Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Понятие «информация» и «документ»↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Документ, способы документирования Рабочая тетрадь студента
Москва 2006
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ Документ, способы документирования Рабочая тетрадь студента для специальностей:
Москва 2006
Рабочая тетрадь студента (РТС) составлена на кафедре документоведения
Составитель: канд. исторических наук, проф. Кузнецова Т.В.
УТВЕРЖДЕНО Протокол заседания От 30.10.2006 № 4
© Российский Государственный Гуманитарный Университет, 2006
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Понятие «Документ», способы документирования и материальные носители информации – первые вводные разделы курса «Документоведение». Их изучение показывает эволюцию понятия «документ», его расширение, с развитием науки и техники, многообразие способов закрепления информации. Документ – объект изучения курса «Документоведение». Растущее значение информации и документов в XX веке, появление научных дисциплин, предметом изучения которых стали информация и документ, различное понимание и толкование этих терминов в специальной литературе потребовали закрепления этих понятий в ГОСТах и законодательных актах. Поэтому студенту, приступая к изучению курса, следует прежде всего уяснить ключевые понятия – «информация» и «документ». Внесение указанных тем в первую рабочую тетрадь студента по курсу «Документоведение» вызвано также слабой освещенностью этих разделов в документоведческой литературе, необходимостью при их изучении собирать фактический материал, разбросанный в специальной литературе по смежным научным дисциплинам. Рабочая тетрадь рассчитана прежде всего на студента, не всегда имеющего возможность пользоваться библиотеками, укомплектованными всей специальной литературой. В рабочую тетрадь включён обзорный материал по разделам «Понятие информации и документ», «Способы документирования» и «Материальные носители информации» с указанием по ходу текста заданий, которые помогут студенту глубже усвоить эти разделы курса. В тетради даны также выдержки из федеральных законов «Об информации, информатизации и защите информации» и «О бухгалтерском учёте», из которых он должен будет выписать и запомнить основные понятия дисциплины. Кроме того, в тетрадь включена подборка интересных сведений, дополняющих знания о материале и орудиях письма. Полностью и правильно заполненная тетрадь свидетельствует о проработанности темы, глубине освоения её студентом и может служить основанием для освобождения от сдачи данного раздела курса на экзамене. Рекомендуемые источники и литература Обязательные источники - Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ. - Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. - ГОСТ 16.487-83. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - Словари русского языка. Обязательная литература 1. Илюшенко М.П., Кузнецова Т.В., Лившиц Я.З. Документоведение. Документ и системы документации. Учебное пособие.– М.: МГИАИ, 1977. С.9-13, 23-32. 2. Истрин И.А. Возникновение и развитие письма.– М.: Наука, 1965, с. 11-14, 58-77, 91-95, 109-122, 142-151. 3. Черепнин Л.В. Русская палеография.– М.: Политиздат, 1956. С.3, 92-111, 138-150. Дополнительные источники - ГОСТ 6.10.4-84 УСД. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения. - ГОСТ 6.10.1-88. Унифицированные системы документации (УСД). Основные положения. - ПР 50-733 - 93. Основные положения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации Российской Федерации. Дополнительная литература 4. Кондратов А. М. Книга о букве. – М.: Сов. Россия, 1975. С.13-20, 126-129, 158-165. 5. Рейсер С. А. Палеография и текстология нового времени. – М.: Просвещение, 1970.с. 7-10, 70-81. 6. Розен Б. Я. Чудесный мир бумаги. – М.: Лесная промышленность, 1986.с.7-60. 7. Ф.Фолсом. Книга о языке. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1977. 158 с. Тема 2-3. Способы документирования и материальные носители информации Текстовое документирование Первым способом запечатления мысли явилось слово. Слово передавало общее представление человека об окружающем мире. Однако слово как средство запечатления имеет существенные недостатки. Являясь средством передачи мысли, оно ограничено расстоянием и кратковременно. Уже в глубокой древности человек пытался преодолеть эти недостатки. Для передачи сообщений на расстояние применялся язык костров, барабанов и иных сигнальных средств. Этот беспроволочный телеграф достигал высотой степени совершенства. Язык барабанов характерен для индейцев Южной Америки, народов Африки. В глубокой древности появились и так называемые предметные письма, или символы. Например, на Суматре в знак дружбы посылали соль, в знак гнева, вражды—перец; у