Тема 2-3. Способы документирования и материальные носители информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2-3. Способы документирования и материальные носители информации



Текстовое документирование

Первым способом запечатления мысли явилось слово. Сло­во передавало общее представление человека об окружающем мире. Однако слово как средство запечатления имеет сущест­венные недостатки. Являясь средством передачи мысли, оно ограничено расстоянием и кратковременно. Уже в глубокой древности человек пытался преодолеть эти недостатки. Для передачи сообщений на расстояние применялся язык костров, барабанов и иных сигнальных средств. Этот беспроволочный телеграф достигал высотой степени совершенства. Язык бара­банов характерен для индейцев Южной Америки, народов Африки.

В глубокой древности появились и так называемые пред­метные письма, или символы. Например, на Суматре в знак дружбы посылали соль, в знак гнева, вражды—перец; у сла­вянских народов поднесение хлеба и соли означает знак при­ветствия и дружбы.

Вспомните и запишите, какие ещё способы бездокументной передачи информации вы знаете

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Широкое применение для передачи информации имели шнуры с узлами. Например, депеши племен Южной Амери­ки инков – кипу – «письма», написанные узелками на вере­вочке. Ряды разноцветных шнуров (их число доходило до 200) привязывались к главной веревке. Все имело свое значение в этом письме: цвет шнуров, число узлов, их форма, расстояние друг от друга. Точно прочитать такое послание довольно слож­но, у индейцев существовали специальные люди, владевшие «грамотой».

Письменность как средство закрепления информации поя­вилась в искусстве и была связана с эстетическими потребнос­тями человека. Самым древним рисункам, дошедшим до нас от людей каменного века, 40 – 60 тыс. лет. Смысл их и сегодня во многом неясен.

Вопрос происхождения и развития письма – один из слож­нейших вопросов культуры. Письмо прошло несколько ступе­ней развития[1].

Первая ступень – пиктографическое письмо (картинно-синтетическое, 8 – 6 тыс. лет до н.э.). Пиктографическое письмо характеризуется обобщенностью запечатления, оно передает целые сообщения, графически не расчлененные на отдельные слова. Источник формирования пиктограмм–первобытное ис­кусство, период, когда первобытные рисунки стали применять­ся не только для познания мира, но и для коммуникативных целей, т. е. передачи каких-либо сообщений и для закрепле­ния их во времени. С помощью пиктограмм записаны длинные истории и даже целые поэмы. Например, индейское племя делаваров записало с помощью пиктограмм свой эпос «Валум-олум».

У любого народа, стоявшего на уровне первобытнообщин­ного строя, существовало «рисунчатое письмо». Языком рисун­ков пользовались многие народы нашей страны, не имевшие письменности, вплоть до начала ХХ века.

Язык рисунков нельзя читать. Информацию, написанную пиктограммой, можно лишь толковать на любом языке, понимая общий смысл. Эту возможность пиктографического письма передавать информацию на любом языке стали широко использовать в ХХ веке, когда расширились связи народов всего мира. Пиктографическое письмо в настоящее время применяется в изображении товаров на вывесках магазинов и мастерских, условных знаках на погонах, гербах и т. д. Целые инструкции о порядке пользования различными приборами стали «писать» в картинках, чтобы эту информацию понял покупатель в любом уголке мира. Самым ярким примером использования пиктографического письма сегодня могут служить компьютерные программы, рассчитанные на использование в любой стране земного шара. Пиктографические картинки подсказывают вам, какое действие вызывает нажатие на ту или иную кнопку.

Зарисуёте одну-две пиктограммы.

 

Вспомните и запишите встретившиеся вам в повседневной жизни случаи передачи информации в виде пиктограмм

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответьте на вопросы:

1. В чём достоинство пиктографического письма?

2. В чём недостатки пиктографического письма?

3. Чем вызвано распространение пиктографического письма в наши дни?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Вторая ступень – идеографическое (логографическое) письмо. В этом типе письма отдельные знаки передают уже слова. Настоящее письмо, т. е. письмо, передающее звуковую речь, появляется при зарождении классового общества. Его первые образцы дают нам древние цивилизации Египта и Дву­речья.

