Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и классификация организационной культуры.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Организационная культура — это система разделяемых трудовым коллективом ценностей, убеждений, верований, норм, традиций, которые определяют соответствующий стереотип, поведения людей в сфере трудовой деятельности. Организационная культура выражает уровень социальной интегрированности и профессиональной зрелости трудового коллектива в процессе достижения целей организации. Как отмечает В.А. Спивак, организационная культура — «это среда, атмосфера, в которой мы пребываем, все, что нас окружает, с чем (и кем), мы имеем дело на работе». Каково операциональное содержание организационной культуры? Специалисты не дают однозначного ответа на этот вопрос. По-видимому, это объясняется тем, что организационная культура и связанные с ней представления о ценностях не являются жесткими понятиями, как, например, структура организации, стратегия или бюджет организации. Организационная культура — это синтез ценностей (убеждений), знаний и практических действий. В данном случае нам ближе точка зрения Стефана Роббинса [Bobbins, I996], который выделяет семь ключевых характеристик, в совокупности составляющих операциональную структуру организационной культуры: 1) индивидуальная автономия — уровень ответственности работников, их самостоятельности и возможности проявления инициативы; 2) структуризация деятельности — степень регламентированности трудового процесса (т. е. наличие всевозможных правил, инструкций и положений), уровень прямого контроля за трудовым поведением работника; 3) поддержка — насколько руководители разных уровней оказывают помощь своим подчиненным и каковы их взаимоотношения; 4) идентификация — насколько работники отождествляют себя с организацией, насколько они включены (и мотивированы) в достижение целей организация; 5) вознаграждение — в какой мере формы вознаграждения за труд (повышение заработной платы, премирование; продвижение по службе) основываются на критериях трудовых достижений работников и стимулируют трудовую активность; 6) конфликтность — уровень конфликтности в среде работников, между рабочими группами, способы разрешения конфликтов, терпимость к разным взглядам и мнениям; 7) рискованность — насколько работники стимулируются быть настойчивыми, инновационными, смело идущими на разумный риск в решении производственных задач. Непосредственно познаваемы лишь те характеристики организационной культуры, которые материализуются в каких-либо формализованных, осязаемых видах. То, что относится к субъективным представлениям о ценностях, остается в тени, иногда неосознанно или недоосознанно, и практически сильно влияет на поведение работников. В связи с этим организационную культуру можно образно представить в виде айсберга, у которого, как известно, имеются видимая и невидимая (подводная) части (рис. 38).
Миссия, цели и задачи организации
Рис. 38. «Айсберг- организационной культуры
Видимая часть «айсберга» выражает открыто (формализованно) фиксируемые элементы культуры, такие как официально провозглашаемая философия, миссия, цели и задачи организации, структура, технология, стиль управления персоналом, система оплаты и стимулирования труда, различного рода общественные мероприятия, процедуры и ритуалы. Невидимая часть включает многочисленные неформальные аспекты жизни организации: неписаные, но общепринятые правила, нормы, традиции поведения, межличностного общения, отношения к труду, собственности и организации в целом. Совершенно очевидно, что эффективность организационного культуротворчества будет определяться тем, насколько менеджменту удастся образовать сильный, с высоким мотивационным потенциалом взаимоувязанный блок из элементов видимой и невидимой частей «айсберга». Как правило, крупные организации с разветвленной структурой имеют одну общую, доминирующую культуру и некоторое количество субкультур. Доминирующая культура выражает ключевые ценности, которые разделяются большинством членов организации. Когда говорится о культуре конкретной организации, то имеется в виду именно ее доминирующая культура. Это макровзгляд на культуру который и придает особенность каждой организации. Субкультуры возникают на уровне отдельных филиалов или подразделений организации. Для крупных компании проблема соотношения доминирующей культуры и субкультур приобретает особое значение. Одной из операциональных форм измерения организационных культур является их естественное деление на сильные и слабые. Сильная культура характеризуется тем, что ключевые ценности организации воспринимаются персоналом более глубоко и охватывают наибольшее число людей. Другое деление — деление на высокие и низкие культуры. В отличие от понятий «сильная» и «слабая культура», которые, по существу, выражают количественную сторону влияния на, персонал, понятия «высокая культура* («продвинутая») и «низкая культура* {«примитивная») выражают качественное содержание организации. Если понятия сильной и слабой культуры отвечают на вопрос о том, как, с какой силой, глубиной составляющие содержание культуры ценности воздействуют на персонал, то понятия высокой и низкой культуры отвечают на вопрос, какие именно ценности лежат в основе культуры организации. Они могут быть прогрессивными и эффективными, основанными на последних достижениях науки управления, или устаревшими, рутинными, сдерживающими эффективность производства. Компании с высокой культурой характеризуют следующие общие черты: • динамичность, ярко выраженная склонность к действиям, быстрому реагированию на изменение окружающей среды; • стремление быть как можно ближе к потребителям, максимальное использование их идей относительно улучшения качества продукции и обслуживания; • предоставление работникам большой самостоятельности в решении производственных задач, поощрение предпринимательства, новаторства и разумного риска на рабочих местах; • создание атмосферы творческого сотрудничества и доброжелательности среди персонала, уважение личности и человеческого достоинства; • использование стиля управления, при котором акцент делается не на внешнем контроле за деятельностью работников, а на делегировании функций и самоконтроле; • повышение качества трудовой жизни, обеспечивающееся крупными инвестициями в человеческий фактор: обогащение функционального содержания труда, улучшение условий труда, создание материальных возможностей использования внерабочего времени; • культ учебы и повышения квалификации работников; • простая система управления и скромный по численности управленческий персонал.