славянских народов поднесение хлеба и соли означает знак приветствия и дружбы. Вспомните и запишите, какие ещё способы бездокументной передачи информации вы знаете ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Широкое применение для передачи информации имели шнуры с узлами. Например, депеши племен Южной Америки инков – кипу – «письма», написанные узелками на веревочке. Ряды разноцветных шнуров (их число доходило до 200) привязывались к главной веревке. Все имело свое значение в этом письме: цвет шнуров, число узлов, их форма, расстояние друг от друга. Точно прочитать такое послание довольно сложно, у индейцев существовали специальные люди, владевшие «грамотой». Письменность как средство закрепления информации появилась в искусстве и была связана с эстетическими потребностями человека. Самым древним рисункам, дошедшим до нас от людей каменного века, 40 – 60 тыс. лет. Смысл их и сегодня во многом неясен. Вопрос происхождения и развития письма – один из сложнейших вопросов культуры. Письмо прошло несколько ступеней развития[1]. Первая ступень – пиктографическое письмо (картинно-синтетическое, 8 – 6 тыс. лет до н.э.). Пиктографическое письмо характеризуется обобщенностью запечатления, оно передает целые сообщения, графически не расчлененные на отдельные слова. Источник формирования пиктограмм–первобытное искусство, период, когда первобытные рисунки стали применяться не только для познания мира, но и для коммуникативных целей, т. е. передачи каких-либо сообщений и для закрепления их во времени. С помощью пиктограмм записаны длинные истории и даже целые поэмы. Например, индейское племя делаваров записало с помощью пиктограмм свой эпос «Валум-олум». У любого народа, стоявшего на уровне первобытнообщинного строя, существовало «рисунчатое письмо». Языком рисунков пользовались многие народы нашей страны, не имевшие письменности, вплоть до начала ХХ века. Язык рисунков нельзя читать. Информацию, написанную пиктограммой, можно лишь толковать на любом языке, понимая общий смысл. Эту возможность пиктографического письма передавать информацию на любом языке стали широко использовать в ХХ веке, когда расширились связи народов всего мира. Пиктографическое письмо в настоящее время применяется в изображении товаров на вывесках магазинов и мастерских, условных знаках на погонах, гербах и т. д. Целые инструкции о порядке пользования различными приборами стали «писать» в картинках, чтобы эту информацию понял покупатель в любом уголке мира. Самым ярким примером использования пиктографического письма сегодня могут служить компьютерные программы, рассчитанные на использование в любой стране земного шара. Пиктографические картинки подсказывают вам, какое действие вызывает нажатие на ту или иную кнопку. Зарисуёте одну-две пиктограммы.
Вспомните и запишите встретившиеся вам в повседневной жизни случаи передачи информации в виде пиктограмм ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ответьте на вопросы: 1. В чём достоинство пиктографического письма? 2. В чём недостатки пиктографического письма? 3. Чем вызвано распространение пиктографического письма в наши дни? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вторая ступень – идеографическое (логографическое) письмо. В этом типе письма отдельные знаки передают уже слова. Настоящее письмо, т. е. письмо, передающее звуковую речь, появляется при зарождении классового общества. Его первые образцы дают нам древние цивилизации Египта и Двуречья. В логографическом письме изобразительные знаки для конкретных предметов остались картинками. А для передачи общих понятий использовалась слова со сходным звучанием. Например, по-египетски «ласточка» и «большой» звучат одинаково. Знак «ласточка» стал передавать оба эти значения. Если не было близко звучавшего конкретного слова, то на помощь приходила образность. Например, «энергичный»–выходящий из сердца, «щедрость» – протягивающий руки, «прохладный»–сосуд с льющейся водой. С помощью таких предметных знаков стало возможно записать любой текст. Для того, чтобы различить значение данного знака (например, «дом» или «выходить») стали ставить над ним специальный значок–детерминатив, т. е. так называемый ключ. Эти знаки сами не читаются, а лишь указывают, как прочесть основной знак. Рисунки древних писцов со временем постоянно упрощались и превратились в условные значки – иероглифы. Для названия имен, стран и т. д. стали применять третий тип знаков – фонетические знаки. Многие слова в египетском языке состоят из одного слога. Эти иероглифы стали применять и для записи слогов. В клинописи Двуречья происходила аналогичная постепенная схематизация знаков, пока они не превратились в клинья. В Китае традиции древнего иероглифического письма живы до сих пор. Логографические знаки используется и в настоящее время (знаки доллара, фунта стерлингов и т. п.). Достоинством логографического письма является его большая емкость (компактность), так как знак это целое слово. Для передачи одного и того же текста требуется в 4 раза меньше знаков, чем русских слов. Например, = 3. Недостаток этого способа запечатления мысли–в трудности передачи абстрактных понятий и имен, многознаковости языка, его консервативности. Зарисуйте несколько логограмм