В логографическом письме изобразительные знаки для конкретных предметов остались картинками. А для передачи общих понятий использовалась слова со сходным звучанием. Например, по-египетски «ласточка» и «большой» звучат оди­наково. Знак «ласточка» стал передавать оба эти значения. Если не было близко звучавшего конкретного слова, то на помощь приходила образность. Например, «энергичный»–вы­ходящий из сердца, «щедрость» – протягивающий руки, «про­хладный»–сосуд с льющейся водой. С помощью таких пред­метных знаков стало возможно записать любой текст. Для то­го, чтобы различить значение данного знака (например, «дом» или «выходить») стали ставить над ним специальный зна­чок–детерминатив, т. е. так называемый ключ. Эти знаки са­ми не читаются, а лишь указывают, как прочесть основной знак. Рисунки древних писцов со временем постоянно упроща­лись и превратились в условные значки – иероглифы. Для на­звания имен, стран и т. д. стали применять третий тип зна­ков – фонетические знаки. Многие слова в египетском языке состоят из одного слога. Эти иероглифы стали применять и для записи слогов.

В клинописи Двуречья происходила аналогичная постепен­ная схематизация знаков, пока они не превратились в клинья. В Китае традиции древнего иероглифического письма живы до сих пор.

Логографические знаки используется и в настоящее время (знаки доллара, фунта стерлингов и т. п.). Достоинством логографического письма является его большая емкость (компакт­ность), так как знак это целое слово. Для передачи одного и того же текста требуется в 4 раза меньше знаков, чем русских слов. Например, = 3. Недостаток этого способа запечатле­ния мысли–в трудности передачи абстрактных понятий и имен, многознаковости языка, его консервативности.

Зарисуйте несколько логограмм

 

Ответьте на вопросы:

1. В чём достоинство логографического письма?

2. В чём недостатки логографического письма?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Запишите известные вам случаи передачи информации логографическим способом

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Третья ступень – слоговое письмо. В этой системе письма каждый знак равен слогу (например, ассиро-вавилонская, урартская письменность, письмо майя, корейская, японская письменность, индейское слоговое письмо).

Письменность, построенная на слоговой системе, имеет от 35–40 до 200–300 знаков. Древнейшие слоговые знаки воз­никли во II тысячелетии до н. э. в шумерском письме из логограмм.

Четвертая ступень – буквенно-звуковое письмо. Возникло из слогового во II тысячелетии до н. э. Появление буквенно-звукового письма имело огромное значение для развития ми­ровой культуры.

Буквенное письмо делится на консонантно-звуковое (пере­дает только согласные) и вокализованно-звуковое – передает как согласные, так и гласные. О происхождении вокализованно-звукового письма до сих пор идут научные споры. Но наиболее распространено мнение, что оно создано греками на базе слогового письма. От греческого ал­фавита ведут происхождение почти все последующие вокализованно-звуковые системы мира. Возникшее на основе грече­ского алфавита, латинское письмо послужило основой для большинства современных систем письма.

Ответьте на вопрос: Есть ли преимущества буквенно-звукового письма перед другими способами текстового документирования?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Первоначальное славянское письмо в период формирова­ния у славян племенного строя представляло собой простей­шие знаки типа «черт и резов». В VII – VIII вв. славяне, как и другие народы, заимствовали греческое письмо, преобразованное в протокирилловское. С конца IX в. существовали две аз буки–глаголица и кириллица. По своему алфавитно-буквенному составу кириллица и глаголица почти совпадали, но на­чертания букв были различны. В кириллице буквы были геометрически просты, а в глаголице буквы, наоборот, были за­мысловаты.

Очень быстро более удобная кириллица почти повсеместно вытеснила глаголицу. Этому способствовало и стремление го­сударства к унификации письма.

Выпишите в виде сравнительной таблицы начертания нескольких букв кириллицы и глаголицы

Кириллица Глаголица Название буквы
     
     
     
     
     

 

В дальнейшем русское письмо (в отличие от западноевро­пейского) почти непрерывно развивалось. До XVIII в. разви­тие шло стихийно, а с начала XVIII в.– в порядке государст­венных реформ. Реформами 1707–1710 гг. были исключены буквы, заимствованные из греческого алфавита и не нужные при передаче славянской речи «пси», «кси», «омега», «юс», «ферт», «земля», «иже»[2]. В связи с введением нового правопи­сания и новой орфографии в 1917–1918 гг. были исключены буквы – i, фита, ижица, ять. В 1935 г. были введены буквы «й» и «ё».

Можете выписать начертания букв, исключённых из русского алфавита.

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Претерпела значительные изменения и графика русского письма. Древнейшим первоначальным типом почерка был устав, при котором каждый буквенный знак как бы рисовался, буквы имели четкие квадратные архитектурно-геометрические формы, писались перпендикулярно строке. В XIV в. возникает новая форма–полуустав, когда геометрически архитектурный принцип нарушается, появляется кривизна, наклонность бука, остроконечность. В полууставе много сокращений, выносных букв. Появление полуустава – результат стремления ускорить процесс написания документов. В XIV в. возникает и декора­тивное письмо – вязь.