Процесс формирования и условия изменения организационной культуры. Логика становления культуры организации. В современной парадигме менеджмента сформулированы два фундаментальных принципа современного поведения организации: )) обеспечение мирового класса качества продукции и услуг, повышение организационной ответственности за это за счет резкого возрастания гибкости, непрерывных инноваций и улучшения производимых продуктов и услуг; 2) осознание того, что люди — «главная машина» любой компании, а не только «взаимозаменяемые части корпоративной машины». Только люди компании могут сделать ее преуспевающей, и лояльность людей может быть завоевана через новый вид социального контракта. Хотя развитие организации часто связывается со структурными и технологическими изменениями, в конечном счете, не они решают проблему, а люди и качество их трудовых отношений. Не случайно крупнейшая японская компания «Мацусита Дэнки» в качестве своего девиза взяла слова: «Прежде чем производить продукцию, "Мацусита" готовит способных людей». Традиционно культура закладывается основателем (или руководителем) организации. У него собственное видение того, какой должна быть организация. Так, взгляды Т. Уотсона относительно места научных исследований в развитии компании, продуктовой инновации, фирменной одежды сотрудников и материального стимулирования до сих пор являются важными элементами организационной культуры «IBM». Инновационная и рисковая культура «Полароида» является прямым отражением взглядов Э. Лэнда. Приверженность «Макдональдса» к ценностям качества, быстрого обслуживания и чистоплотности была заложена Р. Кроком. Главные усилия современного менеджмента направлены на формирование сильной культуры организации, определяющей ее успех в изменяющихся условиях. Логика становлений организационной культуры проиллюстрирована графической моделью на рис. 39.
Рис. 39. Модель становления организационной культуры
В философии ПХС конкретизируются основные ценности, которые служат для сотрудников и руководителей всех уровней образом жизни и направляют их деятельность. Философия получает свое развитие в формировании миссии организации, отвечающей на следующие вопросы. Кто мы? ü Социальная организация, в которой сотрудники могут свободно проявлять и развивать свои способности. ü Производитель продукции для рынка. ü Конкурент других производителей, ставящий своей целью удерживать, расширять и развивать собственный рынок. ü Социальный институт, учитывающий интересы всего общества. ü Часть рыночного хозяйства. ü Создатель экологически чистых продуктов и способов производства. Чего мы хотим? ü Предоставлять услуги (перевозки, ремонт и др.) с максимально возможной надежностью, регулярностью и пунктуальностью. ü Работать с учетом последних достижений науки и техники. ü Встать в один ряд с лучшими фирмами, основываясь на нашей компетенции, технической точности и постоянной готовности к обслуживанию. ü Гарантировать социальную защиту сотрудников. ü Быть надежными, порядочными партнерами. Как мы это делаем? ü Наша этика проявляется в наших действиях. ü Менеджеры готовы нести ответственность за отношения к партерам по рынку, общественности и экологии (отношение менеджеров к внешней среде). ü Менеджеры готовы нести ответственность за работников предприятия и вкладчиков капитала (отношение менеджеров к участникам деятельности ПХС). ü Восприятие социальных и научно-технических инноваций осуществляется с определенной скоростью (быстро, медленно, равнодушно) — отношение менеджеров к социальным и технологическим переменам в обществе. ü Менеджеры готовы (или не готовы) к риску (отношение менеджеров к неопределенности и риску в предпринимательской деятельности). Очевидно, что философия ЛХС определяет мораль ее деятельности (в широком плане — мораль бизнеса). Два подхода к морали ПХС. Неоклассический либерализм (Мильтон, Фридман и А. Смит) утверждает, что свободное предпринимательство в рамках правового и общественного порядка государства внесло наибольший вклад в подъем благосостояния. Преследование фирмой собственных целей приводит к общему подъему хозяйства. В связи с этим главная задача менеджеров — обеспечить интересы собственника. Если к этому приобщаются моральные аспекты, то неизбежно разрушение его интересов. Сторонники морального аспекта в деятельности ПХС выдвигают свои аргументы. Законодатель (государство) ввиду многообразия и изменчивости хозяйственной деятельности не может разработать совершенную систему норм и правил и построить разветвленную систему надзора за соблюдением норм. Это противоречит тенденции отхода от авторитарности в управлении (усиление авторитарности) и тем самым затрудняет деятельность ПХС в сфере учета коллективных интересов. Важный аспект необходимости учета моральных факторов в деятельности ПХС состоит в том, что она при функционировании не только обеспечивает прибыльность, но и ведет к ряду внеэкономических последствий (психологических, социальных и др.). Эти побочные явления не должны оставаться без внимания. Поскольку все решения по деятельности ПХС принимают люди, обладающие определенной моралью и этикой, то существуют основания для применения этических норм в философии ПХС. Ценности и убеждения. Жизнеспособность производственно-хозяйственной системы зависит не только от организационной формы или административного умения, но и от совокупности ценностей и убеждений, привлекательности этих убеждений для всего коллектива. Любая организация, чтобы выжить и добиться успеха, должна обладать солидной системой убеждений и ценностей, из которой она исходит в своей политике и деятельности. Совокупность убеждений (табл. 15) и ценностей, формируемая руководителями, проистекает как из общефилософских и реалистических ценностей менеджеров, так и из представлений других участников деятельности предприятий (сотрудников, держателей акций, рыночных партнеров и др.).
Таблица 15 Корпоративная система убеждений
Источниками системы убеждений в ПХС служат: · общегуманистические: классическая философия, религиозные идеи, западный гуманизм; · общественные: конституционный порядок, хозяйственный уклад, социальный порядок; · корпоративные: интересы сотрудников, интересы рыночных партнеров, интересы собственников. В качестве корпоративных ценностей обычно превозносятся: · вера в превосходство фирмы (компании); · убежденность в важности любых частностей, малых дел для хорошего выполнения работы; · вера в значимость человека как личности; · приверженность высшему качеству и обслуживанию; · убежденность в том, что большинство членов ПХС — новаторы, надо только создать условия для реализации творческого потенциала (оборотная сторона этой веры — готовность поддержать); · признание важности неформального общения сотрудников. По мнению экспертов по управлению, преуспевающие компании отличаются хорошо продуманной системой убеждения; хуже работающие ПХС либо не имеют системы непротиворечивых убеждений, либо воодушевляют лишь целями, выраженными в количественной форме (доход, прибыль, дивиденды, показатели роста). Следовательно, формирование системы ценностей и наполнение ее реальными делами — самое главное, что должны делать руководитель и его команда. Поведение руководства оказывает сильнейшее влияние на формирование организационной культуры. Системы убеждения преуспевающих фирм имеют несколько общих черт. Во-первых, ценностные установки почти всегда выражены в качественной, а не в количественной форме. Причина такого положения кроется в том, что конкретные финансовые цели могут вдохновить на результативную работу менеджеров верхнего уровня управления, но редко вдохновляют и делают интереснее жизнь сотен и тысяч людей на нижних уровнях руководства, тех, кто создает, продает и обслуживает продукцию. Не случайно показатель прибыльности для отдельного работника не имеет значения. Когда упоминаются финансовые цели, они 'почти всегда характеризуются неопределенностью и никогда — точностью. Во-вторых, постоянное стремление воодушевить людей, находящихся на самом низком уровне управления. В-третьих, выявление главного противоречия в системе ценностных установок и нацеленность на их разрешение. Это главная функция руководителя. Дело в том, что любой бизнес всегда представляет собой сгусток противоречий между общественными целями и личными, групповыми интересами людей, формальными и неформальными отношениями, ориентацией на задания и людей и т. п. В-четвертых, хотя самые плодотворные убеждения формируются весьма абстрактно, многие руководители, реализуя их, делают упор на детали, способствующие реализации убеждений. Например, если провозглашена идея превосходства, тактическим шагом в ее реализации является убеждение делать любое дело лучше, чем в другой ПХС. В-пятых, руководитель должен обладать двумя противоположными свойствами: быть лидером в области идей на самом высоком уровне абстракции и мастером (профессионалом) в определенной сфере деятельности. Как лидер он обязан формировать ценности, идеи, убеждения и пробуждать энтузиазм у десятков и тысяч людей, но прививать зги ценности он должен непосредственно своими делами. В-шестых, формирование единой команды наверху руководства. Верхний уровень руководства (команда) должен задавать тон. Реализуя главные ценности, команда действует согласованно. Организации с высокой культурой, как правило, имеют строгие критерии отбора кадров. Отбор кадров — это процесс, когда фирмы ищут и находят нужных себе людей и люди выбирают себе фирму среди множества других, Найти хорошего работника — значит обеспечить соответствие между человеком и работой, а также между личностью и организацией, т. е. при найме на работу компанию не только интересуют уровень образования, квалификация или потенциальная возможность кандидата профессионально выполнять определенную работу, но и ценностные ориентации кандидата насколько они соответствуют