Ответьте на вопросы: 1. В чём достоинство логографического письма? 2. В чём недостатки логографического письма? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите известные вам случаи передачи информации логографическим способом ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Третья ступень – слоговое письмо. В этой системе письма каждый знак равен слогу (например, ассиро-вавилонская, урартская письменность, письмо майя, корейская, японская письменность, индейское слоговое письмо). Письменность, построенная на слоговой системе, имеет от 35–40 до 200–300 знаков. Древнейшие слоговые знаки возникли во II тысячелетии до н. э. в шумерском письме из логограмм. Четвертая ступень – буквенно-звуковое письмо. Возникло из слогового во II тысячелетии до н. э. Появление буквенно-звукового письма имело огромное значение для развития мировой культуры. Буквенное письмо делится на консонантно-звуковое (передает только согласные) и вокализованно-звуковое – передает как согласные, так и гласные. О происхождении вокализованно-звукового письма до сих пор идут научные споры. Но наиболее распространено мнение, что оно создано греками на базе слогового письма. От греческого алфавита ведут происхождение почти все последующие вокализованно-звуковые системы мира. Возникшее на основе греческого алфавита, латинское письмо послужило основой для большинства современных систем письма. Ответьте на вопрос: Есть ли преимущества буквенно-звукового письма перед другими способами текстового документирования? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Первоначальное славянское письмо в период формирования у славян племенного строя представляло собой простейшие знаки типа «черт и резов». В VII – VIII вв. славяне, как и другие народы, заимствовали греческое письмо, преобразованное в протокирилловское. С конца IX в. существовали две аз буки–глаголица и кириллица. По своему алфавитно-буквенному составу кириллица и глаголица почти совпадали, но начертания букв были различны. В кириллице буквы были геометрически просты, а в глаголице буквы, наоборот, были замысловаты. Очень быстро более удобная кириллица почти повсеместно вытеснила глаголицу. Этому способствовало и стремление государства к унификации письма. Выпишите в виде сравнительной таблицы начертания нескольких букв кириллицы и глаголицы
В дальнейшем русское письмо (в отличие от западноевропейского) почти непрерывно развивалось. До XVIII в. развитие шло стихийно, а с начала XVIII в.– в порядке государственных реформ. Реформами 1707–1710 гг. были исключены буквы, заимствованные из греческого алфавита и не нужные при передаче славянской речи «пси», «кси», «омега», «юс», «ферт», «земля», «иже»[2]. В связи с введением нового правописания и новой орфографии в 1917–1918 гг. были исключены буквы – i, фита, ижица, ять. В 1935 г. были введены буквы «й» и «ё». Можете выписать начертания букв, исключённых из русского алфавита. ________________________________________________________________________________________________________________________________
Претерпела значительные изменения и графика русского письма. Древнейшим первоначальным типом почерка был устав, при котором каждый буквенный знак как бы рисовался, буквы имели четкие квадратные архитектурно-геометрические формы, писались перпендикулярно строке. В XIV в. возникает новая форма–полуустав, когда геометрически архитектурный принцип нарушается, появляется кривизна, наклонность бука, остроконечность. В полууставе много сокращений, выносных букв. Появление полуустава – результат стремления ускорить процесс написания документов. В XIV в. возникает и декоративное письмо – вязь. На смену полууставу приходит скоропись, для которой характерно совмещенное изображение соседних букв. В XVIII в. скоропись отличается введением гражданского шрифта и нового алфавита, она продолжает развиваться в гражданской письменности XIX–XX вв. Завершающим этапом является современное письмо. Ответьте на вопрос: в какой вспомогательной исторической дисциплине изучается развитие графики письма? _______________________________________________________________
