбрал...сь из леса. 3. Ряд отечественных кинокартин, например «Мимино», «Подранки» и др., с успехом демонстрировал...сь на различных фестивалях. 4. Большинство приятелей, знавших их отношения, во всем обвинял... Лукина Александра. 5. Большинство установок был... направлен... на Грозненский нефтеперерабатывающий завод. 6. Ряд исследователей, занимающихся этой проблемой, полага...т, что Уральская складчатая система через Новоземельскую геосинклиналь продолжается далее на восток. 7. Часть отряда занял... позицию на этом берегу. 8. Бóльшая часть выступавших не согласил...сь с докладчиком. 9. Подавляющее большинство электората в этот день отправил…сь на свои дачные участки. 10. Большинство пассажиров пользу...тся услугами агентств воздушного флота.

Вариант 2. 1. На выставке экспониру...тся более тридцати различных моделей, каждая из которых – точная копия корабля. 2. В санях сидел... четыре мужика и баба. 3. Три молодых дерева раст...т под моим окном. 4. В Измайлове стро...тся десять 12-этажных домов. 5. Двадцать два различных решения был... принят... в Якутии по отсрочке платежей в Пенсионный фонд. 6. Незаметно промелькнул... десять дней. 7. По стенам навешан... был... несколько картин. 8. Все пять студентов пришл... вовремя. 9. Несколько разведчиков погибл... в этой рискованной операции. 10. Немало наших учеников готовил...сь в Архитектурный институт, поступил... в него и теперь работа...т по специальности.

Вариант 3. 1. Живым организмам одинаково необходим... влага и тепло. 2. Текст рукописи строится так, чтобы совершенно четко усматривал...сь взаимосвязь и соподчиненность отдельных ее частей. 3. Установка нового и реконструкция действующего оборудования вед...тся одновременно. 4. Меня мучил... не голод, а жажда. 5. Старинным песням присущ... замечательное богатство и разнообразие ритмического строения. 6. Каждый шаг, каждое движение причинял... раненому сильную боль. 7. Ни топот копыт, ни звон колокольчиков не разда...тся больше на опустевшей дороге. 8. Для иллюстрации на рисунках показан... схема и общий вид машины с полным комплектом оборудования. 9. Исчезл... ревность и досада (А.С. Пушкин). 10. Расход материала и вес деталей уменьшен... в два раза [11].

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте и запишите особенности употребления однородных членов предложения и предлогов.

Вопрос для самоконтроля

Согласование определяемого слова и определения, подлежащего и сказуемого, однородных подлежащих.

Рекомендуемая литература: [4, 5, 13].

Практическое занятие № 9. Синтаксические языковые нормы

 

Цель: научиться применять синтаксическую языковую норму в случаях употребления однородных членов предложения и предлогов.

Контрольный вопрос

Назовите особенности употребления однородных членов предложения и предлогов.

Рекомендации по употреблению однородных членов предложения

1. В ряд однородных членов предложения нельзя включать видовые и родовые понятия: В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель.

2. Нельзя не употреблять разные предлоги: Мы были в кино, парке и на стадионе.

3. Не сочетаются как однородные члены имя существительное и неопределённая форма глагола. Нельзя говорить: Я люблю английский язык и решать примеры.

Управление предлогов

1. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор употребляются с Д. п. (не с Р. п.): согласно расписанию (не расписания), вопреки предсказанию.

2. При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Поэтому нежелательны выражения: вследствие предстоящего отъезда (отъезд еще только предстоит и нельзя говорить об его последствиях); благодаря болезни (едва ли можно благодарить за болезнь).

3. Нельзя заменять предлоги из, за, в (прийти из университета, варенье из вишни) предлогами со, с, по, на (прийти со школы, варенье с вишни).

Запомните написание: по приезде, по отъезде, по приходе, по выполнении, по окончании, по заключении! Предлог по может употребляться с местоимениями 1-го и 2-го лица в форме П. п.: скучаю по вас, скучали по нас [11].

Задание 1. Отметьте неправильное употребление однородных членов предложения и предлогов. Объясните свой выбор.

1. Больным давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины. 2. Ваш рацион должен включать различные фрукты и овощи. 3. На стройку завезли стройматериалы, рабочих, бетон, лес. 4. В срок сданы жилые объекты, документация на них, квартиры на сотрудников. 5. Ураган разрушил жилые постройки, пляжные домики, ангары для катеров. 6. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 7. Жильцы требовали ликвидировать неполадки и сделать ремонт. 8. Организована производственная практика студентов на заводах, промышленных объектах и фирмах-производителях стройматериалов. 9. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии. 10. В соревнованиях приняли участие представители разных вузов города: строительный университет, экономическая академия, железнодорожный университет. 11. На улицах города, площадях, переулках, скверах, учреждениях была развёрнута широкая реклама. 12. Назойливая реклама в магазинах, транспорте, на улице раздражает.

Задание 2. Оцените правильность употребления предлогов и беспредложных конструкций, отредактируйте предложения.