На смену полууставу приходит скоропись, для которой ха­рактерно совмещенное изображение соседних букв. В XVIII в. скоропись отличается введением гражданского шрифта и но­вого алфавита, она продолжает развиваться в гражданской письменности XIX–XX вв. Завершающим этапом является современное письмо.

Ответьте на вопрос: в какой вспомогательной исторической дисциплине изучается развитие графики письма?

_______________________________________________________________

 

С изобретением пишущей машины появляется машинопись как способ текстового документирования. Во второй половине XIX в. (с 1867 г.) началось промышленное изготовление пишу­щих машин. Первые модели под названием «Ремингтон» полу­чили широкое распространение прежде всего в управленческом аппарате. Машинопись быстро вытеснила ручные спосо­бы при окончательном оформлении документа и копировании. Однако и в настоящее время ручное текстовое документирова­ние остается распространенным способом первоначального со­ставления документа.

Ответьте на вопросы:

1. Когда была изобретена пишущая машина?

2. Какие изменения в документирование внесло изобретение пишущей машины?

3. Как внедрение пишущих машин повлияло на состав служащих канцелярий?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Так как человек говорит в 5–6 раз быстрее, чем пишет, из­давна у разных пародов появилась естественная потребность ускорить запись речи, упростив письмо. Так появилась стено­графия – скоростное письмо, ведущееся при помощи особых кратких знаков и по быстроте превосходящее обычное письмо в несколько раз. Скорость в стенографической записи приобре­тается за счет краткости знаков, сокращения и пропуска эле­ментов слов, слитности написания слов и словосочетаний. Ско­рость стенографической записи доходит до 120 и более слов в минуту. Стенография была известна в Древней Греции в 350 г. до н. э. и Древнем Риме в I в. до н. э., причем римская система стенография применялась до XI в. Современные систе­мы стенографии сложились первоначально в Англии в XVII в. (геометрическая и курсивная).

В СССР в 1933 г. была принята единая государственная система стенографии (ГЕСС, курсивная, морфологическая), в основу которой положена стенография, разработанная доктором физико-математических наук Н. Н. Соколовым.

Ответьте на вопрос: в каких случаях применяется стенографирование сегодня?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка преподавателя ______________

Материал для письма. Большое влияние на графику пись­ма оказывали материалы для письма. В древности в Средней Азии материалом для письма служила глина. На. глиняных табличках писали заостренными палочками, что обусловило клинообразные формы знаков (клинопись). Кроме глины для письма применялась кожа, дерево, камень, на котором пись­мена высекались. Каменные столбы, плиты, стены и скалы ис­пользовались, главным образом, для монументальных надпи­сей государственного значения.

В Египте также широко применялись надписи на стенах пирамид, дворцов, храмов, на саркофагах. Однако основным материалом письма в Египте стал папирус, отличавшийся пор­тативностью, легкостью. Ломкость папируса определила фор­му древних документов–свиток. Писали на папирусе заост­ренными камышовыми кисточками.

В сирийском городе Пергаме было организовано производ­ство нового материала для письма – пергамента, представляв­шего собой особо выделанные кожи телят, овец, оленей. В Ки­тае древнейшие памятники письменности выполнены на чере­паховых щитах, костях, бамбуковых дощечках, шелке. На шел­ке писали волосяными кисточками специальной тушью, что также оказало влияние на графику китайского письма. В Китае во II в. н. э. была изобретена бумага, широко распространившаяся во всем мире и вытеснившая другие материалы для письма. На Руси материалом для письма был пергамент (до XII в. привозной, с XII–XIV вв. было развернуто собственное производство).

Ответьте на вопрос: кому приписывается изобретение бумаги и когда?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Для бытовой переписки применялась береста (берестяные грамоты были найдены во время археологических раскопок в Новгороде в 1950 г.). С XIV в. получает распространение бумага. Орудиями для письма на пергаменте и на бумаге был гусиные перья, реже–лебединые и павлиньи. В середине XIX в. получили распространение стальные перья.

Письмо и письменность приняли на себя запечатление звуковой речи и сохранение содержащейся в ней информации о явлениях объективной действительности. Письмо стало устойчивым средством запечатления и передачи информации. Текстовое документирование получило самое широкое распространение. С его помощью документируется деятельность государственных учреждений, предприятий, общественных организаций, коммерческих фирм, частных предприятий и отдельных лиц. Но среди огромного количества документов, создаваемых в процессе деятельности человека, в связи с бурным развитием научно-технического прогресса, все большее место начинают занимать другие виды документирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.022 с.)