С изобретением пишущей машины появляется машинопись как способ текстового документирования. Во второй половине XIX в. (с 1867 г.) началось промышленное изготовление пишущих машин. Первые модели под названием «Ремингтон» получили широкое распространение прежде всего в управленческом аппарате. Машинопись быстро вытеснила ручные способы при окончательном оформлении документа и копировании. Однако и в настоящее время ручное текстовое документирование остается распространенным способом первоначального составления документа. Ответьте на вопросы: 1. Когда была изобретена пишущая машина? 2. Какие изменения в документирование внесло изобретение пишущей машины? 3. Как внедрение пишущих машин повлияло на состав служащих канцелярий? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Так как человек говорит в 5–6 раз быстрее, чем пишет, издавна у разных пародов появилась естественная потребность ускорить запись речи, упростив письмо. Так появилась стенография – скоростное письмо, ведущееся при помощи особых кратких знаков и по быстроте превосходящее обычное письмо в несколько раз. Скорость в стенографической записи приобретается за счет краткости знаков, сокращения и пропуска элементов слов, слитности написания слов и словосочетаний. Скорость стенографической записи доходит до 120 и более слов в минуту. Стенография была известна в Древней Греции в 350 г. до н. э. и Древнем Риме в I в. до н. э., причем римская система стенография применялась до XI в. Современные системы стенографии сложились первоначально в Англии в XVII в. (геометрическая и курсивная). В СССР в 1933 г. была принята единая государственная система стенографии (ГЕСС, курсивная, морфологическая), в основу которой положена стенография, разработанная доктором физико-математических наук Н. Н. Соколовым. Ответьте на вопрос: в каких случаях применяется стенографирование сегодня? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка преподавателя ______________ Материал для письма. Большое влияние на графику письма оказывали материалы для письма. В древности в Средней Азии материалом для письма служила глина. На. глиняных табличках писали заостренными палочками, что обусловило клинообразные формы знаков (клинопись). Кроме глины для письма применялась кожа, дерево, камень, на котором письмена высекались. Каменные столбы, плиты, стены и скалы использовались, главным образом, для монументальных надписей государственного значения. В Египте также широко применялись надписи на стенах пирамид, дворцов, храмов, на саркофагах. Однако основным материалом письма в Египте стал папирус, отличавшийся портативностью, легкостью. Ломкость папируса определила форму древних документов–свиток. Писали на папирусе заостренными камышовыми кисточками. В сирийском городе Пергаме было организовано производство нового материала для письма – пергамента, представлявшего собой особо выделанные кожи телят, овец, оленей. В Китае древнейшие памятники письменности выполнены на черепаховых щитах, костях, бамбуковых дощечках, шелке. На шелке писали волосяными кисточками специальной тушью, что также оказало влияние на графику китайского письма. В Китае во II в. н. э. была изобретена бумага, широко распространившаяся во всем мире и вытеснившая другие материалы для письма. На Руси материалом для письма был пергамент (до XII в. привозной, с XII–XIV вв. было развернуто собственное производство). Ответьте на вопрос: кому приписывается изобретение бумаги и когда? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для бытовой переписки применялась береста (берестяные грамоты были найдены во время археологических раскопок в Новгороде в 1950 г.). С XIV в. получает распространение бумага. Орудиями для письма на пергаменте и на бумаге был гусиные перья, реже–лебединые и павлиньи. В середине XIX в. получили распространение стальные перья. Письмо и письменность приняли на себя запечатление звуковой речи и сохранение содержащейся в ней информации о явлениях объективной действительности. Письмо стало устойчивым средством запечатления и передачи информации. Текстовое документирование получило самое широкое распространение. С его помощью документируется деятельность государственных учреждений, предприятий, общественных организаций, коммерческих фирм, частных предприятий и отдельных лиц. Но среди огромного количества документов, создаваемых в процессе деятельности человека, в связи с бурным развитием научно-технического прогресса, все большее место начинают занимать другие виды документирования. Новые носители информации В середине ХХ века в связи с огромным ростом объема информации остро возросла необходимость механической ее обработки, хранения и поиска. Однако для введения информации в машину или механизации поиска необходимых данных приходится преобразовывать информацию из формы, понятной человеку, в форму, «понятную» машине. Механизированный способ обработки и поиска информации основан на использовании устройств механического, электромеханического и др. способов действия. Такие устройства