ценностям и принципам, принятым в компании. Компания отбирает преимущественно тех работников, которые разделяют ключевые ценности организации и расположены работать так, как того требует организационная культура. Социализация персонала. Провозгласить деловую философию компании недостаточно, нужно соответствующим образом закрепить ее в сознании работников. Даже при хорошей организации отбора новых кадров их представления о культуре компании не полны. Именно новые молодые работники потенциально наиболее склонны нарушать правила и нормы, установленные в организации, поэтому организация должна помочь им адаптироваться к условиям ее культуры. Этот процесс адаптации называется социализацией. Он представляет собой процесс становления личности работника путем присвоения им элементов культуры организации, усвоения ее ценностей. Концептуально социализация может быть выражена как процесс, состоящий из трех последовательных стадий: 1) предварительной; 2) контактной; 3) метаморфозной (преобразовательной). Первая стадия включает все виды предварительного ознакомления нового работника с организацией до официального оформления его на работу. На второй стадии новый работник уже сам понимает, что реально представляют собой организация, работа, трудовой коллектив, насколько его ожидания совпадают с реальностью. На третьей стадии постепенно происходят относительно долговременные изменения: новый работник овладевает квалификацией, осваивает новые роли, корректирует свое поведение применительно к ценностям и нормам рабочей группы и организации в целом. Адаптация завершается, когда работник начинает испытывать удовлетворенность и организацией, и-своей рабочей группой, и своей работой. Закрепление организационной культуры. Культура организации закрепляется через различные формы воздействия на работников, в частности через легенды, ритуалы, материальные символы и др. Легенды отражают историю. Они основаны на изменениях, происходящих на предприятии, и в закодированной форме передают унаследованные ценностные ориентации. Легенда — это вид устного предания, распространяющегося среди членов трудового коллектива, о каких-либо замечательных событиях, фактах, случаях из жизни компании. Позитивные факты положительно воздействуют на укрепление организационной культуры, негативные — отрицательно. Ритуалы — это совокупность последовательно повторяющихся действий, церемоний, сопровождающих практическую реализацию ключевых ценностей компании и составляющих внешнее оформление этой реализации. В положительных случаях ритуалы являются сценическими постановками, имеющими основополагающее значение. Ритуалы символизируют убеждения, играющие существенную роль на предприятии. Большое значение имеют материальные символы культуры организации. Компании бывают разные: прогрессивные, консервативные, динамичные, агрессивные и т. д. Каждая по-своему улучшает свою организационную культуру и мотивирует своих работников, Внешний вид и обустройство территории, здания, мебель, форма одежды сотрудников и многое другое — все это материальные символы, помогающие закрепить культуру организации. Условия изменения культуры организации. Изменение условий хозяйствования вызывает необходимость разработки, новой стратегии, которая в свою очередь требует изменения культуры организации. Большинство усилий по изменению организационной культуры терпит неудачу по трем причинам. Во-первых, люди не желают или не могут перестраиваться, менять стереотип своего поведения. Это естественно, ибо любое изменение затрагивает статус-кво работника, порождает дискомфорт, неопределенность, требует от работника дополнительного напряжения сил. Во-вторых, работники просто не понимают необходимости изменений, потому что руководители не обеспечивают персонал соответствующей информацией. В-третьих, изменения могут носить кратковременный характер. Работа по совершенствованию организационной культуры предполагает последовательное решение трех задач в следующей последовательности: 1) комплексный анализ сложившейся организационной культуры по всем структурным элементам, что позволит выявить сильные и слабые стороны культуры, факторы, их определяющие, и степень соответствия культуры современным требованиям; 2) разработка эталонной модели организационной культуры, основанной на ценностях, нормах и принципах, вытекающих из требований новой стратегии организации; 3) создание механизма практической реализации эталонной модели, включающего комплекс мероприятий по социализации трудового коллектива в условиях нового культурного пространства.
Литература: 1- 8. Вопросы для самопроверки: 1) Определите понятие неформальной организационной культуры. 2) Приведите модель становления организационной культуры. 3) Что такое философия ПХС, ее политика? 4) Есть ли мораль у бизнеса? 5) Назовите факторы закрепления организационной культуры.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.156.91 (0.013 с.) |