1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Редакция получила много откликов по этому произведению. 3. Статья написана по той же теме. 4. Сомнительны показатели по использованию электроэнергии. 5. Началась подготовка по проведению выборов. 6. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 7. План по выпуску цветных металлов не выполняется. 8. Мать скучает за своего сына. 9. Равнодушие руководителей за судьбу подчинённых вызывает возмущение. 10. Эти факты говорят за то, что качество образования оставляет желать лучшего. 11. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 12. Аспирант должен предоставить отчёт в проделанной им работе. 13. Родина нашла своего героя: ветеран войны удостоен высокой наградой. 14. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 15. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 16. Любой родитель беспокоится за своего ребёнка [5].

Задание 3. Проанализируйте употребление оборотов с предлогами кроме, помимо, наряду, вместо и др. Устраните ошибки, объясните свое решение.

1. В медпункте будут проводиться противогриппозные уколы, кроме освобожденных врачом. 2. Помимо большого экономического эффекта работы выполнены с высоким качеством. 3. Вместо отчета о работе Иванов организовал пикник. 4. Наряду со всеми положительными качествами Петров был еще и прекрасный спортсмен. 5. Подобно многим другим его произведениям, идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет. 6. Вместе со всеми школами по общей программе проводятся экзамены в школах рабочей молодежи. 7. В период кризиса наряду с безработицей и резким снижением заработной платы занятых в производстве рабочих сокращаются и урезываются пособия по безработице и по болезни. 8. Кроме материальных потерь, гроссмейстер находился еще в сильном цейтноте [5].

Задание 4. Объясните ошибки в сочетании однородных членов предложения.

1. Перед нами сборник коротких, но правдивых новелл. 2. Шопену казалось, что в этом крупнейшем центре европейской музыки, литературы, культуры он сможет добиться достойного признания. 3. Лаборатория пополнилась приборами, установками и молодыми специалистами. 4. Для того чтобы удобнее было конспектировать лекцию, следует использовать различные вспомогательные приемы: 1) оставлять в тетради поля; 2) подразделять запись; 3) опытом оправдан прием сокращения слов в записи. 5. Занятия будут проводить научные работники, агрономы, лесоводы, ботаники, энтомологи и другие специалисты. 6. Теперь можно перейти к очень необходимой и нужной проблеме. 7. За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школы, больница, а также драматический театр и библиотека [12].

Вопросы для самостоятельной работы

1. Роль синтаксической языковой нормы в случаях употребления однородных членов предложения и предлогов.

2. Употребление причастных оборотов.

Рекомендуемая литература: [5, 13].

 

Вопрос для самоконтроля

Употребление причастных и деепричастных оборотов, применение норм управления.

Рекомендуемая литература: [5, 13].

 

Практическое занятие № 11. Лексические языковые нормы

Цель: проанализировать лексические языковые нормы: правильность, точность, логичность. Рассмотреть критерии отбора лексических средств.

Контрольные вопросы

1. Назовите параметры устной и письменной речи.

2. Охарактеризуйте коммуникативный аспект культуры речи.

Лексические нормы языка – это нормы словоупотребления, которые предполагают выбор правильного значения слова, его стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Игнорирование хотя бы одного из этих критериев может привести к нарушению точности речи.

Точность как коммуникативное качество речи предполагает, во-первых, знание значений слов, закрепленных за ними в системе языка; во-вторых, умение оформлять и выражать мысли адекватно предмету или явлению действительности. Среди причин, приводящих к нарушению точности речи, можно отметить следующие.

1. Непонимание значения слова

1.1. Употребление слов в несвойственном им значении.Ошибки возникают при употреблении как знаменательных, так служебных частей речи без учета их семантики, например: Пришлось одолжить у приятеля сто рублей. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

1.2. Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика): «Слово о полку Игореве» было написано за пятьдесят лет до нашествия татаро-монгольского ига.

1.3. Смешение паронимов. Паронимы (от греч. para – рядом и onyma – имя) – близкие по звучанию слова с разным лексическим значением: адресат (лицо, для которого предназначено сообщение) адресант (отправитель сообщения). Паронимы бывают: префиксальными (приставочными), суффиксальными, корневыми. Члены паронимических пар обычно сочетаются с разными словами, например, прилагательное сытный сочетается с неодушевленными существительными (сытный ужин, суп), а прилагательное сытый – с одушевленными (сытый ребенок).

! От паронимии следует отличать парономазию – художественно-стилистичес-кий прием, состоящий в преднамеренном столкновении паронимов в одном высказывании: «Меня тревожит встреч напрасность, что и ни сердцу, ни уму, и та не праздничность, а праздность, в моем гостящая дому» (Е. Евтушенко).

1.4. Фразеологическая и синтаксическая контаминация. Контаминация – объединение (скрещение) двух словосочетаний, в результате которого образуется искаженная ненормированная конструкция: играть значение (из иметь значение и играть роль), улучшить уровень (из повысить уровень и улучшить качество) и др.

2. Нарушение лексической сочетаемости. Лексическая сочетаемость слова это его способность соединяться с другими словами. Лексическая сочетаемость определяется значением (семантикой) слова, его стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. д. Наиболее частая ошибка – смешение элементов книжного и разговорного стилей, например: авиаторы опыляют лес, студенческий стро



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.12 с.)