не могут воспринимать, хранить и разыскивать информацию, зафиксированную обычным способом – текстовым, техническим, фонодокументированием и т. п. Для перевода информации в форму, понятную машине, были созданы специальные материальные носители: перфокарты, перфоленты, микрокарты, рулонные микропленки, на которых данные фиксировались специальными условными обозначениями. Перфокарта представляет собой карточку из плотной бумаги или пластического материала, на котором проставляются отверстия или вырезы. Впервые перфокарта была применена в 1740 г. для управления ткацким станком. Всевозможные данные можно обозначить на перфокарте заранее обусловленными комбинациями отверстий. Данные так же можно зафиксировать на рулонной перфоленте. На микрокартах и рулонной микропленке данные заносятся в виде комбинации черных и белых прямоугольников, уменьшенных посредством микрофотокопирования. В наиболее быстродействующих системах механизированного поиска информации последняя фиксируется различным намагничиванием специальных диаков, барабанов, магнитных лент, замыканием строго определенных участков сложной системы электроцепей. Таким образом, при механизации обработки информация воспроизводится в виде физических состояний: отверстий, черных н белых прямоугольников, отдельных намагниченных участков, соединенных н разъединенных проводников и т. п. Однако для прочтения человеком информации, обработанной машиной, требуется снова преобразовать ее в вид, пригодный для визуального восприятия. Третья четверть XX века характеризуется быстрым внедрением и развитием вычислительной техники. Появляются термины «машино-ориентированный документ», «документ на машинном носителе», «машинограмма» и другие, определения которых записывается в стандартах[8]. Быстрое распространение компьютеров и увеличение количества документов, создаваемых средствами вычислительной техники, делает необходимым издание в 1984 г. ГОСТ 6.10.4-84 Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Таким образом, документы на новых носителях активно вошли в нашу жизнь. Выпишите определение документа на машинном носителе из ГОСТов 6.10.1-88 и Р 51141-98. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответьте на вопросы: 1. Какие вы знаете новые носители информации? 2. Имеют ли электронные документы юридическую силу? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка преподавателя __________________________
Приложение 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Принят Государственной Думой 25 января 1995 года Статья 2. Термины, используемые в настоящем федеральном законе, их определения В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия: информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов; документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать; информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации; информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы; информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах); информация о гражданах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность; конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации; средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий — программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию; собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами; владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом; пользователь (потребитель) информации — субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ Ноября 1996 года № 129-ФЗ Принят Государственной Думой 23 февраля 1996 года
Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года Приложение 2 Предметные письма Возникновение письменности относится к глубокой древности. Система писем, которая существует в наше время, появилась далеко не сразу. В древности люди вместо писем посылали друг другу различные предметы. Греческий историк Герадот, живший в V в. до н.э. рассказывает о письме скифов персидскому царю Дарию. Скифский гонец отнёс Дарию в дар «птицу, мышь, легушку и пять стрел». Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, «что ему ничего другого не поручено, как отдать их и тотчас воротиться; персы сами, ежели они умны (так сказал он), уразумеют, что такое гласят сии дары»[10]. Дарий так понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы – военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость. Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал «письмо»: «Если вы, о персы, не улетите в небо, сделавшись птицами, или не спрячетесь в землю, обратясь в мышей, или не броситесь в озёра, сделавшись лягушками, то не возвратитесь назад и будете побиты сими стрелами»[11]. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Предметные письма-символы известны и сегодня. Например, встреча хлебом-солью, трубка мира, на Суматре женщины в знак ссоры посылают перец и т.д. Законы на камне Наиболее важную информацию человек всегда пытался запечатлеть на материале, гарантирующем её сохранность. Древнейшие записи человечества сохранились на камне. На камнях встречаются записи астрономических наблюдений, летописи сражений и даже медицинские рецепты. Стены древнейших египетских пирамид внутри покрыты высеченными или нарисованными красной краской иероглифами с рассказами о деяниях фараонов. В начале ХХ века во время раскопок древней столицы Персидского царства – Сузи, были найдены обломки каменного столба. Когда столб восстановили, получилась слегка усечённая колонна высотой 2,25 м. диаметром 1,9 м. внизу и 1,65 м. вверху, покрытая надписями. Расшифровка показала, что это вавилонские законы (законы царя Хаммурапи) 18 в. до н.э. Учёные предполагают, что такие столбы ставились в разных городах Вавилонии для доведения законов до всего населения страны. Документы на глине и дереве При раскопках древней столицы Ассирии Ниневии в одном из дворцов обнаружили более двадцати тысяч глиняных плиток, испещренных клинописными значками. Оказалось, что это листы документов и «глиняных книг» из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала, собранной им в XII веке до нашей эры. Документы создавались так: металлической палочкой писец выдавливал на мягких глиняных плитках клинописные значки. Чаще всего их сушили на солнце, иногда для большей прочности и сохранности обжигали. В Ниптурском храме археологи нашли огромный архив, в котором насчитывалось более ста тысяч глиняных документов. Это были главным образом записи о покупке и продаже животных, отчеты о постройке и ремонте домов, реестры расходов и доходов храма. Архив занимал 80 комнат. Изобретателями клинописи и глиняных книг были древний народ – шумеры. Глина была дешевым и доступным материалом для письма, однако глиняные документы были очень тяжелые. Для того, чтобы отправить такие письма и книги нужно было снаряжать караван верблюдов. Позволить себе это могли только цари и очень богатые люди. В поисках более легкого материала для письма человечество обратилось к дереву и металлу. В городской крепости греческого города Афины в древности хранились большие деревянные плиты и цилиндры, на которых были вырезаны тексты законов и важнейших юридических актов. Величайший памятник мирового эпоса – поэма Гомера «Эллиада» была выгравирована на свинцовых пластинках. В Индии для записи законов и важнейших государственных документов пользовались нередко медными пластинками. Широкое распространение в Древней Греции, а позднее в Риме получили деревянные дощечки, покрытые слоем воска. Буквы на воске выдавливались заостренной медной палочкой, верхний конец которой имел форму лопатки. Палочка эта называлась стиль. Чаще всего дощечками пользовались для написания писем и мелких заметок. Несколько дощечек скрепляли вместе шнурком или ремешком. Получался своеобразный вечный блокнот, так как написанное легко было стереть обратным концом стиля. В большом ходу навощенные дощечки для письма были еще и в средние века. (Из книги: Розен Б.Я. Чудесный мир бумаги.- М., 1976) Папирус Одним из древнейших материалов для письма по праву считается папирус. Папирус изготавливался из стеблей болотного растения того же названия, которое в изобилии росло в дельте реки Нил и достигало высоты 4 метров. Римской естествоиспытатель Плиний оставил подробное описание процесса изготовления из растения писчего материала. Ствол растения очищали от листьев и тонкой коры, рыхлую пористую сердцевину разрезали на длинные тонкие пластинки и вымачивали несколько дней их в воде. Затем пластинки укладывали слоями – один слой перпендикулярно другому. Полученные листы клали под пресс на несколько дней. Когда они высыхали, поверхность полировали пемзой или гладили раковинами. Края листов обрезали. Этот способ был известен египтянам уже в начале III тысячелетия до н.э. Сегодня древний способ изготовления папируса демонстрируется туристам в многочисленных лавках Каира, торгующих папирусами. На подготовленном материале для письма писали камышовыми кисточками. Древнейшие из сохранившихся рукописей на папирусе относятся к годам правления фараона Исси (середина II тысячелетия до н.э.). Так как папирус хрупок и на изгибе ломается, его сворачивали в свиток. Если для текста не хватало одного листа, листы склеивали и получали свиток нужной длины. Самый большой сохранившийся папирусный свиток «папирус Гарриса» имеет длину 40,5 метра и хранится в библиотеке Британского музея в Лондоне. Свиток, на котором была записана Илиада Гомера имел длину около 150 метров. Папирус был основным писчим материалом в течение нескольких
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.46 (0.018 с.) |